Научная статья на тему 'Роль малого инновационного бизнеса в современной экономике'

Роль малого инновационного бизнеса в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1949
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / SMALL BUSINESS / SMALL INNOVATIVE COMPANIES / INNOVATION / COMPETITIVENESS / STRATEGY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мхитарян А. А., Чабаненко Е. Б.

Роль малого инновационного бизнеса очень важна в современной экономике, ведь это прежде всего создание нового бизнеса, в основу которого положена инновационная идея или технология, способная обеспечить устойчивое конкурентное преимущество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SMALL INNOVATIVE BUSINESS IN THE MODERN ECONOMY

The role of small innovative business is very important in today's economy, because it is primarily the creation of new business, building on the innovative idea or technology that can provide sustainable competitive advantage.

Текст научной работы на тему «Роль малого инновационного бизнеса в современной экономике»

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.

обладает значительным научно-техническим потенциалом, но почти не умеет получать от него коммерческую отдачу); • увеличится приток венчурного капитала в страну - некоторые новые разработки "перерастают", пределы родных лабораторий и становятся самостоятельными коммерческими проектами.

Создание промышленными корпорациями заграничных лабораторий способствует расширению научно-технического потенциала принимающей страны, повышению эффективности использования уже имеющегося, интенсификации инновационного процесса и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.

Выводы

Промышленные корпорации являются важнейшими субъектами НИОКР [4] и оказывают значительное влияние на географию мирового производства инноваций. Инновационная деятельность, осуществляемая промышленными корпорациями, оказывает значительное влияние на конкурентоспособность стран в системе мирового хозяйства, определяя лидирующее положение одних и отставание других.

Литература

1. Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: политика инновационного развития: Монография / Под ред. д-ра эконом. наук, проф., действительного государственного советника второго класса, заслуженного экономиста Российской Федерации С.Н. Сильвестрова, д-ра эконом. наук И.Н. Рыковой. - М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. С. 57.

2. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики. "Интерфакс-Центр Экономического Анализа", 2007. С. 15.

3. Гилева О. Инновационный лифт для российской экономики. Независимая + наука. 201108-30.

4. Инновационная активность крупного бизнеса в России. Механизмы, барьеры, перспективы. Российский журнал бизнеса. Т.8, №4, 2010. с.81-112 С. 82.

5. Кудров В.М. Мировая экономика. Учебник. М.: Юстицинформ, 2009. -512 с.

Роль малого инновационного бизнеса в современной экономике

д.э.н. проф. Мхитарян А. А., Чабаненко Е.Б.

МГТУ «МАМИ» 8(495) 223-25-23

Аннотация. Роль малого инновационного бизнеса очень важна в современной экономике, ведь это прежде всего создание нового бизнеса, в основу которого положена инновационная идея или технология, способная обеспечить устойчивое конкурентное преимущество.

Ключевые слова: малый бизнес, малые инновационные предприятия, инновация, конкурентоспособность, стратегия развития

Тенденции в развитии мировой экономики усиливают конкуренцию на мировом рынке и изменяют структуру доминирующих факторов, характер и методы соперничества и сотрудничества. Становится актуальным анализ проблем, связанных с обеспечением высокой международной конкурентоспособности лидирующих государств, отраслей и компаний.

Важной целью предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, является не только обеспечение конкурентоспособности его продукции, но и совершенствование процессов их создания и производства, несмотря на то, что основная причина спада заключается в технологической отсталости, неэффективном менеджменте и архаичной производственной структуре.[7]

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. Низкий уровень разработок, большой срок конструкторской и технологической подготовки, устаревшие технологии, большой износ фондов, достаточно низкая квалификация персонала и его избыточность, отсутствие ясной стратегии производства - вот основные проблемы многих предприятий, по мнению многих специалистов и экспертов.[3]

Учитывая вышеизложенное, внедрение инновационного подхода для развития экономики возможно посредством качественного преобразования промышленного потенциала страны и развития рынка инноваций. Следствием этого является плотная связь с обеспечением становления и устойчивого развития малых инновационных предприятий, инновационная активность которых является одним из наиболее значимых факторов эффективного экономического роста.

Малый бизнес - бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения. [8]

Развитие малого и среднего бизнеса в последнее время стало не только экономической, но и политической задачей. Кажущаяся незначительность малого бизнеса в общем масштабе инновационной деятельности обманчива, поскольку именно малые предприятия, предлагающие новые продукты, технологии и бизнес-модели, имеют ярко выраженную тенденцию к росту и открывают новые рынки. Это позволяет диверсифицировать технологический базис экономики, а также решает социальные задачи, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщает рынок товарами и услугами, обеспечивает занятость, увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней.[5]

Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. [4]

Исходя из этого государство осознает необходимость формирования национальной инновационной системы, увязывающей науку с образовательной сферой и бизнесом и предполагающей отлаженный процесс коммерциализации результатов НИОКР.

Поскольку инновационная структура - это совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и /или оказывающих услуги участникам инновационной деятельности, выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры:

• финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты;

• производственно-технологическая (или материальная) - технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры транфера технологий и т.п.;

• информационная - собственно базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие подобные услуги);

• кадровая - образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;

• экспертно-консалтинговая - организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т. д.).

Научным учреждениям и вузам предоставлено право создавать малые инновационные предприятия для практического применения результатов интеллектуальной деятельности на основании Федерального закона от 02. 08. 2009 №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».[1] Развитие инновационных техноло-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки.

гий в академической среде является одним из приоритетных направлений российского образования. В этой связи главная цель нового закона - коммерциализация результатов научной и научно-образовательной деятельности и предоставление на малых предприятиях при вузах мест для трудоустройства будущим выпускникам. По данным министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, 187 вузов готовы создать примерно 2,5 тыс. предприятий и обеспечить работой свыше 30 тыс. человек.

Малые инновационные предприятия (МИП) являются важнейшим компонентом национальной инновационной системы (НИС), поскольку выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. В России динамика малых предприятий, зарегистрированных в отрасли «Наука и научное обслуживание», устойчиво отрицательное. [2]

Принятым Федеральным законом Государственная Дума пытается создать благоприятные условия для эффективного развития малого и среднего бизнеса в инновационной среде.

Необходимость инновационного развития малого предприятия предъявляет новые требования к организации, содержанию, методам управленческой деятельности.

Организация инновационного менеджмента на предприятии представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.

Инновационные предприятия изначально нацелены на быстрый рост, что обусловливает интерес к ним со стороны венчурного капитала. Но высокие риски деятельности и ограниченность финансовых, кадровых, временных ресурсов определяют необходимость их развития в кооперации с инвесторами, партнерами, потенциальными потребителями, организациями, осуществляющими государственную поддержку инновационной деятельности.[6]

Интеллектуальные ресурсы бюджетных научных и учебных организаций значительно превосходят их материальную составляющую, но не учтены в балансах в виде нематериальных активов. Это ведет к занижению их капитализации, к сужению факторов получения дохода и сдерживает развитие инновационной экономики, которая способна повысить конкурентоспособность бюджетных научных и учебных организаций.

Все отечественные МИП, действующие в настоящее время в российской инновационной сфере, можно объединить в две основные группы: предприятия, созданные при материнских НИИ или ВУЗах, и самостоятельные структуры.

Первый тип малых инновационных предприятий представляют собой фирмы, основанные сотрудниками НИИ или ВУЗов, а также компании, владеющие лицензиями на ключевые технологии материнской организации.

Второй тип - самостоятельные малые инновационные предприятия, занявшие свою «нишу» на рынке наукоемкой продукции. Их количество значительно меньше.[5,6]

Тенденция становления в России социально ориентированного рыночного хозяйства, а конкретно, становление малого предпринимательства как особого сектора рыночной экономики дает возможность создания необходимых условий для реализации значительного потенциала малого бизнеса в приоритетных направлениях научно-технического прогресса.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что малые инновационные предприятия являются неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут полноценно существовать и развиваться.

Выводы

В силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития малого инновационного предпринимательства неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малые предприятия начинают играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становятся важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отда-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. чу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.

Литература

1. Федеральный закон от 02. 08. 2009 №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. - М.: Гардарика.2005.

3. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2009.

4. Василевская И.В. Инновационный менеджмент. -М.: РИОР, 2009.

5. Иванова Н.И. Сопоставление мировых и российских тенденций развития науки и инновационной деятельности // Электронная версия журнала «Инновации». 2003, №4. http://innov.etu.ru.

6. Портер М.Е. Конкуренция. - СПб., М., Киев: Изд.дом «Вильямс»,2000

7. Чабаненко Е.Б. Повышение конкурентоспособности на основе инноваций и модернизации в автомобильной промышленности.-Науковий вюник,с.64,Одеса - 2010

8. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка// Деньги и кредит, 1992, №1

Проблемы развития управленческого персонала на предприятиях

машиностроения

д.т.н. проф. Ильин С.Н, Осипов И.С., Волкова Я. А.

МГТУ «МАМИ» 8(495) 223-05-23 доб. 1364

Аннотация. Стратегические перспективы развития предприятий отечественного машиностроения сложно прогнозировать в условиях переходного состояния экономики, так же как и в моменты кризисных волнений на мировом экономическом пространстве.

Ключевые слова: машиностроение, конкурентоспособность продукции, инвестиции, информационная база.

Российское машиностроение по большей части постоянно находится либо на предкризисном этапе, сворачивая и оптимизируя свои активы, либо на этапе действующего кризиса, когда судорожно минимизирует любые производственные затраты с целью сохранить основное производство, либо на этапе посткризисном, пытаясь восстановить прежние мощности и вернуть все утраченное (зачастую безвозвратно). Если учесть все вышеописанное, то становятся ясными те причины, по которым данные предприятия не являются конкурентоспособными на мировом рынке. К сожалению, стоит констатировать, что эти три этапа в отечественном машиностроении так быстро чередуются в новейшей российской истории, что мешают крупным отечественным предприятиям машиностроения выйти на стратегический простор, обеспечивающий способность выпуска конкурентоспособной продукции. В результате большая часть предприятий машиностроения не могут выйти самостоятельно из данной сложной ситуации и имеют очень низкую привлекательность для инвесторов, средства которых могли бы обеспечить дополнительную поддержку в сложный период. Связано это с тем, что при оценке возможности вложений в то или иное производство инвестор оценивает не столько действующее состояние предприятия, сколько потенциал развития данного предприятия и отрасли в целом. Неубедительная государственная политика в машиностроении и политика отдельных градообразующих или просто крупных предприятий не дают оптимистич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.