Научная статья на тему 'Предпосылки развития малого предпринимательства в регионе'

Предпосылки развития малого предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки развития малого предпринимательства в регионе»

лее 30%) образовывалась в результате непосредственного дробления предприятий и означала, по сути, перетекание средств из государственного сектора в частный [1].

Другая часть предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм. Они образовались при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно были ориентированы на решение конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.

Третья группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые в последствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия, относящиеся к этой группе, были созданы в ходе процессов приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Наиболее характерным способом организации таких предприятий стало создание трудового коллектива с последующим выкупом основных фондов. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.

Другие предприятия образовались в результате консолидации физических лиц (несколько будущих предпринимателей объединяли свои капиталы для совместной деятельности). Это была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.

Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах приватизации. Используя дочерние малые фирмы как собственные карманные структуры, крупные предприятия осуществляли накопление капиталов с использованием экономических механизмов трансфертных цен (аккумуляция прибыли за счет разницы цен при покупке-продаже сырья и готовой продукции) и ухода от налогообложения (неучтенный оборот); скупали через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия и т.д. [1].

Пятая часть российского ВВП создается в торговле.

Также российскому рыночному хозяйству присущи малые инновационные фирмы - это компании, выполняющие заказы крупных и средних предприятий; компании, работающие в сфере услуг, где эффект масштаба невелик или неочевиден. Поэтому крайне необходимо стимулировать, направлять развитие именно этого сектора малого бизнеса в общественных интересах [2].

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои про-

блемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

В итоге можно сделать следующие выводы, определяющие роль российского малого предпринимательства.

Крупное производство только лишь начинает возрождаться после длительного экономического кризиса в России, поскольку «востребованность» малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса (с учетом уже упомянутого рационального соотношения между ними) пока не очень значительна. Это обусловлено недостаточно благоприятными, сложившимся вокруг него экономическим климатом, слабой государственной поддержкой и, конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.

Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических условий и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним (кроме перечисленных выше) относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др.

Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономический реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм

[3].

Литература.

1. Егорова Н.Е. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. - М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 2001.

2. Сайт журнала «Эксперт», 2005.

3. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России. - Вопросы экономики, 2001, № 4.

4. allmedia.ru

5. http://www.cemi.rssi.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

З.О.Текеева, аспирантка Северо-Кавказского Социального института, г. Ставрополь

Развитие сферы малого предпринимательства способствует достижению целей, имеющих большое социально-экономическое значение. Это обусловлено тем, что развитие сферы малого предпринимательства:

• является основой развития рыночных отношений;

• обеспечивает создание новых рабочих мест;

• повышает эффективность общественного производства;

• обеспечивает пополнение бюджетов всех уровней;

• повышает жизненный уровень населения;

• повышает уровень обеспечения населения товарами и услугами;

• способствует созданию широкого слоя собственников.

Индикатором создания условий для развития малого предпринимательства в Ставропольском крае стала тенденция роста количества субъектов малого бизнеса, численности занятых в малом секторе экономики, уровня среднемесячной заработной платы, объемов выпуска продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в сфере малого бизнеса.

В 2005 году истек срок действия краевой целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2003-2005 годы», утвержденной постановлением Губер-

натора Ставропольского края от 13 ноября 2002 г. № 568.

Программный подход позволил проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата в Ставропольском крае, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных планов.

Выполнение мероприятий Программы 2003-2005 осуществлялось на конкурсной основе. За истекший период проведены шесть открытых конкурсов по отбору проектов в рамках реализации Программы, на которых были определены победители и отобраны для финансирования 47 проектов субъектов малого предпринимательства и организаций поддержки малого бизнеса.

В результате реализации этих проектов получили развитие малые предприятия по производству лекарственных препаратов, оказанию медицинских, образовательных и других услуг, организации торговли в отдалённых районах и населённых пунктах Ставропольского края, создано около 400 дополнительных рабочих мест, положено начало формированию сети бизнес-инкубаторов и центров поддержки малого предпринимательства в Ставропольском крае, организованы автоматизированные рабо-

чие места общего доступа для субъектов малого бизнеса в краевом центре поддержки малого предпринимательства, что обеспечивает предоставление широкого спектра консалтинговых и информационных услуг индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям с использованием Интернет-технологий.

Немало сделано в Ставропольском крае по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и общественных объединений предпринимателей, преодолению административных барьеров в развитии предпринимательства, продвижению продукции малых предприятий на внутренний и внешний рынки, обеспечению постоянного диалога бизнеса и власти.

Проведённая работа способствовала достижению цели и конечных результатов реализации Программы 2003-2005:

• численность действующих малых предприятий увеличилась до 12 тысяч единиц, вместо запланированных 8,5 тысяч;

• удельный вес занятых в малом бизнесе достиг 25 процентов экономически активного населения и составил около 300 тысяч человек в абсолютном выражении;

• объем товаров и услуг, производимых малыми предприятиями, вырос за два года в 3,8 раза;

• вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт края увеличился до 14,5 процентов.

По результатам обследований, проведённых Всероссийским центром исследований общественного мнения, Ставропольский край занимает 3 место среди регионов России по созданию благоприятных условий для ведения малого бизнеса.

Результаты анализа состояния малого предпринимательства в Ставропольском крае и проведённых социологических опросов позволяют сделать определённые выводы и выделить основные проблемы и направления развития этого сектора экономики.

Проблемы, мешающие развитию малого бизнеса можно разделить на два основных вида. Это внутренние проблемы бизнеса и так называемые проблемы внешней среды. Среди внутренних ключевыми являются низкий уровень управленческой культуры в среде предпринимателей и отсутствие нацеленности на карьерный рост.

Среди комплекса проблем, негативно влияющих на развитие сферы малого предпринимательства, в первую очередь нужно отметить следующие:

1) Высокий уровень ставок налогов и сложность налогообложения, загроможденная отчетность.

2) Несовершенство законодательной базы предпринимательской деятельности.

3) Проблемы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.

4) Недостаточность развития инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства, а также рынка услуг, необходимых субъектам малого предпринимательства.

Перспективы развития малого предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого предпринимательства может успешно развиваться.

По результатам проведенного анализа непроизводственная сфера по-прежнему остаётся более привлекательной для малых предприятий, чем производственная. 52 процента малых предприятий Ставропольского края работают в настоящее время в сфере торговли и общественного питания, а в промышленности и строительстве - только 25 процентов.

Отмечается довольно резкая дифференциация в территориальном размещении малых предприятий. Основное количество от общего их числа сосредоточено в регионе Кавказских Минеральных Вод - 40 процентов и в городе Ставрополе - 35 процентов. В то же время есть районы, где развитие малого бизнеса явно недостаточно. Если в среднем по Ставропольскому краю число субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей составляет - 37, то в Новоселицком, Курском, Нефтекумском, Ипатовском и некоторых других муниципальных образованиях этот показатель существенно ниже краевого уровня.

В ходе развития малого предпринимательства за два последних года четко обозначилась пятерка лидеров, из числа наиболее успешно развивающихся областей малого бизнеса. Занимаемые ими места за это время практически не изменились: 1) сфера услуг; 2) торговля; 3) промышленное производство; 4) строи-

тельство; 5) сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции.

Список областей, привлекательных для начинающих малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, следующий:

1) сфера услуг - 40 процентов;

2) торговля - 37,7 процентов;

3) строительство - 10,8 процентов;

4) общественное питание, производство и сельское хозяйство - по 3,8 процента.

Малый бизнес Ставропольского края дает значительный социально-экономический эффект, уменьшает расходы бюджета на трудоустройство граждан, обеспечивает поддержание социальной стабильности, решает проблемы преодоления бедности, особенно в депрессивных районах. Поэтому расходы бюджета Ставропольского края на реализацию мер государственной поддержки малого предпринимательства фактически являются возвращением малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.

В настоящее время проблемы малого предпринимательства в основном те же, что и у крупного бизнеса, но проявляются они гораздо острее. Поэтому улучшение общей предпринимательской среды является необходимым, но не достаточным условием стимулирования развития малого предпринимательства.

Достаточным условием развития малого предпринимательства, а соответственно и конкурентной среды, является разработка и реализация комплекса специальных мер по его стимулированию и поддержке, не только на краевом уровне, но и на уровне муниципальных образований.

Положительный опыт роста малого бизнеса в странах с развитой экономикой, его роли в сглаживании социальной напряженности в обществе, в стимулировании инновационной деятельности подтверждает оправданность такого подхода.

Система государственной поддержки малого бизнеса в Ставропольском крае должна включать как меры прямой поддержки, обеспеченные средствами из федерального, регионального и местных бюджетов, и направленные на развитие приоритетных для региона сфер деятельности, связанных с созданием новых рабочих мест, развитием инноваций, высоких технологий, экспорта, так и косвенной - направленной на общее улучшение делового и инвестиционного климата для малого бизнеса Ставропольского края. С этой целью был опубликован Приказ министерства экономического развития и торговли Ставропольского края от 20 августа 2007 г. № 177/од «О реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2006 - 2008 годы»».

В соответствии с этим основными направлениями станут меры по облегчению доступа к финансовым и инвестиционным ресурсам, развитию системы микрофинансирования, приоритетной поддержке экспортно - ориентированного и инновационного малого бизнеса, стимулированию создания новых малых предприятий, повышению их конкурентоспособности, развитию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, созданию сети бизнес-инкубаторов, повышению информационного уровня предпринимателей, дальнейшего последовательного снижения излишнего администрирования.

Решение задач дальнейшего развития предпринимательства предполагает объединение усилий и согласованность действий самих предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления с использованием при этом программных методов.

Литература.

1. [email protected]

2. webmaster: [email protected]

3. Приказ министерства экономического развития и торговли Ставропольского края от 20 августа 2007 г. № 177/од «О реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2006 - 2008 годы»».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.