Таблица 6
Сравнение вариантов расчета коэффициента бета по группам факторов риска
Группа факторов риска Значения коэффициента для фактора риска соответствующего группе риска
Первый вариант Второй вариант Расхождение
Макроэкономические факторы риска 1,2752 1,2752 0
Отраслевые факторы риска 0,8002 1,0126 0,2124
Деловые факторы риска 1,2253 1,2628 0,0375
Финансовые факторы риска 1,3253 1,3503 0,025
Совокупный фактор риска 1,2003 1,2252 0,0249
Таблица 7
Расчет премии за риск инвестирования средств в бизнес
Наименование показателя Значения коэффициента и премии для фактора риска соответствующего группе риска
Группа риска 1 2 3 4 5 6 7
Минимальная граница мин 0 0,251 0,501 0,7501 1,001 1,2501 1,501
Максимальная граница мак 0,25 0,5 0,75 1 1,25 1,5 1,75
Среднее значение с 0,125 0,3755 0,6255 0,87505 1,1255 1,37505 1,6255
минимальная премия, Прмин 1 2 3 4 5 6 7
максимальная премия, ПРмах 2 3 4 5 6 7 8
Группа факторов Г руппа риска Значение коэффициента Расчет значения
Макроэкономические факторы 6 1,275185 6 + (1,275185- 1,2501)/ (1,5- 1,2501) х 1 =6,10
Отраслевые факторы 5 1,012625 5,05
Деловые факторы 6 1,262805 6,05
Финансовые факторы 6 1,35031 6,4
Совокупная премия за инвестиции в бизнес 23,6
группе риска, рассчитаем размер премии за инвестирование средств в бизнес, используя предложенную методику, считая, что размер премии увеличивается с 1 % с шагом 1 % для каждой последующей группы риска. Исходные данные и результаты расчетов представ-
лены в таблице 7.
Рассчитаем минимальную ставку доходности на инвестированный капитал при значении безрисковой годовой ставке 3 %. Бшт = И! + 1(Яш - = 3 % + 1,225231 х 23,6 % = 31,92 %
РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
З.О. Текеева, аспирантка Северо-Кавказского Социального института, г. Ставрополь
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 6070 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.
Малое предпринимательство - необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.
Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.
Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде,
Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%.
Показательным является также участие МБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов - примерно 40%, Италии - 20-25%, США и Японии - 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности [1].
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.
В развитии взаимоотношений малых и крупных предприятий можно выделить два основных периода:
- ранний период реформ (1990-1996гг.), в котором преобладала специфическая российская модель их взаимодействия;
- период становления рыночных отношений (1997-по н.в.), когда эта модель стала сближаться с классической западной моделью.
Большую роль в формировании российской модели взаимодействия имели способы и экономические механизмы образования малых предприятий.
В первый период значительная доля малых предприятий (бо-
1CC TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA
лее 30%) образовывалась в результате непосредственного дробления предприятий и означала, по сути, перетекание средств из государственного сектора в частный [1].
Другая часть предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм. Они образовались при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно были ориентированы на решение конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.
Третья группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые в последствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия, относящиеся к этой группе, были созданы в ходе процессов приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Наиболее характерным способом организации таких предприятий стало создание трудового коллектива с последующим выкупом основных фондов. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.
Другие предприятия образовались в результате консолидации физических лиц (несколько будущих предпринимателей объединяли свои капиталы для совместной деятельности). Это была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.
Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах приватизации. Используя дочерние малые фирмы как собственные карманные структуры, крупные предприятия осуществляли накопление капиталов с использованием экономических механизмов трансфертных цен (аккумуляция прибыли за счет разницы цен при покупке-продаже сырья и готовой продукции) и ухода от налогообложения (неучтенный оборот); скупали через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия и т.д. [1].
Пятая часть российского ВВП создается в торговле.
Также российскому рыночному хозяйству присущи малые инновационные фирмы - это компании, выполняющие заказы крупных и средних предприятий; компании, работающие в сфере услуг, где эффект масштаба невелик или неочевиден. Поэтому крайне необходимо стимулировать, направлять развитие именно этого сектора малого бизнеса в общественных интересах [2].
Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои про-
блемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.
В итоге можно сделать следующие выводы, определяющие роль российского малого предпринимательства.
Крупное производство только лишь начинает возрождаться после длительного экономического кризиса в России, поскольку «востребованность» малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса (с учетом уже упомянутого рационального соотношения между ними) пока не очень значительна. Это обусловлено недостаточно благоприятными, сложившимся вокруг него экономическим климатом, слабой государственной поддержкой и, конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.
Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических условий и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним (кроме перечисленных выше) относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др.
Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономический реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм [3].
Литература.
1. Егорова Н.Е. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. - М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 2001.
2. Сайт журнала «Эксперт», 2005.
3. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России. - Вопросы экономики, 2001, № 4.
4. allmedia.ru
5. http://www.cemi.rssi.ru
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
З.О.Текеева, аспирантка Северо-Кавказского Социального института, г. Ставрополь
Развитие сферы малого предпринимательства способствует достижению целей, имеющих большое социально-экономическое значение. Это обусловлено тем, что развитие сферы малого предпринимательства:
• является основой развития рыночных отношений;
• обеспечивает создание новых рабочих мест;
• повышает эффективность общественного производства;
• обеспечивает пополнение бюджетов всех уровней;
• повышает жизненный уровень населения;
• повышает уровень обеспечения населения товарами и услугами;
• способствует созданию широкого слоя собственников.
Индикатором создания условий для развития малого предпринимательства в Ставропольском крае стала тенденция роста количества субъектов малого бизнеса, численности занятых в малом секторе экономики, уровня среднемесячной заработной платы, объемов выпуска продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в сфере малого бизнеса.
В 2005 году истек срок действия краевой целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2003-2005 годы», утвержденной постановлением Губер-
натора Ставропольского края от 13 ноября 2002 г. № 568.
Программный подход позволил проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата в Ставропольском крае, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных планов.
Выполнение мероприятий Программы 2003-2005 осуществлялось на конкурсной основе. За истекший период проведены шесть открытых конкурсов по отбору проектов в рамках реализации Программы, на которых были определены победители и отобраны для финансирования 47 проектов субъектов малого предпринимательства и организаций поддержки малого бизнеса.
В результате реализации этих проектов получили развитие малые предприятия по производству лекарственных препаратов, оказанию медицинских, образовательных и других услуг, организации торговли в отдалённых районах и населённых пунктах Ставропольского края, создано около 400 дополнительных рабочих мест, положено начало формированию сети бизнес-инкубаторов и центров поддержки малого предпринимательства в Ставропольском крае, организованы автоматизированные рабо-
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 101