Научная статья на тему 'Развивающая предметно-пространственная среда ДОО и ее роль в литературном развитии дошкольников'

Развивающая предметно-пространственная среда ДОО и ее роль в литературном развитии дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашинова Н.В.

Материал статьи включает результаты тематической проверки центров детской книги в группе ДОО, по выявлению форм работы воспитателей по приобщению дошкольников к художественной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашинова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО и ее роль в литературном развитии дошкольников»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

Gd-Co разного состава // Физика твердого тела. - 1981. - Т.23. - Вып.3. - С. 720 - 723.

5. Каримов М.Ф. Компьютерная база данных химических элементов согласно периодической системе

Д.И.Менделеева // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 4. - С. 57 - 61.

© Каримов М.Ф., Нуриаслямова А.Б., 2018

373.24

Н.В. Пашинова

Магистрант 3 курса

профиль «Теория, технологии и менеджмент дошкольного образования» ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»

Липецк (Россия) pashinova-n13@mail .ru

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДОО И ЕЕ РОЛЬ В ЛИТЕРАТУРНОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Материал статьи включает результаты тематической проверки центров детской книги в группе ДОО, по выявлению форм работы воспитателей по приобщению дошкольников к художественной литературе.

Ключевые слова:

дети дошкольного возраста, приобщение детей к художественной литературе, развивающая предметно-пространственная среда.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы актуальна по сей день. В дошкольной образовательной организации она решается через организацию совместной образовательной деятельности, проведение режимных моментов, организацию работы с родителями.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старших группах одного из ДОУ г.Липецка показал, что центры книги оборудованы, они грамотно расположены и наполнены художественной литературой в соответствии с возрастом детей, отсутствует соседство с шумными игровыми зонами, дети могут спокойно и удобно располагаться в центре книги и т.п.

В некоторых группах оформлены тематические выставки (в одной группе - посвященные творчеству С.Я. Маршака, в другой - А.С. Пушкина, в третьей - А.Л. Барто). Материал, представленный на тематических выставках, оформлен эстетически. Надо отметить, что в одной из групп в центре книги оформлена тематическая выставка, посвященная Липецкому краю.

Однако, насыщенность книжных уголков не везде хорошая: в двух группах детям предложено недостаточное количество книг, в основном это сказки; в обеих группах работа детей в центре книги организуется бессистемно, отсутствуют альбомы с предметными, сюжетными картинками, не ведется работа по ознакомлению с авторами книг и художниками-иллюстраторами. Вариативность оформления центров книги низкая: не прослеживается тематика недель, жанровое разнообразие, тематические выставки организованы единично. Во всех группах учтена безопасность книжных уголков, но в некоторых группах следует обратить внимание на освещение в центрах, т.к. они находятся достаточно далеко от естественного освещения. Во всех группах центры книги эстетичны, но следует обратить внимание на своевременную починку книг, так как некоторые книги требуют ремонта.

По результатам анализа центров книги ясно, что педагогами отдельных групп уделяется недостаточное внимание содержанию, эстетичности, сменяемости материалов центра книги.

Анализ воспитательно-образовательных планов показал, что воспитатели используют стихи, загадки

-( )-

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12 / 2018.

во время наблюдений на прогулке, стихи для создания эмоционального фона и положительного настроя при организации занятий, режимных моментов. На занятиях ознакомление с художественной литературой организуется регулярно, но недостаточно планируется и организуется работа по приобщению детей к чтению художественной литературы, то есть: чтение, рассматривание, театрализация, знакомство с творчеством писателей и иллюстраторов.

В планах педагогов отражены следующие виды деятельности: чтение произведений детских писателей; работа в центре книги; беседы по прочитанным произведениям; выставки «Сказки»; «Мои любимые стихи»; изготовление книжек-малышек; работа в «Книжкиной больнице»; рассматривание иллюстраций к произведениям; ознакомление со стихотворениями и их разучивание соответственно временам года; беседы о правилах обращения с книгами; различные викторины по литературным произведениям; речевая работа, включающая составление рассказов по пословицам, скороговоркам и т.п.; индивидуальная работа. Однако, воспитателями уделяется мало внимания взаимодействию с родителями в вопросах приобщения детей к художественной литературе, формы работы представлены только консультациями.

От уровня развития профессиональной компетентности воспитателей зависит результат приобщения дошкольников к чтению, развитие их читательской культуры, интереса к книге, дальнейшее формирование навыков анализа художественного произведения, устной и письменной речи, успешная подготовка к школьному обучению. Таким образом, проблема становления профессиональной компетентности воспитателей в методике приобщения детей к чтению является на сегодняшний день одной из самых актуальных, так как один из главных путей воспитания духовной культуры личности ребенка дошкольного возраста - это активное приобщение к чтению, интерес к которому стремительно падает в наши дни в связи с засильем телевидения, Интернета и некачественной литературы.

«Работа по воспитанию детей-читателей требует от педагога особой готовности. Само собою разумеется, что он должен разбираться в видах и жанрах литературы; уметь отбирать высоко художественные произведения для чтения; знать принципы формирования круга детского чтения, читать отдельные произведения и циклы, объединенные од ними и теми же героями, произведения за рубежной литературы и народов мира; разбираться в тематическом многообразии произведений; знать художественные особенности построения произведения и художественные приемы, простейшие понятия из теории литературы» [1].

На современном этапе развития общества в круг чтения детей введено много различных авторов, расширена жанровая система. Все это требует от воспитателя профессиональной грамотности в вопросах детской литературы и организации детского чтения. Заметим, что в современных вузах при уменьшении количества часов на изучение детской литературы и отсутствии методики приобщения детей к чтению будущий воспитатель получает поверхностные знания по указанным вопросам.

Модернизация образования на современном этапе развития общества немыслима без реализации новшеств (инноваций) в образовательной среде, включая осуществление методической работы в детском саду с воспитателями по развитию их профессиональной компетентности в методике приобщения дошкольников к чтению.

Обобщив полученные данные, мы понимаем, что внедрению в методическую работу дошкольного учреждения новшеств по приобщению дошкольников к чтению уделяется мало внимания. Реализация инноваций могла бы способствовать становлению профессиональной компетентности воспитателей, развитию у них интереса к профессиональному саморазвитию, рефлексии, вариативности в выборе форм, методов и технологий в работе с педагогическими кадрами.

Список использованной литературы:

1. Николаенко Ю.Н. Становление профессиональной компетентности воспитателей в процессе приобщения к чтению детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4.

2. Сальникова Т.Г. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2017. - 80 с.

© Пашинова Н.В., 2018

-( " )-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.