Научная статья на тему 'Импортозамещение и реструктуризация систем поставок'

Импортозамещение и реструктуризация систем поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СИСТЕМЫ ПОСТАВОК НА РЫНКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / IMPORT SUBSTITUTION / LOGISTICS INFRASTRUCTURE / SUPPLY CHAIN TO MARKET AGRICULTURAL PRODUCTS IN IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасенко И.Д., Борисова В.В.

В настоящее время в российской экономике реализуется программа импортозамещения. Решение задач импортозамещения предполагает перестройку логистической инфраструктуры. В статье рассмотрены проблемы реструктуризации систем поставок в сельском хозяйстве страны в условиях импортоземещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Афанасенко И.Д., Борисова В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the moment russian economy realized program of import substitution. Import substitution tasks involves restructuring the logistics infrastructure. In the article the problems of restructuring of supply chains in the agriculture of the country in the context of import substitution.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение и реструктуризация систем поставок»

И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМ ПОСТАВОК

Аннотация

В настоящее время в российской экономике реализуется программа импортоза-мещения. Решение задач импортозамещения предполагает перестройку логистической инфраструктуры. В статье рассмотрены проблемы реструктуризации систем поставок в сельском хозяйстве страны в условиях импортоземещения.

Ключевые слова

Импортозамещение, логистическая инфраструктура, системы поставок на рынке сельскохозяйственной продукции в условиях импортозамещения.

I. D. Afanasenko, V. V. Borisova IMPORT SUBSTITUTION AND RESTRUCTURING OF DELIVERY SYSTEM

Annotation

At the moment russian economy realized program of import substitution. Import substitution tasks involves restructuring the logistics infrastructure. In the article the problems of restructuring of supply chains in the agriculture of the country in the context of import substitution.

Keywords

Import substitution, logistics infrastructure, supply chain to market agricultural products in import substitution.

Замену импортных товаров или отказ от импорта некоторых групп товаров традиционно связывают с понятием «импортозамещение». К такому решению страна может подойти по внутренним или внешним причинам. В 2014 г. Россия взяла курс на импортозамещение, и к этому её побудили экономические санкции со стороны США и Евросоюза. Формальным поводом санкций стали воссоединение Крыма с Россией и гражданская война на Донбассе, а действительная причина — стремление экономически ослабить Россию, её политическое влияние в изменяющемся мире.

Президент Российской Федерации В. В. Путин на международном экономическом форуме, который состоялся в мае 2014 г. в Санкт-Петербурге, назвал им-

портозамещение ключевым направлением новой стратегической политики страны.

С точки зрения стратегического планирования, импортозамещение — это новая стратегия приложения сил. В условиях современного международного разделения труда осуществить полное замещение импорта собственным производством невозможно. Поэтому предстоит выбрать основные направления импортозамещения.

Возможны три способа решения задачи импортозамещения.

Первый способ — ориентация на собственное производство, для чего необходимо срочно создать соответствующее материальное и финансовое обеспечение развития нужных отраслей ре-

2015 № 2 (50) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

альной экономики, выработать правовые основы, принять кадровые решения и т. п.

Второй способ — найти новых поставщиков, переориентироваться на рынки Тихоокеанского региона, Латинской Америки и других регионов.

Третий способ — комбинированный вариант.

Первое направление выводит на решение долговременной стратегической задачи. Сдерживающим фактором здесь является высокий уровень импортной зависимости, который возник вследствие неумелых реформ отечественного хозяйства в 1990-е гг. Это привело к тому, что доля импорта по целому ряду групп машин и оборудования превысила пороговый уровень — 80 %.

Второе направление кажется менее сложным, но оно не способствует достижению главной цели укрепления мощи России как мировой державы — устранить перекосы в развитии финансового и реального секторов экономики и создать новое индустриальное промышленное ядро.

На азиатских рынках трудно найти высокие технологии. Предстоит, прежде всего, заново воссоздать отрасли станкостроения, а здесь уровень импорта превышает 90 %. Без новых станков отечественная промышленность возродиться не может.

Перед разными отраслями стоят задачи разной сложности. Например, ОАО «КАМАЗ» выходит со своей продукцией и на внутренний, и на мировой рынок. У него 832 поставщика, из них российских 62 %. Автозавод производит импортные закупки на сумму 8,5 млрд рублей. На КАМАЗе разработана своя программа импортозамещения. Автозавод хотел бы, чтобы по 412 важным импортным позициям производство осуществлялось в России. «И никаких посредников — только прямые контакты» [1].

Сложилось так, что современная российская логистика приспособлена к обслуживанию импортных потоков. По

какому бы пути не пошёл процесс им-портозамещения, логистическим службам придётся осваивать обслуживание отечественной реальной экономики, внутренних материальных потоков. А для этого потребуется заново создавать качественно иную логистическую инфраструктуру.

Для большей наглядности рассмотрим процесс импортозамещения и реструктуризацию систем поставок на примере аграрного сектора экономики.

Аграрный сектор был и остаётся одной из важнейших сфер реальной экономики. Его роль в системе хозяйства предопределена следующим: сельское хозяйство — основной источник жизненных средств населения (продуктов питания); одновременно является базисом для существования всех других видов деятельности. Рыночное переустройство аграрного сектора страны в результате неумелого реформирования не привело к росту сельскохозяйственного производства и фактически разорвало единую систему внутренних хозяйственных связей. Рынки восточных регионов страны оказались оторваны от рынков её европейской части. Недостаток продуктов питания пришлось восполнять за счёт ввоза их из-за рубежа. Сложилась ситуация, когда более трети продовольствия, потребляемого в стране, обеспечивают импортные поставки. А в крупных мегаполисах страны доля импорта продуктов питания превышает 70 % объемов их потребления. В 2013 г. Россия импортировала продовольствия на сумму 43 млрд долл. К середине 2014 г. возникла реальная угроза продовольственной безопасности страны. Очевидной стала необходимость государственной поддержки сельскохозяйственного производства. Принятие государственной программы развития сельского хозяйства страны до 2020 г. включает целый ряд мер, предусматривающих нивелирование сложившейся зависимости отечественного продовольственного рынка от импортных поставок.

В связи с санкциями и ответными действиями России в эту программу внесены дополнения. Правительством разработан план мероприятий — «дорожная карта» по содействию импорто-замещению, конкретизирующий комплекс задач, включая разработку нормативно-правовой документации, совершенствование таможенно-тарифного регулирования импортных операций по основным видам сельскохозяйственной продукции; создание автоматизированной информационной системы продовольственной безопасности страны; методики расчёта показателей оценки состояния продовольственной безопасности; уточнение рациональных норм потребления пищевой продукции и др.

Решение новых задач требует адекватной логистической поддержки отечественного агропромышленного сектора. Ключевым становится вопрос, не как реорганизовать логистическую деятельность на отдельном предприятии, а как осуществлять руководство целостным логистическим процессом обслуживания внутренних товаропотоков.

Развитие логистики зависит от того, по какому направлению пойдёт процесс импортозамещения. Российская логистика получит новый и постоянный источник совершенствования только в том случае, если действительно заработает отечественная реальная экономика.

Если импортозамещение пойдёт по линии создания соответствующего материального и финансового обеспечения развития реальной экономики с акцентом на собственное производство сельскохозяйственной продукции, потребуются кардинальные преобразования в транспортировке, хранении, переработке и доставке потребителям сельхозпродукции.

Высокий уровень импортной зависимости (напомним, по отдельным видам продуктов питания он составляет от 40 до 85 %) может сделать приоритетным импортозамещение с ориентацией

на освоение рынков Тихоокеанского региона, Латинской Америки и др. В этом случае логистическая деятельность должна будет перестроиться на азиатские стандарты. Такого рода «импорто-замещение» обходит реальную экономику стороной. Оно может привести к тому, что Россия превратится и в сырьевой придаток Востока. Российская экономика уже сейчас всё отчётливее входит в сферу влияния Китая.

Санкции Евросоюза и США поставили российский аграрный сектор перед необходимостью качественных преобразований в собственном сельскохозяйственном производстве и развитии интеграционных процессов в многоотраслевом аграрно-промышленном комплексе страны. Задачи импортозамещения касаются не только сельского хозяйства, но и производства сельхозмашин, оборудования, логистической инфраструктуры. Из-за неудовлетворённого состояния инфраструктуры российский аграрный сектор теряет до 15 % урожая, что проявляется в повышении себестоимости сельскохозяйственной продукции и снижении её конкурентоспособности.

На российском рынке фруктов политика импортозамещения реализуется на основе выращивания интенсивных фруктовых садов. По данным СевероКавказского зонального НИИ садоводства и виноградарства министерства сельского хозяйства Краснодарского края только в Адыгее за последние пять лет таких садов посажено около 800 гектаров. На долю производителей краснодарского края приходится 40 % производства всех фруктов в России. Ежегодно здесь выращивают до 350 тыс. тонн фруктов. Эксперты отмечают, что потенциал российского рынка фруктов достаточно высок, поскольку потребность населения страны во фруктах удовлетворена лишь на 70 %. Только из Польши в Россию поставлялось более 1 млн т яблок. Западноевропейские производители выстраивают каналы

сбыта своей продукции через Белоруссию и Казахстан и по-прежнему (несмотря на санкции) доминируют на российском рынке. Их продукция более конкурентоспособна по сравнению с российской продукцией, поскольку поддерживается колоссальными субсидиями со стороны государств и Евросоюза. Например, в Польше субсидии на капитальные вложения сельхозпроизводителей достигают 100 %, а на текущие расходы — до 75 % [2].

Со всей остротой обнаружилась проблема поддержки собственного производителя и через ценообразование. Это касается и тех отраслей, которые не затрагивает необходимость импортозаме-щения. Например, по производству яиц Россия давно перешагнула рубеж самообеспечения. В 1990-е гг. страна ввозила по 12-15 млрд шт. яиц в год. А в 2014 г. сама произвела 41 млрд яиц, почти по 300 штук на каждого жителя страны. Начался массовый экспорт яиц. В 2014 г. он увеличился на 75 %. Крупнейшими покупателями российской продукции стали Иран и Марокко. Оказалось, что яйцо — один из самых наценочных из продовольственных товаров. Возник конфликт между торговыми сетями и производителями яиц. Торговые наценки на яйцо составляют от 80 до 120 %. Подобное происходит с торговыми наценками и на другие отечественные продукты, производство которых следует увеличить, поскольку они не покрывают внутренние потребности. Так, на молоко торговая наценка доходит до 120 %, на мясо — 80-100 %. И в первом, и во втором случае производители продукции едва сводят «концы с концами». Дело дошло до того, что Союз птицеводов России предложил законодательно ограничить торговую наценку 10 % [3].

Итак, практика свидетельствует, что на пути импортозамещения стоят препоны, которые определяются характером взаимоотношений партнёров внутри логистических систем.

Российский опыт показывает, что нужен и особый методологический подход при выборе форм организации това-ропотоков: оказывается, они могут быть эффективными лишь в равновесных условиях функционирования логистической системы. Формы организованности экономических потоков, успешно зарекомендовавшие себя за рубежом, в их природной, собственной культурной среде, не всегда подходят условиям российского хозяйства. Необходима переориентация российских логистических операторов на взаимодействие с внутренними отечественными поставщиками. Логистические структуры способны стать интеграционными «скрепами» хозяйственных связей, в том числе и в АПК.

На практике экономическая логистика — единая товаропроводящая система, в которой организуется опыт координации экономических потоков в реальных условиях российского хозяйства. Задача экономической логистики определяется вполне конкретно: необходимо создать новую систему преодоления пространственного разделения, способную экономически объединить все регионы России в единый общенациональный рынок [4]. Только в таком состоянии он будет способен конкурировать с транснациональными корпорациями.

Возникает вопрос об исполнителе такой объединяющей функции в новой российской системе поставок. Решение данного вопроса взяли на себя логистические центры. По сути, на них возложена роль экономической связи отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке продукции и доведении её до конечного потребителя.

Ныне появились стимулы и сформировались благоприятные условия для создания новых и повышения эффективности работы существующих логистических центров. Например, в 2014 г. в Санкт-Петербурге начато строительство первого пускового комплекса логистического центра, предназначенного для хра-

нения, обработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Компания ООО «Агрополис Северо-Запад» инвестирует в строительство логистического центра 15,2 млрд рублей. Его площадь составит 40 тыс. кв. м; на территории 150 га будет располагаться продовольственный комплекс для оптовой торговли овощами, фруктами, рыбой и другой сельхозпродукцией, с современной логистической платформой, зонами санитарного, ветеринарного и фитоконтроля.

Новый логистический центр обеспечит инфраструктурную поддержку торговли продовольственными товарами российского производства, в первую очередь — Северо-Западного региона. Благодаря компьютеризации бизнес-процессов и упорядочению логистических операций в системе поставок продовольствия в соответствии с установленными правилами и стандартами их выполнения сократятся сроки доставки товаров «с поля на прилавок» до 36 часов.

Современные логистические технологии нацелены на сокращение издержек хранения, ускорение товарооборота и рационализацию структуры себестоимости. Это создаёт условия для поддержания конкурентных цен, доступных для конечного потребителя. При таком подходе осуществляется не просто координация транспортировки и управления запасами, а происходит интеграция функций товародвижения. Интегрирование ключевых бизнес-процессов в системе поставок охватывает всех посредников и поставщиков товаров, услуг, информации, добавляющих ценность для потребителей.

Востребованность в интеграции заложена в сущности самой логистики и её предметно-объектной области, которая выражается в принципе системного подхода к решению проблем организации движения экономических потоков [4, с. 375]. Состояние связности различных частей проявляется в интеграции функций формирования логистических

хозяйственных связей с функциями определения потребностей в перевозках и использовании складов [5, с. 45].

Для достижения целостной организационной интеграции транспортировки, хранения, сортировки, упаковки и отправки в торговые сети сельхозпродукции в Краснодарском крае возобновляется работа заготовительных контор. Создаются новые оптово-

распределительные центры, обеспечивающие полную интеграцию логистических операций [2]. Решение интеграционных задач в системе поставок находит отражение в разработке и применении современного программного обеспечения, необходимого для осуществления процесса автоматизированного управления всеми этапами товародвижения.

В каждом звене системы поставок неизбежны потери времени, материальных и денежных ресурсов. Поэтому если логистические операции, необходимые для своевременной поставки товаров, рассматривать как единый интегрированный бизнес-процесс и соответствующим образом координировать их выполнение, то можно достичь существенного снижения издержек товародвижения и повысить доходность сбыта готовой продукции.

Преимущества процесса интегрирования логистических операций связаны и с возникшей дополнительной возможностью ускорения товародвижения во всей системе поставок, сокращением материальных запасов в звеньях системы и оптимизации затрат на хранение материальных ресурсов. При этом повышается уровень удовлетворения потребностей клиентов за счёт онлайновой (в режиме реального времени) системы размещения заказов и обеспечения гибкости функций, связанных с сокращением времени логистического цикла [5, с. 72]. В конечном счёте, это будет способствовать поддержке предприятий реального сектора экономики, увеличению доли российских товаров на рынке и укреплению их конкурентных позиций.

Библиографический список

1. «КАМАЗ» и «Северсталь» договорились о совместной программе по импортозамещению [Электронный ре-сурс]. — Режим доступа : 1Шр//кат az.ru ргезз/геНазев.

2. Битва за яблоко // Экономика Юга России. — 19.05.2015. — № 105 (6676). — С. 27.

3. Гурдин, К. Высоко поставленное яйцо // Аргументы недели. — 16.04.2015.

4. Афанасенко, И. Д., Борисова, В. В. Экономическая логистика : учебник. — СПб. : Питер, 2013. — С. 375.

5. Борисова, В. В. Формирование института логистических операторов : учеб. пособие. — СПб. : изд-во СПбГ-ЭУ, 2013. — С. 45.

Bibliographie list

1. «KAMAZ» and Severstal have agreed on a joint programme on import replacement [Electronic resource], — URL : http//kamaz. ru press/reliases.

2. The battle for Apple // Economy of South Russia. The regional annex to the Rossiyskaya Gazeta. — 19.05.2015. — № 105 (6676). — P. 27.

3. Gurdin, K. Highli supplied egg // Arguments of the week. — 16.04.2015.

4. Afanasenko, I. I)., Borisova, V. V. Economic logistics : textbook. — SPb. : Piter, 2013. — P. 375.

5. Borisova, V. V. Formation of logistic operators : textbook. — Spb. : SPbSEU, 2013. — P. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.