Научная статья на тему 'Некоторые вопросы оценки эффективности краудфандинга на отечественной краудфандинговой платформе «Планета»'

Некоторые вопросы оценки эффективности краудфандинга на отечественной краудфандинговой платформе «Планета» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2170
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАУД-ТЕХНОЛОГИИ / КРАУДФАНДИНГ / КРАУДФАНДИНГОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРАУДФАНДИНГА / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ КРАУДФАНДИНГА / CROWD-TECHNOLOGIES / CROWDFUNDING / CROWDFUNDING PLATFORMS / THE EFFECTIVENESS OF CROWDFUNDING / THE IMPACT OF CROWDFUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долженко Руслан Алексеевич

Рассмотрена сущность краудфандинга формы финансирования различных проектов, предполагающей использование финансовых ресурсов со стороны заинтересованных в результатах проекта субъектов, через специализированную краудфандинговую платформу, выделены его особенности по сравнению с прочими крауд-техно­логиями и показаны возможности использования в современном обществе. Предложен авторский вариант классификации краудфандинга. Описаны основные подходы к оценке эффективности краудфандинга, для чего были сопоставлены между собой понятия «эффективность» и «результативность», сформулировано определение эффективности краудфандингового проекта, выделены возможные виды эффективности краудфан­динга и предложены варианты показателей для оценки эффективности краудфандинга. Про­ведён анализ опыта крупнейшей отечественной краудфандинговой платформы «Планета» (включая сопоставление показателей расходов и доходов от краудфандинга), демонстрирующий, что краудфандинг находит все большее распространение на отечественном рынке, привлекает к себе большее количество пользователей-участ­ни­­ков, обеспечивает необходимый приток финансовых средств для платформы и минимум 1/3 заказчиков проектов и, значит, имеет большие перспективы для развития. Оценка эффективности краудфандинга затруднена потому, что эта технология недавно появилась на отечественном рынке, продолжает осваиваться пользователями и остаётся пока ноу-хау, вследствие чего компании провайдеры краудфандинговых услуг, как пра­вило, не разглашают результаты, которые были достигнуты на краудфандинговых плат­фор­мах, поэтому информации, необходимой для оценки эффективности краудфандин­га, недостаточно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some issues of assessing the effectiveness of crowdfunding in the domestic crowdfunding platform "PlanetA"

The essence of crowdfunding is studied. Crowdfunding is a form of financing the various projects involving the use of financial resources from the interested in the results of the project entities through a specialized crowdfunding platform. There are described the features of crowdfunding in comparison with other crowd-technologies, there is shown the possibility of its use in modern society. Due to a large variety of crowdfunding projects there is proposed author's version of the classification of crowdfunding. The article describes the main approa­ches to evaluating the effectiveness of crowdfunding, contrasts the concepts of "efficiency" and "ef­fectiveness", formulates the definition of the efficiency of the project, highlights the possible types of the effectiveness of crowdfunding and suggests indicators to measure the effectiveness of crowdfunding. The author analyzed the experience of the largest domestic crowdfun­ding platform "Planeta", conducted a comparison of indicators of expenditure and income from crowd-funding in relation to the platform. Performed in the analysis of the practice crowdfunding plat­form "Planet" has shown that crowdfunding finds the increasing distribution in the domestic mar­ket of crowdfunding, has attracted a larger number of users-members, provides the necessary financial flows for the platform and at least 1/3 of the customers of the projects and, therefore, has great prospects for development. Evaluation of the effectiveness of crowdfunding is difficult because this technology has recently appeared on the domestic market, continues to be mas­tered by the users, it remains to be the the know-how, so providers of crowd funding services usually do not disclose the results that have been achieved on crowdfunding platforms, as a result, the information necessary to assess the effectiveness of crowdfunding is not enough.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы оценки эффективности краудфандинга на отечественной краудфандинговой платформе «Планета»»

УДК 334.02

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРАУДФАНДИНГА НА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КРАУДФАНДИНГОВОЙ ПЛАТФОРМЕ «ПЛАНЕТА»

Р.А. Долженко

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 11 августа 2016 г.

Дата принятия в печать 25 ноября 2016 г.

Ключевые слова

Крауд-технологии, краудфан-динг, краудфандинговые платформы, эффективность крауд-фандинга, результативность краудфандинга

Выполнено при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания в сфере научной деятельности Алтайского государственного университета, проект № 2014/2-752

Аннотация. Рассмотрена сущность краудфандинга - формы финансирования различных проектов, предполагающей использование финансовых ресурсов со стороны заинтересованных в результатах проекта субъектов, через специализированную краудфан-динговую платформу, выделены его особенности по сравнению с прочими крауд-техно-логиями и показаны возможности использования в современном обществе. Предложен авторский вариант классификации краудфандинга. Описаны основные подходы к оценке эффективности краудфандинга, для чего были сопоставлены между собой понятия «эффективность» и «результативность», сформулировано определение эффективности краудфандингового проекта, выделены возможные виды эффективности краудфандинга и предложены варианты показателей для оценки эффективности краудфандинга. Проведён анализ опыта крупнейшей отечественной краудфандинговой платформы «Планета» (включая сопоставление показателей расходов и доходов от краудфандинга), демонстрирующий, что краудфандинг находит все большее распространение на отечественном рынке, привлекает к себе большее количество пользователей-участников, обеспечивает необходимый приток финансовых средств для платформы и минимум 1/3 заказчиков проектов и, значит, имеет большие перспективы для развития. Оценка эффективности краудфандинга затруднена потому, что эта технология недавно появилась на отечественном рынке, продолжает осваиваться пользователями и остаётся пока ноу-хау, вследствие чего компании - провайдеры краудфандинговых услуг, как правило, не разглашают результаты, которые были достигнуты на краудфандинговых платформах, поэтому информации, необходимой для оценки эффективности краудфандинга, недостаточно.

SOME ISSUES OF ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF CROWDFUNDING IN THE DOMESTIC CROWDFUNDING PLATFORM "PLANETA"

R.A. Dolzhenko

National Research University - Higher School of Economics (Moscow, Russia)

Article info

Received August 11, 2016

Accepted

November 25, 2016 Keywords

Crowd-technologies, crowdfun-ding, crowdfunding platforms, the effectiveness of crowdfunding, the impact of crowdfunding

Acknowledgements

Executed with assistance of the Ministry of Education and sciences of the Rf within a basic unit of the state task in the sphere of scientific activity of the Altai state university, the project No. 2014/2-752

Abstract. The essence of crowdfunding is studied. Crowdfunding is a form of financing the various projects involving the use of financial resources from the interested in the results of the project entities through a specialized crowdfunding platform. There are described the features of crowdfunding in comparison with other crowd-technologies, there is shown the possibility of its use in modern society. Due to a large variety of crowdfunding projects there is proposed author's version of the classification of crowdfunding. The article describes the main approaches to evaluating the effectiveness of crowdfunding, contrasts the concepts of "efficiency" and "effectiveness", formulates the definition of the efficiency of the project, highlights the possible types of the effectiveness of crowdfunding and suggests indicators to measure the effectiveness of crowdfunding. The author analyzed the experience of the largest domestic crowdfunding platform "Planeta", conducted a comparison of indicators of expenditure and income from crowd-funding in relation to the platform. Performed in the analysis of the practice crowdfunding platform "Planet" has shown that crowdfunding finds the increasing distribution in the domestic market of crowdfunding, has attracted a larger number of users-members, provides the necessary financial flows for the platform and at least 1/3 of the customers of the projects and, therefore, has great prospects for development. Evaluation of the effectiveness of crowdfunding is difficult because this technology has recently appeared on the domestic market, continues to be mastered by the users, it remains to be the the know-how, so providers of crowd funding services usually do not disclose the results that have been achieved on crowdfunding platforms, as a result, the information necessary to assess the effectiveness of crowdfunding is not enough.

© Р.А. Долженко, 2016

Введение. В условиях значительной потребности трансформации отечественной экономики, приведения её в соответствие с требованиями инновационной парадигмы развития общества актуальными становятся возможности внедрения моделей, обеспечивающих значительное и массовое использование рассредоточенных общественных ресурсов (финансовых средств, интеллекта, информации и др.) в различных областях деятельности для решения предельно чётких задач [1]. Поэтому представляется актуальным исследование возможностей привлечения и удержания сообщества вовлечённых индивидов к решению актуальных для заказчика проблем. В случае, когда в качестве исполнителей задач привлекаются представители интернет-сообщества, заинтересованные лица, обычно говорят об использовании крауд-технологий. Одной из подобных форм организации взаимодействия заинтересованной стороны и сетевого сообщества с целью концентрации финансовых возможностей его отдельных представителей для реализации различных проектов является краудфандинг. Данный феномен уже несколько лет активно используется рядом провайдеров, к подобным проектам привлекается большое число пользователей Интернета, в научной среде все чаще встречаются работы, посвящённые отдельным сторонам краудфандинга. В рамках обзора научной литературы по данной теме рассмотрим, что такое крауд-технологии и какое место среди них занимает краудфандинг.

Содержание крауд-технологий, специфика краудфандинга и его виды. Крауд-тех-нологии по праву можно назвать технологиями XXI в., так как они основаны на использовании сети множества людей для совместной деятельности, консолидации их ресурсов (финансовых средств, интеллекта, знаний и др.) на специализированной платформе для реализации конкретных задач на основании публичной оферты. Это понятие является неологизмом, который образован англоязычным термином crowd («толпа») и дополняющим его значение словом, отражающим сферу и направление применения ресурсов общественной совокупности. Значение слова «толпа» в крауд-техно-логиях отличается от общепринятого - это любая группа, состоящая из условно-анонимных или незнакомых друг с другом участников.

Таким образом, крауд-технологии являются целым «пучком» самых разных направлений,

основанных на привлечении усилий открытого сетевого сообщества к решению тех или иных задач. Например, одни из самых распространённых понятий в этом направлении: краудсорсинг (от англ. sourcing - «передача ресурсов») - передача задания, обычно выполняемого персоналом организации или внешним контрактором, неопределённой, как правило большой, группе людей в форме открытого предложения (пример - Сбербанк-краудсорсинг); краудстор-минг (от англ. storming - «штурм»), который связан с поиском в среде потребителей продукта таких предложений, которые могут улучшить его качество (пример - Dell Ideastorm); крауд-кастинг (от англ. casting - «отбор») - действия, направленные на поиск людей и организаций, способных решить задачи, стоящие перед инновационными отделами крупных корпораций (пример - Innocentive); краудфандинг (от англ. funding - «финансирование») - привлечение общественности к финансированию актуальных для них проектов (пример - Kickstarter) и т. п.

В обобщённом виде крауд-технологии можно представить как подход к решению определённых задач, которые формулируются заказчиком на особой платформе, при котором в этот процесс вовлекается как можно большее количество неравнодушных людей, использующих свои собственные ресурсы для их решения. Первое упоминание базовой формы крауд-технологий было осуществлено Дж. Хау, который указал на возможности использования «толпы» для получения идей, обратной связи, решений для развития корпоративных активностей с помощью краудсорсинга [2]. Таким образом, краудсорсинг является базовой крауд-технологией [3]. В дальнейшем, когда в качестве основного ресурса «толпы» стали использоваться финансовые средства пользователей, было определено название для данной технологии - краудфандинг. В рамках данной работы нас интересует именно эта разновидность крауд-технологий.

В одной из самых цитируемых статей на тему краудфандинга, опубликованной группой авторов [4], было дано следующее определение: краудфандинг предполагает открытый призыв, большей частью через Интернет, для привлечения финансовых ресурсов, в том числе в форме пожертвований, в обмен на будущий продукт или некоторой формы вознаграждения для поддержки инициативы по достижению конкретной цели. Вознаграждение может быть осу-

ществлено в денежной или неденежной форме (например, признание).

Другими словами, краудфандинг - это форма взаимодействия заказчиков, планирующих создать новые продукты и призывающих пользователей платформы профинансировать их начинания за особые бонусы, пользователей, которые оценивают множество проектов, выбирают наиболее понравившиеся и покупают на них лоты, тем самым оказывая финансовую поддержку заказчиков, и платформы (таких пользователей называют акционерами или клиент-инвесторами [5]), на которой это взаимодействие организовано.

Краудфандинговая платформа предоставляет возможность любому пользователю (в соответствии с её требованиями), зарегистрировавшись, ознакомиться с уже действующими проектами (запись музыкального альбома, съёмка фильма, реставрация памятника, написание книги и т. п.), поддержать проект, который понравился, стимулировал желание получить в будущем за его финансирование уникальный контент и, наконец, придумать идею, сформулировать концепцию, создать с помощью экспертов платформы проект, чтобы в дальнейшем получить от пользователей финансирование на его реализацию.

Каковы отличительные особенности кра-удфандинга? На первый взгляд может показаться, что краудфандинг - это обновлённое название для благотворительности, однако между ними существует важное отличие, которое заключается в том, что люди, желающие поддержать идею деньгами, не дают их просто так, а получают в качестве благодарности различные бонусы (в зависимости от суммы поддержки), заранее придуманные автором. От того, насколько привлекательными будут эти бонусы, отчасти и зависит успех проекта. Именно поэтому зарубежные исследователи называют краудфандинг новым инструментом венчурного финансирования [6; 7].

Можно выделить общие моменты, характерные для проявления данной технологии на практике. Прежде всего, краудфандинг последовательно реализуется, как правило, в рамках следующих этапов:

1. Привлечение заинтересованной общественности к финансированию актуальных для неё проектов. Чем большее количество участников будет привлечено к краудфандин-говому проекту, тем больше средств будет по-

лучено, быстрее достигнута финансовая цель заказчика.

2. Организация и стимулирование процесса работы над проектом. Работа в рамках краудфандинга требует использования специализированных инструментов вовлечения участников в деятельность, особые инструменты стимулирования заказчиков и соинвесторов. Без особых знаний о специфике краудфандин-говой деятельности крайне сложно организовать успешный проект.

3. Селекция лучших проектов силами самих участников. Чем сильнее осуществляется финансирование, тем больше внимания обращают другие посетители платформы на проект.

В условиях использования краудфандинга для вовлечения людей к финансированию различных проектов с использованием Интернета следующим общим ключевым моментом для всех подобных проектов является наличие специализированной интернет-платформы. Таковой может выступать как специально созданный под проект сайт, так и многосторонняя площадка, на которой организуются разнообразные краудфандинговые проекты. Концепция многосторонних рынков и платформ достаточно подробно рассмотрена в ряде научных работ [8; 9], однако её применение по отношению к краудфандингу пока не было апробировано в теории и на практике. Ряд авторов понимает под многосторонней платформой организацию, создающую прибыль, в первую очередь за счёт обеспечения прямого взаимодействия двух или нескольких различных типов аффилированных групп сторон [10]. Особенностью подобных организаций является то, что пользователи платформы взаимодействуют друг с другом непосредственно, без контроля со стороны провайдера, который обеспечивает их взаимодействие на платформе. Причём для потребителей именно это взаимодействие обеспечивает основные ценности.

Формы взаимодействия между субъектами платформы краудфандинга различаются, поэтому можно говорить о существовании различных видов краудфандинга, выделяемых в зависимости от ключевых критериев, важных с точки зрения организации взаимодействия между ними. Авторская классификация крауд-фандинга как технологии софинансирования проектов на специализированных платформах с использованием «коллективных возможностей» представлена на рис. 1.

Определённость награды для акционера

Классификационные признаки

Благотворительность -П

1

Свободная цена Заранее определённая цена —

I

Статус достижения цели краудфандингового проекта

Виды краудфан-динга

Перечисление денег лишь при достижении цели

П_

Перечисление средств вне зависимости от статуса проекта

Цели краудфандингового проекта

Благотворительность

Наука

Искусство -1

1 Музыка

Технологии

Литература

Кино

Общество

Рис. 1. Виды краудфандинга в соответствии с различными классификационными признаками

Прежде чем проанализировать опыт крупнейшей отечественной краудфандинговой платформы, рассмотрим, какие методологические основания могут быть выделены для последующей оценки эффективности краудфандинговой деятельности на ней.

Теоретические подходы к оценке эффективности краудфандинга. Эффективность можно понять как «относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение» [11]. Таким образом, эффективность можно оценить через сопоставление издержек и полученного результата. Данной точки зрения придерживается М. Бухалков. По его мнению, эффективность является «своего рода ценой или платой за достижение данного результата» [12, с. 341].

Необходимо разграничить между собой понятия «эффективность» и «результативность», так как зачастую их путают. В силу того, что результативность деятельности является показателем того, насколько были достигнуты её цели, а эффективность - описывается как характеристика процесса деятельности, выделение показателя «результативность» применительно к краудфандингу необходимо, так как качество использования этой технологии зависит от степени достижения поставленных перед участниками целей и задач, а не от количества проектов или привлечённых участников.

Наглядное сопоставление категорий «эффективность» и «результативность» применительно к краудфандингу представлено на рис. 2.

Рис. 2. Эффективность и результативность использования краудсорсинга

Таким образом, применительно к крауд-фандингу, если оцениваются результаты конкретного краудфандингового проекта или платформы с точки зрения достижения поставленных перед участниками целей и задач, целесообразно использовать понятие «результативность». В случае с оценкой качества самого инструментария как такового, в целом, в сопоставлении возможных затрат и результатов - необходимо использовать понятие «эффективность». В контексте нашей работы мы будем использовать понятие «эффективность краудфандинга».

Исследователи Г.Г. Азгальдов и Т.Н. Береза считают, что любой результат деятельности организации «необходимо и достаточно характеризуется двумя наиболее общими свойствами - количеством (её единиц) и качеством (одной такой единицы)» [13], таким образом, применительно к краудфандингу в целом по

платформе её эффективность может быть определена с помощью двух факторов: количества проектов (всего проектов на платформе) и качества предложений (количества проектов, которые признаны успешными).

Очевидно, что оценка эффективности может быть осуществлена, если результат и затраты краудфандинга выражаются в одинаковых единицах измерения.

Проведённое нами изучение сущности эффективности как экономической категории позволило сделать вывод, что её следует трактовать как соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. При этом такое соотношение может иметь как аддитивную, так и рациональную форму. Развивая обозначенный подход, считаем, что эффективность краудфандингового проекта может быть определена в соответствии с рис. 3.

Рис. 3. Формализованное представление определения эффективности краудфандинга

Таким образом, с целью решения задачи определения эффективности краудфандингово-го проекта, важно определить возможные эффекты (результаты) и затраты.

Решая поставленную задачу, представляется, что потенциальные эффекты (результаты)

реализации краудфандингового проекта для заказчика могут быть квалифицированы как коммуникационные, репутационные, финансовые (рис. 4).

Эффекты (результаты) реализации краудфандингового проекта

Коммуникационные

Репутационные

Финансовые

Количество соинвесторов, привлечённых к финансированию проекта; количество потраченных гражданами человеко-часов на ознакомление с проектом

Изменение количества позитивных и негативных публикаций о проекте на площадке; повышение доверия пользователей к заказчикам проектов на платформе

Непосредственные экономические выгоды для заказчика и платформы (объем привлечённых финансовых средств к проекту); увеличение доходов от он-лайн-магазина платформы

Рис. 4. Классификация возможных результатов использования краудфандинга

Если рассматривать только финансовую сторону эффективности краудфандинга, то ключевой формой генерирования экономических выгод для заказчиков и платформы являются платежи пользователей в пользу понравившихся им проектов. Политика ценообразования большей части краудфандинговых платформ основана на принципе «Все или ничего», согласно которому лишь при достижении 100 % размера поставленной цели заказчик получает собранное финансирование (за минусом обязательных сборов). Некоторые платформы используют более гибкую систему, основанную на принципе так называемого «переломного момента» - его суть состоит в том, что заказчик может получить финансирование после достижения определённой доли сборов от заявленной цели. Если сборы не достигают «переломного момента», то деньги возвращаются акционерам в полном размере на их личные счета на платформе. В среднем комиссия платформы составляет от 5 до 10 % от каждого платежа. Также предусмотрен фиксированный размер комиссии платёжных систем, который составляет 5 %. Следует отметить, что с полученных финансовых средств заказчик должен уплатить НДФЛ -13 %, причём платформа берёт на себя функцию налогового агента.

Что касается расходов, связанных с организацией и реализацией краудфандингового проекта, по большому счету, они могут быть определены как затраты:

1) связанные с организацией конкретного краудфандингового проекта (расходы на оплату труда специалистов, отвечающих за 1Т-под-держку платформы и поддержание её в «рабочем» состоянии, модераторов проекта, а также лиц, обрабатывающих результаты проектов, расходы на покупку и содержание серверов);

2) на обучение работников, поддерживающих реализацию краудфандинговых проектов (1Т-специалистов, модераторов, фасилитаторов, аналитиков и др. - как нами было отмечено ранее, подобное обучение в отечественных вузах в настоящее время не ведётся, но можно прогнозировать открытие подобных направлений обучения в ближайшие годы);

3) материальное поощрение участников краудфандингового проекта с целью поддержания у них мотивации (эта статья расходов может отсутствовать).

Соотнесение результатов и затрат крауд-фандингового проекта позволяет выявить его прибыльность, ресурсоемкость и ресурсоотда-чу (в качестве ресурса выступают финансовые средства инвесторов), которые являются основными показателями эффективности (табл. 1).

Показатель Расчёт

Прибыльность Пр = Рд - Зд , где Пр - прибыльность краудфандингового проекта; Рд - результат краудфандинга в денежном выражении; Зд - затраты на организацию и реализацию проекта в денежном выражении

Крауд-ёмкость: - коммуникационная крауд-ёмкость; - репутационная крауд-ёмкость; - финансовая крауд-ёмкость З З З КЕ = кп КЕ = кп КЕ = п Р ' Р ' Р ' 1 ком реп фин где КЕ - крауд-ёмкость проекта; Зкп - затраты на организацию и реализацию краудфандингового проекта; Рком - коммуникационные результаты от реализации краудфан-дингового проекта; Рреп - репутационные результаты от реализации краудфандин-гового проекта; Рфин - финансовые результаты от реализации краудфандингового проекта

Крауд-отдача: - коммуникационная крауд-отдача; - репутационная крауд-отдача; - финансовая крауд-отдача ко = Рком КО = Рреп КО = Рфин З ' " З ' ' З ' кп кп кп где КО - крауд-отдача проекта

Таблица 1

Показатели эффективности использования краудфандинга

В заключение рассмотрения теоретических аспектов оценки эффективности краудфандинга следует отметить, что оценить финансовую сторону этого вопроса достаточно сложно из-за того, что эта технология, во-первых, недавно появилась на отечественном рынке, продолжает осваиваться пользователями, во-вторых, она остаётся пока ноу-хау, поэтому компании -провайдеры краудфандинговых услуг, как правило, не разглашают результаты, которые были достигнуты на краудфандинговых платформах. Как следствие, информации, необходимой для оценки эффективности краудфандинга, в открытых источниках крайне мало.

Гипотезы и методы исследования эффективности краудфандинговой деятельности на платформе «Планета». В нашей работе мы рассмотрим крайне актуальную сторону краудфандинговой деятельности, связанную с оценкой её эффективности. Для этого, в частности, проанализируем опыт крупнейшей крауд-фандинговой платформы в России - «Планета», оценим эффективность краудфандинговых проектов, которые реализуются на ней. В качестве основных методов исследования будут использованы структурный и функциональный методы. Будут рассмотрены результаты работ зарубежных и российских учёных, изучающих различные крауд-технологии, в частности кра-удфандинг. Анализ опыта краудфандинговой деятельности на платформе «Планета» будет осуществлён с помощью метода кейс-стади. Ключевая гипотеза исследования - краудфан-динговая деятельность в отечественной практике на текущем уровне развития является эффективной, т. е. приносящей экономический эффект для части пользователей краудфандин-говой платформы, однако для неё характерны резервы роста эффективности.

Попробуем проверить выдвинутую гипотезу, оценим эффективность краудфандинга на примере одной из самых успешных краудфан-динговых отечественных платформ - «Планета».

Практика реализации краудфандинговых проектов и оценка её эффективности на платформе «Планета». Краудфандинговая платформа «Планета» (https://www.planeta.ru) была открыта весной 2012 г., её организация была осуществлена в течение года, потребовала работы около 20 программистов. В настоящее время можно утверждать, что платформа добилась значительных успехов на поприще краудфандинга, количество зарегистрированных пользователей на текущий момент составляет более 500 тыс. человек. Большая часть из них хотя бы раз в месяц заходит на сайт, более 110 тыс. уникальных пользователей делают это хотя бы раз в неделю. Среднее количество посещений пользователями: в месяц - более 700 тыс., в неделю - более 155 тыс.

За время существования сайта было запущено 6 670 проектов (по состоянию на 1 мая 2016 г.). Если судить о динамике количества пользователей и запущенных проектов, то можно сделать вывод, что платформа выбрала верный путь, целевую аудиторию заказчиков и пользователей, способ организации их взаимодействия.

Однако, не все из запущенных проектов оказываются успешными, многие из них не получают даже десятой части запрашиваемого финансирования. Динамика общего количества проектов и числа успешных из них на крауд-фандинговой платформе «Планета» представлена в табл. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 (апрель) Итого

Общее количество запущенных проектов 215 986 1 560 2 990 919 6 670

Количество успешных проектов 87 388 687 986 172 2 320

Доля успешных проектов, % 40,5 39,4 44,0 33,0 18,7 34,8

Сборы, руб. 5 031 936 42 488 792 118 917 865 179 343 754 64 944 967 410 727 314

Таблица 2

Показатели деятельности краудфандинговой платформы «Планета»

Из данных табл. 2 видно, что треть всех запущенных проектов на платформе были успешными. Для 2015 г. характерно снижение количества удачных проектов, что может быть обусловлено экономической ситуацией в стране, а также тем, что некоторые проекты были запущены заказчиками из стран СНГ. В настоящее время около 14 % проектов инициированы пользователями не из России («Планета» ориентирована на русскоязычную аудиторию, у платформы нет англоязычного зеркала сайта). Таким образом, минимум треть проектов получает необходимое финансирование, достигает поставленных финансовых целей. Но так ли высок этот показатель?

К сожалению, среди отечественных научных работ оценка эффективности краудфандин-говых платформ не осуществлялась до сих пор. Лишь в одной статье сделана попытка сопоставить между собой показатели деятельности двух ключевых краудфандинговых платформ России - «Планеты» и «Бумстартера». По данным зарубежных исследователей, самая известная платформа - Kickstarter - характеризирует-ся более высоким показателем эффективности -он достигает 48 % [14]. Однако, как уже было сказано, подробная оценка эффективности платформ и её сопоставление в научной среде так и не была проведена, поэтому не представляется возможным точно указать причины такого расхождения в эффективности между крупнейшей отечественной и зарубежной платформой.

Как и многие другие начинания, использующие в своей основе модель многосторонней платформы, рассматриваемая краудфандинго-вая платформа помимо непосредственно услуг краудфандинга предлагает возможности создания, распространения цифрового контента, развивает сервисы трансляции, интернет-магазина и др. Таким образом, сайт использует массу пользователей для продвижения среди них дополнительных сервисов, предоставляющих для них добавочную ценность, другими словами, пытается создать «онлайн-экосистему» отношений потребителей и заказчиков. Это увеличивает доходность платформы, но усложняет

оценку эффективности непосредственно крауд-фандинговой деятельности.

Рассмотрим финансовые результаты крауд-фандинговой деятельности на платформе «Планета». Данные о сборах по годам были приведены в табл. 2. По состоянию на 17 июля 2016 г. на платформе «Планета» в общей сложности с использованием краудфандинга было собрано более 461 млн руб.

К сожалению, информации в открытых источниках недостаточно, чтобы провести оценку краудфандинга на платформе «Планета», однако, по приведённым данным можно сделать вывод, что в целом подобная деятельность является эффективной как для платформы, так и для, минимум, трети заявителей, проекты которых оказались успешными. Более того, подобная деятельность продолжает развиваться, а значит, в ближайшие годы эффективность кра-удфандинга будет только расти.

Заключение. Ключевым направлением рассмотрения в данной статье выступили кра-удфандинг - новое явление для отечественной практики, и возможные направления оценки его эффективности. Его появление обусловлено не просто стечением обстоятельств и возможностей организации софинансирования различных проектов через специализированную платформу. Можно согласиться с точкой зрения А. Arawal, С. СаЫ1ш, А. Goldfarb [15], что краудфандинг возник на стыке маркетинга, инноваций, теории трансакционных издержек, имел целевую причину возникновения и смог удовлетворить потребности некоторых представителей массового сообщества в использовании личных средств для финансирования различных проектов.

Анализ отечественной практики успешной краудфандинговой платформы «Планета» показывает, что краудфандинг находит все большее распространение, привлекает к себе большее количество пользователей-участников и, значит, имеет большие перспективы для развития. Уже сейчас подобная деятельность является в целом эффективной для самой платформы и для отдельных заказчиков.

Литература

1. Котляров И. Д. Экосистема: новые способы взаимодействия компании с работниками, клиентами и широкой публикой // Вестн. НГУЭУ. - 2013. - № 4. - С. 54-68.

2. Howe J. The Rise of Crowdsourcing. - URL : http://www.wired.com/wired/archive/14.06/ crowds.html (дата обращения: 1.08.2016).

3. Poetz M., Schreier M. The value of crowdsourcing: can users really compete with professionals in generating new product ideas // Journal of Product Innovation Management. - 2012. - № 29 (2). -P.245-256.

4. Kleemann F., Vofi G., Rieder K. Un(der)paid Innovators: the commercial Ut.ilization of Consumer work through Crowdsourcing // Science, Technology & Innovation Studies. - 2008. - Vol. 4. -№ 1, July. - P. 5-26.

5. Kuppuswamy V., Bayus B. L. Crowdfunding creative ideas: the dynamics of project backers in kickstarter // UNC Kenan-Flagler Research Paper. - 2013. - № 15.

6. Schwienbacher A., Larralde B. Crowdfunding of small entrepreneurial ventures // The Oxford handbook of entrepreneurial finance / ed. by D. J. Cumming. - Oxford : Oxford University Press, 2012.

7. Cosh A., Cumming D., Hughes A. Outside Entrepreneurial Capital // The Economic Journal. -2009. - № 119 (October). - P. 1494-1533.

8. Сооляттэ А. Ю. Бизнес-модели на основе многосторонних платформ: инновации, революционно преобразующие бизнес // Менеджмент инноваций. - 2011. - № 14 (2). - С. 88-93.

9. Яблонский С. А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. - 2013. - № 4. - С. 57-78.

10. Hagiu A., Wright J. Multi-sided platforms // Harvard business school working paper. - 2011. -№ 12 (October).

11. Современный экономический словарь / под ред. Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского, Е. Б. Стародубцевой. - М., 1998.

12. БухалковМ. Внутрифирменное планирование. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 392 с.

13. Азгальдов Г. Г., Береза Т. Н. Об учёте категории качества при вычислении сравнительной эффективности объектов // Экономика и математические методы. - 1996. - Т. 32. - Вып. 3. -С. 66-84.

14. Mollick E. The dynamics of crowdfunding: An exploratory study // Journal of Business Venturing. - 2014. - № 29 (1). - P. 1-16.

15. Agrawal A. K., Catalini C., Goldfarb A. The geography of crowdfunding. - National bureau of economic research, 2011.

References

1. Kotliarov I.D. Ecosystem: a new model of company's interaction with employees, customers and public. VestnikNSUEM, 2013, no. 4, pp. 54-68. (in Russian).

2. Howe J. The Rise of Crowdsourcing, available at: http://www.wired.com/wired/archive/14.06/ crowds.html (accessed August 01, 2016).

3. Poetz M., Schreier M. The value of crowdsourcing: can users really compete with professionals in generating new product ideas. Journal of Product Innovation Management, 2012, no. 29(2), pp. 245-256.

4. Kleemann F., VoB G., Rieder K. Un(der)paid Innovators: the commercial Ut.ilization of Consumer work through Crowdsourcing. Science, Technology & Innovation Studies, 2008, Vol. 4, no. 1, July, pp. 5-26.

5. Kuppuswamy V., Bayus B.L. Crowdfunding creative ideas: the dynamics of project backers in kickstarter. UNC Kenan-Flagler Research Paper, 2013, no. 15.

6. Schwienbacher A., Larralde B. Crowdfunding of small entrepreneurial ventures. Cumming D.J. (Ed.) The Oxford handbook ofentrepreneurial finance, Oxford University Press, 2012.

7. Cosh A., Cumming D., Hughes A. Outside Entrepreneurial Capital. The Economic Journal, 2009, no. 119 (October), pp. 1494-1533.

8. Soolyatte A.Yu. Business models on the basis of multilateral platforms: innovations, reformating business in revolutionary way. Menedzhment innovacii, 2011, no. 14 (2), pp. 88-93. (in Russian).

9. Yablonsky S.A. Multisided Platforms and Markets: Basic Approaches, Concepts and Practices. Russian Management Journal, 2013, Vol. 11, no. 4, pp. 57-78. (in Russian).

10. Hagiu A., Wright J. Multi-sided platforms. Harvard business school working paper, 2011, no. 12 (October).

11. Raizberg B.A., Lozovskii L.Sh., Starodubtseva E.B. (Eds.) Modern economic dictionary, Moscow, 1998. (in Russian).

12. Bukhalkov M.M. Vnutrifirmennoe planirovanie [Corporate planning], Moscow, INFRA-M Publ., 1999, 392 p.

13. Azgaldov G.G., Bereza T.N. The category "quality" in objects comparative effectiveness calculation. Economics and the Mathematical Methods, 1996, Vol. 32, Iss. 3, pp. 66-84. (in Russian).

14. Mollick E. The dynamics of crowdfunding: An exploratory study. Journal of Business Venturing, 2014, no. 29(1), pp. 1-16.

15. Agrawal A.K., Catalini C., Goldfarb A. The geography of crowdfunding, National bureau of economic research, 2011.

Сведения об авторе

Долженко Руслан Алексеевич - д-р. экон. наук, доцент кафедры стратегического маркетинга, научный сотрудник Центра исследований социальной организации бизнеса

Адрес для корреспонденции: 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, 20 E-mail: snurk17@gmail.com

About the author

Dolzhenko Ruslan Alekseevich - Doctor of Economic

sciences, Associate Professor of Strategic marketing

department, research fellow of Center for Research in

Social Organization of Business

Postal address: 20 Myasnitskaya str., 101000, Moscow,

Russia

E-mail: snurk17@gmail.com

Для цитирования

Долженко Р. А. Некоторые вопросы оценки эффективности краудфандинга на отечественной краудфан-динговой платформе «Планета» // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2016. № 4. С. 75-84.

For citations

Dolzhenko R.A. Some issues of assessing the effectiveness of crowdfunding in the domestic crowdfunding platform "Planeta". Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 4, pp. 75-84. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.