Научная статья на тему 'Роль личных медицинских книжек при организации контроля в сфере общественного питания'

Роль личных медицинских книжек при организации контроля в сфере общественного питания Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
219
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / КОНТРОЛЬ / ИНФОРМАЦИЯ / НАДЗОР / РОСПОТРЕБНАДЗОР / PUBLIC CATERING / CONTROL / INFORMATION / SUPERVISION / FEDERAL SERVICE ON CUSTOMERS'' RIGHTS PROTECTION AND HUMAN WELL-BEING SURVEILLANCE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Токарев М.А., Шорошнева Т.Е.

За последние 8 лет, количество выявленных нарушений на предприятиях общественного питания постоянно растет, при этом одним из видов подобных нарушений является контроль над медицинскими книжками. По мнению авторов, необходимо создать единый центр для прохождения первичного и последующих медицинских осмотров, который будет располагаться на территориях всех крупных городов и подчиняться непосредственно Министерству здравоохранения и социального развития. Формирование общего центра позволит достаточно быстро обмениваться необходимой информацией между регионами Российской Федерации. Основным преимуществом внедрения данной модели будет являться достижение основной цели контроля в сфере общественного питания это безопасность жизни граждан. Особенно это важно в условиях глобализации и непрекращающихся санкций в отношении Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Токарев М.А., Шорошнева Т.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PERSONAL MEDICAL BOOKS CONTROL TO THE PUBLIC POWER

Over the past 8 years, the number of violations at public catering enterprises is constantly growing, thus, one of such violations is the control over medical books. According to the authors, it is necessary to establish a single centre for the passage of primary and subsequent medical examinations, which will be located in the territories of all large cities, and to report directly to the Ministry of health and social development. The formation of the common center will quickly exchange the necessary information between the regions of the Russian Federation. The main advantage of adopting this model, will be the key objective of supervision in the sphere of public power is the security of life of citizens. This is especially important in the context of globalization and the ongoing sanctions towards the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Роль личных медицинских книжек при организации контроля в сфере общественного питания»

УДК 658.5

М.А. Токарев

преподаватель, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Т.Е. Шорошнева

преподаватель, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

РОЛЬ ЛИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КНИЖЕК ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Аннотация. За последние 8 лет, количество выявленных нарушений на предприятиях общественного питания постоянно растет, при этом одним из видов подобных нарушений является контроль над медицинскими книжками. По мнению авторов, необходимо создать единый центр для прохождения первичного и последующих медицинских осмотров, который будет располагаться на территориях всех крупных городов и подчиняться непосредственно Министерству здравоохранения и социального развития. Формирование общего центра позволит достаточно быстро обмениваться необходимой информацией между регионами Российской Федерации. Основным преимуществом внедрения данной модели будет являться достижение основной цели контроля в сфере общественного питания - это безопасность жизни граждан. Особенно это важно в условиях глобализации и непрекращающихся санкций в отношении Российской Федерации.

Ключевые слова: общественное питание, контроль, информация, надзор, Роспотребнадзор.

M.A. Tokarev, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

T.E. Shorshneva, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

THE ROLE OF PERSONAL MEDICAL BOOKS CONTROL TO THE PUBLIC POWER

Abstract. Over the past 8 years, the number of violations at public catering enterprises is constantly growing, thus, one of such violations is the control over medical books. According to the authors, it is necessary to establish a single centre for the passage of primary and subsequent medical examinations, which will be located in the territories of all large cities, and to report directly to the Ministry of health and social development. The formation of the common center will quickly exchange the necessary information between the regions of the Russian Federation. The main advantage of adopting this model, will be the key objective of supervision in the sphere of public power is the security of life of citizens. This is especially important in the context of globalization and the ongoing sanctions towards the Russian Federation.

Keywords: public catering, control, information, supervision, Federal service on customers' rights protection and human well-being surveillance.

Введение

На сегодняшний день по данным «Государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» видно, что количество выявленных нарушений на предприятиях общественного питания постоянно растет. Стоит отметить, что в практике осуществления контроля всегда закладывается погрешность, т.е. те нарушения, которые установить при проведении проверки не удалось. Одним из видов подобных нарушений является контроль над медицинскими книжками. Данную группу нарушений можно классифицировать по следующим двум параметрам.

1. Нарушения, содержащиеся в самой медицинской книжке. К данной группе относятся недостоверные данные, отсутствие части данных или голограмм.

2. Нарушения относительно наличия медицинской книжки: отсутствие её у заведующего производством «на руках» или отсутствие у работника медицинской книжки в принципе.

Отсутствие или непродление личной медицинской книжки у любого из работников предприятия общественного питания может повлечь за собой такие последствия для предприятия, как наложение административного штрафа (последствие проверки), так и выявление случаев пищевого отравления среди посетителей (последствие со стороны потребителя). На сегодняшний день контроль над личными медицинскими книжками работников предприятий общественного питания осуществляется посредством проверок сотрудниками Роспотребнадзора.

Прежде чем рассмотреть основные проблемы, связанные с личной медицинской книжкой сотрудников сферы общественного питания, необходимо указать, что именно является медицинской книжкой и в каких нормативных документах данный вопрос находит свое отображение.

Основная часть

Личная медицинская книжка - это документ, который свидетельствует о здоровье человека при оформлении на работу на различные предприятия (а также при продолжении работы), сфера деятельности которых напрямую или опосредованно связана с производством, транспортированием, хранением и реализацией продуктов питания и питьевой воды. В таблице 1 приведен список основных нормативных документов, содержащих положения о работе с личными медицинскими книжками.

Таблица 1 - Перечень основных нормативных документов, регламентирующих медицинские книжки в общественном питании

Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» В ст. 11 указано, что медицинская книжка является объектом контроля. В ст. 34 сообщается, что медицинская книжка - обязательный элемент при проведении осмотра. В ст. 36, указывается на тот факт, что она необходима при повышении квалификации.

Федеральный закон от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» В ст. 23 фигурирует как одно из требований, предъявляемых к работникам предприятий общественного питания. В ст. 30 указывается на дополнительные факторы, учитываемые при проведении осмотра.

Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» Медкнижка выступает в качестве обязательного документа, который обязан быть при поведении профилактических мероприятий на предприятии общественного питания.

Приказ Министерства здравоохранения России от 29.06.00 № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций» В тексте Приказа содержится информация о необходимости прохождения осмотра и проверки медкнижки сотрудника перед повышением квалификации.

Приказ Роспотребнадзора от 20.05.05 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» Описание формы личной медицинской книжки и составление списка ответственных за контролем над личными медкнижками

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» В тексте Приказа указывается на необходимость наличия личных медкнижек у всех сотрудников, работающих в сфере общественного питания.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65 «Об утверждении СП 3.1/3.2.314613» Медкнижка упоминается в главе 8 «Гигиеническое воспитание и обучение» как необходимый документ при организации гигиенического обучения отдельных видов граждан.

Письмо от 19.04.2006 № 0100/4492-06-32 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О системе автоматизированного учета выдачи личных медицинских книжек и санитарных паспортов» Описание процедуры электронного учета и контроля над выдачей и заменой личных медицинских книжек. Упоминается введение нового органа - ИМЦ «Экспертиза».

На сегодняшний день, в соответствии с текстом, содержащимся в Приказе от 07.04.2009 № 321 «О личной медицинской книжке работника и санитарном паспорте», можно проследить систему контроля над медицинскими книжками.

Роспотребнадзор ИМЦ «Экспертиза» Центры гигиены и эпидемиологии

Рисунок 1 - Цепь взаимодействия государственных органов за организацией и контролем над личными медицинскими книжками работников

Одним из наиболее важных связующих звеньев, осуществляющих контроль над личной медицинской книжкой, является ИМЦ «Экспертиза», который представлен как федеральное государственное учреждение здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Одной из главных задач ИМЦ «Экспертиза» является обеспечение ведения реестра выданных личных медицинских книжек и санитарных паспортов.

Постановка проблемы

Особого внимания заслуживает раздел 2.3 Приказа № 321 от 07.04.2009 «О личной медицинской книжке работника и санитарном паспорте»: «Обеспечить ведение реестра выданных личных медицинских книжек и санитарных паспортов». С одной стороны, данный реестр является основополагающей базой данных для сотрудников Роспотребадзора за отслеживанием каждой медицинской книжки, но на практике оказывается, что на сайте ИМЦ «Экспертиза» полностью отсутствуют данные сведения. Несомненным минусом для данного мероприятия, является факт, что сам по себе контроль над наличием медицинской книжки (по ее номеру) не принесет для руководителей предприятий общественного питания никаких преимуществ, поскольку на сегодняшний день всегда можно приобрести новую медицинскую книжку (по причине ее утери).

Намного больший интерес вызывает необходимость осуществлять контроль над процессами, связанными с медицинской книжкой: повторное прохождение анализов, данные осмотров, персональные заболевания каждого из сотрудников. Необходимо вести реестр всех работников сферы общественного питания, где будут указаны результаты анализов, все места работы, даты первичного и последующих прохождений медицинской комиссии. Это позволит детально контролировать гигиену работников сферы общественного питания.

На сегодняшний день Роспотребнадзор, не постановил конкретного места для прохождения как первичной, так и последующих медицинских осмотров в каждом из городов РФ. Это приводит к тому, что при первичном оформлении или переоформлении медицинской книжки сотрудник предприятия общественного питания может обратиться в любое сертифицированное медицинское учреждение, в платном порядке пройти всех врачей и собрать все необходимые анализы для дальнейшего разрешения на работу.

Факт отсутствия актуальной по содержанию информации реестра, а также отсутствие централизованного процесса прохождения медицинской комиссии приводит к появлению уже обозначенных ранее проблем предприятий общественного питания. Данные проблемы послужат тому, что:

- прибыль предприятий общественного питания будет падать;

- конкурентоспособность станет понижаться;

- будет не соблюдаться главная задача Роспотребнадзора - сохранение жизни и здоровья человека.

Исследуя нормативную документацию по данной проблеме, можно выделить следующие основные проблемы:

• отсутствие централизованной системы контроля над медицинскими книжками, как таковой;

• не создана модель реестра;

• отсутствие единого централизованного органа, осуществляющего медицинский осмотр;

• плохой взаимообмен информацией по личным медицинским книжкам работников между регионами Российской Федерации [9].

Решение проблемы

В качестве решения обозначенных проблем можно использовать следующий алгоритм действий:

Единый общероссийский центр

Единый городской медицинский центр

Рисунок 2 - Усовершенствованная модель взаимодействия государственных органов по организации и контролю над личными медицинскими книжками работников

(на примере города)

По мнению авторов, необходимо создать единый центр для прохождения первичного и последующих медицинских осмотров, который будет располагаться на территориях всех крупных городов и подчиняться непосредственно Министерству здравоохранения и социального развития. Гипотетически, все предприятия общественного питания должны были бы напрямую взаимодействовать с единым медицинским центром, проводящим медицинский осмотр работников предприятий.

В обязанности такого центра будут входить:

- проведение осмотра и взятие анализов работников, работающих в сфере общественного питания;

- вызов работников сферы общественного питания на повторное освидетельствование;

- выдача медицинских книжек для работы в сфере общественного питания на территории РФ [9].

После прохождения медицинской комиссии результаты осмотров будут заноситься в единый городской реестр, а после будут передаваться в областной и общероссийский реестры. Важным моментом является факт, что необходимо передавать в реестр не только положительные, но и отрицательные результаты осмотров/анализов, поскольку на основе этого можно проследить процесс лечебной реабилитации каждого из работников (например, в случае серьезного заболевания). В результате, потенциальный работник будет иметь в будущем возможность возобновить свою деятельность в сфере общественного питания.

Одним из нововведений станет обязательный вызов сотрудников предприятий общественного питания на очередную проверку. Например, сотрудники центра за месяц до следующе-

го медицинского осмотра смогут выслать на предприятие письмо о необходимости прохождения повторного медицинского освидетельствования в едином медицинском центре.

Если же сотрудник откажется выполнять подобное распоряжение, то единый центр перенаправит запрос в Роспотребнадзор, который незамедлительно проведёт выездную проверку предприятия общественного питания, где работает указанный сотрудник. В случае выявления нарушений, связанных с медицинскими книжками, будут применены жесткие наказания как по отношению к сотруднику, так и его непосредственному руководителю.

Вследствие того, что основной целью является сохранение жизни и здоровья населения Российской Федерации, возможно применить такую альтернативную меру, как материальное взыскание работника и отстранение его от права заниматься подобной деятельностью на срок от 6 месяцев.

Создание подобного реестра очень важный этап модернизации процесса мониторинга над личными медицинскими книжками. Благодаря реестру можно получать своевременную актуальную информацию о каждом человеке, работающем в сфере общественного питания.

Выводы

Составление данного реестра окажет помощь сотрудникам Роспотребнадзора для более оперативного осуществления проверок предприятий общественного питания. Важным фактором является создание «черного реестра», в котором будут содержаться данные о тех работниках, которые:

- имеют серьезные заболевания, вызывающие опасность для здоровья окружающих и находящихся на работе;

- ранее нарушали правила прохождения проверки (подкуп, фальсификация данных);

- имеют просроченные медицинские книжки;

- призывались к ответственности за работу при отсутствии медицинской книжки и т.д. [9].

В «Черном списке» обязательно должно быть указанно последнее место работы данного работника, а также причина занесения его в указанный список.

Рассмотренный вариант контроля над личными медицинскими книжками поможет создать централизованную базу данных со сведениями обо всех рабочих предприятий общественного питания. В равных условиях окажутся как руководители предприятий, так и работники, поскольку от достоверности данных зависит дальнейшая работа любого из членов персонала.

При соблюдении условий снизится уровень давления и общее количество проверок на предприятия общественного питания со стороны Роспотребнадзора. Формирование общего центра позволит достаточно быстро обмениваться необходимой информацией между регионами Российской Федерации.

Основным преимуществом внедрения данной модели будет являться достижение основной цели контроля в сфере общественного питания - безопасность жизни граждан. Особенно это важно в условиях глобализации и непрекращающихся санкций в отношении Российской Федерации.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

3. Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

4. Приказ Министерства здравоохранения России от 29.06.00 № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций».

5. Приказ Роспотребнадзора от 20.05.05 № 402 «О личной медицинской книжке и сани-

тарном паспорте».

6. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте».

7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2012 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 № 65 «Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13».

9. Токарев М.А. Совершенствование контроля личных медицинских книжек работников общественного питания в РФ: сборник статей «4 Межвузовской научно-практической конференции - Актуальные проблемы инновационного развития промышленности», (2010 г.). С. 259-261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.