Научная статья на тему 'Роль куратора студенческой группы в развитии «Я-концепции» студентов'

Роль куратора студенческой группы в развитии «Я-концепции» студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / CURATOR / КОЛЛЕКТИВ / TEAM / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE ACTIVITIES / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / JOINT ACTIVITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вараксин Владимир Николаевич, Болдырева-Вараксина Анна Владимировна

В статье рассматриваются методы взаимодействия куратора студенческой группы, ориентированные на развитие «Я-концепции». Приводится примерная модель основной деятельности куратора студенческой группы ориентированная на современные требования развития российского общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вараксин Владимир Николаевич, Болдырева-Вараксина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the methods of interaction curator of the student group focused on development of «self-concept». A sample model of primary activity of the curator of the student group is oriented to modern requirements of development of Russian society.

Текст научной работы на тему «Роль куратора студенческой группы в развитии «Я-концепции» студентов»

В других случаях межличностного взаимодействия, таких как опосредованное взаимодействие, косвенное взаимодействие или интимное взаимодействие, контакт может быть осознанным или неосознанным результатом совместной деятельности. Роли могут распределяться между участниками межличностного взаимодействия спонтанно или организованно в зависимости от созданной игровой ситуации.

Мы считаем, что в настоящее время в высшем учебном заведении необходимо особенно активно использовать разнообразные обучающие игры, поскольку играми заполнен интернет. Чтобы организовать и поддерживать именно студенческое взаимодействие необходимо шире применять в учебной и практической деятельности активные формы обучения в виде деловых и сюжетно-ролевых игр, использовать совместно-распределительную деятельность в триадах, творческих группах и тренинг-классах. Такой вид межличностного взаимодействия невозможен без сотрудничества всех участников обучения. Для студентов создаётся своеобразная ситуация выбора различных форм межличностного взаимодействия, в которых может наиболее эффективно проявиться индивидуальность каждого.

Например, Михеева Г. А. говорит, что сфера учебного сотрудничества - поисковые, нерепродуктивные, собственно учебные задачи. Коммуникативные задачи, возникающие в процессе учебного взаимодействия, представляют собой многоярусное образование, прочность которого основывается на установлении психологического контакта между участниками [5].

Рассматривая коммуникативные задачи как средство учебного взаимодействия нельзя оставлять без внимания восприятие человека, которое является важным процессом взаимодействия и организационного окружения человека. От того, как расценивается поведение человека, какие черты характера ему приписываются, как человек видится в глазах оппонентов, зависит взаимодействие и выстраивание межличностных отношений. Одним словом, восприятие человека оказывает достаточно важное влияние на многие организационные вопросы как, например, проведение переговоров или интервьюирование при приёме на работу или назначении на должность, формирование рабочих групп для решения производственных задач и т.д.

Действительно, используя коммуникативные технологии в обучении, мы приходим к искомому результату, т.е. студенты обучаются с азартом, учатся задавать вопросы, публично выступать, говорить доказательно и логично, убеждать в своей правоте аудиторию, приводя необходимые аргументы и факты, которые ранее нашли в специальной литературе. Одной из таких коммуникативных игр являются «Студенческие парламентские дебаты», по которым проводятся межвузовские, общероссийские и международные чемпионаты. Именно в таких играх происходит эффективное межличностное взаимодействие, студенты знакомятся, показывают свои знания и ораторское искусство, которые так необходимы для современного человека и его будущей карьеры. Другой, не менее важной, обучающей игрой является «Позиционно-ролевое изучение учебного материала», где студенты учатся взаимодействию в малых группах, выполняющих определённую роль. Они объединяются вокруг той позиции, которую им предопределила игра, и добиваются успеха, при всём том, что доказательной базой для всех групп служит единый учебный материал, который все группы используют в своей информационной базе, а запоминание и усвоение идёт за счёт различных подходов дискуссионных групп к этому материалу.

Таким образом, используя игры в образовательном процессе высшей школы, мы добиваемся более эффективного восприятия и усвоения изучаемого предмета.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - СПб., 2009. - 304 с.

2. Бахтин, М. М. Собр. соч. Теория романа / М. М. Бахтин. - М., 2012. - Т. 3. - 880 с.

3. Доценко, Е. Л. Психология манипуляции / Е. Л. Доценко. - М., 1997. - 344 с.

4. Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М. Ю. Кондратьев. - М., 2007. - 464 с.

5. Михеева, Г. А. Формирование системы межличностных отношений студентов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. - 2008. - № 67.

УДК 378.189 ББК 74.4

В. Н. Вараксин, А. В. Болдырева-Вараксина

РОЛЬ КУРАТОРА СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ В РАЗВИТИИ «Я-КОНЦЕПЦИИ» СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются методы взаимодействия куратора студенческой группы, ориентированные на развитие «Я-концепции». Приводится примерная модель основной деятельности куратора студенческой группы ориентированная на современные требования развития российского общества.

Ключевые слова: куратор, коллектив, коммуникативная деятельность, самореализация, совместная деятельность, мотивация, компетенция.

V. N. Varaksin, A. V. Boldyreva-Varaksina

THE ROLE OF CURATOR OF THE STUDENT GROUP IN THE DEVELOPMENT OF «SELF-CONCEPT» STUDENTS

Abstract. The article considers the methods of interaction curator of the student group focused on development of «self-concept». A sample model of primary activity of the curator of the student group is oriented to modern requirements of development of Russian society.

Key words: curator, team, communicative activities, self-realization, joint activity, motivation, competence.

Актуальность рассматриваемой темы заключается в её особой значимости в современной системе высшего образования. Личность современного студента весьма противоречива: с одной стороны, он чувствует себя свободным и независимым, а с другой, он ощущает, что его культурный уровень и образование должны быть более высокими, поскольку общество выдвигает высокие требования к нему. В концепции модернизации российского образования заявлено: «Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации» [4]. Это только часть требований к личности молодого человека. Получается, что при столь больших запросах общества к молодому человеку, без специальной подготовки он не соответствует заказу.

Роль образования и воспитания в формировании личности человека и, в частности, его «Я-концепции» - неоспорима. Р. Берне по этому поводу высказался следующим образом: «Образование способно оказывать формирующее и развивающее влияние на «Я-концепцию» человека, которая является ядром личности и понимается как сложная структурированная картина «Я», существующая в сознании субъекта, включающая «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой» [1, 30].

Отечественные исследователи находятся на начальной стадии изучения всех нюансов «Я-концепции».

По мнению К. А. Абульхановой отечественного психолога-исследователя, изучение «Я-кон-цепции» в отечественной психологии неоправданно заторможено, несмотря на то, что во всём мире эта тема интенсивно изучается и разрабатывается. При формировании столь важного системного образования как «Я-концепция» необходимо выполнение, по выражению Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева, «потенций и тенденций» личности, а по высказыванию В. С. Мерлина - выполнение «возможностей и стремлений» личности.

Обращаясь к литературе зарубежных авторов, мы видим, что их подходы к изучению «Я-концепции» имеют разные направления: гуманистического направления придерживаются А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Берне, Г. Олпорт; когнитивного направления придерживаются Ж. Пиаже, Д. Бем, А. Валлон, Л. Колберг и др.; интеракционисткого направления придерживаются У. Джемс, Д. М. Болдуин, М. Розенберг, Д. Мид и др.; психодинамического направления придерживаются А. Фрейд, А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Юнг и др.

«Личностное развитие человека соотносится с формированием его самосознания, образа «Я» («Я-концепции», «Я-системы»), с изменением потребностно-мотивационной сферы направленности как системы отношений, развития личностной рефлексии, механизма самооценивания (самооценки). Все стороны личностного развития характеризуются внутренней противоречивостью, неоднородностью» [3].

По мнению Л. Д. Столяренко, «формирование «Я-концепции» начинается ещё в раннем детстве. Наиболее бурное развитие происходит в подростковом возрасте. Однако большинство исследователей считают, что процесс изменения «Я-концепции» не заканчивается в данном возрастном периоде, период ранней взрослости (17-21 год) очень важен для становления характера и интеллекта и имеет очень важное значение для развития, в первую очередь, когнитивной составляющей «Я-концепции» [2].

Большое формирующее и развивающее влияние на «Я-концепцию» студентов оказывает именно психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое куратором и преподавателями, в течение всего периода обучения.

Мы в своей практике больше внимания уделяем собственному развитию человека и акцентируем внимание на самоопределении личности и её самореализации, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Мы считаем очень важной роль куратора студенческой группы в этом процессе. Его работа постоянно должна быть направлена на воспитание мотивированной, инициативной личности, ориентированной на успех в реализации себя в профессии, карьере, личной жизни.

Известно, что современная реальность привносит больше негативных черт в воспитание подрастающего поколения, чем положительных. СМИ и внешний мир часто атакуют молодёжь безнравственными принципами. В таких условиях необходимы рядом люди, которые вовремя удержали бы от негатива, объяснили ситуации, а при необходимости оказали бы реальную помощь и поддержку. Эта ответственная роль принадлежит кураторам студенческих групп, особенно на младших курсах. Однако, если применять готовые сценарии, то они не всегда подойдут тому или иному коллективу.

Нужно помнить, что в студенческой группе собираются юноши и девушки из разных регионов, городов, посёлков, деревень, школ, семей, и у них разное отношение к миру и нравственным ценностям. Первой задачей куратора, по нашему мнению, является сплочение такого разношерстного коллектива в единый целостный коллектив. Этого можно добиться только при каждодневной неформальной, добросовестной и заинтересованной работе куратора.

Мы считаем, что куратор студенческой группы должен иметь не только профессиональный опыт, но и авторитет среди коллег, определённый социальный статус и бесконфликтный характер.

Обычно, «применительно к изучению личностных, индивидуальных, психологических особенностей обучаемых, или их деятельности, используется метод обобщения независимых переменных, как, например, данных об одном обучаемом, полученных от разных преподавателей. Обобщать можно и должно только данные, полученные в равных условиях при изучении личности» [3].

Мы в своей практике создания целостного коллектива, используем, уже много лет, своеобразную форму деятельности для адаптации первокурсников и распределения социальных ролей в группе - это, так называемый, «Адаптационный лагерь». Обычно, в сентябре месяце мы (кураторы со всеми первокурсниками и несколькими старшими студентами-активистами) выезжаем за город (на природу) на один день для организации и проведения интерактивных форм коммуникативной деятельности в течение всего этого дня. При таком общении молодые люди узнают друг друга всесторонне, у них возникают доверие и взаимовыручка, максимально проявляются черты характера. Впоследствии у студентов появляется желание встречаться со всеми ежедневно на занятиях, при этом, делиться своими проблемами и радостью (в том числе и с куратором). Каждый из них, со временем, почувствует и поймет, что его жизнь небезразлична для всех студентов его группы. У каждого из них начнёт формироваться мотивация к обучению, этот момент куратор должен отследить и поддержать не только словом, но и делом. Такая кураторская поддержка находит своё отражение в совместной неформальной деятельности со студентами, в разнообразных встречах, беседах, клубах. Примером неформальной деятельности может послужить проводимый нами три раза в году «День именинника», в котором оригинально и творчески принимает участие каждый студент группы.

Чтобы привить интерес к будущей профессии психолога образования, мы проводим раннюю профориентацию, в реальных условиях знакомим студентов с будущей профессией, способствуем их активному включению в процесс помощи нуждающимся детям. Примером могут быть наши регулярные встречи с детьми детского дома, где мы проводим для них театрализованные праздничные встречи, развивающие мероприятия, оказываем индивидуальную помощь в подготовке домашних занятий, в коррекции поведения и эмоционального фона. Эти встречи взаимно обогащают их участников. Наряду с помощью детям, такое общение способствует личностному развитию каждого студента, а также даёт ему определённые профессиональные навыки задолго до получения диплома специалиста.

Мы считаем, что только систематическая работа со студентами может дать положительный результат, и убеждаемся в этом многие годы. С целью сохранения и передачи опыта предыдущих лет, мы проводим разнообразные совместные мероприятия с участием студентов старших курсов и младших.

Необходимо подчеркнуть, что все мероприятия и проекты, подготовленные и творчески реализованные куратором со своими студентами, в течение всего образовательного периода способствуют раскрытию личностных качеств и оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие «Я-концепции» каждого студента. При постоянном творческом взаимодействии со студентами мы наблюдаем у них следующие позитивные изменения в этом направлении: во-первых, глубже развивается, так называемое, самопознание, которое в «Я-концепции» играет когнитивную роль, поскольку социальное поведение человека зависит от динамики его знаний; во-вторых, «Я-концепция» рассматривается ими с позиции личностно-эмоционального оценивания,

при этом формируется адекватный уровень личностных притязаний, объективная самооценка, проявляется более глубокое доверие к себе, которое переходит в уверенность в своей значимости и, самое главное, в самоуважение; в-третьих, их «Я-концепция» подчиняется саморегуляции поведения, (стремление к самопреобразованию), то есть, личность обладает эмоциональной устойчивостью, имеет развитый самоконтроль и психологическую компетентность.

Студенты, обладающие такими качествами, будут позитивно относиться к своей жизни, к будущей профессии, а в целом, к трудовой деятельности, они будут постоянно стремиться к успешной самореализации.

Ежегодно мы привносим новые элементы в работу куратора студенческой группы. Но, рассматривая работу в целом, можно выстроить примерную модель основных направлений его деятельности:

- прежде всего, необходимо в каждом студенте увидеть его индивидуальные особенности и потенциальные возможности личности;

- эти данные куратору необходимо, в течение всего образовательного процесса, использовать для личностного развития каждого студента и всей студенческой группы;

- далее, необходимо выделить лидирующий состав группы с целью координации взаимодействия с педагогическим коллективом и деканатом факультета;

- куратору необходимо организовать встречу с родителями студентов и, познакомившись, в дальнейшем взаимодействовать с ними для своевременного решения возникающих вопросов и проблем (успеваемости, социальной защищенности и др.), но при этом, конечно же, больше ответственности возлагая на студентов;

- уже на ранних стадиях обучения необходимо включать студентов в различные виды волонтёрской и профессиональной деятельности;

- куратор при работе со студенческой группой должен в обязательном порядке учитывать уровень развития каждого студента и всей группы в целом; для повышения этого уровня - должен публично отмечать успехи всевозможными видами поощрения;

- для эффективного результата кураторской деятельности требуется чёткое планирование, здесь необходимы следующие шаги:

1. Постановка цели. Как правило, планируя, необходимо поставить цели совместно со студентами группы, только в этом случае у студентов будет формироваться мотивация не только к своей будущей профессии, но и к обучению в целом. Если при этом будут учтены потребности и интересы студентов, то цели совместной деятельности будут понятны и приемлемы для всех участников.

2. Разработка плана совместной деятельности. Рациональное планирование предполагает оптимальное соотношение разных видов деятельности. Совместная работа по планированию косвенно повышает интерес и ответственность студентов, привлекает к последующему участию в деятельности всю группу.

3. Организация запланированной совместной деятельности. Даже при совместной разработке плана, организацией первого мероприятия, чаще всего, занимается куратор. В дальнейшем, к реализации последующих плановых мероприятий он привлекает студенческий актив группы и отдельных студентов, затем, постепенно - и всех студентов группы, занимая, таким образом, позицию помощника, консультанта, координатора.

4. Организация обратной связи в запланированной деятельности. Необходимо регулярно проводить оценивание и анализ осуществленной деятельности. Куратор при обсуждении создаёт и поддерживает атмосферу доброжелательности и предоставляет каждому возможность высказаться. Очень важно своевременное обсуждение проведённых мероприятий, именно тогда отражается эмоциональное состояние участников, что позволяет рассмотреть их совместную деятельность с разных сторон. Основная задача куратора при этом состоит в целенаправленном осознании студентами имеющихся личностных ресурсов, которые способствуют высокоэффективным действиям, поведению, позитивному развитию «Я-концепции».

Исходя из личного опыта работы куратора со студентами, мы пришли к следующим выводам:

1. В период учёбы в институте у студентов акцентируется, прежде всего, когнитивная составляющая «Я-концепции».

При поступлении почти все студенты первого курса имеют низкий уровень самооценки; недовольство собой проявляется в основном в физическом и эмоциональном аспекте (это особенно заметно в период работы «Адаптационного лагеря»). При этом у студентов проявляется эмоциональная неустойчивость, невысокий уровень самоуважения и недостаточная уверенность в себе. Эти качества, в результате совместной деятельности студентов с педагогическим коллективом факультета, куратором и студентами старших курсов, подвергаются основательной коррекции.

2. Постепенно, от первого курса ко второму, изменения эмоционального фона студентов выражаются в снижении показателей импульсивности, напряженности, и в возрастании показателей уверенности в себе (наиболее зримо - при включении студентов в волонтёрскую деятельность).

3. Завершая обучение, студенты старших курсов проявляют оригинальность в приобретении профессиональных компетенций, при этом, у них значительно повышены уровни уверенности в себе и тенденции личностного развития.

На основании вышеизложенного мы можем утверждать, что выбранная нами модель деятельности куратора студенческой группы оказалась весьма эффективной для развития «Я-кон-цепции» студентов, и эту модель следует тиражировать и развивать.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Берне, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.

2. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы / М. В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.

4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: base.garant.ru.

УДК 37 ББК 74.00

В. А. Грибанова

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Проанализированы проблемы современной молодежи, обозначена проблема формирования гражданской активности. Проведен анализ внешних факторов, влияющих на данный процесс. Обозначена роль школы и вуза в формировании гражданской активности у молодежи. Ключевые слова: молодежь, активность, внешние факторы, школа, вуз, личность.

V. A. Gribanova

EXTERNAL FACTORS AFFECTING THE PROCESS OF FORMING CIVIC ENGAGEMENT OF YOUTH

Abstract. The problems of today's youth, the problem is indicated by the formation of civic engagement. The analysis of the external factors influencing the process. Defines the role of the school and university in the formation of civic engagement among young people.

Keywords: youth, activity, external factors, school, university, personality.

Молодежь представляет важнейший социальный, экономический, интеллектуальный ресурс общества, мнение которого привлекает внимание политиков, политических партий и лидеров страны. Руководящие органы хотят знать, насколько молодежь сегодня готова принимать участие в развитии правового государства и гражданского общества. Дальнейший исторический путь развития нашего общества, эффективность проводимых сегодня реформ во многом зависит от характера взаимоотношений молодежи и общества, определения ее места и роли в этом процессе.

Становление личности приходится на период студенчества. В этом возрасте происходит усиление сознательно-нравственного поведения, повышается интерес к проблемам долга и ответственности, моральным дилеммам, смыслу жизни, формируются такие свойства личности, как инициатива, настойчивость, целеустремленность, решительность, самостоятельность, умение владеть собой и др.

Н. А. Зимняя отмечает, что студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля» и профессионала [2].

Студенческий возраст характеризуется: развитием гражданских качеств и нравственно-эстетических основ личности, завершением формирования мировоззрения, общей культуры и ценностных ориентаций. Помимо этого этому возрасту свойственно наличие собственного отношения к различным сторонам общественной жизни страны, собственных социальных ориентаций, высокий уровень стремления к личностно-профессиональному самоутверждению, творческий потенциал и активный интерес к практическому участию в социальных преобразованиях страны.

Процессы, происходящие в жизни нашего общества, заставляют по новому посмотреть на процесс формирования гражданской активности студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.