- применение натуральной формы премирования за получение и сохранность молодняка, за счет чего, увеличение объемов производимой продукции животноводства;
- организация искусственного осеменения скота в сельских поселениях;
Закупки излишков сельскохозяйственной продукции у смешанных семейных сельских хозяйств целесообразно осуществлять через сельскохозяйственные организации, функционирующие на территории сельского поселения.
Третья группа хозяйств характеризуется товарным характером производства, для которых является целесообразным увеличение продажи породистого молодняка сельскохозяйственных животных и птиц различных видов и пород.
Для повышения экономической эффективности производства животноводческой продукции в семейных сельских хозяйствах целесообразно оказать ветеринарное обслуживание сельскохозяйственных животных, организовать пункты их искусственного осеменения.
Особо актуальным является создание на базе таких хозяйств потребительских сбытовых, кредитных и страховых кооперативов.
Вышеизложенная дифференциация семейных сельских хозяйств может использоваться для подготовки и составления республиканских программ развития семейных сельских хозяйств, а также определения вариантов развития потребительской кооперации.
Результаты исследований, выполненные нами, позволили определить следующие направления развития кооперации с участием владельцев личных подсобных хозяйств: создание районных, областных союзов (ассоциаций) кооперативов; кооперация личных подсобных хозяйств между собой, а также с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на базе ликвидированных сельскохозяйственных организаций или находящихся на грани ликвидации; создание агрофирмы с участием личных подсобных и крестьянских (фермер-
ских) хозяйств населения; создание кооперативной формы взаимодействия с участием сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм, потребительской кооперации и перерабатывающих предприятий, в виде ассоциации.
Проведенный нами анализ показывает, что семейные сельские хозяйства практически исчерпали свои ресурсы и не могут в дальнейшем резко увеличить объем производимой продукции сельского хозяйства. Поэтому повышение эффективности их производства возможно только в результате устранения ряда лимитирующих факторов.
В этом случае правомерен вопрос: «Следует ли стремиться к эффективности семейных сельских хозяйств и устранять лимитирующие факторы их развития?» На наш взгляд, необходимость реабилитационных мер по отношению к ним обусловлена возможностью улучшения жизненного уровня населения села и города и качества питания.
Семейные сельские хозяйства носят подсобный характер, и как показали наши исследования, не может функционировать самостоятельно, поскольку не обладает необходимыми ресурсами и фондами для воспроизводственного процесса, и по этой причине никогда, на наш взгляд, не будет автономным без соответствующих необходимых условий, которые позволять трансформироваться в коммерческую форму хозяйствования с целью получения прибыли.
Семейные сельские хозяйства, имеющие материально-технические условия, достигшие роста объемов производства продукции и получения дохода, могут перейти в крестьянские (фермерские) хозяйства. Однако проблема состоит в том, что необходимо разработать нормативно-правовую базу и механизм трансформации их к новой организационно-правовой форме. Такая тенденция связана с наличием, наряду с приусадебным участком, выделенного полевого земельного надела, который позволяет увеличить объемы производства и продажи продукции.
РОЛЬ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА В СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Д.В. Борисов, асп., мл. науч. сотр. Алтайского фил. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства
Становление малого агробизнеса является одним из важнейших направлений развития агропромышленного комплекса Российской Федерации, что обусловлено особенностями развития рынка труда в сельской местности. Создание малых предприятий позволяет активизировать предпринимательскую инициативу сельских жителей, развивать виды деятельности, которыми далеко не всегда в настоящее время занимаются крупные предприятия сельского хозяйства.
Целью проводимого исследования является изучение перспектив развития малого агробизнеса в Алтайском крае.
Теоретической и методологической основой выполнения данного исследования явились труды современных отечественных и зарубежных ученых, а также материалы официальных документов по исследуемой проблеме, при этом были использованы монографический, статистический, маркетинговые и абстрактнологический методы. В качестве объекта исследования выбрана организация агробизнеса в Алтайском крае. Предметом исследования являются факторы, тенденции и закономерности, определяющие развитие фермерства в горных и предгорных районах региона.
Аграрный сектор Сибири всегда отличался от других регионов России рядом специфических факторов, определяющихся основные направления сельского хозяйства. Характерной особенностью развития малого агробизнеса является его региональная ориентация, что обосновано протяженностью межрегиональных логистических связей.
В современной экономической литературе не существует единого мнения об агробизнесе как объекте исследования. Одни авторы, руководствуясь термином «бизнес», предлагаемым еще словарями, изданными в доперестроечный период, трактуют его как «вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды» [1 , с. 78]. Другие под ту же самую трактовку подводят понятие «предпринимательство» [2, с. 33].
Основоположники теории агробизнеса - американские экономисты Дж. Дэвис и Р. Голдберг, подчеркивали, что в условиях рыночной модели экономики агробизнес - это специфическая форма координации обеспечения сельского хозяйства необходимыми ресурсами и осуществления последовательных операций производства, переработки и
распределения продовольствия и технического сырья. Цель агробизнеса - максимизация дохода через удовлетворение потребностей [3].
В настоящее время российские ученые рассматривают разные варианты развития агробизнеса, подчеркивая, что они позволят решить проблемы устойчивого обеспечения сельчан, относя при этом к агробизнесу, помимо производства сельскохозяйственной продукции, производство в сельской местности несельскохозяйственных товаров и услуг [4, 5].
Говоря о развитии аграрного бизнеса в Сибири, омские ученые в качестве основных направлений называют: производство и реализацию зерна; семеноводство зерновых культур, однолетних и многолетних трав; луговодство. При этом они подчеркивают значимость создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в агробизнес и техническое перевооружение сельскохозяйственного производства [6, с. 2-4].
Рассмотрим особенности развития малого предпринимательства в Алтайском крае. Первая особенность - развитие в разрезе по отраслям происходит неравномерно. По количеству малых предприятий
Алтайский край занимает 17 место в РФ, среди соседних регионов по Сибирскому федеральному округу - 3. Структура производства следующая: 35,2% объема приходится на промышленную продукцию, 30,7% - на валовой доход предприятий торговли и общественного питания, 17,9% - на объем произведенных строительных работ. При этом в объеме промышленной продукции доля пищевой промышленности составила 24,1%, мукомольно-крупяной и комбикормовой - 23,3%. В отраслевой структуре малых предприятий Алтайского края сельскохозяйственное производство занимает 4,8% (за пять лет рост составил 200%). Вторая особенность - территориальное размещение малых предприятий в Алтайском крае неравномерно: основное количество малых предприятий (60,8% от общего их числа) сосредоточено в краевом центре - Барнауле, в других городах - 16,2 %. В сельских районах края функционировало лишь 23% от всех малых предприятий.
Третья особенность. Роль малого бизнеса в регионе велика в связи с тем, что край не располагает значимыми в общенациональном масштабе сырьевыми ресурсами, химическая и машиностроительная промышленность из-за сокращения в 90-е гг. объемов производства не вышла из кризисного состояния и усугубляет социально-экономические проблемы. К 2007 г. объем продукции сельского хозяйства в К(Ф)Х и хозяйствах населения увеличился в несколько раз, одновременно производство продукции в сельхозор-ганизациях снизилось вдвое (табл. 1).
Рассмотрим, какова же роль К(Ф)Х и индивидуальных предпринимателей в выполнении экономических функций, являющихся основой развития агробизнеса. В структуре малого бизнеса региона сельское хозяйство занимает достаточно скромное место -7,1% от общего числа малых предприятий, 10,9% от общего числа занятых в малых предприятиях и 3,1% от общего оборота малых предприятий.
Новым направлением развития К(Ф)Х является участие в кооперативном движении: сельскохозяйственной потребительской, сбытовой, перерабатывающей или кредитной кооперации. Именно К(Ф)Х являются эффективно развивающимся сектором агробизнеса.
В Алтайском крае ярко видна растениеводческая специализация крестьянских (фермерских) хозяйств, доля продукции растениеводства достигла
88,7%. Основными видами продукции К(Ф)Х хо-
зяйств является зерно, семя подсолнечника, гораздо меньше - мясо и молоко, в целом К(Ф)Х произвели 6,6% от общей массы сельхозпродукции Алтайского края. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме поголовья животных не высок и составляет 2,3%. Кроме поголовья лошадей, которое увеличилось на 17,6%, поголовье крупного рогатого скота, овец и свиней уменьшилось соответственно на 3,54, 5,23 и 21,45%. В рыночных условиях выбор специализации производства зависит от спроса и цены на продукцию.
Однако необходимо отметить, что в рамках Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» разработана краевая программа по развитию животноводства в горных и предгорных районах Алтайского края, позволяющая активно использовать трудовые ресурсы и значительно сократить уровень безработицы. В рамках программы малые предприятия агробизнеса получают кредиты на обновление стада, ведение ветеринарного обслуживания, закупку комбикормов. В 2009 г. эта работа продолжается, в регионе создается фонд микрозаймов, который позволит стимулировать развитие малого предпринимательства [7]. Это позволит расширить возможности для развития малого агробизнеса.
Таблица 1 - Динамика производства продукции
сельского хозяйства в Алтайском крае, %
2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Хозяйства всех категорий к предыдущему году 103,6 101,9 100,4 91,7 105,6
к 1991 г. 92,3 94,0 94,4 86,6 91,4
СХО к предыдущему году 100,1 88,4 97,7 89,2 106,0
к 1991 г. 55,3 48,9 47,8 42,6 45,2
Хозяйства населения к предыдущему году 106,1 112,5 100,6 92,9 100,7
к 1991 г. в 1,8 р. в 2,1 р. в 2,1 р. в 1,9 р. в 2,0 р.
К(Ф)Х) и индивидуальные предприниматели к предыдущему году 110,3 95,0 115,8 98,1 146,2
к 1991 г. в 4,5 р. в 4,3 р. в 5,0 р. в 4,9 р. в 7,2 р.
В предгорных и горных районах Алтайского края активно развивается пчеловодство, рост производства меда за пять лет составил более 70%. Проблема пчеловодов - сбыт готовой продукции, которая реализуется в основном через посредников. Здесь важным направлением представляется создание сбытового кооператива, специализирующегося на сборе и реализации меда, продукции пчеловодства. В перспективе -создание перерабатывающего предприятия в рамках формирующегося фармацевтического кластера на территории Алтайского края.
Однако есть новое, перспективное направление развития КФК. В 2007 г. фермерская аквакультура как направление сельскохозяйственной деятельности была включена в ПНП «Развитие АПК». Несмотря на богатые водные ресурсы, Россия производит лишь 0,2% мировой продукции аквакультуры. В программах развития АПК в Алтайском крае уделено внимание только животноводству и коневодству, не учтено, что регион обладает водными ресурсами, позволяющими заниматься прудовым рыбоводством. В горных и предгорных районах Алтайского края имеются реки, имею-
щие постоянные водотоки (Обь, Чарыш и Чумыш), а также значительная сеть озер. В настоящее время в качестве выростных водоемов фермеры могут использовать многочисленные малые озера. Большая часть рекомендуемых к разведению пород рыб подходит к климатическим условиям Алтайского края.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что агробизнес является ведущим направлением развития предпринимательства в горных и предгорных районах Алтайского края, однако для более полного использования имеющихся трудовых и рекреационных ресурсов необходимо разработать комплексную программу развития данных территорий.
Источники
1. Словарь иностранных слов. - 15-е изд. - М.: Рус. яз., 1988. - 608 с.
2. Райзберг Б.А., Лазовский ЛШ, Сародубцев Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Изд-во ИНФРА-М., 1997. - 496 с.
3. Негинский О. Агробизнес и организационные формы элементов подсистемы агропромышленного комплекса // -Ь|Пр//НЬ.М8и.ги/Ьоокз/.
4. Кеникстул В., Седнев В. Управление малым и средним агробизнесом // АПК: экономика и управление. -2007, № 2. - С. 11-14.
5. Гоиценко Г.М., Борисова О.В., Фисак С.А. Развитие стратегий диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий. Монография. - ГНУ СибНИИЭСХ СО РАСХН. - Барнаул: ООО «Азбука», 2007. - 154 с.
6. Кашеваров Н., Сапрыкин В. Аграрный бизнес в Сибири - возможности и перспективы // АПК: экономика и управление. - 2007, №4. - С. 2-4.
7. Малый бизнес Алтая получит поддержку краевого бюджета // http://news.mail.ru/inreaions/sibirian/22/2437143//.
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)
ХОЗЯЙСТВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В.Ю. Бочаров, к.соц.н, доц., ст. науч. сотр. Самарского государственного университета
Необходимость комплексного изучения проблем социально-трудовой сферы села вызвана фундаментальными изменениями в жизни российской деревни происходящими с начала рыночных реформ. Долгое время кардинальных изменений в лучшую сторону не происходило. Более того, ситуация только ухудшалась. Не случайно известный специалист в области аграрной социологии П.П. Великий заявил, что до последнего времени «российским исследователям села, аграрных отношений, фактически нечего сказать о позитиве, обоснованности социальной политики, о перспективах аграрной сферы. Сколько бы не писали социологи, в конечном счете, дело сведется к проблеме адаптации к новым социально-экономическим отношениям». И лишь в последние два года на государственном уровне стали осознавать, что только через активное внедрение инновационных методов хозяйствования и социальной деятельности всех социально-демографических групп сельчан возможно возрождение российского села. При этом для принятия управленческих решений важно иметь информацию о реальном состоянии дел на селе, не ограничиваясь лишь статистическими выкладками. В Самарской области, как регионе лидере в области социальных инноваций это было понято гораздо раньше. Начиная с 1995 г., в Самарской области по инициативе областной администрации осуществляется информационно-исследовательский проект, обеспечивающий регулярный сбор и анализ данных о состоянии социально-трудовой сферы промышленных предприятий в режиме мониторинга. С 1996 г. проект был распространен и на сферу сельскохозяйственного производства. При организации работы объектами мониторинга социально-трудовой сферы сельского хозяйства Самарской области стали предприятия трех сельских районов области (18 сельскохозяйственных предприятий). В дальнейшем количество базовых районов расширилось, а помимо коллективных хозяйств, стали изучаться проблемы социально-трудовой сферы фермеров по программе «Труд и жизнь фермера».
В качестве основных методов мониторинга социально-трудовой сферы крестьянских фермерских хозяйств традиционно используются:
- опрос фермеров в форме стандартизиро-
ванного интервью (анкетирование). Анкета традиционно содержит постоянные блоки вопросов для
отслеживания динамики мнений респондентов. В тоже время, каждый год в анкету вносятся дополнительные вопросы, отражающие наиболее актуальные проблемы.
- полустандартизированные опросы экспертов. Для этого разрабатывается бланк интервью. Как, правило, беседа с экспертом записывается на диктофон и затем транскрибируется.
- анализ статистической информации. Такая информация ежегодно предоставляется Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Самарской области в форме Бюллетеня экономико-статистических показателей мониторинга на дату проведения опроса.
Объем выборочной совокупности в проведенных на данный момент исследованиях не был неизменным и варьировался в зависимости от целей и задач исследования.
В 2004 г. опрашивалось 150 фермеров и 30 экспертов; в 2006 г. было опрошено 250 фермеров и взято 15 экспертных интервью; наконец, в 2008 г. на вопросы анкеты отвечало 200 фермеров и опрашивались 10 экспертов. Исследования 2004-2008 г.г. проводились в восьми сельских районах - по два в каждой географической зоне Самарской области («север», «юг», «запад», «восток»).
Все опрошенные фермеры - мужчины, что соответствует генеральной совокупности.
Опрос 2008 г. проходил в августе-сентябре когда кризисные тенденции в экономики только начинали раскручиваться. По сути, представлен анализ предкризисной ситуации.
Надежность результатов: ошибка выборки в пределах 10%.
Начиная с 2004 г., мониторинг занимается изучением отношения работников сельского хозяйства к системе страхования в Самарской области. С точки зрения здравого смысла необходимо развивать взаимодействие хозяйств с этими экономическими структурами - многие сельские районы находятся в зоне рискованного земледелия, нередки случаи распространения эпидемий в животноводстве, по-прежнему высоки цены на сельскохозяйственную технику и запчасти, растет благосостояние фермеров и стоимость их личного имущества и т.п.