Научная статья на тему 'Роль малого и среднего предпринимательства в решении вопросов сбалансированности спроса и предложения рабочей силы (на примере Республики Хакасия)'

Роль малого и среднего предпринимательства в решении вопросов сбалансированности спроса и предложения рабочей силы (на примере Республики Хакасия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАБОЧАЯ СИЛА / СПРОС НА РАБОЧУЮ СИЛУ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕЙ СИЛЫ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ЗАНЯТОЕ НАСЕЛЕНИЕ / БЕЗРАБОТНЫЕ / LABOUR FORCE / LABOUR DEMAND / LABOUR SUPPLY / BALANCE OF DEMAND AND SUPPLY / ECONOMICALLY ACTIVE POPULATION / EMPLOYED POPULATION / UNEMPLOYED POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаршова Татьяна Владимировна

Рассмотрены понятия, формирующие статистику рынка труда. Для достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы определены меры, направленные на усиление механизма государственного регулирования развития трудового потенциала, совершенствование структуры и качества подготовки кадров. Выявлен основной источник занятости населения развитие предпринимательского сектора экономики, который в условиях рыночного хозяйствования способен обеспечить население республики рабочими местами и сократить уровень безработицы, решив вопрос сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шаршова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP IN THE RESOLIUTION OF THE ISSUES OF BALANCE OF LABOUR FORCE DEMAND AND SUPPLY (BY THE EXAMPLE OF KHAKAS REPUBLIC)

The concepts that form labour market statistics are considered. Strengthening measures for government regulation of labour potential development, improvement in structure and quality of personnel training are defined for the purpose of balance of labour force demand and supply. Major source of employment is revealed the development of entrepreneurial economic sector, capable of providing workplaces for the republic population and reducing level of unemployment by solving the issue of balance of labour force demand and supply.

Текст научной работы на тему «Роль малого и среднего предпринимательства в решении вопросов сбалансированности спроса и предложения рабочей силы (на примере Республики Хакасия)»

УДК 334.7

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)

Т.В. Шаршова

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия E-mail: Tatyana VSharshova@hakas.fsgs.ru

Рассмотрены понятия, формирующие статистику рынка труда. Для достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы определены меры, направленные на усиление механизма государственного регулирования развития трудового потенциала, совершенствование структуры и качества подготовки кадров. Выявлен основной источник занятости населения - развитие предпринимательского сектора экономики, который в условиях рыночного хозяйствования способен обеспечить население республики рабочими местами и сократить уровень безработицы, решив вопрос сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

Ключевые слова: рабочая сила, спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы, сбалансированность спроса и предложения, экономически активное население, занятое население, безработные.

ROLE OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTREPRENEURSHIP IN THE RESOLIUTION OF THE ISSUES OF BALANCE OF LABOUR FORCE DEMAND AND SUPPLY (BY THE EXAMPLE OF KHAKAS REPUBLIC)

T.V. Sharshova

Territorial body of Federal agency of government statistics in Khakas Republic E-mail: Tatyana VSharshova@hakas.fsgs.ru

The concepts that form labour market statistics are considered. Strengthening measures for government regulation of labour potential development, improvement in structure and quality of personnel training are defined for the purpose of balance of labour force demand and supply. Major source of employment is revealed - the development of entrepreneurial economic sector, capable of providing workplaces for the republic population and reducing level of unemployment by solving the issue of balance of labour force demand and supply.

Key words: labour force, labour demand, labour supply, balance of demand and supply, economically active population, employed population, unemployed population.

Сбалансированность спроса и предложения рабочей силы является одним из основных вопросов в изучении статистики рынка труда и выступает главным элементом механизма формирования политики эффективной занятости населения. Обследование населения по проблемам занятости было внедрено в статистическую практику России в 1992 г. в рамках реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованием рыночной экономики.

© Шаршова Т.В., 2012

Исходя из важности системного характера процессов становления рыночной экономики, занятость населения представляет собой не только важный производственный ресурс общества, эффективное использование которого является необходимым фактором ускорения экономического роста, но и в значительной степени основу для социальной стабильности в обществе и гармоничного общественного развития в целом.

Формирование рыночного механизма хозяйствования неизбежно ведет к необходимости разработки и применению рыночно обоснованной системы распределения рабочей силы.

Под рабочей силой понимают потенциальные способности человека к труду [7], иными словами, это совокупность его физических, интеллектуальных и духовных способностей, которые он использует в каждом процессе труда [8].

В соответствии с «Методическими положениями по статистике труда», основанными на рекомендациях МОТ, рабочая сила представляет собой часть экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет, создающая рынок труда [15] и обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг [6].

Экономическая активность населения, согласно международным статистическим стандартам, может быть определена за короткий промежуток времени (день или неделю) и подразумевать население, активное в данный период, так называемую рабочую силу и за длительный период, - обычно активное население [10].

В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствует серьезный дисбаланс в первую очередь со стороны спроса.

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателя в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг, в соответствии с совокупным экономическим спросом [5] и измеряется числом, структурой рабочих мест, существующих в экономике и требующих заполнения вакантных мест на условиях основной деятельности или совместительства, а также для выполнения разовых работ [8].

Спрос регулирует не только количество вакансий, но и объем, интенсивность выполняемой работы, трудовую мотивацию, необходимость в подготовке и переподготовке рабочей силы нужной квалификации.

На рынке труда большинство экономически активного населения являются продавцами своей рабочей силы и формируют понятие «предложение рабочей силы».

Под предложением рабочей силы понимается потребность в труде всех категорий трудоспособного населения (в их число входят занятые и безработные), претендующих на работу по найму, а также лиц, желающих трудиться не по найму, а на правах самозанятости или предпринимательства [8].

Кризис в экономике, закрытие крупных промышленных предприятий ведут к безработице и одновременно к необходимости широкомасштабной переквалификации значительной части рабочей силы.

Для анализа рынка труда в соответствии с международными стандартами численность занятого населения и безработных рассматривается как две составляющие части экономически активного населения, т.е. рабочей силы.

По данным статистического обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в возрасте от 15 до 72 лет в 2010 г. в Республике Хакасия составила 271,7 тыс. чел., или 64,9% общей численности населения этого возраста, экономически неактивного - 147,0 тыс.

чел., или 35,1% (рис. 1).

%

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Годы I I Занятые Ш Безработные Ш Экономически неактивное население

Рис. 1. Распределение населения в возрасте 15-72 лет по экономической активности (% к итогу)

В 2010 г. общая численность занятого населения Республики Хакасия составила 247,1 тыс. чел., 24,6 тыс. чел. классифицировались в соответствии с методологией МОТ как безработные и составили 9,1% экономически активного населения.

Для оценки интенсивности процесса экономической активности населения статистика рассматривает такие показатели, как уровень экономической активности населения и уровень занятости1.

За последнее десятилетие в динамике уровня экономической активности и занятости населения экономики республики наблюдаются спады и подъемы, связанные с фазами цикла, техническими переворотами и структурными ломками, что наглядно представлено на графике (рис. 2).

1 Уровень экономической активности среди населения определенной возрастной группы -отношение численности экономически активного населения к численности населения соответствующей возрастной группы, которая может быть выделена в возрастном интервале от 15 до 72 лет, рассчитанное в процентах.

Уровень занятости среди населения определенной возрастной группы - отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах.

I I Уровень экономической активности населения ♦ Уровень занятости населения

Рис. 2. Уровень экономической активности и уровень занятости населения

в возрасте 15-72 лет (%)

Периоды падения экономической активности и занятости населения, как правило, обусловлены кризисными явлениями в экономике и являются временными отрезками преодоления последствий внутренних и мировых кризисов как в целом по стране, так и по регионам.

Так, недавний мировой финансовый кризис 2008 г. не миновал рынок труда республики, его последствия отразились на состоянии трудовых ресурсов. Кризисные явления в экономике затронули практически все отрасли и как следствие привели к росту безработицы (рис. 3).

Рынок труда болезненно отреагировал на сокращение численности работников на предприятиях, на режим сокращенного рабочего времени, на вынужденные отпуска.

Основным условием формирования оптимального рынка труда является создание на нем сбалансированных потоков спроса и предложения рабочей

силы. %

Годы

—в— Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) ♦ Уровень официально зарегистрированной безработицы

Рис. 3. Уровень безработицы в Республике Хакасия (на конец года, %)

Профессионально-квалификационный уровень граждан, предлагающих свою рабочую силу на современном рынке труда, не в полной мере удовлетворяет его требованиям, в связи с чем отмечается дефицит квалифицированной рабочей силы. Ежегодное сокращение численности трудоспособного населения Республики Хакасия (за последние пять лет на 9,3 тыс. чел.) [19] неизбежно приведет к обострению проблемы кадрового обеспечения экономики республики. Проблему кадров можно обозначить, прежде всего, в возрастном аспекте дефицита рабочей силы, которая выражается в старении населения трудоспособного возраста; в непривлекательности по содержанию и условиям труда рабочих мест для молодежи. В экономике республики в 2010 г. обозначилась ситуация, когда при наличии рабочей силы, формально имеющей достаточный уровень профессионального образования, не хватает квалифицированных и опытных работников отдельных профессий и квалификаций. Дефицит в квалифицированных рабочих кадрах испытывают более 65% предприятий и организаций Республики Хакасия, нехватка инженерно-технических работников и менеджеров составляет около 41%.

Для достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, в целях максимального удовлетворения потребностей экономики, более эффективного использования трудовых ресурсов республики необходимо разработать меры, направленные на усиление механизма государственного регулирования развития трудового потенциала, совершенствование структуры и качества подготовки кадров.

Основная цель активной политики, проводимой на рынке труда Хакасии по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду, путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, профессиональное обучение и консультирование, развитие предпринимательства и самозанятости.

В настоящее время, учитывая специфику развития экономики республики и ее инфраструктуру, которая характеризуется недостаточным количеством крупных и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий, способных обеспечить трудоспособное население рабочими местами, особое внимание в вопросе баланса трудовых ресурсов отводится развитию предпринимательского сектора экономики как основного источника занятости населения, выступающего в качестве статуса работодателя.

Так, Президентом Российской Федерации поставлена задача повысить уровень занятости россиян в предпринимательском секторе до 60 -70% от количества трудоспособного населения к 2020 г. [14].

Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

В условиях рыночных отношений предпринимательство - это основная база для формирования среднего класса, способ стимулирования занятости и источник решения социальных проблем, связанных с безработицей, высоким уровнем бедности, ухудшением демографической ситуации, снижением мотивации к самореализации и труду [16].

Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению с крупными, обусловленной самим характером их функционирования. Другими словами, государство помогает малому предпринимательству, потому что это необходимо и государству, и народу.

Развитие малого бизнеса в Хакасии можно условно разбить на три этапа, начиная с 1992 г., с момента подписания ряда нормативных актов, в том числе Указа Президента РФ «О свободе торговли», практически в период, когда республика получила хозяйственную самостоятельность.

На первом этапе, до 1995 г., происходил постепенный рост предприятий малого бизнеса. Однако финансовый кризис 1998 г. негативно отразился на сфере предпринимательской активности, произошло резкое сокращение числа малых предприятий с 2327 в 1995 г. до 897 в 1998 г. После кризиса, в рамках второго этапа развития малого предпринимательства на фоне относительной стабилизации общей макроэкономической ситуации в стране, в республике снова отмечен рост числа предприятий малого бизнеса: с 1379 в 1999 г. до 1522 единиц на конец 2001 г., начиная с 2002 г., по настоящее время идет достаточно динамичный рост.

Данные организованного Сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011 г. по результатам за 2010 г. свидетельствуют о том, что предпринимательство стало заметным явлением в экономике каждого региона.

В 2010 г. в республике работало около 3 тыс. малых предприятий с числом замещенных рабочих мест свыше 38 тыс., зарегистрировано и вели свой бизнес около 10 тыс. предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. С учетом работающих по договорам и по совместительству, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в этом секторе было занято около 35 тыс. человек [21].

Власть рассматривает малый бизнес как некий возвратный капитал в виде налогов и снижения затрат на расходы по безработице. Ведь каждый эффективно вложенный рубль, особенно в стартующем периоде малого бизнеса, через два-три года приносит от 3 до 5 руб. налогов, каждое вновь образованное, стабильно набирающее обороты предприятие малого бизнеса - новые рабочие места [20]. Поэтому ежегодно постановлениями Правительства Республики Хакасии утверждается комплекс мероприятий, направленных на господдержку малого предпринимательства. Общий объем выделяемых на это средств, правда, не так уж и велик, но отрадно, что он имеет тенденцию роста и позволяет образовывать новые рабочие места.

Конечно, для того чтобы выбрать правильную политику поддержки субъектов малого предпринимательства, необходим постоянный комплексный анализ состояния данного сектора экономики.

До 2011 г. данные статистики давали лишь выборочную картину - 20% по малым предприятиям и 10% по индивидуальным предпринимателям, используя официальную статистическую отчетность, основанную на выборочных и пилотных обследованиях.

Отсутствие информации, адекватно отражающей деятельность малого бизнеса, вызывает серьезные проблемы при составлении прогнозов развития регионов и муниципальных образований, при принятии управленческих решений органами власти на всех уровнях [1-4].

В соответствии с Федеральным законом от 24.07 2007 г. № 209-ФЗ « О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 201-р впервые в практике российской экономики было организовано и проведено сплошное статистическое наблюдение за деятельностью малого бизнеса. На наш взгляд, наибольшая трудность возникла в процессе нахождения респондентов, особенно малых и микропредприятий. Данная категория субъектов, как показала практика, подвержена частой смене места своей дислокации (по причине роста платы за арендуемые площади, либо нахождении офисных помещений более доступных, удобных по расположению). Совершенствование законодательной базы в части обязательной регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями смены адреса нахождения является единственным источником решения этой проблемы.

Сплошное наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенное органами государственной статистики по состоянию за 2010 г., позволило получить информацию по ряду показателей, в частности, о фактическом количестве действующих субъектов малого бизнеса и численности замещенных рабочих мест в этом секторе экономики. Был произведен сравнительный анализ данных выборочного и сплошного наблюдения и дана оценка состояния субъектов малого предпринимательства, его развитие на перспективу, в части формирования новых рабочих мест, позволяющих сократить уровень безработицы среди населения республики.

В качестве основных статистических методов анализа были использованы метод группировок, расчет абсолютных, относительных и средних величин, показатели анализа рядов динамики.

Как показало наблюдение, в среднем на 1000 человек населения Республики Хакасия приходится 9 малых и средних предприятий - юридических лиц (включая приостановивших и не начавших деятельность в 2010 г.) и 27 индивидуальных предпринимателей; каждый четвертый работник, занятый в экономике республики в 2010 г. работал в секторе малого и среднего предпринимательства. Из числа малых предприятий, осуществляющих деятельность, большинство (77,5%) составляют микропредприятия, каждое третье замещенное рабочее место и каждый третий рубль выручки от реализации товаров (работ и услуг) приходится на данную категорию действующих малых предприятий.

Индивидуальное предпринимательство обеспечивает рабочими местами 47% из общего числа замещенных рабочих мест в секторе малого бизнеса.

Из числа индивидуальных предпринимателей почти 70% являются микропредприятиями. На них задействовано в среднем от 1 до 5 человек работников, в основном это сами индивидуальные предприниматели и помогающие члены их семей.

Как показал анализ полученных данных обследования, каждый третий индивидуальный предприниматель не занимался предпринимательской деятель-

ностью, а примерно 40% из них информировали, что работали у другого предпринимателя или юридического лица в качестве наемного работника.

Основное количество малых и средних предприятий Республики Хакасия -юридических лиц в 2010 г. осуществляли деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (33%), операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (22%), строительства (12%), а также добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств (12%).

В индивидуальном предпринимательстве республики наибольшее распространение получила сфера торговли и услуг, операций с недвижимым имуществом, а также обрабатывающие производства.

Около 60% индивидуальных предпринимателей занимались оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 17% транспортной деятельностью и операциями с недвижимым имуществом, 7% арендой и предоставлением услуг в области культуры и спорта, 5% индивидуальных предпринимателей работали в сельском хозяйстве.

Как показывает практика, существование в условиях рыночного хозяйствования субъектов малого предпринимательства неизбежно порождает наличие в этом секторе неформальной (скрытой) деятельности, которая создает нелегальные рабочие места, вторичную занятость, способствуя при этом снижению напряженности на рынке труда, становясь со временем нормой экономической активности. Теневая экономика тесно взаимоувязана и переплетена с формальной экономикой. Оценить ее размеры по данному сектору достаточно сложно.

Среди основных причин, способствующих возникновению неформальной занятости в Республике Хакасия, можно назвать достаточно высокий для республики уровень безработицы (24,7 тыс. чел., или 9,1%) в 2010 г. [17]; неспособность экономики обеспечить большую часть населения достойным для жизнедеятельности уровнем доходов; стремление к более обеспеченной жизни. Так, по оценке Росстата, в 2009 г. численность занятых в неформальном секторе экономики Республики Хакасия составила 66 тыс. чел., или 25,7% от общей численности занятого населения.

Преодолеть негативные тенденции в экономике позволит лишь целостная и обоснованная система мер, реализуемая в ходе продуманной экономической политики государства. Развитие и поддержка разнообразных форм собственности, дифференциация и снижение налогов в секторе малого предпринимательства представляются наиболее существенными методами ослабления теневых процессов и легализации предпринимательской деятельности.

Малый бизнес в республике развивается благодаря должному вниманию Правительства Хакасии.

Ассигнования из бюджета в рамках республиканских целевых программ в основном направляются на информационную, консультационную поддержку, поддержку образовательной деятельности, развитие инфраструктуры и непосредственно на финансовую поддержку предприятий малого бизнеса. Чтобы выжить в условиях конкуренции, необходимо получать новые знания в области управления, осваивать новые технологии. С этой целью проводятся обуча-

ющие информационно-консультационные семинары по таким направлениям, как:

- ведение бизнеса в вопросах маркетинговой стратегии предприятий;

- автоматизация учета как основы безопасности бизнеса;

- организация бизнеса в сфере материального производства и управления на малом предприятии в современных условиях.

Кроме этого постоянно осуществляется размещение материалов в СМИ, издаются специальные информационные брошюры и бюллетени.

Для повышения конкурентоспособности предприятий малого бизнеса, расширения географии поставок производимой ими продукции оказывается содействие по участию их в различных межрегиональных выставках. С каждым годом представительство предприятий малого бизнеса Хакасии в этих выставках увеличивается. Предприятия республики и отдельные предприниматели добиваются неплохих результатов, их труд неоднократно отмечен медалями и дипломами. Кроме того, выдаются бюджетные кредиты, производится возмещение части затрат на разработку конкретных бизнес-проектов. Причем преимущество отдается, прежде всего, предпринимательским проектам в сфере производства и реализуемым в сельской местности.

Роль субъектов малого предпринимательства велика, поскольку этот сектор экономики способен в большей степени обеспечить население республики рабочими местами, тем самым сократить безработицу. Несмотря на имеющиеся трудности, перспективы у предпринимателей и предприятий малого бизнеса в Хакасии есть. Он обязательно будет развиваться, а значит и будет расти экономический потенциал Республики Хакасия в целом.

Литература

1. Глинский В.В. Как измерить малый бизнес? // Вопросы статистики. 2008. № 7. С. 73-75.

2. Глинский В.В. Мифическая статистика малого бизнеса. Проблемы статистического изучения турбулентных совокупностей // ЭКО. 2008. № 9. С. 51-62.

3. Глинский В.В. Опыт применения портфельного анализа // Финансы и бизнес. 2008. № 4. С. 105-110.

4. Глинский В.В., Серга Л.К. О государственном регулировании малого предпринимательства в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 19. С. 2-8.

5. Дятлов С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. СПб., 1992. С. 96.

6. Елисеева И.И. Статистика: Учебник для вузов / Под ред. И.И. Елисеевой. СПб.: Питер, 2010. 361 с.

7. Елисеева И.И. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2001. 480 с.

8. Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала: Учебник. М.: ИНФРА-М,

2009. 320 с.

9. Закон Республики Хакасия от 3 декабря 2008 г. № 76-ЗРХ «О республиканской целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2009-2011 годы».

10. МелкумовЯ.С. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М,

2010. 236 с.

11. Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие трудовых ресурсов Республики Хакасия на 2010-2012 г.»: Постановление Правительства Республики Хакасия от 14 октября 2009 г. № 457.

12. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федер. Закон: принят 12 мая 1995 г. // Сборник законов Российской Федерации. М.: Эксмо, 2004. С. 513-517

13. Одегов Ю.М. Экономика и социология труда: Учеб. пособие / Под ред. Ю.М. Одего-ва. М.: ИНФРА, 2002. 199 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства: в вопросах и ответах. М.: ООО Лима -Консалтинг, 2010. 45 с.

15. Статистика: учебник / Л.П. Харченко, В.Г Ионин, В.В. Глинский и др.; под ред. к. э. н., проф. В.Г. Ионина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010. 445 с.

16. Чепуренко А.Ю. Социология предпринимательства. М.: ГУ ВШЭ, 2007 386 с.

17 Экономическая активность населения Республики Хакасия (по результатам выборочных обследований), 1995-2010 гг. // Статистический сборник. Абакан: Хакасстат, 2011. 79 с.

18. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований), 2010 г. // Статистический сборник. М.: Росстат, 2010. 71 с.

19. Материалы Государственного комитета по занятости населения Республики Хакасия. URL: http://zankhakasia. Ru

20. Материалы Государственного комитета по промышленности и предпринимательству Республики Хакасия. URL: http://www. all media.ru

21. Предварительные итоги Сплошного статистического наблюдения 2010 года. URL: http//www. gks.ru

Bibliography

1. Glinskij VV. Kak izmerit' malyj biznes? // Voprosy statistiki. 2008. № 7 P 73-75.

2. Glinskij VV. Mificheskaja statistika malogo biznesa. Problemy statisticheskogo izuche-nija turbulentnyh sovokupnostej // JeKO. 2008. № 9. P 51-62.

3. Glinskij VV. Opyt primenenija portfel'nogo analiza // Finansy i biznes. 2008. № 4. P 105-110.

4. Glinskij VV, Serga L.K. O gosudarstvennom regulirovanii malogo predprinimatel'stva v Rossii // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2011. № 19. P 2-8.

5. Djatlov S.A. Rabochaja sila v sisteme rynochnyh otnoshenij. SPb., 1992. P 96.

6. Eliseeva I.I. Statistika: Uchebnik dlja vuzov / Pod red. I.I. Eliseevoj. SPb.: Piter, 2010. 361 p.

7 Eliseeva I.I. Social'naja statistika: Uchebnik / Pod red. chl.-kor. RAN I.I. Eliseevoj. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Finansy i statistika, 2001. 480 p.

8. Egorshin A.P., ZajcevA.K. Organizacija truda personala: Uchebnik. M.: INFRA-M, 2009. 320 p.

9. Zakon Respubliki Hakasija ot 3 dekabrja 2008 g. № 76-ZRH «O respublikanskoj celevoj programme «Razvitie sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva v Respublike Hakasija na 2009-2011 gody».

10. Melkumov Ja.S. Social'no-jekonomicheskaja statistika: Ucheb. posobie. M.: INFRA-M, 2010. 236 p.

11. Ob utverzhdenii respublikanskoj celevoj programmy «Razvitie trudovyh resursov Respubliki Hakasija na 2010-2012g.»: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Hakasija ot 14 oktjabrja 2009 g. № 457.

12. O gosudarstvennoj podderzhke malogo predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii: Feder. Zakon: prinjat 12 maja 1995 g. // Sbornik zakonov Rossijskoj Federacii. M.: Jeksmo, 2004. P 513- 517.

13. Odegov Ju.M. Jekonomika i sociologija truda: Ucheb. posobie / Pod red. Ju.M. Odegova. M.: INFRA, 2002. 199 p.

14. Sploshnoe federal'noe statisticheskoe nabljudenie za dejatel'nost'ju sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva: v voprosah i otvetah. M.: OOO Lima - Konsalting, 2010. 45 p.

15. Statistika: Uchebnik / L.P Harchenko, VG. Ionin, VV Glinskij i dr.; pod red. k. je. n., prof. VG. Ionina. 3-e izd., pererab. i dop. M.: INFRA-M, 2010. 445 p.

16. Chepurenko AJu. Sociologija predprinimatel'stva. M.: GU VShJe, 2007. 386 p.

17 Jekonomicheskaja aktivnost' naselenija Respubliki Hakasija (po rezul'tatam vyboroch-nyh obsledovanij), 1995-2010 gg. // Statisticheskij sbornik. Abakan: Hakasstat, 2011. 79 p.

18. Jekonomicheskaja aktivnost' naselenija Rossii (po rezul'tatam vyborochnyh obsledovanij), 2010 g. // Statisticheskij sbornik. M.: Rosstat, 2010. 71 p.

19. Materialy Gosudarstvennogo komiteta po zanjatosti naselenija Respubliki Hakasija. URL: http:// zankhakasia. Ru

20. Materialy Gosudarstvennogo komiteta po promyshlennosti i predprinimatel'stvu Respubliki Hakasija. URL: http://www. all media.ru

21. Predvaritel'nye itogi Sploshnogo statisticheskogo nabljudenija 2010 goda. URL: http// www. gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.