Научная статья на тему 'Концептуальные направления социально-экономического развития и рационального использования ресурсов физкультурно-спортивного комплекса в стратегическом периоде времени'

Концептуальные направления социально-экономического развития и рационального использования ресурсов физкультурно-спортивного комплекса в стратегическом периоде времени Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные направления социально-экономического развития и рационального использования ресурсов физкультурно-спортивного комплекса в стратегическом периоде времени»

Таблица4

Оценка экспертом факторов, влияющих на коэффициент бета

Наименование показателя Экспертные балльные оценки по каждой группе риска ( 0 или 1)

1 2 3 4 5 6 7 8

Левые границы гру ппы, min 0 0,251 0,501 0,7501 1,001 1,2501 1,501 1,7501

Правые границы группы, тах 0,25 0,5 0,75 1 1,25 1,5 1,75 2

Макроэкономические факторы

ЭК1 (уровень инфляции) 4

ЭК2 (изменение законодательства). 3

ЭКЗ (темп экономического роста 2

ЭК4 (изменение валюты). 4

ЭК5 (уровень стабильности) 2

Расчет бета коэффициента по факторам риска: Х1 = maxR1 х (Bk - Gmin) + minR1 х (Gmax - Bk)

ЭК1 0 0 0 0 0 0 1,68775 0

ЭК2 . 0 0 0 0 1,1255 0 0 0

ЭКЗ 0 0 0 0 0 1,312575 0 0

3K4 0 0 0 0 0 1,437525 0 0

ЭК5 0 0 0 0,812575 0 0 0 0

Суммарное значение по группе 0 0 0 0,812575 1,1255 2,7501 1,68775 0

Средневзвешенное значение по группе 1,275185

Отраслевой риск

ОТР1 (состояние отрасли) 4

ОТР2 (уровень конкуренции) 3

ОТРЗ (рост спроса на продукцию) 5

ОТР4 ( капиталоемкость отрасли) 4

ОТР5 (зависимость от других отраслей) 2

Расчет бета коэффициента по факторам риска: Х2 = maxR2 х (Bk - Gmin) + minR2 х (Gmax - Bk)

OTP1 0 0 0 0 1,18775 0 0 0

OTP2 0 0 0 0,87505 0 0 0 0

ОТРЗ 0 0 0 0 1,5 0 0

OTP4 0 0 0,68775 0 0 0 0 0

OTP5 0 0 0 0,812575 0 0 0 0

Суммарное значение по группе 0 0 0,68775 1,687625 1,18775 1,5 0 0

Средневзвешенное значение по группе 1,012625

Деловой риск

Д1 (доля рынка) 3

Д2 (кадровый потенциал ) 2

ДЗ (состояние мощностей) 5

Д4 (диверсификация клиентов предприятия). 4

Д5(информационное обеспечение 4

Расчет бета коэффициента по факторам риска: ХЗ = maxR3 х (Bk - Gmin) + minR3 х (Gmax - Bk)

Д1І 0 0 0,6255 0 0 0 0 0

Д2 0 0 0 0 0 0 1,56325 0

ДЗ 0 0 0 0 0 1,5 0 0

Д4 0 0 0 0,937525 0 0 0 0

Д5 0 0 0 0 0 0 1,68775 0

Суммарное значение по группе 0 0 0,6255 0,937525 0 1,5 3,251 0

Средневзвешенное значение по группе 1,262805

Финансовый риск

ФР1 (ликвидность активов) 4

ФР2 (платежеспособность предприятия) 3

ФРЗ (структура источников финансирования). 4

ФР4 (прибыльность бизнеса) 2

ФР5 -рост доходов 4

Расчет бета коэффициента по факторам риска: Х4 = maxR4 х (Bk - Gmin) + minR4 х (Gmax - Bk)

ФР1 0 0 0 0 0 1,437525 0 0

ФР2 0 0 0 0 0 0 1,6255 0

ФРЗ 0 0 0 0 0 1,437525 0 0

ФР4 0 0 0 0 1,06325 0 0 0

ФР5 0 0 0 0 1,18775 0 0 0

Суммарное значение по группе 0 0 0 0 2,251 2,87505 1,6255 0

Средневзвешенное значение по группе 1,35031

Суммарное значение по группам 4,900925

Средневзвешенное значение по предприятию 1,225231

Таблица 5

Сравнение вариантов расчета коэффициента бета факторов инвестиционного риска

Группа факторов Значения коэффициента для фактора риска соответствующего группе риска

1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8

Макроэкономические >акторы

1 вариант 0 0 0 0,87505 1,1255 2,7501 1,6255 0

2 вариант 0 0 0 0,812575 1,1255 2,7501 1,68775 0

Расхождение 0 0 0 -0,06247 0 0 0,06225 0

Отраслевой риск

1 вариант 0 0 0,6255 1,7501 1,1255 1,37505 0 0

2 вариант 0 0 0,68775 1,687625 1,18775 1,5 0 0

Расхождение 0 0 0,06225 -0,06247 0,06225 0,12495 0 0

Хозяйственный риск

1 вариант 0 0 0,6255 0,87505 0 1,37505 3,251 0

2 вариант 0 0 0,6255 0,937525 0 1,5 3,251 0

Расхождение 0 0 0 0,062475 0 0,12495 0 0

Финансовый риск

1 вариант 0 0 0 0 2,251 2,7501 1,6255 0

2 вариант 0 0 0 0 2,251 2,87505 1,6255 0

Расхождение 0 0 0 0 0 0,12495 0 0

Совокупный риск

1 вариант 0 0 1,251 3,5002 4,502 8,2503 6,502 0

2 вариант 0 0 1,31325 3,437725 4,56425 8,62515 6,56425 0

Расхождение 0 0 0,06225 -0,06247 0,06225 0,37485 0,06225 0

Таблица 6

Сравнение вариантов расчета коэффициента бета по группам факторов риска

Группа факторов риска Значения коэффициента для фактора риска соответствующего группе риска

Первый вариант Второй вариант Расхождение

Макроэкономические факторы риска 1,2752 1,2752 0

Отраслевые факторы риска 0,8002 1,0126 0,2124

Деловые факторы риска 1,2253 1,2628 0,0375

Финансовые факторы риска 1,3253 1,3503 0,025

Совокупный фактор риска 1,2003 1,2252 0,0249

Таблица 7

Расчет премии за риск инвестирования средств в бизнес

Наименование показателя Значения коэффициента и премии для фактора риска соответствующего группе риска

Группа риска 1 2 3 4 5 6 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минимальная граница мин 0 0,251 0,501 0,7501 1,001 1,2501 1,501

Максимальная граница мак 0,25 0,5 0,75 1 1,25 1,5 1,75

Среднее значение с 0,125 0,3755 0,6255 0,87505 1,1255 1,37505 1,6255

минимальная премия, Прмин 1 2 3 4 5 6 7

максимальная премия, ПРмах 2 3 4 5 6 7 8

Группа факторов Г руппа риска Значение коэффициента Расчет значения

Макроэкономические факторы 6 1,275185 6 + (1,275185- 1,2501)/ (1,5- 1,2501) х 1 =6,10

Отраслевые факторы 5 1,012625 5,05

Деловые факторы 6 1,262805 6,05

Финансовые факторы 6 1,35031 6,4

Совокупная премия за инвестиции в бизнес 23,6

группе риска, рассчитаем размер премии за инвестирование средств в бизнес, используя предложенную методику, считая, что размер премии увеличивается с 1 % с шагом 1 % для каждой последующей группы риска. Исходные данные и результаты расчетов представ-

лены в таблице 7.

Рассчитаем минимальную ставку доходности на инвестированный капитал при значении безрисковой годовой ставке 3 %. Бшт = И! + 1(Яш - = 3 % + 1,225231 х 23,6 % = 31,92 %

РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

З.О. Текеева, аспирантка Северо-Кавказского Социального института, г. Ставрополь

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 6070 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

Малое предпринимательство - необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

Так, в США предприятия малого бизнеса, производящие около 40% валового продукта, обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения, осваивая вдвое больше нововведений, чем крупные фирмы. Они представляют собой основные генераторы инновационных процессов в промышленности, динамично реагируя на изменение структуры потребления. Малые фирмы активизируют структурную перестройку отраслей, преодолевая монополизм в экономике, влияют на структуру цен потребительского рынка и т.д.

Аналогичная картина наблюдается также в Германии, Канаде,

Великобритании, где доля малого бизнеса в производстве составляет 60-70%.

Показательным является также участие МБ в экспорте продукции ведущих стран. По оценке экспертов, доля малых и средних фирм в промышленном экспорте ряда развитых стран составляет: Германии и Нидерландов - примерно 40%, Италии - 20-25%, США и Японии - 15%. Если же учесть их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров приблизится к 60% в Италии, 50% - во Франции, 40% - в Японии. При этом сфера, где малый бизнес приобрел особое значение, - международная торговля технологиями. Например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые предприятия, инновационные фирмы. Помимо технологий важными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электротехнической, текстильной и других отраслей промышленности [1].

Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

В развитии взаимоотношений малых и крупных предприятий можно выделить два основных периода:

- ранний период реформ (1990-1996гг.), в котором преобладала специфическая российская модель их взаимодействия;

- период становления рыночных отношений (1997-по н.в.), когда эта модель стала сближаться с классической западной моделью.

Большую роль в формировании российской модели взаимодействия имели способы и экономические механизмы образования малых предприятий.

В первый период значительная доля малых предприятий (бо-

лее 30%) образовывалась в результате непосредственного дробления предприятий и означала, по сути, перетекание средств из государственного сектора в частный [1].

Другая часть предприятий образовывалась путем создания дочерних фирм. Они образовались при крупном предприятии; их учредителем или одним из учредителей выступало само предприятие. Такие фирмы обычно были ориентированы на решение конкретных задач, связанных с деятельностью «материнского» предприятия.

Третья группа малых предприятий образовывалась как автономные фирмы, которые в последствии становились аффилированными структурами крупных предприятий. Многие малые предприятия, относящиеся к этой группе, были созданы в ходе процессов приватизации (полной или частичной) государственной собственности. Наиболее характерным способом организации таких предприятий стало создание трудового коллектива с последующим выкупом основных фондов. Таким путем прошли почти все предприятия розничной торговли, предприятия пищевой промышленности и другие предприятия, небольшие по количеству работающих и номенклатуре выпускаемой продукции.

Другие предприятия образовались в результате консолидации физических лиц (несколько будущих предпринимателей объединяли свои капиталы для совместной деятельности). Это была наиболее распространенная форма для мелкооптовых и розничных торговых, посреднических фирм, компаний, оказывающих услуги населению.

Малые фирмы, взаимодействуя с крупными предприятиями, сыграли значительную роль в первоначальном накоплении капитала и в процессах приватизации. Используя дочерние малые фирмы как собственные карманные структуры, крупные предприятия осуществляли накопление капиталов с использованием экономических механизмов трансфертных цен (аккумуляция прибыли за счет разницы цен при покупке-продаже сырья и готовой продукции) и ухода от налогообложения (неучтенный оборот); скупали через малые предприятия приватизационные чеки и акции приватизируемого предприятия и т.д. [1].

Пятая часть российского ВВП создается в торговле.

Также российскому рыночному хозяйству присущи малые инновационные фирмы - это компании, выполняющие заказы крупных и средних предприятий; компании, работающие в сфере услуг, где эффект масштаба невелик или неочевиден. Поэтому крайне необходимо стимулировать, направлять развитие именно этого сектора малого бизнеса в общественных интересах [2].

Другими словами, малый бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои про-

блемы и нуждается в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.

В итоге можно сделать следующие выводы, определяющие роль российского малого предпринимательства.

Крупное производство только лишь начинает возрождаться после длительного экономического кризиса в России, поскольку «востребованность» малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса (с учетом уже упомянутого рационального соотношения между ними) пока не очень значительна. Это обусловлено недостаточно благоприятными, сложившимся вокруг него экономическим климатом, слабой государственной поддержкой и, конечно же, низким уровнем развития крупной промышленности.

Рациональное соотношение между крупным и малым предпринимательством различно для разных экономических условий и стран. Оно зависит от целого ряда факторов. К ним (кроме перечисленных выше) относятся культурно-исторические традиции и менталитет общества (в странах с населением, для которого «дух» предпринимательства воспроизводится семейными традициями, малый бизнес развит сильнее), природно-климатический фактор (в станах с более холодным климатом из-за большей капиталоемкости ведения бизнеса активность малого предпринимательства ниже) и др.

Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса обладает значительной спецификой, обусловленной ходом развития экономический реформ и состоящей в том, что в складывающемся экономической симбиозе предприятий значительная доля нагрузки на первоначальном этапе ложилась на малые предприятия, которые зачастую обеспечивали «выживание» крупных фирм [3].

Литература.

1. Егорова Н.Е. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. - М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 2001.

2. Сайт журнала «Эксперт», 2005.

3. Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России. - Вопросы экономики, 2001, № 4.

4. allmedia.ru

5. http://www.cemi.rssi.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ

З.О.Текеева, аспирантка Северо-Кавказского Социального института, г. Ставрополь

Развитие сферы малого предпринимательства способствует достижению целей, имеющих большое социально-экономическое значение. Это обусловлено тем, что развитие сферы малого предпринимательства:

• является основой развития рыночных отношений;

• обеспечивает создание новых рабочих мест;

• повышает эффективность общественного производства;

• обеспечивает пополнение бюджетов всех уровней;

• повышает жизненный уровень населения;

• повышает уровень обеспечения населения товарами и услугами;

• способствует созданию широкого слоя собственников.

Индикатором создания условий для развития малого предпринимательства в Ставропольском крае стала тенденция роста количества субъектов малого бизнеса, численности занятых в малом секторе экономики, уровня среднемесячной заработной платы, объемов выпуска продукции (работ, услуг) на малых предприятиях, повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в сфере малого бизнеса.

В 2005 году истек срок действия краевой целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2003-2005 годы», утвержденной постановлением Губер-

натора Ставропольского края от 13 ноября 2002 г. № 568.

Программный подход позволил проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата в Ставропольском крае, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных планов.

Выполнение мероприятий Программы 2003-2005 осуществлялось на конкурсной основе. За истекший период проведены шесть открытых конкурсов по отбору проектов в рамках реализации Программы, на которых были определены победители и отобраны для финансирования 47 проектов субъектов малого предпринимательства и организаций поддержки малого бизнеса.

В результате реализации этих проектов получили развитие малые предприятия по производству лекарственных препаратов, оказанию медицинских, образовательных и других услуг, организации торговли в отдалённых районах и населённых пунктах Ставропольского края, создано около 400 дополнительных рабочих мест, положено начало формированию сети бизнес-инкубаторов и центров поддержки малого предпринимательства в Ставропольском крае, организованы автоматизированные рабо-

чие места общего доступа для субъектов малого бизнеса в краевом центре поддержки малого предпринимательства, что обеспечивает предоставление широкого спектра консалтинговых и информационных услуг индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям с использованием Интернет-технологий.

Немало сделано в Ставропольском крае по развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и общественных объединений предпринимателей, преодолению административных барьеров в развитии предпринимательства, продвижению продукции малых предприятий на внутренний и внешний рынки, обеспечению постоянного диалога бизнеса и власти.

Проведённая работа способствовала достижению цели и конечных результатов реализации Программы 2003-2005:

• численность действующих малых предприятий увеличилась до 12 тысяч единиц, вместо запланированных 8,5 тысяч;

• удельный вес занятых в малом бизнесе достиг 25 процентов экономически активного населения и составил около 300 тысяч человек в абсолютном выражении;

• объем товаров и услуг, производимых малыми предприятиями, вырос за два года в 3,8 раза;

• вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт края увеличился до 14,5 процентов.

По результатам обследований, проведённых Всероссийским центром исследований общественного мнения, Ставропольский край занимает 3 место среди регионов России по созданию благоприятных условий для ведения малого бизнеса.

Результаты анализа состояния малого предпринимательства в Ставропольском крае и проведённых социологических опросов позволяют сделать определённые выводы и выделить основные проблемы и направления развития этого сектора экономики.

Проблемы, мешающие развитию малого бизнеса можно разделить на два основных вида. Это внутренние проблемы бизнеса и так называемые проблемы внешней среды. Среди внутренних ключевыми являются низкий уровень управленческой культуры в среде предпринимателей и отсутствие нацеленности на карьерный рост.

Среди комплекса проблем, негативно влияющих на развитие сферы малого предпринимательства, в первую очередь нужно отметить следующие:

1) Высокий уровень ставок налогов и сложность налогообложения, загроможденная отчетность.

2) Несовершенство законодательной базы предпринимательской деятельности.

3) Проблемы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.

4) Недостаточность развития инфраструктуры государственной поддержки предпринимательства, а также рынка услуг, необходимых субъектам малого предпринимательства.

Перспективы развития малого предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, так как они являются ключевыми факторами формирования условий, в которых сфера малого предпринимательства может успешно развиваться.

По результатам проведенного анализа непроизводственная сфера по-прежнему остаётся более привлекательной для малых предприятий, чем производственная. 52 процента малых предприятий Ставропольского края работают в настоящее время в сфере торговли и общественного питания, а в промышленности и строительстве - только 25 процентов.

Отмечается довольно резкая дифференциация в территориальном размещении малых предприятий. Основное количество от общего их числа сосредоточено в регионе Кавказских Минеральных Вод - 40 процентов и в городе Ставрополе - 35 процентов. В то же время есть районы, где развитие малого бизнеса явно недостаточно. Если в среднем по Ставропольскому краю число субъектов малого предпринимательства на 1000 жителей составляет - 37, то в Новоселицком, Курском, Нефтекумском, Ипатовском и некоторых других муниципальных образованиях этот показатель существенно ниже краевого уровня.

В ходе развития малого предпринимательства за два последних года четко обозначилась пятерка лидеров, из числа наиболее успешно развивающихся областей малого бизнеса. Занимаемые ими места за это время практически не изменились: 1) сфера услуг; 2) торговля; 3) промышленное производство; 4) строи-

тельство; 5) сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции.

Список областей, привлекательных для начинающих малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, следующий:

1) сфера услуг - 40 процентов;

2) торговля - 37,7 процентов;

3) строительство - 10,8 процентов;

4) общественное питание, производство и сельское хозяйство - по 3,8 процента.

Малый бизнес Ставропольского края дает значительный социально-экономический эффект, уменьшает расходы бюджета на трудоустройство граждан, обеспечивает поддержание социальной стабильности, решает проблемы преодоления бедности, особенно в депрессивных районах. Поэтому расходы бюджета Ставропольского края на реализацию мер государственной поддержки малого предпринимательства фактически являются возвращением малому бизнесу части созданного им макроэкономического эффекта.

В настоящее время проблемы малого предпринимательства в основном те же, что и у крупного бизнеса, но проявляются они гораздо острее. Поэтому улучшение общей предпринимательской среды является необходимым, но не достаточным условием стимулирования развития малого предпринимательства.

Достаточным условием развития малого предпринимательства, а соответственно и конкурентной среды, является разработка и реализация комплекса специальных мер по его стимулированию и поддержке, не только на краевом уровне, но и на уровне муниципальных образований.

Положительный опыт роста малого бизнеса в странах с развитой экономикой, его роли в сглаживании социальной напряженности в обществе, в стимулировании инновационной деятельности подтверждает оправданность такого подхода.

Система государственной поддержки малого бизнеса в Ставропольском крае должна включать как меры прямой поддержки, обеспеченные средствами из федерального, регионального и местных бюджетов, и направленные на развитие приоритетных для региона сфер деятельности, связанных с созданием новых рабочих мест, развитием инноваций, высоких технологий, экспорта, так и косвенной - направленной на общее улучшение делового и инвестиционного климата для малого бизнеса Ставропольского края. С этой целью был опубликован Приказ министерства экономического развития и торговли Ставропольского края от 20 августа 2007 г. № 177/од «О реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2006 - 2008 годы»».

В соответствии с этим основными направлениями станут меры по облегчению доступа к финансовым и инвестиционным ресурсам, развитию системы микрофинансирования, приоритетной поддержке экспортно - ориентированного и инновационного малого бизнеса, стимулированию создания новых малых предприятий, повышению их конкурентоспособности, развитию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, созданию сети бизнес-инкубаторов, повышению информационного уровня предпринимателей, дальнейшего последовательного снижения излишнего администрирования.

Решение задач дальнейшего развития предпринимательства предполагает объединение усилий и согласованность действий самих предпринимателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления с использованием при этом программных методов.

Литература.

1. [email protected]

2. webmaster: [email protected]

3. Приказ министерства экономического развития и торговли Ставропольского края от 20 августа 2007 г. № 177/од «О реализации мероприятий ведомственной целевой программы «Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2006 - 2008 годы»».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Г.П. Сорокина, к.э.н., доцент МГТУ «МАМИ»

В ситуации жизненно необходимого реформирования деятельности предприятий промышленности, для ориентации их на устойчивое развитие и конкурентоспособный уровень в условиях постоянно изменяющейся рыночной среды, сформировался конгломерат проблем и задач по преемственности, разработке рыночных механизмов к экономической и нормативно-правовой среде и прошлому опыту управления развитием промышленности России, с учетом особенностей её отраслей. Неблагоприятная экономическая среда не основной фактор отсутствия инвестиционной активности в реальном секторе национальной экономики. Как показывает исследование, основными причинами отсутствия инвестиций на уровне предприятия являются его внутренние проблемы. Это прежде всего слабый менеджмент, незащищенность прав собственности, непрозрачность финансового состояния предприятия, отсутствие договорной дисциплины и высокой культуры организации производства. Кроме того, отмечается слабая преемственность рыночных методов управления предприятием, таких как корпоративное управление, маркетинговые методы, управление знаниями, антикризисное управление и др. Все это значительно повышает инвестиционные риски и снижает возможности отечественных предприятий промышленности для получения международных инвестиций. Кроме того, реализуемый принцип теории либерализации экономики, устраняющий государство из сферы активного влияния на неё, является одной из основных причин негативных последствий рыночных преобразований. Государство, как собственник или крупный акционер, не проводит активной политики по реформированию государственных и приватизированных предприятий и не оказывает им государственной поддержки в адаптации к рыночной системе хозяйства, хотя каждое предприятие является не только системообразующим звеном экономики, но и сферой интересов различных социальных институциональных агентов, от работников и акционеров до фискальных потребностей бюджета всех уровней. Отсутствие эффективных форм и правил взаимоотношений между различными группами интересов является препятствием к проведению реструктуризации предприятия, порождает чрезмерную консервативность при его реформировании.

Несмотря на общность с мировыми тенденциями, характерными для индустриальных и постиндустриальных развитых стран, смена общественно-экономического уклада в России привела к резкому снижению уровня ее научно-технического и индустриального развития, сформировав приоритетные проблемы экономики, которые требуют разрешения в ближайшее время. Это:

-рост производительности труда, обеспечивающий устойчивое повышение эффективности экономического развития, снижение издержек, увеличение заработной платы и потребительского спроса;

-межотраслевой перелив инвестиций (от топливно-сырьевых отраслей к отраслям, производящим конечную продукцию), обеспечение обновления основных фондов для отраслей, ориентированных на внутренний рынок;

-рост доли научно-технических новшеств, обеспечивающих повышение конкурентоспособности продукции.

Выживание хозяйственных промышленных субъектов в конкурентной среде, обеспечение высокого уровня приспосабливаемос-ти к изменяющейся конъюнктуре рынка становится возможным, и об этом свидетельствует мировой опыт, лишь на базе широкого освоения и тиражирования научно-технических новшеств. Сегодня это магистральный путь к достижению максимальной конкурентоспособности отрасли, предприятия и выпускаемой им продукции. Выпуск продукции, удовлетворяющей новейшим требованиям научно-технического прогресса, способствует решению и узловой проблемы конкурентоспособности, связанной с разрешением основного ее противоречия -конфликта интересов производителя и потребителя. Ее решение лежит, в плоскости создания и реализации инновационной концепции, охватывающей взаимосвязанный (сопряженный) комплекс мер по маркетингу, производству нового товара, сбыту и др.

Исследование субъектов инновационной деятельности предполагает проведение анализа с точки зрения их роли и значения в эко-

номике индустриально и постиндустриальное развитых стран, а также, в каких экономических отношениях они находятся и какие функции выполняют.

В России на первый план выходит инновационное развитие страны, следовательно, требуется уделять большое внимание управлению и организации инновационной деятельности. Инновационная модель развития может быть использована как для всей страны, так и для отдельных территорий, отраслей, предприятий.

Существенное значение в использовании инновационного потенциала и его преимуществ имеют управленческие решения всех уровней. Инновационный менеджмент становится стержнем управления экономикой, её экономической политикой и идеологией.

В период становления рыночной экономики и акционировании предприятий промышленности и НИИ практически были разорваны связи между научно-исследовательскими, учебными и промышленными организациями. Разрыв этих жизненно-необходимых для формирования конкурентного производства связей повлек за собой стагнацию инновационного развития предприятий и, как результат, резкое снижение конкурентоспособности продукции и самих предприятий, а в худшем случае, их банкротство. Научные учреждения, лишившись государственного централизированного финансирования, связей с предприятиями и заказов на научно-исследовательскую деятельность, увлеклись получением прибыли от сдачи внаем принадлежавших им территорий и растеряли практически весь свой научный потенциал. Вузы, потеряв связь с предприятиями, замедлили обновление учебных программ и технологий, в результате чего, студенты не получают комплексной целевой подготовки для предприятий промышленности, не проходят реальную практику на предприятиях, получают знания с отставанием на 510 лет. В результате адаптация персонала на предприятии занимает не положенные две-три недели, а может затягиваться на полгода-год. Предприятия вынуждены тратить средства на дообучение и переобучение персонала, что снижет экономическую эффективность производства и практически сводит к нулю конкурентоспособность выпускника вуза, не имеющего опыт практической деятельности. В связи с переходом к рыночной экономике значительно усложнился процесс оформления договоров на практику студентов. Предприятия не готовы предоставлять студентам информацию необходимую для полноценного прохождения практики В результате учебная и производственные практики студентов носят, в большинстве случаев, формальный характер, студент не приобретает навыков практической деятельности. Коммерциализация сознания затмевает научно-технические стремления студентов. Как следствие вышесказанного растет безработица среди молодежи, социальная напряженность региона, снижение инновационной активности предприятий и их конкурентоспособности. Налоговые поступления падают, регион становится дотационным.

Все вышесказанное обуславливает необходимость разработки механизма взаимодействия предприятий промышленности, вузов и регионов. Конкурентоспособность предприятий напрямую зависит от ориентации предприятия на свой кадровый потенциал. Управление знаниями уже стало ключевым направлением кадровой политики многих крупных организаций, но работы в этом направлении ведутся разрозненно, нецеленаправленно. Большинство авторитетных маркетинговых агентств заявляют о том, что 90 % выпускников вузов вынуждены проходить профессиональную переподготовку при поступлении на работу. Предприятия тратят значительные средства на дообучение и переобучение персонала, что, определенно, являлось бы положительной тенденцией, если бы не тот факт, что более 40% из прошедших переподготовку закончили вузы менее чем 5 лет назад. Эта ситуация обостряет основной вопрос современного образования - качество подготовки специалистов. Основным приоритетом современного профессионального образования является ориентация образовательных услуг на практическую подготовку. Современная экономика, состояние постоянно изменяющейся внешней среды изменяет сложившийся взгляд на профессиональное образование и требует переориентации его с предметно-ориентированных форм на подготовку про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.