Научная статья на тему 'Анализ состояния оптовой торговли в Приморском крае'

Анализ состояния оптовой торговли в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1338
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ОПТОВЫЙ РЫНОК / ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА / ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майзнер Н. А., Коваленко Ю. В.

В статье представлен анализ состояния оптовой торговли в Приморском крае, выявлены тенденции и особенности ее развития на современном этапе, определены факторы, влияющие на увеличение объемов оптового товарооборота, выявлены проблемы функционирования оптовой торговли в Приморском крае и предложены меры по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния оптовой торговли в Приморском крае»

УДК 339.187

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Н. А. МАЙЗНЕР, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, коммерции и логистики E-mail: mna293@4st. ru Дальневосточный федеральный университет

Ю. В. КОВАЛЕНКО, кандидат экономических наук, заместитель председателя Приморской торгово-промышленной палаты E-mail: kovalenko. 19@mail. ru

В статье представлен анализ состояния оптовой торговли в Приморском крае, выявлены тенденции и особенности ее развития на современном этапе, определены факторы, влияющие на увеличение объемов оптового товарооборота, выявлены проблемы функционирования оптовой торговли в Приморском крае и предложены меры по их устранению.

Ключевые слова: оптовая торговля, оптовый рынок, объем и структура оптового товарооборота, тенденции и проблемы развития оптовой торговли.

оптовая торговля, будучи начальной стадией продвижения товаров на пути от производителя к потребителю, обеспечивает коммерческое посредничество в установлении экономических связей между субъектами рынка и участвует в преобразовании производственного ассортимента товаров в торговый. организуя движение товаров по каналам распределения, обеспечивая товарами как оптовые, мелкооптовые, производственные, так и розничные торговые предприятия, оптовая торговля играет важную роль в ускорении процесса товарообо-рачиваемости, воздействует на производителей в вопросах повышения качества товаров, расширения их ассортимента, улучшения потребительских

свойств товаров, помогает в поиске и нахождении рынков сбыта конкретных товаров, в маркетинговых исследованиях конъюнктуры рынка и т. д.

Для отдаленных районов Приморского края оптовая торговля является одной из важнейших областей экономики, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни, бесперебойное снабжение населения, так и на развитие розничной торговли потребительскими товарами. экономическое значение оптовой торговли для Приморского края состоит в повышении эффективности процесса товародвижения за счет сокращения издержек розничных торговых организаций, связанных с хранением запасов и транспортировкой товаров из центральных районов страны, за счет повышения уровня обслуживания населения, а также за счет сохранения количества и качества товаров на всем пути их движения от производителей до потребителей.

В течение последних лет произошли значительные перемены в экономической жизни страны, повлекшие за собой изменения в характере и условиях функционирования всех секторов экономики, в том числе и в оптовой торговле. эти изменения связаны прежде всего со стремительным и масштабным развитием российских розничных торговых сетей,

а также возникновением острой конкуренции между отечественными и международными оптовыми сетями.

С одной стороны, развитие торговых связей (в том числе международных в условиях глобализации экономики) способствует развитию оптово-посред-нической деятельности. С другой — наблюдается противоположная тенденция: оптовые предприятия вынуждены противостоять стремлению производителей и розничной торговли обойтись без них. Руководители производственных предприятий считают, что оптовики, расширяя свои функции, непомерно увеличивают их издержки. В то же время, по их мнению, оптовики ограничиваются пассивной ролью передатчиков заказов от розничной торговли производственным предприятиям, в то время как должны освобождать последних от выполнения части коммерческих функций, информируя розничную торговлю о новой продукции и активно участвуя в ее продвижении.

Розничная торговля, со своей стороны, стремится сократить расходы на закупку товаров, минуя промежуточное звено в виде предприятия оптовой торговли. Крупные розничные торговые предприятия могут самостоятельно устанавливать прямые связи с производителями в силу большого объема своих заказов. Однако мелкие торговцы заинтересованы в создании закупочных объединений, часть которых сможет взять на себя функции оптовиков.

В настоящее время в оптовой торговле интенсивно протекает процесс концентрации оптовых предприятий. Деятельность в этой сфере требует значительных капиталовложений, поскольку необходимо осуществлять крупные закупки, брать на себя большие расходы по складированию товаров, строительству складов, приобретению транспортного, погрузочного оборудования и вычислительной техники, осуществлению погрузочно-разгрузочных работ. Только достаточно крупные предприятия могут осуществлять такие капиталовложения и при этом достигать высокого уровня рентабельности. Поэтому в последние годы наблюдается исчезновение мелких оптовых предприятий, особенно в сфере торговли продовольственными товарами, где раньше они были довольно многочисленными. Многие независимые мелкие оптовики вступают в мощные закупочные объединения, усиливая тем самым свои позиции. В результате происходит увеличение количества крупных оптовых предприятий.

однако оптовой торговле приходится выдерживать конкуренцию со стороны объединений розничных торговых предприятий, которые «перекрывают» все большую часть рынка, обходясь без помощи оптовиков. По этой причине некоторые оптовые предприятия, работающие в области торговли продовольственными товарами, стали открывать магазины розничной торговли, создавая таким образом независимые интегрированные торговые предприятия, другие стали создавать совместно с розничными торговцами системы так называемых «добровольных цепей» или «объединений на условиях франшизы».

Еще одной из тенденций развития оптовой торговли последнего времени являются получившие большое распространение мелкооптовые магазины-склады типа «кэш энд керри», что в переводе означает «плати и увози». Этот тип магазинов ориентирован на обеспечение владельцев ларьков, павильонов, торговых лотков и мелких магазинов, а также конечных индивидуальных покупателей. Такого типа магазины-склады действуют по принципу самообслуживания. они отличаются высоким уровнем товарооборачиваемости и минимальными эксплуатационными расходами, так как не имеют традиционных комплектовочных и экспедиционных помещений и дорогостоящего подъемно-транспортного и погрузо-разгрузочного оборудования, что характерно для крупных складов. Сокращается также объем учетно-расчетных операций в связи с отсутствием безналичного отпуска и продажи товаров в кредит. Невысокий уровень расходов и закупки товаров напрямую у промышленных предприятий позволяют устанавливать более низкие цены.

Интенсивное развитие предприятий оптовой торговли в последние годы свидетельствует о том, что они занимают все большее место в системе торговли. Наблюдается увеличение объема оптового товарооборота, который обеспечивается увеличением размера дохода на душу населения. можно сказать, что активность оптовой торговли повышается вместе с ростом благосостояния населения. Происходит увеличение не только объема распределяемых материальных благ, но и разнообразия поступающих в продажу товаров. одни и те же виды товаров предлагаются как городским, так и сельским покупателям, в результате чего единый рынок охватывает все новые регионы.

можно назвать ряд факторов, которые способствуют усилению роли оптовой торговли и обеспечи-

вают действенность ее основных функций. К этим факторам можно отнести:

1) рост массового производства на крупных предприятиях, удаленных от конечных потребителей готовой продукции;

2) увеличение числа промежуточных уровней производителей и потребителей;

3) расширение ассортимента потребительских товаров и усиление необходимости преобразования производственного ассортимента в торговый;

4) развитие международных торговых связей;

5) обострение необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных потребителей с точки зрения количества, качества, упаковки и разновидностей товаров;

6) повышение требований розничной и мелкооптовой торговли к уровню обслуживания. оценивая современное состояние оптового

потребительского рынка Приморского края, можно отметить, что в последние годы в крае повторяются положительные общероссийские тенденции развития оптовой торговли. Прежде всего следует отметить ежегодный прирост оптового оборота и рост числа действующих в торговле хозяйствующих субъектов. Так, в г. Владивостоке функционирует более 1 000 оптовых предприятий торговли, в том числе оптовые рынки со средней площадью 975 м2 и товарные склады со средней площадью 238 м2. Суммарная площадь, занимаемая складами оптовой торговли, составляет 778,3 тыс. м2. она в 2,3 раза превышает площадь, приходящуюся на розничную торговлю [4, с. 117]. Наибольшее количество предприятий оптовой торговли занимается реализацией мясопродуктов и рыбной продукции. Наименьшее - реализацией мороженого,

Динамика общего объема в Приморском крае в .

консервов, табачных изделий. Небольшое количество фирм занимается реализацией товаров бытовой химии, алкогольных напитков.

Исследования показали, что самое большое количество предприятий оптовой торговли находится в г. Владивостоке - 1 036 ед., в г. Уссурийске функционирует примерно 37 оптовых предприятий, в г. Находка - 25 ед. Остальные муниципальные районы и городские округа имеют незначительное количество оптовых предприятий. Так, например, в п. кавалерово и в селах Новопокровка, камень-Рыболов, Черниговка находится по два оптовых предприятия, по одному предприятию расположено в селах Анучино и Яковлевка.

Важный показатель оптовой торговли - это выручка от реализации товаров, приобретенных в целях перепродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (для переработки или дальнейшей продажи). Динамика общего объема оборота оптовой торговли в Приморском крае в 2006-2010 гг. представлена в табл. 1.

Анализируя данные, представленные в табл. 1, можно сделать вывод о положительной динамике общего объема оборота оптовой торговли в период с 2006 по 2008 г., но в 2009 г. в связи с кризисными явлениями в экономике наблюдается его снижение по отношению к 2008 г. Однако в 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается рост общего объема оборота оптовой торговли на 13,6 % (по сравнению с 2006 г. оборот увеличился в 2 раза). У крупных и средних организаций наблюдается рост объема оборота на протяжении всех лет. особенно вырос оборот в 2009 г. по отношению к 2008 г. - в 2,3 раза. Однако в 2010 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается

Таблица 1

оборота оптовой торговли 1006-2010 гг., млрд руб.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2010/ 2006, % 2010/ 2009, %

Общий объем оборота оптовой торговли 146,9 200,6 277,6 271,3 308,4 209,9 113,6

В том числе:

- крупные и средние организации 41,7 50,6 74,0 168,7 165,0 395,7 97,8

- субъекты малого предпринимательства 105,2 150,0 203,6 102,6 143,4 136,3 139,8

Оборот организаций оптовой торговли от общего объема 129,5 174,1 232,5 232,9 253,1 195,4 108,7

оборота оптовой торговли

В том числе:

- крупные и средние организации оптовой торговли 33,0 39,4 60,9 144,6 138,6 420,0 95,9

- субъекты малого предпринимательства оптовой 96,5 134,7 171,6 88,3 114,5 118,7 129,7

торговли

Источник: [2, с. 15].

незначительное снижение оборота, в то время как по сравнению с 2006 г. он увеличился почти в 4 раза. У субъектов малого предпринимательства объем оборота оптовой торговли с 2006 по 2008 г. ежегодно растет, но в 2009 г. он снизился по отношению к 2008 г. в 2 раза. В 2010 г. по сравнению с 2010 г. оборот значительно увеличился - на 39,8 %, а по сравнению с 2006 г. - на 36,3 %. Из общего объема оборота оптовой торговли оборот организаций оптовой торговли в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 8,7 %, а по сравнению с 2006 г. он возрос почти вдвое. Таким образом, на фоне роста общего объема оборота оптовой торговли активно растут оборот организаций оптовой торговли и оборот субъектов малого предпринимательства.

Структура оборота оптовой торговли в 2011 г. представлена на рис. 1.

Структуру оборота оптовой торговли в 2011 г. составляют:

4 (47%) _

1 (32%)

2 (7%)

.3 (14°%)

Источник: [1, с. 25].

Рис. 1. Структура формирования оборота оптовой торговли Приморского края в 2011 г.: 1— организации, не являющиеся субъектами среднего и малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 чел.; 2 — субъекты среднего предпринимательства; 3 — организации со средней численностью работников до 15 чел., не являющиеся субъектами малого предпринимательства; 4 — субъекты малого предпринимательства

Отсюда следует, что в 2011 г. оборот оптовой торговли вырос только у организаций, не являющихся субъектами среднего и малого предпринимательства, а также у субъектов малого предпринимательства (оптовый оборот субъектов малого предпринимательства занимает наибольшую долю от общего объема оптового оборота в Приморском крае).

Далее рассмотрим оборот оптовой торговли предприятий оптовой торговли по субъектам Дальневосточного федерального округа в 2005—2010 гг. (табл. 2).

Анализ данных, представленных в табл. 2, свидетельствует о том, что оборот оптовой торговли предприятий в Дальневосточном федеральном округе с

Таблица 2

Динамика оптового оборота предприятий оптовой торговли по субъектам Дальневосточного федерального округа в 2006-2010 гг., млрд руб.

1) организации, не являющиеся субъектами среднего и малого предпринимательства, средняя численность работников которых превышает 15 чел. (их оборот оптовой торговли в 2011 г. составлял 32 %, что на 4 % больше, чем в 2010 г.;

2) субъекты среднего предпринимательства, оборот которых составляет 7,0 % от общего объема товарооборота, что на 3,0 % меньше, чем в 2010 г.;

3) организации со средней численностью работников до 15 чел., не являющиеся субъектами малого предпринимательства (их оптовый оборот со-ставлл 14,0 %; что на 2,0 % меньше, чем в 2010 г.;

4) субъекты малого предпринимательства, оборот их оптовой торговли занимает наибольшую долю и составляет 47 %, что на 1 % больше, чем в 2010 г.

Субъект 2006 2007 2008 2009 2010 2010/2006, % 2010/2009, °%

Российская Федерация 14 706,9 19 604,6 24 925,8 23 571,0 25 769,6 175,2 109,3

Дальневосточный федеральный округ 340,1 433,0 529,9 484,8 585,7 172,2 120,8

Республика Саха (Якутия) 14,4 15,8 19,9 18,6 20,6 143,0 110,8

Камчатский край 13,9 19,5 26,7 31,1 35,5 255,4 114,1

Приморский край 129,5 174,1 232,5 237,5 253,1 195,4 106,6

Хабаровский край 114,8 146,2 160,1 110,7 164,3 143,1 148,4

Амурская область 20,3 26,5 27,6 25,2 34,8 171,4 138,1

Магаданская область 15,6 16,0 19,9 19,9 25,1 160,9 126,1

Сахалинская область 24,5 27,2 34,4 33,4 42,1 171,8 126,0

Еврейская автономная область 2,1 2,4 3,3 2,5 3,8 180,9 152,0

Чукотский автономный округ 5,0 5,2 5,5 5,9 6,4 128,0 108,5

Источник: [3, с. 12].

2005 по 2008 г. имел стремительный рост, однако в 2009 г. в связи с кризисными явлениями в экономике он снизился по отношению к 2008 г. на 15,5 %. В 2010 г. положение стабилизировалось, и оборот оптовой торговли предприятий ДФО увеличивается по сравнению с 2009 г. на 20,8 %, а по сравнению с

2006 г. - на 72,2 %. Далее, оптовый оборот предприятий Приморского края занимает одно из лидирующих положений среди остальных субъектов ДФО, оборот его оптовой торговли рос на протяжении всех исследуемых лет и в 2010 г. по сравнению с 2009 г. он увеличился на 6,6 %, а по сравнению с 2006 г. — в 1,95 раза. Однако его рост в 2010 г. по сравнению с 2009 г. является незначительным по сравнению с другими регионами. Это свидетельствует о менее благоприятной обстановке в оптовой торговле на территории Приморского края.

На следующем этапе исследования рассмотрим распределение оптового оборота организаций оп-

товой торговли Приморского края в 2008—2010 гг. по формам собственности (табл. 3).

Данные, представленные в табл. 3, свидетельствуют о том, что оборот оптовой торговли на государственных и муниципальных предприятиях Приморского края значительно меньше, чем в частных и других негосударственных организациях. на протяжении трех лет он снижался, и в 2009 и 2010 гг. его удельный вес составил всего 0,6 % от итогового оптового оборота. В то же время оборот оптовой торговли частных предприятий на протяжении трех лет неуклонно рос и в 2010 г. составил 96,6 % к итогу.

Современный оптовый рынок Приморского края характеризуется высокой насыщенностью и представлен товарами как производственно-технического, так и потребительского назначения. Информация о реализации отдельных видов товаров предприятиями оптовой торговли Приморского края представлена в табл. 4.

Таблица 3

Распределение оптового оборота предприятий оптовой торговли Приморского края в 2008-2010 гг. по формам собственности

Показатель 2008 2009 2010

Млн руб. В % к итогу Млн руб. В % к итогу Млн руб. В % к итогу

Оборот оптовой торговли В том числе по формам собственности: 232 531,5 100,0 237 476,0 100,0 253 139,0 100,0

— государственная и муниципальная собственность 2 790,4 1,2 1 530,3 0,6 1 477,0 0,6

— частная собственность 208 580,7 89,7 231 252,1 97,4 244 615,9 96,6

— другие негосударственные формы собственности 21 160,4 9,1 4 693,6 2,0 7 046,1 2,8

Источник: [1, с. 12].

Таблица 4

Реализация отдельных видов товаров предприятиями оптовой торговли Приморского края

в 2006-2010 гг., тыс. т

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2010/2006, %

Продукция производственно-технического назначения

Бензины автомобильные 196,1 206,7 147,7 234,8 242,7 123,8

Топливо дизельное 893,4 876,9 436,6 362,1 439,5 49,2

Мазут топочный 1 701,8 1 731,6 404,1 191,0 128,2 7,5

Деловая древесина, тыс. м3 199,2 144,8 13,5 — 30,9 15,5

Автомобили легковые, шт. 4 705 9 441 740 323 1 690 35,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автомобили грузовые, шт. 428 306 232 41 78 18,2

Продовольственные товары

Мясо 87,6 130,5 23,3 72,2 68,4 78,1

Колбасные изделия 10,6 38,2 17,5 11,1 8,8 83,0

Масло животное 0,5 1,6 0,09 0,7 0,3 60,0

Сыры 5,4 6,5 0,8 0,3 — —

Масла растительные 12,3 8,2 0,01 0,2 — —

Крупа 26,3 21,6 1,2 2,3 0,5 1,9

Макаронные изделия 12,1 13,9 0,02 0,06 7,9 65,3

Источник: [5, с. 21].

На основании данных, представленных в табл. 4, следует, что в период с 2006 по 2007 г. в Приморском крае наблюдался рост реализации таких товаров в натуральном выражении, как бензин автомобильный, мазут топочный, трубы стальные, шины, автомобили легковые, мясо, колбасные изделия, масло животное, сыры, макаронные изделия. В 2008 и

2009 гг. произошло снижение реализации абсолютно всех товаров, кроме бензина автомобильного (в связи с кризисной обстановкой в крае). В 2010 г. по сравнению с 2009 г. положение немного улучшилось, но по сравнению с 2006 г. произошло резкое снижение уровня реализации всех необходимых для поддержания жизни населения товаров в натуральном выражении: мяса - на 21,9 %, колбасных изделий - на 17,0 %, масла животного - на 40 %, крупы - на 98 %, макаронных изделий - на 34,7 %. Особенно значительно сократилась в 2010 г. по сравнению с 2006 г. реализация легковых и грузовых автомобилей (на 64,1 и на 81,8 % соответственно) в связи с повышением таможенных пошлин на их ввоз из-за границы.

Основными поставщиками товаров для организаций оптовой торговли Приморского края в 2009—2010 гг. продолжали оставаться оптовые и оптово-посреднические организации (у них приобреталось 49 % товаров в 2009 г. и 82 % - в 2010 г.) и организации-производители (у них закупалось 34 % от общего объема товаров в 2009 г. и 18 % - в

2010 г.) [1]. Далее рассмотрим структуру оборота оптовой торговли Приморского края в 2009—2010 гг., представленную на рис. 2.

Анализируя струк-

в 2009 г., на 3-м месте - топливо (удельный вес — 20 %, что на 9 % больше, чем в 2009 г.).

Основными источниками финансирования деятельности организаций в 2009—2010 гг. были собственные оборотные средства, кредитные и заемные средства, финансовые средства клиентов и прочие источники. Все расчеты за поставленные товары предприятия оптовой торговли осуществляли, используя безналичные расчеты (95 % оборота в 2009 г. и 99 % оборота в 2010 г.), а также наличные расчеты и взаимозачеты (5 % оборота в 2009 г. и 1 % в 2010 г.). Средний сложившийся уровень торговой наценки в 2009 г. составил 16 %, в 2010 г. - 15 %. При этом, как считают руководители оптовых предприятий, уровень торговой наценки ниже показателя, который был бы достаточным для возмещения их затрат и обеспечил бы получение необходимой прибыли.

Проведенный анализ свидетельствует, что в оптовой торговле Приморского края существуют и достаточно серьезные проблемы. В этой сфере еще слабо внедряются прогрессивные методы торговли. Так, в 2011 г. лишь 20 % предприятий практиковали электронную продажу продукции, причем это в основном продажа автотранспортных средств, химических продуктов, фармацевтических и медицинских товаров, лесоматериалов, строительных материалов и санитарно-технического оборудования.

Среди проблем, в наибольшей степени ограничивающих деятельность оптовых предприятий Приморского края в 2009—2011 гг., остаются: — неплатежеспособность покупателей;

туру оборота оптовой торговли Приморского края в 2009—2010 гг., можно отметить следующее: наибольший удельный вес среди всех товаров занимают пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия (1 -е место). В 2010 г. их удельный вес составлял 30 %, что на 20 % меньше, чем в 2009 г. На 2-м месте находятся стройматериалы (удельный вес - 19 %, что на 2 % меньше, чем

5 (4%) 6 (3%)_7(1|%).. 4 (9%)

3 (11%)

8 (1%)

1 (50%)

2 (21%)

6 (8%) 5 (6%)

4 (12%)

3 (20%)

7 (3%)_ 8 (2%)

1 (30%)

(19%)

Источник: [5, с. 16].

Рис. 2. Структура оборота оптовой торговли Приморского края в 2009 г (а)

и в 2010 г. (б):

1 — пищевые продукты, в том числе напитки и табак; 2 - стройматериалы; 3 - топливо; 4 — одежда и обувь; 5 — автомобильные детали и узлы; 6 — медицинские и фармацевтические товары; 7 — автотранспортные средства;

8 — текстильные товары

— большие транспортные расходы;

— высокая арендная плата;

— недостаток финансовых средств;

— высокий уровень налогов;

— недобросовестная конкуренция;

— несовершенство нормативной базы;

— высокий процент ставок коммерческих кредитов.

Негативное влияние на развитие предприятий оптовой торговли в Приморском крае оказывали и недостаток квалифицированных специалистов, несовершенство информационного обеспечения, недостаток необходимого оборудования, недостаток складских помещений [5, с. 13].

Современное состояние развития оптовой торговли в Приморском крае нуждается в решении такой проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры. Операции оптовой торговли, связанные с оформлением и проверкой закупаемых товаров, в настоящее время теряют свое значение по причине стандартизации продукции прямо на производстве. На долю оптовиков остается рационализация таких конкретных операций, как погрузочно-разгрузочные работы, комплектация заказов и своевременная, бесперебойная доставка товаров розничным потребителям в нужном количестве и ассортименте. Для этого необходимо повышать уровень материально-технической базы оптовой торговли и производить обмен надежной и достоверной информацией между производителями и оптовой торговлей, а также между предприятиями оптовой и розничной торговли. Однако в настоящих условиях хозяйствования в Приморском крае катастрофически не хватает складских и торговых помещений. Автопарки транспортных средств и погрузо-разгрузочное оборудование оптовых предприятий устарели как морально, так и физически, а на их обновление и приобретение новых современных видов не хватает денежных средств.

Для повышения уровня материально-технической базы оптовой торговли как в целом в стране, так и в Приморском крае, на взгляд авторов, необходимо государственное регулирование этих вопросов как со стороны Правительства РФ, так и государственных органов управления субъектов Федерации. К этим мерам можно отнести прежде всего льготное налогообложение инвестиций, направленных на формирование элементов рыночной инфраструктуры, а также целевых капиталовложений в развитие материально-технической базы оптовой торговли.

На оптовом рынке Приморского края функционирует многочисленная группа посредников, из которых сформировалась многоступенчатая структура мелких предприятий. Это оказывает влияние на удорожание продукции при продвижении товара от производителя к потребителю, а также приводит к нерациональной организации процесса товародвижения и к многократному дублированию функций торговли. Система оптовой торговли в Приморском крае имеет низкий уровень информационного и технико-технологического обеспечения своей деятельности. Для решения данной проблемы, на взгляд авторов, необходимо создание крупного предприятия оптовой торговли в виде открытого акционерного общества с контрольным пакетом акций у муниципального образования. Содержательный смысл создания такого крупномасштабного предприятия будет заключаться:

— в концентрации запасов товаров;

— в формировании широкого ассортимента товаров для удовлетворения нужд розницы;

— в регулировании вопросов закупки необходимых товаров без дублирования

— во внедрении прогрессивных методов организации процесса товародвижения на основе использования логистических подходов и методов;

— в вытеснении с рынка многочисленных мелких посредников (сокращение количества звеньев в процессе движения товаров до потребителя и, соответственно, снижение стоимости товаров). Все указанные меры позволят обеспечить благоприятные условия для развития цивилизованной, социально ориентированной оптовой торговли в Приморском крае.

Таким образом, в настоящий момент сфера оптового распределения продолжает свое развитие. Все большее число оптовых фирм использует в своей деятельности новые методы и технологии, в том числе и логистические, столь успешно применяемые в промышленности и материально-техническом снабжении. Это позволяет оптимизировать все торговые и финансовые операции, способствует снижению цен и улучшению обслуживания потребителей. Многие дистрибьюторы в настоящее время оснащены передовыми операционными системами учета товаров, работающими в режиме реального времени, автоматизированными системами оформления счетов и заказов. Современные технологии проникают в сферу складского хозяйс-

тва, где успешно используется компьютерная и другая техника.

На сегодняшний день значимость сферы оптового распределения не вызывает никаких сомнений. Задачи этой сферы деятельности состоят в максимальном удовлетворении потребительского спроса в товарах и услугах в удобное для потребителя время, в нужном ассортименте и необходимом количестве. Число предприятий оптовой торговли растет с каждым годом. Это связано с растущими запросами потребителей в условиях постоянного обновления и расширения ассортимента товаров и услуг. Эти предприятия вносят значительный вклад в распределение национального продукта. Они являются полноправными членами деловой общности в каждом регионе страны. Можно сказать, что оптовая торговля - это катализатор происходящих изменений в производстве и потреблении в условиях постоянно меняющихся потребностей современного рынка.

Список литературы

1. Агафонова В. А. Торговля, общественное питание и платные услуги населению в Приморском крае: Статистический сборник / В. А. Агафонова, Н. Г. Баукова, М. И. Карпова, Л. Н. Кривобород, Т. Т. Попова, Е. А. Филонова. Владивосток: При-морскстат, 2011. 88 с.

2. Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник. Владивосток: Приморскстат, 2010. 318 с.

3. Приморский край. Социально-экономическое положение территорий Приморского края: Статистический ежегодник. Владивосток: При-морскстат, 2010. 207 с.

4. Приморский край. Торговля, общественное питание и платные услуги населению в Приморском крае: Статистический сборник. Владивосток: Приморскстат, 2010. 234 с.

5. Приморский край: О деловой активности организаций оптовой торговли Приморского края: экспресс-информация. Владивосток: Приморскстат, 2010. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.