1Ю.Н. Нестеренко
МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК СРЕДА И НОСИТЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ИДЕОЛОГИИ
Переход к «экономике знаний» предусматривает преобразование всего хозяйственного механизма страны, формирование эффективной национальной инновационной системы, распространение в обществе инновационной идеологии. Ее основным носителем является малый бизнес, развитие которого зависит от качества институциональной поддержки государством, характера стимулирования вступления в инновационные кластеры и условий содействия внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: экономика знаний, инновационная идеология, малый инновационный бизнес, государственная инновационная политика, инновационные кластеры, промышленные зоны.
Обеспечение в России устойчивого экономического роста, национального суверенитета и безопасности, а также достижение страной конкурентных преимуществ на мировом рынке в существенной мере зависят от эффективности проведения активной структурной политики и формирования экономики, в которой знания и инновации играют решающую роль.
Переход к «экономике знаний» предусматривает преобразование всего хозяйственного механизма - от реформирования системы государственного регулирования и правового обеспечения деятельности, внедрения новых форм и методов управления предприятиями, установления особого типа хозяйственных связей между субъектами, создания новых организационных структур, обеспечивающих включение науки в производство, до обновления социальных процессов в обществе.
Новая экономика ориентирована на инновационную составляющую в любой сфере бизнеса: промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, торговле, образовании, здравоохранении. Она затрагивает предприятия всех размерных классов и
форм собственности, а также предполагает активное использование результатов НИОКР во всех отраслях деятельности, масштабное внедрение новой техники и передовых наукоемких технологий, разработку инновационной продукции и ее коммерциализацию, что достигается за счет эффективного функционирования инновационной инфраструктуры.
Однако эти признаки «экономики знаний» являются лишь ее внешним проявлением, непосредственно влияющими на рост и качество производства, снижение его трудоемкости и достижение более высокого уровня рентабельности, увеличение ассортиментной структуры и расширение возможностей для удовлетворения потребительского спроса.
Более глубокое содержание «новой» экономики заключается в распространении в обществе инновационной идеологии, обеспечивающей понимание роли знаний как необходимого условия для достижения прогресса во всех сферах жизнедеятельности, на всех уровнях жизненного пространства. Это предусматривает формирование у людей инновационной культуры, новых жизненных установок, современного мышления, отношения к нововведениям как к основе своего будущего и будущего своих детей, источнику своего благополучия, а также благополучия и процветания своей страны, понимания, что инновации - это не только высокая эффективность производства, но и высокое качество жизни, здоровье граждан, их экологическая безопасность и правовая защита. Поэтому фактором, определяющим устойчивость «экономики знаний», и ее производственным ресурсом становится интеллектуальный капитал, духовный мир человека и его сознание.
Основная роль в формировании инновационной идеологии принадлежит государству. Именно оно должно, определив приоритетные направления инновационного развития страны и обеспечив условия для создания прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационной деятельности, содействовать росту научно-образовательного потенциала в обществе, развитию активной позиции граждан, их стремлению в течение всей жизни получать новые знания, осваивать новые технологии и виды производств, внедрять результаты НИОКР в инновационные проекты и добиваться их коммерциализации. Государство также должно поддерживать бережное и уважительное отношение к новым идеям, создавать условия для распространения инновационной культуры, морального и материального стимулирования новаторства.
Носителем же инновационной идеологии, по нашему мнению, является малый бизнес (МБ). Благодаря таким характеристикам, как мобильность, независимость, инициативность, дух творчества
и постоянного поиска новых возможностей, готовность идти на риск, принятие знания как необходимого ресурса и понимание важности интеллектуальных аспектов современной деятельности, МБ влияет на развитие личности, преобладание у нее образовательных и культурных ценностей, инновационного мышления и предпринимательской активности, что лежит в основе новой идеологии. Массовый же характер малых предприятий позволяет распространять эти качества, обеспечивать их воспроизводство и тем самым формировать инновационное мировоззрение в обществе.
Однако в России, несмотря на понимание того, что знания в современной экономике выступают категорическим императивом и инновационная политика государства является безусловной и необратимой, а также при наличии мощнейшего интеллектуального потенциала изменения в инновационном сознании общества еще не произошли.
В первую очередь, это связано с тем, что в стране не получает должного развития малый инновационный бизнес. В последние годы число малых инновационных предприятий (МИП) снижается, уменьшается их доля в производстве товаров и оказании услуг, сокращается рентабельность деятельности и предпринимательская активность населения, что отрицательно сказывается на возможности увеличения масштабов малого бизнеса в целом.
Доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России незначительна и составляет, по разным оценкам, от 1,4 до 3,5%. Из всех малых инновационных предприятий России не более 15% можно назвать по-настоящему инновационными1. Они проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Доминирующая масса предприятий лишь эксплуатирует научный и инновационный потенциал, накопленный еще в советское время.
Качественные показатели деятельности малого инновационного бизнеса также невелики. Доля МИП в производстве ВВП страны, по оценкам автора, находится на уровне 0,8-1%, а доля налоговых поступлений в доходы бюджетной системы не превышает 0,05%.
Основная причина подобного положения заключается в отсутствии условий, благоприятно влияющих на рост МИП. Среда функционирования наукоемкого предпринимательства не заинтересовывает заниматься научными разработками, их промышленным освоением и коммерциализацией нововведений на рынке. Уменьшение количества малых инновационных предприятий и снижение рентабельности их деятельности можно объяснить отсутствием сколько-нибудь значительного спроса на инновации со
стороны реальной экономики, а также недостаточным учетом в НИС России специфики малого инновационного предпринимательства (инновационная модель, разрабатываемая в рамках НИС для МИП должна отличаться от инновационной модели для крупных корпораций).
К негативным факторам относятся также высокие административные барьеры и проблемы с контрольно-надзорными органами, затрудненный доступ к финансовым ресурсам и производственным площадям, высокое налоговое бремя и недостаток мощностей, отвечающих современным требованиям, отсутствие нормативно-правой базы и реальной государственной помощи, наличие устаревшей системы организации производства и неразвитой информационно-консалтинговой инфраструктуры. В последние годы существенно обострил ситуацию дефицит квалифицированных кадров в области инновационного менеджмента и низкая востребованность инновационной продукции.
Названные выше трудности развития инновационного предпринимательства как объекта и субъекта управления могут рассматриваться в качестве факторов, определяющих необходимость формирования в России долгосрочной государственной политики в отношении малого инновационного бизнеса. Она позволила бы сформировать целостное представление о стратегии развития МИП, направлениях их поддержки и мерах по достижению результатов, стимулировала бы создание институтов поддержки малых инновационных предприятий, заинтересовывала бы в разработке стабильных и взаимовыгодных правил игры для их эффективного функционирования.
Целью государственной политики страны, направленной на развитие малых инновационных предприятий, должно стать формирование в России современной высокоэффективной экономики, основанной на знаниях, использовании передовых наукоемких технологий в промышленности, сфере услуг, сельском хозяйстве, в охране окружающей среды, в здравоохранении и других сферах.
Государственная политика в отношении малых инновационных предприятий должна предусматривать институциональную поддержку МИП, стимулирование их взаимодействия с крупными компаниями и научными центрами, а также вступления в инновационные кластеры, обеспечение выхода субъектов наукоемкого бизнеса за пределы национальных границ и оказание содействия во внешнеэкономической деятельности.
Институциональная поддержка развития малого инновационного предпринимательства в промышленности России предусматривает:
- разработку единой системы правовых норм в рамках Инновационного кодекса, который должен включать ряд базовых законов, регулирующих инновационную деятельность, уточняющих основную терминологию в сфере наукоемкого предпринимательства, определяющих совокупность мер государственной поддержки малых инновационных предприятий как на федеральном, так и региональном уровнях, а также защиты интеллектуальной собственности;
- создание стимулов для появления и развития малых инновационных предприятий, что обеспечивается использованием современных рыночных финансово-кредитных технологий для поддержки МИП, установлением специальной системы льгот и преференций для коммерческих банков, кредитующих деятельность инновационных предприятий, расширением сферы банковского страхования, в том числе с участием государства, формированием в стране благоприятного инвестиционного климата;
- совершенствование условий хозяйствования малых инновационных предприятий путем снижения общего уровня налогообложения и разработку налоговых льгот для стимулирования деятельности МИП, расширения системы венчурного финансирования, повышения заинтересованности крупных компаний, коммерческих банков, страховых организаций в сотрудничестве с субъектами инновационного предпринимательства;
- расширение взаимодействия МИП с рынками «среды» и сбыта, что должно быть обеспечено путем их активного участия на рынке ценных бумаг, в первую очередь, корпоративных, рынке рабочей силы и ресурсов, а также на биржах, торгах, ярмарках и аукционах и направлено на расширение ресурсных возможностей малых предприятий;
- внедрение различных форм партнерства между государством и малым инновационным предпринимательством. Это предусматривает реализацию различных форм кооперации между государством и МИП, разработку специальных программ прямого финансирования и стимулирования перспективных направлений роста малых технологических фирм, поддержку диффузии современных технологий на базе развития научно-технологических сетевых взаимодействий между малыми предприятиями, государственными организациями и вузами, а также расширения системы государственного заказа на научно-техническую продукцию;
- формирование инфраструктуры рынка деловых и консалтинговых услуг для инновационно активных предприятий, учас-
тие государства в развитии рыночных институтов по оказанию консультационных услуг, системы профессионального инновационного менеджмента, разработки стандартов независимой научной экспертизы инновационных проектов;
- повышение эффективности деятельности уже функционирующих организаций как на федеральном, региональном, так и местном уровнях (министерства, департаменты, различные фонды, центры, агентства, бизнес-инкубаторы, технопарки), а также создание внутри предпринимательского сообщества союзов малых и средних предприятий, деловых центров малого бизнеса, различного рода ассоциаций предпринимателей, включая международные;
- совершенствование государственной статистики инновационной деятельности малых предприятий, что предусматривает организацию ежегодного сплошного обследования малых инновационных предприятий на базе модификации и дополнения статистической формы «2-МП-инновация», регулярное проведение выборочных обследований малых предприятий на базе регионального статистического наблюдения в целях выявления инновационно активных фирм, проблем их формирования и развития в данном регионе России, создание полноценной системы статистического учета и отчетности малых инновационных предприятий и их сетей с учетом международных стандартов.
Таким образом, институциональная поддержка малых инновационных предприятий должна носить комплексный характер и быть основана на использовании всех инструментов государственного регулирования и механизмов рынка. Причем подход к стимулам для субъектов малого инновационного бизнеса должен быть дифференцированным в зависимости от сроков, размеров и отраслевой принадлежности предприятий, от ориентации деятельности только на внутренний или на внутренний и внешний рынки одновременно, от достигнутых МИП результатов. Оправдано также разделение льгот по фазам инновационного цикла. Только при этих условиях малые инновационные предприятия смогут снизить свои риски, повысить свою устойчивость и конкурентоспособность, а также сыграть достойную роль в становлении национальной инновационной системы России.
В целях стимулирования малого наукоемкого бизнеса в стране и активизации его деятельности в рамках инновационных кластеров предложено: принять федеральную целевую программу по реализации кластерных проектов; обеспечить свободное вхождение МИП в кластерные инновационные сети; предоставить информационную и
консультационную поддержку; осуществлять финансирование деятельности МИП на условиях государственно-частного партнерства и привлекать к этому процессу не только средства федерального бюджета, региональных и местных бюджетов на условиях долевого финансирования, но и венчурных фондов, крупных компаний, коммерческих банков; предусмотреть обучение представителей краевых, районных и муниципальных администраций, профессиональных и бизнес-сообществ, руководства научно-исследовательских институтов, вузов, крупных и малых предприятий промышленности и организаций социального сектора экономики основам деятельности инновационных кластеров.
Это позволит усилить кооперацию научных организаций, университетов, государства, малого инновационного бизнеса с крупными производственными предприятиями, будет содействовать развитию промышленных зон, стимулировать разработки прикладного характера и увеличение объемов их практического использования, а также даст возможность решить вопросы увеличения масштабов инновационного предпринимательства и расширения характера его деятельности.
Для обеспечения конкурентной устойчивости, поддержки и защиты интересов малых предприятий России во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), роста их экспортного потенциала и повышения доли наукоемкой продукции в объеме экспорта, необходима, по нашему мнению, комплексная система мер государственной поддержки экспорта малого бизнеса, которая должна предусматривать: реализацию программы по подготовке предпринимателей к выходу на внешние рынки; предоставление специального пакета помощи малым инновационным предприятиям в лицензировании продукции по международным стандартам, в кредитовании экспортной деятельности при условии гарантирования государством возврата займов, в обеспечении страхования политических, коммерческих, финансовых и других рисков, связанных с ВЭД, в организации информационно-консультационной поддержки экспортеров; содействие в проведении выставок и ярмарок инновационной продукции, организации рекламы и поиске партнеров за рубежом; совершенствование инновационно-технологической инфраструктуры; формирование условий по повышению конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках.
Данные направления государственной поддержки малых инновационных предприятий России позволят повысить экспортный потенциал этих субъектов хозяйствования и обеспечить высокую эффективность их внешнеэкономической деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать инновационному прогрессу общества в целом.
Реализация вышеназванных мер предполагает:
- формирование в России новой модели хозяйствования, которая должна базироваться на гибкой производственной специализации и иметь индустриально-инновационную направленность;
- увязку путей совершенствования организационно-экономического механизма развития малых инновационных предприятий с преобразованиями всего хозяйственного механизма в стране;
- построение эффективной национальной инновационной системы России;
- изменение количественного и качественного положения малого инновационного бизнеса в национальной экономике;
- стимулирование предпринимательства для достижения общенациональных целей диверсификации экономики и развития инновационного потенциала.
Примечание
1 Борисов С. Бизнес и государство: Голод на инновации // Ведомости. 2006. № 91 (1618).
Литература
Галиченко О.Г. Национальная инновационная система России и основные направления ее развития // Инновации. 2003. № 6.
Жуков А. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 4.
Келле В.Ж. Инновационная система России. М.: УРСС, 2003.
Китова Г.А., Черкасов В.В. Государственная политика в сфере науки и технологий: новые задачи и старые решения // Инновации. 2004. № 3.
Клейнер Г.Б. Становление общества знаний в России: социально-экономичепские аспекты // Общественные науки и современность. 2005. № 3.
Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г. Утверждены решением Председателя Правительства РФ 5 августа 2005 г.
Примаков Е.М. О развитии малого предпринимательства // Промышленная политика РФ. 2003. № 11.
Семенова А. Управление инновационными процессами // Экономист. 2005. № 5.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Шаститко А.Е. Анализ эффективности организационной и институциональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства // Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. № 7.