Научная статья на тему 'Роль конкурентного анализа для достижения конкурентных преимуществ'

Роль конкурентного анализа для достижения конкурентных преимуществ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1268
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илышев Анатолий Михайлович, Селевич Татьяна Семеновна

В промышленно развитых странах особые знания о соперниках уверенно превращаются в законный источник конкурентного преимущества, содержание которого состоит в том, что компания, позиционирующаяся на рынке, предлагает всем желающим особую покупательную ценность, определяемую по отношению к предложениям конкурентов. Данное свойство превращает конкурентную информацию в подлинный компонент корпоративной стратегии. Это дает основания считать конкурентный анализ самостоятельным видом экономического анализа, обслуживающим как текущие потребности поддержания на высоком уровне конкурентоспособности фирмы, так и, в особенности, потребности стратегического менеджмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In industrial countries the special knowledge of the competitors confidently turns to a lawful source of the competitive advantage. The contents of this competitive advantage is, that the company offers a special purchasing value to the consumers. The consumers determine consumer value in comparison with the offers of the competitors. Therefore competitive information turns to an original component of the corporate strategy. It gives the bases to consider the competitive analysis as an independent kind of the economic analysis serving the current needs of firm. Besides the competitive analysis is necessary for service of needs of strategic management of firm

Текст научной работы на тему «Роль конкурентного анализа для достижения конкурентных преимуществ»

- классическая теория менеджмента основывается на функциональном подходе к управлению предприятием;

- современная теория менеджмента делает упор на процессный подход. С точки зрения процессного подхода, предприятие представляет собой набор процессов. Каждый процесс при этом имеет свою цель, которая одновременно является критерием эффективности процесса [4].

Понятие «реструктуризация» как инструмент управления, согласно определению, содержит в себе целый арсенал мероприятий по изменению настоящего состояния предприятия. Таким образом, можно говорить о понятии «реструктуризация» как о сложно организованном процессе.

В связи с тем, что понятие «реструктуризация» в отечественной экономике эволюционирует и имеет полиаспектное содержание, возникает необходимость в ее классификации с выделением опорных признаков.

Наиболее удачным представлением классификации понятия «экономическая реструктуризация» является морфологический анализ [5], который позволяет рассмотреть основные признаки процесса «реструктуризации» в комплексе.

Необходимо отметить, что как сложный процесс понятие реструктуризации требует наличия субъек-

та и объекта воздействия для целостности картины.

Морфологическая классификация понятия «реструктуризация» приведена в таблице.

Результатом выделения опорных признаков реструктуризации служит сформированная в виде матрицы классификация понятия «реструктриза-ция», где в совокупности по опорным признакам, в соответствии с уровнем иерархии и присвоенным кодом, обобщена информация по данному вопросу. Причем каждый признак расчленен на свой подвид.

Таким образом, сформулированы семь опорных признаков реструктуризации по мере их важности:

1) цель/необходимость;

2) объект (масштаб);

3) субъект;

4) тип;

5) вид;

6) отраслевая принадлежность объекта;

7) организационно-правовая форма объекта.

На мой взгляд, морфологическая классификация позволяет хорошо структурировать содержание и возможности современной реструктуризации на данном этапе ее развития в отечественной теории и практике управления.

Поступила в редакцию 04.12.2006

Литература

1. Белых Л.П., Федотова М.А. Реструктуризация предприятия: Учеб. пос. для вузов. М., 2001.

2. Аистова М.Д. Реструктурирование предприятий в системе антикризисного управления: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тверь, 2000.

3. Реструктуризация предприятий и компаний / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справ. пособие / Под ред. И.И. Мазура. М., 2000.

4. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М., 2001.

5. Управление рисками (рискология) / В.П. Буянов, К.А. Кирсанов, Л.А. Михайлов. М., 2002.

УДК 338.001

А.М. Илышев*, Т.С. Селевич**

РОЛЬ КОНКУРЕНТНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

* Уральский государственный технический университет-УПИ, г. Екатеринбург

** Томский политехнический университет

Существует много определений конкуренции, но суть большинства их в настоящее время сводится к трактовке конкуренции как незаменимого механизма рыночной экономики, побудительной силы, направляющей деятельность производителей и поставщиков (продавцов) на удовлетворение потребностей потребителей. Данный взгляд обусловлен применением маркетинговой концепции, теория которой, так же как и закон конкуренции, обес-

печивает предпосылки для четкого функционирования экономических систем.

Однако на практике действие данных законов и концепций ограничено в силу несовершенства рыночных механизмов. Это особенно относится к характерной в настоящее время для России (транзитивной) экономике, переход от которой к зрелой рыночной экономике, по всем признакам, займет достаточно длительный период.

А.М. Илышев, Т.С. Селевич. Роль конкурентного анализа для достижения..

Для успешного функционирования в конкурентной среде, формирования и управления имеющимся конкурентным преимуществом предприятия организовывают и систематически осуществляют проведение конкурентного анализа. Главная цель конкурентного анализа - умение быстро определить и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества. Чтобы обеспечить достойное положение фирмы на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, инноваций в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного превосходства.

Интенсивное развитие в последние годы конкурентного анализа, содержание которого трактуется как сравнительная характеристика сильных и слабых сторон текущих и будущих конкурентов [1], порождает необходимость в определении его роли и места среди других видов экономического анализа - таких, как комплексный экономический анализ деятельности предприятия, стратегический и маркетинговый анализ.

Согласно доминирующей в отечественной литературе точке зрения, комплексный экономический анализ представляет собой совокупность методов, принципов и приемов всестороннего изучения хозяйственной деятельности предприятия (см., напр.: [2, 3]). Еще более существенно расширяет содержание комплексного экономического анализа Л.Е. Романова, полагающая, что такого рода анализ предусматривает изучение не только экономической, но и технической стороны производства, а также социальных и природных условий и их взаимосвязей с производством, т.е. части внешней среды [4]. Особую позицию по вопросу раскрытия содержания комплексного анализа занимает В.Г. Дьякова, которая подчеркивает: комплексный анализ применяется для решения задач стратегического управления и сводится к всестороннему анализу экономической перспективы развития того или иного предприятия [5].

Объект же конкурентного анализа - множество имеющихся и будущих конкурентов в соответствующем сегменте рынка, а не само рассматриваемое предприятие, исходя из интересов которого выполняется конкурентный анализ. Содержание конкурентного анализа состоит в сравнительной характеристике сильных и слабых сторон этих конкурентов, а не в проведении «комплексного экономического анализа их деятельности». Разная направленность двух видов экономического анализа представляется очевидной.

Итак, конкурентный анализ не входит в состав комплексного анализа экономики предприятия

вследствие принципиальных различий в объекте анализа, его содержании, направленности и из-за своеобразия методов и приемов сбора исходной информации.

Стратегический анализ представляет собой анализ внутренних и внешних факторов, важных для разработки целей и стратегии деятельности предприятия. При этом обычно выделяют внутренний и внешний анализ, а также анализ конкурентоспособности [6]. Нередко выполнение стратегического анализа дифференцируют по этапам: первые два этапа - выявление миссии и цели фирмы в долговременной перспективе, следующие три -изучение среды нашей фирмы (сначала внешней среды, затем внутренней в два этапа) [7].

С целями конкурентного анализа несколько перекликается внешний стратегический анализ. Внешний стратегический анализ проводится в контексте выявления возможностей и угроз «дальнего окружения».

Специфическая особенность исследования внешней среды (в рамках проведения стратегического анализа) - оценка ситуации преимущественно по отрасли в целом. Даже задача анализа конкуренции в отрасли сводится к оценке каждого фактора, определению уровня конкурентного давления и выработке общей стратегии конкуренции, чтобы, во-первых, по мере возможности обезопасить компанию от воздействия всех факторов конкуренции, во-вторых, использовать правила конкуренции в отрасли на благо компании, в-третьих, достичь конкурентного преимущества.

При всей заманчивости тех возможностей и подходов, которые декларируются во внешнем стратегическом анализе, многое в нем остается недостаточно разработанным на методическом и «технологическом» уровнях: весьма туманны схемы сбора крайне необходимой информации; способы верификации и обработки данных, полученных из разных источников; процедуры интерпретации результатов.

В полном объеме стратегический анализ доступен лишь очень крупным компаниям. Однако в условиях динамично изменяющейся среды, даже для сравнительно небольших фирм, одной интуиции руководителя становится недостаточно для успешных действий на рынке. Этим обусловлена необходимость постановки в таких фирмах ограниченных, более «дешевых» вариантов выработки стратегий.

Ограниченность возможностей и известных инструментов внешнего стратегического анализа может быть частично преодолена посредством дальнейшего развития методов маркетингового анализа и практики их применения.

Маркетинговый анализ (согласно наиболее распространенному определению) представляет

собой изучение рынка товаров и услуг, спроса и предложения, поведения потребителей, рыночной конъюнктуры, динамики цен с целью лучшего продвижения своих товаров (Глоссарий. ру). В рассматриваемом контексте маркетинговый анализ выступает в качестве сугубо внешнего по отношению к позиционирующейся на рынке фирме.

Конкурентный анализ вышел из недр маркетингового анализа. К.С. Фляйшер и Б.Е. Бенсус-сан указывают, что конкурентный анализ базируется (и в этом заключается его главная особенность) на оценке индивидуальных характеристик конкурентов, на сопоставлении сильных и слабых сторон текущих и будущих конкурентов [1]. Этот анализ дает как наступательный, так и оборонительный стратегический контекст, в условиях ко -торого следует выявлять возможности и угрозы. Оценка индивидуальных характеристик конкурентов объединяет разнообразные источники конкурентного анализа в единую основу, которая позволяет разрабатывать и осуществлять действительно эффективную стратегию развития фирмы.

Оценка индивидуальных характеристик конкурентов, проводимая в рамках конкурентного ана-

лиза, преследует несколько основных целей: выявить будущие стратегии и планы конкурентов; предсказать вероятные реакции конкурентов на стратегические инициативы фирмы; определить, насколько стратегия конкурента действительно соответствует его возможностям; понять слабые стороны конкурента и оценить, насколько реально их использование.

Итак, в промышленно развитых странах особенные знания о соперниках уверенно превращаются в законный источник конкурентного преимущества. Содержание этого конкурентного преимущества состоит в том, что компания, позиционирующаяся на рынке, предлагает всем желающим особую покупательную ценность, определяемую по отношению к предложениям конкурентов. Данное свойство превращает конкурентную информацию в подлинный компонент корпоративной стратегии. Это дает основание считать конкурентный анализ самостоятельным видом экономического анализа, обслуживающим как текущие потребности поддержания на высоком уровне конкурентоспособности компании (вместе с маркетинговым анализом), так и в особенности потребности стратегического менеджмента.

Поступила в редакцию 08.12.2006

Литература

1. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / Пер. с англ. М., 2005.

2. Каньковская А.Р., Тарушкин А.Б. Экономический анализ: Учеб.-метод. пос. СПб., 2003.

3. Баканов М.И. и др. Теория экономического анализа: Учеб. / Под ред. М.И. Баканова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

4. Романова Л.Е. Анализ хозяйственной деятельности: Краткий курс лекций. М., 2003.

5. Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пос. для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любуши-на. М., 2002.

6. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство. Возможности для будущего процветания / Пер. с англ. М., 2000.

7. Баранчеев В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация. - http://www.management.com.ua/strategy/str037.html

УДК 338.46

Л.А. Казарина

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ: ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА И ОЦЕНКИ

Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск

Для осуществления интеграции в логистических системах необходим комплекс методов и показателей, оценивающих ее эффективность. В этом комплексе необходимо предусматривать способы учета логистических издержек. Такая необходимость связана прежде всего с тем, что именно общие издержки являются основным интегральным понятием, лежащим в основе создания логисти-

ческих систем [1]. Введенная впервые в 1950-х гг. Г. Льюисом, Дж. Каллитоном и Дж. Стилом [2] концепция общих (тотальных) затрат стала основой для развития логистики. Основной смысл данной концепции заключается в том, что интегрирование логистических операций позволяет перегруппировывать затраты различных видов и тем самым снижать общие издержки на продвижение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.