РОЛЬ КРУЖКОВ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Х. З. Исматуллаева
доц., ТГПУ имя Низами
Х. Т. Тулкинова
учитель, ТГПУ имя Низами
АННОТАЦИЯ
Творчество — это целенаправленность человеческой деятельности. Творчество развивается во внеурочное время в кружках. Значение кружков и их виды в развитие детей. Кружок рукоделия и его значение, в творческом развитие личности.
Ключевые слова: Творчество, внеурочные занятие, рукоделие, виды вышивок, искусство шитья, ришелье, гладь, индивидуальная деятельность, декоративно - прикладное искусство.
ROLE OF CIRCLES IN THE CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN
ABSTRACT
Creativity is the purposefulness of human activity. Creativity develops outside school hours in circles. The value of circles and their types in the development of children. The handicraft circle and its significance in the creative development of the individual.
Keywords: Creativity, extracurricular activities, needlework, types of embroidery, art of sewing, cutwork, satin stitch, individual activity, arts and crafts.
ВВЕДЕНИЕ
Человеческие способности всегда вызывали у людей большой интерес. В современном обществе они приобрели особую актуальности, где человеку предъявляются большое внимание, требования. В результате меняющихся условий жизни, преобразований, изменения отношения к миру, к ценностям, потребностям общества на современном этапе, возросло значение творческих способностей. Творчество - это целенаправленная человеческая деятельность. Конечный продукт этот деятельности может быть материальным, идеальном,
завершенным или незавершенным, но в любом случай он не может быть бесплодным.
У каждого ребёнка есть свои таланты и способности, поэтому задачей учителя является систематическое целенаправленное развитие у учащихся воображения, мышления, интуиции. Неотъемлемой частью образования является творчество, главном условием которого самореализация личности. Актуальности данной проблемы это: развитие творческих способностей подростков на занятие кружка. Подростковый возраст - период, когда вырабатывается мировоззрение, убеждение, характер, жизненное самоопределение. Это анатома - физиологическое, интеллектуальное, нравственное развитие личности. В этот период происходит существенное изменение памяти и внимания. Лучший способ организовать внимание учащихся это - умение правильной организации учебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ
Дети отличаются повышенной познавательной и творческой активностью. Все люди от природы имеют различные задатки, которые лежат в основе развития способностей. Если их не развивать, они исчезнут. Задатки - это врождённые, анатомо-физиологические способности мозга, нервной системы, органов чувств, способность человека составляющие природную основу развития его способностей.
Внеклассная деятельность это - организация педагогом различных видов деятельности во внеурочное время. Внеурочная работа позволит стимулировать самостоятельность, инициативу, интересы, способности, склонности. Работа строится по принципу добровольности и должна отвечать интересам учеников. Основными функциями данной работы является: развивающая, воспитывающая обучающая, коммуникативная, самореализация.
Индивидуальная работа это- ступень творческого развития, которая осуществляется в кружковой деятельности. Кружок - коллектив, объединенный общим интересом. В основном кружки делятся на
- предметно - технические
- учебной - технологические
- творческой - конструкторские
- декоративно - прикладные
Основная цель кружков удовлетворять интересы, потребности, углублять и расширять технологические знания и умения. Одним из главных правил
обучения является развитие индивидуальных особенностей, веря в себя, в свои силы.
Учитель технологии В.И.Орлова писала: «Творческий человек, как правило успешен во всем - от простого общения, до профессиональной деятельности»
Например, в кружках по шитью основной целью является:
- воспитание творческой и активной личности;
- создание условий для самореализации;
- изучение основ художественной вышивки (нитями, бисером, лентами и
и.д.)
Задача кружка:
- ознакомление с историей и развитие декоративно-прикладного искусства;
- научить технике рукоделия;
- приобщение к традициям;
- воспитание совместной творческой деятельности;
- развитие природных способностей, фантазии, наблюдательности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Обучение должно строится на народных традициях и носить творческий характер. Вышивка учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает профессиональную информацию.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей. Основным документом в кружках по рукоделию для руководителя является календарно-тематический план, на основании которого проводятся конкретные занятия. Обычно вышивку вышивают на пяльцах. Они поддерживали материал расправленном и натянутом состояние.
Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве. Умение вышивать переходило от старших к младшим. Существуют целые династии. Это украинские рушники, белорусские полотенца, узбекские и таджикские сюзане, эстонские и латинские вышивки.
Вышивка на одежде придает своеобразие любому фасону. Главное, чтобы вышивка гармонично сливалось с тканью, моделью, соответствовали возрасту.
История вышивка уходит своими корнями в глубокую древность. Из истории известно, что ее начало относится к первобытному веку. Первобытные женщины использовали все подручные материалы какие могли камень в виде иглы, острые кости, жилы, кожу животных, волосы, шерсть и другие. Первое, что они делали это сшивали куски кожи, затем стали их украшать примитивными орнаментами. Это послужило началом развития древнего рукоделия. На основание литературных источников установлено, что вышивка впервые появилось в древнем Китае в У-У1 веках до нашей эры - это вышивка на шёлковых тканях. Рисунки были изображением природы чаще всего птиц. Этим занимались лишь знатные женщины, самой лучшей считалось
вышивка на льняной ткани, которая подходила по структуре и белизне. Родиной данного шить стала Индия. Славянские народы предпочитали придавать значение орнаментом, они носили свой «подтекст». Например, пёстрые мотивы
символизировали достаток в доме и здоровье, использовались в различных ритуалах. Затем появилась вышивка крестом. В Х11-ХУ веке появились узоры ромбом и крючком.
На Руси женщины вышивали крестом, полу крестом, гладью, сквозным шитьем и т.д. В Риме и Греции ценили вышивку золотыми нитями. Эти роскошные орнаменты украшали шёлковее ткани. История вышивки это:
- крестом - появилась первобытном веке;
- глядь - Китай I - II век до нашей эры.
- лентами - Франция XVIII век.
- бисером - Египет III т. лет до н
- машинная - Франция 1821 год.
- вышивка - Ришелье Европа XV
ш эры. век.
Со временем вышивка стало любимым занятием по всему миру.
В течении веков у узбекского народа сложилась любовь к красивым узорчатым вышивкам. Приема шитья передавались из поколения в поколение сохраняя старинные узоры и приемы. Из покон- веков вышитое панно-сюзане украшало дома узбеков, древние узоры которых помогали охранять дом от злых духов, приносили мир и достаток. Это были «сюзане», «гуль курпа», «палак», «кирпич», «джойпуш», «джойнамоз», «руиджо».
Каждый регион Узбекистана имел свой самобытный рисунок. Нам известны такие виде вышивок как: нуратинская, бухарская, самаркандская, сурхандарьинская, шахрисябская, ташкентская, ферганская, кашкадарьинская. Узбекская вышивка - могучая ветвь на древе народного творчество. Древние мифические символы орнаментов сюзане олицетворяют преемственность старинных традиций и поэтическую душу народа. Вышивка крестом положительно действует на нервную систему, следовательно на здоровье В изображениях узбекских сюзане часто встречаются тюльпаны птицы, ветви с цветами. Цветовой колорит на вышивках Сурхана состроит из ярких желтых, синих, красных, фиолетовых цветов. Вышивка Ташкента выделяется красными, темно - красными, светло - красными цветами. Существовало два вида вышивки «палак, гулкурпа» которые вышивались шёлковыми и простыми нитями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следовательно занятия в кружках приобщат детей к народному творчеству, воспитывают у них любовь к традициям, развивают мышленые приобщают их к труду.
Выполненные своими руками работы вызывают у них чувство гордости, возникают стремление сделать еще лучше и красивее.
REFERENCES
1. Г.Л.Чепелевецкая. Сюзане Узбекистана. Т-1961г
2. О.А.Сухарева. Среднеазиатские искусство вышивки М-1979г
3. Т.С. Джураева. Шедевры народною творчества узбеков. Т - 2015г. Молодой учен №9
4. Д.А.Фахретдинова. декоративно - прикладное искусство Узбекистане XVII-XiX Узбекистан Ташкент -2000
5. Л.С.Внгоуский Педагогическая психология. М.Педагогика 1994 г
6. А.Н.Лук. Психология творчество М.Наука 2000г
7. Г.В.Бубакина Внеклассная работа по труда, работа с различными материалими. М. Просвещение 2001г