Научная статья на тему 'Роль литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста'

Роль литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2515
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА. ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ. МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарапова Маргарита Витальевна

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша. Дети дошкольного возраста, под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны приобрести добрые чувства, оценки и нормы нравственного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль литературы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

3. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 237 с.

4. Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании. // Народное образование. -2007. - № 5. - С. 175-181.

5. Чернышева С.В. Модель полового воспитания девочек-подростков в процессе изучения биологии. // Вестник университета. Серия: Социология и управление персоналом. Теоретический и научно-методический журнал. Государственный университет управления. - 2007. - № 7 (33) - С. 213-217.

6. Чернышева С.В. Социально-педагогические проблемы полового воспитания общеобразовательной школы. // Вестник университета. — Серия: Социология и управление персоналом: теоретический и научнометодический журнал. - Государственный университет управления. - 2008. - № 8 (46) - С. 133-135.

© С.В. Чернышева, 2015

УДК 373.2

Шарапова Маргарита Витальевна

Воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ ЦРР детский сад №55,

г. Армавир, РФ E-mail: [email protected]

РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша.

Дети дошкольного возраста, под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны приобрести добрые чувства, оценки и нормы нравственного поведения.

Ключевые слова

Художественная литература. Нравственные чувства. Духовное развитие. Моральные ценности.

«Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»

В.А. Сухомлинский

В настоящий период времени нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является чрезвычайно актуальным. Сегодня, к сожалению, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому так важно начинать формирование нравственности и духовного развития с детского возраста. Детство, по мнению Сухомлинского В.П. - это каждодневное открытие мира, именно в детстве начинается познание человека и Родины, их красоты и величия... С чего начинается Родина? "С той песни, что пела нам мать?"; или с той сказки, стихотворения, которые послужили началом ассоциаций эмоционального характера?

Его величество «слово» конечно же является основой, фундаментом формирования глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Если в детстве ребёнок испытывал чувство жалости к другому

241

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

человеку, радость от хорошего поступка, гордость за чьё-то мужество, восхищение от соприкосновения с человеческим подвигом, он приобрёл эмоциональный опыт.

2015 год объявлен годом литературы, и в рамках этого, в дошкольных учреждениях проводится комплекс мероприятий, способствующих углублённому изучению детской литературы. Опираясь на собственный опыт работы в ДОУ, используя современные психолого-педагогические методики, провела в течении текущего учебного года ряд занятий, активизирующих познавательный интерес в области литературы и русского языка.

Поскольку отправной точкой в литературе в целом являются недра народного творчества, то серия игр по экскурсу в историю литературы "Спроси у бабушки", "Мудрая прабабушка", "Сказочник-дедушка", вызвала у детей большой интерес, и каждый ребёнок старался поделиться своей "находкой".

В связи с особенностями детского восприятия, иллюстраций в детской книге должно быть не менее 75%, поэтому игра с иллюстрациями "назови сказку" или "дополни иллюстрацию" доставляет детям истинное удовольствие. На конкурс стихов о весне, подготовились почти все дети, некоторые вместе с родителями сочинили свои стихи. Новым этапом изучения поэзии стал праздник "Апрельские смешинки", на котором дети прочли озорные стихи. Большой интерес у детей вызвала выставка-презентация "Чья книжка старше?", когда дети принесли книги своих бабушек и прабабушек. С этой выставки и началась "Книжкина неделя". Поскольку среди книг были и совсем ветхие, произвели их реставрацию. В последующие дни недели знакомились с детскими журналами, готовились к празднику "Книжкины именины", на котором прошёл парад "оживших" литературных героев.

Во всех этих мероприятиях, так или иначе, принимают участие и родители, работа с которыми является важным этапом деятельности воспитателя. Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными. Так, на родительских собраниях использую примеры из литературных источников. Они помогают повысить интерес родителей к детской литературе. Например, короткие поучительные рассказы В. Осеевой, "Денискины рассказы" В. Драгунского, сказки и рассказы В.Г. Сутеева и др., содержат формулировки основных ценностей в жизни, выделяют плохое и хорошее.

В ходе взаимодействий с родителями разрабатываю и внедряю различные методы их активации. Чтобы снять напряжение на родительском собрании при ответе, например, на вопрос "Чем вас ребёнок восхищает и чем огорчает?", приглашаю по желанию помощника Родитель бросает мяч и ,тот, кто его поймал отвечает на вопрос. Также с родителями можно провести игру "Продолжи мысль", представив им несколько вариантов пословиц, поговорок. Например: "Язык длинный, а ....(мысли короткие)", "Язык болтает, а ...(голова отвечает)", "Не верь чужим речам-верь ...(своим очам)" и др.

Книжку самоделку под названием "Домашние животные", "Моя семья" или "Наш дом" предлагается сделать родителям вместе с детьми в рамках творческого конкурса. Рациональное взаимодействие ребёнка, воспитателя и родителей является залогом формирования гармонично и всесторонне развитой личности.

Таким образом, главной ролью детской литературы было и остаётся воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Детская книга помогает понять самого себя, других людей, их проблемы и чувства. Литература - тот остов, фундамент, на котором зиждется всё последующее в жизни.

Список использованной литературы:

1. В комнате за сценой. Литературный альманах. М, 2003

2. Детская литература и воспитание.//Сб.тв; Международной научной конференции.-Тверь; ТвГУ, 2004

3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями -М.; Мозаик-Синтез, 2008

4. Чудинова В.П. Итоги круглого стола "Детская пресса" Государственная политика, реалии, перспективы на выставке "Пресса", 2006

© М.В. Шарапова, 2015

242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.