Научная статья на тему 'Роль малых инновационных предприятий в инновационном процессе России'

Роль малых инновационных предприятий в инновационном процессе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИЯ / ВЕНЧУРНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЕНЧУР-НЫЕ ФОНДЫ / БИЗНЕС-АНГЕЛЫ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES / INNOVATION / VENTURE ENTREPRENEURSHIP / VENTURE CAPITAL FUNDS / BUSINESS ANGELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костяев Иван Федорович, Ищенко Ольга Игоревна

Рассмотрена роль малого предприятия в инновационном процессе, проанализированы проблемы привлечения инвестиций на разных этапах его инвестирования. Отмечено, что малое инновационное предприятие является посредником, промежуточным звеном между создателем интеллектуальной собственности и крупным бизнесом. Обосновано, что стратегическим инициатором инновационного процесса может быть только крупный капитал, который формирует спрос на инновацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SMALL INNOVATIVE ENTREPRISES IN THE INNOVATION PROCESS

The article considers the role of a small enterprise in the innovation process, analyzes problems of attracting investments at different stages of its investment. It is noted that a small innovative enterprise is an intermediary, an intermediate member between the creator of intellectual property and big business. It is proved that only the big business that forms demand for innovation can be a strategic initiator of the innovation process.

Текст научной работы на тему «Роль малых инновационных предприятий в инновационном процессе России»

спекуляцией, хищением социалистической собственности и имущества граждан, нарушениями правил торговли, общежития и другими поступками, наносящими вред обществу. В тех городах, где комсомольские оперативные отряды проводили большую работу по профилактике и предупреждению правонарушений совместно с органами милиции, суда и прокуратуры,

общественности города, преступность снизилась. За активную работу члены отряда поощрялись объявлением благодарности, награждались Почетными грамотами райкома, горкома, крайкома и ЦК ВЛКСМ, УВД, а также ценными подарками и дополнительным оплачиваемым отпуском.

1. Архивное агентство администрации ф. П-1474, оп. 16, д. 5, л. 41.

2. Архивное агентство администрации ф. П-1474, оп. 22, д. 14, л. 142.

3. Архивное агентство администрации ф. П-1474, оп. 23, д. 61, лл. 12, 13, 17, 123, 140, 175, 273.

4. Архивное агентство администрации ф. П-41, оп. 20, д. 3, л. 88.

5. Архивный отдел администрации г.

Библиографический список

Красноярского края,

Красноярского края,

Красноярского края, 70, 74, 99, 102, 104,

Красноярского края,

Братска, ф. Р-148,

оп. 1, д. 135, л. 14.

6. Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО), ф. 185, оп. 14, д. 43, л. 143.

7. ГАНИИО, ф. 185, оп. 18, д. 94, л. 110.

8. Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ), ф. П-36, оп. 12, д. 141, л. 3.

9. Нефедьев Ю.А. Организация свободного времени -важный фактор в предупреждении антиобщественных явлений среди молодежи // Социальные проблемы новых городов Восточной Сибири. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1971. С.174.

УДК 005.591.6:33

РОЛЬ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ИННОВАЦИОННОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ

Л о

И.Ф.Костяев1, О.И.Ищенко2

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Рассмотрена роль малого предприятия в инновационном процессе, проанализированы проблемы привлечения инвестиций на разных этапах его инвестирования. Отмечено, что малое инновационное предприятие является посредником, промежуточным звеном между создателем интеллектуальной собственности и крупным бизнесом. Обосновано, что стратегическим инициатором инновационного процесса может быть только крупный капитал, который формирует спрос на инновацию. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: малые инновационные предприятия; инновация; венчурное предпринимательство; венчурные фонды; бизнес-ангелы.

THE ROLE OF SMALL INNOVATIVE ENTREPRISES IN THE INNOVATION PROCESS I.F. Kostyaev, O.I. Ischenko

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article considers the role of a small enterprise in the innovation process, analyzes problems of attracting investments at different stages of its investment. It is noted that a small innovative enterprise is an intermediary, an intermediate member between the creator of intellectual property and big business. It is proved that only the big business that forms demand for innovation can be a strategic initiator of the innovation process. 10 sources.

Key words: small innovative enterprises; innovation; venture entrepreneurship; venture capital funds; business angels.

Особенностью инновационного бизнеса является то, что положенные в основу этого бизнеса технологии предполагают высокий риск, большие инвестиционные издержки, длительный период освоения. Все эти показатели, по сравнению с обычным бизнесом, несоизмеримо высоки. В данном случае уровень этих показателей прямо пропорционален возможному доходу.

Отнесение того или иного бизнеса к инновационному предполагает совокупность свойств:

1. В основе бизнеса лежит продукт, который обладает новыми свойствами. Если аналогичный продукт уже есть, то представленный в бизнесе продукт должен иметь преимущества по сравнению с аналогом, т.е. иметь лучшие технические параметры, экономи-

1Костяев Иван Федорович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и финансов, тел.: (395) 242870, e-mail: ifk@econom.isu.ru

Kostyaev Ivan, Doctor of Economics, Professor of the Department of Economic Theory and Finance, tel.: (395) 242870, e-mail: ifk@econom.isu.ru

2Ищенко Ольга Игоревна, аспирант, тел.: 89501348685, факс: (3952) 405901, e-mail: ischenko_olga1608@mail.ru Ishchenko Olga, Postgraduate, tel.: 89501348685, fax: (3952) 405901, e-mail: ischenko_olga1608@mail.ru

ческий эффект или новые технологии.

2. Предприятие обладает правами распоряжения интеллектуальной собственностью.

3. Для реализации проекта необходим большой объем инвестиций.

4.Высокие риски бизнеса3.

5. При положительном раскладе доходность бизнеса высочайшая.

6. Узкий перечень выпускаемой продукции.

7. Преобладание нематериальных активов в стоимости бизнеса.

Хотя по отдельности эти признаки могут принадлежать и обычному бизнесу.

Парадоксальность ситуации в том, что крупный и средний бизнес, имеющий финансовые средства для покрытия инновационных рисков, редко принимает инновационные решения. Развитие инфраструктуры инновационного процесса определяется логикой снижения рисков субъектов инновационной деятельности.

Правительство, понимая, что пробить это сопротивление не в силах даже в госкорпорациях, обратилось к малым инновационным предприятиям (далее МИП) как одной из форм инфраструктуры коммерциализации интеллектуальной собственности [1].

Таким образом, МИПы, создаваемые при научных и образовательных учреждениях, должны снизить риски реализации инновационного процесса. В данном случае речь идет о том, что вуз и НИИ имеют слабую опытную базу, готовую, с одной стороны, максимально снизить технологические риски новаций, а с другой - минимизировать маркетинговые риски.

Необходимо акцентировать внимание на том, что к МИП относится не только тот бизнес, который производит или распространяет новую продукцию, но и тот, который использует новые технологии при производстве традиционной продукции.

Малый бизнес находится под пристальным вниманием со стороны СМИ, государственных и муниципальных органов, научных исследований.

Однако последние редко пытаются разобраться в сущности этой формы бизнеса. Наиболее ярким доказательством отсутствия научного подхода являются количественные критерии отнесения бизнеса к микропредприятиям, малым и средним [2].

Отнесение предприятий к той или иной форме бизнеса на основе количества занятых, объемов производства и т.д. не позволяет определить роль этих форм в экономике. Различение на уровне сущности позволило бы более или менее однозначно определиться в объемах налогообложения, формах и размерах льгот. Причина этого кроется в том, что принятию этого закона не предшествовали экономические исследования, определяющие особенности движения финансовых потоков в зависимости от размеров предприятия.

Не рассматривается экономистами проблема соотношения понятий «предприятие» и «капитал».

3 Риск предприятия определяется уровнями волатильности,

рентабельности или доходов бизнеса._

Вероятно, микро-предприятия обеспечивают функцию, прежде всего, социальную, а не экономическую. Снизить уровень безработицы - их призвание, и потому налоги, выплачиваемые этими субъектами деятельности, должны ограничиваться объемами социальных платежей. Разделение остального бизнеса на малый и средний должно исходить из их способности получения средств с целью расширенного воспроизводства, включая использование рынка капиталов, а не только собственных средств.

У малых предприятий, как подтверждает статистика, отсутствуют значительные источники для инвестирования собственного развития. Эта проблема возникает уже на первом этапе инновационного процесса, даже в случае если они создаются при НИИ или за счет государственных грантов. Завершение первого этапа приводит к обострению противоречий между функцией МИПа как опытного производства и определением спроса на новый продукт, с одной стороны, и стремлением к быстрому развитию за счет расширения производства опытного продукта - с другой.

Учреждение науки или образования, в основе которого находится МИП, может продать это предприятие, но при получении прибыли от такой продажи у него снова возникает проблема учреждения нового предприятия для дальнейшего процесса коммерциализации своих результатов интеллектуальной деятельности.

Особенностью МИП является то, что на сегодняшний день в России управленец предприятия и разработчик технологии, которая лежит в основе предприятия, один и тот же человек.

Как правило, автор разработки, то есть ученый, имеет слабые навыки в управлении. В свою очередь, это порождает проблемы выбора стратегического развития МИП. Стратегия развития бизнеса определяется не потенциальной возможностью технологии, а рынком или платежеспособностью потенциального потребителя.

Сложность в выборе стратегии дальнейшего развития заключается в том, что на каждом этапе инновационного процесса может быть принято решение о завершении коммерциализации технологии и выведении ее на рынок в виде идеи, результата НИР, ОКР, в качестве готового продукта. На каждом этапе развития возможной коммерциализации продукта необходимо создать соответствующую инфраструктуру поддержки МИПов.

Создание МИПов нельзя связывать только с принятием ФЗ-217, исторически они создавались одновременно с развитием кооперативного движения в СССР, а в дальнейшем в РФ. В своих работах академик В.В. Ивантер акцентирует внимание на том, что одним из серьезных препятствий успешного развития МИПов является распад отраслевой науки, а также кадровое сокращение в фундаментальной науке.

Со многими положениями данного утверждения мы не согласны, поскольку, как показывает практика 90-х годов, именно распад отраслевой науки привел к необходимости создания МИПов, старая система организации научных исследований и их внедрение объ-

ективно не может быть эффективной в условиях рыночной экономики. Однако в своем абсолютном большинстве, что вполне логично из-за невостребованности со стороны внутреннего рынка, они сменили свою направленность, превратившись в обычные малые предприятия.

В целом, всю совокупность созданных МИПов можно по определенному признаку разделить на две группы.

К первой группе, наиболее многочисленной, относятся предприятия, созданные на основе бюджетной организации, в данном случае речь идет о НИИ, вузах.

Ко второй группе относятся МИПы, созданные за счет частного капитала. Именно МИПы, основанные на частном капитале, являются менее распространенными.

Если рассматривать предприятие в зависимости от характера конечного потребителя, то можно обратить внимание, что схема В2В4 подразумевает в большей степени эксклюзивные продажи, так как ориентация идет на средний и крупный бизнес, соответственно можно предположить, что на производство большое количество денег не понадобится. Если же речь идет о схеме В2С5 , т.е. конечным потребителем уже является население, то подразумевается массовое производство, затраты на которое будут больше, чем в первом случае. Естественно, бывают случаи, когда схема В2В более затратная, но в данной работе рассматриваются тенденции. Для России, как уже было сказано выше, более характерна схема В2В, а, например, в США популярней схема В2С. На наш взгляд, это связано с вероятностью привлечения к проекту большего объема денежных средств.

На сегодняшний день можно выявить три основных способа становления МИПа:

1)Способ «Технологического толчка» - разработка технологий, которые, по мнению авторов, имеют коммерческий потенциал, потребности рынка при этом неочевидны;

2) Перед созданием МИПа ученые уходят в торго-во-посредническую деятельность, заработав первоначальный капитал, возвращаются к его организации;

3) МИПы инициируются после поступления заказа на определенную технологию со стороны крупного бизнеса, в данном случае риски минимизированы, т.к. потребитель инноваций понятен. Безусловно, такой вариант развития наиболее приемлемый и к этому надо стремиться, для этого необходимо создать эффективную систему взаимодействия всех участников инновационного процесса, чтобы ускорить процесс обмена информацией.

По мере развития инновационной экономики риски инновационной деятельности снижаются, т.к. начинают появляться необходимые регламенты пособия по организации инновационного процесса, а также формируется все большее количество специалистов в инновационном менеджменте, имеющих опыт в высокотехнологическом предпринимательстве. В целом

4 Business to business.

5 Business to consumer.

зарождение любой системы, в том числе инновационной, всегда рискованно, однако с развитием системы риски снижаются. На сегодняшний день риски инновационного процесса в России высокие, так как в стране пока отсутствует эффективная инновационная инфраструктура, способная риски минимизировать.

На сегодняшний день, в силу ряда внутренних факторов, распространение получил первый способ становления МИПов - «технологический толчок». Данный способ является наиболее рискованным, т.к. порой для инноваций сложно просчитать ее будущий коммерческий потенциал.

В свою очередь, следует отметить, что серьезным препятствием для создания и развития инновационного бизнеса является сложность в привлечении финансирования.

Особенности развития инновационной сферы привели к созданию специальных схем финансирования высокорисковых проектов.

Процесс финансирования инновационных компаний разбит на определенное количество этапов:

1. Посевная стадия(seed);

2. Старт-ап (start-up);

3. Ранний рост (early growth);

4. Расширение (expansion).

Логикой выделения этих этапов является количество и качество выпускаемой инновационной продукции или объем оказания инновационных услуг, например, на основе новой технологии, соответственно это напрямую связано с уменьшением рисков на каждом этапе проекта. В литературе венчурного предпринимательства6 выводится еще одна стадия, которая является наиболее важной для инвесторов - стадия «выход», т.к. именно в этот период, в случае эффективной организации работы компании, инвестор получает вознаграждение за инвестиции в данную команду, технологию.

На каждом этапе существует свой потенциальный инвестор, профессиональные участники венчурной индустрии появляются лишь тогда, когда основные риски снижаются7 . Вся совокупность инвесторов формирует венчурную лестницу, по которой «вскарабкиваются» МИПы и становятся при успешном раскладе крупным бизнесом. В процессе подъема по венчурной «лестнице» происходит смена или дополнение инвесторов, а это, в свою очередь, приводит к частой смене собственников и постоянному размыванию имеющихся долей.

Наиболее рискованные стадии развития инновационной компании - это «посевная» стадия и старт-ап. Риски велики за счет высокой степени неопределенности технологического и коммерческого потенциала предлагаемого продукта.

6 Venture - высокорискованный, венчурное предпринимательство подразумевает под собой организацию бизнеса в сфере инноваций.

7 К профессиональным участникам относятся: венчурные

фонды, фонды прямых инвестиций, мезонинные фонды и

т.д., к непрофессиональным участникам относятся, например, бизнес-ангелы.

Посевная стадия характеризуется наличием идеи, а также разработчика или группы разработчиков, воодушевленных этим теоретическим результатом своей научно-технической деятельности. В данном случае отсутствует даже промышленный образец разработанной технологии или новации, т.е. непонятно, будет ли данная разработка нести какой-либо коммерческий потенциал, отсутствует ее апробация, высока вероятность того, что по сравнению со своими аналогами данная инновационная продукция не будет конкурентоспособной.

Начальным капиталом практически для любого инновационного проекта являются собственные деньги либо денежные средства друзей8. Практически все профессиональные участники венчурной индустрии не готовы вкладывать деньги в идею, они становятся участниками инновационного процесса лишь тогда, когда бизнес и продукт сформировался, т.е. когда коммерческие и технические риски снижаются, а это, как правило, происходит на стадии старт-ап.

В целом, финансирование на раннем этапе жизни инновационного проекта во многом является ключевым, в России в 2007-2008 гг. сложилась ситуация, когда инвесторы поздних стадий, имея достаточное количество денег, не могли найти компании, привлекательные для вложения из-за отсутствия необходимой проработки на посевной стадии.

В связи с этим в 2009 г. было принято решение о создании Фонда посевных инвестиций российской венчурной компании (далее ФПИ РВК) и БиоФонда российской венчурной компании , уставный капитал которого на 100% состоит из государственных средств. Несмотря на то, что ФПИ РВК нацелен, прежде всего, на финансирование проектов на самых ранних, т.е. рискованных стадиях, проанализировав деятельность этого фонда, можно увидеть, что финансируются проекты не на посевной стадии, а на уже поздних стадиях развития компании. Это связано в целом со спецификой деятельности любого Фонда, руководители которых отвечают деньгами перед их инвесторами и не рискуют финансировать непрорабо-танные проекты.

Таким образом, как уже было сказано выше, на самые первые и рискованные шаги проекта команда разработчиков скидывается самостоятельно. Понятно, что этих денежных средств разработчика недостаточно для прохождения первого этапа компании. В теории венчурного финансирования этот этап называется «долина смерти», 90% компаний в этот период «погибают», потому что не могут добраться до стадии «старт-ап» и сконструировать промышленный образец, изобретение либо промышленную модель, т.к. именно их можно юридически оформить в качестве интеллектуальной собственности.

В случае успешного прохождения наиболее опасного с точки зрения технологических и коммерческих

8 ЕВМНШВНИИНЦНМННЦИШЮТОМРЯвННМРИНР

В теории венчурного предпринимательства существует

понятие «3F» - friend,family, fool, в русском языке есть эквивалент «3Д» - друзья, домашние, дураки.

9 Финансирует компании на ранней стадии развития, занимающиеся медицинскими продуктами.

рисков посевного этапа и получения разработанного объекта интеллектуальной собственности команда проекта переходит на стадию Старт-апа, которая характеризуется юридическим оформлением предприятия, т.е. появления МИПа, и инициацией оформления прав на свою интеллектуальную собственность. Как правило, вначале компания создает ноу-хау10, это связано с тем, что его оформление стоит не так дорого, как получение патента, и время, затраченное на его получение, составляет 1-2 месяца, в отличие от патента, на оформление которого уходит 1-1,5 года. Однако ноу-хау не может защитить от «кражи» результат интеллектуальной деятельности компании. Своего рода ноу-хау является промежуточным звеном и временной защитой, пока формируется патент.

На самых первых этапах функционирования МИ-Пы тесно сотрудничают с научными институтами, университетами и, как правило, создаются на их базе. Хотя есть небольшое количество МИПов, функционирующих самостоятельно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С недавних пор в России по аналогии с зарубежными формами распространение получили еще одни непрофессиональные инвесторы венчурной индустрии, финансирующие Старт-апы, - бизнес-ангелы. На сегодняшний день в России насчитывается шесть сетей бизнес-ангелов.

Участие бизнес-ангела в жизни МИПа позволяет не только привлечь деньги для решения первоочередных проблем, но и воспользоваться тем опытом и связями, имеющимися у него. Бизнес-ангел позволяет качественно организовать инновационный процесс, что сделать сложно в связи со спецификой деятельности МИПов. Таким образом, зачастую деньги бизнес-ангела называют «умными деньгами».

Бизнес-ангел - это предприниматель, который в прошлом смог взрастить компанию, заработать серьезный капитал. Большое количество таких успешных предпринимателей идут в политику, занимаются «небизнесом»11, а другая часть занимается тем, что помогает молодым перспективным командам реализо-вывать их идеи в жизнь и на этом зарабатывать деньги. В отличие от венчурных фондов, бизнес-ангелы более эмоциональны в принятии решения об инвестировании, как правило, они не проводят глубокий анализ деятельности компании, а часто ориентируются исключительно на свою интуицию и опыт.

Как правило, старт-апы характеризуются наличием юридически оформленного бизнеса и бизнес-плана. Интересно отметить, что практически все ведущие профессора бизнес-школы в Babson College, у которых за плечами успешный опыт в продвижении инновационных продуктов на новые рынки, скептически относятся к бизнес-плану. Более того, они никогда их не писали и не читали, считая, что это бесполезный документ.

Скептическое отношение к бизнес-плану заключается в том, что трудно аргументировать те или иные

10 Секрет производства.

11 Это тот вид деятельности, который не приводит к увеличению стоимости компании (бизнеса) и, как правило, является увлечением предпринимателя.

предположения автора в инновационном бизнесе, также возникают сложности с проверкой данных в бизнес-плане с позиции теории и практики. Однако написание бизнес-плана необходимо, т.к. только в случае детального описания концепции и стратегии бизнеса можно полностью оценить все тонкости, связанные с реализацией проекта. Зачастую бывает так: написав бизнес-план, на определенном этапе развития компании команда проекта начинает понимать, что он нерентабельный, хотя до серьезной проработки бизнес казался привлекательным. Именно поэтому в России ситуация противоположна по сравнению с американским опытом, для многих венчурных фондов и бизнес-ангелов основным моментом является наличие этого документа. Бизнес-план нужен, прежде всего, для снижения рисков для инвестора, связанных с пониманием проекта самой командой. При его написании становится понятным, каким образом будет развиваться компания и за счет чего она сможет занять определенную долю на рынке.

В период Старт-апа у компании появляется осязаемый продукт, с помощью которого можно понять, насколько он интересен потенциальным потребителям и выгодно ли его производить.

Еще одним возможным инвестором МИПа, но уже на стадии раннего роста, могут выступить профессиональные участники венчурной индустрии - венчурные фонды. Стадия раннего роста характеризуется тем, что апробация изобретения прошла, уже становится понятно, на кого ориентирован продукт, проведены технические корректировки и появляется уже конечный продукт, адаптированный к потенциальному, а если речь идет об эксклюзивных выпусках, то конкретному потребителю. Таким образом, технологические и коммерческие риски снижаются. Венчурные фонды проводят глубокий анализ деятельности компании, акцентируя свое внимание на команде проекта, технологии, бизнес-модели.

Команда проекта является основным локомотивом бизнеса, инвесторы понимают, что они вкладывают деньги не в идею и даже не в технологию, а в качественную команду. Качественная команда в понятии инвестора, это комплект разнонаправленных специалистов в области маркетинга, финансов, бизнес-проектирования и т.д., имеющих за спиной успешный опыт.

Особое внимание уделяется руководителю инновационной компании, ошибкой большинства МИПов является то, что руководителем становится основной разработчик, как вдохновитель и инициатор бизнеса. Как уже говорилось раньше, крайне редко бывает, когда в одном лице совмещается ученый и качественный менеджер. Поэтому зачастую на самых первых шагах руководитель-разработчик совершает грубейшие ошибки. В инновационном бизнесе должно быть четкое разграничение между управляющим и главным разработчиком. В отличие от России, в США такая практика популярна.

В качестве примера можно привести начало функционирования нашумевшей компании Apple. Известный во всем мире Стив Джобс был ее управленцем, а

разработчиком основной идеи был Стив Возник. Несмотря на уникальность технологии и гениальность Возника как ученого, вряд ли у него мог бы получиться бизнес, который приносил бы такие прибыли, как Apple. Ключевую роль сыграл именно управленческий талант Стива Джобса, человека, наделенного с рождения прекрасным предпринимательским чутьем. Таким образом, характеристика управляющего компании для инвестора зачастую является главной в принятии решения об инвестировании. Именно поэтому Венчурные фонды в управляющем МИПа хотят видеть человека, имеющего опыт в сфере инновационного предпринимательства.

Основной организацией, финансирующей НИОКР на «посевной» и старт-ап стадии, является государственный Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее Фонд содействия). Основная функция организации заключается в поддержании МИПов на самых рискованных стадиях развития, когда невозможно привлечь деньги из других источников: банковские кредиты, венчурные фонды, фонды прямых инвестиций. Финансирование Фондом содействия по программе «Старт» производится в три этапа.

В первый год МИП обязан за счет средств Фонда создать прототип продукта, провести все необходимые испытания продукции, инициировать патент.

На второй год, если МИП провели все работы правильно, могут опять написать заявку на предоставление второго транша, но в обязательном порядке Фонд содействия требует софинансирования в размере 50% к запрашиваемой у него суммы.

На третий год для получения транша необходимо уже наладить собственное производство, иметь определенный уровень продаж и количество сотрудников. Анализируя статистику Фонда содействия, можно прийти к выводу, что квота финансирования компаний на второй год составляет 5-10%, в целом, эти показатели вполне адекватные, т.к. венчурный проект предполагает высокие риски и, как правило, лишь 1 предприятие из 10 добивается успехов.

В целом, работа Фонда содействия, безусловно, нужна, но на сегодняшний день она не совсем масштабна и эффективна. Основной причиной является то, что соотношение тех денег, которые предлагают программы Фонда содействия, несоизмеримо мало по сравнению с той отчетной документацией, которую необходимо постоянно выполнять. Согласно условиям Фонда содействия, компания за три года должна на предоставленную сумму встать на ноги и привлечь соинвестора, что тоже сделать крайне сложно.

Основное количество российских компаний ориентированы только на отечественный рынок, на сегодняшний день западные компании с недоверием относятся к российским разработкам, считая их несовершенными или уже не новыми.

Стадия расширения подразумевает достижение точки безубыточности, когда организовано малосерийное производство, затраты и доходы компании равны. Финансирование нужно на производственное расширение и на качественную маркетинговую компа-

нию. Именно в этот период у компании появляется возможность обратиться к кредитным услугам банка. Если полученных денежных средств недостаточно, то компания пользуется ресурсами, предоставленными Фондами прямых инвестиций.

Поскольку риски практически все минимизированы, компания доказала, что ее продукт является востребованным и команда проекта способна пережить различные экономические колебания, то стоимость доли компании для нового инвестора значительно возрастает.

Добравшись до вершины венчурной лестницы, наступает этап «Выход», когда инвесторы, поверившие в компанию и вложившие деньги в нее, получают вознаграждение. «Выход» происходит посредством продажи собственниками-инвесторами доли компании.

Нужно понимать, что весь перечень инвесторов компании, вкладывающих в ее развитие на разных стадиях, претендуют на разную доходность. Каждый фонд прямых или венчурных инвестиций ориентируется на определенный процент отдачи от вложений, например, фонды венчурных инвестиций ожидают 50% доходности, в свою очередь, фонды прямых инвестиций, поскольку вкладывают деньги уже на поздних стадиях, когда риски существенно снижены, ориентированы на 30%.

Итогом инновационного бизнеса, а его цикл обычно составляет 5-8 лет, является создание крупной (средней) компании, когда этот бизнес становится лидером на рынке и со временем начинает поглощать мелких конкурентов. Компании, которые добились хорошего результата в инновационном бизнесе, участвуют в IPO. Примечательным является тот факт, что с 15 июля на Московской межбанковской валютной

бирже действует Рынок Инноваций и Инвестиций (далее РИИ ММВБ12).

Данный сектор был организован по аналогии с американским Наздаком. Его целью является содействие привлечению инвестиций, прежде всего, в развитие малого и среднего предпринимательства инновационного сектора российской экономики.

Создание такого сектора является серьезным шагом к созданию серьезной информационной и инвестиционной поддержки инновационного бизнеса. Однако, что является очевидным, инновационная деятельность в России сталкивается с массой несовершенств в этой сфере.

Часто бывают случаи, когда при успешном прохождении основных стадий инновационного процесса МИП становится привлекательным объектом покупки со стороны компаний конкурентов - стратегических

13

партнеров .

Итак, для того чтобы компания с успехом могла добраться до вершины венчурной лестницы, ей необходимо иметь качественную команду во главе с управленцем в сфере инноваций, высокую заинтересованность персонала МИПа, одинаковое видение концепции бизнеса и дальнейшей бизнес-модели у команды проекта, правильный и удачный выбор разрабатываемого продукта, хорошую маркетинговую компанию, правильно оформленную защиту интеллектуальной собственности.

12 Председателем координационного совета, который был создан при РИИ ММВБ, является Председатель Правления ОАО «Роснано».

13 В данном случае слово «стратегический» не имеет ничего общего с какой-либо стратегией, а подразумевает компанию, которая на рынке занимается производством аналогичной продукции.

Библиографический список

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: ФЗ РФ от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: ФЗ РФ от 2 августа 2009 года №217-ФЗ.

3. Альтер Л.Б. Буржуазная политическая экономия США. М.: Гамильтон А, 1970. С. 286.

4. Горегляда В.П. Инновационный путь развития для новой России. М.: Наука, 2005. С.167-187.

5. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002. С.244.

6. Колоколов В.А. Предпринимательство и научно-техническое развитие. Труды иженерно-экономического института. М.: Изд-во Россельхозакадемии, 2003. Вып. 3. С. 415-425.

7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирования экономики (1990). М.: Прогресс, 1997. С.171.

8. Полтерович В.М. Институциональные ловушки: есть ли выход? // Общественные науки и современность. 2003. №3. С.25.

9. Рубэ В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М., 2000. С.152.

10. Хасилев В.А. Формирование системы управления интеллектуальной собственностью МИПов: автореф. дис. ...канд. экон. наук. М.: 2010. С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.