2. Blinkov, S.N. (2014), "Interrelation of system of sports and improving work with development of the human capital of rural school students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 34-39.
3. Blinkov, S.N., Levushkin, S.P. and Kosikhin, V.P. (2015), "Change of indicators of a physical condition of rural schoolgirls of 7-17 years of different somatotype under the influence of the motive modes of various orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 4248.
4. Blinkov, S.N. (2015), "Control and correction of physical fitness of students of 1 course of the Samara GSHA with use of information technologies", Pedagogics and psychology - 2015: the collection of materials of the international scientific conference, the 2nd session, Russia, Moscow, on June 26-27, 2015, publishing house RusAlyans-Sova, Moscow, pp. 21-28.
5. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2012), Organization and content of sports and improving work at rural school: monograph, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.
6. Levushkin, S.P., Zhukov O. F., Blinkov S.N. and Kodolova, F.M. (2006), "Use of computer technologies in professional activity of the expert in physical culture", Ecology of the person, Appendix 1, pp. 65-66.
7. Levushkin, S.P., Zhukov O. F. and Blinkov, S.N. (2004), Organization of improving work in educational institutions, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.
8. Levushkin, S.P., Hamzina, VA. and Blinkov, S.N. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: the monograph, publishing house the Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.04.2016
УДК 796.011.3
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 3+ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Елена Васильевна Богачева, кандидат педагогических наук, Ольга Геннадиевна Барышникова, старший преподаватель, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Воронеж
Аннотация
В статье представлено содержание «Элективного курса по оздоровительной аэробике» для педагогического вуза как альтернативы вариативной части образовательной программы высшего профессионального образования «Элективные курсы по физической культуре». Результаты анкетирования свидетельствуют, что значительная часть будущих учителей-предметников готовы сделать свой выбор в пользу «Элективного курса по оздоровительной аэробике», соответствующего их интересам, направленного на расширение и углубление компетенций студентов по освоению методов и средств физической культуры.
Ключевые слова: образовательная программа, элективный курс, оздоровительная аэробика, учитель-предметник.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p37-40
ELECTIVE COURSES IN HEALTH-IMPROVING AEROBICS IN THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL EDUCATIONAL STANDARDS OF THE THIRD GENERATION PLUS IN PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL
Elena Vasilievna Bogacheva, the candidate of pedagogical sciences, Olga Gennadievna Baryshnikova, the senior teacher.
Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Annotation
The article presents the content of "The Elective course of health-improving aerobics" as an alternative to the variable part of the educational program for the highest professional education "The Elective
courses in physical education". Results of the questioning demonstrate that considerable part of the future subject teachers are ready to make the choice for "The elective course of health-improving aerobics" corresponding to their interests, directed at the expansion and deepening of the competences of the students on development of methods and means of physical culture.
Keywords: the educational program, elective course, health-improving aerobics, subject teacher.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. №1367 утвержден порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования третьего поколения плюс. Направленность программы педагогического образования конкретизирует ориентацию программы на области знания и виды деятельности в рамках направления подготовки.
Образовательная программа, в соответствии с образовательным стандартом, состоит из обязательной части и вариативной части.
Базовая часть образовательной программы является обязательной и обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом; вариативная часть направлена на расширение и углубление указанных компетенций.
При реализации образовательной программы, факультативные и элективные дисциплины включаются в вариативную часть указанной программы [4].
Учебная дисциплина «Физическая культура» входит в базовую часть образовательной программы, а «Элективные курсы по физической культуре» - в вариативную часть.
На кафедре физического воспитания Воронежского государственного педагогического университета разработан узкопрофильный проект «Элективного курса по оздоровительной аэробике», как альтернатива широкоформатному «Элективному курсу по физической культуре». Выбор оздоровительной аэробики, как основного средства физического воспитания в элективном курсе, обусловлен опытом практической деятельности, теоретико-методическими данными [1, 2], а также результатами проведенного анкетирования будущих педагогов (см. таблица 1).
Таблица 1
Результаты анкетирования студентов ВГПУ по выбору профильных средств
физического воспитания «Элективного курса по физической культуре»
№ п/п Средства физического воспитания Выбор респондентов (n=150) (%)
1. Игровые виды 18%
2. Циклические виды 8%
3. Плавание 12%
4. Атлетическая гимнастика 16%
5. Единоборства 6%
6. Оздоровительная аэробика 40%
Целью элективного курса, в соответствии с указанной во ФГОС 3+ компетенцией, является формирование физической культуры личности студентов; освоение ими методов и средств физической культуры для полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Задачами «Элективного курса по оздоровительной аэробике» являются:
1. Освоение студентами знаний о теоретических основах оздоровительной аэробики, ее формах, методах и средствах.
2. Овладение студентами техникой выполнения упражнений оздоровительной аэробики.
3. Приобретение студентами умений и навыков для проведения занятий оздоровительной аэробикой.
4. Повышение физического развития, физической подготовленности будущих учителей-предметников.
Объем дисциплины - 328 часов, 5 семестров по 54 часа, 6 семестр - 58 часов. Виды учебной работы элективных курсов по оздоровительной аэробике включают практи-
ческую, теоретическую и методико-практическую подготовку (см. таблицу 2) Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 2
Вид учебной работы Всего часов Семестры
1 2 3 4 5 6
Теоретические занятия 24 4 4 4 4 4 4
Методико-практические занятия 24 4 4 4 4 4 4
Практические занятия 280 46 46 46 46 46 50
Вид промежуточной аттестации зачет зачет зачет зачет зачет зачет
Итого часов 328 54 54 54 54 54 58
Содержание теоретического раздела включает:
1. Историю возникновения и развития оздоровительной аэробики.
2. Классификацию видов оздоровительной аэробики и их характеристику.
3. Формы, методы и средства оздоровительной аэробики.
4. Структуру и содержание занятия оздоровительной аэробикой.
5. Основу теории обучения в оздоровительной аэробике.
6. Основу музыкальной грамоты.
7. Правила составления комбинаций и связок оздоровительной аэробики.
8. Знания, умения и навыки для проведения занятий оздоровительной аэробики.
9. Правила соревнований по оздоровительной аэробике.
10. Основу спортивной тренировки. Развитие физических качеств на занятиях оздоровительной аэробикой.
11. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на организм.
12. Виды контроля занятий оздоровительной аэробикой.
Содержание методико-практического раздела включает:
1. Технику выполнения шагов базовой оздоровительной аэробики.
2. Технику выполнения шагов танцевальной оздоровительной аэробики.
3. Методику составления и выполнения комбинации базовой и танцевальной оздоровительной аэробики.
4. Методику составления и выполнения силовых упражнений и стретчинга оздоровительной аэробики.
5. Методику проведения комбинаций базовой и танцевальной оздоровительной аэробики.
6. Методику проведения силовых упражнений и стретчинга в оздоровительной аэробике.
Необходимо отметить, что практический раздел содержит не только уроки по оздоровительной аэробике, но и в дополнительном формате включает занятия по легкой атлетике, игровым видам, лыжной подготовке для расширения воздействия средств физического воспитания на организм будущих учителей. Раздел профессионально-прикладной подготовки призван сформировать у будущих педагогов-предметников умения и навыки проведения строевых упражнений, утренней гигиенической гимнастики, общеразвивающих упражнений, физкультминут и физкультпауз, подвижных игр и эстафет, производственной гимнастики.
Разделы дисциплины и формы контроля «Элективного курса по оздоровительной аэробике» представлены в таблице 3
Результаты анкетирования свидетельствуют, что значительная часть будущих учителей-предметников готовы сделать свой выбор в пользу «Элективного курса по оздоровительной аэробике», соответствующего их интересам, направленного на расширение и углубление компетенций студентов по освоению методов и средств физической культуры.
Таблица 3
Разделы дисциплины и формы контроля
№ п/п Наименование раздела дисциплины Всего часов I курс | II курс | III курс Форма контроля
Семестры
1 2 3 4 5 6
1. Теоретический раздел 24 4 4 4 4 4 4 Опрос, тестирование
2. Методико-практический раздел 24 4 4 4 4 4 4 Контрольные упражнения и задания
3. Практический раздел 280 46 46 46 46 46 50 Контрольные упражнения и нормативы
Оздоровительная аэробика 202 34 32 34 32 34 36
Легкая атлетика 36 6 6 6 6 6 6
Лыжная подготовка 12 4 4 4
Игровые виды (элементы волейбола, баскетбола) 12 4 4 4
Профессионально-прикладная подготовка 18 2 4 2 4 2 4
Итого 328 54 54 54 54 54 58
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдов, В. Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики / В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова. - Волгоград : Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2004 - 124 с.
2. Крючек, Е.С. Аэробика: содержание и методика занятий / Е.С. Крючек. - М. : Терра-спорт : Олимпия-пресс, 2001 - 61 с.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. №1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" // Минобрнауки.рф [офиц. сайт]. - URL : http://rg.ru/2014/03/12/obr-dok.html (дата обращения - 5.04.2016).
REFERENCES
1. Davydov, V.Yu., Kovalenko, T.G. and Krasnova, G.O. (2004), Methods of teaching aerobics, publishing house of Volgograd State University, Volgograd.
2. Kruchyek, E. S. (2001), Aerobics: the content and teaching methods, Terra-sport, Olympia press, Moscow.
3. The order of the ministry of education and science of the Russian Federation (2013), "About approval of the procedure of organization and implementation of educational activity in educational programs of higher education - undergraduate, bachelor's program, master's program", available at: http://rg.ru/2014/03/12/obr-dok.html.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.04.2016
УДК 378
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАДЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ПОЛИАТЛОНОМ
Валерий Игоревич Бочкарев, кандидат педагогических наук, доцент, Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган; Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат
педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Владимир Васильевич Челядинов, соискатель, Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган
Аннотация
Установлено, что социальная активность кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России в значительной степени зависит от уровня подготовленности по полиат-