щие постоянные водотоки (Обь, Чарыш и Чумыш), а также значительная сеть озер. В настоящее время в качестве выростных водоемов фермеры могут использовать многочисленные малые озера. Большая часть рекомендуемых к разведению пород рыб подходит к климатическим условиям Алтайского края.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что агробизнес является ведущим направлением развития предпринимательства в горных и предгорных районах Алтайского края, однако для более полного использования имеющихся трудовых и рекреационных ресурсов необходимо разработать комплексную программу развития данных территорий.
Источники
1. Словарь иностранных слов. - 15-е изд. - М.: Рус. яз., 1988. - 608 с.
2. Райзберг Б.А., Лазовский ЛШ, Сародубцев Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Изд-во ИНФРА-М., 1997. - 496 с.
3. Негинский О. Агробизнес и организационные формы элементов подсистемы агропромышленного комплекса // -Ь|Пр//НЬ.М8и.ги/Ьоокз/.
4. Кеникстул В., Седнев В. Управление малым и средним агробизнесом // АПК: экономика и управление. -
2007, № 2. - С. 11-14.
5. Гоиценко Г.М., Борисова О.В., Фисак С.А. Развитие стратегий диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий. Монография. - ГНУ СибНИИЭСХ СО РАСХН. - Барнаул: ООО «Азбука», 2007. - 154 с.
6. Кашеваров Н., Сапрыкин В. Аграрный бизнес в Сибири - возможности и перспективы // АПК: экономика и управление. - 2007, №4. - С. 2-4.
7. Малый бизнес Алтая получит поддержку краевого бюджета // http://news.mail.ru/inreaions/sibirian/22/2437143//.
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)
ХОЗЯЙСТВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
В.Ю. Бочаров, к.соц.н, доц., ст. науч. сотр. Самарского государственного университета
Необходимость комплексного изучения проблем социально-трудовой сферы села вызвана фундаментальными изменениями в жизни российской деревни происходящими с начала рыночных реформ. Долгое время кардинальных изменений в лучшую сторону не происходило. Более того, ситуация только ухудшалась. Не случайно известный специалист в области аграрной социологии П.П. Великий заявил, что до последнего времени «российским исследователям села, аграрных отношений, фактически нечего сказать о позитиве, обоснованности социальной политики, о перспективах аграрной сферы. Сколько бы не писали социологи, в конечном счете, дело сведется к проблеме адаптации к новым социально-экономическим отношениям». И лишь в последние два года на государственном уровне стали осознавать, что только через активное внедрение инновационных методов хозяйствования и социальной деятельности всех социально-демографических групп сельчан возможно возрождение российского села. При этом для принятия управленческих решений важно иметь информацию о реальном состоянии дел на селе, не ограничиваясь лишь статистическими выкладками. В Самарской области, как регионе лидере в области социальных инноваций это было понято гораздо раньше. Начиная с 1995 г., в Самарской области по инициативе областной администрации осуществляется информационно-исследовательский проект, обеспечивающий регулярный сбор и анализ данных о состоянии социально-трудовой сферы промышленных предприятий в режиме мониторинга. С 1996 г. проект был распространен и на сферу сельскохозяйственного производства. При организации работы объектами мониторинга социально-трудовой сферы сельского хозяйства Самарской области стали предприятия трех сельских районов области (18 сельскохозяйственных предприятий). В дальнейшем количество базовых районов расширилось, а помимо коллективных хозяйств, стали изучаться проблемы социально-трудовой сферы фермеров по программе «Труд и жизнь фермера».
В качестве основных методов мониторинга социально-трудовой сферы крестьянских фермерских хозяйств традиционно используются:
- опрос фермеров в форме стандартизиро-
ванного интервью (анкетирование). Анкета традиционно содержит постоянные блоки вопросов для
отслеживания динамики мнений респондентов. В тоже время, каждый год в анкету вносятся дополнительные вопросы, отражающие наиболее актуальные проблемы.
- полустандартизированные опросы экспертов. Для этого разрабатывается бланк интервью. Как, правило, беседа с экспертом записывается на диктофон и затем транскрибируется.
- анализ статистической информации. Такая информация ежегодно предоставляется Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Самарской области в форме Бюллетеня экономико-статистических показателей мониторинга на дату проведения опроса.
Объем выборочной совокупности в проведенных на данный момент исследованиях не был неизменным и варьировался в зависимости от целей и задач исследования.
В 2004 г. опрашивалось 150 фермеров и 30 экспертов; в 2006 г. было опрошено 250 фермеров и взято 15 экспертных интервью; наконец, в 2008 г. на вопросы анкеты отвечало 200 фермеров и опрашивались 10 экспертов. Исследования 2004-2008 г.г. проводились в восьми сельских районах - по два в каждой географической зоне Самарской области («север», «юг», «запад», «восток»).
Все опрошенные фермеры - мужчины, что соответствует генеральной совокупности.
Опрос 2008 г. проходил в августе-сентябре когда кризисные тенденции в экономики только начинали раскручиваться. По сути, представлен анализ предкризисной ситуации.
Надежность результатов: ошибка выборки в пределах 10%.
Начиная с 2004 г., мониторинг занимается изучением отношения работников сельского хозяйства к системе страхования в Самарской области. С точки зрения здравого смысла необходимо развивать взаимодействие хозяйств с этими экономическими структурами - многие сельские районы находятся в зоне рискованного земледелия, нередки случаи распространения эпидемий в животноводстве, по-прежнему высоки цены на сельскохозяйственную технику и запчасти, растет благосостояние фермеров и стоимость их личного имущества и т.п.
Однако данные опроса 2008 г. свидетельствуют о том, что едва наметившаяся тенденция укрепления таких экономических контактов уже ослабевает - значительно сократилась доля фермеров, заключавших контракты со страховыми компаниями по всем видам страхования.
Заключают договора на страхование... 2004 г. 2006 г. 2008 г.
Здоровья (добровольное медицинское страхование) 20,0 35,4 26,5
Своей жизни 11,1 28,1 23,5
Посевов 6,7 28,8 15,5
Сельскохозяйственной техники 24,4 28,8 21,0
Другого имущества 11,1 16,5 13,5
Анализ данных опроса 2008 г. показал зависимость активности участия в страховании от величины фермерского хозяйства (соответственно, его успешности): доля фермеров, чьи земельные наделы более 500 га, чаще остальных страхуют свою жизнь и здоровье (28,8 и 42,5%), а также сельскохозяйственной техники (34,2% в этой группе).
Что касается страхования посевов, есть некоторые различия по географическим зонам: фермеры южных районов Самарской области, чаще страдающих от засухи, более активно, по сравнению с другими, страхуют свои посевы (рис. 1).
Рисунок 1- Распределение ответов на вопрос: «Заключаете ли Вы договора со страховыми компаниями на страхование посевов?»
(в % от общего числа опрошенных)
Тем не менее, еще раз подчеркнем, что в целом участие в страховании снизилось по сравнению с 2006 г. По мнению почти 2/3 опрошенных фермеров (64,5%) существующая система страхования посевов, техники и КРС не является эффективной, а эффективной ее считают только 3% (остальные затруднились дать определенную оценку). Объясняется это тем, что уже накопился определенный негативный опыт взаимодействия со страховыми компаниями.
Более конкретно обрисовали существующую систему работы страховых компаний эксперты, участвовавшие в исследовании. Они отмечали, что в Самарскую область пришли работать многие страховые компании - и местные, и уральские, и московские, и военные. Но программа развития страхования, в идеале призванная уменьшить риски сельхозпроизводителей, на деле оборачивается лишними проблемами. Для всех страховых компаний, работающих в Самарской области, по мнению экспертов характерно одно - они пришли получить при-
быль. Вот характерные высказывания экспертов исследования по этому поводу:
- «Практически по большому счету работаем очень плохо по этой программе. Как правило страховщики своих обязательств не выполняют, сегодня кто связывался с ними...Страховой случай доказать - это такая канитель, столько всяких... Явный страховой случай - все равно тысяча и одна ночь. Фермер, как правило, в общем не страхует ничего. С 2006 года вот у одного суды идут. Только сейчас получил деньги за страховой случай, через два года, теперь говорит, ни за то не пойду на это. Хотя программа эта хорошая, тоже субсидированная, выделяются деньги, и мы эти деньги не используем, потому что не оформляли субсидии. Здесь они нечестные товарищи, хотя, когда приезжают сюда, такие песни поют, а практически к расчету - тут начинается!»
- «Пока что не как на западе, где с начала любого дела страхование. У нас пока что не так. В страховании участвуют те, кто имеет близкие отношения со страховщиками. Опять же коррупция - не подмажешь, не получишь. Даже стихия прошла -ничего не получишь. Они же, страховые компании, организуются, главным образом, для получения себе прибыли. Вот была бы государственная система страхования. Государство закладывает в бюджет деньги - и страхуй! У нас пока такой уровень... Автомобили еще ладно, а посевы, скот - найдется сто причин для невыплаты страховки - удобрения внес не по технологии, не вовремя посеял, и куча всего, да и метеостанции плати и везде плати».
- «Никак не работает система страхования, не развивается. И причина в том, что есть примеры такие, как в прошлом году с СПК, был страховой случай - и до сей поры ничего не получили. На совещаниях были призывы с местными страховыми компаниями заключать договоры, где головная организация в Самаре, в суды и то проще обращаться, чем в Москву. Но пока все без развития».
- «Практически страхование даже и коллективные хозяйства не используют. Кроме тех случаев, когда надо взять кредит, надо что-то застраховать, допустим, урожай. Столкнулись по ряду хозяйств по прошлым годам, страховали и просто-напросто не могли получить страховку. Столько этих «заморочек» там, хозяйства ездят, ездят и просто прекращают это дело... ничего не могут доказать».
Таким образом, проблема страхования в сельском хозяйстве, как правило, обязательного в развитых странах, у нас остается очень острой и болезненной. Главная причина состоит в том, что, по мнению почти 2/3 опрошенных фермеров, существующая система страхования посевов, техники и скотины не является эффективной. Эксперты, участвовавшие в исследовании, отмечали, что программа развития страхования, в идеале призванная уменьшить риски сельхозпроизводителей, на деле оборачивается лишними проблемами.
Для выхода из сложившейся ситуации необходим мониторинг стоимости предоставляемых услуг и практики страховых случаев и недопущение на рынок страховых компаний с сомнительной репутацией. Парадокс, когда застрахованные хозяйства пострадали из-за гибели озимых больше незастрахованных, так как последним выплатили компенсацию из федерального бюджета, а со страховых компаний так и не удалось ничего получить, не должен повториться.
Без вмешательства на государственном уровне с целью развития и совершенствования правил и условий выплаты страховки и строгого контроля соответствующих органов за деятельностью страховых компаний доверие сельхозпроизводителей к ним будет и дальше снижаться. В итоге интересы и фермеров, и работников коллективных сельхозпредприятий
оказываются ущемленными, при том, что их труд и без того пока что недооценивается.
Источник
1. Великий П.П. Российская аграрная социология: этапы,
имена, идеи // Социологические исследования. -
2008. № 7. - С. 106.
СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА РЕГИОНАЛЬНОГО МОЛОЧНОГО ПОДКОМПЛЕКСА Н.П. Касторнов, к.э.н., доц. Мичуринского государственного аграрного университета
Период становления аграрной реформы в Российской Федерации ведет отсчет с 1991 года. Целью ее проведения являлось обеспечение устойчивого роста сельского хозяйства, повышение экономической эффективности производства продукции в различных организационно-правовых формах хозяйствования, в том числе и вновь образованных.
В то же время, непродуманность и поспешность ее проведения методами «шоковой» терапии обернулись для аграрного сектора экономики беспрецедентным спадом производства. Особенно это отразилось на крупнотоварных специализированных предприятиях, которые под видом реформирования подвергались административному расчленению и необоснованному дроблению с ориентацией только на повсеместное развитие мелкотоварного фермерского сектора, требующего огромных инвестиций. В результате эти предприятия потеряли сложившуюся за многие годы специализацию, что привело к значительному свертыванию производства сельскохозяйственной продукции, которое продолжается и в настоящее время.
Тамбовская область входит в ЦентральноЧерноземный экономический район - один из ведущих регионов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и поставкам продовольствия в промышленные центры России. На протяжении десятилетий одним из основных направлений в развитии народнохозяйственного комплекса области являлось сельскохозяйственное производство. Сегодня в продовольственном комплексе области можно выделить четыре ведущих подкомплекса: зернопродуктовый, свеклосахарный, мясной и молочный. На их долю приходится более 90% производства всей продукции продовольственного комплекса, в том числе на молочный подкомплекс приходится от 5 до 12%. Он имеет важное значение для развития АПК области и для обеспечения населения молоком и молочными продуктами. В обеспечении потребности населения области в цельном молоке, а перерабатывающей промышленности в сырье принимают участие, как сельскохозяйственные предприятия, так и личные подсобные хозяйства населения, а также крестьянские (фермерские) хозяйства (табл. 1).
Таблица 1 - Объем и структура производства молока по категориям хозяйств Тамбовской области
Хозяйства 1990 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
СХО - тыс. т 610,1 106,5 112,5 100,2 90,5 74,0 69,4 57,1
- в % к итогу 76,1 35,1 36,3 33,0 30,4 26,3 24,7 20,3
Хозяйства населения - тыс. т 191,9 193,7 193,9 196,9 203,9 201,9 205,2 215,1
- в % к итогу 23,9 63,8 62,5 65,3 68,1 71,9 73,0 76,6
К(Ф)Х - тыс. т 3,3 3,6 4,2 4,6 5,0 6,4 8,8
- в % к итогу - 1,1 1,2 1,7 1,5 1,8 2,3 3,1
Итого по хозяйствам всех категорий: - тыс. т 802,0 303,5 310,0 301,3 298,0 280,0 281,0 281,0
- % 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Как видно из данных таблицы на долю сельскохозяйственных предприятий приходится 20,3% производимого в области молока, хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств, соответственно, 76,6 и 3,1%. В личных подсобных хозяйствах населения молока производится в 3,8 раза больше, чем в сельскохозяйственных предприятиях. Следует отметить, что со снижением производства молока в целом по области, в личных подсобных хозяйствах оно из года в год растет. Возрастает также и удельный вес их в общем количестве произведенного молока.
Самый главный и, видимо, самый неожиданный результат аграрной реформы в России - это превращение личных хозяйств населения в основной сектор сельского хозяйства. Если до начала реформ основное производство молока было сосредоточено в общественном секторе и составляло 76%, то к 2007 г. положение дел кардинально изме-
нилось. Население области с 1990 г. увеличило производство молока на 12,1%, тогда как сельскохозяйственные предприятия сократили на 90,6%.
В связи с тем, что молочное скотоводство является наиболее сложной отраслью сельскохозяйственного производства и требует системного подхода в Тамбовской области очень мало крестьянских (фермерских) хозяйств занимаются этой отраслью. Поголовье крупного рогатого скота составило в них на конец 2007 г. всего лишь 6,1 тыс. голов, в том чи сл е д о й н ого стада ко ров 2 , 2 тыс. гол о в , или 3,6% к общему количеству по области (табл. 2).
Сдерживающими факторами развития фермерских хозяйств являются необходимость обеспечения высокого уровня агротехнической работы и создания прочной кормовой базы в целях полноценного кормления скота. Кроме того, развитие фермерских хозяйств сдерживается также и тем,