Ivanova Olga Ernstovna, Korneev Dmitry Nikolaevich, Khabibullin Fargat Khadiyatovich COMMUNICATION AS EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CRITICAL ...
pedagogical sciences
УДК 37.013.73
КОММУНИКАЦИЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ -УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
© 2018
Иванова Ольга Эрнстовна, доктор философских наук, профессор кафедры «Экономика, управление и право» Корнеев Дмитрий Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика, управление и право» Хабибуллин Фаргат Хадиятович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Подготовка педагогов профессионального обучения и предметных методик» Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, пр. Ленина, 69, e-mail: [email protected])
Аннотация. Формирование универсальных компетенций является актуальным требованием федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Для овладения критическим мышлением как универсальной компетенцией, которой свойственны широта применения, предметная соотнесенность и внедрение в практику, необходима благоприятная образовательная среда. Основой критического мышления, уходящего корнями в сократическое вопрошание, являются интеллектуальные ценности. Обосновано, что стимулирование критического отношения к действительности достигается в коммуникации как универсальной форме человеческого бытия и осмысленном интерсубъективном и интросубъективном взаимодействии. Общим условием овладения критическим мышлением определена коммуникация как обучающий континуум. Это - целостное множество, допускающее совместную концептуализацию, анализ, выработку альтернатив и генерирование смысла. Указан критерий эффективности континуума коммуникации, установлены препятствия эффективного взаимодействия. Отмечено, что коммуникация способствует корреляции суждений. Она обладает синергетическим эффектом, поскольку сообщество, предоставляя своим участникам возможность проявления критического мышления, усиливает их критическую настроенность. Особое внимание уделено гаджет-коммуникации. Подчеркнуто, что этот особый вид взаимодействия в электронно-сетевом пространстве, реализуемый в дистанционных образовательных технологиях, ликвидирует границы формирования и практики критического мышления. Наряду с этим установлено, что коммуникация как образовательная среда является и условием реализации аналитических действий и умений в профессиональной деятельности педагога.
Ключевые слова: анализ, гаджет-коммуникация, коммуникация, компетенция, континуум, критическое мышление, образование, педагог, проблема, смысл, сократическое вопрошание, сообщество, стратегии критического мышления, универсальная компетенция, универсальный.
COMMUNICATION AS EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CRITICAL THINKING -UNIVERSAL COMPETENCE OF THE TEACHER
© 2018
Ivanova Olga Ernstovna, Doctor of Philosophy, Professor of the Department
of «Economics, management and law» Korneev Dmitry Nikolaevich, Candidate of Pedagogical, Associate Professor of the Department of «Economics, management and law» Khabibullin Fargat Khadiyatovich, Candidate of Pedagogical, Associate Professor of the Department of «Training of Teachers of Vocational Training and Subject Techniques» South Ural State University of Humanities and Education (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue, 69, e-mail: [email protected])
Abstract. The formation of universal competencies is an urgent requirement of federal state educational standards of higher education. To master critical thinking as a universal competence, which is characterized by the breadth of application, object correlation and introduction into practice, a favorable educational environment is necessary. The basis of critical thinking, which is rooted in Socratic questioning, are intellectual values. It is substantiated that the stimulation of a critical attitude to reality is achieved in communication as a universal form of human existence and meaningful intersubjective and introsubjective interaction. The general condition for mastering critical thinking is communication as a learning continuum. This is a holistic multiplicity that allows for joint conceptualization, analysis, the development of alternatives, and the generation of meaning. The criterion of the effectiveness of the continuum of communication is indicated, obstacles to effective interaction are established. It is noted that communication contributes to the correlation of judgments. It has a synergistic effect, as the community, by providing its participants with the possibility of manifesting critical thinking, enhances their critical attitude. Particular attention is paid to gadget-communication. It is emphasized that this particular kind of interaction in the electronic-network space, realized in distance educational technologies, eliminates the boundaries of the formation and practice of critical thinking. Along with this, it is established that communication as an educational environment is also a condition for the realization of analytical actions and skills in the professional activity of the teacher.
Keywords: analysis, gadget-communication, communication, competence, continuum, critical thinking, education, teacher, problem, meaning, Socratic questioning, community, critical thinking strategies, universal competence, universal.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, утвержденные с учетом Профессиональных стандартов (ФГОС ВО 3++) задают требования формирования универсальных компетенций (УК), относя к первой категории (группе) системное и критическое мышление. В требованиях ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, наименование УК-1 выражено в следующей формулировке: «способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставлен-
ных задач» [1], в требованиях к программе магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 УК-1 звучит так: «способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий» [1]. Для «оттачивания» подобных навыков требуется определенная благоприятная образовательная среда, стимулирующая критическое отношение к действительности и предоставляющая возможности утверждения собственной точки зрения. Подобной средой и является целенаправленно и осмысленным образом организованная коммуникация, не ограниченная технико-технологическим аспектом.
Анализ последних исследований и публикаций, в ко-
108
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Иванова Ольга Эрнстовна, Корнеев Дмитрий Николаевич, Хабибуллин Фаргат Хадиятович КОММУНИКАЦИЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КРИТИЧЕСКОГО ...
торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Определены исходные методологические позиции универсальных компетенций и исследована проблема идентификации работодателем универсальных компетенций выпускников (Э. Зеер, Д. Заводчиков) [2]. Проанализированы теоретические подходы к формированию универсальных компетенций в условиях перехода на уровневое высшее образование (Г.М. Парникова) [3], методологические подходы к определению понятия «универсальные компетенции» и выделены основные составляющие системы универсальных компетенций (О.О. Андронникова, Н.С. Беззубова) [4]. Рассмотрена практика модернизации высшего образования по формированию и развитию универсальных компетенций студентов (О.П. Миханова) [5]. Фундаментальные исследования критического мышления проведены с целью повышения качества образования [6], понятие критического мышления исследовано в современной педагогической науке [7], изучены роль проблемного обучения и метода проектов при изучении иностранного языка в формировании критического мышления как универсальной компетенции [8], влияние критического мышления на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся [9] и др. аспекты. Между тем, обращение к коммуникации как к необходимой образовательной среде критического мышления - важнейшего элемента универсальных компетенций - не является исследованным в достаточной мере.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является обоснование сущностных характеристик коммуникации как условия, способствующего формированию критического мышления как универсальной компетенции педагога.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Критическое мышление - первая среди категорий универсальных компетенций, установленных ФГОС 3++. Согласно утвержденным Минобрнауки РФ методическим рекомендациям по актуализации ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов, универсальные компетенции, в отличие от общекультурных, определены в качестве единых «для каждого из уровней высшего образования и сформулированы с учетом преемственности и различий уровней ВО» [10].
Историко-философская традиция связывает проблему универсального, универсалий (от лат. Universalis
- общий, относящийся к целому) с фундаментальными философскими проблемами, к которым относятся: «проблема соотношения единичного и общего; проблема соотношения абстрактного и конкретного; проблема взаимосвязи денотата понятия с его десигнатом; проблема природы имени (онтологическая или конвенци-альная); проблема онтологического статуса идеального конструкта; проблема соотношения бытия и мышления» [11, с. 1072]. В Новой философской энциклопедии
- единственном академическом философском издании постсоветской России - термин определяется универсальным, «когда утверждается его референциальная соотнесенность с какой-либо абстрактной сущностью, независимо от того, является ли этот термин общим или единичным» [12, с. 135].
Обратимся к формулировке исходных методологических позиций универсальных в трактовке Э. Зеера и Д. Заводчикова. «Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности», сущность которых определяет «операционально-технологический компонент» и в структуру которых наряду с деятельностны-ми (процедурными) знаниями, умениями и навыками «входят так же мотивационная и эмоционально-волевая сферы», а также опыт как «интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и
приемов решения задач» [2, с. 40]. Компетенция требует комплексного понимания - как «совокупность знаний, умений и навыков, которые необходимы для выполнения конкретной работы и обеспечивают осуществление определенных профессиональных функций» при взаимодействии «наряду с мотивацией, эмоциональными аспектами и соответствующими ценностными установками» когнитивных, аффективных навыков. Кроме того, с компетенцией связывают и «определенное профессиональное поведение при решении типовых и специфических профессиональных задач, при выполнении профессиональных функций, носителем которых является специалист» [2, с. 41].
Универсальные компетенции обладают широким спектром использования. «Общим для всех определений универсальной компетенции - уточняют Э. Зеер и Д. Заводчиков - является ее понимание как способности индивида справляться с самыми различными социально-профессиональными задачами, что обеспечивает молодому специалисту динамическую профессиональность: успешную адаптацию и мобильность» [2, с. 41].
Таким образом, признаками универсальных компетенций являются: широта применения «общего» к «единичному», предметная соотнесенность с абстрактной сущностью и реализация в конкретно-практических условиях.
Как одна из ведущих универсальных компетенций, критическое мышление основано на «универсальных интеллектуальных ценностях - ясности, тщательности, точности, последовательности, актуальности, обоснованных доказательствах, веских причинах, глубине, широте и справедливости - превосходящих разделение предметов» [13].
Концепция критического мышления насчитывает примерно 2500 лет как реализованная в практике сократического вопрошания, направленного на достижение в мышлении ясности и последовательности. Определенный вклад в развитие критического мышления внесли Платон, Ф. Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант, О. Конт, Г. Спенсер. Однако пристальное внимание к критическому мышлению - его природе и влиянию - проявилось только в XX веке. В 1906 году влиятельный профессор политических и социальных наук Йельского университета У.Г. Самнер признал глубокую потребность в критическом мышлении в жизни и в образовании, относя к критицизму «рассмотрение и проверку предложений любого рода, которые предлагаются для принятия, чтобы выяснить, соответствуют ли они действительности или нет» [14, р. 632]. В конце 1980-х годов ведущие специалисты в области критического мышления Майкл Скривен и Ричард Пол выдвинули трансдисциплинарную концепцию критического мышления, целесообразную к применению в образовании. Критическое мышление - «это интеллектуально дисциплинированный процесс активной и умелой концептуализации, применения, анализа, обобщения и / или оценки информации, собранной или созданной наблюдением, опытом, размышлениями, рассуждениями или коммуникациями, в качестве руководства к убеждениям и действиям» [13]. Для всех рассуждений, соответствующих требованию критического мышления, характерно наличие базовых элементов: цели, проблемы или спорного вопроса-на-выходе, допущения, эмпирического обоснования, рассуждений, приводящих к умозаключениям, выводов и интерпретаций, возражений с альтернативных точек зрения и системы отсчета (мировоззренческой установки), в рамках которой происходит рассуждение.
Критическое мышление не является одномоментным и универсальным результатом. Как самонаправленное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующееся мышление, направленное на преодоление эгоцентризма и социоцентризма, оно требует систематического культивирования в группе в процессе
Ivanova Olga Ernstovna, Korneev Dmitry Nikolaevich, Khabibullin Fargat Khadiyatovich pedagogical
COMMUNICATION AS EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF CRITICAL ... sciences
face-to-face communication. Коммуникация является общим условием овладения критическим мышлением.
Критическое мышление базируется на сократовской дискуссии, нацеленной на повышение качества мышления [15]. Задуманное как последовательное вопрошание, критическое мышление «позволяет студентам развивать и оценивать свое мышление по сравнению с другими учениками. Поскольку неизбежно студенты реагируют на вопросы Сократа по отношению к своим собственным точкам зрения, дискуссия неизбежно становится многомерной» [26, p. 251].
Для целенаправленного обучения критическому мышлению требуется коммуникация как универсальная форма бытия человека, выраженная в «диалогическом взаимодействии человека и мира» [17, с. 84].
Коммуникация выступает «некоей средой (континуумом)» [18, с. 117] овладения критическим мышлением. В данном контексте под коммуникацией понимается обучающий континуум. Стоит уточнить, что термин «континуум» (от лат. œntinuum - непрерывное, сплошное) как некое хранилище не ограничивает коммуникацию технико-технологическими аспектами связи и взаимодействия по передаче информации, представленными в моделях К. Шеннона и У. Вивера, Н. Винера и С. Бира [19-21].
Континуум представляет коммуникацию в целостном множестве и допускает ее возможности как особой среды совместной концептуализации, анализа, выработки альтернативных точек зрения и генерирования смысла в процессе решения проблем. Эффективность коммуникации с позиции непрерывности континуума достигается в процессе систематически организуемой в педагогическом сообществе обратной связи, проявляющей понимание и интерпретацию смысла сообщения. Критерием эффективности континуума коммуникации будет являться релевантность смысла реципиента смыслу источника, достигаемая при языковом и контекстуальном взаимопонимании коммуникантов.
Коммуникация в обучающем педагогическом сообществе - осмысленное взаимодействие, создающее благоприятную почву для корреляции суждений - усиливает критическую настроенность участников сообщества и таким образом проявляет синергетический эффект. Тридцать пять измерений критического мышления, классифицированные Р. Полем как аффективные (ценностно-смысловые) стратегии, когнитивные стратегии -макроспособности и когнитивные стратегии - микронавыки [16, p. 306-348] являются взаимосогласованными, взаимодополняющими и усиливающими действия друг друга. В частности, проявление и совершенствование понимания эгоцентричности или социоцентричности как навыка в рамках аффективных стратегий, критическое слушание и освоение навыков сократовской дискуссии, диалогическое рассуждение как макронавыки когнитивных стратегий, с обязательностью требуют коммуникации, в первую очередь, понимаемой традиционно, как интерсубъективное взаимодействие. Однако указанная установка не исключает и интросубъектив-ности, или - автокоммуникации (от греч. auxoç - сам, от лат. œmmunication - связь, сообщение) как акта рефлексии, когда исследование мыслей, лежащих в основе чувств, и чувств, лежащих в основе мыслей и / или конструирование или поиск верований, аргументов, теорий, сравнение и разграничение идеалов и реальной практики достигаются посредством смещения «напряженного диалога внутрь одной личности» [22, с. 15]. Между тем, как синергетическое, такое воздействие коммуникации не может быть гарантированным. Одним из базовых элементов коммуникации является препятствующий эффективному взаимодействию семантический шум, выражающийся в определенном искажении смысла реципиентом вследствие особенностей восприятия мира, эгоцентризма или социоцентризма, личностного знания и мотивации. 110
Кроме того, следует учитывать и технологические аспекты трансформации современной коммуникации. Электронно-сетевое пространство определило принципиальную возможность существования т. н. гаджет-коммуникации как особого вида коммуникации, которой «свойственны открытость, равноудаленность точек доступа, отсутствие границ, покрытие максимального пространства. Ее особенностью является мобильность и постоянство связи» [23, с. 266]. Посредством реализации дистанционных образовательных технологий в рамках образовательных программ в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [24] гаджет-коммуникация нивелирует границы практикования критического мышления.
Коммуникация выступает не только условием овладения критического мышления - универсальной компетенции будущего педагога. Анализ как трудовое действие и умение анализировать - требования, заданные профессиональным стандартом педагога (воспитателя, учителя) - также требуют реализации в коммуникации. Так, «Общепедагогическая функция. Обучение» в качестве трудового действия предполагает «систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению». Среди необходимых умений воспитательной деятельности значится умение «анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу» [25]. Особое внимание коммуникации уделено в модулях предметного обучения. Трудовые действия по модулю «Математика» содержат следующее требование: «формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность». В числе необходимых умений по данному модулю значится умение «обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)» [25]. К трудовым действия модуля «Русский язык» отнесено «формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате», с, соответственно, среди необходимых умений определено «поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека» [25].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Коммуникация, понимаемое как осмысленное интерсубъективное и ин-тросубъективное взаимодействие, является благоприятной образовательной средой для овладения критическим мышлением - универсальной компетенцией. Важнейшими характеристиками овладения критическим мышлением определены в качестве совокупности условий континуум коммуникации, достижение синергетического эффекта в коммуникации и проявление коммуникацией гаджет-особенностей. Кроме того, коммуникация необходима и для реализации профессиональных аналитических трудовых действий и умений педагога. Учитывая, что указанный профессиональный стандарт не содержит критический анализ в качестве одноименного трудового действия, коммуникацию можно исследовать в качестве фактора реализации анализа как трудового действия педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 121. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%20 3++/Bak/440301_B_3_16032018.pdf.
2. Зеер Э. Заводчиков Д. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем //
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 3(24)
педагогические науки
Иванова Ольга Эрнстовна, Корнеев Дмитрий Николаевич, Хабибуллин Фаргат Хадиятович КОММУНИКАЦИЯ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КРИТИЧЕСКОГО ...
Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 39-45.
3. Парникова Г.М. Теоретические подходы к формированию универсальных компетенций будущих специалистов в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2008. № 2. Т. 5. С. 50-55.
4. Андронникова О.О., Беззубова Н.С. Методологические подходы к выделению универсальных компетенций, формируемых в воспитательном пространстве вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 85-89.
5. Миханова О.П. Формирование универсальных компетенций: от теории к практике // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2009. № 4 (12). С. 145-151.
6. The Foundation and Center for Critical Thinking. URL: http: //www.c riticalthinking .o rg/page s/critical-thinking-basic-questions-amp-answers/409.
7. Смирнова И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=22783.
8. Мелёхина Е.А., Лелеп Л.В. Поисковая деятельность в формировании универсальных и профессиональных компетенций магистрантов и аспирантов // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 2. С. 58-63.
9. Иванова О.Э., Точилкина Т.Г. Метод критического мышления как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 316-319.
10. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов, утвержденные Министром образования Российской Федерации Ливановым Д.В. от 22.01.2015 № ДЛ-02/05вн. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/DL2_05_2015.pdf.
11. Новейший философский словарь: 3-е изд., ис-правл. Мн.: Книжный Дом. 2003. 1280 с.
12. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац.-общ. научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. М.: Мысль, 2010. Т. IV. 736 с.
13. Defining Critical Thinking. URL: http://www.cnti-calthinking.org/pages/defining-critical-thinking/766.
14. Sumner W.G. Folkways: A Study of the Sociological Importance of Usages, Manners, Customs, Mores, and Morals. New York: Ginn and Co., 1940. 692 p.
15. Иванова О.Э., Хабибуллин Ф.Х. Трансформация сократической беседы как образовательной практики // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 246-249.
16. Paul R.W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990. 575 p.
17. Иванова О.Э. Сущность порождения смысла в коммуникации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 12-1 (50). С. 84-87.
18. Иванова О.Э. Проблема смысла в научной коммуникации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 3 (29). Часть II. С. 116-120.
19. Shannon C.E., Weaver W. The Mathematical Theory of Communication. Urbana, IL: University of Illinois Press. Reprinted (and repaginated), 1963. 132 р.
20. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука; Главная редакция из-
даний для зарубежных стран, 1983. 344 с.
21. Бир С. Мозг фирмы. М.: Радио и связь, 1993. 415 с.
22. Лотман Ю.М. Культура и взрыв / Семиосфера. С.Петербург: «Искусство-СПБ», 2000. С. 12-148.
23. Иванова О.Э. Сетевая «гаджет-коммуникация»: «пряжка» vs «хомут»? / Социокультурные среды и коммуникативные стратегии информационного общества: труды Междунар.науч.-теор.конф. 28-31 октября 2015 года. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. С. 266-269.
24. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee-0c3ee7a.
25. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»». URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html.
Статья поступила в редакцию 30.06.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018