сч сч о сч
о ш Ш X
<
m о х
X
Система Портера-Лоулера показывает, что мотивация — это не простое звено в цепи причинно-следственных связи. Для руководителей эта теория показывает, как важно объединять усилия, результаты, способности, вознаграждения, восприятие и удовлетворение в одну единую систему мотивации персонала, где каждый элемент взаимосвязан друг с другом.
В организациях, использующих программу Портера-Лоулера, работники обязаны чувствовать точную связь среди своей заработной платы и своими стараниями, которые они применяют для её получения.
При пользовании этой системы в организации возможны некие осложнения. В частности, трудящиеся, не вкладывающие усилий для решения плана, вознаграждаются высокой заработной платой из-за своего стажа и дополнительных льгот. Зачастую именно льготы влияют на отношение сотрудника к организации, делая его более лояльным [3].
Чтобы усовершенствовать алгоритм получения наград, сделать его ещё лучше, Эдвард Лоулер придумал собственную программу получения зарплаты.
Денежное вознаграждение любого трудящегося надо поделить на 3 части:
1. Главная часть - это доход, за выполнение прямых обязательств, подразумевающий зафиксированную долю для каждого сотрудника, занимающего какую-либо должность.
2.Дополнительная часть, расчёт которой производится на основе собственных факторов (выслуга за рабочие годы, имеющиеся льготы и т.д.). Она начисляется для всех сотрудников, но автоматически регулируется.
3. Индивидуальная часть, которая высчитывается индивидуально для всех сотрудников компании. Определяет эффективность работающего личными достижениями за определенный период времени.
Критики выявили последующие недостатки в эксплуатации модели:
— вероятность определить навыки и способности работника субъективна, из-за чего могут возникать споры и недовольства.
— ограничение денежного хранилища малого бизнеса и частных организаций, что приводит к тому, что не всегда имеется возможность назначать награду за старания сотрудникам (как начальству, так и работающему может быть нелегко сформулировать ясное представление о заработной плате, которая ожидается).
Большинство из используемых сегодня предприятиями методов мотивации вытекают из рассмотренных теорий мотивации. Менеджерам и руководителям важно знать и применять теории мотивации, чтобы получить системное понимание такой функции управления, как мотивация; сформировать профессиональные компетенции.
Теории мотивации дают представление о том, что заставляет работника работать лучше. Они дают менеджерам инструмент для мотивации сотрудников и помогают им понять, как лучше управлять человеческими ресурсами и организационным поведением.
Нехватка знаний о теориях мотивации может привести к мысли, что денежные стимулы являются единственным способом мотивации персонала. Но следует понимать, что у людей разные потребности. Остается только выяснить их и, обладая этими знаниями, научиться правильно влиять на сотрудников. Кроме того, не стоит забывать, что эффективная мотивация
оказывает прямое воздействие не только на эффективность персонала, но и на его удержание, вовлеченность, удовлетворенность работой.
Литература
1. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации // Управление персоналом. - 2018. -№1. - с. 50-52.
2. Боковня А.Е. Мотивация — основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании): монография. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 144 с.
3. Варданян И.С. Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016. - №1. - с. 131-134.
4. Зубрина Е.В., Петрова Л.Н. Основы теории мотивации // Аграрное образование и наука. - 2016. - №4. - с. 41.
5. Исмаилова Н.Б. Основные теории мотивации / XXI Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. -Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет. - с. 40-44.
6. Коржавина А.А. Теории мотивации / Общественные науки. Современное состояние и перспективы развития: Материалы XXXII международной студенческой научно-практической конференции. - Екатеринбург: Общество с ограниченной ответственностью "ИМПРУВ", 2019. - с. 16-25.
Theories of motivation and their significance in the practice of human
resource management Zakharov G.V., Korostelev O.V., Korenko Yu.M., Lapshina N.V., Ofitserova N.A.
State University of Management
JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33
The article is devoted to the study of key theories of motivation and their significance for human resource management. Motivation is one of the most important functions of management, implying a system of motivating forces that make it possible to effectively solve the tasks facing the enterprise. The article analyzes the goals and methods of motivation in the content and procedural theories of motivation. It is emphasized that it is necessary to focus on employee motivation and the application by modern managers in their work of the basic theories of motivation, which allow them to understand how to manage staff more successfully. In addition, it is concluded that a good knowledge of motivation theories leads managers to understand that money is not the only motivating force. Employees have different needs, which makes it necessary to search for different ways of motivation, which also affect employee retention. Keywords: motivation, personnel management, meaningful theories of motivation, procedural References
1. Alekhina O.E. Stimulating the development of employees of the organiza-
tion // Personnel Management. - 2018. - No. 1. - with. 50-52.
2. Bokovnya A.E. Motivation is the basis of human resource management
(theory and practice of forming a motivating organizational environment and creating a unified company motivation system): monograph. - Moscow: INFRA-M, 2019. - 144 p.
3. Vardanyan I.S. Foreign and Russian experience in personnel motivation
management // Management in Russia and abroad. - 2016. - No. 1. - c. 131-134.
4. Zubrina E.V., Petrova L.N. Fundamentals of the theory of motivation //
Agrarian education and science. - 2016. - No. 4. - with. 41.
5. Ismailova N.B. Basic theories of motivation / XXI All-Russian Scientific and
Practical Conference of Nizhnevartovsk State University. - Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University. - with. 40-44.
6. Korzhavina A.A. Theories of motivation / Social sciences. Current state and
development prospects: Proceedings of the XXXII International Student Scientific and Practical Conference. - Yekaterinburg: IMPRUV Limited Liability Company, 2019. - p. 16-25.
Роль краудфандинга акций с точки зрения инвестора
Александров Андрей Владимирович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета), [email protected]
Гродинская Анна Николаевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета), [email protected]
В статье рассмотрены сущность и содержание краудфандинга акций, как одного из динамично развивающихся направлений современной краудсорсинговой деятельности. Показано, что проблема количественной оценки эффективности краудфан-динговых проектов является недостаточно проработанной в специальной литературе, относительно коллизионной. Цель статьи состоит в критическом анализе основных подходов к оценке эффективности краудфандинговых проектов и обосновании нового показателя такого рода оценки. Основными задачами статьи являются: уточнение сущности краудфандинга акций, как особого экономического процесса; критический анализ представленных в специальной литературе подходов к исследованию эффективности краудфандинга акций; обоснование авторского коэффициента эффективности краудфандингового проекта. Научная новизна исследования состоит в разработке коэффициента эффективности краудфандингового проекта, который базируется на синтезе подходов к оценке NPV проектов, методе оценки влияния краудфандинга на удельные управленческие расходы проекта и анализе количества привлекаемых краудфандеров по сравнению со среднеотраслевыми тенденциями в данной области.
Ключевые слова: инвестиции, краудсорсинг, краудфандинг, акции, управление проектами, чистая приведенная стоимость, управленческие расходы, риски краудфандинга.
Введение. Краудфандинг представляет собой один из наиболее динамично развивающихся социально-экономических процессов как в мировой экономике, так и в национальной экономической системе РФ. Так, за 2015 - 2021 г.г. суммарная стоимость реализации краудсор-синговых проектов в России возросла более чем в 4,8 раза [3, с.259].
Повышение качества процессов формирования и реализации краудфандинговых проектов непосредственно зависит от степени корректности, репрезентативности оценки уровня их финансовой и социально-экономической эффективности. Соответственно, цель статьи состоит в уточнении содержания краудфандинга акций, критическом анализе основных подходов к оценке эффективности краудфандинговых инвестиционных проектов и обосновании нового показателя такого рода оценки. Основными задачами статьи являются:
- уточнение сущности и видов краудфандинга акций, как особого экономического процесса;
- критический анализ представленных в специальной литературе подходов к исследованию эффективности краудфандинга акций;
- обоснование авторского коэффициента эффективности краудфандингового проекта.
Научная новизна исследования состоит в разработке коэффициента эффективности краудфандингового инвестиционного проекта, который позволяет комплексно оценить социально-экономическую эффективность краудфандинговой деятельности посредством рассмотрения в единой системе координат чистой приведенной стоимости соответствующего проекта с использованием краудфандинга и без такового, количества привлекаемых краудфандеров, а также влияния краудфандинга на величину удельных управленческих расходов, связанных с формированием и реализацией инвестиционного проекта.
Степень изученности научной проблемы.
Краудфандинг акций представляет собой один из видов краудсорсинговой деятельности. В соответствии с предлагаемым подходом, краудсорсинг представляет собой механизм коллегиального управления организациями, проектами или стартапами, заключающийся в обеспечении эффективной интеграции множества разрозненных кадровых, финансово-инвестиционных и информационных ресурсов для достижения некоторых общих целей менеджмента. Основными видами краудсорсинга, по мнению авторов, являются некоммерческий краудсорсинг, крауфандинг, краудконтроллинг и краудковоркинг.
Соответственно, краудфаундинг акций - это одно из направлений краудсорсинговой деятельности, представляющее собой коллективное инвестирование в режиме онлайн в корпоративные акции различных групп эмитентов и последующее коллегиальное управление такого рода акционерными проектами как в соответствии с общими принципами корпоративного права, так и с общими принципами организации краудсорсинговой
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м м
сч сч о сч
о ш Ш X
3
<
m о х
X
деятельности в целом. Кроме того, в отличие от традиционных инвесторов в корпоративные акции, краудфан-деры обычно принимают более активное участие в со-управлении соответствующими компаниями или инвестиционными проектами посредством генерирования и внедрения инновационных идей, соучастия в обработке информационных массивов инвестиционного проекта, его маркетинговом сопровождении в социальных сетях и т.п.
Основными преимуществами краудфандинга акций для инвесторов являются возможность оперативной покупки в рамках виртуального пространства интересующих инвестора ценных бумаг, использование для этих целей сравнительно небольших сбережений, возможность оперативного онлайн-контроля за процессом инвестирования и его эффективностью. Вместе с тем, базовыми рисками краудфандинга акций являются риск возможного предоставления эмитентом не вполне достоверной информации для потенциальных краудфан-деров, ценовой риск, риск ликвидности инвестиций и др.
Необходимо отметить, что в специальной литературе отсутствует единство мнений по поводу сущности и содержания оценки эффективности краудфандинго-вых инвестиционных проектов. Так, например, Р. Ботто использует для такого рода оценки инструментарий экспертного подхода [8, с.79]. О.В. Яшировский аргументирует целесообразность применения для оценки эффективности различных видов краудфандинга акций методического инструментария социологических исследований рынка, инвестиционной среды и т.п. [5, с.4].
Не оспаривая значимости экспертных процедур и социологических методов для оценки эффективности проектов в целом и анализа результативности краудфан-динговой деятельности, в частности, необходимо отметить, что существенным недостатком такого рода подходов является субъективизм оценивания.
М. Портер использует для оценки эффективности краудфандинга акций инструментарий портфельного подхода к исследованию организаций и проектов в целом [2, с.371]. На значимость портфельного подхода для исследования краудфадинговых процессов и проектов указывает и Ф. Баннер [6, с.62]. По нашему мнению, при всех достоинствах портфельного подхода к исследованию эффективности экономических систем он имеет ряд недостатков, основным из которых является нерешенность проблемы определения корректных критериев дифференциации квадрантов портфельной матрицы.
С. Бланк и Б. Дорф предлагают рассматривать эффективность краудфандинга с позиций минимизации трансакционных издержек, связанных с процессами формирования и реализации краудфандинговых инвестиционных проектов [7, с.115]. Не отрицая значимость трансакционных издержек в рамках проектного менеджмента, хотелось бы отметить, что сведение только к данному параметру эффективности проектов краудфан-дингового характера представляется не вполне корректным.
Э. Эстелес и Ф. Гонсалес предлагают применять для оценки эффективности краудфандинговых проектов модифицированный инструментарий сбалансированной системы показателей (ССП) [9, с.70]. Вместе с тем, конкретный состав такого рода показателей, специфичных для краудфандинговых инвестиционных проектов, а также алгоритмы их балансировки авторы не приводят.
В.А. Чорнобай акцентирует внимание на количественной оценке влияния цифровизации на финансово-
экономические критерии эффективности краудфандинговых проектов [4, с.130]. По нашему мнению, сведение эффективности краудфандинга только к оценке влияния фактора цифровизации представляется методически не вполне корректным; более репрезентативным был бы учет в единой системе координат широкого круга факторов финансового и нефинансового порядка, оказывающих прямое либо косвенное влияние на динамику эффективности краудфандинговой деятельности и, соответственно, потенциальный доход краудинвесторов в акции.
Р.А. Долженко для оценки эффективности использования краудфандинга в деятельности современных организаций предлагает рассчитывать показатель ресур-соотдачи краудфандинга, который, по его мнению, представляет собой отношение прибыли от реализации инвестиционного проекта такого рода к общей сумме привлекаемых на основании механизма краудфандинга финансово-инвестиционных и иных ресурсов [1, с.32]. Обратным данному показателю, согласно подходу Р.А. Долженко, соответственно, является ресурсоемкость краудфандинга, целевым направлением изменения которой является минимизация.
Результаты исследования. Нами предлагается коэффициент эффективности краудфандинга, позволяющий оценить сравнительную результативность применения данной управленческой технологии развития организаций, проектов, стартапов, а также прямого он-лайн-инвестирования в акции компаний. Данный коэффициент предлагается рассчитывать по следующей формуле:
Kk = (NPVk / NPVo)*(Lk / La)* (Uo/(Uk+Zk)) (1)
где Kk - предлагаемый коэффициент эффективности краудфандингового проекта;
NPVk - чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта при условии использования краудфан-динга;
NPVo - чистая приведенная стоимость реализации того же инвестиционного проекта без использования краудфандинга;
Lk - количество краудфандеров, привлекаемых для реализации рассматриваемого проекта (организации в целом или стартапа);
La - среднее количество краудфандеров, привлекаемых для реализации схожих по масштабу и функционалу проектов данной отрасли экономики;
Uo - доля управленческих и внереализационных расходов в суммарных затратах проекта при условии его реализации без использования технологии краудфан-динга;
Uk - доля управленческих и иных внереализационных расходов в структуре расходов на реализацию проекта при условии использования управленческой технологии краудфандинга;
Zk - доля расходов на организацию и осуществление краудфандинга в структуре расходов на реализацию проекта.
В целом, предлагаемый коэффициент эффективности краудфандинга интегрирует инструментарий доходного, сравнительного и затратного подходов к исследованию эффективности исследуемого нами управленческого процесса. Доходный подход заключается в расчете вариантов формирования чистой приведенной стоимости проекта при условии использования краудфан-
динга и без такового, сравнительный - на основании сопоставления количества краудфандеров, привлекаемых для формирования и реализации проекта, и среднего количества краудфандеров, используемых для осуществления схожих проектов той же отрасли экономики, затратный - при оценке влияния краудфандинга на динамику удельных управленческих и внереализационных расходов в рамках исследуемого проекта.
Таким образом, в соответствии с предлагаемым подходом, использование краудфандинга акций в управлении организацией или проектом будет тем более эффективным, чем в большей степени краудфандинг влияет на следующие параметры:
- обеспечивает максимизацию чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта (NPV) как за счет влияния на генерируемые им денежные потоки, так и в результате влияния на ставку дисконтирования проекта, которая представляет собой среднюю стоимость привлечения капитала на финансово-инвестиционном рынке;
- влияет на снижение удельных управленческих и внереализаионных расходов проекта за счет более результативного использования потенциала внешних краудфандеров для решения ряда менеджериальных проблем;
- при прочих равных условиях, практически при любом варианте краудфандеров более высокая результативность рассматриваемого нами управленческого процесса обеспечивается при относительно существенной численности краудфандеров по сравнению со средним количеством такого рода экономических субъектов, привлекаемых для реализации схожих по масштабу и функционалу отраслевых инвестиционных проектов (в т.ч. с точки зрения возможной дополнительной эмиссии акций для уже известного, определенного круга крауфандеров).
Заключение. Таким образом, предлагаемый нами показатель позволяет комплексно оценить социально-экономическую эффективность краудфандинговых проектов посредством рассмотрения в единой системе координат чистой приведенной стоимости соответствующего проекта с использованием краудфандинга и без такового, количества привлекаемых краудфандеров по сравнению со среднеотраслевыми тенденциями использования данного механизма, а также влияния краудфандинга на величину удельных управленческих расходов проекта.
Литература
1. Долженко Р.А. Некоторые аспекты оценки эффективности использования краудсорсинга в организации // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. -№36. - С.30-35.
2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2021. - 524 с.
3. Российская экономика: проблемы и перспективы.
- М.: Из-во Института экономической политики, 2022. -568 с.
4. Чорнобай, В. А. Краудсорсинг как явление цифровой экономики / В. А. Чорнобай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 130-131.
5. Яшировский О.В. Проблемы развития бизнеса на основе краудфаундинга / О.В.Яшировский // Деловая газета. - 2020. - №23. - С. 3-4.
6. Banner F. Crowdsourcing the law. - Wash., 2019. -288 p.
7. Blank, S., Dorf, B. The startup owner's manual / S.Blank, B.Dorf. - Boston: K&S Ranch, 2014. - 148 p.
8. Botto R. Crowdfounding for fillmarkets. - NY.: Krage Press, 2020. - 192 p.
9. Esteles E., Gonsales F. Towards to integrated crowdsourcing definition // Journal of informayion science. -2012.- №4. - P.67 - 71.
The role of equity crowdfunding from an investor's perspective Aleksandrov A.V., Grodinskaya A.N.
St. Petersburg State Institute of Technology (Technical University) JEL classification: G20, G24, G28, H25, H30, H60, H72, H81, K22, K34
The article examines the essence and content of equity crowdfunding as one of the dynamically developing areas of modern crowdsourcing activity. It is shown that the problem of quantifying the effectiveness of crowdfunding projects is insufficiently developed in the specialized literature, relatively conflicting. The purpose of the article is to critically analyze the main approaches to evaluating the effectiveness of crowdfunding projects and substantiate a new indicator of this kind of evaluation. The main objectives of the article are: clarification of the essence of equity crowd-funding as a special economic process; critical analysis of approaches presented in the special literature to research the effectiveness of equity crowdfunding; substantiation of the author's efficiency coefficient of a crowdfunding project. The scientific novelty of the research consists in the development of the crowdfunding project efficiency coefficient, which is based on the synthesis of approaches to the evaluation of NPV projects, the method of assessing the impact of crowdfunding on the specific management costs of the project and the analysis of the number of attracted crowdfunders in comparison with the average industry trends in this area.
Keywords: investments, crowdsourcing, crowdfunding, shares, project management, net present value, management costs, crowdfunding risks. References
1. Dolzhenko R.A. Some aspects of evaluating the effectiveness of
crowdsourcing in an organization // Economic Analysis: Theory and Practice. - 2014. - No. 36. - P.30-35.
2. Porter M. Competitive strategy. Methods of analysis of industries and
competitors. M.: Alpina Publisher, 2021. - 524 p.
3. Russian economy: problems and prospects. - M.: From the Institute of
Economic Policy, 2022. - 568 p.
4. Chornobay, V. A. Crowdsourcing as a phenomenon of the digital economy
/ V. A. Chornobay. - Text: direct // Young scientist. - 2020. - No. 46 (336). — S. 130-131.
5. Yashirovsky O.V. Problems of business development based on crowdfunding / O.V. Yashirovsky // Delovaya Gazeta. - 2020. - No. 23. -P. 3-4.
6. Banner F. Crowdsourcing the law. - Wash., 2019. - 288 p.
7. Blank, S., Dorf, B. The startup owner's manual / S. Blank, B. Dorf. - Boston:
K&S Ranch, 2014. - 148 p.
8. Botto R. Crowdfounding for fillmarkets. - NY.: Krage Press, 2020. - 192 p.
9. Esteles E., Gonzales F. Towards to integrated crowdsourcing definition //
Journal of informayion science. - 2012.- №4. - P.67 - 71.
X X
о го А с.
X
го m
о
to о м м