Кредитование малого бизнеса
роль кредитных кооперативов в финансировании малого бизнеса
л.т. ибадова,
кандидат юридических наук Институт государства и права РАН
Одним из направлений решения проблемы кредитования малого предпринимательства (далее — МП), не требующих больших государственных вложений, могло бы стать формирование необходимых условий для становления в стране кредитной кооперации.
Сегодня в России 96% из числа кредитных организаций — это банки, осуществляющие полный спектр банковских операций1. Организаций, занимающихся непосредственно инвестиционным, ипотечным, кооперативным и иными видами кредитования, в нашей стране чрезвычайно мало. Между тем даже в экономически развитых странах с их тягой к универсализации банковской деятельности на организации кредитной кооперации приходится немалая доля кредитов и вкладов; во Франции — около 30%, в Германии — 20%2.
Первые кредитные кооперативы были созданы и получили наибольшее распространение в Германии (1850) и России (1865)3. Первыми немецкими кредитными кооперативами были кредитные товарищества Шульце-Делича и Райффайзена4.
В 1931г. кредитные кооперативы в нашей стране были ликвидированы в соответствии с проводимой политикой огосударствления кредитной системы. Их заменили «черные» кассы взаимопомощи при месткомах профсоюзов на советских предпри-
1 Экономика и жизнь.— 2003.— № 16.
2 Там же.
3 Бажан А.И. Реструктуризация в сфере кредитования малого бизнеса // Деньги и кредит. — 2000. — № 4.— С. 23.
4 Васильева Е.В. История обществ взаимного кредита. Опыт
Германии // Финансы и кредит. — № 15-16.— 2005.
ятиях5. В конце 1980-х гг. началось возрождение кредитных кооперативов.
В настоящее время деятельность организаций кредитной кооперации регулируется несколькими законами, статьи которых иногда входят в противоречия или не учитывают всех сторон деятельности. В их числе Гражданский кодекс РФ, законы: «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ», «О кредитных потребительских кооперативах граждан», «О сельскохозяйственной кооперации» и др.
В ст. 116 ГК РФ дается понятие потребительского кооператива, относящегося к некоммерческим организациям. Потребительский кооператив — это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Согласно п.6 ст.116 ГК РФ «правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим Кодексом законами о потребительских кооперативах». В Федеральном законе от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»6 (в ред. от 21.03.2002) сказано, что он не распространяется на сельскохозяйственные кооперативы, а также иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие) (ст. 2). Таким
5 СлуцкийЛ.Э. Банк и малое предприятие: проблемы взаимодействия // Деньги и кредит. - 2000.- № 10.- С. 14.
6 Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.- № 30.
образом, кредитные кооперативы, по определению закона, являются специализированными потребительскими кооперативами.
Ввиду отсутствия в законодательстве понятия кредитных кооперативов, в научной литературе им даются различные определения. Наиболее точное, на взгляд автора статьи, следующее: «Кредитные кооперативы — это организации с коллективным членством, создаваемые с целью оказания финансовых услуг своим членам, полностью или частично финансируемые за счет долевого участия или сбережений своих членов»7. Исходя из данного определения, а также исследуя законодательство в этой сфере, можно выделить несколько видов кредитных кооперативов, существующих в России. К ним относятся:
• кредитные потребительские кооперативы
граждан;
• сельскохозяйственные кредитные кооперативы;
• общества взаимного кредитования.
Согласно Федеральному закону от 07.08.2001
№ 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»8, кредитный потребительский кооператив граждан — это потребительский кооператив, созданный гражданами, добровольно объединившимися для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. Они могут создаваться по признаку общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности или любой иной общности граждан. Такой кооператив не имеет права выдавать займы гражданам, не являющимися его членами. Таким образом, членами данного кооператива могут быть не все субъекты МП, а только индивидуальные предприниматели.
При внешней простоте кредитный кооператив — достаточно сложный финансовый механизм. В каждом кредитном кооперативе, по закону, могут числиться от 15 до 2 000 пайщиков. При этом они сами себе и вкладчики, и кредиторы, и поручители, и контролеры по использованию общих средств. Основной доход кооперативов, проценты по выданным займам, без промедления перераспределяется среди пайщиков в качестве компенсации за каждый вложенный ими рубль. Договариваясь вносить регулярные взносы, пайщики создают фонд, из которого могут брать деньги на инвестиции и пополнение оборотных средств под выгодный процент.
Следующая форма кооперации субъектов МП изложена в Федеральном законе от 08.12.1995 № 193-Ф3
7 Цыганов А.Г. Роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике / Правовое регулирование малого предпринимательства: состояние и перспективы. Отв. ред. А.В. Орлов, М.А. Супата-ев.- М., 2003.- С.14.
8 СЗ РФ. 2001. № 33 (Ч. 1). Ст. 3420.
«О сельскохозяйственной кооперации»9 (в ред. от 11.06.2003). Согласно ст. 4 данного закона, сельскохозяйственный потребительский кооператив — это сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и, в зависимости от вида их деятельности, подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, кредитные, страховые и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями данного закона.
Возрождение сельскохозяйственной кредитной кооперации в России началось в 1996 г. в Волгоградской, Ростовской и Саратовской областях.
Сегодня в 40 российских регионах зарегистрировано 500 кредитных потребительских кооперативов граждан, насчитывающих 250 тыс. пайщиков. Сельских кредитных кооперативов в России — 639 и в них числятся более 60 тыс. человек. Годовой оборот кооперативов колеблется от 3 — 4 до 100 — 150 млн руб. По приблизительным оценкам «Лиги кредитных союзов» и «Союза сельских кредитных кооперативов», в секторе гражданской кредитной кооперации ежегодный оборот составляет от 750 млн до 2 млрд руб. С каждым годом количество привлеченных от населения денег на этом оригинальном денежном рынке растет. Лучше всего кредитные потребительские кооперативы граждан приживаются в небольших российских городах, где на всех одно банковское учреждение — Сбербанк, а спрос на финансовые услуги высок.
В кредитном кооперативе каждый пайщик независимо от того, сколько у него денег на лицевом счете, имеет право на доверительный минимальный заем. В разных кооперативах его сумма колеблется от 10 до 60 тыс. руб. в зависимости от общего фонда взаимного финансирования. Такой заем не предполагает ни поручительства, ни залога, пайщики могут получить его по устной заявке на другой же день. Доверительные займы составляют примерно 50% займов в кредитных кооперативах. Остальные, крупные — от 60 тыс. руб. и выше — выдаются под поручительство или под залог. Правда, делается это гораздо быстрее и проще, чем в банках.
Субъектов МП привлекают в кредитных кооперативах и проценты за пользование займом. Если за последние годы средняя процентная ставка кредита
9 Российская газета. — 1995. — № 242.
в коммерческих банках составляла не менее 29% годовых, то в кредитных кооперативах она варьировалась от 10 до 35% - в зависимости от того, на что берется заем, каков его размер и срок пользования. Максимальная сумма заема и процент за него зависят от индивидуального рейтинга заемщика. Если пайщик не в состоянии по какой-то причине вовремя вернуть деньги (например, заболел, потерял работу), то кооператив своим решением вправе приостановить начисление и выплату процентов, не применять штрафных санкций. Подобной лояльности в силу своей специфики не обеспечит ни одно банковское учреждение.
Дешевизна займов в кредитном кооперативе объясняется тем, что им нет необходимости «страховать» риски невозврата займа высоким процентом. Члены кредитного кооператива, как правило, знают друг друга в лицо. В среднем невозврат колеблется от 0,1 до 3%. Впрочем, кредитовать субъектов МП выгодно и самим кооперативам. Например, один волгоградский предприниматель за месяц увеличил доходы своего магазинчика с 7 до 30%. Выросла и прибыль его кооператива с 60 до 150 тыс. руб.10.
Формирование системы сельской кредитной кооперации в России требует создания новых элементов, которые позволят ей эффективно решать поставленные перед ней задачи. К этим элементам относятся: централизованный гарантийный фонд (имеется успешный опыт действия созданного в Волгоградской обл. при областном кредитном кооперативе Фонда гарантий и поддержки11); централизованная резервная касса; специализированная страховая компания; организация системы внешнего и внутреннего аудита и т.д.
Необходимым элементом системы в соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации» является Северо-Кавказский аудиторский союз сельскохозяйственных кооперативов. Он учрежден региональными ассоциациями фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов и кредитными кооперативами второго уровня Ростовской обл., Краснодарского края и Республики Адыгея с зоной деятельности на территории Южного округа.
Кредитные кооперативы обязаны быть членами аудиторского союза и должны подвергаться проверке ежегодно. Цель таких проверок - повышение устойчивости кооператива и доверия к его деятельности.
10 Российская газета. - 2004 - 12 ноября.
11 В. Федорченко. Малое предпринимательство в Волгоградской
области // Предпринимательство в России. - 1997.- № 3.
Организаторскую работу по развитию системы и обучению сотрудников кредитных кооперативов проводит Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельскохозяйственной продукции Ростовской обл. Ассоциация развивает два наиболее важных направления поддержки малого предпринимательства: обеспечение доступа фермерских и личных подсобных хозяйств к финансовым ресурсам через систему кредитных кооперативов и оказание консультационной помощи в повышении эффективности производства через систему консультационных центров на базе районных организаций саморегулирования.
Для дальнейшего развития сельскохозяйственных кредитных кооперативов региональным и местным фондам поддержки малого предпринимательства (ФПМП) необходимо в течение первых двух лет при создании новых таких кооперативов компенсировать разницу в процентной ставке по кредитам, получаемым в них сельскохозяйственными товаропроизводителями, предприятиями и организациями агропромышленного комплекса, являющимися субъектами МП.
Заметную роль в развитии системы сельской кредитной кооперации играют две организации - Фонд развития сельской кредитной кооперации и Союз сельских кредитных кооперативов, объединяющий 200 кредитных кооперативов, насчитывающих более 8 тыс. пайщиков из 41 региона страны12. Сегодня, когда нет надлежащей государственной поддержки, эти структуры играют неоценимую роль в развитии кредитной кооперации.
В основном этот сектор экономики в России пока поддерживают международные организации и отдельные российские губернаторы. В частности, администрацией Ростовской обл. была оказана стартовая поддержка в 1997-1998 гг. областному кооперативу «Донской фермер» в виде долгосрочного пятилетнего займа на сумму 1,8 млн руб.
В Липецкой обл. в рамках программы поддержки малого бизнеса на 2005 г. выделили из бюджета на пополнение оборотных средств кредитных кооперативов 1 млн руб. Подобным участием властей могут сегодня похвастаться кредитные кооперативы Волгоградской, Ростовской обл. Разумеется, это немного. Однако есть надежда, что другие субъекты РФ последуют их примеру.
Недавно запущен проект Евросоюза «Техническая поддержка кредитных кооперативов в Российской Федерации», который поможет созданию
12 Информационный бюллетень. Вып. № 2. - М., 2001. - С. 7.
системы кредитной кооперации13. В 2004 г. Евросоюз выделил на помощь кредитным кооперативам России 2,5 млн евро14.
Большую роль в развитии системы сельскохозяйственной кооперации играют международные организации из США, Германии15.
С 1998 г. действует российско-американская программа развития сельской кредитной кооперации. Американские партнеры оказали финансовую поддержку Фонду развития сельской кредитной кооперации в размере около 200 млн рубл. Эти средства стали основным источником займов для большинства кооперативов. За период с сентября 1999 по июнь 2003 г. фонд предоставил краткосрочных займов (до года) на сумму 518 млн руб.
Существенное влияние на развитие кредитной кооперации в регионах оказывают программы технической помощи. Свыше 70 кооперативов созданы в России в результате осуществления проекта «Тасис» в 1999-2002 гг. Кроме обучения специалистов проект оказал помощь на закупку оборудования (4,4 млн руб.) и формирование капитала кооперативов (3,4 млн руб.).
В 2001 г. Фонд Евразия оказал помощь 40 кооперативам в техническом оснащении на сумму 7,5 млн руб.
С 1997 г. в Волгоградской обл. работает Германский кооперативный союз Райффайзен. Опираясь на свой 150-летний опыт и опыт работы в других странах, союз оказывает помощь в развитии многоступенчатой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации.
Волгоградская область является безусловным лидером в развитии кредитной кооперации: создано 46 кооперативов, общее количество членов кооперативов — более 11 тыс. физических и юридических лиц. За 2002 г. кооперативами выдано около 5 тыс. займов на общую сумму 200 млн руб.
Основными составляющими успеха в данных кооперативах являются:
• активные лидеры фермерских организаций;
• широкая поддержка, включая финансовую помощь, развития кредитной кооперации администрацией области и районов;
• консультационная помощь союза Райффайзен;
• финансовая помощь краткосрочными займами Фонда развития сельской кредитной кооперации.
Еще одной формой кредитной кооперации
13 «Российская газета». 2004 12 ноября.
14 «Российская газета» 2004 1 декабря.
15 Методическое пособие по кредитной кооперации. Вып. № 2.
- Ростов-на Дону, 2004. - С. 8-10.
МП являются общества взаимного кредитования (ОВК). В их создании заложен значительный потенциал ускоренного развития МП. Они особенно актуальны, потому что в банковском законодательстве намечается тенденция к резкому увеличению размеров уставного капитала.
Согласно п.1 ст.12 Федерального закона № 88-ФЗ «общества взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства создаются для аккумулирования временно свободных денежных средств участников указанных обществ в целях оказания им финансовой помощи». Как видно, в данной норме ничего не говорится о том, в какой форме юридического лица могут функционировать ОВК: хозяйственные товарищества или общества, некоммерческие организации и т.д. Не сказано даже, являются ли они вообще юридическими лицами и следует ли их относить к кредитным организациям. То есть для ОВК юридически не определены ни механизм их формирования, ни способ функционирования. Поэтому неудивительно, что в настоящее время ОВК либо вообще не регистрируются, либо регистрируются как субъекты МП или подразделения общественных организаций (аналогичные профсоюзным кассам взаимопомощи на советских предприятиях). В Москве в национальную ассоциацию организаций финансовой взаимопомощи, учрежденную Гильдией купцов и промышленников России, входят только 4 таких общества16.
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона № 88-ФЗ ОВК субъектов МП:
• вправе не размещать обязательных резервов в Центральном банке РФ;
• могут поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации;
• определяют размер, периодичность и порядок внесения вкладов (взносов) участниками указанных обществ, а также предельные размеры, сроки и условия оказания им финансовой помощи;
• не вправе предоставлять денежных средств физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками указанных обществ. Несмотря на то, что ОВК занимаются некоторыми банковскими операциями, они существенно отличаются от банков тем, что не ориентированы на получение прибыли. В своей деятельности они полностью опираются на собственные средства, формируемые из членских и паевых взносов учас-
16 Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в Москве. Вып. 3.- М., 2002.- С. 360.
тников. Доход, получаемый в результате кредитных операций, пропорционально распределяется между членами общества. ОВК принимают на себя функции, с которыми в России плохо справляются государственные органы и банковская система - предоставляют кредиты своим членам-субъектам МП под низкий процент и дают гарантии по их обязательствам. Для получения кредита в ОВК, как правило, не нужен залог, а процентная ставка только покрывает минимальные накладные расходы. ОВК могут давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.
Поскольку сегодня в России финансовая инфраструктура не так сильна, ОВК должны были бы играть более весомую роль в финансовом обеспечении малых предпринимательских структур. Кроме того, во многих случаях развитая сеть таких обществ - эффективный посредник между субъектами МП и банками.
К сожалению, существующая в нашей стране нормативная база не способствует развитию и распространению кредитных кооперативов. Ни в одном из действующих законодательных актов до сих пор не определены отличительные особенности кредитных кооперативов, специфика их организации и деятельности как особого рода финансовой организации. Сельские кредитные кооперативы, хотя и являются потребительскими, все же имеют свои существенные особенности: они действуют в особой сфере - финансовой. Они объединяют людей на основе профессиональной и социальной общности, не оказывают услуг сторонним лицам и организациям, а только членам кооператива. В основе деятельности кредитных кооперативов лежат кооперативные принципы, что отличает их от коммерческих банков. Сельская кредитная кооперация не является конкурентом банковской системе по следующим причинам:
• ориентирована на пайщика с более низким уровнем дохода (в том числе легального), чем банковская система;
• предъявляет значительно более низкие требования к залоговому обеспечению займов посредством реализации принципа коллективной ответственности пайщиков;
• банковская система не может обеспечить наличия структурного подразделения банка во всех городах, а региональная сельская кредитная кооперация решает проблему доступности
финансовых услуг населению в каждом населенном пункте.
Несмотря на достаточно простую организационную и функциональную составляющую кредитных кооперативов, субъекты МП могут столкнуться с некоторыми проблемами при их создании.
Во-первых, ограниченные ресурсные возможности потенциальных участников. Подавляющее большинство отечественных малых предприятий испытывают финансовые трудности. В таких условиях целесообразность немедленного вложения средств в кредитный кооператив ради обеспечения возможности в перспективе получить кредит вызовет у них сомнения.
Во-вторых, возникает еще одна проблема: кто и по каким критериям будет устанавливать очередность получения кредитов участниками кредитного кооператива? В результате этот, на первый взгляд, сугубо технический вопрос может стать «камнем преткновения», о который разобьются самые аргументированные в теоретическом плане рекомендации.
В-третьих, степень доверия к партнерам по бизнесу, сложившаяся в современной отечественной экономике, не нуждается в комментариях. Сейчас не так легко сформировать даже маленький коллектив предпринимателей, в котором каждый поручился бы за всех остальных. Возможность присвоения кем-либо кассы общества достаточно велика. Именно поэтому кредитные ресурсы таких кооперативов чрезвычайно малы и призваны удовлетворять только самые острые финансовые потребности предпринимателей.
Несмотря на перечисленные трудности, кредитные кооперативы способны решить одну из наиболее важных и сложных задач в сфере МП - микрокредитование. Это связано с теми преимуществами, которые имеют кредитные кооперативы. К ним относятся:
• демократический стиль управления кредитным кооперативом: один пайщик - один голос, возможность участия в управлении и принятии важных решений каждым пайщиком;
• приемлемые требования по обеспечению займов, так как кредитный кооператив объединяет людей, хорошо знающих друг друга;
• высокая степень финансовой защищенности кредитного кооператива, поскольку высокорентабельному и достаточно рисковому вложению средств кредитный кооператив предпочитает среднерентабельные, но надежные операции;
• распределение доходов кредитного кооператива на благо его членов;
• более низкий процент по займам пайщикам и более стабильный процент по сбережениям за счет того, что кредитный кооператив не стремится к прибыли;
• материальная взаимоподдержка участников кредитного кооператива;
• возможная поддержка государственных или муниципальных органов власти (например, муниципальные органы могут предоставить кредитным кооперативам помещения в аренду на льготных условиях).
Кроме того, субъекты МП, вступившие в кредитный кооператив, могут получить исчерпывающую информацию обо всех его членах, а также в процессе участия в нем приобрести кредитную историю. С помощью подобного взаимного сотрудничества возможно не только решение отдельных производственных, финансово-инвестиционных и иных проблем, но и последовательное очищение среды малого предпринимательства от недобросовестных элементов, а также реальное противодействие криминальным и бюрократическим структурам.
В то же время кредитные кооперативы имеют длительный срок окупаемости, а иногда вообще не приносят прибыли. Поэтому их попытки выжить самостоятельно приводят, как правило, к удорожанию услуг для субъектов МП, т. е. непосредственно для тех, кто нуждается в их услугах и для кого они, собственно, и создаются. В результате соответствующая среда для развития малого бизнеса на территории не формируется, и субъекты МП остаются в одиночку со своими проблемами.
В связи с указанными обстоятельствами необходима государственная финансовая поддержка кредитной кооперации для субъектов МП. Однако роль государства в развитии кредитной кооперации неоднозначна. Среди специалистов ведутся дискуссии о том, в какой мере государство должно принимать участие в становлении этой системы: от установления рамочных отношений и контроля до прямого финансирования стартового капитала.
Некоторые специалисты17, опираясь на опыт стран третьего мира, считают, что государство ни в коем случае не должно проводить своих целевых кредитов через кооперативные структуры, чтобы не искажать кооперативных принципов и не мешать
11Янбых Р. Кредитные кооперативы и их роль в становлении мелкого бизнеса в сельской местности // Предпринимательство в России.- 1997.- № 3.- С. 53.
их развитию как независимых организаций, конкурирующих в рыночной среде. Государственная помощь в виде грантов и субсидий, по их мнению, должна проводиться напрямую к производителям в рамках конкретной целевой программы.
Другие специалисты считают, что важной закономерностью развития кредитной кооперации является финансовая поддержка этого процесса государством. Данная поддержка имеет несколько форм. Во многих странах государство оказывало прямую финансовую поддержку при создании сельских кредитных институтов. Как показывает опыт европейских стран, государство предоставляло финансовые средства для формирования уставного капитала кооперативных банков. При этом капитал локальных кооперативов формировался за счет средств самих членов кооперативов. В США государство предоставило 12 кооперативным федеральным земельным банкам 125 млн дол. в качестве беспроцентного, бессрочного займа при их создании.
Для расширения финансовой базы деятельности кооперативного кредита государство использовало также выпуск ценных бумаг. Во Франции выпускались боны и займы на 5-15 лет. В США этот подход был применен в значительно более широких масштабах. Облигации не имели гарантий государства. Они обеспечивались гарантиями всей системы банков и в неявном виде гарантировались государством.
В США ценные бумаги фактически стали основным способом и источником формирования кредитных ресурсов. Это определялось тем, что собственных средств фермеров было недостаточно для интенсивных заимствований. Кроме того, кооперативам было трудно конкурировать с коммерческими банками в привлечении средств населения.
В России государство предоставляет некоторые льготы организациям кредитной кооперации. В частности, Федеральный закон № 8-ФЗ предусматривает льготы для ОВК. Они имеют право не размещать обязательных резервов в Центральном банке РФ. Смысл этой льготы заключается в том, что финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении ОВК, увеличиваются на величину тех средств, которые были бы «заморожены» в качестве резервов на счетах Центрального банка РФ, как это имеет место в случае с другими кредитными организациями.
Возможность поручать управление собственными ресурсами банку-депозитарию или иной кредитной организации не является, строго говоря, льготой. Однако эта мера может оказать стимули-
рующее влияние на деятельность ОВК, поскольку эффективное управление временно свободными ресурсами данных обществ будет увеличивать финансовую базу их деятельности за счет оговоренного с банком-депозитарием или иной кредитной организацией процентного дохода, а также существенно увеличит их финансовую устойчивость.
Кроме того, запрет на предоставление ОВК денежных средств физическим и юридическим лицам, которые не являются участниками этих обществ, выполняет важную защитную роль финансовых интересов участников ОВК. Данное требование связано также с тем, что выдавать займы неограниченному кругу лиц на регулярной основе вправе только кредитные организации согласно закону о банках18.
Местные органы власти могут освобождать кредитные кооперативы полностью или частично от местных налогов. Такое право предоставлено им ст. 8 Федерального закона от 25.09.1997 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» 19 (в ред. от 28.12.2004), в котором сказано, что представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами, а также принимать решение об установлении или отмене местного налога и сбора.
В последние годы в научной литературе доминирует точка зрения, согласно которой государственные и муниципальные органы власти должны более тесно взаимодействовать с организациями кредитной кооперации субъектов МП20. Первоначально членами кредитных кооперативов, как правило, являются предприниматели и предприятия с небольшим достатком. Поэтому сформировать достаточно большую кассу только за счет накоплений пайщиков чрезвычайно сложно. В такой ситуации целесообразно привлечение сторонних средств с последующим их возвратом или участие в кредитном кооперативе органов местного самоуправления.
В пунктах 1и 2 ст.13 закона № 126-ФЗ сказано, что «местные органы самоуправления выполняют функции по организации местных финансов во взаимодействии с финансово-кредитными органи-
18 В.В. Витрянский вопреки преобладающему в литературе мнению, считает, что действующее законодательство не запрещает одним участникам имущественного оборота, не относящимся к банкам или иным кредитным организациям, предоставлять займы другим участникам имущественного оборота. См.: Витрянский В.В. Договор займа. Общие положения и отдельные виды договора. - М., 2004.- С. 124.
19 СЗ РФ.- 1997.- № 39.- Ст. 4464.
20 Телегина Е.М. Формирование инфраструктуры малого бизнеса в крупном городе. Дис. канд. экон. наук.- СПб., 2001.- С. 130.
зациями, действующими как на территории соответствующего муниципального образования, так и за ее пределами. Местные органы самоуправления содействуют развитию рынка местных финансов, местных финансово-кредитных организаций».
Таким образом, органы местного самоуправления могут активно поддерживать деятельность кредитных кооперативов. На практике уже есть положительные примеры. В некоторых регионах при поддержке местных органов власти реализуются программы создания сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (Волгоградская, Саратовская обл.); осуществляются государственное финансирование и кредитование данных кооперативов21.
Необходимо иметь в виду Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»22, согласно которому Федеральный закон № 126-ФЗ с 1 января 2006 г. утратит силу. Возможно, в новом нормативном акте, посвященном финансово-кредитным отношениям органов местного самоуправления, сотрудничество данных органов с организациями кредитной кооперации будет более эффективным для субъектов МП.
Однако на практике уже имеются положительные примеры того, когда одними из учредителей кредитных кооперативов являются представители органов местного самоуправления в лице муниципального фонда поддержки малого предпринимательства (или иной организации). Например, фондом ПМП в Республике Северная Осетия - Алания (РСО - Алания) был создан в порядке эксперимента потребительский кооператив финансовой взаимопомощи «Пайщик», в который были вложены для начала небольшие средства, имеющиеся у фонда23. Пайщиками данного кооператива могут стать не только предприниматели, желающие пользоваться его кредитными ресурсами, но и те кто просто хочет выгодно вложить свой капитал, так как ФПМП РСО - Алания гарантирует более высокие проценты, чем в коммерческих банках.
Кредитные кооперативы, соучредителями которых являются муниципальные фонды ПМП, могли бы взаимовыгодно сотрудничать с коммерческими банками, в том числе быть поручителями перед коммерческими банками при предоставлении кредитов своим пайщикам.
21 Бажан. А.И. Указ. соч. - С. 27.
22 СЗ РФ.- 2003.- № 40. -Ст. 3822.
23 Климатова З.А. Современные проблемы развития малого бизнеса и предпринимательства (на примере Республики Северная Осетия - Алания). Дис. канд экон. наук.- М., 2001.- С. 149.
Как известно, одной из основных причин отказа в кредитовании малого бизнеса со стороны коммерческих банков является отсутствие надежного обеспечения выдаваемых кредитов. Если соучредителем кредитного кооператива будет выступать муниципальный ФПМП, активно действующий на данной территории и зарекомендовавший себя надежным партнером, коммерческие банки будут более заинтересованы в данном сотрудничестве, а субъекты МП получат еще одну возможность кредитования своей деятельности.
В свете сказанного представляет интерес опыт функционирования некоммерческой организации «Женский потребительский кооператив финансовой взаимопомощи «Содействие»24. Этот кооператив, учрежденный по инициативе группы предпринимателей в 1997 г., выполняет экспериментальную программу «Микрофинансирование женских предпринимательских проектов» при поддержке целевого займа федерального ФПМП. Опыт работы кооператива «Содействие» был отмечен в одной из Федеральных программ поддержки малого предпринимательства.
В рассматриваемом кооперативе, как и в банках, выдаче займа предшествует процедура рассмотрения заявок, оформления документов, привлечения поручителей и залогов. Однако все эти процедуры осуществляются быстро. В дальнейшем время на выдачу займа измеряется несколькими часами.
Кооператив руководствуется принципами партнерского, а не клиентского (как в банках) отношения с пайщиками. Принимаются залоги, но они, как правило, оказываются неликвидными и являются не средством обеспечения потерь от невозвращения займов, а свидетельством дееспособности заемщика. Например, автомобиль «Жигули» 1971 г. выпуска не может являться залогом в рыночном отношении, но он представляет собой достаточно надежное обеспечение обязательств в данной системе как средство, используемое в бизнесе заемщика, которым он рискует, принимая на себя обязательства по займу.
Аналогичный подход применяется и при привлечении поручителей. Они, как правило, бывают из той же среды предпринимателей. Разумеется, такие поручители также мало обеспечены, и вероятность исполнения ими обязательств за заемщика весьма проблематична. Однако это с лихвой компенсируется опасностью ухудшения личностных отношений,
24 Мишенькина Т.Н. Реализация программы микрофинансирования малого предпринимательства в Смоленской области /
Механизмы развития малого предпринимательства в России. - М., 2002.- С. 158.
утраты деловой репутации, и, тем самым, становится весьма эффективной формой солидарной ответственности по микрозаймам, особенно в провинциальных районах или в замкнутых социальных группах, где сильны и ценны межличностные связи.
Займы - 9% в месяц - могут показаться дорогими, не соответствующими логике поддержки предпринимательства. Однако льгота заключается не в плате за привлеченные средства, а в формировании регулярного и оперативного доступа к финансовым ресурсам, что более актуально и предпочтительно для основного круга пайщиков. Результатом деятельности кооператива «Содействие» является выдача 200 займов в месяц. При этом уровень возвратности заемных средств составляет 98,5%.
Несмотря на большое число федеральных законов, многие аспекты деятельности организаций кредитной кооперации не получили отражения, такие как:
• механизм обеспечения надежности системы кредитной кооперации (деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти);
• формы государственной поддержки развития системы кредитной кооперации;
• деятельность саморегулирующихся организаций системы кредитной кооперации;
• участие организаций системы кредитной кооперации в государственных целевых программах.
В связи с этим Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «О кредитной кооперации», который будет серьезным финансовым инструментом для поддержки субъектов МП как юридических, так и физических лиц. Желающие получить, к примеру, стартовый капитал для развития своего бизнеса смогут вступить в члены кооператива в качестве деловых партнеров. Для этого нужно будет внести определенный пай (как правило, начальные суммы при вступлении в потребительские кооперативы граждан колеблются от 50 до 100 руб., но для юридических лиц будут выше). Затем члены кооператива, хорошо знающие друг друга, примут решение о выделении необходимой суммы. При этом начинающим или уже процветающим бизнесменам не нужно будет представлять чего-либо в залог. Правда, предпочтение при выдаче займов согласно закону будет отдаваться не высокорентабельному и достаточно рисковому вложению средств, а среднерентабель-ным, но надежным операциям.
До сих пор в пайщиках кредитных кооперативов могут числиться только физические лица. Юридическим лицам, по закону о потребительских кооперати-
вах граждан, подход к «народным копилкам» заказан. Собственно, вокруг этого вопроса и велись основные дебаты, не давая ходу законопроекту «О кредитной кооперации». Против высказывались многие, в том числе и банкиры. Они видят в лице «денежных» кооперативов граждан мощного конкурента, который посягнет на финансовых монополистов. Планируется, что отныне кредитные кооперативы могут создаваться в России как в виде кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных кооперативов, так и обществ взаимного кредитования, ипотечных кредитных кооперативов и иных кооперативов. При этом законом будут четко оговорены правила членства (условия, права, обязанности) физических и юридических лиц, детально прописаны финансовые отношения между членами кооператива и их деловыми партнерами.
Наряду с формами и способами поддержки государством кредитного кооперативного движения, большой интерес представляет и практика его ор-ганизации25. В некоторых зарубежных странах уже опробована и успешно действует многоуровневая система кредитных кооперативов. В частности, в Нидерландах существует двухуровневая система работы кооперативных кредитных учреждений. Ее составляют Центральный кооперативный банк «Рабобанк» и 600 местных банков. Последние являются акционерами Рабобанка.
В Европе, прежде всего в Германии и Австрии, сложилась трехуровневая система организации.
Фактическая трехуровневая система с самого начала возникла в США. В 1980-е гг. на низшем уровне действовали местные банковские и кредитные ассоциации. Следующий уровень - региональные банки (земельные, краткосрочных кредитов и для кооперативов), которые действовали в рамках первоначально очерченных 12 регионов. И на высшем уровне функционировали Корпорация по финансированию сельскохозяйственных кредитных банков, Корпорация по лизингу, Корпорация по капиталам, а также Центральный банк кооперативов. В настоящее время система несколько изменилась. Уменьшилось количество местных ассоциаций. Остался лишь один банк для краткосрочных кредитов, 11 фермерских кредитных банков, и создано 3 банка для кооперативов вместо одного центрального.
В научной литературе существуют различные предложения по повышению эффективности функционирования кредитных кооперативов. К сожа-
25 Методическое пособие по кредитной кооперации. Вып. № 2. - С. 7-8.
лению, некоторые ученые предлагают зарубежные модели, не учитывая российской специфики. Одним из таких предложений является создание многоуровневой системы кредитных кооперативов, подобно приведенным. Заключается она в следующем.
Кредитные кооперативы за счет объединения своих ресурсов создают вертикально интегрированные структуры в целях концентрации инвестиций на региональных или общероссийском уровнях для их последующего перераспределения в пользу значительных и долгосрочных проектов. В российской практике нечто подобное уже существует.
В Ростовской обл. возрождение сельскохозяйственной кредитной кооперации началось с созданием областного кооператива «Донской фермер» в августе 1996 г. Политика развития кооперации по территории области строилась на основе американской модели (кооперативный банк с филиалами). До 1999 г. на базе районных фермерских организаций самоуправления было организовано 10 филиалов (представительств). В 1999 г. наиболее успешные подразделения областного кооператива стали преобразовываться в юридически самостоятельные районные кооперативы, которые остались членами областного кооператива.
В настоящее время в области действует двухуровневая система сельскохозяйственных кредитных кооперативов.
Кооперативы первого уровня (районные, филиалы областного) являются основой системы. Их задача - привлечение средств в фонд финансовой взаимопомощи от своих членов по договорам займа и выдача займов другим членам, нуждающимся в дополнительных денежных средствах;
Кооператив второго уровня - областной кооператив «Донской фермер» - объединяет кооперативы первого уровня. Основные задачи - привлечение средств из внешних источников для кооперативов первого уровня, создание гарантийного и страхового фондов, а также разработка единых нормативов и правил деятельности для всей системы.
На сегодняшний момент в систему входят 23 районных кооператива и областной кооператив с 6 филиалами. Общее количество членов - 1,2 тыс. В 2003 г. выдано более 700 займов на общую сумму 50,5 млн руб.
По словам официальных лиц, следующим шагом в улучшении кредитования малого и среднего бизнеса может стать создание кредитного кооперативного банка26.
Действующее законодательство разрешает
26 Российская газета.- 2005.- № 17.
кооперативам создавать банки, которые могли бы концентрировать ресурсы кооперативов. Однако банки являются коммерческими организациями, которые должны заботиться об увеличении своего капитала за счет максимизации прибыли и снижения рискованности операций, а не о том, чтобы кредитовать своих акционеров (пайщиков). К тому же, банковское законодательство ограничивает выдачу банками кредитов своим акционерам. Поэтому консолидаторами и перераспределителями ресурсов кредитных кооперативов на местах должны быть не коммерческие банки, а кредитные кооперативы более высокого уровня, сформированные за счет взносов кредитных кооперативов нижнего уровня. В международной практике за такими структурами утвердилось название «кооперативные банки».
Один из сторонников данной модели - А.И. Бажан - считает, что без такой системы «кредитные кооперативы будут оставаться маломощными финансовыми структурами, ориентированными на удовлетворение незначительных текущих потребностей их участников, что, безусловно, тоже важно, однако не решает проблему инвестиций»27.
Представляется, что автор этих строк пытается решить проблему кредитования МП с конца, а не с начала. В российском малом бизнесе существуют две проблемы: выживания и развития. Не решив проблемы выживания, решать проблему развития не имеет смысла. Основной целью создания кредитных кооперативов как раз и является удовлетворение текущих потребностей их участников, т. е. помощь в выживании субъектов МП. А.И. Бажан ставит проблему инвестиций выше всех остальных в деятельности кредитных кооперативов. Тогда возникает вопрос: кого они будут инвестировать при сохраняющейся тенденции разорения субъектов МП в некоторых отраслях экономики? Благополучные в финансовом отношении субъекты малого бизнеса могут обращаться и в обычные банки.
Следующий аргумент против предложенной модели заключается в том, что в памяти россиян еще свежи инвестиционные банки типа «МММ». Не будут ли они прототипом «кооперативных банков» и много ли найдется смельчаков, вкладывающих туда свои деньги?
Разумеется, проблема инвестиций в малом бизнесе немаловажна. Однако решать ее можно не только в рамках кредитной кооперации.
Для создания многоуровневой системы кредитных кооперативов необходимо наличие большого числа таких кооперативов с устойчивым финансовым
27 Бажан А. И. Указ. соч. - С.27.
положением. В настоящее время в России насчитывается немногим более 400 кредитных кооперативов28. В масштабах всей страны такая цифра незначительна. Поэтому предложенная структура может себя не оправдать, затраты на ее содержание могут поглотить большую часть прибыли. Значит, создавать такую модель сейчас в России преждевременно.
В соответствии с Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год»29 на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, выделено 1,5 млрд руб.
Государственная поддержка малому бизнесу выражена в постановлении Правительства РФ от 22.04.2005 № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Согласно этому акту, средства федерального бюджета, предусмотренные в 2005 г. на государственную поддержку МП, предоставляются Министерством экономического развития и торговли РФ на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ в виде субсидий на развитие системы кредитования субъектов МП. Данные субсидии направляются:
• на субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в 2005 г. на срок не более 3 лет в российских банках кредитными потребительскими кооперативами граждан и потребительскими обществами в целях предоставления займов членам кооперативов, являющимся субъектами МП, для осуществления предпринимательской деятельности;
• на субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в целях предоставления займов членам сельскохозяйственных кооперативов, являющимся субъектами МП, для осуществления предпринимательской деятельности.
Кредитным потребительским кооперативам граждан и потребительским обществам субсидии предоставляются за счет средств бюджета субъекта РФ ежемесячно из расчета 50% произведенных кооперативами затрат на уплату процентов, но не более 1/2 ставки рефинансирования (учетной
28 Семенушкин И.М. Формирование механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Дисс. канд. экон. наук.- М., 2000.- С. 102.
29 Российская газета.- 2004.- 28-29 декабря.
ставки) Центрального банка РФ, действовавшей на дату предоставления кредита.
Сельскохозяйственным потребительским кооперативам субсидии предоставляются за счет средств бюджета субъекта РФ ежемесячно из расчета 2/3 произведенных сельскохозяйственными кооперативами затрат на уплату процентов, но не более 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действовавшей на дату предоставления кредита.
Приоритет при отборе субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии на развитие системы кредитования субъектов МП, имеют субъекты РФ, реализующие программы поддержки названных кооперативов за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств федерального бюджета. Субсидии предоставляются при отсутствии у кооперативов просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджетную систему РФ.
Очевидно, что если не будет контроля на местах за движением государственных финансовых ресурсов, то появятся так называемые «черные»
схемы, «откаты», «комиссии», которые удорожат кредиты, в результате чего малому бизнесу ничего не достанется. В связи с этим в Минэкономразвития создан наблюдательный совет из представителей Российского союза предпринимателей и промышленников (РСПП), Торгово-промышленной палаты (ТПП), «ОПОРЫ» и «Деловой России».
Около 150 млн дол., по подсчетам экспертов, составляет сегодня в России объем рынка микрофинансирования. Данная государственная программа субсидирования процентных ставок увеличит этот рынок более чем на 20%. В перспективе появляется сеть кредитных кооперативов, которые заполняют нишу, не интересную банкам. А из них потом могут вырасти крупные розничные банки.
Таким образом, в российском законодательстве уже есть некоторые предпосылки для развития системы кредитной кооперации в малом бизнесе. Все предложенные выше меры по совершенствованию законодательства в сфере кредитной кооперации, безусловно, должны способствовать развитию МП в нашей стране.
УРАЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ-УПИ И «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» ПРОВОДЯТ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ НАУЧНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ
«УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕПРОДУКЦИЕЙ И ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ»
Цель — ознакомить и обсудить с научной общественностью и специалистами результаты выполненных по теме исследований.
Издается сборник научных трудов, доклады будут опубликованы в профильных журналах Издательского дома «Финансы и Кредит». Приглашаем принять участие в конференции преподавателей, аспирантов вузов, научных сотрудников НИИ, специалистов предприятий.
дата и место проведения: 21 февраля 2006 г Зал Ученого Совета УПИ, аудитория I Часы работы конференции: 10.00 — 17.00
направления работы конференции
1. Концепция единого подхода к управлению репродукцией и инновационным развитием
2. Стратегии включения репродуктивного труда в реальный сектор экономики
3. Статистика, учет и анализ ресурсов, затрат и результатов репродукционной деятельности
4. Проблемы подготовки специалистов для сфер социальной и домашней репродукции
5. Проблемы создания общенациональной системы учета интеллектуальных активов
6. Методологические проблемы адаптации учета и отчетности российских фирм к МСФО
7. Пути активизации научно-инновационной деятельности в университете
8. Инновационный анализ: сущность, методика проведения, система оценочных показателей
9. Проблемы совершенствования методологических аспектов учета и анализа НМА
телефон для справок: 8(343)358-11-20 — Илышев Анатолий Михайлович; факс 8(343)375-95-02 e-mail: intelectaudit@r66/ru или [email protected] или [email protected]
требования к оформлению тезисов докладов
Формат листа А4. Поля — по 20 мм. Шрифт - 14. Интервал - одинарный. Объем до 5 с. В правом углу печатаются ф.и.о. авторов, их ученая степень и звание, затем указываются город и организация. Далее через 2 интервала — название доклада прописными буквами, а через 3 интервала следует текст доклада. В авторской справке: ф.и.о. автора, название доклада, должность и организация, почтовый адрес с индексом, телефон, e-mail, форма участия (очная или заочная) тезисы издаются в авторской редакции. срок приема тезисов: 16 декабря 2005 г.
30 Экономика и жизнь.— 2005. — 9 марта.