Научная статья на тему 'Место филиала вуза в социокультурном пространстве малого и среднего города'

Место филиала вуза в социокультурном пространстве малого и среднего города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФИЛИАЛ ВУЗА / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ГОРОДА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / SINGLE EDUCATIONAL SPACE / BRANCH OF THE UNIVERSITY / SMALL AND MEDIUM-SIZED CITIES / SOCIO-CULTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Римская Татьяна Григорьевна

В статье поднимаются вопросы, связанные с особенностями социокультурного пространства малого и среднего города. Формирование единого образовательного пространства вуза и его филиалов, признание за филиалами роли субъекта социокультурного управления должны способствовать качественному улучшению городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher professional education in social and cultural space of small and medium-sized cities

The article raises issues related to the development of higher education within social and cultural space of small and medium-sized cities. Formation of a unified educational space of the University and its branches located in small and medium-sized cities, recognition of the role of the branches in development of socio-cultural space of the city should favour the qualitative improvement of socio-cultural urban environment.

Текст научной работы на тему «Место филиала вуза в социокультурном пространстве малого и среднего города»

syndicate.org/commentary/lom borg22/ Russian

6. Фурсенко А. Ответы министра образова-

ния и науки на вопросы 8 июля 2009 года. URL: http://mon.gov.ru/obr/vio/

7. Послание Президента Федеральному Со-

бранию 30 ноября 2010 года. URL: http:// www.kremlin.ru/news/9637

8. Сорокин Г.Г. Состояние геронтообразо-

вания в Российской Федерации // Социология образования. 2010. № 8.

9. Education at a Glance 2010: OECD Indicators.

URL: http:// www.oecd.org/ dataoecd/ 42/ 44/45943467.pdf

10. Образование в экономике России: Аналитический доклад. М.: Федеральный институт развития образования, 2008.

11. Гий М. Образовательные кредиты в Европе: экономические и финансовые вопросы. URL: http://socpolitika.ru/files/5220/ guille.ppt#256,1

12. Титова Н. Система кредитования образования в США. URL: http://planetahr.ru/ publication/386

ORLANOVA A. CONTINUOUS EDUCATION FOR KNOWLEDGE SOCIETY In article the concept of continuous education is investigated and the world practice is viewed. Imperativeness of transition of the countries to the system of continuous education in modern conditions of formation of the society based on knowledge is proved. The critical analysis of construction of continuous education system in modern Russia is carried out.

Keywords: continuous education, knowledge based society, knowledge based economy, continuous education.

Т.Г. РИМСКАЯ, канд. истор. наук, директор филиала Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (г. Находка)

Место филиала вуза в социокультурном пространстве малого и среднего города

В статье поднимаются вопросы, связанные с особенностями социокультурного пространства малого и среднего города. Формирование единого образовательного пространства вуза и его филиалов, признание за филиалами роли субъекта социокультурного управления должны способствовать качественному улучшению городской среды.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, компетентностный подход, единое образовательное пространство, филиал вуза, малые и средние города, социокультурное пространство.

В современных условиях все более очевидной становится необходимость определения приоритетов социокультурного развития провинциальных городов. Это связано с тем, что региональные ситуации в нашей стране глубоко специфичны, а в ряде случаев просто уникальны. Особенности географического положения, социального, экономического развития города, уровень урбанизации,состояние инфраструктуры влияют на его социокультурное пространство. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № Ш-ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации» отменяет прежнее правовое положение городов, которое в рамках территориально-поселенческой концепции предполагало их четкую иерархию по количественному показателю. Такое изменение дает возможность употреблять понятие «малый и средний город» в зависимости от региональной специфики отдельных субъектов РФ, их территориально-демографического, политико-экономического и социокультурного состояния. На наш взгляд, малые и средние города су-

щественно влияют на характер социокультурного развития России. В таких городах с прилегающими к ним районами, селами и деревнями проживает значительная часть россиян, здесь острее ощущаются трудности модернизационных процессов, результаты и последствия проводимых государством реформ в сфере образования.

Ключевая особенность малых и средних городов заключается в их меньшей гетерогенности, т.е. здесь невозможна функциональная взаимозаменяемость элементов системы. К примеру, регресс отдельных сфер городской жизни, приводящий к безработице, не всегда может быть преодолен за счет других сфер. Поэтому все социально-экономические и культурные события так или иначе проецируются в социокультурном пространстве и проявляются в нормах, правилах, в системах ценностных ориентаций.

Реформирование системы образования российского общества обусловило изменение как эталонов профессиональной социализации, так и совокупности правил передачи норм и социокультурных ценностей от поколения к поколению. На данном этапе особенностью профессиональной социализации является ее нестабильный модерни-зационный характер, имеющий следующие отличительные черты:

■ реструктуризация институтов профессиональной социализации;

■ деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становление новой системы социального контроля;

■ расширение автономии формирующейся личности и социокультурного пространства в сторону обеспечения ее самодеятельности, творчества и инициативы.

В малых и средних городах наблюдается отмеченное В.И. Чупровым еще в конце 90-х гг. ХХ в. нарушение действовавшего ранее механизма общественного воспроизводства и роли молодежи в этом процессе. Падение производства привело к снижению качества жизни и имущественному рассло-

ению, поляризации доходов населения. Наблюдается склонность молодых людей к пассивной, потребительской социальной позиции [1, с. 14].

Анализ проблем развития высшего образования в малых и средних городах позволяет выделить несколько доминирующих особенностей данного процесса:

а) значительное, а иногда и абсолютное влияние на функционирование филиалов вузов социокультурных черт микросреды, свойственных конкретному городу;

б) зависимость спектра предоставляемых образовательных услуг от уровня социально-экономического развития города и состояния местного рынка труда;

в) обусловленность спроса на определенные специальности повседневным опытом общения с неформальными общностями и популярностью специальности, но не рациональным выбором будущей профессии и направления трудовой деятельности.

Констатируя наличие или отсутствие тех или иных возможностей филиалов вузов по формированию социокультурного пространства в малых и средних городах, на наш взгляд, следует отметить разницу между стоящими за этим причинами. С одной стороны, они могут быть отражением экономического и социокультурного состояния, с другой - полностью относиться к субъективным факторам. В социокультурном пространстве малого и среднего города гораздо рельефнее, чем в крупном, проявляется противоположность двух культур - элитарной и массовой. У жителей малых и средних городов наблюдаются такие характеристики поведения и сознания, как конформизм, пассивность, стремление к авторитарности, узость кругозора, отсутствие интереса ко всему, что находится за чертой города или района. Социальная активность населения малых и средних городов пробуждается лишь в том случае, если ущемляются его сугубо личные интересы, в остальном оно зачастую индифферентно.

В развитии многих малыхи средних го-

родов современной России, возникших в 1930-60 гг., можно выявить следующие особенности:

■ городское население указанных городов традиционно росло не за счет естественного прироста, а в результате миграции жителей из других регионов или сельской местности;

■ основой промышленного развития являлась не массовая активность людей, склонных к предпринимательству, а руководящая роль государства;

■ индустриализация носила искусственный характер и далеко не всегда сопровождалась развитием необходимой социокультурной инфраструктуры.

Это привело к снижению творческого компонента в культуре городского сообщества, превращению городов в поселения при предприятиях, люмпенизации населения и маргинализации социокультурного пространства. Данная проблема требует решения, которое мы видим в том числе и в развитии института образования.

Все большую роль в жизни малых и средних городов современного российского общества играют высшие учебные заведения, выступая важнейшим компонентом социокультурного развития территориальных сообществ. В настоящее время высшее профессиональное образование перестает быть элитарным, приобретая массовый характер.

Реализация принципа доступности качественного образования, а именно воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства независимо от места жительства человека, обеспечивается правом высших учебных заведений создавать филиалы. Такая диверсификация образовательной деятельности вузов позволяет совершенствовать социокультурное пространство провинциальных городов посредством:

а) удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;

б) удовлетворения потребности обще-

ства и государства в квалифицированных специалистах;

в) развития научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использования полученных результатов в образовательном процессе;

г) подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководящих работников;

д) сохранения и приумножения культурных ценностей;

е) распространения знаний среди населения, повышения его образовательного и культурного уровня.

Возможность получения высшего образования в малых и средних городах должна привести к значительному росту человеческого капитала и, как следствие, - к социально-экономическому развитию региона в новых условиях экономики знаний. Развитие широкой сети филиалов вузов позволяет жителям городов, отдаленных от вузовских центров, получить высшее профессиональное образование - качественный ресурс развития общественных отношений.

Изменения в системе российского образования связаны и с участием России в Болонском процессе, результатом которого должна стать новая концепция подготовки профессионалов для конкретного рынка труда. Специфика современного российского рынка труда заключается в его сугубо региональном характере, зависимости от конкретных экономических и социальных условий развития конкретных регионов страны, имея в виду достаточно выраженные различия их социокультурных сред. Именно образовательная среда филиала вузов, сохраняя образовательные принципы базового вуза, может подстраиваться под нужды развития конкретного города, тем самым повышая эффективность реализации полученного студентами профессионального образования и возможность его использования в конкретных социально-экономических условиях.

Для формирования и развития социокультурного пространства города большое значение имеет переориентация образовательной деятельности вуза - смещение акцента со знаниевой парадигмы на ком-петентностный подход. Практическая направленность изучаемых дисциплин, развитие умений применять полученные знания при решении конкретных научнопрактических и производственных задач обеспечивают успешность профессиональной адаптации выпускника вуза, возможность применения его профессиональной и личностной компетентности с учетом запросов рынка труда.

Новые требования предъявляются и к качеству профессорско-педагогического состава высшей школы. Наряду с высоким уровнем предметной компетентности преподавателей, предполагается и их подготовленность к осуществлению воспитательной, учебно-методической и научной деятельности в условиях перехода российского образования на общеевропейские стандарты качества, предусматривающие реализацию образовательных программ, адекватных современным мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности.

Таким образом, внедрение компетент-ностного подхода в образовательную деятельность филиалов возможно лишь при условии развития инфраструктуры единого образовательного и информационного пространства, включающего возможность сетевой образовательной коммуникации как элемента в системе управления социокультурным пространством города. Как центры развития образования и культуры для малых и средних городов филиалы способны решать социально-экономические, технологические и ресурсные проблемы территорий, а также предоставляют обширные возможности для самореализации и раскрытия творческого потенциала личности. Функционирование филиалов в едином образовательном пространстве с базовым вузом позволяет обучить значительное число студентов за пределами вузовских

центров. Г арантия университетского качества и фундаментальность подготовки будущих выпускников вуза обеспечиваются за счет кадрового ресурса профессиональной среды научно-педагогических школ вуза [2].

Средние и малые города, где функционируют филиалы вузов, по большей части являются молодыми и перспективными. Поэтому необходимо предоставить филиалам вузов - потенциальным субъектам социального управления - право формировать необходимые современной российской молодежи ценностные ориентации в отношении их будущей профессиональной и общественной деятельности. Недостаточное вовлечение филиалов вузов в процесс управления развитием социокультурной среды и социокультурного пространства значительно ограничивает возможности социального управления территорией и реализации социальных проектов.

Улучшение социокультурной среды и формирование эффективного социокультурного пространства возможно лишь при использовании деятельности филиалов, направленной на:

■ качественную подготовку специалистов с профессиональным образованием, обладающих личностными и профессиональными компетентностями;

■ сотрудничество с российскими и международными научно-исследовательскими центрами как самостоятельно, так и в проектной деятельности базового вуза;

■ профессиональную мобильность выпускников филиалов, их активную социальную позицию, воспитание ответственности за экономическое и социокультурное состояние города, развитие творческого инновационного мышления;

■ развитие системы совмещенных образовательных программ, позволяющей получить разноуровневое образование (среднее и высшее профессиональное) в единый период обучения;

■ реализацию воспитательной функции вуза;

■ участие в социальных проектах городского, регионального, общероссийского или международного уровня;

■ внедрение в образовательный процесс интегрированных инновационных программ, объединяющих учебную, научную и производственную подготовку;

■ преодоление разрыва между профессиональным образованием и потребностями рынка труда;

■ совершенствование информационного и научно-методического обеспечения образовательного процесса как потенциала социокультурного развития города;

■ организацию конструктивного сотрудничества субъектов экономики знаний: бизнес-сообщества, общественных и профессиональных объединений,образования и власти.

Современное развитие российского общества требует высокого профессионализма как от выпускников базовых вузов, так и от выпускников их филиалов. Реализация федеральных целевых программ по развитию регионов требует использования высококачественного трудового ресурса. В настоящее время в рыночных условиях материального производства и нематериальной сферы экономики не используется нормированное распределение выпускников вузов. При этом молодые специалисты не имеют желания возвращаться в родные места из крупных центральных городов, где они учились в базовых вузах, удаленных от постоянного места их проживания. Данная проблема негативно сказывается на обеспеченности квалифицированными кадрами производства в небольших городах и прилегающих к ним территориях. Это обстоятельство необходимо учитывать при разработке стратегии развития города, обеспечивая университетскую подготовку будущих профессионалов, знающих проблемы и особенности конкретной социокультурной городской среды - места их постоянного проживания, тем самым улучшая социально-экономические показатели развития.

Процесс взаимодействия филиалов вузов и городского сообщества имеет двойственную природу. С одной стороны, социально-экономические потребности города определяют направленность развития образования в филиалах, с другой - образование влияет на уровень социально-экономического развития города, обеспечивая его трудовой ресурс профессиональной подготовкой. Поэтому деятельность филиалов в стратегии вуза должна соответствовать социально-экономической ситуации и в то же время придавать развитию города инновационный характер. Именно вузы с их инновационным образовательным и научным потенциалом являются источником социокультурных преобразований и устанавливают уровень“интеллигентности”современного общества, создавая условия для интеллектуальной,исследовательской и творческой деятельности.

Активное участие филиалов вузов в формировании социокультурного пространства города, использование их образовательного, научного потенциала и материально-технической базы требует от государства и муниципальных органов власти признания социальной роли филиалов вузов в общественной жизни. В малых и средних городах современной России, где высшее образование получило свое стремительное развитие около двадцати лет назад, оно уже берет на себя роль носителя образовательного и профессионального сознания.

Социокультурное развитие города напрямую связано с развитием его человеческого потенциала, который, в свою очередь, зависит от состояния системы образования, включая все его уровни: начальное, общее, профессиональное. Именно высшее профессиональное образование является источником, обеспечивающим устойчивое развитие города. Но эффективность деятельности филиалов вузов в области повышения качества предоставляемых ими образовательных услуг возможна лишь при расширении социального партнерства и ис-

пользовании следующих принципов управления высшим образованием:

• развитие института общественногражданского участия в управлении образованием;

• проведение общественной экспертизы, мониторинга состояния и развития высшего образования в малых и средних городах;

• внедрение внешних образовательных рейтингов (экспертных оценок) и общественной аккредитации и аттестации студентов при прохождении ими производственной или преддипломной практики.

Необходимо развивать механизмы привлечения бизнес-сообщества, общественных и профессиональных объединений к решению вопросов формирования и реализации образовательной политики города, таких как социальный заказ на подготовку специалистов с начальным, средним или высшим профессиональным образованием.

Таким образом, повышение эффективности функционирования института высшего образования в социокультурном пространстве малых и средних городов может быть обеспечено, во-первых, диверсифика-ционной деятельностью вуза за счет расширения сети филиалов, во-вторых, интег-

рацией в образовательном процессе учебной, научной и производственной деятельности в конкретных условиях малого или среднего города, в-третьих, совместными проектами социально-экономического и культурного развития города, где высшее образование приобретает приоритетное значение.

Предложенные направления повышения социальной роли вуза и эффективности его деятельности по формированию социокультурного пространства предполагают создание механизма их реализации при непосредственном участии всех субъектов социального управления: учреждений и организаций образования и культуры, домохозяйств, бизнес-сообщества, общественных и профессиональных объединений, органов власти.

Литература

1. Чупров В.И. Социальное развитие молоде-

жи в зеркале российской модернизации // Молодежная политика: Инф. бюллетень. 1998. № 172-173.

2. Управленческие инновации в вузе: кол. мо-

нография / Под общ. ред. проф. Г.И. Лазарева. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007. С.16.

RIMSKAYA T. HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN SOCIAL AND CULTURAL SPACE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED CITIES

The article raises issues related to the development of higher education within social and cultural space of small and medium-sized cities. Formation of a unified educational space of the University and its branches located in small and medium-sized cities, recognition of the role of the branches in development of socio-cultural space of the city should favour the qualitative improvement of socio-cultural urban environment.

Keywords: higher professional education, competence approach, single educational space, branch of the university, small and medium-sized cities, socio-cultural space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.