Научная статья на тему 'Роль малого предпринимательства в развитии сферы услуг ' (на примере зато Большой камедь)'

Роль малого предпринимательства в развитии сферы услуг ' (на примере зато Большой камедь) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль малого предпринимательства в развитии сферы услуг ' (на примере зато Большой камедь)»

б) не рассчитал силы при подготовке к экзаменам и выполнения контрольных работ;

в) не сумел справиться с волнением на экзамене;

г) растерялся, не совсем понял вопрос и другие различные причины.

Получив неудовлетворительную оценку на первой сессии, студент может не суметь преодолеть психологический барьер, потерять веру в свои способности, стать хроническим задолжником или выбыть из числа студентов.

Большинство студентов, имея неудовлетворительные оценки на первом курсе обучения, и сумев их исправить, в дальнейшем процессе обучения имеют хорошие, даже отличные оценки, нормально осваивают специальные дисциплины. То есть при плохом старте начала учебы многие студенты в процессе учебы заканчивают ВУЗ с отличными успехами и становятся прекрасными специалистами производства Это тот гип студентов, которые действительно стремятся получить образование, но на первом курсе обучения, а именно на осеннем семестре. Имеют какие-то проблемы в процессе обучения и именно на сдаче экзаменов. Другой тип студентов, ко горый отбывает время на занятиях, но не имеет стремления к образованию, однозначно выпадут из числа студентов по каким-либо причинам. И это проявится реально на весеннем семестре или на последующих курсах.

Надо исходить из того, что абитуриент пришел обучаться в ВУЗ осознанно за получением образования, и задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь в становлении абитуриента как студента на первом этапе обучения на первом курсе. Задача преподавателя должна заключаться в раскрытии студента, в умении понять способность студента в освоении преподаваемого им предмета и в укреплении желания студента получать образование. Необходимо увидеть его в будущем как специалиста. Если студент пришел учиться с осознанным желанием учиться и видит себя как. специалиста, он им обязательно станет. «Программа Плюс 1» заключается в поддержке абитуриента в становлении как студента и оказании помощи в преодолении возможных барьеров на первом этапе пути будущего специалиста.

Н.Ю. Стоюшко

РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАЗВИТИИ СФЕРЫ УСЛУГ *

(на примере ЗАТО Большой Камедь)

Постиндустриальное общество - это не производство вещей, а производство новых качеств человека в непрерывном сотрудничестве. А эта черта напрямую определяет роль сферы услуг, так как одной из ее важнейших особенностей является непосредственное взаимодействие человека с человеком. Это усиливает роль человека в производственных отношениях. Именно гегемония человека в отношениях людей с природой является качественным моментом изменения производительных сил, начиная с XX века. Постиндустриальное общество основывается на постепенном снижении роли вещей, как в средствах производства, так и в его результатах.

С учетом сегодняшних проблем важнейшим вопросом дри формировании предпринимательских структур является выбор приоритетных сфер хозяйствования, способных дать наиболее быстрый экономический и социальный эффект в ЗАТО Большой Камень. В этом смысле сфера услуг выступает перспективным и быстрорастущим сектором экономики И в результате действия объективных и субъективных факторов является сегодня наиболее приоритетным видом предпринимательской деятельности.

В целом, по сравнению с производством товаров, сфера услуг характеризуется превалированием мало! о предпринимательства. В подтверждение данного положения можно привести статисшческие данные о состоянии малого предпринимательства (МП) на территории Приморского края (таблица 1) и на территории ЗАТО Большой Камень (рис. 1, 2).

Таблица 1 - Распределение числа малых предприятий по видам деятельности и структуре занятости Приморского края, в % *

Отрасль Стр\ кт) ра производств^ ! продукции (работ, услуг) по | основным отраслям МГ^ I Отраслевая стр> ктура среднесписочной численности работников на МГ1

2005 г 2006 г 2005 г 2006 г

Всего, 100 100 100 100

в том числе по видам деятельности: сельское хоз-во, охота и лесное хоз-во 1,2 0.49 6.2 3,9

рыболовство, рыбоводство 1,1 1.1 1,9 2,2

добыча полезных ископаемых 0,09 0.1 0,5 0,5

обрабатывающие производства 7 Л 6.2 16,2 16.5

производство и распределение электроэнер! ии, газа, воды 0,28 0.3 1 0,7

строительство 5,6 7,8 15,2 16,2

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и т п 70,6 71.9 25,8 28,3

гостиницы и рестораны 0.7 Ы 2,7 2,8

транспорт и связь 7,0 6,9 13,3 13,63 '

операции с недвижимымтшуществом, аренда и предоставление >слуг 3.3 3.4 12,4 11.6

финансовая деятельность нет данных 0.3 0,3

1 образование 0,05 0.01 0,2 0,07

социальных услуг ) 0,27 0,2 2 1 ЬЗ

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 2,7 0,5 0,3 2,0

* Рассчитано по данным Приморскстата Малое предпринимательство Приморского края в 2006 году (статистический сборник) ТТриморскстат - Владивосток, 2007. - С.12"25.

д^боаба^ызагоцие производства д^ельское хозяйства □ строительство

□ оптовая розничная торговля ремонт ^втотрансп бытовых изделии

Щпрочие

Рисунок 1 - Распределение МП по видам деятелы40СТИ в 2006 г (в % к общему числу МП)

Согласно статистическим данным в структуре объектов малого предпринимательства присутствует явное преобладание отраслей сферы услуг (более 70°/° “ как на уровне Приморского края, так и на уровне ЗАТО Большой Камень)

□обрабатывающие производства

( 1 * ' асельское ХОЗЯЙСТВО

□ строительство

□ оптовая розничная торговля, ремонт автстрансп бытовых изделии

Впрочие

Рисунок 2. - Распределение МП по видам деятельности в 2007 г. 4

(в % к общему числу МП)

По данным Приморскстата по состоянию на 01.01.2007 г. в ЗАТО Большой Камень 1 осуществляли хозяйственную деятельность 150 малых предприятий (23% от числа зарегистрированных в статистическом регистре). Кроме того, зарегистрировано в ЕГРПО 892 физических лица - частных предпринимателя, что составляет 4% от занятых в экономике города. По итогам 2006 года благодаря субъектам малого бизнеса в г. Большой Камень создано 218 рабочих мест - это 66% от общего числа рабочих мест, в том числе на долю предприятий сферы услуг приходилось 132 рабочих места (60,6%).

Общие положительные моменты развития предпринимательства в сфере услуг можно охарактеризовать по следующим направлениям: реализация функций предпринимательства,

социальная значимость индустрии услуг и ее роль в решении проблем жизнедеятельности территории. Рассмотрим отличительные функции предпринимательства в исследуемой сфере деятельности. _ , «

Ресурсная функция предпринимательства в сфере услуг отличается следующими специфическими чертами:

а) по сравнению с материальным производством в целом сфера услу1 менее зависима от сырья и основных материалов. Только для отдельных ее отраслей (связь, жилищно-коммунальное хозяйство) необходимы огромные производственные фонды; туризм и санаторно-курортное лечение, ориентированы на широкое рекреационное природопользование и т.д.;

б) не существует общей тенденции снижения производительности труда в отраслях сферы услуг; разные виды услуг неодинаково восприимчивы к научно-техническому прогрессу и соответственно имеют разные темпы роста производительности труда Например, услуги парикмахера, официанта, массажиста наименее восприимчивы к техническому прогрессу и остаются неизменными;

в) квалификация трудовых ресурсов в сфере услуг отличается наличием высокой составляющей качественною состава: специфический характер услуги, обусловливающий личный, довольно часто непосредственный контакт производителя и потреби! еля, предопределяет необходимость высокого качества трудовых ресурсов — собственно исполнителей трудового процесса Во многих отраслях, оказывающих услуги, высокий образовательный и профессиональный, квалификационный уровень работников определяется творческим, интеллектуальным содержанием труда,

г) особый ресурсный потенциал в сфере услуг - сами потребители, которые зачастую выступают непосредственными участниками процесса производства услуги Так, при получении медицинской уел \ ги потребитель должен предоставить нужную информацию, сформулировать проблему, в ряде случаев совместно со специалистами обсудить возможные варианты решений, наконец, обеспечить собственно внедрение и получить результат;

д) высокая скорость оборота предпринимательского капитала; как правило, скорость оборота капитала в сфере услуг вследствие более короткого производственного цикла, динамичного характера спроса на услуги, гибкости самого рынка услу1 существенно выше, чем в сфере традиционного материального производства, и выступает как одно из основных преимуществ предпринимательской деятельности в сфере услуг.

Социальная функция предпринимательства в сфере услуг проявляется следующим образом-

а) в период кризиса отрасли сферы услуг выполняют функцию амортизатора воздействия на рынок труда, что связано с темпами создания рабочих мест, Эти темпы в индустрии услуг в целом все выше, чем в традиционных отраслях материального производства;

б) создание дополнительных рабочих мест с наименьшими затратами - гибкие режимы занятости, высокая мобильность работников, углубленная диверсификация повышают устойчивость сферы услуг в условиях экономического спада и позволяют сохранить занятость;

в) предоставление возможности трудоустройства для наиболее социально незащищенных слоев населения. К таким ресурсам относятся граждане, чей трудовой потенциал ограничен объективными факторами: пенсионеры, несовершеннолетние, инвалиды, многодетные матери и др.

Организационная функция предпринимательства в сфере услуг особенно четко проявляется в возможностях быстрого развития малого предпринимательства:

а) решение об открытии собственного дела: выбор незанятых рыночных ниш;

б) постоянная диверсификация в самых различных направлениях; '

в) выявление наиболее выгодных и перспективных секторов рынка;

г) быстрый переход из одной ниши рынка в другую;

д) внедрение внутрифирменного предпринимательства;

е) создание сложных предпринимательских структур.

Инновационная функция предпринимательства в сфере услуг может быть охарактеризована следующим образом:

а) управленческая и организационная логика требует неустанного поиска новых подходов для сохранения оптимальной структуры и достижения высоких показателей деятельности;

б) постоянный поиск дополнительных возможностей повышения конкурентоспособности предприятия;

в) необходимость применения особых маркетинговых стратегий продвижения продукта на рынок (менеджмент-маркетинг);

г) создание новых идей и использование новых средств и факторов достижения цели (комплексирование услуг).

Обгцеэкономическая функция представляется такими направлениями:

а) широкое распространение смешанных форм организации бизнеса - соединение коммерческих и некоммерческих начал;

б) ограниченная ответственность предпринимателей - V с лу го дате лей;

в) преобладающая форма субъектов предпринимательского сообщества в сфере услуг - малые предприятия, которые имеют свои специфические особенности.

В социальном аспекте сфера услуг решает следующие задачи:

1) способствует повышению эффективности общественного и, в частности, материального производства, прежде всего через создание условий оптимизации трудового процесса и повышение производительности труда,

2) обеспечивает поддержание воспроизводства экономически активного населения в

общественно необходимом масштабе за счет специфических видов деятельности (образование, переподготовка кадров, медицина), воздействующих на интеллект и физическое состояние работников; * *1

3) оптимизирует структуру внерабочего времени экономически активного населения;

4) повышае! уровень и качество жизни населения, формирует оптимальную для исторически конкретного общества структуру потребностей и способствует их реальному удовлетворению:

5) создает условия для нормальной жизнедеятельности экономически неактивного населения (де1ей, инвалидов, престарелых и т.д ) за счет специфических видов деятельности, воздействующих на структуру их свободного времени, интеллект, здоровье, личное имущество;

6) способствует сбалансированности доходов и расходов населения;

7) формирует в своей структуре такие ключевые факторы материального роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии и т.п.;

8) оказывает существенное влияние на обеспечение национальной безопасности государства (территории) и общества.

Все возрастающая роль индустрии услуг играет в вопросах жизнеобеспечения территорий. Развитие предпринимательства в сфере услуг на территории ЗАТО Большой Камень будет способствовать в решении следующих проблем:

• функциональное предназначение ЗАТО Большой Камень исторически определено - город яаляется моноспециализированным; градообразующее предприятие - ФГУП ДВЗ ('Звезда» - одно из ведущих судостроительных предприятий во всем Дальневосточном регионе, которое, соответственно, и диктует условия на рынке труда города, все это сказывается, на формировании рабочих мест и ограничивает возможности реализации гражданами территории профессиональных знаний и интересов;

• доходы населения ЗАТО Большой Камень формируются в основном за счет градообразующего предприятия, т.е. действует постоянная зависимость между финансовой устойчивостью предприятия и осуществлением даже самых насущных притязаний населения территории. Формирование территориального комплекса сферы услуг в ЗАТО Большой Камень будет способствовать созданию новых рабочих мест и повышению доходов населения города;

• согласно ФЗ «О ЗАТО» на территории г. Большой Камень существует ограничение на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами и недвижимостью. Это ограничивает сферу приложения капитала и, соответственно, доступность в получении желаемых благ на территории города, что в результате сказывается на потребительских расходах населения и осуществлении дополнительных затрат для получения соответствующих благ.

Сфера услуг позволяет ослабить (нейтрализовать) зависимость территории от градообразующего предприятия по направлениям:

• с точки зрения реализации работниками своих профессиональных знаний и умений сфера услуг предоставляет возможность выбора будущей профессии и место ее реализации, и источника получения дохода;

• сфера услуг способствует повышению уровня и комфортности жизни для населения в закрытом административно-территориальном образовании;

• ограниченность круга потребителей и закрытый доступ для иногородних потребителей делает предпринимательство в сфере услуг наиболее привлекательным и имеющим больше шансов для реализации, чем создание производственного предприятия независимо от его масштаба и вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.