Научная статья
УДК 334:338. 43.02(1-67ЕАЭС)
doi: 10.55186/25876740_2022_65_5_479
РОЛЬ КООПЕРАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕННОМ РАЗВИТИИ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИИ И СТРАН ЕАЭС
О.А. Моисеева
Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, Москва, Россия
Аннотация. Аграрный сектор играет существенную роль в экономике России и стран ЕАЭС. Цель исследования — обоснование роли кооперации в пространственном развитии аграрного сектора России и стран ЕАЭС. Объект исследования — аграрный сектор и действующие в нем кооперативы в России и странах ЕАЭС. Доля сельского хозяйства в ВВП стран ЕАЭС в 2019 году составляла 3,7%, в России — 3,4%, Кыргызстане — 12,1%, в Армении — 12,0%. Пространственное развитие отрасли происходит в различных производственных и экономических условиях. Доля занятых в сельском хозяйстве колеблется от 5,8% в России до почти четверти всего занятого населения в Армении. Доля инвестиций в сельское хозяйство изменяется от 2,4% в Кыргызстане до 11,8% в Беларуси, размер среднемесячной заработной платы — от 146 до 490 долл. США. Товаропроизводители в аграрном секторе стран ЕАЭС различаются по формам собственности и масштабам деятельности. В Армении и Кыргызстане более 90% продукции создается хозяйствами населения и фермерскими хозяйствами, в Казахстане на долю малых форм хозяйствования приходится 76%. Товаропроизводители сталкиваются с рядом проблем по приобретению средств производства, реализацией продукции. Создание и развитие кооперативной системы при поддержке государства способствовало бы минимизация затрат товаропроизводителей на приобретение средств производства и повышению их доли в конечной цене реализации произведенной продукции. Действующие в каждой стране законы о кооперации и программы не привели к росту охвата кооперативами большей части товаропроизводителей, как в зарубежных странах с развитой системой кооперации, где большая часть товаропроизводителей является членом минимум одного кооператива. Создаются кооперативы в основном с целью получения финансовой поддержки от международных организаций или государства. У членов действующих кооперативов отмечается низкая приверженность к его деятельности. Развитие кооперативной системы предусматривает соответствующую законодательную базу, постоянную работу консультационных центров (в России — центров компетенций), демонстрирующих на конкретных примерах преимущества кооперативов, действенную государственную поддержку с целью создания режима наибольшего благоприятствования для кооперативов и росту вовлеченности в кооперативы сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Ключевые слова: кооперация, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, малые формы хозяйствования, страны ЕАЭС, государственная поддержка, экспорт сельскохозяйственной продукции
Original article
THE ROLE OF COOPERATION IN THE SPATIAL DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF RUSSIA AND COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
O.A. Moiseeva
Federal Research Center of Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas — All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, Moscow, Russia
Abstract. The agricultural sector plays a significant role in the economy of Russia and the EAEU countries. The purpose is to substantiate the role of cooperation in the spatial development of the agricultural sector in Russia and the EAEU countries. The object is the agricultural sector and cooperatives operating in it in Russia and the EAEU countries. The share of agriculture in the GDP of the EAEU countries in 2019 was 3.7%, in Russia — 3.4%, Kyrgyzstan — 12.1%, in Armenia — 12.0%. The spatial development of the agriculture takes place in various production and economic conditions. The share of people employed in agriculture ranges from 5.8% in Russia to almost a quarter of the total employed population in Armenia. The share of investments in agriculture ranges from 2.4% in Kyrgyzstan to 11.8% in Belarus, the average monthly salary ranges from 146 to 490 US dollars. Commodity producers in the agricultural sector of the EAEU countries differ in forms of ownership and scale of activity. In Armenia and Kyrgyzstan more than 90% of products are created by small enterprises, in Kazakhstan account for 76%. Commodity producers have problems with the acquisition of means of production, the sale of products. The creation and development of a cooperative system with the state support would help to minimize the costs of commodity producers and increase their share in the final price of manufactured products. The laws on cooperation and the programs in force in each country have not led to an increase in the coverage of cooperatives by the majority of producers, as in foreign countries with a developed cooperative system, where most producers are members of at least one cooperative. Cooperatives are created mainly for the purpose of obtaining financial support from international organizations or the state. Members of existing cooperatives have a low commitment to their activities. The development of the cooperative system provides for an appropriate legislative framework, the constant work of consulting centers (competence centers in Russia), demonstration of the effective cooperatives, effective state support that would contribute to the creation of the most favored-nation regime for cooperatives and the increase in the involvement of agricultural producers in cooperatives.
Keywords: cooperation, agricultural consumer cooperatives, small business, countries of the Eurasian Economic Union, state support, export of agricultural products
Введение. В сложившихся условиях на международном и региональном уровне возникает обоснованная необходимость в интеграционных объединениях, основной целью которых
выступает обеспечение геополитической устойчивости. Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС, Союз) создан для повышения конкурентоспособности национальных экономик и
© Моисеева О.А., 2022
Международный сельскохозяйственный журнал, 2022, том 65, № 5 (389), с. 479-483.
объединения в целом. На пространстве ЕАЭС создана территория без таможенных границ, установлен единый таможенный тариф, ликвидировано около 30% нетарифных барьеров.
Роль Союза возросла после введения антироссийских санкций в связи с необходимостью принятия защитных мер в агропродовольственной политике. Страны-участники получают доступ на общий аграрный рынок, возможность создания совместных предприятий, новых рабочих мест в различных отраслях агропромышленного комплекса, увеличения объема инвестиций. Кооперация способствует росту объемов производства сельскохозяйственной продукции, развитию взаимной торговли, повышает уровень доверия между странами Союза. Цель исследования — обоснование роли кооперации в пространственном развитии аграрного сектора России и стран ЕАЭс. Объект исследования — аграрный сектор и действующие в нем кооперативы в России и странах ЕАЭС.
Методы исследования. В работе были применены аналитический, монографический, абстрактно-логический, статистический методы исследования, также использованы материалы, полученные из официальных источников информации (сайтов) Евразийской экономической комиссии, Министерства сельского хозяйства России, Росстата, труды отечественных и зарубежных ученых.
Результаты и обсуждение. Государства ЕАЭС располагают значительными объемами земельных и трудовых ресурсов. В частности,
удельный вес земель сельскохозяйственного назначения в общей земельной площади Армении составляет — 68,9%, Кыргызстане — 53,2%, Беларуси — 40,0%, в Казахстане — 37,8%, России — 11,3%. Индексы объемов сельскохозяйственного производства к предыдущему году в постоянных ценах в странах Союза с 2015 года показывают в среднем прирост 3% кроме Армении (снижение на 4%), также наблюдается положительная динамика объемов производства продукции сельского хозяйства в долларах США [1]. Наибольший удельный вес в структуре производства продукции отрасли приходится на долю России, Казахстана и Беларуси. Для справки выборочно в таблице 1 приведены данные о производстве продукции сельского хозяйства в странах Союза до его создания.
Сельское хозяйство в экономике стран-участников Союза занимает определённую нишу, его состояние оказывает влияние на уровень жизни трети населения, проживающего на этих территориях (табл. 2).
Наибольший удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП наблюдается в Армении и Кыргызстане, также в этих странах отмечается высокая доля занятых в сельском хозяйстве, а доля отрасли в валовой добавленной стоимости составляет соответственно 13,5 и 14,0%. В этих странах более 90% продукции создается
хозяйствами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в Казахстане на долю малых форм хозяйствования приходится 76%. Основными производителями сельскохозяйственной продукции в России и Беларуси являются сельскохозяйственные организации различных форм собственности, на их долю приходится соответственно 60% и 80% в структуре производства продукции. Представленные данные демонстрируют, что пространственное развитие происходит в условиях существенных производственно-экономических различий в агарном секторе (доля инвестиций в сельское хозяйство колеблется от 2,4% в Кыргызстане до 11,8% в Беларуси, размер среднемесячной заработной платы изменяется от 146 до 490 долл. США).
Анализ статистических данных состояния отрасли в ЕАЭС за период 2015-2020г.г. показывает, что сельское хозяйство — перспективная сфера взаимного сотрудничества и наращивания экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, в частности,
• общий экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из ЕАЭС вырос в 1,5 раза;
• в товарной структуре взаимной торговли на долю продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья приходится около 15%;
Таблица 1. Производство продукции сельского хозяйства в странах-участниках ЕАЭС (млн. долл. США) * Table 1. Agricultural production in the EAEU countries (USD million) *
Наименование 2005г. 2010г. 2015г. 2020г. 2020г. в % к 2005г. 2020г. в % к 2015г. Структура производства в 2020, %
ЕАЭС 63 066 109613 107384 119 575 189,6 111,4 100
в том числе: Армения 1 077 1 704 1 978 1 770 164,3 89,5 1,5
Беларусь 5 976 11 869 8 329 9 248 154,7 111,0 7,7
Казахстан 5 637 12 435 14 981 15 411 273,4 102,9 12,9
Кыргызстан 1 546 2 505 3 055 3 226 208,7 105,6 2,7
Россия 48 830 81100 79 041 89 920 184,2 113,8 75,2
Производство продукции сельского хозяйства в ЕАЭС в расчете на душу населения (долл. США) 357 619 589 649 181,8 110,1 -
•Рассчитано автором на основе данных [1]
Таблица 2. Значение сельского хозяйства в экономике стран ЕАЭС в 2018-2019г.г. * Table 2. The importance of agriculture in the economy of the EAEU countries in 2018-2019 *
Показатели Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия ЕАЭС
Доля сельского хозяйства в ВВП страны, % 12,0 6,8 4,5 12,1 3,4 3,7
Доля сельского населения в численности постоянного населения,% 36,1 22,4 41,3 65,8 25,3 28,4
Доля занятых в сельском, лесном и рыбном хозяйстве в общей численности занятых в 2018г. (2019г.), % 24,8 9,3 (8,7) 14,1 (13,5) 20,3 (18,1) 5,9 (5,8) 7,5
Производство продукции сельского хозяйства, млн. долл. США 1851 9987 13698 3152 91273 119961
Доля инвестиций в сельское, лесное и рыбное хозяйства в общем объеме инвестиций в основной капитал, % 4,4 11,8 4,0 2,4 3,6 4,0
Индекс ориентированности на сельское хозяйство в 2018г. (% от государственных расходов) 0,1 0,7 1,0 0,1 0,4 -
Доля сельского, лесного и рыбного хозяйства в валовой добавленной стоимости сферы производства, % 13,5 7,8 4,8 14,0 3,9 4,2
Доля хозяйств населения (включая К(Ф)Х) в структуре производства продукции сельского хозяйства 93,8 17,3 75,9 95,9 41,8 -
Среднемесячная заработная плата в отрасли, долл. США (% по отношению к средней оплате по стране) 259 (68,2) 377 (72,1) 302 (61,9) 146 (59,1) 490 (66,2) -
•Рассчитано автором на основе данных [1] International agricultural journal. Vol. 65, No. 5 (389). 2022
www.mshj.ru
• в товарной структуре продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья во внешней торговле с третьими странами импорт в страны ЕАЭС превышает экспорт в 2 раза;
• в структуре экспорта во внешней торговле с третьими странами на долю готовой продукции с высокой добавленной стоимостью приходится 15-17%, в то время как доля импортной готовой продукции колеблется в пределах 36-37% [1].
Основные проблемы, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные товаропроизводители в странах Союза, особенно осуществляющие деятельность в малых формах хозяйствования, весьма схожи: зависимость от цен на средства производства и отсутствие постоянных рынков сбыта, низкий уровень товарности, механизации, в Армении помимо этого добавляется проблема орошения, в Киргизии — малоземельность. В настоящее время товаропроизводитель, на долю которого приходится в среднем три четверти затрат в стоимости сельскохозяйственной продукции, получает порядка тридцати процентов от цены реализации продукции, что существенно ограничивает процессы воспроизводства в отрасли. Оптимальное распределение — основная задача, которая решается созданием эффективной кооперативной системы. Основная цель кооперативной системы — минимизация затрат товаропроизводителей на приобретение средств производства и повышение доли в конечной цене реализации произведенной продукции.
Комплексные меры поддержки сельскохозяйственной кооперации в Германии, Дании, Финляндии, Канаде и др. странах обеспечили монопольное положение кооперативов в переработке и сбыте большинства или отдельных видов сельскохозяйственной продукции, а некоторые кооперативные предприятия входят в число крупнейших перерабатывающих и сбытовых компаний. В Финляндии самая высокая доля населения, являющегося членами кооператива (84% населения являются членами по крайней
мере одного кооператива). Кооперативы осуществляют деятельность в интернациональном (ведут деловые операции в нескольких странах, например, на контрактной основе) и транснациональном (имеют членскую базу за пределами страны) масштабе. Их доля в торговле достигает 44% от общего объема товаров, в агропродо-вольственном секторе на кооперативы приходится 83% реализации мяса, 97% молока, 100% племенной работы, 47% продаж яиц. [13]. Кооперативы имеют доминирующее влияние, приобретая черты крупных корпораций, на них не распространяется действие антимонопольного законодательства, поскольку они создают благоприятные условия для развития малого бизнеса в отрасли. Поэтому для кооперативов фермеров создаются условия льготной экономической деятельности (в сфере кредитования, налогообложения, субсидий, монопольное право на импорт некоторых продовольственных товаров), несмотря на масштабы их деятельности. В частности, в США был принят закон Каппера-Волстеда, который дал право производителям сельскохозяйственной продукции создавать кооперативы по переработке и реализации своей продукции без нарушения антимонопольных законов, поскольку ликвидация конкуренции между сельскохозяйственными производителями, когда они объединяются в кооператив, не может рассматриваться как нарушение федерального законодательства о монополиях [19].
Институциональная среда стран Союза в сфере сельского хозяйства формировалась в схожих условиях, в настоящее время в каждой стране действуют программы, обеспечивающие государственную поддержку отрасли, есть упоминание в Гражданском кодексе о кооперативах, приняты законы о кооперации (табл. 3).
На 1 января 2022г. в России было зарегистрировано порядка 6300 сельскохозяйственных потребительских кооператив (в 2020 году был создан 361 новый кооператив, в 2021 году — 380), из них 26,1% — перерабатывающие, 14,9% — обслуживающие, 15,2% сбытовые, 5,7% — снабженческие, 14,8% — кредитные, прочие
составляли 23,3% [3]. Рост их числа продолжается, что в большей степени объясняется стремлением получить государственную поддержку в условиях ограниченности собственных финансовых ресурсов. Несмотря на это, такие значимые показатели развития кооперации в отрасли, как уровень вовлеченности в кооперативы малых форм хозяйствования и доля кооперативной продукции на рынке, не превышают одного процента. Действующие кооперативы не в полной мере соответствуют основным принципам кооперации, отраженным в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» [2]. Создание кооперативов не должно носить формальный характер, от этого процесса возможно и необходимо получить результат [15].
Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов (сбытовых и перерабатывающих) в 2021 году осуществлялась в подпрограмме «Развитие отраслей АПК» за счет средств стимулирующей субсидии посредством предоставления грантов. За этот же период потребительские кооперативы на развитие материально-технической базы получили 1,6 млрд. руб. Общее число кооперативов, получивших грантовую поддержку в рамках стимулирующей субсидии — 136 ед. (в 2020г. — 174ед.), начиная с 2015 года было профинансировано 1026 проектов Основными направлениями деятельности кооперативов, получивших грантовую поддержку в 2021 году, стали сбор, хранение, переработка и реализация мяса (22,1% получателей поддержки), молока (21,5%), продукции растениеводства (46,2%). Минимальный средний размер гранта на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов был предоставлен в Костромской, Тверской, Волгоградской, Нижегородской областях и Республике Калмыкия (от 2,5 до 5 млн. рублей), максимальный — в Чувашской Республике, Республике Дагестан, Ростовской, Пензенской и Новосибирской областях (от 35 млн. до 60 млн. рублей) [5].
Анализ нормативно-правовой базы России, действующих государственных программ,
Таблица 3. Нормативно-правовая база и состояние кооперативной деятельности в странах ЕАЭС* Table 3. Legislation and the state of cooperative activity in the EAEU countries*
Россия Беларусь Казахстан Армения Кыргызстан
Нормативно-правовая база ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (1995г.) Закон Республики «О потребительской кооперации (потребительских обществах), их союзах» (2002г.) Закон республики «О сельскохозяйственных кооперативах» (2015г.) Закон Республики «О сельскохозяйственных кооперативах» (2015г.) Закон Республики «О кооперативах» (2004г.)
Виды кооперативов соответствии с законодательством производственные, потребительские потребительские производственные сельскохозяйственные кооперативы (без разделения на виды) производственные, перерабатывающие, сервисные и др.
Цель деятельности кооперативов коммерческая -производственные и некоммерческая -потребительские некоммерческая коммерческая коммерческая коммерческая — производственные и некоммерческая (сервисные)
Число кооперативов в 2020г., ед. 5742 43 2858 240 333 (45)
Доля охвата кооперацией малых форм хозяйствования,% менее 1,0 менее 1,0 3,4 н.д. н.д.
Ответственность членов кооператива по убыткам кооператива субсидиарная субсидиарная не отвечают по обязательствам кооператива не отвечают по обязательствам кооператива не отвечают по обязательствам кооператива
•Составлено автором на основе [2], [6], [8], [10]
Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 65, № 5 (389). 2022
динамика численности кооперативов, а также причины их создания и внутреннее устройство, показывают наличие определённых проблем, подтверждающих необходимость трансформации законодательства (в отношении принципов создания и функционирования кооператива, объемов ответственности членов кооператива по его обязательствам, условий вступления в кооператив и выхода из него), усиления поддержки действующих кооперативов (только 5% кооперативов в 2020 году получили государственную поддержку) [16]. Для снижения значения субъективных факторов в обеспечении развития кооперации в отрасли (ментальная неготовность к созданию кооперативов, низкий уровень приверженности действующему кооперативу) необходимо также активизировать просветительскую деятельность о роли и значении кооперативов, буквально создавать дух кооперации, активно привлекая центры компетенций. Основными целями центров компетенций заявлены (в соответствии со стандартом их деятельности): «содействие созданию на территории субъекта РФ субъектов малого и среднего предпринимательства, сельскохозяйственных кооперативов; организация систематической работы по повышению информированности граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, о преимуществах объединения в сельскохозяйственные кооперативы» [4].
В Республике Беларусь преобладает крупнотоварное производство, представленное сельскохозяйственными предприятиями различных организационно-правовых форм (47% — акционерные общества, 34,7% — унитарные предприятия, 3,8% — производственные кооперативы), поэтому в составе членов потребительских кооперативов преимущественно личные подсобные хозяйства. Из 43 зарегистрированных кооперативов на долю кооперативов, занимающихся огородничеством, приходится 40%, животноводством — 10%, пчеловодством — 11%, садоводством — 7,0%, агроэкотуризмом — 11,0%, прочие — 21%. Создаются кооперативы в основном в надежде получить земельные наделы большей площади, дополнительные средства от действующих на территории республики некоммерческих организаций и международных фондов. Эффект от совместной продажи продукции и сокращение издержек производства — вторичный, т.е. непосредственные выгоды членами кооперативов в процессе их деятельности не были оценены и не являлись основными причинами создания кооперативов в республике [14].
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан «О сельскохозяйственных кооперативах» (с изменениями от 28.10.2019г.) [6] сельскохозяйственный кооператив — юридическое лицо в организационно-правовой форме производственного кооператива, является коммерческой организацией, при этом личное трудовое участие членов кооператива в его деятельности не является обязательным. Сельскохозяйственные кооперативы вправе создавать филиалы и представительства. В статье 22 Закона рассматривается имущественная ответственность членов кооператива. В частности, «сельскохозяйственный кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, а члены кооператива не отвечают по обязательствам сельскохозяйственного кооператива и несут риск убытков, связанных с деятельностью сельскохозяйственного
кооператива, в пределах стоимости внесенных ими имущественных (паевых) вносов, если иное не установлено уставом сельскохозяйственного кооператива» [6]. Сельскохозяйственным кооперативам предоставлены налоговые льготы, в частности, возможность применять специальный налоговый режим, который ранее был доступен только сельскохозяйственным товаропроизводителям. Негативный опыт реформирования отрасли в 90-х г.г. по изъятию и перераспределению активов снижает уровень доверия и заинтересованности к созданию кооперативов. Финансовая поддержка кооперативов осуществляется путем предоставления льготных кредитов для обновления основных средств и увеличения оборотного капитала. Потенциал для создания кооперативов есть во всех регионах страны, но, вероятно, что лидерами станут южные и восточные регионы, где преобладают хозяйства населения и фермерские хозяйства, занятые производством молока, мяса, шерсти, овощей и фруктов. Созданные кооперативы не всегда нацелены на повышение эффективности деятельности своих членов. В связи с этим была утверждена «Отраслевая программа развития агрокооперации на 2018-2021г.г.», которая предусматривает ряд показателей, в частности, повышение производительности труда членов кооператива, рост выручки от продажи продукции (включая экспорт) и инвестиций, призванная уменьшить число формально зарегистрированных кооперативов, повысить результативность кооперативного движения в республике [7].
Доля сельского хозяйства Республики Армении составляет около 12% ВВП, в отрасли занято почти четверть населения страны. Около 915 общин (30% из них занимаются животноводством, число голов скота от 3-4 до 100 голов) и 350 тыс. фермерских хозяйств производят 95% продукции сельского хозяйства. Особенно остро стоят проблемы нехватка пастбищ (почти треть территории страны занимают пастбища — 200тыс. га) и сельскохозяйственной техники для заготовки кормов. Из действующих кооперативов около 42% — кооперативы общего назначения, 20% — пастбищные, 17% связаны с производством и реализацией молока, 20% осуществляют прочие виды деятельности. Расширение деятельности кооперативов способствовало бы решению проблем заготовки кормов, приобретению холодильного оборудования, созданию боен, обеспечило бы рациональное использование пастбищ, их орошение, получение ветеринарных услуг [9]. В соответствии с Законом «О сельскохозяйственных кооперативах», принятом в 2015г., кооператив рассматривается как бизнес-единица, ориентирован на обеспечение прибыли своих членов, не имеет льгот в сфере налогообложения [8]. В большинстве своем кооперативы создаются в общинах с целью получения поддержки (государства, донорских организаций). В частности, около 140 кооперативов были созданы в рамках программы Всемирного банка «Управление и конкурентоспособность сельскохозяйственных ресурсов общин». Число кооперативов каждого отдельного региона напрямую связано с его сельскохозяйственной специализацией и количеством реализуемых сельскохозяйственных проектов донорскими организациями.
Несмотря на признание необходимости развития сельскохозяйственной кооперации в «Национальной стратегии устойчивого развития Киргизской Республики на 2013-2017г.г.»,
утверждении «Концепции развития сельскохозяйственной кооперативной системы в Киргизской Республике на 2017-2021 гг.», до настоящего времени не удалось преодолеть низкотоварную структуру производства в отрасли. Практически все объёмы производства сельскохозяйственной продукции (95,9%) создаются мелкими крестьянскими хозяйствами и хозяйствами населения, находящимися в очень тяжелом финансовом положении, земельный рынок не развит, остро стоит проблема малоземельности крестьян, прежние системы товародвижения разрушены, новые не созданы. Имея потенциально широкие возможности увеличения объемов производства и реализации продукции, в настоящее время агропродовольственный импорт в страну превышает экспорт в 2,6 раза, что связано с мелкотоварностью производства и невозможностью обеспечить поставки стандартизованной сельскохозяйственной продукции на рынок в больших объемах. В настоящее время зарегистрировано 333 сельскохозяйственных производственных и 45 агросервисных кооперативов [18]. Развитие и обеспечение эффективности функционирования производственных, перерабатывающих и сбытовых кооперативов способствовало бы объединению земельных ресурсов, повышению уровня механизации, увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции и в целом способствовало бы росту конкурентоспособности и устойчивости сельскохозяйственного производства республики.
Выводы. Обобщив вышеизложенные проблемы, ограничивающие роль сельскохозяйственной кооперации в пространственном развитии сельского хозяйства России и стран ЕАЭС, необходимо отметить первоочередные направления деятельности для их преодоления:
совершенствование законодательной базы в сфере кооперации, поиск и внедрение новых моделей кооперации, которые оптимально реализуют ее основные принципы и потенциальные возможности [12, 17]. Поскольку кооперация, как система отношений, находится в постоянном развитии, ее устойчивость определяется не только прочностью ее базовых положений и принципов, но и способностью системы изменяться вместе с окружающей средой;
представление в доступной форме информации о специфике деятельности кооперативной формы, ее преимуществах, обучение кооперативным основам и технологиям, наглядная демонстрация положительных примеров, представление готовых решений для создания и обеспечения деятельности жизнеспособных кооперативов. Такую деятельность необходимо постоянно осуществлять, например, в рамках центров компетенций (в России), что позволит ментально подготовить фермеров к созданию и эффективному функционированию кооперативов;
расширять поддержку действующих кооперативов на федеральном и региональном уровнях, обеспечивать им режим наибольшего благоприятствования в сфере получения субсидий, налоговых льгот, преференций в области экспорта продукции. Перспективным направлением развития кооперативов в России и других странах ЕАЭС является доступ их к проекту «Евразийский агроэкспресс», который, как планируется, сделает возможным ускоренную контейнерную железнодорожную перевозку сельскохозяйственной продукции, в том
482 -
International agricultural journal. Vol. 65, No. 5 (389). 2022
www.mshj.ru
числе и замороженной, из Беларуси, Казахстана и России в Китай (Чэнду, Чунцин) и Узбекистан за 14 дней по тарифной ставке, конкурентной морской перевозке. Преимуществом данного проекта является функционирование в режиме «одного окна», отправка из регионов России от одного контейнера с возможностью дозагруз-ки в Беларуси и Казахстане, а также доставка от двери до двери [11].
Список источников
1. Агропромышленный комплекс. Статистика Евразийского экономического союза: статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. Москва: 2020. 147 с. [Электронный ресурс]. (дата обращения 10.02.2022)
2. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 № 193-Ф3 [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8572/
3. Сельское хозяйство в России: Статистический сборник. Росстат. 2021. 100 c. [Электронный ресурс]. па http://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/S-X_2021.pdf
4. Стандарт деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров (Утвержден проектным комитетом по национальному проекту «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (протокол от «21» марта 2019г.№ 1)) [Электронный ресурс]. http:// mcx.gov.ru/upload/iblock/b7f/b7fb75b9d1d6828b68a16af 4762979f6.pdf
5. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2020 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [Электронный ресурс]. http://mcx.gov.ru/upload/iblock/953/95 3ee7405fb0ebba38a6031a13ec0021.pdf?ysclid=l38kayr8lt
6. Закон Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 372-V «О сельскохозяйственных кооперативах» (с изменениями от 28.10.2019 г.) [Электронный ресурс].
7. Мониторинг развития сельскохозяйственной кооперации в Казахстане [Электронный ресурс]. http:// Kazakhstan-Monitoring-Agricultural-Co-operatives-2019-RUS.pdf (oecd.org) (дата обращения 05.05.2022г.)
8. Закон Республики Армения «О сельскохозяйственных кооперативах» от 30 декабря 2015 года №ЗР-190 [Электронный ресурс]. http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=82656
9. Стратегия основных направлений экономического развития сферы сельского хозяйства Республики Армения на 2020-2030 годы [Электронный ресурс].
10. Закон Кыргызской Республики о кооперативах (в редакции Закона КР от 25 февраля 2005 года № 37, 12 июня 2007 года № 85, 23 января 2009 года № 23, 19 октября 2009 года № 282, 9 июля 2013 года № 123, 26 июля 2018 года № 70) [Электронный ресурс]. http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/1456
11. «Агроэкспресс готов в путь» // Информационный бюллетень 2022. № 1, с. 12-13
12. Володина Н.Г., Головина С.Г. Эволюция кооперативных практик и экономическая теория кооперации. М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2008. 248с.
13. Котомина М.А. Зарубежный опыт развития сельскохозяйственной кооперации на примере Финляндии и Индии // Международный сельскохозяйственный журнал. 2017. № 6. с. 75-78.
14. Сайганов А.С. Механизм эффективного функционирования потребительских сельскохозяйственных кооперативов малых форм хозяйствования на современном этапе. Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2021. 99 с.
15. Моисеева О.А. Существенные условия для создания подлинной и эффективной кооперации в сельском хозяйстве // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2021. № 1. с. 107-111.
16. Моисеева О.А. Обеспечение развития кооперации в сельском хозяйстве приграничных геостратегических территорий России // АПК: экономика, управление. 2021. № 7. С. 39-47.
17. Папцов А.Г. Сельскохозяйственная кооперация за рубежом: исторические аспекты формирования и тенденции развития: монография. М: Сам Полиграфист. 2021. 484с.
18. Тен А.Д. Организационные и экономические условия формирования сельскохозяйственной кооперации (на материалах Киргизской республики). Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва. 2020.
19. Черняков, Б.А. Калифорнийская модель аграрного сектора США. Энциклопедия российских деревень. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова. М. 2007. 396с.
References
1. Agropromyshlennyi kompleks. Statistika Evraziiskogo ehkonomicheskogo soyuza: statisticheskii sbornik; Evraziiskaya ehkonomicheskaya komissiya [Agro-industrial complex. Statistics of the Eurasian Economic Union: statistical Collection; Eurasian Economic Commission] [Ehlektronnyi resurs]. (date of application 10.02.2022)
2. Federal'nyi zakon (1995) «O sel'skokhozyaistvennoi kooperatsii» [About agricultural cooperation] no.193-FZ. [Ehlektronnyi resurs]. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8572/
3. Sel'skoe khozyaistvo v Rossii: Rosstat (2021). [Agriculture in Russia: Statistical collection]. http://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/S-X_2021.pdf
4. Standart deyatel'nosti tsentrov kompetentsii v sfere sel'skokhozyaistvennoi kooperatsii i podderzhki fermerov (2019) [The standard of activity of competence centers in the field of agricultural cooperation and support of farmers]. http://mcx.gov.ru/upload/iblock/b7f/b7fb75b9d1d-6828b68a16af4762979f6.pdf
5. Natsional'nyi doklad o khode i rezul'tatakh realizatsii v 2020 godu Gosudarstvennoi programmy razvitiya sel'skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaistvennoi produktsii, syr'ya i prodovol'stviya [National report on the progress and results of the implementation in 2020 of the State Program for the Development of Agriculture and regulation of agricultural Products, raw materials and Food markets]. http://mcx.gov.ru/upload/iblock/953/953ee7405fb0eb ba38a6031a13ec0021.pdf?ysclid=l38kayr8lt
6. Zakon Respubliki Kazakhstan (2015) No. 372-V «O sel'skokhozyaistvennykh kooperativakh» [About agricultural cooperatives].
7. Monitoring razvitiya sel'skokhozyaistvennoi kooperatsii v Kazakhstane [Monitoring the development of agricultural cooperation in Kazakhstan]. [Ehlektronnyi resurs]. http://Ka-zakhstan-Monitoring-Agricultural-Co-operatives-2019-RUS. pdf (oecd.org )
8. Zakon Respubliki Armeniya (2015). «O sel'skokhozyaistvennykh kooperativakh» [About agricultural cooperatives] No. ZR-190. http://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=82656
9. Strategiya osnovnykh napravlenii ehkonomicheskogo razvitiya sfery sel'skogo khozyaistva Respubliki Armeniya na 2020-2030 gody [Strategy of the main directions of economic development of the agricultural sector of the Republic of Armenia for 2020-2030].
10. Zakon Kyrgyzskoi Respubliki (2005) «0 koopera-tivakh» [About cooperatives] No. 37 [Ehlektronnyi resurs]. http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1456
11. «Agroehkspress gotov vput'» (2022). Informatsionnyi byulleten', no. 1, pp. 12-13.
12. Volodina N.G., Golovina S.G. (2008). Ehvolyutsiya ko-operativnykh praktik i ehkonomicheskaya teoriya kooperatsii [The evolution of cooperative practices and the economic theory of cooperation ]. Moscow: RGAU-MSKHA imeni K.A. Ti-miryazeva, 248p.
13. Kotomina, M.A.(2017). Zarubezhnyi opyt razvitiya sel'skokhozyaistvennoi kooperatsii na primere Finlyandii i Indii [Foreign experience in the development of agricultural cooperation on the example of Finland and Indi]. International Agricultural Journal, no. 6, pp. 75-78.
14. Saiganov A.S. (2021). Mekhanizm ehffektivnogo funktsionirovaniya potrebitel'skikh sel'skokhozyaistvennykh ko-operativov malykh form khozyaistvovaniya na sovremennom ehtape [The mechanism of effective functioning of consumer agricultural cooperatives of small forms of management at the present stage], Minsk: Institut sistemnykh issledovanii v APK NAN Belarusi, 99p.
15. Moiseeva O.A. (2021). Sushchestvennye usloviya dlya sozdaniya podlinnoi i ehffektivnoi kooperatsii v sel'skom kho-zyaistve [Essential conditions for the creation of genuine and effective cooperation in agriculture]. Economics, labor, management in agriculture, no.1, pp. 107-111.
16. Moiseeva O.A. (2021J. Obespechenie razvitiya kooperatsii v sel'skom khozyaistve prigranichnykh geostrategicheskikh territorii Rossii [Ensuring the development of cooperation in agriculture of the border geostrategic territories of Russia]. Agro-industrial complex: economics, management, no.7, pp. 39-47.
17. Paptsov A.G. (2021). Sel'skokhozyaistvennaya ko-operatsiya za rubezhom: istoricheskie aspekty formirovaniya i tendentsii razvitiya: monografiya [Agricultural cooperation abroad: historical aspects of formation and development trends: monograph], Moscow: Sam Poligrafist, 484 p.
18. Ten A.D. (2020). Organizatsionnye i ehkonomicheskie usloviya formirovaniya sel'skokhozyaistvennoi kooperatsii (na materialakh Kirgizskoi respubliki) [Organizational and economic conditions for the formation of agricultural cooperation (based on the materials of the Kyrgyz Republic]. Avtoreferat na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ehkonomi-cheskikh nauk. Moskva.
19. Chernyakov B.A.(2007). Kaliforniiskaya model' agrar-nogo sektora SSHA [California model of the US agricultural sector], Moscow: VIAPI im. A.A. Nikonova, 396 p.
Информация об авторе:
Моисеева Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела систем управления, интеграции и кооперации в АПК, Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2080-6370, [email protected]
Information about the author:
Olga A. Moiseeva, candidate of economic sciences, associate professor, leading scientific researcher of department of management systems, integration and cooperation in the agro-industrial complex, Federal Research Center of Agrarian Economy and Social Development of Rural Areas — All-Russian Research Institute of Agricultural Economics, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2080-6370, [email protected]
Международный сельскохозяйственный журнал. Т. 65, № 5 (389). 2C22