Научная статья на тему 'Роль филиала вуза в контексте развития социокультурного пространства торгово-промышленного города (на примере филиала ВГУЭС в г. Находка)'

Роль филиала вуза в контексте развития социокультурного пространства торгово-промышленного города (на примере филиала ВГУЭС в г. Находка) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФИЛИАЛ ВУЗА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIO-CULTURAL SPACE / SOCIAL TRANSFORMATION / TERRITORIAL COMMUNITY / SOCIO-ECONOMIC INDICATORS / A BRANCH OF THE UNIVERSITY / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Римская Татьяна Григорьевна

Рассматриваются основные тенденции, характеризующие развитие филиалов высших образовательных учреждений в условиях социокультурного пространства торгово-промышленного города, не являющегося региональным центром. Формирование единого образовательного пространства вуза и его филиалов, признание за филиалами роли субъекта социокультурного управления должны способствовать качественному улучшению городской среды. Особое внимание уделено анализу деятельности филиала ВГУЭС в г. Находка в контексте социально-экономического развития Находкинского городского округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Branch's of institution of higher education role in the context of development of socio-cultural space trade-industrial city (for example of branch Vladivostok State University of Economic and Service in Nakhodka)

This article considers the main tendencies of higher education development in conditions of socio-cultural space trade-industrial city, which is not regional center. Formation of a unified educational space of the University and its branches, recognition of the role of the branches in development of sociocultural space of the city should favour the qualitative improvement of sociocultural urban environment. Important attention is given to analyze of work branch 's Vladivostok State University of Economic and Service in Nakhodka in the context social and economic development of Nakhodka city territory.

Текст научной работы на тему «Роль филиала вуза в контексте развития социокультурного пространства торгово-промышленного города (на примере филиала ВГУЭС в г. Находка)»

УДК 316.7 (043)

Римская Татьяна Григорьевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Роль филиала вуза в контексте развития социокультурного пространства торгово-промышленного города (на примере филиала ВГУЭС в г. Находка)

Рассматриваются основные тенденции, характеризующие развитие филиалов высших образовательных учреждений в условиях социокультурного пространства торгово-промышленного города, не являющегося региональным центром. Формирование единого образовательного пространства вуза и его филиалов, признание за филиалами роли субъекта социокультурного управления должны способствовать качественному улучшению городской среды. Особое внимание уделено анализу деятельности филиала ВГУЭС в г. Находка в контексте социально-экономического развития Находкинского городского округа.

Ключевые слова и словосочетания: социокультурное пространство, социальная трансформация, территориальная общность, социально-

экономические показатели, филиал вуза, высшее профессиональное образование.

Организация различных видов человеческой деятельности осуществляется в контексте определенного, исторически обусловленного социокультурного пространства. Понятие «контекст» (от лат. соШех1;ш - тесная связь, соединение) показывает, во-первых, что социокультурное пространство на глобальном уровне, в масштабах конкретного общества является фоном, опосредованно влияющим на жизнедеятельность людей. Во-вторых, контекст на локальном уровне представляет собой жизненное пространство, свойства, особенности, ситуации которого непосредственно влияют на взаимодействия людей, их жизненный путь.

В целом социокультурное пространство России за небольшой период времени (1990 - 2000-е гг.) кардинально изменилось и продолжает в настоящее время. Процессы, происходящие в современном российском обществе, многими исследователями обозначаются понятием «трансформация» [2, 3, 8].

Основными социальными факторами трансформации российского общества выступают уровень и качество жизни людей, состояние социальной инфраструктуры, а также уровень занятости и степень дифференциации населения РФ с учетом региональных особенностей.

В современных российских условиях все более очевидной становится необходимость определения приоритетов социокультурного развития регионов. Это связано с тем, что региональные ситуации в нашей стране глубоко специфичны, а в ряде случаев просто уникальны. Изучить все особенности конкретного региона, дать научно обоснованные рекомендации и прогнозы его дальнейшего развития из центра зачастую невозможно. Поэтому проблема изучения особенностей социокультурного пространства конкретного региона приобретает в настоящее время важное практическое значение.

Мы полагаем, что место жительства является одним из главных компонентов, воздействующих на социокультурное пространство. Особенности географического положения, социального, экономического развития региона, уровень урбанизации, состояние инфраструктуры могут рассматриваться в контексте основных факторов, влияющих на динамику социокультурного пространства в целом.

Приморский край является довольно специфическим территориальным образованием - это портовая и приграничная зона, имеющая выход на страны АТР. В то же время это благоприятная по климатическим, экономическим, демографическим, транспортным условиям южная часть Дальнего Востока. Приморье - один из наиболее заселенных регионов юга Дальнего Востока. В Приморском крае, по сравнению с другими территориальными субъектами Дальневосточного федерального округа, самая большая численность населения, трудовых ресурсов [1].

Приморье занимает первое место среди регионов ДВФО по объему иностранных инвестиций, импорту, находится на третьем месте по валовому национальному продукту, валовой продукции сельского хозяйства [6]. Структура промышленности Приморского края характеризуется высокой концентрацией добывающей и оборонной промышленности, что предполагает наличие значительной доли населения, занятого в оборонной сфере, морском транспорте, портовом и рыбном хозяйстве.

При этом необходимо отметить, что значительная часть регионального социокультурного потенциала в виде высококвалифицированных специалистов и рабочих, научной и творческой интеллигенции, а также определенных духовных, исторических и др. ценностей концентрируется в городах, в которых создается продукция материального и нематериального производства, поступают промышленное сырье и полуфабрикаты, результаты сельскохозяйственного и других видов труда.

Основные социально-экономические показатели городов Приморского края можно представить следующим образом. Во-первых, необходимо проанализировать характеристики, касающиеся численности городского населения. В Приморье 12 городов с общей численностью населения порядка 1 млн 300 тыс. человек [4].

В зависимости от численности населения в официальных статистических источниках и градостроительной практике выделяются следующие группы городов:

- малые города, где численность населения колеблется в пределах до 20 тыс. человек;

- средние города, в которых насчитывается от 20 до 100 тыс. жителей;

- крупные города, имеющие численность населения от 100 до 500 тыс. человек;

- крупнейшие города, в которых численность населения составляет 500 тыс. жителей и более;

- города-миллионеры с численностью населения 1 млн человек и более [5].

В соответствии с данной классификацией города Приморья распределяются следующим образом: Владивосток - единственный крупнейший город в Приморском крае; Находка, Уссурийск, Артем могут быть отнесены к крупным городам; Арсеньев, Спасск-Дальний, Лесозаводск, Партизанск, Дальнегорск, Большой Камень, Дальнереченск, Фокино - к средним.

При этом Находка, будучи крупным городом, занимает второе (после Владивостока) место по численности населения среди городов Приморья. Что касается других социально-экономических показателей, то удельный вес Находки в основных социально-экономических показателях Приморского края весьма значительнен. Наш город занимает второе (опять же после столицы края) место как по численности работников организаций, так и по наличию основных фондов предприятий, а также по объему отгруженных товаров и выполненных работ и услуг, вводу в действие жилых домов, обороту розничной торговли. Если говорить о таком показателе, как инвестиции в основной капитал, то по нему Находка стоит на первом месте [4].

Таким образом, в Находке сохраняется стабильная экономическая ситуация, город является привлекательным для крупных инвесторов.

Подтверждение этому реализация ряда крупномасштабных инвестиционных проектов, таких, как ввод в эксплуатацию спецморнефтепорта «Козьмино», реконструкция сухого дока для строительства оснований нефтяных платформ по проекту «Сахалин-2» и др. Общая сумма инвестиций в 2011 году составила 50,6 млрд рублей, что выше уровня 2010 года в 3,1 раза. Объем грузооборота в находкинских портах перевалил отметку в 34,7 млн т. В 1,2 раза возрос объем введенного жилья и составил 52,6 тыс.

кв. метров общей площади. Такого объема строительно-монтажных работ не выполнялось в городе многие годы.

Улучшилась по сравнению с 2010 годом ситуация на рынке труда. В 2011 году в Находкинском городском округе было создано 1,5 тыс. новых рабочих мест. На долю субъектов малого и среднего бизнеса приходится более 35% общего объема произведенной продукции, работ, услуг.

Выполнение программы социально-экономического развития

в 2011 году составило 769,3 млн рублей, что превысило плановые назначения. В социальную сферу вложено 148,3 млн рублей, которые были направлены на выполнение приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», социальную поддержку населения, развитие физической культуры и спорта [7].

Кроме того, принципиальное значение для сохранения стабильного социально-экономического положения Находки имеет создание новых и развитие существующих предприятий, специализирующихся на судоремонте, нефтепереработке, рыбообработке, разведении морепродуктов и т. п. Также целесообразным является расширение участия туристских компаний в усовершенствовании транспортной и сервисной систем.

К этому следует добавить, что не менее важно развитие в городском поселении других сфер и направлений деятельности: общественной жизни, форм и методов организации досуга, просветительной, оздоровительной работы и т.д. Современный город невозможно представить без духовной культуры, постоянного развития культпросветучреждений, кинообслуживания, библиотек, музеев, концертных залов, парков культуры. И Находка здесь не является исключением.

В целом город как непосредственная среда жизнедеятельности в широком смысле реализует важнейшую интегрирующую функцию - функцию социокультурного развития человека. В данном ключе определяющими выступают социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства, возможность реализовывать свои материальные и духовные потребности.

Интеллектуальный потенциал города, духовную атмосферу в нем создают люди, имеющие общую и специальную подготовку. Забота о преумножении их числа и уровня влияния - залог позитивных преобразований городского социокультурного пространства.

Соответственно, социокультурное развитие города напрямую связано с развитием его человеческого потенциала, который зависит, в первую очередь, от состояния системы образования, включая все его уровни: начальное, общее, профессиональное. При этом следует отметить, что именно высшее профессиональное образование является основой, обеспечивающей стабильное развитие городской среды.

Вузы - важнейший компонент социокультурного развития территориальных сообществ. В настоящее время высшее профессиональное образование перестает быть элитарным, приобретая массовый характер. Реализация принципа доступности качественного образования, который заключается в воспитании и обучении в соответствии с интересами личности, общества, государства, независимо от места жительства человека, обеспечивается правом высших учебных заведений создавать филиалы.

Что касается Находки, то высшее образование получило свое стремительное развитие более пятнадцати лет назад (в середине 1990-х гг.) как раз за счет создания филиалов многих крупнейших вузов Приморского края. В настоящее время в нашем городе представлены филиалы как государственных, так и негосударственных вузов. Свои филиалы в Находке имеют Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Дальневосточный федеральный университет, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыб-втуз), Современная гуманитарная академия, Открытый юридический институт и др. Кроме того, статусом самостоятельного вуза (не филиала) обладает НОУ ВПО «Институт технологии и бизнеса».

Процесс взаимодействия филиалов вузов и городского сообщества имеет дуалистическую природу. С одной стороны, потребности города в экономической, культурной и других сферах определяют направленность развития образования в филиалах; с другой - образование влияет на уровень социокультурного развития города, обеспечивая его трудовой ресурс профессиональной подготовкой. Исходя из этого, мы полагаем, что деятельность филиалов вузов должна соответствовать социальноэкономической ситуации и в то же время придавать развитию города инновационный характер. По нашему мнению, именно вузы с их инновационным образовательным и научным потенциалом являются источником социокультурных преобразований и устанавливают уровень «интеллигентности» современного общества, создавая условия для интеллектуальной, исследовательской и творческой деятельности.

Все это в полной мере относится к филиалу Владивостокского государственного университета экономики и сервиса в г. Находка. Имеющиеся в Находкинском филиале ВГУЭС возможности позволяют эффективно осуществлять указанные направления деятельности. В 2011 году филиал ВГУЭС в г. Находка отпраздновал свое 15-летие. Следует отметить, что такого короткого для вузовских масштабов срока хватило, чтобы Находкинский филиал ВГУЭС стал полноценным центром развития образования, культуры и научного обеспечения в решении социальноэкономических, технологических и ресурсных проблем муниципального развития Находкинского городского округа и юго-восточной части Приморского края. Об этом свидетельствуют и итоги комплексной оценки

филиала в рамках выездных заседаний Ученого совета ВГУЭС, и результаты аттестации вуза Министерством образования, и мнение наших выпускников и их работодателей.

За последние годы филиал ВГУЭС в г. Находка превратился в конкурентоспособный, динамично развивающийся вуз, в котором престижно учиться. Находкинский филиал ВГУЭС - это многоуровневая образовательная система от начальной общеобразовательной школы до высшего и послевузовского образования. В настоящее время общая численность контингента обучающихся составляет около 1,5 тысяч человек. Обучение ведется по 14 программам высшего профессионального образования, 6 -среднего профессионального образования, 5 - дополнительного образования, 3 - общеобразовательным программам.

Численность персонала филиала составляет около 300 человек. Здесь собран высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, около половины преподавателей - кандидаты и доктора наук. Свои лекции читают и лучшие представители ППС головного вуза, опытом делятся практики - руководители структурных подразделений администрации Находкинского городского округа, специалисты органов исполнительной власти, крупных предприятий. Следуя государственным образовательным стандартам, студентам предлагаются различные траектории обучения, возможность получить дополнительное образование.

Филиал ВГУЭС в г. Находка - лидер в использовании инновационных технологий на всех уровнях: от учебных аудиторий и библиотеки до управления вузом. В настоящее время инфраструктура филиала включает не только научную и учебную базу, но и спортивные, социальнокультурные объекты. Это также выдвигает филиал ВГУЭС в число самых привлекательных для абитуриентов Находкинского городского округа и юго-востока Приморья высших образовательных учреждений, создает ему репутацию креативного и социально-ответственного вуза.

В широком плане направления деятельности филиала вуза должны реализовываться не только исходя из представления о нем как о производителе образовательных услуг. Филиал ВГУЭС необходимо рассматривать как творческую среду, социокультурная функция которого заключается в производстве знаний и ценностей, технологий, информации.

Следовательно, реализация социокультурной составляющей в образовательной деятельности Находкинского филиала ВГУЭС возможна лишь при условии развития инфраструктуры единого обучающего, информационного и коммуникационного пространства, включающего следующие основные компоненты.

Образовательный компонент предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов по передовым направлениям, а также то, что филиал является системообразующим центром образования в Находке.

Что касается научного компонента, то его основное значение состоит в сохранении и приумножении потенциала головного вуза по ведущим направлениям с привлечением лучших отечественных традиций и мирового опыта, с учетом запросов Находкинского городского округа.

Выделяя культурный компонент, мы подразумеваем, что филиал ВГУЭС является одним из центров культуры в Находке, содействуя изменению социальной среды, создавая определенную духовную атмосферу, обучая интеллигентному и конструктивному разрешению проблем, творческому подходу в реализации моделей жизнедеятельности, необходимости сочетания материальных и духовных составляющих на всех стадиях человеческой жизни.

Далее следует обозначить инновационный компонент, в соответствии с которым Находкинский филиал Владивостокского государственного университета экономики и сервиса предоставляет качественное высшее и среднее профессиональное образование с применением инновационных методов и технологий в подготовке специалистов, развивая инновационность мышления у молодого поколения.

Также можно выделить предпринимательский компонент, смысл которого состоит в развитии социально ориентированной предпринимательской активности, взаимодействия с бизнесом и промышленными кругами, привлечении их к социальным программам филиала с одновременным сохранением академической базы и традиций высшего образования головного вуза.

Таким образом, филиал ВГУЭС, представляющий собой центр развития образования и культуры в Находке, способен решать многие социально-экономические, технологические и ресурсные проблемы Находкинского городского округа и прилегающих территорий, а также предоставляет обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала личности.

К этому следует добавить, что повышение эффективности деятельности филиалов вузов в отношении улучшения качества предоставляемых ими образовательных услуг возможно лишь при расширении направлений социального партнерства и использовании следующих принципов управления высшим образованием:

- развитие института общественно-гражданского участия в управлении образованием;

- проведение общественной экспертизы, мониторинга состояния и развития высшего образования;

- внедрение внешних образовательных рейтингов (экспертных оценок) и общественной аккредитации и аттестации студентов при прохождении ими производственной или преддипломной практики.

В целом усиление позитивной роли филиалов высших образовательных учреждений в социокультурном пространстве торгово-промышленного города может быть обеспечено благодаря интеграции в образовательный процесс учебной, научной и производственной деятельности, а также за счет совместных проектов социально-экономического и культурного развития города, где высшее образование приобретает приоритетное значение.

Предложенные направления повышения социальной значимости вуза и эффективности его деятельности по формированию социокультурного пространства предполагают создание механизма их реализации при непосредственном участии всех субъектов социального управления: учреждений и организаций образования и культуры, домохозяйств, бизнес-сообщества, общественных и профессиональных объединений, органов власти.

1. Возрастно-половой состав населения, состояние в браке, уровень образования по регионам Дальневосточного федерального округа. - Владивосток: Приморскстат, 2010. - С. 10 - 41.

2. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская. - М.: Дело, 2003. - 568 с.

3. Лапин Н.И. Кризисный социум в контексте социокультурных трансформаций / Н.И. Лапин // Мир России. - 2001. - № 3. - С. 3 - 47.

4. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2010: стат. сб. - М.: Росстат, 2010. - С. 362 - 363.

5. Система муниципального управления / под ред. В.Б. Зотова. -СПб.: Питер, 2006. - С. 115.

6. Социально-экономическое положение Приморского края в сравнении с регионами Дальневосточного федерального округа: стат. бюл. -Владивосток: Приморскстат, 2010. - С. 11 - 12, 17, 54, 83.

7. Экономическая ситуация остается стабильной //

КАКНОБКА.КАМЕ: информационный сайт города Находки. 2011. Режим доступа: http://www.nakhodka.name/news/nakhodka/glava-nakhodki-

otchitalsya-pered-gorodskoi-dumoi (дата обращения: 04.07.2012).

8. Ядов В.А. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества / В. А. Ядов // Россия трансформирующаяся. - М.: Академия, 2002. - С. 349 - 363.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.