УДК 316 + 316.77
РОЛЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ
А. А. Трефилов, Д. А. Лигаев, С. Ю. Пискорская
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: sanita_2014@mail.ru
В статье исследуется критическое мышление и его влияние на коммуникацию в современном мире. Показано, что критическое мышление играет важную роль в современной коммуникации, поскольку выступает способом проверки информации на соответствие требованиям достоверности и позволяет оценивать происходящие в обществе события объективно.
Ключевые слова: критическое мышление, коммуникация критическая аргументация THE ROLE OF CRITICAL THINKING IN MODERN COMMUNICATION A.A. Trefilov, D.A. Ligaev, S.Yu. Piskorskaya
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
Е-mail: sanita_2014@mail.ru
The article examines critical thinking and its impact on communication in the modern world. It is shown that critical thinking plays an important role in modern communication, since it acts as a way to check information for compliance with the requirements of reliability and allows you to assess events taking place in society objectively.
Keywords: critical thinking, communication
В современном мире существует большое количество «информационного шума», информации, поступающей от политических партий, СМИ, государственных структур, крупных корпораций, друзей и близких родственников и т.п. Для того, чтобы этот «шум» отсеивать и сдерживать необходимо учиться анализировать различные источники, фильтровать избыточную информацию. Однако зачастую в обществе происходят масштабные события, информация о которых для рядового гражданина закрыта и отсутствует возможность ее получения, даже с применением анализа и фильтрации лишнего «шума».
Совокупность анализа и фильтрации информации называют критическим мышлением.
Большинство ученых сходятся во мнении, что критическое мышление представляет собой целостную систему, включающую в себя оценку событий, интерпретацию явлений, анализ вещей и систему суждений [1]. Все это составляет объективные выводы о явлениях и фактах действительности.
Интересно, что критическое мышление является врожденным, однако его зачаток незначителен, и для его развития требуются долгие годы тренировки и постоянное расширение кругозора.
Эксперты придерживаются мнения о том, что школа фактически выступает стагнационным или в некоторых случаях даже деградационным фактором развития сильного
Секция «Теория и практика коммуникаций»
критического мышления. Это связано с тем, что перед обучающимися не ставится задача самостоятельного выбора информации, кроме той, которую тиражируют преподаватели в качестве истинной, опираясь, в свою очередь, на литературу, рекомендуемую министерствами просвещения и высшего образования. Проблема в том, что подаваемая таким образом информация формирует определенный образ мышления, который закрепляется на подсознательном уровне у обучающихся.
В связи с этим выделим ряд условий, способных сформировать критическое мышление современной личности: любознательность в разных сферах жизни, стремление в развитии своей личности, участие в дискуссии на разные темы, рассмотрение альтернативного мнения, понимание цели и мотивов другого человека.
Рассмотрим примеры присутствия и отсутствия критического мышления у молодежи. Как правило, в первом случае молодой человек находится в постоянном поиске интересной информации, старается учиться чему-то новому, развиваться, быть любознательным и расширять свой круг общения. Во втором случае (при отсутствии критического мышления) предпочитает не думать, не использует аргументацию, поскольку для него все кажется скучным и бессмысленным, в его представлении он и так достаточно владеет знаниями и информацией, а остальные, имеющие другое видение, де-факто кажутся неправы. В мышлении такого человека заметно отсутствие альтернативных точек зрения. Как правило, такие люди, находясь в спорной или конфликтной ситуации, выступают в качестве агрессора и не могут привести аргументов для эффективного разрешения создавшейся ситуации.
Для человека с критическим мышлением результат как достижение поставленной цели намного важнее личных амбиций, значимо командное первенство и командный результат. Человек без критического мышления никогда не будет думать о коллективной цели, его скорее интересует личная выгода. Приведем примеры подобного поведения: коллектив не согласен с точкой зрения эгоцентриста, который препятствует достижению общей цели и не идет на компромисс или, наоборот, может быть ведомым и соглашаться с любой точкой зрения, или вообще не принимать участия в дискуссии.
Интересно, что некоторые политические деятели считают, что для нормального государственного управление нужны люди с отсутствием критического мышления, поскольку ими проще манипулировать [2, 3]. Примером может служить речь председателя правления «Сбербанка России» Германа Грефа о том, что народу следует быть необразованным в плане личного самосознания, поскольку если люди осознают свое «я», то управлять ими будет крайне тяжело. Греф приводит высказывания китайских мыслителей, таких, как Конфуций и Лао-Цзы, которые старались максимально отстранить необразованных людей от политики, серьезных вопросов жизни и бытия. Герман Греф утверждает, что обществом, которому дана информация в открытом доступе, невозможно управлять [4]. Если исходить из его слов, то все правители понимали и понимают, что любое массовое управление подразумевает элемент манипуляции, при которой власть старается максимально поддерживать порядок через формируемые им картины происходящего.
Современное общество нуждается в конструктивных формах критики, направленных на совершенствование социальной системы [5]. Молодые люди как субъекты социальных коммуникаций должны иметь возможность демонстрировать свое отношение к обществу, адекватно отвечать на социальные вызовы, а для этого им нужен навык самостоятельного мышления, стремления к объективности, умение отличать факты от вымысла, видеть причинно-следственные связи, изменять свою позицию на основе аргументов.
Таким образом, критическое мышление в современной коммуникации играет огромную роль, позволяя оценивать происходящие в обществе события объективно и выступая определенным способом проверки информации на соответствие требованиям достоверности, точности и социальной ценности.
Библиографические ссылки
1. Василенко (Колесова) Е. П. Критическое мышление как современная проблема личности // Концепт. 2013. № 12. Режим доступа: № 12 (декабрь). ART 13259. URL: http://e-koncept.ru/2013/13259.htm. (дата обращения: 01.04.2021).
2. Юренков В. В. Манипуляция как вид деятельность// Социально-политические науки, 2014. № 3. С. 56-58.
3. Чернова А. Д. Понятие манипуляции в общении / А. Д. Чернова // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 200-202.
4. Мнение Германа Грефа. URl: https://www.youtube.com/watch?v=_i5dW7Ai_Lg. (дата обращения: 01.04.2021).
5. Калашникова Н.А. Роль критического мышления в формировании инновационной социальной среды // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7, Философия. 2015. № 4 (30). С 127-133.
© Трефилов А. А., Лигаев Д. А., Пискорская С. Ю., 2021