Научная статья на тему 'РОЛЬ КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА'

РОЛЬ КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
202
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ИНТЕРЕС / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / КОНТЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / СТУДЕНТЫ БАКАЛАВРИАТА / ТВОРЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HIGHER SCHOOL / INTEREST / COMMUNICATIVE SKILLS / CONTENT / SOCIAL MEDIA / STUDENTS OF BACHELOR DEGREE PROGRAMMES / CREATIVE WORK / PROFESSIONAL-INNOVATIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рупасова Яна Евгеньевна

В статье рассматривается возможность использования контента социальных медиа в обучении студентов бакалавриата в вузе. Прослеживается степень влияния цифровых технологий на образовательный процесс с акцентом на необходимости смены линейных педагогических технологий в сторону активного использования интерактивных и мультимедийных средств. Предлагается критический анализ взглядов ряда исследователей на эффективность применения интернет-ресурсов в педагогике в контексте изучения ими информационно-коммуникативных технологий на этапе их появления. Подчеркивается предложенная авторами высокая оценка педагогической ценности интернет-ресурсов как качественной возможности повышения эффективности обучения. Раскрывается содержание понятия «социальные медиа», которые являются цифровыми технологиями и интернет-ресурсами. Перечисляются виды социальных медиа. Объясняется закономерность возникновения интереса педагогов вуза к социальным медиа как формам обучения студентов бакалавриата с целью формирования профессиональных качеств - креативности и коммуникативности. Представлен анализ исследований применения социальных медиа в обучении как отечественных педагогов, так и зарубежных. Продемонстрированы результаты эмпирического наблюдения эффективности использования контента социальных медиа в процессе обучения студентов бакалавриата, проведенного на базе РАНХиГС, Института общественных наук (г. Москва).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL MEDIA’S CONTENT IN FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF THE STUDENTS OF BACHELOR DEGREE PROGRAMMES

The article deals with the possibility of the usage of the content of social media in teaching the students of bachelor degree programmes in a higher school. The degree of impact of digital technologies on educational process is being followed with the focus on the necessity of substitution of line pedagogic technologies for the active usage of interactive and multimedia means of teaching. The critical analyses of some researches’ visions over the effectiveness of the Internet-resources used in pedagogics is introduced in the context of their studying the information and communicative technologies on the stage of their emergence. The highest authors’ appreciation of the pedagogic value of the Internet resources is highlighted as a high-quality possibility to boost the effectiveness of teaching. The meaning of the notion "social media" is revealed which are both digital technologies and the Internet resources. The types of social media are represented. The timely higher school pedagogues’ interest towards social media is explained as forms of teaching the students of bachelor degree programmes aimed at forming the professional qualities - creativity and communicative skills. The analyses of the usage of social media in teaching is given both of Russian and overseas reseachers. The results of empirical observation of the effective usage of the social media content in the teaching process of the students of bachelor degree programmes are performed, held inside the Presidential Academy, Institute for Social Sciences (Moscow).

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА»

DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-186-191 УДК 378:004.9

Рупасова Яна Евгеньевна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

Институт общественных наук

РОЛЬ КОНТЕНТА СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

В статье рассматривается возможность использования контента социальных медиа в обучении студентов бакалавриата в вузе. Прослеживается степень влияния цифровых технологий на образовательный процесс с акцентом на необходимости смены линейных педагогических технологий в сторону активного использования интерактивных и мультимедийных средств. Предлагается критический анализ взглядов ряда исследователей на эффективность применения интернет-ресурсов в педагогике в контексте изучения ими информационно-коммуникативных технологий на этапе их появления. Подчеркивается предложенная авторами высокая оценка педагогической ценности интернет-ресурсов как качественной возможности повышения эффективности обучения. Раскрывается содержание понятия «социальные медиа», которые являются цифровыми технологиями и интернет-ресурсами. Перечисляются виды социальных медиа. Объясняется закономерность возникновения интереса педагогов вуза к социальным медиа как формам обучения студентов бакалавриата с целью формирования профессиональных качеств - креативности и коммуникативности. Представлен анализ исследований применения социальных медиа в обучении как отечественных педагогов, так и зарубежных. Продемонстрированы результаты эмпирического наблюдения эффективности использования контента социальных медиа в процессе обучения студентов бакалавриата, проведенного на базе РАНХиГС, Института общественных наук (г. Москва).

Ключевые слова: вуз, интерес, коммуникативные навыки, контент, социальные медиа, студенты бакалавриата, творчество, профессионально-инновационная деятельность.

Информация об авторе: Рупасова Яна Евгеньевна, старший преподаватель кафедры английского языка отделения языковой подготовки, Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Россия.

E-mail: rupasova-ye@ranepa.ru

Дата поступления статьи: 16.02.2020.

Для цитирования: Рупасова Я.Е. Роль контента социальных медиа в формировании у студентов бакалавриата профессиональных качеств // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 186-191. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-186-191.

Yana Ye. Rupasova

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

Institute for Social Sciences

THE ROLE OF SOCIAL MEDIA'S CONTENT IN FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF THE STUDENTS OF BACHELOR DEGREE PROGRAMMES

The article deals with the possibility of the usage of the content ofsocial media in teaching the students of bachelor degree programmes in a higher school. The degree of impact of digital technologies on educational process is being followed with the focus on the necessity of substitution of line pedagogic technologies for the active usage of interactive and multimedia means of teaching. The critical analyses of some researches' visions over the effectiveness of the Internet-resources used in pedagogics is introduced in the context of their studying the information and communicative technologies on the stage of their emergence. The highest authors' appreciation of the pedagogic value of the Internet resources is highlighted as a high-quality possibility to boost the effectiveness of teaching. The meaning of the notion «social media» is revealed which are both digital technologies and the Internet resources. The types of social media are represented. The timely higher school pedagogues' interest towards social media is explained as forms of teaching the students of bachelor degree programmes aimed atforming the professional qualities - creativity and communicative skills. The analyses of the usage of social media in teaching is given both of Russian and overseas reseachers. The results of empirical observation of the effective usage of the social media content in the teaching process of the students of bachelor degree programmes are performed, held inside the Presidential Academy, Institute for Social Sciences (Moscow).

Keywords: higher school, interest, communicative skills, content, social media, students of bachelor degree programmes, creative work, professional-innovative activities.

Information about the author: Yana Ye. Rupasova, senior teacher of English Language Department, Institute for Social Sciences, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia.

E-mail: rupasova-ye@ranepa.ru

Article received: February 16, 2020.

For citation: Rupasova Ya.Ye. The role of social media's content in formation of professional qualities of the students of bachelor degree programmes. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 1, pp. 186-191 (In Russ.). DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-186-191.

186

Вестник КГУ J 2020

© Рупасова Я.Е., 2020

Введение

Особенностью процесса обучения в вузе на сегодняшний день является характер среды, в которой пребывают основные субъекты педагогического процесса - преподаватели и студенты. Исследователи характеризуют среду XXI века как информационное пространство, цифровое пространство, цифровой номадизм [Гу-жова, Сухорева: 92] и, наконец, как эпоху транзитивности [Марцинковская: 65], подчеркивая, что эра «постмодернисткой» реальности [Арпеньтева: 28], строясь на основе цифр, мультимедийных технологий, глобального информационного шторма, существенно меняет принципы когнитивного, личностного, социального развития студентов бакалавриата в вузе.

Известно, что именно интеллектуальное, культурное и нравственное развитие личности наряду с подготовкой высококвалифицированных кадров является целью высшего образования. Образовательный процесс также находится под влиянием цифровой реальности, которая, по мнению О.В. Мороз, усложняет функционирование педагога и студента, диктуя своеобразные правила пребывания в ней [Мороз]. Педагог в данных условиях осознает необходимость смены педагогических, линейных офлайн-технологий в пользу применения интерактивных мультимедийных средств обучения.

Социальные медиа как часть современных цифровых технологий способны генерировать такой яркий мультимедийный контент, который превращается для педагога в эффективный инструмент формирования профессиональных компетенций, коммуникативных навыков, креативности, интереса к профессионально-инновационной деятельности. Контент социальных медиа при корректном использовании делает процесс обучения инновационным, объемным, проблемным, влияя на скорость восприятия материала студентами, мотивируя на достижения, и способен оказывать положительный эффект на результаты обучения студентов, имеющих некоторые психологические особенности.

Постановка проблемы

Парадоксальность ситуации в том, что, с одной стороны, педагоги признают эффективность контента социальных медиа в формировании критического мышления студентов, коммуникативных навыков, творческой составляющей будущих специалистов, в развитии интереса к профессионально-инновационной деятельности, однако, с другой стороны, склонны не доверять мультимедийным технологиям, усматривая в них угрозу эффективности учебного процесса. Этот факт объясняется, на наш взгляд, недостаточным изучением педагогами возможностей социальных медиа в обучении, непониманием логических закономерностей техногенного мира и законов его экстраполяции на процесс обучения.

Исходя из противоречия, проанализируем два наиболее ярких профессиональных качества -креативность и коммуникативные навыки, на формирование которых существенное влияние оказывает такая форма обучения, как использование выбранного педагогом контента социальных медиа на занятиях в вузе, а также ряд взглядов на это отечественных педагогов и зарубежных. Объясним также логическую закономерность возникновения интереса педагогов вуза к социальным медиа как формам обучения, дополнив наш анализ проведенным эмпирическим наблюдением, происходившим в период с января 2019 г. по февраль 2020 г. на базе РАНХиГС, Института общественных наук (г. Москва), на факультете Liberal Arts среди студентов и преподавателей.

Анализ литературы и эмпирическое исследование

Необходимо заметить, что социальные медиа как средства обучения в педагогике мы относим к информационно-коммуникативным технологиям (далее - ИКТ), базирующимся на использовании компьютерно-коммуникационных средств. Однако мы считаем, что использование контента социальных медиа - это относительно новая форма обучения в педагогическом процессе по той простой причине, что появление в медийном поле, например, видеохостинга YouTube относят к 2005 г., а интернет-ресурса Instagram - и вовсе к 2010 г. Социальные медиа также причисляются к цифровым технологиям, поскольку они основаны на цифровом формате передачи изображений и информации, а также к интернет-ресурсам, существующим непосредственно в поле Интернета, поэтому в данной статье мы иногда будем называть социальные медиа цифровыми технологиями или интернет-ресурсами во избежание монотонности высказываний.

Дадим определение социальным медиа. Согласно М.П. Целых, их можно определить как группу интернет-приложений, построенных на идеологическом и технологическом фундаменте так называемого web 2.0, который позволяет создавать пользовательский контент и обмениваться им [Целых: 141]. А.С. Горшков подчеркивает размытость и дискуссионность эпистемологии социальных медиа, акцентируя внимание на демаркации, проведенной исследователями между «старыми» и «новыми» институтами коммуникаций. Автор констатирует, что поскольку социальные медиа ассоциируются с эрой дигитальной культуры и особенностями современного мышления, они имеют право называться «новыми» [Горшков: 14]. К социальным медиа относят Facebook, Twitter, LinkedIn и YouTube, а также блоги, Wikis, сайты сбора петиций, социальные закладки и сайты для публикаций, которые используются для открытого обмена информацией. Наиболее популярными формами

являются журналы (ЖЖ), интернет-форумы, веб-блоги, микроблоги, «вики», подкасты, видео, фотографии или изображения, рейтинги, социальные закладки или социальные сети. Подчеркнем, что ключевыми характеристиками социальных медиа являются интерактивность и мультимедийность.

Отметим, что педагоги высоко оценивали педагогический потенциал мультимедийного контента и источников сети Интернет еще при анализе ИКТ, задолго до появления, например, таких социальных медиа, как Instagram и YouTube. Значимый вклад в изучение форм и методов обучения с использованием ИКТ, в частности интернет-ресурсов, внесли А.Г. Асмолов, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Г.С. Коджаспирова, В.А. Плешаков, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, Г.У Солдатова, А.В. Хуторской. Так, Е.С. Полат еще в 2001 г., рассматривая особенности и перспективы применения компьютерных телекоммуникаций в образовании, делала акцент на использовании мультимедийных учебников, говоря о том, что мультимедийность как психологический момент способствует особенному восприятию и запоминанию материала [Полат 2001: 158]. Автор также анализировала педагогическую ценность информации сети Интернет, подчеркивая ее оживленность, интерактивный и диалоговый характер [Полат 2001: 181, 221]. И.В. Роберт в 2006 г. рассматривал технологии мультимедиа как качественную возможность повышения эффективности обучения, делая акцент на таких средствах телекоммунникаций, как видеоконференции, интерактивное ТВ, кабельное ТВ, электронные дискуссии [Роберт 2008: 60]. Исследователь анализировал также использование сети Интернет в аудиториях, а во внеучебной деятельности подчеркивал роль сети Интернет в самовыражении и самопредставлении [Роберт 2008: 67]. В.А. Плешаков рассматривал воспитательные и социализирующие возможности интернет-ресурсов в контексте инновационной отрасли психолого-педагогической мысли - киберпедагогики [Плешаков 2011: 235], называя конечной ее целью формирование киберкомпетенций [Плешаков 2011: 255]. У Г.У. Солдатовой нам кажется важной мысль о цифровом разрыве поколений, который неодназ-начно может сказываться на цифровой компетентности преподавателей, а значит, и цифровой коме-тентности учеников [Солдатова: 166].

После 2005 г. в педагогике появляются подробные диссертационные исследования отечественных педагогов об использовании социальных интернет-сетей в обучении. Так, Л.А. Метелько-ва, Я.Л. Егорова-Морал изучают интерактивное общение в социальной сети Facebook в обучении французскому языку, С.А. Золотухин исследует развитие информального обучения средствами социальных сетей, дистанционное обучение во взаимодействии с социальными сетями является

предметом интереса А.В. Ольшевской и так далее. Таким образом, данные исследователи рассматривают преимущественно социальные сети Интернета как средство формирования коммуникативных навыков, групповой работы над проектом, как средство формирования навыков коллаборации и обмена учебной информацией.

В фокусе нашего интереса - использование именно контента хорошо известных социальных медиа, таких как Instagram, Twitter, YouTube, Ted. com, Elllo.org, в качестве отдельного дидактического материала, применяемого в аудиторной работе и в качестве дополнительного аудио-визуального контента в рамках электронного курса. Изучению эффективности использования информационного контента социальных медиа ранее не уделялось достаточно внимания.

Между тем способность контента социальных медиа быть привлекательным и востребованным у студентов оценивается многими коллегами-педагогами, которые видят в них перспективный инструмент для формирования у студентов бакалавриата прежде всего коммуникативных навыков и творческой составляющей, а это необходимые профессиональные качества на сегодняшний день любого специалиста. Рассмотрим влияние социальных медиа на формирование данных качеств.

1. М.В. Шматко считает, что социальные медиа содержат в себе не только угрозы, но и возможности для эффективных коммуникаций. М.В. Шматко в своем исследовании доказывает, что социальные медиа помогают изначально «закрытому» подростку накапливать положительный опыт коммуникаций, служа тренировочной базой установления личных контактов. Уверенность при осуществлении коммуникаций впоследствии обучаемые переносят в жизнь, а следовательно, и в будущую профессию [Шматко: 22]. Поясним этот момент. Действительно, видя интересный профессиональный контент в социальных медиа, студенты вначале могут обсуждать его между собой, непосредственно в поле социальных медиа, а затем переносить данные обсуждения за пределы данных ресурсов. На занятии используемый педагогом новый профессиональный контент из социальных медиа представляется студентам знакомым только потому, что среда социальных медиа изначально не является чужой.

Западные исследователи придерживаются такого же мнения. K.S. Devi, E. Gouthami, V.V Lakshmi заявляют, что социальные медиа, являясь знакомой и понятной средой, не могут формировать разобщенность и провоцировать блокировку интерактивных навыков [Devi, Gouthami, Lakshmi: 100], а, наоборот, способствуют активизации коммуникаций.

Наши эмпирические наблюдения также подтверждают эту мысль. В процессе обучения студентов на факультете Liberal Arts (РАНХиГС,

Институт общественных наук, г. Москва) нам встречаются студенты направления «Публичная политика», которые в общении сдержанны и не проявляют особую активность при классическом опросе на занятиях. Но эти же студенты заметно активизируются, когда дело касается обсуждения только что просмотренного выступления председателя Палаты представителей Конгресса США Nancy Pelosi и ее высказывания относительно инициативы начала процедуры импичмента в отношении Д. Трампа. Проблемный, яркий, свежий, мультимедийный контент личного официального аккаунта этого политика в Instagram не оставляет подобную категорию студентов равнодушными, предоставляя им возможность для самопрезентации с выходом на публичный контакт, в результате чего формируются:

- критическое мышление;

- мотивация к информационному обмену;

- навыки свободного информационного обмена;

- навыки поддержки разделяемой позиции и оппонирования;

- умения ведения открытого дискурса;

- личностные убеждения, оценочные суждения;

- личная ответственная социальная позиция.

Коммуникация на основе проблемного материала социальных медиа вызывает эмоциональный личностный отклик у студентов, в результате студенты бакалавриата показывают большую заинтересованность в предмете, в своей будущей профессии. Занятия с привлечением социальных медиа отличаются большой продуктивностью, студенты получают более высокие баллы на этапе промежуточного контроля и, как следствие, результативность процесса обучения повышается.

2. Говоря о творческой составляющей профессиональной компетентности студентов, заметим, что креативность - одно из ключевых требований трудового рынка сегодняшнего дня. Из инсайдерского интервью с работодателями, проведенного в крупных корпорациях, мы выяснили, что, выбирая нового человека в команду из двух соискателей - одного с красным дипломом известного вуза, а другого с обычным дипломом из вуза, не входящего в «топ пять», но с ярким креативным началом, они предпочтут последнего, потому как инновационные пути решения задач сейчас в высокой цене, а инновационные идеи, как правило, генерируют люди с высоким уровнем креативности.

Л.В. Назарова, например, рассматривает карьерную стратегию будущего специалиста исключительно в контексте креативности: личной креативности, со-креативности, креативности в рамках группы или организации. Исследователь отмечает, что способность будущего специалиста к креативности - это почти единственный выход из кризиса «квазирыночного капитализма» в России, который родился в рамках «узаконенного» беззаконья, был

ориентирован на стремительное обогащение из уже имеющихся народных ресурсов и не был ориентирован на освоение новых экономических отраслей, связанных с инновационными технологиями [Назарова: 74]. Следовательно, педагоги высшей школы должны формировать креативность у студентов на этапе процессе обучения, так как способность к креативности определяет будущую способность специалиста генерировать инновационные идеи в своем профессиональном поле. В этом педагогу помогут социальные медиа.

Мир социальных медиа, по нашему глубокому убеждению, это кладезь примеров инновационных идей, а также платформа для демонстрации собственных идей - креативного продукта в виде оригинальных постов в режиме повседневности.

Контент социальных медиа можно использовать как «обучающую» креативность и как важный дидактический материал на занятии.

Например, использование педагогами контента Ted.com на YouTube - американского частного некоммерческого фонда, созданного специально для распространения уникальных идей, апеллирует не только к критическому мышлению студентов, но и, мы уверены, является примером для инициирования собственных прогрессивных идей.

Преподаватели РАНХиГС, ИОН с успехом применяют данный контент для демонстрации новейших технологий, методов, приемов, предлагаемых к реализации на данном этапе развития современного мира в областях психологии, социологии, журналистики, политологии, менеджмента и других наук. Контент Ted.com может ознакомить нас с выступлениями Била Гейтса, Марка Цукерберга и других лидеров экономического рынка, чей бизнес был, несомненно, инновационным на этапе своего возникновения.

По мнению многих преподавателей РАНХиГС, ИОН такой инновационный контент Ted.com, как экономные инновации в условиях ограниченных природных ресурсов, новые энергетические экосистемы, построение общества без ископаемого топлива, технологии 3D-печатания в строительстве и медицине, гидропанели, производящие питьевую воду из влаги воздушного пространства, журналистский проект «1917 год в социальных медиа - как бы это было?», методика факт-чекинга и многое другое имеет проблемный, обучающий характер, является для студента концептуальным, познавательным, выразительным материалом, вызывает огромный профессиональный интерес, сильный эмоциональный отклик у обучаемых и способствует формированию:

- творчества (умения быть оригинальным, умения нестандартно мыслить);

- со-творчества, умения работать в команде;

- умения определять характер проблемы и пути ее решения;

- навыков публичных выступлений, умений логично представлять свои идеи, дискуссионных навыков;

- знаний о теории инноваций, их видах, алгоритмах, техниках;

- интереса к профессионально-инновационной деятельности.

На наш взгляд, педагоги уже не сомневаются в эффективности социальных медиа в способствовании решению задачи формирования креативности. Более того, мы уверены, что при помощи использования контента социальных медиа на занятиях можно создать атмосферу разумного и полезного творчества, побудить творческий мотив у студентов, вызвать интерес к профессионально-инновационной деятельности, где индивидуальное креативное начало является базисом.

Вывод

Таким образом, на фоне эмпирических наблюдений на базе РАНХиГС, ИОН (г. Москва) и изучения литературы по теме необходимости применении контента социальных медиа для обучения студентов мы можем констатировать, что данная тема вызывает существенный интерес со стороны педагогов высшей школы и получает новый импульс к последующим глубоким исследованиям. На данном этапе мы можем сделать однозначный вывод о том, что социальные медиа в обучении студентов в вузе представляют собою веяние времени, привлекая педагогов высшей школы прежде всего высокой актуальностью своего содержания, критичностью, инновационностью, большим аудиовизуальным потенциалом. При этом социальные медиа могут выступать интердисциплинарным средством в становлении общих, профессиональных, специальных компетенций, способствуют формированию интереса к профессионально-инновационной деятельности, одновременно популяризируя уникальные идеи, являясь стимулом для дальнейшего личностного развития будущего специалиста.

Список литературы

Арпеньтева М.Р. Нравственные проблемы медиатизации и когнитивные способности личности // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека / под ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 28-37.

Горшков А.С. Социальные медиа как возможность самопрезентации // Социальные медиа как катализатор кросснационального обучения / под ред. Н.В. Борисовой. Пермь: Перм. гос. нац. ис-след. ун-т, 2013. С. 12-20.

Гужова И.В., Сухорева Д.Р. Роль рекламы в формировании ценностей цифрового номадизма // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека / под ред. Р.В. Ершо-

вой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2018. С. 91-93.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб.-метод. пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов и др.; под ред. И.В. Роберт. М.: Дрофа, 2008. 312 с.

Марцинковская Т.Д. Психология идентичности в современном смешанном пространстве // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: коллективная монография / под ред. Т.Д. Мар-цинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. Москва: МПГУ, 2019. С. 65-72.

Мороз О.В. Культурные практики цифровой среды: курс лекций. URL: https://postnauka.ru/ courses/81311 (дата обращения: 21.01.2020).

Назарова Л.В. Карьерные стратегии российского студенчества в условиях рискогенности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 3. С. 71-75.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарки-на, М.В. Моисеева и др.; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2001. 270 с.

Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека: монография; под ред. А.В. Мудрика. М.: МПГУ 2011. 400 с.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность: монография. М.: Смысл, 2017. 375 с.

Целых М.П. Социальные медиа в образовании специалистов социально-педагогической сферы // Медиаобразование. 2017. № 2. С. 139-151.

Шматко М.В. Влияние социальных сетей на коммуникативные навыки подростков // Гуманитарные научные исследования. URL: http:// human.snauka.ru/2016/12/18054 (дата обращения: 20.01.2020).

Devi K.S., Gouthami E., Lakshmi V.V. Role of Social Media in Teaching-Learning Process. Journal of Emerging technologies and Innovative Research, 2019, vol. 6, iss. 1, pp. 96-103. URL: https://www. researchgate.net/publication/330497773_Role_of_ Social_Media_in_Teaching-Learning_Process (дата обращения: 16.01.2020).

References

Arpen'teva M.R. Nravstvennye problemy mediatizatsii i kognitivnye sposobnosti lichnosti [Moral problems of mediatization and cognitive capacities of a personality]. Tsifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskii kontekst razvitiia cheloveka [Digital society as a cultural and historical context of human development], ed. by R.V. Ershovа. Kolomna, Gosudarstvennyi sotsial'no-gumanitarnyi universitet Publ., 2018, pp. 28-37. (In Russ.)

Gorshkov A.S. Sotsial'nye media kak vozmozhnost' samoprezentatsii [Social media as an opportunity of self-presentation]. Sotsial'nye media kak katalizator krossnatsional'nogo obucheniia [Social media as an accelerator of cross-national education], ed. by N.V Borisova. Perm, Gos. nats. islled. un-t Publ., 2013, pp. 12-20. (In Russ.)

Guzhova I.V, Sukhoreva D.R. Rol' reklamy v formirovanii tsennostei tsifrovogo nomadizma [The role of advertisement in the formation of the values of digital nomadizm]. Tsifrovoe obshchestvo kakkul'turno-istoricheskii kontekst razvitiia cheloveka [Digital society as a cultural and historical context of human development], ed. by R.V Ershova. Kolomna, Gosudarstvennyi sotsial'no-gumanitarnyi universitet Publ., 2018, pp. 91-93. (In Russ.)

Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii [Informaition and communication technologies in education], uch.-met. posobie [Textbook], I.V. Robert, S.V. Paniukova, A.A. Kuznetsov and etc., ed. by I.V. Robert. Moscow, Drofa Publ., 2008, 312 p. (In Russ.)

Martsinkovskaia T.D. Psikhologiia identichnosti v sovremennom smeshannom prostranstve [Psycology of identity in modern mixed environment]. Tsifrovoe obshchestvo v kul'turno-istoricheskoi paradigm [Digital society in a cultural-historic paradigm], kollektivnaia monografiia [multi-authored monograph], ed. by T.D. Martsinkovskya, V.R. Orestova, O.V. Gavrichenko. Moscow, MPGU Publ., 2019, pp. 65-72. (In Russ.)

Moroz O.V. Kul'turnye praktiki tsifrovoi sredy: kurs lektsii [Cultural practices of digital environment: the lecture course]. URL: https://postnauka.ru/ courses/81311 (access date: 21.01.2020). (In Russ.)

Nazarova L.V. Kar'ernye strategii rossiiskogo studenchestva v usloviiakh riskogennosti [The career strategies of Russian students in the conditions of riskigenics]. Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia

mysl' [The historical and social-educational thought], 2011, № 3, pp. 71-75. (In Russ.)

Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniia: ucheb. posobie dlia studentov ped. vuzov i sistemy povysheniia kvalifikatsii ped. kadrov [New pedagogical and information technologies in the system of education: textbook for the students of Pedagogical universities and the teachers of proficiency courses], E.S. Polat, M.Iu. Bukharkina, M.V. Moiseeva and etc., ed. by E.S. Polat. Moscow, Akademiia Publ., 2001, 270 p. (In Russ.)

Pleshakov VA. Teoriia kibersotsializatsii cheloveka: monografiia [The theory of cyber-socialization of a human: monograph], ed. by A.V Mudrik. Moscow, MPGU Publ., 2011, 400 p. (In Russ.)

Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Nestik T.A. Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost' i bezopasnost': monografiia [The digital generation of Russia: competence and safety: monograph]. Moscow, Smysl Publ., 2017, 375 p. (In Russ.)

Tselykh M.P. Sotsial'nye media v obrazovanii spetsialistov sotsial'no-pedagogicheskoi sfery [Social media in education of the specialists of social-pedagogical sphere]. Mediaobrazovanie [Mediaeducation], 2017, № 2, pp. 139-151. (In Russ.)

Shmatko M.V. Vliianie sotsial'nykh setei na kommunikativnye navyki podrostkov [The impact of the Internet social networks on the communicative skills of the teens]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniia [Humanitarian scientific researches]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/18054 (access date: 20.01.2020). (In Russ.)

Devi K.S., Gouthami E., Lakshmi V.V. Role of Social Media in Teaching-Learning Process. Journal of Emerging technologies and Innovative Research, 2019, vol. 6, iss. 1, pp. 96-103. URL: https://www. researchgate.net/publication/330497773_Role_of_ Social_Media_in_Teaching-Learning_Process (access date: 16.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.