Научная статья на тему 'Роль маркетинговых исследований в антикризисном управлении'

Роль маркетинговых исследований в антикризисном управлении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ПРОБЛЕМЫ / КРИЗИС / РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Л. М., Иванова Е. В.

На сегодняшний день ОАО ФАПК «Сахабулт» находится в кризисной ситуации. С целью оценки, анализа и выявления потребительских предпочтений было проведено маркетинговое исследование рынка меховых изделий в городе Якутске. Были кратко сформулированы проблемы предприятия для составления рекомендаций, что помогло бы предприятию выйти из кризисной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль маркетинговых исследований в антикризисном управлении»

РОЛЬ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ

© Степанова Л.М.*, Иванова Е.В.*

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

На сегодняшний день ОАО ФАПК «Сахабулт» находится в кризисной ситуации. С целью оценки, анализа и выявления потребительских предпочтений было проведено маркетинговое исследование рынка меховых изделий в городе Якутске. Были кратко сформулированы проблемы предприятия для составления рекомендаций, что помогло бы предприятию выйти из кризисной ситуации.

Ключевые слова: маркетинговое исследование; потребители; проблемы; кризис; рекомендации.

Сегодня меховой потребительский рынок можно назвать достаточно насыщенным. Постоянно растущий спрос на меховые изделия обусловлен не только большим ассортиментом, но и возможностью приобретения их в кредит. Качество меховых изделий значительно повысилось.

Открытое Акционерное Общество «Финансово Агропромышленный комплекс «Сахабулт»» является одним из крупных местных товаропроизводителей меховых изделий в Республике Саха (Якутия). В изделиях собственного производства широко используются натуральные меха пушных зверей, шкур оленей, лошадей и крупного рогатого скота, обитающих в Республике. Ассортимент товаров насчитывает более тысячи разнообразных моделей: головные уборы, шубы, полушубки, жилеты, унты, сапоги, ботинки, домашняя обувь, кожгалантерея, кожаный полуфабрикат, сувенирная продукция и многое другое. Все изделия изготовлены из натурального сырья и имеют гарантию качества. Концерн имеет в своей структуре кожевенно-меховой цех, химические лаборатории и очистные сооружения.

Основным направлением Общества является заготовка пушнины. Концерн «Сахабулт» является одним из основных заготовителей пушно-мехово-го сырья в Республике Саха (Якутия).

Но вот уже последние несколько лет Концерн Сахабулт переживает кризис: снижается уровень объемов производства, рентабельность предприятия находится под угрозой.

Для оценки и анализа потребителей Концерна, было проведено маркетинговое исследование, с целью выявления потребительских предпочтений. Исследование было проведено в марте 2013 года, было опрошено около 200 респондентов.

* Доцент кафедры Экономики и управления производством, кандидат экономических наук.

* Студент.

Из данных ответов респондентов, было выявлено, что 45 % опрошенных предпочитают продукцию местных товаропроизводителей - ОАО ФАПК «Сахабулт» и Акционерная Фирма Художественных Промыслов «Сардаа-на». Остальная часть опрошенных (55 %) предпочитают приобретать у других производителей товаров-аналогов, в большинстве случаев, у импортных производителей: в известных магазинах города: Торнадо, Сэрбэкэ, Браво, Ванда, Ярославна, где представлен ассортимент импортной продукции.

Важно отметить, что на сегодняшний день на рынке меховых изделий производители предлагают огромное количество меховых изделий разного фасона и отличного дизайна. Импортные производители меховой продукции умело сочетают качество товара и его дизайн, оригинальность и все его эстетические качества, а Концерн Сахабулт не делает акцент на фасоне и дизайне продукции.

Если раньше покупатели считали важным цену и качество, то сейчас ситуация заметно изменилась (табл. 1). Опрос был проведен в различных торговых центрах и в меховых салонах столицы.

Таблица 1

Важность факторов при покупке меховых изделий

Показатель 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Цена 9 9 39 32 56

Качество 6 1 5 11 106

Фасон (дизайн) 16 1 10 20 98

Реклама 47 28 17 10 17

Близость магазина 68 9 14 6 19

Из табл. 1 видно, что для потребителей важны следующие показатели: качество, фасон и цена.

В маркетинговом исследовании важно было выявить отношение потребителей к Концерну: помнят ли его потребители.

Рис. 1. Потребительские предпочтения места приобретения меховых изделий

Выяснилось, что опрашиваемые предпочитают приобретать меховые изделия на рынках столицы и в меховых салонах таких как: рынок Ман-

68

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ньыаттаах (43, 60 %), Торнадо (14,80 %), Браво (4,30 %), Сэрбэкэ (11,50 %), Ванда, Ярославна (17,03 %). Стоит отметить, что многие предпочитают местных товаропроизводителей: ОАО ФАПК «Сахабулт» (18,10 %) и АФХП «Сардаана» (18,60 %). Отметим, что покупатели предпочитают импортные товары, которые продаются на рынке «Манньыаттаах» и в меховых салонах, в основном это меховые изделия из Греции, Китая.

Из проведенного маркетингового исследования можно сделать вывод, что несмотря на трудную финансовую ситуацию в концерне Сахабулт, покупатели приобретают продукцию, что говорит о доверии покупателей. Меховые изделия, производимые концерном, удовлетворяют качеством и относительно низкими ценами своих покупателей.

На предприятии существует ряд существенных проблем, которые концерн не в состоянии ликвидировать:

- Залежи нереализованной собственной продукции, произведенной в прошлые годы (нереализованные государственные заказы).

- Неэффективное использование производственных площадей.

- Отсутствие у концерна специализированных боен, где бы скот забивали и снимали шкуры, придерживаясь установленных правил.

- Проблемы по сбыту продукции.

- Отсутствие высококвалифицированного персонала.

Для улучшения кризисной ситуации в концерне были выдвинуты следующие рекомендации, при учете которых предприятие сможет вернуть утраченные позиции на рынке местных товаропроизводителей меховых изделий:

1. Сокращение производственных площадей, которые являются частью расходов предприятия (большие расходы по оплате электроэнергии);

Следует разделить концерн на отдельные предприятия, что бы каждый из них самостоятельно развивался по направлениям, по которым они специализируются:

- кожевенно-обувной комбинат;

- звероводческая ферма;

- цеха по пошиву меховых изделий, сувениров и товаров народного потребления:

- специализированные бойни.

2. Сдавать в аренду помещения для увеличения доходов предприятия.

3. Постепенная смена оборудования на более экономичное.

4. Увеличение торговых точек за счет сокращения производственных площадей.

5. Расширение ассортимента, разработка новых видов товаров, более функциональных и менее затратных, что позволит снизить цены.

6. Совершенствование и систематизация сбыта.

7. Активное участие на выставках-ярмарках, использование СМИ, в целях позиционирования продукции и предприятия.

8. Стимулировать отношения с охотниками-промысловиками.

9. Необходимо проводить постоянный мониторинг внешней среды и своевременно корректировать исполнение планов и программ.

При выполнении всех необходимых рекомендаций для внедрения данного мероприятия можно достичь следующих результатов:

- увеличить объем производства востребованной на рынке продукции;

- увеличить объем продаж;

- повысить доходы

Список литературы:

1. Маркетинговое исследование рынка меховых изделий. Полевое исследование - анкетирование. В опросе приняли участие 200 человек.

2. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sa-khabult.ru.

ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

© Узденова Д.К.*

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева,

г. Карачаевск

Надо признать, что реклама стала одной из властных структур в современном обществе, и с этим едва ли теперь можно поспорить. Остаётся только постараться ответить на вопросы, которые, в связи с данным положением вещей, стали волновать многих аналитиков и специалистов в этой области. Хорошо это или плохо? Где границы этой власти и какова её сила влияния? А, может быть, власть СМИ вовсе не имеет границ? [1].

Ключевые слова реклама, манипуляция, сознание, мышление, СМИ.

На протяжении своей истории человечество изобретало не только нужные и полезные вещи - было создано, каждый день придумывается и делается очень много совершенно бесполезного, как свидетельствует книга патентного бюро США. Есть масса предметов и открытий, созданных людьми непонятно для чего и неизвестно зачем. Вот, скажем, мяч для гольфа, подающий дымовой сигнал после соприкосновения с землей, чтобы его легче было найти. Пеленки для попугаев. Будильник, пускающий струйку воды в лицо спящего. Леска для выуживания глистов из желудка. Машинка для выдавливания ямочек на щеках. Или приспособление, позволяющее женщинам легко изменять форму живота, создавая иллюзию беременности.

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.