Научная статья на тему 'Роль курса «Женская пресса» в образовании журналистов'

Роль курса «Женская пресса» в образовании журналистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
468
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ЖУРНАЛИСТ / КУРС / ЖЕНСКАЯ ПРЕССА / ЖЕНСКИЙ ЖУРНАЛ / ЖЕНСКАЯ АУДИТОРИЯ / ГЕНДЕР / WOMEN''S MAGAZINE / EDUCATION / JOURNALIST / RATE / FEMALE THE PRESS / WOMEN / GENDER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смеюха В. В.

Рассматривается курс «Женская пресса», мотивируется целесообразность его изучения в процессе подготовки журналистов. В свете усиления популярности женских периодических изданий, формирования гендерного учения автор определяет актуальность дисциплины, выводит ее цели, задачи, тематику лекционных и практических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COURSE «WOMEN''S PRESS» IN THE EDUCATION OF JOURNALISTS

Discusses the course «Women's press», is motivated by the feasibility study it in the process of preparation of journalists. In light of increasing popularity of female periodicals, formation of the gender doctrine the author determines the relevance of the discipline, displays its goals, objectives, themes of lectures and practical exercises.

Текст научной работы на тему «Роль курса «Женская пресса» в образовании журналистов»

Журналистика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 485-489

УДК 070

РОЛЬ КУРСА «ЖЕНСКАЯ ПРЕССА» В ОБРАЗОВАНИИ ЖУРНАЛИСТОВ

© 2014 г. В.В. Смеюха

Ростовский государственный университет путей сообщения

smeyha@yandex.ru

Пектупкла в редакцкю 19.05.2014

Рассматривается курс «Женская пресса», мотивируется целесообразность его изучения в процессе подготовки журналистов. В свете усиления популярности женских периодических изданий, формирования гендерного учения автор определяет актуальность дисциплины, выводит ее цели, задачи, тематику лекционных и практических занятий.

Ключевые клева: образование, журналист, курс, женская пресса, женский журнал, женская аудитория, гендер.

Курс «Женская пресса» относится к вариативной части дисциплин, способствующих совершенствованию профессиональной подготовки будущих журналистов. Необходимость изучения рассматриваемого курса обозначилась в конце прошлого столетия - в советское время издавались три центральных женских журнала и республиканская периодика для женщин (в среднем по одному журнальному изданию в союзной республике); ограниченная численность типа женской прессы, количественные характеристики которого определялись партийным руководством, не требовала формирования профессиональных компетенций, необходимых для работы в гендерно ориентированном периодическом издании; содержание массовой прессы не предусматривало выявления интересов аудитории, обусловливаемых гендерным критерием, что, в свою очередь, исключало необходимость создания текстов СМИ с учетом ген-дерных характеристик и интересов читательской среды. Однако в постсоветский период произошел ряд глобальных изменений социально-политического и экономического характера, повлиявших на трансформацию мировоззрения населения, что изменило информационные приоритеты читателей. Одновременно наблюдалось формирование системы СМИ, отличительными особенностями которой были типологическая сегментация и моделирование, определявшиеся читательским спросом и развитием рекламной коммуникации. В 1990-е гг. стал действовать целый ряд женских изданий, функционирующих на федеральном и региональном уровнях, появились международные версии женских журналов, в массовой прессе были выделены разделы и рубрики, адресованные женской аудитории. Интерес женской читательской

группы к информации, оказывающей помощь в построении и реализации гендерных моделей поведения, мотивировал открытие новых женских периодических изданий. В связи с чем в сфере журналистики и подготовки журналистских кадров обозначилась необходимость изучения опыта женской прессы, ее истории, проблемно-тематических и типологических характеристик. В начале 1990-х гг. в стране начало распространяться гендерное учение, направленное на исследование гендерных реалий и создание концепций гендерного равенства, его представители акцентировали внимание на гендерной ассиметрии, присутствующей в отечественных СМИ. Современная женская пресса (и массовая в том числе) в процессе освещения жизнедеятельности современниц реализо-вывает, главным образом, развлекательные и рекламные функции, что ведет к сужению ген-дерных интересов аудитории, гендерной сте-реотипизации, превалированию определенных форматов гендерного поведения. Для нейтрализации обозначенных проблем необходимо информирование журналистов о гендерном дисбалансе, изменение их представлений о функциональном назначении гендерно ориентированных СМИ, а также специфике и характере создания публикаций гендерной тематики, размещаемых в массовой периодике. По мнению руководителя Центра гендерных исследований средств массовой информации МГУ О.В. Смирновой, в учебные программы по журналистике необходимо ввести курсы, связанные с тендерными исследованиями (например, «Гендерная проблематика в СМИ», «История российской/зарубежной гендерной журналистики», «Современная гендерная журналистика в России» и др.), что будет способство-

вать повышению качества тендерного образования студентов [1].

Целью курса «Женская пресса» является изучение женской периодики с выявлением тендерных моделей, конструируемых ею в контексте эволюционного развития общества; в рамках достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: рассмотрение этапов развития отечественной женской прессы, ее классификационных, типологических, проблемно-тематических особенностей, формируемых в определенные исторические периоды; определение роли женских изданий в конструировании гендерной идентичности; анализ экономических, политических факторов, оказывающих воздействие на развитие системы женской периодики и изменение ее тематического контента и др. Важно не ограничиваться знакомством с историческими типами женских изданий и их тематикой, а рассматривать становление периодики, ее трансформацию в условиях изменения статуса женщины в социуме, что позволяет определить степень внимания общества к роли женщины в общественной и семейно-бытовой сферах, а также значение гендерной прессы в популяризации гендерных типов идентичности.

История женской прессы подразделяется на три этапа (дореволюционный, советский и постсоветский), каждый из которых дифференцируется на подэтапы, связывающиеся с масштабными преобразованиями в жизни женщины, которые находили отображение в информационном пространстве женских изданий [2]. Так, дореволюционный этап включает следующие периоды: первый - с 1779 г. до середины 50-х гг. XIX в., это время зарождения женских периодических изданий и формирования моделей женского журнала, преимущественно литературных. Их появление было связано с желанием издателей привлечь внимание еще неза-действованной читательской группы, тематика публикаций определялась традиционными интересами женской аудитории. В отечественной научной литературе специфика жизни женщины в данный исторический период рассматривается в работах доктора исторических наук Н.Л. Пушкаревой [3]. Сами же женские журналы по причинам их малой доступности для широкой аудитории можно исследовать, используя научные труды авторов, занимавшихся изучением истории гендерной прессы [4].

Второй период длился с середины 50-х гг. XIX в. до начала XX в. Его нижняя граница связана с актуализацией женского вопроса, распространением в прессе феминистских идей, активно разрабатывавшихся на западе, и форми-

рованием отечественного феминизма. В системе женской прессы появился новый тип издания -литературно-общественный журнал. Анализу данного исторического периода посвящен ряд исследований [5]. Вопросы изменения положения женщины интересовали публицистов второй половины XIX в., их статьи публиковались как в женской прессе, так и в изданиях, адресованных широкой аудитории, позже данные работы были включены в собрания сочинений авторов [6].

Третий период длился до 1917 г., характеризуется расширением сферы женского труда, распространением женского образования, активным включением женского населения в политические, социально-экономические процессы. Несмотря на то, что был представлен тип политического женского журнала, массовая женская аудитория проявляла повышенный интерес к литературно-общественным изданиям. Современные авторы проявляют интерес как к изучению историко-политических трансформаций, менявших условия жизни женщины [7], так и к анализу женской прессы, издававшейся в данное время [8].

Советский этап развития женской прессы также подразделяется на три периода: первый -с 1917 г. по 1928 г., второй - с 1928 г. по 1945 г. и третий - с 1945 г. по 1991 г. Выявление обозначенных периодов связано с историческими изменениями общества, гендерного порядка [9], системы женской периодики. В советское время был утвержден тип общественно-политического женского журнала, который использовался в ходе конструирования и внедрения новых моделей гендерной идентичности.

В постсоветский период система женских периодических изданий трансформируется. Широкое распространение женской прессы мотивирует изучение ее направлений: типологического моделирования, классификации женских изданий, развития русскоязычных версий зарубежных женских журналов, репрезентации ген-дерных моделей, типов гендерной идентичности, распространения гендерных стереотипов, формирования духовных ценностей, культурологического аспекта, особенностей функционирования региональной женской прессы, национальных женских СМИ, гендерной лингвистики, коммерциализации женской периодики, потребительской социализации [10] и др. Информационная глобализация, формирование журнальных брендов обусловливают актуальность изучения женской прессы зарубежных стран и стран СНГ, их сравнения с отечественной системой женской периодики.

Развитие интернет-технологий изменило систему женской прессы, привело к появлению женских сетевых изданий (изданий, функционирующих только в сети Интернет), модифицированных интернет-версий печатных изданий. Кроме того, широкое распространение получили интернет-медиа, не имеющие статуса СМИ: порталы, сайты, а также социальные ресурсы: социальные сети, форумы, адресованные ген-дерной аудитории. Сегментация интернет-пространства по гендерному критерию, увеличение женской интернет-аудитории ставят вопрос об изучении таких вопросов, как женские СМИ в Интернете, гендерно ориентированные социальные медиа, типологическое моделирование гендерного интернет-издания, влияние интернет-среды на гендерную аудиторию, функции гендерных интернет-ресурсов, язык гендерной аудитории в интернет-пространстве, специфика создания текстов для женских интернет-СМИ.

Изучение курса «Женская пресса» предполагает ведение лекционных, практических и семинарских занятий. Семинарские занятия позволяют проводить выступления с докладами по разработанным темам, их коллективное обсуждение. Темы семинарских занятий могут быть связаны как с историей женской прессы (например, литературная составляющая женской периодики XIX в., популяризация женского труда и образования в женских журналах начала XX в., отражение в дореволюционной женской прессе изменения положения женщины, авторы женских журналов XIX-XX вв., методы и способы вовлечения женщин в коллективизацию и индустриализацию в освещении женских журналов, роль женской прессы в мобилизации женского населения в период Великой Отечественной войны и др.), так и с ее современным состоянием (например, формирование мужских и женских образов в женских изданиях, институт семьи и женская пресса, отражение проблем современной женщины на страницах женской периодики, женские телевизионные каналы, специфика гендерной тематики в новых медиа, философия женского глянца, медийные стратегии издателей женской прессы, гендер и женская пресса и др.).

Практические занятия могут быть направлены на формирование навыков в поиске тем, их разработке, выборе жанров, написании текстов для гендерно ориентированных изданий (как печатных, так и интернет-СМИ). Студенты могут выполнять задания, связанные с типологическим моделированием - формированием типологических концепций гендерно ориентированных изданий, а также осуществлять типоло-

гическую модификацию существующих СМИ. Несмотря на то, что сегмент женской периодики представлен многочисленными изданиями, процесс его типологического реформирования является актуальным: демассификация аудитории, выявление интересов читателей, связанных с конфессиональными, национальными, семейными, профессиональными и другими приоритетами, формирование гендерно ориентированных ресурсов, позволяющих реализовывать коммуникативные практики, ведут к тому, что образуются читательские группы, не задействованные в информационно-коммуникативном процессе, организованном массовыми женскими изданиями. Следовательно, опыт типологического моделирования гендерно ориентированной периодики будет полезен будущим журналистам в их профессиональной деятельности.

Таким образом, можно заключить, что курс «Женская пресса» способствует расширению теоретических знаний, связанных с историей журналистики, современной системой СМИ; он позволяет получить представления о женской прессе с журналистской, гендерной, философской, культурологический, филологической, экономической и иных точек зрения. У студентов вырабатываются аналитические способности, позволяющие оценивать роль и значение женских периодических изданий в процессе формирования и утверждения моделей гендер-ной идентичности, а также использования женской периодики в качестве ресурса, обеспечивающего эффективное информационное воздействие на женскую аудиторию с целью утверждения определенных моделей поведения. Будущие журналисты получают практические навыки написания текстов для гендерно ориентированных СМИ и типологического моделирования женских периодических изданий.

Список литературы

1. Смирнова О.В. Интеграция гендерного подхода в журналистское образование: российский контекст // Медиаскоп. 2011. № 4.

2. Смеюха В.В. Отечественные женские журналы. Историко-типологический аспект. Ростов н/Д., 2011. 188 с.

3. Пушкарева Н.Л. Во всех ты, душенька, нарядах хороша (Одежда русских женщин XVIII века) // АйеЫ.ру. Поле надежды. Луганск, 2007. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.afield.org.ua/ mod3/mod82; Пушкарева Н.Л. Русская женщина в семье и обществе Х-ХХ века: этапы истории // Этнографическое обозрение. 1994. № 5. С. 3-15.

4. Прудникова Л.В. Журнал «Магазин английских, французских и немецких новых мод...» В. И. Окорокова // Вестник Московского

университета. Сер. 10: Журналистика. 2012. № 4. С. 125-136; Сокольская Л.В. Первые женские журналы для российских читательниц (конец XVIII -первая половина XIX века) // Библиосфера. 2006. № 2. С. 18-22; Ершова В.Н. «Журнал для милых»: из истории женских журналов в России в начале XIX века // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2008. № 11. С. 29-43.

5. Тишкин Г.А. Женский вопрос в России в 5060-е годы XIX в. Л., 1984. 239 с.; Пушкарева Н.Л. Женское движение и феминизм в России 1812-2000 // Женское движение: вчера, сегодня, завтра. М., 2010. С. 153-172; Юкина И.И. Историко-социоло-гический анализ женского движения России середины XIX - начала XX веков. Дис. ... канд. социолог. наук. СПб., 2000.

6. Добролюбов Н. Мысли об учреждении открытых женских школ // Избранные педагогические сочинения. М., 1986. С. 152-170; Писарев Д.И. «Ате-ней» 1859 года; Дочери. Советы старушки, посвященные матерям, имеющим дочерей // Писарев Дмитрий Иванович: Собрание сочинений. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// az.lib.ru/p/pisarew_d/

7. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории). М., 1998.

8. Симонова О.А. Массовая беллетристика в структуре женских журналов 1910-х годов. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 23 с.

9. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Государственное конструирование гендера в советском обществе // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1 (3/4). С. 299-321; Пушкарева Н.Л. Гендерная система Советской России и судьбы россиянок // Новое литературное обозрение. № 117.

10. Здравомыслова О. «Выйти из тени»: переосмысление женственности в исследованиях девичества // Неприкосновенный запас. 2011. № 2; Здравомыслова О.М. Исследования девичества: о новом направлении социального знания и общественной дискуссии в России // Журнал социальной политики. 2013. Т. 11. № 1. С. 135-141; Смеюха В.В. Вопросы медиалогии. Ростов н/Д., 2013. 324 с.; Смеюха В.В. Процессы идентификации и женская пресса. Ростов н/Д., 2012. 318 с.

THE ROLE OF THE COURSE «WOMEN'S PRESS» IN THE EDUCATION OF JOURNALISTS

V.V. Smeyha

Discusses the course «Women's press», is motivated by the feasibility study it in the process of preparation of journalists. In light of increasing popularity of female periodicals, formation of the gender doctrine the author determines the relevance of the discipline, displays its goals, objectives, themes of lectures and practical exercises.

Keywords: education, journalist, rate, female the press, women's magazine, women, gender.

References

1. Smirnova O.V. Integracija gendernogo podhoda v zhurnalistskoe obrazovanie: rossijskij kontekst // Me-diaskop. 2011. № 4.

2. Smejuha V.V. Otechestvennye zhenskie zhur-naly. Istoriko-tipologicheskij aspekt. Rostov n/D., 2011. 188 s.

3. Pushkareva N.L. Vo vseh ty, dushen'ka, narjadah horosha (Odezhda russkih zhenshhin XVIII veka) // Afield.ru. Pole nadezhdy. Lugansk, 2007. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.afield.org.ua/ mod3/mod82; Pushkareva N.L. Russkaja zhenshhina v sem'e i obshhestve H-HH veka: jetapy istorii // Jetnograficheskoe obozrenie. 1994. № 5. S. 3-15.

4. Prudnikova L.V. Zhurnal «Magazin anglijskih, francuzskih i nemeckih novyh mod...» V.I. Okorokova // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10: Zhurnalisti-ka. 2012. № 4. S. 125-136; Sokol'skaja L.V. Pervye zhenskie zhurnaly dlja rossijskih chitatel'nic (konec XVIII - pervaja polovina XIX veka) // Bibliosfera. 2006. № 2. S. 18-22; Ershova V.N. «Zhurnal dlja milyh»: iz istorii zhenskih zhurnalov v Rossii v nachale XIX veka // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2008. № 11. S. 29-43.

5. Tishkin G.A. Zhenskij vopros v Rossii v 50-60-e gody XIX v. L., 1984. 239 s.; Pushkareva N.L. Zhenskoe dvizhenie i feminizm v Rossii 1812-2000 // Zhenskoe dvizhenie: vchera, segodnja, zavtra. M., 2010. S. 153172; Jukina I.I. Istoriko-sociologicheskij analiz zhenskogo dvizhenija Rossii serediny XIX - nachala XX vekov. Dis. ... kand. sociolog. nauk. SPb., 2000.

6. Dobroljubov N. Mysli ob uchrezhdenii otkrytyh zhenskih shkol // Izbrannye pedagogicheskie sochineni-ja. M., 1986. S. 152-170; Pisarev D.I. «Atenej» 1859 goda; Docheri. Sovety starushki, posvjashhennye mater-jam, imejushhim docherej // Pisarev Dmitrij Ivanovich: Sobranie sochinenij. [Jelektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://az.lib.ru/p/pisarew_d/

7. Ajvazova S.G. Russkie zhenshhiny v labirinte ravnopravija (Ocherki politicheskoj teorii i istorii). M., 1998.

8. Simonova O.A. Massovaja belletristika v strukture zhenskih zhurnalov 1910-h godov. Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M., 2008. 23 s.

9. Zdravomyslova E.A., Temkina A.A. Gosudar-stvennoe konstruirovanie gendera v sovetskom ob-shhestve // Zhurnal issledovanij social'noj politiki. 2003. T. 1 (3/4). S. 299-321; Pushkareva N.L. Gendernaja

sistema Sovetskoj Rossii i sud'by rossijanok // Novoe literaturnoe obozrenie. № 117.

10. Zdravomyslova O. «Vyjti iz teni»: pereosmyslenie zhenstvennosti v issledovanijah devichestva // Neprikosnovennyj zapas. 2011. № 2; Zdravomyslova O.M. Issledovanija devichestva: o

novom napravlenii social'nogo znanija i obshhestvennoj diskussii v Rossii // Zhurnal social'noj politiki. 2013. T. 11. № 1. S. 135-141; Smejuha V.V. Voprosy me-dialogii. Rostov n/D., 2013. 324 s.; Smejuha V.V. Pro-cessy identifikacii i zhenskaja pressa. Rostov n/D., 2012. 318 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.