Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.
обладает значительным научно-техническим потенциалом, но почти не умеет получать от него коммерческую отдачу); • увеличится приток венчурного капитала в страну - некоторые новые разработки "перерастают", пределы родных лабораторий и становятся самостоятельными коммерческими проектами.
Создание промышленными корпорациями заграничных лабораторий способствует расширению научно-технического потенциала принимающей страны, повышению эффективности использования уже имеющегося, интенсификации инновационного процесса и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.
Выводы
Промышленные корпорации являются важнейшими субъектами НИОКР [4] и оказывают значительное влияние на географию мирового производства инноваций. Инновационная деятельность, осуществляемая промышленными корпорациями, оказывает значительное влияние на конкурентоспособность стран в системе мирового хозяйства, определяя лидирующее положение одних и отставание других.
Литература
1. Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: политика инновационного развития: Монография / Под ред. д-ра эконом. наук, проф., действительного государственного советника второго класса, заслуженного экономиста Российской Федерации С.Н. Сильвестрова, д-ра эконом. наук И.Н. Рыковой. - М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. С. 57.
2. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики. "Интерфакс-Центр Экономического Анализа", 2007. С. 15.
3. Гилева О. Инновационный лифт для российской экономики. Независимая + наука. 201108-30.
4. Инновационная активность крупного бизнеса в России. Механизмы, барьеры, перспективы. Российский журнал бизнеса. Т.8, №4, 2010. с.81-112 С. 82.
5. Кудров В.М. Мировая экономика. Учебник. М.: Юстицинформ, 2009. -512 с.
Роль малого инновационного бизнеса в современной экономике
д.э.н. проф. Мхитарян А. А., Чабаненко Е.Б.
МГТУ «МАМИ» 8(495) 223-25-23
Аннотация. Роль малого инновационного бизнеса очень важна в современной экономике, ведь это прежде всего создание нового бизнеса, в основу которого положена инновационная идея или технология, способная обеспечить устойчивое конкурентное преимущество.
Ключевые слова: малый бизнес, малые инновационные предприятия, инновация, конкурентоспособность, стратегия развития
Тенденции в развитии мировой экономики усиливают конкуренцию на мировом рынке и изменяют структуру доминирующих факторов, характер и методы соперничества и сотрудничества. Становится актуальным анализ проблем, связанных с обеспечением высокой международной конкурентоспособности лидирующих государств, отраслей и компаний.
Важной целью предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, является не только обеспечение конкурентоспособности его продукции, но и совершенствование процессов их создания и производства, несмотря на то, что основная причина спада заключается в технологической отсталости, неэффективном менеджменте и архаичной производственной структуре.[7]
Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. Низкий уровень разработок, большой срок конструкторской и технологической подготовки, устаревшие технологии, большой износ фондов, достаточно низкая квалификация персонала и его избыточность, отсутствие ясной стратегии производства - вот основные проблемы многих предприятий, по мнению многих специалистов и экспертов.[3]
Учитывая вышеизложенное, внедрение инновационного подхода для развития экономики возможно посредством качественного преобразования промышленного потенциала страны и развития рынка инноваций. Следствием этого является плотная связь с обеспечением становления и устойчивого развития малых инновационных предприятий, инновационная активность которых является одним из наиболее значимых факторов эффективного экономического роста.
Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. [8]
Развитие малого и среднего бизнеса в последнее время стало не только экономической, но и политической задачей. Кажущаяся незначительность малого бизнеса в общем масштабе инновационной деятельности обманчива, поскольку именно малые предприятия, предлагающие новые продукты, технологии и бизнес-модели, имеют ярко выраженную тенденцию к росту и открывают новые рынки. Это позволяет диверсифицировать технологический базис экономики, а также решает социальные задачи, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщает рынок товарами и услугами, обеспечивает занятость, увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней.[5]
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. [4]
Исходя из этого государство осознает необходимость формирования национальной инновационной системы, увязывающей науку с образовательной сферой и бизнесом и предполагающей отлаженный процесс коммерциализации результатов НИОКР.
Поскольку инновационная структура - это совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и /или оказывающих услуги участникам инновационной деятельности, выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры:
• финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты;
• производственно-технологическая (или материальная) - технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры транфера технологий и т.п.;
• информационная - собственно базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие подобные услуги);
• кадровая - образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;
• экспертно-консалтинговая - организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т. д.).
Научным учреждениям и вузам предоставлено право создавать малые инновационные предприятия для практического применения результатов интеллектуальной деятельности на основании Федерального закона от 02. 08. 2009 №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».[1] Развитие инновационных техноло-
Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.
гий в академической среде является одним из приоритетных направлений российского образования. В этой связи главная цель нового закона - коммерциализация результатов научной и научно-образовательной деятельности и предоставление на малых предприятиях при вузах мест для трудоустройства будущим выпускникам. По данным министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, 187 вузов готовы создать примерно 2,5 тыс. предприятий и обеспечить работой свыше 30 тыс. человек.
Малые инновационные предприятия (МИП) являются важнейшим компонентом национальной инновационной системы (НИС), поскольку выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. В России динамика малых предприятий, зарегистрированных в отрасли «Наука и научное обслуживание», устойчиво отрицательное. [2]
Принятым Федеральным законом Государственная Дума пытается создать благоприятные условия для эффективного развития малого и среднего бизнеса в инновационной среде.
Необходимость инновационного развития малого предприятия предъявляет новые требования к организации, содержанию, методам управленческой деятельности.
Организация инновационного менеджмента на предприятии представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.
Инновационные предприятия изначально нацелены на быстрый рост, что обусловливает интерес к ним со стороны венчурного капитала. Но высокие риски деятельности и ограниченность финансовых, кадровых, временных ресурсов определяют необходимость их развития в кооперации с инвесторами, партнерами, потенциальными потребителями, организациями, осуществляющими государственную поддержку инновационной деятельности.[6]
Интеллектуальные ресурсы бюджетных научных и учебных организаций значительно превосходят их материальную составляющую, но не учтены в балансах в виде нематериальных активов. Это ведет к занижению их капитализации, к сужению факторов получения дохода и сдерживает развитие инновационной экономики, которая способна повысить конкурентоспособность бюджетных научных и учебных организаций.
Все отечественные МИП, действующие в настоящее время в российской инновационной сфере, можно объединить в две основные группы: предприятия, созданные при материнских НИИ или ВУЗах, и самостоятельные структуры.
Первый тип малых инновационных предприятий представляют собой фирмы, основанные сотрудниками НИИ или ВУЗов, а также компании, владеющие лицензиями на ключевые технологии материнской организации.
Второй тип - самостоятельные малые инновационные предприятия, занявшие свою «нишу» на рынке наукоемкой продукции. Их количество значительно меньше.[5,6]
Тенденция становления в России социально ориентированного рыночного хозяйства, а конкретно, становление малого предпринимательства как особого сектора рыночной экономики дает возможность создания необходимых условий для реализации значительного потенциала малого бизнеса в приоритетных направлениях научно-технического прогресса.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что малые инновационные предприятия являются неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут полноценно существовать и развиваться.
Выводы
В силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития малого инновационного предпринимательства неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малые предприятия начинают играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становятся важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отда-
Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. чу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.
Литература
1. Федеральный закон от 02. 08. 2009 №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. - М.: Гардарика.2005.
3. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009.
4. Василевская И.В. Инновационный менеджмент. -М.: РИОР, 2009.
5. Иванова Н.И. Сопоставление мировых и российских тенденций развития науки и инновационной деятельности // Электронная версия журнала «Инновации». 2003, №4. http://innov.etu.ru.
6. Портер М.Е. Конкуренция. - СПб., М., Киев: Изд.дом «Вильямс»,2000
7. Чабаненко Е.Б. Повышение конкурентоспособности на основе инноваций и модернизации в автомобильной промышленности.-Науковий вюник,с.64,Одеса - 2010
8. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка// Деньги и кредит, 1992, №1
Проблемы развития управленческого персонала на предприятиях
машиностроения
д.т.н. проф. Ильин С.Н, Осипов И.С., Волкова Я. А.
МГТУ «МАМИ» 8(495) 223-05-23 доб. 1364
Аннотация. Стратегические перспективы развития предприятий отечественного машиностроения сложно прогнозировать в условиях переходного состояния экономики, так же как и в моменты кризисных волнений на мировом экономическом пространстве.
Ключевые слова: машиностроение, конкурентоспособность продукции, инвестиции, информационная база.
Российское машиностроение по большей части постоянно находится либо на предкризисном этапе, сворачивая и оптимизируя свои активы, либо на этапе действующего кризиса, когда судорожно минимизирует любые производственные затраты с целью сохранить основное производство, либо на этапе посткризисном, пытаясь восстановить прежние мощности и вернуть все утраченное (зачастую безвозвратно). Если учесть все вышеописанное, то становятся ясными те причины, по которым данные предприятия не являются конкурентоспособными на мировом рынке. К сожалению, стоит констатировать, что эти три этапа в отечественном машиностроении так быстро чередуются в новейшей российской истории, что мешают крупным отечественным предприятиям машиностроения выйти на стратегический простор, обеспечивающий способность выпуска конкурентоспособной продукции. В результате большая часть предприятий машиностроения не могут выйти самостоятельно из данной сложной ситуации и имеют очень низкую привлекательность для инвесторов, средства которых могли бы обеспечить дополнительную поддержку в сложный период. Связано это с тем, что при оценке возможности вложений в то или иное производство инвестор оценивает не столько действующее состояние предприятия, сколько потенциал развития данного предприятия и отрасли в целом. Неубедительная государственная политика в машиностроении и политика отдельных градообразующих или просто крупных предприятий не дают оптимистич-