УДК: 673.13 ПАХРУДИНОВА АНЖЕЛА АДИЛЬБЕГОВНА
студентка ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,
e-mail: [email protected]
РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОНОМИКЕ АПК
Аннотация. Цель работы. Целью работы является рассмотрение тенденций развития малого бизнеса в РФ, раскрытие социально-экономической роли в секторе услуг. Приводятся абсолютные и относительные показатели развития малых средних обслуживающих предприятий в РФ. Метод или методология проведения работы. Исследования тенденций развития экономик развитых и развивающихся стран более отчетливо отражают тенденцию, направленную на повышение роли сектора услуг. В свою очередь, долей сфер услуг обладают малые и средние предприятия, которые не ухудшают макроэкономическую ситуацию. Также невозможно обойтись без наукоемких подходов к созданию таких инструментов поддержки бизнеса. Результаты. Современные экономические условия требуют разнообразия форм собственности, структуры, бизнес-идеи и финансовые стратегии развития малого предприятия сферы услуг. Хотя сектор услуг экономики имеет больше чем 20 лет предприимчивого развития, но все еще мелкий бизнес испытывает проблемы, связанные с отсутствием опыта: идет поток новых сотрудников, а современные поколения не обладают необходимыми профессиональными навыками. В сфере услуг должен строиться сам менеджмент и маркетинг по другому принципу, отличающемуся от материального производства, по мере того, как мы общаемся с конкретным товаром — нематериальной услугой. Во многих отношениях сектор услуг ориентирован на население, что заставляет развивать такое маркетинговое направление, как социальный маркетинг, который в основном реализуется государством и не развит в бизнес-сообществе из-за своей низкой рентабельности. Избранные финансовые, инвестиционные, коммерческие и инновационные стратегии не носят комплексный характер, они реализуются фрагментарно, и их требования порой неуместны для современного рынка. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами управления АПК при формировании системы управления инновационным развитием региональных агропромышленных комплексов. Выводы. Для формирования инновационной аграрной экономики необходимо, чтобы агропромышленное производство базировалось в основном на инновационной деятельности, для которой в обязательном порядке нужны новые технологии для того, чтобы сформировать единое финансово-информационное пространство.
Ключевые слова: малый бизнес, инвестиции, статистика, конкуренция, оказание услуг, динамика развития бизнеса, АПК.
PAKHRUDINOVA ANGELA ADILBEGOVNA
Student of FSBEI of HE "Dagestan State Technical University",
e-mail: [email protected]
THE ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE DEVELOPMENT OF THE INNOVATIVE ACTIVITY IN THE ECONOMY OF THE AIC
Abstract. The goal of the study. The goal of the study is discussing tendencies of development of small business in the Russian Federation, expanding on the social-economic role in the service sector. We are stating absolute and relative indicators of development of small and medium-sized service enterprises in the Russian Federation. The method or methodology of completing the study. The study of tendencies of development of economies of developed and developing countries more clearly reflect the tendency directed towards improving the role of the service sector. In turn, small and medium-sized enterprises that are not worsening the macroeconomic situation take up a market share in the service field. It is also impossible to avoid using technology-intensive
approaches to creating these instruments of business support. The results. Modern economic conditions require a variety of ownership forms, a structure, business ideas and financial strategies of development of a small enterprise in the services field. Although the services sector of the economy has more than 20 years of venturous development, still small business endures issues related to the absence of experience: there is a search for new employees and modern generations that do not have the necessary professional skills. The management and marketing of the service industry should itself be built according to a different principle, different from material production as we relate to a specific product - a non-material service. In many respects, the service sector is oriented on the population which makes social marketing to be developed. This social marketing is mostly implemented by the state and is not developed in the business community due to its low profitability. The chosen financial, investment, commercial and innovative strategies are not of complex character, are implemented in fragments, and are often not suitable for the modern market demand. The area of application of the results. The results of the study completed may be used by the AIC management authorities when forming a system of management of the innovative development of regional agro-industrial complexes. The conclusions. In order to form the agrarian economy, it is necessary for the agro-industrial production to be based mostly on innovative activity for which it is mandatory to use new technologies in order to form a single financial-informational space.
Keywords: Small business, investments, statistics, competition, providing services, the dynamics of business development, the AIC.
Исследования тенденций развития экономик развитых и развивающихся стран более отчетливо отражают тенденцию, направленную на повышение роли сектора услуг. В свою очередь, долей сфер услуг обладают малые и средние предприятия, которые не ухудшают макроэкономическую ситуацию. Также невозможно обойтись без наукоемких подходов к созданию таких инструментов поддержки бизнеса. Стоит отметить, что вопросы малого бизнеса и его инфраструктура поддержки в сфере услуг недостаточно развита в современной литературе. Можно отметить, что такие ученые, как Омарова К. А., Сущенко Д. И., Марданова Г. А., Серегина О. В., Юц А. Ю., Илюхин В. В., УеПЬекоуа Д. М., Магомедалиев М. А. и др., раскрывают в своих работах лишь отдельные вопросы малого развития бизнеса в сфере услуг экономики. Однако активное и часто спонтанное развитие малого бизнеса в сфере услуг требует пристального внимания к ней.
Изучая аспекты правового регулирования деятельности малых предприятий, можно отметить, что развитие и поддержка малого бизнеса являются объектами большого внимания со стороны государства. Это представляет собой очень значительную социально-экономическую роль малого бизнеса в экономике страны на разных этапах развития. Успех и гармоничное развитие малого бизнеса свидетельствует о здоровой экономике, которая твердо стоит на ногах и имеет тенденцию к устойчивому росту. Малый бизнес является неотъемлемой частью экономических отношений. Гармонично вписываясь в их структуру, она обеспечивает здоровую конкуренцию и создает рабочие места.
На основе изучения работ ряда ученых, по нашему мнению, можно выделить следующие ключевые положительные особенности, присущие малому бизнесу сферы обслуживания:
1. Формирование и поддержание естественной конкурентной среды, что стимулирует оптимизацию соотношения цены и качества товаров и услуг, а также является естественным антимонопольным регулятором.
2. Гибкость, мобильность и адаптивность малого бизнеса позволяют адаптироваться к быстро меняющейся ситуации на современном рынке и удовлетворять потребительский спрос как частных лиц, так и крупных компаний. Эта особенность требуется в условиях высокой дифференциации потребителя на спрос и роста ассортимента предлагаемых услуг. Социально-экономическая роль малого бизнеса в секторе услуг невозможна без формирования как глубокой специализации, так и широкого сотрудничества.
3. Создание новых рабочих мест - важнейшая социально-экономическая функция, которая значительно снижает уровень безработицы, обеспечивает население средствами к существованию и стабилизирует ситуацию в обществе.
4. Инновационный потенциал, реализуемый посредством развития и внедрения новых сервисов. Во время работы в условиях жесткой конкуренции в целях получения прибыли малые предприятия активно используют свои возможности, открывается эра научно-технической революции. Без сомнения, маленький бизнес не может позволить себе проводить масштабные исследования и разработки.
5. Малый бизнес служит основой для формирования среднего класса, который является гарантом стабильности и устойчивого развития.
6. Привлечение собственных ресурсов и свободных ресурсов населения для предпринимательства.
7. Развитие новых форм сотрудничества, таких как франчайзинг и маркетинг партнерских отношений.
Таким образом, сектор услуг малого бизнеса выполняет важные социально-экономические функции, поэтому продолжающийся рост его роли не случайность, а необходимость. Развитие малого бизнеса в США и Западной Европе - богатое историческое прошлое. Однако на постсоветском пространстве малый бизнес был вынужден начать с нуля, и его история насчитывает четверть века.
На современном этапе развития сферы услуг Россия следует за мировыми тенденциями, где ее доля в валовом внутреннем продукте содержит больше более 70 %.
Анализируя эту и другие статистические данные, можно сказать, что малые предприятия все чаще занимают рыночные ниши сферы услуг, их количество составляет более 84 % от общего числа предприятий. По мнению экспертов, развитие малого бизнеса - один из самых экономичных и быстрых способов развития сферы услуг. Благодаря мобильности малых предприятий страна способна быстро адаптироваться к новым потребностям общества. Малый бизнес создает конкурентную среду и развитие рынка услуг. В условиях кризиса и безработицы он способен создавать новые рабочие места благодаря принципам самозанятости и занятости. Проблемы развития малого бизнеса остаются актуальными на современном этапе нестабильной ситуации, они вызваны введением новых санкций.
Для оценки вклада малого бизнеса сферы услуг в экономику необходимо сравнить ключевые показатели эффективности малого бизнеса в России и за границей.
Количество малых предприятий в России на конец 2016 года стало чуть больше 2 миллионов. В целом можно сделать вывод о том, что за анализируемый период все основные показатели деятельности малого бизнеса увеличились:
- выросло количество предприятий на 25,5 %, при этом темп роста числа сервисных предприятий больше (26,7 %), чем темпы роста предприятий материального производства (18,5 %);
- средняя численность работников увеличилась на 10,1 %, в сфере материального производства - на 79 %, в сфере услуг - на 27,5 %;
- среднемесячная заработная плата увеличился на 45,1 %, в сфере материального производства - на 50,1 %, в сфере услуг области - на 43 %;
- оборот предприятий увеличился на 30,9 %, в сфере материального производство - на 35,2 %, в сфере услуг - на 32,7 %;
- инвестиции в основной капитал увеличились на 10,5 %, как правило, их в сфере услуг больше (44,2 %), чем в сфере материального производства (14,5 %);
- основные средства увеличились на 285,6 %, в сфере материального производства - на 128,5 %, в сфере услуг - на 68,0 %;
- оборотные средства в их стоимости увеличились на 371,6 % в сфере услуг, их стоимость увеличилась в большей степени (на 125,15 %), чем в сфере материального производства (в 95,6 %);
- капитал и резервы увеличились на 27,1 % в сфере материального производства - на 151,0 %, в сфере услуг - на 98,5 %.
Стоит отметить, что этот чисто финансовый результат для всех малых предприятий является положительным, но в то же время имеет большую тенденцию к росту в сфере услуг (на 246 %), чем в сфере материального производства (103,5 %).
Следующим шагом станет анализ вклада малых и средних предприятий в основных экономических показателях российских компаний за 2013-2016 годы (таб. 1).
Таблица 2
Сравнительная характеристика показателей малых и средних предприятий за 2013-2016 годы
Показатели Среднее предприятие Предприятие малого бизнеса
2013 2014 2015 2016 2013 2014 2015 2016
Среднее количество работников (без внешних) 5,2 4,3 3,7 3,6 21,1 22,7 23,4 23,5
Оборот 7,1 5,1 5,4 4,9 21,4 22,2 21,1 20,5
Инвестиции в основной капитал 2,3 2,4 1,7 1,1 7,2 3,9 4,1 4,3
Основные средства 1,6 1,6 1,7 1,1 21,9 20,3 19,8 40,6
Оборотные средства 3,8 4,0 4,4 2,3 22,4 23,0 23,1 39,1
Капитал и резервы 1,3 1,4 1,5 1,4 21,7 21,0 21,2 20,5
Анализируя данные таблицы 2, можно отметить, что выручка от продажи товаров, работ и услуг составила 20,5 % для малых предприятий и 4,9 % для средних от общего товарооборота. Соответственно, доля работников малых предприятий - 23,5 %, а работников средних предприятий - 3,7 %. Таким образом, наблюдается тенденция роста основных показателей и снижения доли средних предприятий.
Один показатель (инвестиции в основной капитал) находится вне диапазона, если доля средних предприятий остается на том же уровне, что и доля инвестиций, для малых предприятий снизилась почти на три процента.
С учетом имеющихся данных и результатов исследований авторов можно сделать вывод о том, что есть пять основных причин, способствующих снижению в инвестиционной деятельности малого бизнеса в сфере услуг:
- отсутствие собственных финансовых ресурсов (49 % респондентов указывают на это);
- высокий процент коммерческих кредитов (28 %);
- недостаточный спрос на продукцию и неопределенность экономического роста;
- ситуация в стране (24 %);
- инвестиционные риски (14 %);
- плохое состояние технических средств (11 %);
- другие факторы составляют менее 10 %.
Что же касается агропромышленного комплекса, можно добавить то, что на сегодняшний день наша страна полностью обеспечивает себя продовольствием. Основная задача заключается в наращивании экспертного потенциала: нужно, чтобы о продукции российского АПК узнали потребители по всему миру. Известно также, что в прошлом году Россия экспортировала сельхозпродукции на сумму свыше 20 млрд долларов - в 16 раз больше, чем в 2000 году. На развитие АПК в этом году выделено 242 млрд долларов. Также прорывным механизмом господдержки стало льготное кредитование аграриев по ставке не выше 5 % годовых. Большое внимание уделяется развитию малых форм хозяйствования и обновлению парка сельхозтехники. Внедряются информационные технологии в АПК и увеличивается ввод неиспользуемых земель сельхозназначения. Как стало известно, растет престиж аграрного образования, с каждым годом все больше выпускников наших вузов трудоустраивается по специальности. Не менее стратегически важным направлением для нас остается развитие органического земледелия, а также селекция и семеноводство. Также важно помнить то, что стабильное развитие сельского хозяйства в долгосрочной перспективе позволит обеспечить не только продовольственную, но и национальную безопасность. Алтайский край еще больше упрочил свои позиции крупнейшего аграрного региона на Востоке страны, занимая ведущие позиции в России по производству зерна, молока, говядины, муки, крупы, макаронных изделий, сыров, сливочного масла, растительного масла. Объемы производства продукции сельского хозяйства с начала реализации национального проекта поддержки АПК выросли в 1,6 раза.
Важно отметить, что экспорт зерна в страны дальнего зарубежья вырос к 4 апреля на 39 %
в годовом выражении до 39,988 млн тонн против 28,689 млн тонн к 4 апреля прошлого года, сообщает Федеральная таможенная служба (ФТС). Экспорт пшеницы с начала сельхозгода (с 1 июля 2017 года) составил 31,2 млн тонн (+ 41 %), сообщает в свою очередь Минсельхоз. Экспорт ячменя достиг 4,5 млн тонн (в 1,9 раза выше показателя прошлого года), экспорт кукурузы - 4 млн тонн (+1 %), прочих культур - 267 тыс. тонн (+41 %).
Экспорт сельхозтоваров и создание условий для его развития - одно из основных направлений роста производства в АПК. В России создана система поддержки экспорта сельхозпродукции на основе первоочередного проекта «Экспорт продукции АПК».
В 2017 году Россия поставила за рубеж сельхозтовары на $20,7 млрд (+ 11,5 %). Исходя из этого можно сделать следующий вывод относительно данной статьи: современные экономические условия требуют разнообразия форм собственности, структуры, бизнес-идеи и финансовые стратегии развития малого предприятия сферы услуг. Хотя сектор услуг экономики имеет больше чем 20 лет предприимчивого развития, все-таки еще мелкий бизнес испытывает проблемы, связанные с отсутствием опыта: идет поток новых сотрудников, а современные поколения не обладают необходимыми профессиональными навыками. В сфере услуг должен строиться сам менеджмент и маркетинг по другому принципу, отличающемуся от материального производства по мере того, как мы общаемся с конкретным товаром - нематериальной услугой. Во многих отношениях сектор услуг ориентирован на население, что заставляет развивать такое маркетинговое направление, как социальный маркетинг, который в основном реализуется государством и не развит в бизнес-сообществе из-за своей низкой рентабельности. Избранные финансовые, инвестиционные, коммерческие и инновационные стратегии не носят комплексный характер, они реализуется фрагментарно, и их требования порой неуместны для современного рынка.
Литература
1. Бусыгин А. В. Предпринимательство. М.: Дело, 2000. - 640 с.
2. Бухвальд Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики. -2001. - № 4. - С. 92.
3. Бухвальд Е. Малый бизнес Москвы // Экономист. - № 8. - 2001. - С. 47.
4. Буянкина А. Н. Малый бизнес: государственное регулирование. - М., 1998. - 277 с.
5. Веселовский М. Я. Вступление России в ВТО: прогноз развития экономики // Сервис в России и за рубежом. - 2007. - № 2. - С. 50-52.
6. Веселовский М. Я., Фремон Т. В., Королев П. В. Кластер как форма развития малого и среднего бизнеса. Научные труды Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса. - М.: ФГОУ «РИАМА». - 2009.
7. Виленский А. Бизнес без образования юридического лица //Бизнес для всех. - 2001. - № 26. - С. 20.
8. Данные Института статистических исследований и экономики знаний ГУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (http://protown.ru/information/hide/4451.html, свободный. - Загл. с экрана.
9. Жуйков Е. В погоне за инновационной экономикой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http// www.strf.ru/organization. aspxCatalogId221&d_no=20205).
10. Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года. Минобрнауки РФ. - М.: 2006. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// rosmu.ru/activity/events/453.htm)1, свободный. - Загл. с экрана.
11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Утверждено распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. № 1662. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (http://www.rosmu.ru/activity/events/453.html, свободный. - Загл. с экрана.
12. Кузык Б. Инновационное развитие России: сценарный подход // Экономические стратегии. - 2009. -№ 01. - С. 56-67.
13. Методологические аспекты инновационного развития России [Текст]: Проектно-аналитическая записка по итогам работы КИР за 2009 год / Отв. ред. В. Е. Лепский. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.reflexion.ru/club/KJR-PZ.pdf, свободный. - Загл. с экрана.
14. Организация инновационной деятельности в АПК / В. И. Нечаев, В. Ф. Бирман, И. С. Санду и др. Под ред. В.И. Нечаева. - М.: Колосс, 2012.
15. Повышение инновационной активности экономики России /ИЭ РАН. - М.: УОП ИЭ РАН. - 2002.
16. Позиция России на рынках высокотехнологической продукции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://protown.ru/information/hide/4451.html, свободный. - Загл. с экрана.
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
18. Руденко Л. Г., Зайцева А. Н., Петровская М. В. Концептуальные основы менеджмента, инфраструктура поддержки малого предпринимательства. AsianSocialScience, 11, (10), 220-228. -2015.
19. Татарская О. В. Социально-экономический механизм государственной поддержки малого бизнеса в сфера обслуживания. (Cand. наук: 08.00.05). МГУ имени М. В. Ломоносова. Университет. Москва. Россия. 2001.
20. Экономическая теория (Политэкономия): учебник для вузов / Под ред. д-ра экономических наук, проф. Д. В. Валового. - Изд. 5-е. - М.
21. Экономическая теория (Политэкономия): учебник для вузов / Под ред. д-ра экономических наук, проф. Д. В. Валового. - Изд. 5-е. -М: Издательский дом «АТИСО», 2010. - С. 309.
22. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_13/Main.htm, свободный. -Загл. с экрана.
References:
1. Busygin A. V. Business. M.: Case, 2000. - 640 p.
2. Buchwald E., Vilensky, A. small business Lending // Questions of economy. - 2001. - № 4. - P. 92.
3. Buchwald E. Moscow Small business // the Economist. - № 8. - 2001. - P. 47.
4. Bulankina A. N. Small business: government regulation. - M., 1998. - 277p.
5. Veselovsky M. Ya. Russia's accession to the WTO: economic development forecast / / Service in Russia and abroad. - 2007. - № 2. - P. 50-52.
6. Veselovsky M. Ya., fremon T. V., Korolev P. V. Cluster as a form of development of small and medium business. Scientific works of the Russian Academy of management and agribusiness engineering. - Moscow: FGOURIAMA"- 2009.
7. Vilensky A. Business without legal entity / / Business for all. - 2001. - № 26. - P. 20.
8. Data from the HSE Institute for statistical studies and Economics of knowledge. [Electronic resource.] Access mode: (http://protown.ru/information/hide/4451.html, free. - Plug. from the screen.
9. E. Zhuikov in pursuit of innovative economy. [Electronic resource.] Access mode: http / / www.strf.ru / organization. aspxCatalogId221&d_no=20205).
10. The concept of long-term forecast of scientific and technological development of the Russian Federation for the period up to 2025. Ministry of education and science of the Russian Federation. - M.: 2006. [Electronic resource.] Access mode: http://rosmu.ru/activity/events/453.htm)1, free. - Plug. from the screen.
11. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation until 2020. Approved by order of the Government of the Russian Federation dated November 17, 2008. No. 1662. [Electronic resource.] Access mode: (http://www.rosmu.ru/activity/events/453.html, free. - Plug. from the screen.
12. Kuzyk B. Innovative development of Russia: scenario approach / / Economic strategies. - 2009. - №01. -Pp. 56-67.
13. Methodological aspects of innovative development of Russia [Text]: Project-analytical note on the results of CIR for 2009 /Resp. ed. by V. E. Lepsky. [Electronic resource.] Access mode: http://www.reflexion.ru/club/ KjR-PZ.pdf free. - Plug. from the screen.
14. The organization of innovative activity in the AIC / Nechaev V. I., Birman V. F., I. S. Sandu, etc. Under the editorship of V. I. Nechaev. - M.: Colossus, 2012.
15. Increase of innovative activity of the Russian economy / Institute of Economics of RAS. - M.: IE RAS OPS. -2002.
16. Russia's position in the markets of high-tech products. [Electronic resource.] Access mode: http:// protown.ru/information/hide/4451.html, free. - Plug. from the screen.
17. Resolution of the Government of the Russian Federation of 3 February 1994 No. 65 on the Fund for the promotion of small-scale enterprises in the scientific and technological sphere.
18. Rudenko L. G., Zaitseva A. N., Petrovskaya M. V. Conceptual bases of management, infrastructure of support of small business. AsianSocialScience, 11, (10), 220-228. -2015.
19. Tatarskaya O. V. Social and economic mechanism of state support of small business in the service sector. (Cand. Sciences: 08.00.05). Moscow state University named after M. V. Lomonosov. University. Moscow. Russia. 2001.
20. Economic theory (political Economy): textbook for universities / Under the editorship of Dr. of economic Sciences, Professor D. V. Gross. - Ed. 5th.
21. Economic theory (political Economy): textbook for universities / Under the editorship of Dr. of economic Sciences, Professor D. V. Gross. - Ed. 5. - M: Publishing house of atiso,"2010. - P. 309.
22. [Electronic resource.] Access mode: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_13/Main.htm, free. - Plug. from the screen.