Научная статья на тему 'Роль контекстных задач в обучении математики и химии'

Роль контекстных задач в обучении математики и химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ / СПЛАВЫ / КОНЦЕНТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусайбеков Р. К., Дюсембекова М. Т.

В статье речь идет о контекстных задачах, дано определение контекстных задач, показано решение задач математическим и химическим способами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TНE ROLE OF CONTEXTUAL TASKS IN STUDYING MATHEMATICS AND CHEMISTRY

This article is about contextual tasks; definition of contextual tasks is given; the solution of tasks in mathematical and chemical ways was shown.

Текст научной работы на тему «Роль контекстных задач в обучении математики и химии»

7. Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности / И. Н. Симаева - Калининград: Радуга, 2002. - 267 с.

8. Волгина Т. Ю. Адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе: трудности, про-

блемы, пути их решения / Т. Ю. Волгина // Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». -Омск, 2007. - Режим доступа: www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-201 .pdf

РОЛЬ КОНТЕКСТНЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ И

ХИМИИ

Мусайбеков Р.К.

Академический доцент, магистр естественных наук, старший преподаватель кафедры физики и математики, Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, Казахстан.

Дюсембекова М. Т.

Учительница химии Кишкенекольская средней школы № 1.Казахстан

^E ROLE OF CONTEXTUAL TASKS IN STUDYING MATHEMATICS AND CHEMISTRY

Musaybekov R.K.,

academic associate professor, master of science, senior teacher of department ofphysics and mathematics,

Kokshetau State University by named Sh. Ualikhanov, Kazakhstan.

Dyusembekova M. T., Chemistry teacher of Kishkenekol school № 1. Kazakhstan.

ABSTRACT

This article is about contextual tasks; definition of contextual tasks is given; the solution of tasks in mathematical and chemical ways was shown. АННОТАЦИЯ

В статье речь идет о контекстных задачах, дано определение контекстных задач, показано решение задач математическим и химическим способами.

Ключевые слова: контекстные задачи, практико -ориентированные задачи, сплавы, концентрация Keywords: ^^textual tasks, the practical oriented tasks, alloys, concentration

В последнее время как и в заданиях ЕНТ, так и на занятиях по математике решаются задачи на сплавы, концентрацию. Задачи эти носят практико-ориентированный характер и они решаются на уроках математики и химии. Их называют еще контекстными задачами. Контекстный подход необходим для совершенствования определенных условий при подготовке студентов - будущих учителей математики и его сущность заключается в том, что он направлен на необходимость приобретения новых знаний, а в дальнейшем эти знания можно применить в реальной жизни. Именно в этом и состоит ценность практико-ориентированных задач. Напрашивается уместный вопрос: «Что дает нам использование контекстных задач?». Ответ прост:

- всестороннее развитие студентов;

- готовность к самостоятельной деятельности;

- повышение уровня профессионализма будущих специалистов;

- формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков для выделения ключевых компетенций, определяющих квалифицированную подготовку учителя. Заметим, что задачи на концентрацию и сплавы пзволяют осуществлять межпредметную связь, в данном случае, связь математики с химией.

Контекстные задачи включают в себя многие вопросы и проблемы, с которыми сталкивается ученик в обыденной жизни. Задачи данного типа находят применение в дальнейшем обучении.

Контекстная задача - это задача мотивацион-ного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, требованием задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.

Контекстные задачи, также как и контрольно-диагностические задания, компетентностно-ориен-тированные тесты можно использовать как методы контроля достижений учащихся наряду с традиционными (контрольными работами, устными опросами). Приведем примеры контекстных задач.

Тема: Кухня [1, 2]

1. Приготовили 350 граммов водного раствора соли. Количество соли и воды находится в отношении 2:5. Сколько граммов соли и сколько граммов воды имеется в растворе?

2. Свежие грибы содержат по массе 90 % воды, а сухие - 20 %. Сколько надо собрать свежих грибов, чтобы их них получить 4,5 кг сухих грибов?

SCIENCES OF EUROPE # 10 (10), 2016 | PEDAGOGICAL SCIENCES

84

3. Рассмотрим состав вкусного печенья, одним из ингредиентов которого является так называемый пекарский порошок, рецепт которого можно приготовить в домашних условиях. Он является изобретением XX века, популярен в кулинарии стран Западной Европы и Америки.

В составе пекарского порошка входят: 1 часть пищевой соды; 1 часть лимонной кислоты; 1 часть муки, крахмала, сахарной пудры (или их смеси).

На основе вышесказанного можно предложить следующие вопросы:

1. Какими свойствами должна обладать сода для улучшения качества теста?

2. Возможно ли использование соды без лимонной кислоты?

3. Известно, что сода и лимонная кислота хорошо растворяются в воде. Стоит ли их растворять, перед тем как положить в тесто?

4. Нужно ли заменить соду в пекарском порошке на другое вещество, и если да, то какое?

5. Зачем в пекарском порошке мука, ведь она есть в тесте?

6. Напишите уравнения химических реакций, связанных с приготовлением пекарского порошка для выпечки теста.

Особенностью данной контекстной задачи является то, что она опирается на определенный жизненный опыт детей. Человек сталкивается в быту с кулинарными изделиями и видит, как их выпекают, понимает, что процесс выпечки особого труда не представляет. Надо только знать какие действия нужно выполнять последовательно и входящие в состав теста ингредиенты. Данные можно взять из определенной литературы или на страницах Интернета или могут помочь в этом мама и бабушка. За решение данной задачи учащиеся берутся безо всякого сомнения и колебания. Однако при решении выявляются противоречия между известной ситуацией и слабыми знаниями в этом направлении. Именно здесь появляется определенная проблемка. У учащихся появляется желание в разгадке загадки, в овладении секретом, так как это в дальнейшей жизни пригодится, поэтому это нужно знать. Начинаются вопросы, перелистывание учебников, значит начинается (а это радостно) деятельность, направленная на решение возникшей проблемы. Как видим, в выполнении 3-го задания выполняется большая кропотливая работа по решению проблемной ситуации.

Заметим, что задачи 1 и 2 можно решать на уроке математики, а разбор задачи 3 (даже можно назвать ее практической работой) можно провести на уроке химии и трудового обучения.

Тема: Металлы и их сплавы [1, 2]

1. Имеются два сплава золота и серебра. В первом сплаве количество этих металлов находятся в отношении 1:2, а во втором сплаве - в отношении 2:3. Сколько граммов нужно взять первого сплава, чтобы получить 19 г сплава, в котором золото и серебро находятся в отношении 7:12?

2. Вычислить вес сплава серебра с медью , зная, что сплавив его с 3 кг чистого серебра, получат сплав 900-й пробы, а сплавив его с 2 кг сплава 900-й пробы, получат сплав 840-й пробы.

3. В настоящее время в качестве материала для изготовления ювелирных украшений нередко используют белое золото. Белое золото 585-й пробы - это сплав, состоящий из трех металлов (массовая доля золота 58,5%, серебра - 26%, остальное палладий).

1. Какие металлы образуют сплав «белое золото»?

2. Как получают сплав «белое золото»?

3. Рассчитайте массу чистого золота, содержащегося в обручальном кольце ручной работы из белого золота 585 пробы, украшенного 23 бриллиантами общей массой 0, 23 карата. Масса кольца 3,8 г. 1 карат = 0,2 г.

4. Атомов какого химического элемента больше всего в сплаве белого золота, а каких меньше всего? Ответ подтвердите расчетами.

5. Какие еще металлы могут входить в состав сплавов золота, используемых для изготовления ювелирных изделий?

6. Почему для изготовления ювелирных изделий используют сплавы золота, а не чистое золото?

Такие задачи всегда направлены на достижение результатов, выходящих за рамки учебного предмета и применяемые в разных видах деятельности. Контекстные задачи открывают широкие возможности для развития творческого потенциала личности, способствуют формированию у школьников навыков решения реальных практических проблем и функциональных умений.

4. Соединения марганца в основном поступают в организм с пищей. Много марганца содержится в ржаном хлебе, пшеничных и рисовых отрубях, сое, горохе, свекле (содержание марганца в 100 г свеклы составляет 0,65 мг). Марганец поступает в растение в виде ионов Мп2+ . В теле человека содержится 2,2*1020 атомов марганца. Среднесуточная потребность человека в марганце составляет 5-9 мг. Биоусвояемость марганца невысока, всего3-5%. Оптимальная интенсивность поступления марганца в организм 5-9 мг/сутки, уровень, приводящий к дефициту, и порог токсичности оцениваются в 1 и 40 мг/сутки соответственно.

В медицинской практике для промывания ран применяют раствор перманганата калия ^ 0,5%, плотность 1г/мл).

Вопросы:

1. Напишите электронную формулу атома марганца и иона марганца.

2. Подсчитайте количество вещества марганца, содержащегося в организме человека.

3. Вычислите массу свеклы, которую необходимо съедать каждый день для того, чтобы восполнить суточную потребность (9мг) марганца в организме.

4. Подсчитайте массу марганца, который усваивается организмом человека.

5. Для обработки ран вы должны приготовить раствор перманганата калия, в наличии оказалось 10 г препарата. Определите объем раствора, который вы сможете приготовить из такой порции пер-манганата калия.

6. Найдите в интернете или других источниках информации, какую роль играет марганец в организме человека.

Сделаем следующее замечание по данной группе задач: задачи 1, 2 можно решить на уроке математики, а задачи 3 и 4 (практические работы) выполняются на уроке химии.

Тема: Концентрация

1. Определить, сколько килограммов сухарей с влажностью 15 % можно получить из 255кг хлеба с влажностью 45 %.

2. К раствору, содержащему 39 г соли, добавили 1000 г воды, после чего концентрация соли уменьшилась на 10 %. Найти первоначальную процентную концентрацию соли в растворе.

Покажем решение задач методом математики и химии:

Задача № 1

Математический способ:

Хлеб содержит 55% сухого вещества. Значит, в 255 килограммах хлеба содержится 0,55*255=140,25 (кг) сухого вещества. В сухарях это сухое вещество составит 85% от общего веса (х кг) сухарей. Тогда, 0,85х = 140,25, отсюда х = 165 кг.

Ответ: 165 кг

Химический способ: [3]

Записываем краткое условие задачи: т(хлеба) = 255 кг

W (Я20)=45% или 0,45 W2(H2O)=15o/0 или 0,15 ш(сухарей)-?

Решение:

1. Запишем расчётную формулу, необходимую для решения задачи:

Ж-т^р-ра)

т (р- ра) = ——1-

^^^ ж2

Данную формулу можно использовать, приняв хлеб и сухари за раствор

2. Вычисляем массовые доли твёрдого вещества (т.в) в хлебе и сухарях:

^(т.в хлебе)=100%-45%=55% или 0,55

(т.в сух.)=100%-15%=85% или 0,85

3. Вычисляем массу сухарей, подставив в расчётную формулу данные

. . 55%-255 кг __

т (сух) =-= 165 кг

2К у ' 85%

Ответ: масса сухарей с 15%-ной влажностью составляет 165 кг

Задача № 2

Математический способ:

Краткая запись данной задачи будет выглядеть таким образом:

х г - первоначальная масса раствора

39 x

растворе

первоначальная концентрация соли в

39

--концентрация раствора соли после

х +1000

добавления 1000 г воды

Теперь на основе краткой записи составим уравнение для решения задачи:

39 39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= 0,1 xz +1000x - 390000 = 0

х х +1000 •О х1 = 300, х2 = —1300 (посторонний корень)

Чтобы определить первоначальную процентную концентрацию, необходимо выполнить действие:

39

-*100% = 13%

300

Ответ: 13 %

Химический способ:

Запишем кратко условие задачи:

т (растворенного вещества) = 39г

т (растворенного вещества)=39г

т(Я2 0)=1000г

^ %—Ж2 %=10%

^ %(исходногораствора) — ?

Решение:

1. Обозначим через х массу исходного раствора: т (исходного раствора)= х г.

2. Масса полученного раствора после добавления воды:

т(полученного раствора) = (х+1000) г.

3. Массовая доля растворенного вещества в ис-

39

ходном растворе: ^ = —

4. Массовая доля растворенного вещества в ис-

39

ходном растворе: Ж (раст. в— ва) =-

2 х +1000

5. Массовая доля растворенного вещества в полученном растворе на 10 % меньше, чем в исходном: :

(р. в— ва) — ^ (р.в— ва) = 10%

6.Подставляем данные — w2 и получим алгебраическое уравнение

39 39

---= 10, откуда х=300г

X X +1000

Следовательно, масса исходного раствора равна 300г. (т р— ра = 300 г.)

7. Находим массовую долю растворенного вещества в исходном растворе . Для этого составляем данную пропорцию:

в 300 г исходного раствора содержится 39 г растворенного вещества, а в 100 г полученного раствора содержится у г растворенного вещества

100*39

у =-= 13%или0,13

300

8. Можно найти и щ (получ.раствора) после добавления 1000 г воды

щ (получ. раствора) = 39

= 0,03или3%

300 + 1000

Ответ: концентрация растворенного вещества в полученном растворе составляет 13 % или 0,13

Итак, особенностью контекстных задач является то, что они обеспечивают эффект новизны, вызывают интерес к изучаемому предмету. При их решении на определенном уровне решается проблема оценивания сформированности компетентностей и математической грамотности учащихся.

Литература

1. 3000 конкурсных задач по математике. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, Айрис - пресс, 1998. - 624с., с илл.

2. Сборник конкурсных задач по математике с методическими указаниями и решениями. - В.М. Говоров, П.Т. Дыбов, Н.В. Мирошин, С.Ф. Смирнова - Москва «Наука», главная редакция физико-математической литературы, 1983

3. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. - Хомченко, 2002г.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТИННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ В ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧСКОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Павула О. Т.

МБДОУ «ДС № 433 г. Челябинска», учитель - дефектолог, учитель - логопед высшей квалификационной категории

PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION (FROM

EXPERIENCE)

Pavula O. T.,

Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution «Kindergarten No. 433, Chelyabinsk» special education teacher, teacher-logopedist with the highest qualification grade

АННОТАЦИЯ

В статье описывается практическая реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, из опыта работы учителя - логопеда, учителя - дефектолога группы компенсирующей направленности для детей VII вида. Определяются цели и задачи обучения детей с ЗПР. Обосновывается реализация деятельностного подхода и описывается алгоритм применения речевых тренажеров. Данный опыт работы можно использовать для практического применения специалистам, работающим с детьми ЗПР и ТНР.

ABSTRACT

The article describes practical implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education, from the experience of the special education teacher and the teacher-logopedist who works in a compensating group of children type VII. It is defined the purposes and objectives of teaching children with mental retardation. It is also explained the implementation of the activity approach and described the algorithm of the speech trainers using. This experience can be used by professionals working on practice with children with mental retardation and with serious speech disturbance.

Ключевые слова: ФГОС ДО, РППС, деятельностный подход, речевые тренажеры, коррекция, компенсация, задержка психического развития, общее недоразвитие речи, тяжелые нарушения речи, фонематическое восприятие, грамота.

Keywords: Federal State Educational Standard of preschool education, developing objective dimensional field, the activity approach, speech trainers, correction, compensation, mental retardation, general speech underdevelopment, serious speech disturbance, phonemic awareness, literacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.