Научная статья на тему 'Роль логистики в развитии процессов импортозамещения государственных закупок'

Роль логистики в развитии процессов импортозамещения государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
338
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК / THE SYSTEM OF GOVERNMENT PROCUREMENT / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левчегов Н. И.

В статье представлены перспективные с точки зрения логистики направления развития национальной экономики в условиях импортозамещения; охарактеризованы преимущества и угрозы инициации процессов импортозамещения в рамках функционирования системы государственных закупок; выявлены стратегические сферы логистического развития системы государственных закупок; предложены и номинально обоснованы альтернативные направления корректировки сырьевой направленности экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article presents the promising from the point of view of logistics development trends of the national economy in terms of import substitution; described the benefits and threats of the initiation process of import substitution in the framework of the public procurement system functioning; identified strategic areas of the logistics of the public procurement system; proposed and proved nominally alternative directions corrections of raw materials export orientation.

Текст научной работы на тему «Роль логистики в развитии процессов импортозамещения государственных закупок»

Н. И. Левчегов

РОЛЬ ЛОГИСТИКИ В РАЗВИТИИ ПРОЦЕССОВ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Аннотация

В статье представлены перспективные с точки зрения логистики направления развития национальной экономики в условиях импортозамещения; охарактеризованы преимущества и угрозы инициации процессов импортозамещения в рамках функционирования системы государственных закупок; выявлены стратегические сферы логистического развития системы государственных закупок; предложены и номинально обоснованы альтернативные направления корректировки сырьевой направленности экспорта.

Ключевые слова

Логистика, система государственных закупок, экспорт, импорт.

N. I. Levchegov

ROLE OF LOGISTICS IN THE DEVELOPMENT OF IMPORT SUBSTITUTION

OF GOVERNMENT PURCHASES

Аnnotation

Article presents the promising from the point of view of logistics development trends of the national economy in terms of import substitution; described the benefits and threats of the initiation process of import substitution in the framework of the public procurement system functioning; identified strategic areas of the logistics of the public procurement system; proposed and proved nominally alternative directions corrections of raw materials export orientation.

Keywords

Logistics, the system of government procurement, export, import.

Наиболее значимым инструментом государственной логистики на современном этапе развития системы обеспечения стратегических отраслей хозяйства выступает активизация доступа малого и среднего бизнеса к национальным производствам, снабжающим базовые отрасли экономики. Российская экономика нуждается в разумном конкурентоспособном импортоза-мещении, и в первую очередь это касается государственного заказа. Мин-промторг России и Правительство РФ проводят целый комплекс эффективных мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства. При этом логистика госзакупок должна быть ориентирована именно на обеспечение стратегических отраслей народного хо-

зяйства, в расчете на долгосрочную перспективу. Прерогативой вспомогательных хозяйственных комплексов должен стать выпуск востребованных категорий комплектующих и запасных частей, лекарственных препаратов и медицинской техники, включая расходные материалы и сервисное обслуживание.

В течение последних десятилетий наша страна закрепила за собой статус сырьевой мировой державы, однако последние несколько лет Правительство Российской Федерации предпринимает комплекс стратегических действий в пользу отказа от такого рода зависимости. Не следует упускать из виду, что основные статьи бюджетного обеспечения финансировались именно за счет сырьевого экспорта. В условиях санк-

ций и торгово-экономических ограничений, в рамках развития государственной логистики и ключевых отраслей необходимо представить возможности возведения и запуска в эксплуатацию обрабатывающих производств, которые позволят увеличить энергоэффективность российской промышленности.

Необходимо проанализировать потребности базовых отраслей, учитывая систему товародвижения, то есть непосредственно комплекс логистических активностей, позволяющих потокам комплектующих материалов эффективно передвигаться, с целью воссоздания производственных циклов. На данном этапе это основная задача, выполнение которой позволит инициировать процессы самообеспечения. Следует отметить, что за последний год в нашей стране была существенно усовершенствована в пользу национальных производителей законодательно-правовая база именно в области организации и проведения государственных закупок. В этом отношении система преференций, созданных для национального производителя, является стартовой платформой формирования инновационной экономики, построенной на использовании передовых достижений технического прогресса, фундаменте научных знаний, способных обеспечить положительный результат, доминантную конкурентоспособность на долгосрочную перспективу.

Критически важными для успешного решения задачи импортозамещения является реализация механизмов государственной поддержки через снижение издержек производителей на оплату тарифов субъектов естественных монополий, а также субсидирование затрат исполнителей госзаказа на оплату банковских гарантий в случае успешного исполнения контракта. Отечественные производители и поставщики, особенно малый и средний бизнес, постоянно сталкиваются с проблемой, когда крупные госкомпании размещают заказы через собственные корпоративные, а не че-

рез независимые электронные площадки. В итоге вокруг каждой такой кэптивной площадки формируется тесный круг поставщиков, хорошо знакомых с местными правилами и процедурами. Это, в свою очередь, создает риски завышения цен, ограничивает возможность выбора для заказчика. Необходимо либо разработать и ввести единый набор правил функционирования корпоративных электронных площадок, либо обязать госкомпании размещать заказы на товары через независимые электронные площадки. Это обеспечит крупным госкомпаниям доступ к заведомо более широкому кругу потенциальных поставщиков, а отечественные производители будут получать информацию о реальном спросе, что сориентирует их на производство импортозамещающей продукции [2].

Россия ежегодно выручала от экспорта нефти и нефтепродуктов около 280 млрд долл. При снижении цены вдвое выручка составит 140 млрд долл. При существующем валютном курсе рубля потери от двукратного снижения мировых цен на нефть приблизятся к 9 трлн руб. Это примерно соответствует золотовалютным резервам страны от продажи сырья в предшествующие годы. Полученная оценка потерь предельно завышена. По оценкам Минэкономики, обвал на рынке нефти обойдется федеральному бюджету в 2,35 трлн рублей. В декабре 2014 г. неожиданно высокий рост — 3,9 % — промышленного производства России был обусловлен главным образом высокими показателями оборонных отраслей: авиапрома, судпрома и др. Рост гособоронзаказа и его стабильное финансирование явились драйвером российской экономики [3, с. 2]. Росту производства способствовал также ажиотажный спрос на товары народного потребления, вызванный ослаблением рубля и оплаченный из традиционных дополнительных выплат конца года, а частично — из рублевых сбережений прошлых лет [5].

Таким образом, основы теоретико-прикладного, инструментарного обес-

печения развития логистики государственных закупок обеспечивающих отраслей хозяйственного комплекса основываются на потребностях базовых отраслей в отношении сырья, материалов, комплектующих, запасных частей и системы социально-экономического потребления в готовой продукции, товарах, способных удовлетворить нужды в первую очередь по качественным и ценовым характеристикам.

Следует критически оценить возможности развития производственных фондов, учитывая, как отмечалось, качественные характеристики ресурсов, необходимых для реализации проектов инновационного развития, требования энегоемкости и сокращения воспроизводственных циклов в отраслях промышленности. Исключая импортозави-симость базовых отраслей, необходимо учитывать и тот факт, что в экономике в целом происходит коррекция стоимостей под влиянием волатильности рубля, изменения цены нефти на мировой арене. При этом все факты говорят о том, что введение санкций может оказаться для России судьбоносным этапом, инициированным по сути извне, но существует ряд негативных последствий такого развития событий.

В случае, когда падает стоимость нефти на мировой биржевой арене, это влечет снижение стоимости экспортируемого нашей страной газа, а в дальнейшем увеличиваются цены потребительского внутреннего рынка. В столь сложный временный период Правительство и Президент Российской Федерации предпринимают максимально эффективные меры по сдерживанию стоимостного диапазона потребительской корзины, полноценно обеспечивая социально-экономические обязательства. Следует учитывать тот факт, что за счет экспорта, имеющего явно сырьевую направленность, наша страна закупает машины и оборудование, медицинскую аппаратуру, продовольствие. При этом следует отметить, что в процессе диверсификации

экспортных возможностей возникли новые направления торгово-экономического сотрудничества, способные инициировать развитие импортозамещения в комплексе обрабатывающих отраслей национального хозяйства.

За временной период, прошедший после введения торгово-экономических ограничений и санкций, обоюдных на данном этапе, наша страна не показала значительного экономического роста, но при этом и существенного спада отметить не представляется возможным. Как показывает практика, инвестиционная активность иностранных компаний, сменившихся национальными организациями, также не несет определенных экономических угроз, но при этом даже нулевой рост сочетается с падением внутренней валюты, что отражается непосредственно на благосостоянии населения.

Задача построения мощной внутренней экономики и постепенного перехода на модель внутренне ориентированного роста и стимулирования конечного спроса также решалась в отрыве от проблемы модернизации инфраструктуры товарного рынка, строительства дорог и прочих проектов. В современный момент накопление основного капитала не может происходить в отрыве от решения важнейшей задачи доступа к денежной ликвидности. С нашей точки зрения, существующая конфигурация системы денежного предложения в России неадекватна тем задачам, которые стоят перед индустриальным сектором экономики. Денежное сжатие вызывает хронический дефицит ликвидности в банковском секторе. Институционально закрепленная ЦБ РФ ситуация денежного дефицита фактически вызвана неоправданно жесткой денежной политикой. В экономике должен быть сформирован новый контур воспроизводства ее конкурентоспособности, правильное идейное оформление которого должно позволить преодолеть ложное противопоставление процесса постиндустриального и индустриального развития, в прикладном смысле аккумулирующего

в себе массу «опасных» диалектических противоречий [1].

В сегодняшних условиях все стратегии экономического поведения пересекаются в точке импортозамещения. Решение об отказе от импорта каждый участник рынка принимает самостоятельно. Исключение представляют государственные компании, финансирующие оплату импорта из бюджетных средств. Отказ от импорта освобождает часть внутреннего рынка от внешней конкуренции. Российская экономика располагает для развития импортозамещения необходимыми производственными ресурсами: некоторыми резервными производственными мощностями, топливом и энергией, металлами и их синтетическими заменителями, недоиспользованными сельскохозяйственными угодьями земель в различных климатических зонах, пресной водой, химическими удобрениями, углеводородным сырьем для нефтехимии, трудовыми ресурсами с достаточно высоким образовательным уровнем, обширным научным потенциалом и т. д. Наиболее узкое место — инвестиции, поскольку ограниченные возможности внутреннего инвестирования сдерживают высокие проценты кредитных ставок и низкие темпы роста. Поэтому главная государственная поддержка импортозамещения должна распространяться на ограниченный круг компаний, видов производств, продуктов, т. е. на сферы, где возможности для достижения результатов наиболее реальны. Объектом господдержки может также выступать конкретный проект импортозамещения. Ограниченность ресурсов для финансирования импортозамещения отечественными производителями и его господдержки требует обоснованного отбора точек им-портозамещения и концентрации средств на реализации отобранных проектов им-портозамещения. В качестве форм господдержки отобранных проектов могут выступать дешевые кредиты, госгарантии и другие преференции, специфические для каждого отобранного проекта [2]. Однако следует отметить, что даже значи-

тельные государственные меры, имеющие комплексный характер и эффективные по сути, не могут дать единовременный результат, а он необходим российской экономике как можно скорее. Новая модель, рассчитанная на отход от сырьевого баланса экспорта, не может быть реализована в настоящий момент, это возможно лишь в рамках десятилетий. Поэтому сложно представить иной более сложный фактор для национального хозяйства, чем временные характеристики развития инновационных процессов в экономике.

Касательно показателей технологического профиля следует отметить, что российские энергокомпании на определенном этапе значительно отставали от своих аналогов в развитых странах, с трудом адаптируясь к условиям внешней среды. Внутри комплекса, как в любой экономической, или, если представить объективно, логистической системе, не существовало стимулов к росту уровня внутренней эффективности. Огромный пласт нерешенных проблем мешал рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии и мощности, не решал вопросов современного энергосбережения. К тому же в отрасли отмечалась высокая аварийность из-за значительной изношенности фондов, а также снижения контроля за соблюдением правил безопасности, появилась высокая вероятность возникновения достаточно крупных аварий [4].

Развитие отраслей и комплексов экономики страны подвержено влиянию времени в отношении инвестиций, технико-технологического обеспечения, информационных систем и в том числе взаимосвязи необходимости импортозамещения и инициации национального производства как одного из долговременных стратегических ориентиров; они давно были внесены в дорожные карты развития отраслей страны, но необходимость в их реализации возросла стремительно с усложнением внешних и по цепной реакции внутренних условий рынка. Поэтому в данный

момент фактор времени имеет определяющее значение. Потребность в технологиях, производственных мощностях, дополнительных финансово-банковских услугах, кредитовании и других формах государственного участия обострилась повсеместно и практически единовременно.

Учитывая инвестиционные возможности, следует отметить, что располагая определенными средствами инициировать нивелирование отставания обрабатывающих производств достаточно просто, при необходимости импортной ориентации в процессе развития отраслей. В результате, продукция национального производства должна быть конкурентоспособной по стоимостным и качественным характеристикам, для того, чтобы полноценно вытеснить импорт. Но на мировой арене в данный момент присутствуют активные представители Азиатско-Тихоокеанского региона и стран Латинской Америки, представляющие такую продукцию в широком ассортименте, предполагающие высокую конкурентную позицию, они составляют в определенных товарных группах доминантную позицию относительно ценового диапазона. Обладая более дешевой рабочей силой и при этом относительно развитыми производственными фондами, эти государства могут эффективно поддерживать конкурентные позиции. Следовательно, упор в развитии теоретико-прикладного инструментария импортоза-мещения должен быть сделан на повышение качественных характеристик продукции за счет массового производства, причем накопленное отставание фондов относительно технико-технологического обеспечения последнего может действенно лимитировать развитие логистически выверенного комплекса. Следует отметить, что данный вид импортозависимо-сти достаточно сложен для управленческих решений, так как сочетает в себе основные характеристики единовременных внушительных затрат и базовые характеристики достаточно продолжительных временных параметров.

Библиографический список

1. Альбеков, А. У., Ротэрмель, А. А. Факторы развития производственной инфраструктуры макрологистической системы товароснабжения внутреннего рынка России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2013. — № 4 (44). — С. 11-17.

2. Импортозамещение в отраслях экономики России [Электронный ресурс]. — Режим доступа : ecfor.rmpdf. php?id=2015/5/05.

3. Как обеспечить импортозаме-щение? [Электронный ресурс]. — Режим доступа : logistics.rrnsupply/news/ kak.. .importozameshchenie.

4. Пархоменко, Т. В., Полуботко, А. А. Интеллектуальная информационно-аналитическая система логистического форсайтинга энергорынка региона / под ред. А. У. Альбекова. — Ростов н/Д, 2014.

5. КоммерсантЪ. — 27.01.2015 ; 02.02.2015.

Bibliographic list

1. Albekov, A. U., Rotermel', А. А. Factors of production infrastructure macrologistical internal Russian market trade // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2013. — № 4 (44). — P. 11 -17.

2. Import substitution industries in Russia [Electronic resource]. — URL : ecfor.ru> pdf.php id = 2015/5/05.

3. How to ensure import substitution? [Electronic resource]. — URL : logistics.ru>supply/news/kak... importozameshchenie.

4. Parkhomenko, T. V., Polubotko, A. A. Intelligent information-analytical system of logistics of forsayting energy market in the region / ed. by A. U. Albekov. — Rostov-on-Don, 2014.

5. Kommersant. — 27.01.2015 ; 02.02.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.