Научная статья на тему 'Использование контекстных задач при оценивании метапредметных результатов'

Использование контекстных задач при оценивании метапредметных результатов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1514
695
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТА-ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / КОНТЕКСТНЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясникова Ольга Михайловна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценивания метапредметных результатов при реализации ФГОС второго поколения. Раскрывается содержание понятия «контекстная задача», рассматриваются принципы её разработки, обосновывается значение подобного типа заданий в выборе будущей профессиональной деятельности учащихся. Приводятся примеры контекстных задач, которые можно использовать для выявления и оценивания сформированности метапредметных результатов при изучении конкретных тем школьного курса неорганической и органической химии. Такой пример оценивания метапредметных результатов может быть интересам педагогам, работающим по данной проблеме. В заключение дается указание на то, какие компетенции диагностируются при использовании данного типа заданий и формированию каких умений и навыков они способствуют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование контекстных задач при оценивании метапредметных результатов»

УДК 371.26

ББК Ч 420.28

О. М. Мясникова

Использование контекстных задач

при оценивании метапредметных результатов

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме оценивания метапредметных результатов при реализации ФГОС второго поколения. Раскрывается содержание понятия «контекстная задача», рассматриваются принципы её разработки, обосновывается значение подобного типа заданий в выборе будущей профессиональной деятельности учащихся. Приводятся примеры контекстных задач, которые можно использовать для выявления и оценивания сформированности метапредметных результатов при изучении конкретных тем школьного курса неорганической и органической химии. Такой пример оценивания метапредметных результатов может быть интересам педагогам, работающим по данной проблеме. В заключение дается указание на то, какие компетенции диагностируются при использовании данного типа заданий и формированию каких умений и навыков они способствуют.

Ключевые слова: школьное химическое образование; универсальные учебные действия; мета-предметные результаты; контекстные задачи.

Образовательные стандарты второго поколения позволяют определить требования к результатам освоения образовательной программы по химии. Преподавание химии по новым стандартам ставит перед учителем практические задачи выбора программы, УМК, технологий и методов обучения, обеспечивающих достижение планируемых результатов, соответствующих требованиям ФГОС. Использование системно-деятельностного подхода, на основе которого должны быть достигнуты личностные, метапредметные и предметные результаты, обусловливает потребность в изменении школьного химического образования, так как поставленные задачи социализации учащихся - «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активная учебно-познавательная деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей» - не могут быть полноценно решены в прежнем формате содержания [3].

В ФГОС обозначено, что «метапредметные результаты включают в себя основные универсальные учебные действия (УУД), которые составляют основу ключевых компетенций школьников»[3]. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающегося к освоению новых знаний, поиску путей решения проблем в различных ситуациях, его способность к самоорганизации, сотрудничеству и коммуникации. «Чтобы выявить мотивацию к обучению, определить ценностные установки, целесообразно воспользоваться социологическими методами: наблюдение, работа с документальными источниками, анкетирование и др.» [4]. Измерить и оценить метапредметные результаты можно при помощи таких инновационных средств, как: контекстные задачи, кейсы, проект, исследование, проектная задача и др.

К контекстным относят задачи, содержание которых отражает ситуации, которые часто встречаются в реальной бытовой, производственной, общественной жизни; при этом основной единицей их содержания является

проблема. Их контекст создаёт условия для использования имеющихся у учащихся теоретических знаний, оказывает влияние на интерпретацию полученных результатов.

Наибольшее количество представленных в современной методической литературе контекстных задач основаны на двух подходах: историческом и практико-ориентированном. «Практические исследования показали, что большой интерес у обучающихся вызывают вопросы, связанные с применением химических соединений в будущей профессиональной деятельности, с влиянием химически произведенных веществ на здоровье человека, на качество пищи, возникновением экологических проблем» [2].

При разработке контекстных задач следует учитывать следующие принципы:

- актуальность. Задачи должны иметь прикладной характер для обеспечения личностной значимости учащихся;

- доступность для выполнения (в рамках программного материала). Ситуация, описания в задании, должна предусматривать комплексную проверку уровня подготовленности школьника, так как оцениваются не изолированные знания, а интегрированные качества личности. Необходимо оценивать уровень развития ключевых компетенций школьников на основе знаниевой базы, которая заложена в образовательный стандарт. Учащиеся с особыми способностями и высокой мотивацией к изучению химии могут продемонстрировать свою эрудицию при участии в олимпиадах и конкурсах;

- учёт возрастных особенностей. Контекстные задачи должны быть интересны ученику и не содержать подсказку, направленную на решение поставленной проблемы.

В качестве примера приведём контекстные задачи, которые можно рекомендовать для выявления и оценивания сформи-рованности метапредметных результатов учащихся.

Задача 1. (9-й класс, тема «Галогены»)

Прочитайте информационное сообщение об утечке хлора и выполните задания после текста.

«Около 200 человек госпитализированы с отравлением в результате утечки хлора, которая произошла утром, 27 июня 2011 г., на заводе по переработке мяса птицы крупной продовольственной компании Tyson Foods в г. Спрингдейл (штат Арканзас).

Из-за инцидента были эвакуированы 300 человек из примерно 600 находящихся на предприятии рабочих. Большинство из них жаловались на затруднение дыхания, головную боль и жгучую боль в лёгких.

Выделение хлора произошло из-за случайного смешивания различных химикатов. Примерно через час после утечки концентрация хлора снизилась до безопасного уровня, и предупреждение о чрезвычайной ситуации было снято.

Tyson Foods является крупнейшим в мире производителем мясных продуктов. Хлор использовался на заводе в качестве дезинфицирующего средства.

Хлор - токсичный удушливый газ, при попадании в лёгкие вызывает их ожог, удушье. Раздражающее действие на дыхательные пути оказывает при концентрации в воздухе около 0,006мг/л.

Хлор был одним из первых химических отравляющих веществ, которое использовалось Германией в Первой мировой войне.

При работе с данным веществом следуетис-пользовать спецодежду, противогаз, перчатки.

Защитить органы дыхания на короткое время можно тканевой повязкой, смоченной раствором сульфита натрия».

1. В какой форме, молекулярной или ионной, хлор опасен для человека?

2. Какой тип связи в молекуле хлора?

3. При случайном смешивании каких веществ могло произойти образование хлора? Выскажите своё предположение. Напишите уравнение соответствующей реакции.

4. Рассчитайте объём воды, который потребуется для поглощения хлора, содержащегося в 5 л воздуха в концентрации, при которой он оказывает раздражающее действие на дыхательные пути.

5. Напишите уравнение реакции нейтрализации хлора, которое описано в тексте.

6. Назовите физический и химический процессы, благодаря которым происходит быстрое снижение концентрации хлора в воздухе.

7. Обоснуйте использование хлора в качестве дезинфицирующего средства, ответ подтвердите уравнением реакции.

Задача 2. (10-й класс, тема «Карбоновые кислоты»)

Прочитайте текст и выполните после задания.

Соединение с молекулярной формулой С3Н8О подвергли окислительному дегидри-ровнию, в результате чего получили продукт состава С3Н6О. Это вещество вступает в реакцию «серебряного зеркала», образуя соединение состава С3Н6О2. При действии на последнее гидроксидом кальция получили вещество, используемое в качестве пищевой добавки под кодом Е282. Оно препятствует росту плесени на хлебобулочных и кондитерских изделиях и, кроме того, содержится в таких продуктах, как швейцарский сыр.

1. Напишите уравнения реакций, рассматриваемых в задаче. Напишите названия образующихся органических веществ.

2. Определите формулу добавки под кодом Е282.

3. Объясните, с какой целью рассматриваемое вещество добавляют в сыр.

4. Что вы знаете о пищевых добавках? Применяете ли вы их? Ответ обоснуйте.

Задача 3. (11-й класс, тема «Металлы»)

Прочитайте текст и выполните после задания.

Соединения марганца в основном поступают в организм с пищей. Много марганца содержится в ржаном хлебе, пшеничных

и рисовых отрубях, сое, горохе, свекле (содержание марганца в 100 г свеклы составляет 0,65 мг). Марганец поступает в растение в виде ионов Мп2+ . В теле человека содержится 2,2*1020 атомов марганца. Среднесуточная потребность человека в марганце составляет 5-9 мг. Биоусвояемость марганца невысока, всего 3-5 %. Оптимальная интенсивность поступления марганца в организм 5-9 мг/сутки, уровень, приводящий к дефициту, и порог токсичности оцениваются в 1 и 40 мг/сутки соответственно.

В медицинской практике для промывания ран применяют раствор перманганата калия ^ 0,5 %, плотность 1 г/мл).

1. Напишите электронную формулу атома марганца и иона марганца.

2. Подсчитайте количество вещества марганца, содержащегося в организме человека.

3. Вычислите массу свеклы, которую необходимо съедать каждый день для того, чтобы восполнить суточную потребность (9 мг) марганца в организме.

4. Подсчитайте массу марганца, который усваивается организмом человека.

5. Для обработки ран вы должны приготовить раствор перманганата калия, в наличии оказалось 10 г препарата. Определите объем раствора, который вы сможете приготовить из такой порции перманганата калия.

6. Найдите в Интернете или других источниках информации, какую роль играет марганец в организме человека.

Выполнение подобных задач предусматривает применение полученных знаний, работу с различными источниками информации. На основании результатов выполнения данного типа задач диагностируются компетенции:

- предметные (химические), позволяющие оценить знания учащихся и понимание ими изученного материала;

- метапредметные, носящие интегра-тивный характер (применимые для решения

расчетных задач и объяснения некоторых процессов и явлений);

- ключевые, имеющие надпредметный характер и способствующие применению естественнонаучных знаний для разрешения реальных жизненных проблем на основе оценки ситуации.

Контекстные задачи способствуют формированию у школьников навыков решения реальных практических проблем и функциональных умений, открывают широкие возможности для оценивания уровня развития творческого потенциала личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Ахметов М.А. Об использовании контекстных задач в процессе обучения // Химия в школе. -2011. - № 4. - С. 24-27.

2. Нечитайлова Е.В. Инновационный инструментарий для оценивания уровня достижений учащихся // Химия в школе. - 2012. - № 7. - С. 13-14.

3. Федеральный государственный стандарт среднего (полного) общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 апреля 2012 г. № 413.)

4. Шалашова М.М. Компетентность^ подход: проблемы, перспективы // Химия в школе. - 2012. -№ 3. - С. 4-9.

5. URL : http: // festivaL.1september.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.