Научная статья на тему 'Малый бизнес как среда и носитель инновационной идеологии'

Малый бизнес как среда и носитель инновационной идеологии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИОННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / МАЛЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко Юлия Николаевна

Переход к "экономике знаний" предусматривает преобразование всего хозяйственного механизма страны, формирование эффективной национальной инновационной системы, распространение в обществе инновационной идеологии. Ее основным носителем является малый бизнес, развитие которого зависит от качества институциональной поддержки государством, характера стимулирования вступления в инновационные кластеры и условий содействия внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small enterprises as the sphere and bearer of innovational ideology

Transition to the knowledge-driven economy envisages transforming the whole national economic mechanism, forming of the effective national innovative system, spreading the innovative ideology in the society. The basic transmitter is small-scale business, whose development is determined by the quality of institutional state support, character of stimulation of joining innovative clusters and terms of facilitating foreign economic activity.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес как среда и носитель инновационной идеологии»

1Ю.Н. Нестеренко

МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК СРЕДА И НОСИТЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ИДЕОЛОГИИ

Переход к «экономике знаний» предусматривает преобразование всего хозяйственного механизма страны, формирование эффективной национальной инновационной системы, распространение в обществе инновационной идеологии. Ее основным носителем является малый бизнес, развитие которого зависит от качества институциональной поддержки государством, характера стимулирования вступления в инновационные кластеры и условий содействия внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: экономика знаний, инновационная идеология, малый инновационный бизнес, государственная инновационная политика, инновационные кластеры, промышленные зоны.

Обеспечение в России устойчивого экономического роста, национального суверенитета и безопасности, а также достижение страной конкурентных преимуществ на мировом рынке в существенной мере зависят от эффективности проведения активной структурной политики и формирования экономики, в которой знания и инновации играют решающую роль.

Переход к «экономике знаний» предусматривает преобразование всего хозяйственного механизма - от реформирования системы государственного регулирования и правового обеспечения деятельности, внедрения новых форм и методов управления предприятиями, установления особого типа хозяйственных связей между субъектами, создания новых организационных структур, обеспечивающих включение науки в производство, до обновления социальных процессов в обществе.

Новая экономика ориентирована на инновационную составляющую в любой сфере бизнеса: промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве, торговле, образовании, здравоохранении. Она затрагивает предприятия всех размерных классов и

форм собственности, а также предполагает активное использование результатов НИОКР во всех отраслях деятельности, масштабное внедрение новой техники и передовых наукоемких технологий, разработку инновационной продукции и ее коммерциализацию, что достигается за счет эффективного функционирования инновационной инфраструктуры.

Однако эти признаки «экономики знаний» являются лишь ее внешним проявлением, непосредственно влияющими на рост и качество производства, снижение его трудоемкости и достижение более высокого уровня рентабельности, увеличение ассортиментной структуры и расширение возможностей для удовлетворения потребительского спроса.

Более глубокое содержание «новой» экономики заключается в распространении в обществе инновационной идеологии, обеспечивающей понимание роли знаний как необходимого условия для достижения прогресса во всех сферах жизнедеятельности, на всех уровнях жизненного пространства. Это предусматривает формирование у людей инновационной культуры, новых жизненных установок, современного мышления, отношения к нововведениям как к основе своего будущего и будущего своих детей, источнику своего благополучия, а также благополучия и процветания своей страны, понимания, что инновации - это не только высокая эффективность производства, но и высокое качество жизни, здоровье граждан, их экологическая безопасность и правовая защита. Поэтому фактором, определяющим устойчивость «экономики знаний», и ее производственным ресурсом становится интеллектуальный капитал, духовный мир человека и его сознание.

Основная роль в формировании инновационной идеологии принадлежит государству. Именно оно должно, определив приоритетные направления инновационного развития страны и обеспечив условия для создания прогрессивного технологического уклада и привлекательности инновационной деятельности, содействовать росту научно-образовательного потенциала в обществе, развитию активной позиции граждан, их стремлению в течение всей жизни получать новые знания, осваивать новые технологии и виды производств, внедрять результаты НИОКР в инновационные проекты и добиваться их коммерциализации. Государство также должно поддерживать бережное и уважительное отношение к новым идеям, создавать условия для распространения инновационной культуры, морального и материального стимулирования новаторства.

Носителем же инновационной идеологии, по нашему мнению, является малый бизнес (МБ). Благодаря таким характеристикам, как мобильность, независимость, инициативность, дух творчества

и постоянного поиска новых возможностей, готовность идти на риск, принятие знания как необходимого ресурса и понимание важности интеллектуальных аспектов современной деятельности, МБ влияет на развитие личности, преобладание у нее образовательных и культурных ценностей, инновационного мышления и предпринимательской активности, что лежит в основе новой идеологии. Массовый же характер малых предприятий позволяет распространять эти качества, обеспечивать их воспроизводство и тем самым формировать инновационное мировоззрение в обществе.

Однако в России, несмотря на понимание того, что знания в современной экономике выступают категорическим императивом и инновационная политика государства является безусловной и необратимой, а также при наличии мощнейшего интеллектуального потенциала изменения в инновационном сознании общества еще не произошли.

В первую очередь, это связано с тем, что в стране не получает должного развития малый инновационный бизнес. В последние годы число малых инновационных предприятий (МИП) снижается, уменьшается их доля в производстве товаров и оказании услуг, сокращается рентабельность деятельности и предпринимательская активность населения, что отрицательно сказывается на возможности увеличения масштабов малого бизнеса в целом.

Доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России незначительна и составляет, по разным оценкам, от 1,4 до 3,5%. Из всех малых инновационных предприятий России не более 15% можно назвать по-настоящему инновационными1. Они проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Доминирующая масса предприятий лишь эксплуатирует научный и инновационный потенциал, накопленный еще в советское время.

Качественные показатели деятельности малого инновационного бизнеса также невелики. Доля МИП в производстве ВВП страны, по оценкам автора, находится на уровне 0,8-1%, а доля налоговых поступлений в доходы бюджетной системы не превышает 0,05%.

Основная причина подобного положения заключается в отсутствии условий, благоприятно влияющих на рост МИП. Среда функционирования наукоемкого предпринимательства не заинтересовывает заниматься научными разработками, их промышленным освоением и коммерциализацией нововведений на рынке. Уменьшение количества малых инновационных предприятий и снижение рентабельности их деятельности можно объяснить отсутствием сколько-нибудь значительного спроса на инновации со

стороны реальной экономики, а также недостаточным учетом в НИС России специфики малого инновационного предпринимательства (инновационная модель, разрабатываемая в рамках НИС для МИП должна отличаться от инновационной модели для крупных корпораций).

К негативным факторам относятся также высокие административные барьеры и проблемы с контрольно-надзорными органами, затрудненный доступ к финансовым ресурсам и производственным площадям, высокое налоговое бремя и недостаток мощностей, отвечающих современным требованиям, отсутствие нормативно-правой базы и реальной государственной помощи, наличие устаревшей системы организации производства и неразвитой информационно-консалтинговой инфраструктуры. В последние годы существенно обострил ситуацию дефицит квалифицированных кадров в области инновационного менеджмента и низкая востребованность инновационной продукции.

Названные выше трудности развития инновационного предпринимательства как объекта и субъекта управления могут рассматриваться в качестве факторов, определяющих необходимость формирования в России долгосрочной государственной политики в отношении малого инновационного бизнеса. Она позволила бы сформировать целостное представление о стратегии развития МИП, направлениях их поддержки и мерах по достижению результатов, стимулировала бы создание институтов поддержки малых инновационных предприятий, заинтересовывала бы в разработке стабильных и взаимовыгодных правил игры для их эффективного функционирования.

Целью государственной политики страны, направленной на развитие малых инновационных предприятий, должно стать формирование в России современной высокоэффективной экономики, основанной на знаниях, использовании передовых наукоемких технологий в промышленности, сфере услуг, сельском хозяйстве, в охране окружающей среды, в здравоохранении и других сферах.

Государственная политика в отношении малых инновационных предприятий должна предусматривать институциональную поддержку МИП, стимулирование их взаимодействия с крупными компаниями и научными центрами, а также вступления в инновационные кластеры, обеспечение выхода субъектов наукоемкого бизнеса за пределы национальных границ и оказание содействия во внешнеэкономической деятельности.

Институциональная поддержка развития малого инновационного предпринимательства в промышленности России предусматривает:

- разработку единой системы правовых норм в рамках Инновационного кодекса, который должен включать ряд базовых законов, регулирующих инновационную деятельность, уточняющих основную терминологию в сфере наукоемкого предпринимательства, определяющих совокупность мер государственной поддержки малых инновационных предприятий как на федеральном, так и региональном уровнях, а также защиты интеллектуальной собственности;

- создание стимулов для появления и развития малых инновационных предприятий, что обеспечивается использованием современных рыночных финансово-кредитных технологий для поддержки МИП, установлением специальной системы льгот и преференций для коммерческих банков, кредитующих деятельность инновационных предприятий, расширением сферы банковского страхования, в том числе с участием государства, формированием в стране благоприятного инвестиционного климата;

- совершенствование условий хозяйствования малых инновационных предприятий путем снижения общего уровня налогообложения и разработку налоговых льгот для стимулирования деятельности МИП, расширения системы венчурного финансирования, повышения заинтересованности крупных компаний, коммерческих банков, страховых организаций в сотрудничестве с субъектами инновационного предпринимательства;

- расширение взаимодействия МИП с рынками «среды» и сбыта, что должно быть обеспечено путем их активного участия на рынке ценных бумаг, в первую очередь, корпоративных, рынке рабочей силы и ресурсов, а также на биржах, торгах, ярмарках и аукционах и направлено на расширение ресурсных возможностей малых предприятий;

- внедрение различных форм партнерства между государством и малым инновационным предпринимательством. Это предусматривает реализацию различных форм кооперации между государством и МИП, разработку специальных программ прямого финансирования и стимулирования перспективных направлений роста малых технологических фирм, поддержку диффузии современных технологий на базе развития научно-технологических сетевых взаимодействий между малыми предприятиями, государственными организациями и вузами, а также расширения системы государственного заказа на научно-техническую продукцию;

- формирование инфраструктуры рынка деловых и консалтинговых услуг для инновационно активных предприятий, учас-

тие государства в развитии рыночных институтов по оказанию консультационных услуг, системы профессионального инновационного менеджмента, разработки стандартов независимой научной экспертизы инновационных проектов;

- повышение эффективности деятельности уже функционирующих организаций как на федеральном, региональном, так и местном уровнях (министерства, департаменты, различные фонды, центры, агентства, бизнес-инкубаторы, технопарки), а также создание внутри предпринимательского сообщества союзов малых и средних предприятий, деловых центров малого бизнеса, различного рода ассоциаций предпринимателей, включая международные;

- совершенствование государственной статистики инновационной деятельности малых предприятий, что предусматривает организацию ежегодного сплошного обследования малых инновационных предприятий на базе модификации и дополнения статистической формы «2-МП-инновация», регулярное проведение выборочных обследований малых предприятий на базе регионального статистического наблюдения в целях выявления инновационно активных фирм, проблем их формирования и развития в данном регионе России, создание полноценной системы статистического учета и отчетности малых инновационных предприятий и их сетей с учетом международных стандартов.

Таким образом, институциональная поддержка малых инновационных предприятий должна носить комплексный характер и быть основана на использовании всех инструментов государственного регулирования и механизмов рынка. Причем подход к стимулам для субъектов малого инновационного бизнеса должен быть дифференцированным в зависимости от сроков, размеров и отраслевой принадлежности предприятий, от ориентации деятельности только на внутренний или на внутренний и внешний рынки одновременно, от достигнутых МИП результатов. Оправдано также разделение льгот по фазам инновационного цикла. Только при этих условиях малые инновационные предприятия смогут снизить свои риски, повысить свою устойчивость и конкурентоспособность, а также сыграть достойную роль в становлении национальной инновационной системы России.

В целях стимулирования малого наукоемкого бизнеса в стране и активизации его деятельности в рамках инновационных кластеров предложено: принять федеральную целевую программу по реализации кластерных проектов; обеспечить свободное вхождение МИП в кластерные инновационные сети; предоставить информационную и

консультационную поддержку; осуществлять финансирование деятельности МИП на условиях государственно-частного партнерства и привлекать к этому процессу не только средства федерального бюджета, региональных и местных бюджетов на условиях долевого финансирования, но и венчурных фондов, крупных компаний, коммерческих банков; предусмотреть обучение представителей краевых, районных и муниципальных администраций, профессиональных и бизнес-сообществ, руководства научно-исследовательских институтов, вузов, крупных и малых предприятий промышленности и организаций социального сектора экономики основам деятельности инновационных кластеров.

Это позволит усилить кооперацию научных организаций, университетов, государства, малого инновационного бизнеса с крупными производственными предприятиями, будет содействовать развитию промышленных зон, стимулировать разработки прикладного характера и увеличение объемов их практического использования, а также даст возможность решить вопросы увеличения масштабов инновационного предпринимательства и расширения характера его деятельности.

Для обеспечения конкурентной устойчивости, поддержки и защиты интересов малых предприятий России во внешнеэкономической деятельности (ВЭД), роста их экспортного потенциала и повышения доли наукоемкой продукции в объеме экспорта, необходима, по нашему мнению, комплексная система мер государственной поддержки экспорта малого бизнеса, которая должна предусматривать: реализацию программы по подготовке предпринимателей к выходу на внешние рынки; предоставление специального пакета помощи малым инновационным предприятиям в лицензировании продукции по международным стандартам, в кредитовании экспортной деятельности при условии гарантирования государством возврата займов, в обеспечении страхования политических, коммерческих, финансовых и других рисков, связанных с ВЭД, в организации информационно-консультационной поддержки экспортеров; содействие в проведении выставок и ярмарок инновационной продукции, организации рекламы и поиске партнеров за рубежом; совершенствование инновационно-технологической инфраструктуры; формирование условий по повышению конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках.

Данные направления государственной поддержки малых инновационных предприятий России позволят повысить экспортный потенциал этих субъектов хозяйствования и обеспечить высокую эффективность их внешнеэкономической деятельности, что, в свою очередь, будет способствовать инновационному прогрессу общества в целом.

Реализация вышеназванных мер предполагает:

- формирование в России новой модели хозяйствования, которая должна базироваться на гибкой производственной специализации и иметь индустриально-инновационную направленность;

- увязку путей совершенствования организационно-экономического механизма развития малых инновационных предприятий с преобразованиями всего хозяйственного механизма в стране;

- построение эффективной национальной инновационной системы России;

- изменение количественного и качественного положения малого инновационного бизнеса в национальной экономике;

- стимулирование предпринимательства для достижения общенациональных целей диверсификации экономики и развития инновационного потенциала.

Примечание

1 Борисов С. Бизнес и государство: Голод на инновации // Ведомости. 2006. № 91 (1618).

Литература

Галиченко О.Г. Национальная инновационная система России и основные направления ее развития // Инновации. 2003. № 6.

Жуков А. Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 4.

Келле В.Ж. Инновационная система России. М.: УРСС, 2003.

Китова Г.А., Черкасов В.В. Государственная политика в сфере науки и технологий: новые задачи и старые решения // Инновации. 2004. № 3.

Клейнер Г.Б. Становление общества знаний в России: социально-экономичепские аспекты // Общественные науки и современность. 2005. № 3.

Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г. Утверждены решением Председателя Правительства РФ 5 августа 2005 г.

Примаков Е.М. О развитии малого предпринимательства // Промышленная политика РФ. 2003. № 11.

Семенова А. Управление инновационными процессами // Экономист. 2005. № 5.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Шаститко А.Е. Анализ эффективности организационной и институциональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства // Промышленная политика в Российской Федерации. 2004. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.