Научная статья на тему 'РОЛЬ ЛИДЕРА (ПРЕПОДАВАТЕЛЯ) В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ'

РОЛЬ ЛИДЕРА (ПРЕПОДАВАТЕЛЯ) В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лидерство / организационная культура / учебная группа / лидер / образовательные учреждения / leadership / organizational culture / study group / leader / educational organizations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О А. Провоторова

Ни для кого не будет большим открытием, если мы скажем, что организационная культура в учебных группах является одной из форм управления – сущностью организации. Проблема исследования до сих пор остается актуальной: во-первых, общество стало осознаннее: студенты выбирают университет, будущую профессию, опираясь на свои таланты и способности; преподаватели развиваются в научно-исследовательской деятельности, исходя из своего истинного призвания и лидерского потенциала, во-вторых, в высших учебных заведениях встречаются студенты, сделавшие выбор поступления в университет, исходя из близости к дому, а преподаватели не понимают роль лидера в учебных группах. Цель исследования заключается в выявлении роли лидера-преподавателя в формировании организационной культуры в учебных группах. Предметом исследования является организационная культура учебных организаций и алгоритмы ее формирования лидером в учебных группах. Практическая значимость работы заключается в том, что некоторые ее положения и информационный материал могут использоваться в практике подготовки студентов в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A LEADER (TEACHER) IN THE INFLUENCE ON ORGANIZATIONAL CULTURE IN STUDENTS’ GROUPS

Organizational culture in study groups is one of the forms of management, being the essence of organization. The problem of the research is of much relevance: firstly, society has become more aware (students choose a university, a future profession based on their talents and abilities; teachers develop in research activities based on their true leadership potential); secondly, there are many students who choose a university because of its location, and teachers do not understand the role of a leader in study groups. The task of the study is to identify the influence of the leader (teacher) on organizational culture in students’ groups. The subject of the study is the organizational culture of educational organizations and algorithms for its formation by the leader. The practical significance of the work lies in the fact that some of its provisions and information material are used in practice of training students at the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЛИДЕРА (ПРЕПОДАВАТЕЛЯ) В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ»

УДК 378

Provotorova O.A., teaching assistant, Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: oaprovotorova@fa.ru

THE ROLE OF A LEADER (TEACHER) IN THE INFLUENCE ON ORGANIZATIONAL CULTURE IN STUDENTS' GROUPS. Organizational culture in study groups is one of the forms of management, being the essence of organization. The problem of the research is of much relevance: firstly, society has become more aware (students choose a university, a future profession based on their talents and abilities; teachers develop in research activities based on their true leadership potential); secondly, there are many students who choose a university because of its location, and teachers do not understand the role of a leader in study groups. The task of the study is to identify the influence of the leader (teacher) on organizational culture in students' groups. The subject of the study is the organizational culture of educational organizations and algorithms for its formation by the leader. The practical significance of the work lies in the fact that some of its provisions and information material are used in practice of training students at the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Key words: leadership, organizational culture, study group, leader, educational organizations.

О.А. Проеотороеа, асс., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: oaprovotorova@fa.ru

РОЛЬ ЛИДЕРА (ПРЕПОДАВАТЕЛЯ) В ФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ

Ни для кого не будет большим открытием, если мы скажем, что организационная культура в учебных группах является одной из форм управления -сущностью организации. Проблема исследования до сих пор остается актуальной: во-первых, общество стало осознаннее: студенты выбирают университет, будущую профессию, опираясь на свои таланты и способности; преподаватели развиваются в научно-исследовательской деятельности, исходя из своего истинного призвания и лидерского потенциала, во-вторых, в высших учебных заведениях встречаются студенты, сделавшие выбор поступления в университет, исходя из близости к дому, а преподаватели не понимают роль лидера в учебных группах. Цель исследования заключается в выявлении роли лидера-преподавателя в формировании организационной культуры в учебных группах. Предметом исследования является организационная культура учебных организаций и алгоритмы ее формирования лидером в учебных группах. Практическая значимость работы заключается в том, что некоторые ее положения и информационный материал могут использоваться в практике подготовки студентов в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации.

Ключевые слова: лидерство, организационная культура, учебная группа, лидер, образовательные учреждения.

Начиная заниматься данной темой в 1999 году, мы были первопроходцами как в научной практике (наши положения и информационный материал использовался для подготовки менеджеров в курской региональной бизнес-школе), так и исследователями темы в работе с подростками в детских летних лагерях как в России, так и в США.

Формируя организационную культуру в учебных группах, мы организуем учащихся, поднимаем общий уровень полезного взаимодействия внутри группы, определяем основные правила жизни организации, тем самым делая процесс обучения эффективнее.

Проблема формирования организационной культуры в учебных группах малоизучена, хотя само понятие "организационная культура" сформировалось в 80-е годы, а в России стало предметом исследований в 90-е годы.

Кроме того, понятие "организационная культура" употребляется преимущественно в контексте производственного и коммерческого менеджмента, и нам не удалось найти разнообразие работ, посвященных изучению этой проблемы применительно к учебным организациям.

В данной статье решаются следующие задачи:

1. Теоретический анализ организационной культуры: рассмотрение различных подходов к изучению организационной культуры; выявление основных составляющих организационной культуры.

2. Рассмотреть понятие лидера-преподавателя. Является ли преподаватель лидером в учебных группах?

3. Доказать влияние лидера на формирование управленческой команды и организационной культуры в учебных группах.

Организационная культура (в дальнейшем - ОК) является основной составной частью относительно новой для России парадигмы эффективного управления. ОК большинства российских организаций в настоящее время не соответствует достигнутому технологическому уровню и является тормозом для их развития.

В 80-е годы в мире сформировалось два направления ОК: в первом, рационально-прагматическом подходе организационная культура рассматривается как атрибут организации, благодаря его изменениям можно влиять на организацию (Е. Шейн, Н. Ансофф) [1]. При другом, феноменологическом подходе ОК понимается как сущность организации, а не её атрибут. Трансформация ОК - это длительный процесс, поэтому произвольное изменение ОК невозможно (Д. Сильвер-ман, П. Бергер, М. Луи). В настоящее время ОК стала, по сути, межнациональной парадигмой исследований организаций.

Мы придерживаемся подхода, где ОК - это сущность, а значит - содержит внешнюю и внутреннюю структуру и среду:

- внешняя среда (Название, Лого, Имидж);

- внутренняя среда (Философия, Характеристики, Позиционирование, Стоимость).

1. Философия - ценности, история и принципы.

2. Качество - отличительные характеристики.

3. Позиционирование - место на рынке, в среде, занимаемое учебной группой или коммерческой компанией, где развивается ОК по отношению к конку-

рентам или другим подобным группам, а также набор ценностей потребностей и восприятия.

4. Ценовая политика.

Для того чтобы вывести алгоритм формирования ОК в учебных группах, необходимо провести исследование стадий развития и путей формирования ОК в крупных фирмах и учебных заведениях (авторской школе, бизнес-школе), сравнивая их, мы сможем вывести алгоритм формирования ОК в учебной группе. Это большая исследовательская и практическая работа, которая ведется нами многие годы. Сравнивая данные различных компаний, мы доказали силу и необходимость формирования ОК для достижения определенного успеха, а также пути создания ОК как философию организации.

Общим в этих организациях является целеполагание, социальная забота о сотрудниках, что стимулирует привлечение высококвалифицированных специалистов к взаимодействию в этих организациях. Хочется заметить то, что действительное наличие в организации основных ценностей приносит реальные результаты, которые материализуются в доходы, а также в процветание организации.

Хочется отметить, что внутреннее содержание ОК имеет пункт о книге или буклете (фильме), где детально расписаны принципы и логика функционирования организации, который, на первый взгляд, может показаться не столь важным. Исследуя опыт работы известных американских или западноевропейских фирм, а также российских успешных компаний, мы выявили присутствие буклетов (книги-истории, художественного фильма или музея организации) во всех без исключения фирмах. Во-первых, это косвенная реклама, приносящая свои, присущие рекламе результаты. Во-вторых, заочное знакомство с организацией для тех лиц, кому это необходимо. В-третьих, новый сотрудник, ознакомившись с буклетом, "со своим уставом в чужой монастырь не пойдет" и будет точно знать, что от него требуется и что вправе потребовать он.

Мы придаем в нашем анализе этому пункту особую важность и считаем необходимым внедрять подобные книги (буклеты, фильмы) в организации различных типов. Например, мы рекомендовали бы создать буклет для студентов первого курса любого учебного заведения, в котором содержалась бы следующая информация:

Часть I. Общая.

1. История создания учебного заведения (широко известные научные открытия и ученые).

2. Управленческая структура (схема).

3. Современная жизнь университета (количество факультетов, кафедр; курсов, дополнительных факультетов; внеплановые мероприятия).

4. Схема здания с нумерацией аудиторий.

Часть II. Для факультетов.

1. Определенный свод правил факультета.

2. Дисциплины, изучаемые на данном факультете.

3. Преподаватели факультета и их ученые степени.

4. Цели факультета и совместное сотрудничество со студентами для достижения этих целей.

5. Краткая открытая анкета интересов студентов.

6. Сообщества, лаборатории, проекты, программы и start ups, которые существуют на факультете.

Мы считаем, что создание подобного буклета крайне важно для формирования ОК в учебных группах. Можно возразить, что существуют сайты учебных заведений. Согласимся, но сейчас мы говорим о глубокой информации, написанной в стилистике университета, где красиво и ярко рассказывается об истории жизни и достижениях известных преподавателей, перечислены их заслуги, о такой книге-буклете, которую хранят и перечитывают Это дар! Это "Библия" учебного заведения [2].

Делая вывод, отметим, что изучение истории организации способствует более быстрому вхождению в современную ОК, с другой стороны, знание истории организации позволяет довольно легко выявить ее тип и создать подходящий тип ОК с максимально выгодной кадровой политикой.

Переходя к рассмотрению внешнего содержания ОК, нужно отметить, что оно является имиджем организации или учебной группы. Имидж - это образ кого-либо или чего-либо. Этот образ непременно эмоционально окрашен и мотивирует людей к каким-либо действиям.

Говоря об имидже организации или учебной группы, особое внимание мы уделим личному имиджу руководителя, так как именно личность руководителя влияет на создание, во-первых, команды определенного типа, во-вторых, на особый имидж организации. Каким способом?

Первый - через управленческую деятельность лидера, а второй - через публичные выступления и контакты, взаимодействия, репутацию.

Личный имидж руководителя и его команды распространяется на всю его организацию, формируя имидж организации, который дополняется внешними атрибутами (названием, символом, девизом, знаком, гимном, флагом).

Необходимо отметить, что при формировании ОК в учебных группах атрибуты внешнего имиджа обязательны, так как они являются основными первоначальными показателями ОК. Они отражают основные цели (девиз), уровень интеллектуальной подготовки учащихся (название), основные направления учебной деятельности (гимн), мировоззрения учащихся (символ).

Таким образом, исследуя ОК коммерческих организаций и учебных групп, следует учитывать то, что сущность ОК одинакова, в какую бы организацию её не внедряли, то есть мы можем использовать опыт промышленных фирм при формировании ОК в учебных группах.

ОК в изучаемых нами фирмах является сущностью организации - это стержень, являющийся "философией предприятия", который содержит все внутреннее содержание: цели, принципы, законы, а также на нем основывается имидж фирмы, помогающий достижению поставленных целей.

Анализируя ОК в группах различных организаций, мы обнаружили уже существующие учебные группы с яркой ОК - авторские школы, где роль лидера (автора) является доминирующей, основополагающей, и личный имидж руководителя формирует как внешнее содержание ОК, так и внутреннее содержание.

Изучение авторской школы позволяет нам назвать основные составляющие ОК в учебных группах, а также создать алгоритм формирования ОК в них.

В нашем исследовании речь идет об авторской школе "Fornace Guerra-Gregorj" из итальянского города Тревизо, которая была создана в конце 19 века и существовала до середины 80-х годов 20 века на территории фабрики по производству керамики и майолики. О школе, сумевшей более чем за столетие своего существования сохранить и упрочить заложенные своим создателем черты. Как же это удалось сотрудникам школы? На этот вопрос мы ответим в нашем анализе.

Во-первых, то, что семья Guerra-Gregorj обладала недюжинным организаторским талантом, была охвачена идеей об улучшении жизни рабочих и их детей средствами науки, образования и искусства, характеризовалась наличием определенных четких целей, воплощением в жизнь которых привело к успеху.

Таким образом, при формировании организационной культуры в учебных группах необходимо иметь четко сформулированные цели и ценности, разделяемые и создаваемые не только директором (автором), но педагогами и учащимися, а часто и их родителями, которые должны вести к развитию учебно-воспитательного процесса определять имидж школы [3].

Переходя к рассмотрению внешнего содержания организационной культуры (имиджа), обратим особое внимание на личность руководителя (автора школы): он - автор внутреннего содержания школы, а значит, в большей своей части и имиджа.

Это четко подтверждает прочную взаимосвязь внешнего содержания ОК с внутренним. Делая вывод, отметим: только при наличии отлаженного взаимодействия внешнего и внутреннего содержания возможно думать о сформированной ОК, а также о достижении определенных целей.

Библиографический список

Говоря о внешнем содержании ОК в авторской школе, необходимо учитывать параметр сотрудничества и партнерства. Эти качества должны действовать в системе межличностных отношений на всех уровнях: директор - учащиеся; директор - педагоги - родители. Эти взаимоотношения формируют потребность педагога в ребенке и педагога в педагоге, что создает совершенно определенную атмосферу в школе, учителя чувствуют эмоциональный и духовный комфорт, желание творить чудеса в преподавании, а учащиеся осознают значимость обучения и самих себя.

Также ОК авторской школы характеризуется параметром общей творческой деятельности, в которую совместно включены педагоги, учащиеся и их родители. Общая творческая деятельность авторской школы является внешним содержанием ОК. Включение в творческую деятельность не только способствует развитию творческих умений и навыков учащихся, но и служит целями формирования общих традиций, символов и ритуалов, то есть формированию слаженной системы ОК в учебных группах [4].

В анализе школы семьи Guerra-Gregorj вырисовываются уникальные, присущие только этой школе черты: акцент на личность учителя, программы по организации помощи учащихся друг другу, ученическое самоуправление, сотрудничество родителей между собой, взаимопроникновение школы и семьи. Иными словами, весь учебный процесс проникнут глубоким осознанием нужд окружающих и пониманием их проблем.

Но по-прежнему особой заботой школы является преподавание истории искусства, живописи, практика на фабрике по производству керамики, разумное вплетение эстетики в канву преподавания общеобразовательных предметов.

После этого высказывания мы можем утверждать о существовании ОК в данной школе, а также доказать то, что чем выше ОК, тем выше эффективность и продуктивность работы.

Изучив ОК различных организаций, мы обнаружили наличие основных составляющих ОК, которые играют важную роль в её формировании [5].

Для создания ОК в учебных группах можно было бы предложить следующий алгоритм:

1. Задавать ритм

В хаосе команда начинает «дробиться» на части, и в какой-то момент может получиться настоящая басня Крылова про лебедя, рака и щуку. Необходимо чередовать активность - работу и отдых или разные рабочие форматы. Это поможет не выгореть. Лидер как камертон должен чувствовать такие моменты и со-настраивать команду.

2. Работать на 2 горизонтах

Сегодня будущее зачастую туманно, и очень сложно определить конкретную цель, к которой идёт команда. Если ее четко не понимать, то не будет и энергии двигаться вперёд. Необходимость фокусироваться на краткосрочные цели и промежуточные контрольные точки, а дальнесрочными целями визуализировать картину будущего. Если лидер не определит долгосрочных целей, это приведет к тому, что «ваш корабль» (учебная группа или компания) будет дрейфовать, и неизвестно, куда приплывет.

3. Определите правила игры

Если этого не сделает лидер, это сделает кто-то другой. Поэтому важно умение лидера брать на себя ответственность и выработать их.

4. Коммуницировать и разъяснять

В любой неопределенности людям важна информация. Поэтому когда сложно, лидер должен говорить с командой и выяснять, что происходит. Это может ничего не изменить, а может привести к тому, что лидером делаются маленькие шаги к достижению цели. Несмотря на простоту, это невероятно важный аспект работы в неизвестности.

5. Эмоциональное распространение и ресурс лидера

Это и эмоциональный интеллект, и эмпатия, и сердечный интеллект. Ни один робот никогда не заменит человека. Потому что именно человек может услышать и понять другого. Это очень важно развивать, и именно эти навыки станут одними из самых важных в будущем.

6. Система вознаграждения и оценок

Изменить систему вознаграждения и моральных оценок, способствующих введению в коллектив профессионально работающих педагогов и решительному избавлению от неэффективно работающих.

7. Бренд-бук

Обязательное изучение истории создания учебного заведения, что способствует формированию отношения учащихся к учебе, преподавателям. Необходимости создания внешних атрибутов имиджа: название, девиз, знак, гимн, флаг и тд.

Необходимо следить за соблюдением трех основных параметров, которыми характеризуется ОК в учебных группах: общей системой ценностей, сотрудничеством в партнерстве, общими творческими видами деятельности.

1. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. Москва, 2021.

2. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. Москва, 2022.

3. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Москва, 2020.

4. Чернышов А.С. Социальная психология личности и группы. Москва, 2021.

5. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. Москва, 2020.

References

1. Shejn 'E. Organizacionnaya kul'tura i liderstvo. Moskva, 2021.

2. Chernyshev A.S., Lunev Yu.A., Sarychev S.V. Apparaturnye metodiki psihologicheskoj diagnostiki gruppy v sovmestnoj deyatel'nosti. Moskva, 2022.

3. Stanislavskij K.S. Moya zhizn' v iskusstve. Moskva, 2020.

4. Chernyshov A.S. Social'naya psihologiya lichnosti i gruppy. Moskva, 2021.

5. Umanskij L.I. Psihologiya organizatorskojdeyatel'nosti shkol'nikov. Moskva, 2020.

Статья поступила редакцию 30.01.23

УДК 378.016

Rogozhina T.S., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

(St. Petersburg, Russia), E-mail: tatiana1703t@mail.ru

Dronov V.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

(St. Petersburg, Russia), E-mail: vladi-dronov@mail.ru

PERSONALIZATION OF EDUCATIONAL TRAJECTORIES WHEN STUDYING A PHYSICS COURSE BASED ON MICROCOURSES. In the article, the authors consider problems of personalization of education and explore features and characteristics of construction of individual educational trajectories in the study of a single subject. The method of implementing the concept of personalization in the educational process when teaching physics is described. A scheme of a training intellectual system is given, its elements are considered, two approaches to personalized learning are analyzed: adaptive and selectable, the main characteristics of personalization are given. The paper analyzes a possibility of implementing personalized learning through the use of microcourses in the educational process. This direction is complemented by a detailed examination of the structure of the microcourse complex "Physics for you", developed by the authors of the article and intended for personal study of the subject. In conclusion, the authors list advantages of the use of this complex for students and outline prospects for its further improvement.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: individual educational trajectories, personalization, microcourse, digital platform, video lecture, test, diagram.

Т.С. Рогожина, канд. физ.-мат. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург, Е-mail: tatiana1703t@mail.ru

В.М. Дроное, канд. физ.-мат. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Санкт-Петербург, E-mail: vladi-dronov@mail.ru

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ФИЗИКИ НА БАЗЕ МИКРОКУРСОВ

В данной статье рассматривается актуальные на сегодняшний день проблемы персонализации образования, исследуют особенности и характерные признаки построения индивидуальных образовательных траекторий при изучении отдельно взятого предмета. Описывается способ реализации концепции персонализации в учебном процессе при обучении физики. Приводится схема обучающей интеллектуальной системы, рассматриваются её элементы, анализируются два подхода к персонализированному обучению: адаптивный и с возможностью выбора, приводятся основные характеристики персонализации. В работе анализируется возможность реализации персонализированного обучения посредством использования в образовательном процессе микрокурсов. Данное направление дополняется детальным рассмотрением структуры комплекса микрокурсов «Физика для тебя», разработанного авторами статьи и предназначенного для персонального изучения предмета. В заключение авторы приводят возможности, которые дает обучающимся использование данного комплекса и намечают перспективы его дальнейшего совершенствования.

Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории, персонализация, микрокурс, цифровая платформа, видеолекция, тест, диаграмма.

Переносу акцента с унифицированного образования на персонализированное способствовал запуск программы «Приоритет-2030». Из 106 вузов-победителей около 70 намерены ориентироваться в своих программах развития на индивидуализацию образования. Это не значит, что на государственном уровне появился указ, и все ему обязаны следовать, однако государство считает это направление важным.

Если говорить об особенностях конкретных дисциплин, то в социальных и гуманитарных науках большое поле деятельности для индивидуализации в выборе различных тем исследований и дисциплин.

Для инженерных наук актуальность персонализации связана с выбором технологий, которую может изучать и затем использовать в профессиональной деятельности студент, а также с уровневой подготовкой. Персонализа-ция не менее необходима на младших курсах. Базовые предметы - физика и математика - часто являются «камнем преткновения» для некоторых студентов и подчас - причиной оставить университет. Чтобы эти студенты могли учиться, необходимо компенсировать недостаточный уровень знаний, которые они имеют на входе, помочь адаптироваться к университетской программе.

За данной тематикой ещё не успели закрепиться устоявшиеся термины. Профессиональное сообщество использует множество терминов (понятий), подчас придавая им разные, но не сильно отличающиеся значения. Такие понятия, как персонализированное обучение, дифференцированное обучение, индивидуальная траектория развития, индивидуальный образовательный маршрут, адаптивное обучение, интеллектуальная обучающая программа и т. д., встречаются при исследовании данной темы и в чем-то пересекаются. Поэтому любое исследование или статья, которая пишется по данной тематике, начинается с того, что нужно договориться о том, что мы будем понимать под определенными понятиями, чтобы донести до читателя наше видение концепции персонализа-ции образования.

Примем за основу следующее определение: персонализированное обучение - это такой подход к построению образовательной траектории, при котором

содержание и методы выстраиваются под индивидуальный запрос каждого обучающегося [1].

Персональная траектория - это набор пройденных и запланированных шагов, выбранных осознанно. Под шагом развития будем понимать любой изученный контент, решение задачи, выполнение практического задания и т. д.

Это подразумевает целенаправленное конструирование такого образовательного опыта в электронных образовательных системах, который подходит под запросы, цели, таланты и интересы обучающихся.

Для педагога это означает, что необходимо специально конструировать курс с содержанием и методами, отвечающими индивидуальным запросам обучающегося [2].

Интерес к данной методике объясняется тем, что использование в обучении индивидуальных образовательных траекторий позволяет решить ряд проблем, основными из которых являются те, что обучающиеся не могут определить, что в курсе наиболее важное; не могут понять, в какой последовательности лучше изучать учебный материал; не способны объективно оценить свои сильные и слабые стороны; отстают от стандартной программы. Отсутствие персонализации создает не меньше проблем и педагогу, которому одновременно нужно обучить большое количество учащихся и необходимо учитывать то, что они имеют разную подготовку, разные знания, различные когнитивные способности. Стандартная программа не позволяет мотивировать «сильных» учащихся, заставляя педагога уделять больше времени тем, кто не успевает усваивать программу.

Ещё одной причиной обратить внимание на индивидуализацию в образовании является то, что порой человек вынужден делать перерывы в обучении и заниматься практической деятельностью, т. е. работать. В этот период может произойти переосмысление жизненных приоритетов и изменение требований к себе и к образованию [3]. Человек, желающий продолжить образование, знает, что ему нужно и что он хочет, ему необходим персональный подход.

Решение одних вопросов порождает другие, которые ещё ждут своего решения, а именно - насколько может быть персонализировано обучение в рамках действующих стандартов ФГОС? Имеет ли место быть персонализация только в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.