УДК 377
РОЛЬ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ
И.Б. Ларина
Аннотация. В статье рассматривается роль курсов по выбору, способствующих развитию творческого потенциала будущего специалиста, необходимого ему для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях бурного развития и совершенствования средств информационных и коммуникационных технологий. Приводятся примеры курсов по выбору, их задачи по формированию информационной культуры будущих педагогов. Для того, чтобы студенты гуманитарных факультетов смогли овладеть ею, на курсах по выбору происходит знакомство со способами поиска, систематизации, хранения, обработки различной информации с использованием компьютера и программно-педагогических средств. Студенты приобретают элементарные навыки составления сценариев различных по назначению и учебным функциям компьютерных программ. Назначение курсов по выбору способствует достижению двуединой цели: положительного влияния на динамику развития знаний, умений и навыков в области культуры речи и информационной культуры.
Ключевые слова: информационная культура, компьютерные технологии, курс по выбору.
THE ROLE OF ELECTIVE COURSES IN THE FORMATION OF INFORMATION CULTURE THE STUDENTS OF HUMANITARIAN FACULTIES
I. Larina
Abstract. The article discusses the role of elective courses that contribute to the development of the creative potential of the future specialist, necessary for further self-study, self-development and self-realization in the conditions of rapid development and improvement of information and communication technologies. Examples of elective courses, their tasks on formation of information culture of future teachers are given. In order for students of the Humanities faculties to be able to master it, at the courses of choice there is an acquaintance with the ways of searching, systematization, storage, processing of various information with the use of computer and software and pedagogical means. Students acquire elementary programming skills in scripting different purpose and educational functions of computer programs. The appointment of elective courses contributes to the achievement of a two-pronged goal: a positive impact on the dynamics of the development of knowledge, skills and abilities in the field of speech culture and information culture.
Keywords: information culture, computer technologies, elective course.
Несмотря на большие потенциальные возможности компьютера как средства обучения серьезного влияния на массовую школьную и вузовскую практику информационные технологии пока не оказывают. Это связано со слабым учетом концептуальных положений информационной педагогики, одно из которых указывает, что нельзя рассматривать изолированно проблемы «компьютер как объект изучения» и «компьютер как средство обучения».
При использовании программных продуктов их обучающее воздействие может оказаться ниже ожидаемого как раз в связи с тем, что пользователь не вполне владеет элементарной компьютерной грамотностью, информационной культурой.
Под информационной культурой личности мы понимаем умение в потоке избыточной информации оперативно оценить ее полезность и в дальнейшем целенаправленно и сознательно использовать при решении поставленной конкретной задачи.
Начинать формирование компьютерной грамотности и информационной культуры можно уже в начальных классах, параллельно давая сведения о компьютере, его возможностях и применяя его в качестве средства обучения той или иной дисциплине. Но такое параллельное изучение основ информатики и разделов различных дисциплин можно проводить, если есть подготовленные учителя.
В вузе, на гуманитарных факультетах, следует проводить обучение студентов приемам работы на компьютере в рамках курсов по выбору и применять компьютерные программы на занятиях (например, по русскому языку). Так будет осуществляться преемственность использования информационных технологий между школой и вузом.
В этом направлении делаются определенные шаги: студентам гуманитарных факультетов предлагаются курсы по выбору, позволяющие подготовить кадры для работы по внедрению новых информационных технологий в процесс
обучения русскому языку.
Рассмотрим некоторые примеры.
Задачи курса «Внедрение новых информационных технологий в обучение русскому языку» таковы:
- способствовать приобретению навыков работы с компьютером;
- показать возможности использования компьютера для обучения в различных областях знаний (педагогика, психология, русский язык и
др.);
- дать студентам представление об особенностях информационных технологий, направленных на овладение методологическими знаниями и способами продуктивной деятельности;
- предоставить студентам возможность узнать о новейших направлениях научной мысли в области педагогических исследований, психологии в связи с компьютеризацией обучения;
- показать значение компьютерных программ для интенсификации процесса обучения и его индивидуализации с целью повышения уровня обученности пользователей в области русского языка и культуры речи (устной и письменной).
Модели решения грамматико-
орфографических задач допускают многообразие типов в зависимости от возрастных особенностей обучаемых, что дает возможность не только закрепить языковой материал, но и показать системные связи его разделов, а также пополнить сведения о возможностях компьютерных средств.
Задачи курса по выбору «Компьютерные технологии обучения младших школьников русскому языку»:
- сформировать первоначальные навыки работы с компьютером, дать представление о современных компьютерных технологиях обучения младших школьников русскому языку, освоение которых поможет поставить процесс обучения на коммуникативную основу;
- показать возможности практической реализации компьютерных технологий в учебном процессе, ориентированном на развитие личности обучающегося;
- изучить методы и приёмы работы на различных этапах формирования знаний по русскому языку;
- сформировать у студентов прочные знания о специфике процесса обучения русскому языку при помощи компьютерных технологий и подготовить их к методически грамотной
организации уроков русского языка в условиях широкого применения электронных продуктов.
Введение курса по выбору «Проблемы компьютеризации обучения» обусловлено тем, что несмотря на имеющиеся достижения по созданию автоматизированных обучающих систем, учителя не проявляют должного интереса к их применению на практике, что связано с субъективным фактором - наличием страха перед незнакомой сложной техникой, неуверенностью в своих силах [2].
Трудности освоения компьютерных технологий в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и четкого представления о развитии информационной компетентности обучаемых, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути их эффективного применения [1].
Отсюда возникает необходимость обучать кадры, формировать информационную культуру педагогических работников для использования ими информационных технологий.
Курс по выбору «Проблемы компьютеризации обучения» нацеливает студентов на выявление подходящего для школьников объема знаний, материала по русскому языку, который следует включать в программно-педагогические средства, направляет внимание студентов на то, как следует работать над развитием познавательных способностей школьников с помощью компьютерных программ, организует сравнение различных по дидактическому назначению компьютерных программ с целью определения наиболее эффективных [2].
Для овладения навыками работы с компьютером необходима информационная культура. Для того, чтобы студенты гуманитарных факультетов смогли овладеть ею, на курсах по выбору они знакомятся со способами поиска, систематизации, хранения, обработки различной информации с использованием компьютера и программно-педагогических средств, приобретают элементарные навыки составления сценариев различных по назначению и учебным функциям компьютерных программ.
При построении частей (модулей) компьютерной программы предусмотрена следующая последовательность овладения обобщенными знаниями, умениями и навыками по русскому языку:
- на более высоком уровне обобщения усваивается теория;
- отрабатываются умения и навыки на основе более глубокого знания;
- расширяется объем знаний по теме, включается дополнительный, более сложный материал для обобщающей работы и совершенствования на этой основе навыков и доведения их до автоматизма.
В ходе практического освоения компьютера как средства обучения студенты совершенствуют навыки работы с программным обеспечением по русскому языку, развивают творческие способности и логическое мышление.
Когда основное обучающее воздействие и управление передаются компьютеру,
преподаватель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у обучающихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск [3].
Исследования показали, что информационные технологии могут использоваться на различных этапах обучения русскому языку (от начальной школы до высшей), причем целесообразно параллельно планомерно организовывать работу по повышению компьютерной грамотности и информационной культуры обучаемых.
Необходимым условием для осознания важности применения информационных технологий в практике обучения является наличие у учителя определенного опыта работы с
Лит
1. Артюхин О.И. Система дисциплин курсов по выбору при подготовке бакалавров направления «педагогическое образование» // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9-4. - С.842-846.
2. Грибан О.Н. Компьютерные технологии как условие качественной профессиональной подготовки студентов вузов / О.Н. Грибан // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2012. - №2. -С.113-116.
3. Кузнецова Т.Б. Особенности использования интерактивных методов обучения в процессе преподавания курсов по выбору гуманитарного
компьютерными программами, имеющими дидактическую направленность. Как
положительный факт для дальнейшего успеха при работе с компьютерными обучающими программами, можно рассматривать то, что в ходе посещения курсов по выбору будущие учителя убедились в существовании такой общей тенденции: русский язык вполне поддается формализации, а применение моделей, адекватных этапным задачам обучения, становится перспективным направлением сопряжения с информатикой, которая вступает в отношения с частными разделами системы языка, не сливаясь с ними, но помогая их усвоению.
Таким образом, назначение вышеописанных курсов по выбору способствует достижению двуединой цели: положительного влияния на динамику развития знаний, умений и навыков в области русского языка и информационной культуры. Практика показывает, что непродолжительное изучение как основ информатики, так и русского языка в рамках учебных курсов недостаточно ни для освоения основ компьютерной грамотности, ни для искоренения речевых ошибок и недочетов. Углубить знания об особенностях информационных технологий и повысить культуру речи, а также подготовить будущих учителей к широкому использованию в школьной практике компьютерных программ призваны курсы по выбору.
профиля в вузе / Т.Б. Кузнецова, С.П. Черкашина // Молодой ученый. - 2017. - № 3.1. - С.10-12.
4. Ларина И.Б. Проведение курса по выбору с целью формирования коммуникативной культуры будущего бакалавра / И. Б. Ларина, З. П. Ларских // Современный ученый, 2017. - № 6. - С. 168-171.
5. Ларских З.П. Рабочие программы к курсам по выбору / З.П. Ларских. - Елец, 1998. - 34 с.
6. Шапиева М.С. Использование информационных технологий при обучении в системе образования вуза / М.С. Шапиева // Молодой ученый. - 2014. - № 5. - С.572-574.
Cведения об авторе:
Ларина Ирина Борисовна (г. Елец, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры начального образования и социальных технологий, Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, e-mail: [email protected]
Data about the author:
I. Larina (Yelets, Russia), candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of elementary education and social technologies, Yelets state University name I.A. Bunin, e-mail: [email protected]