Научная статья на тему 'Стратегический конкурентный и геоэкономический анализ в условиях турбулентности и мегаконкуренции'

Стратегический конкурентный и геоэкономический анализ в условиях турбулентности и мегаконкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
237
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / АНАЛИЗ / ГЕОЭКОНОМИКА / ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ПРИНЦИП / ИНФОРМАЦИЯ / РАЗВЕДКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илышев A. M., Селевич Т. С.

В статье исследуются обострение конкуренции и кардинальное изменение подходов к разработке стратегии развития экономики. Рассматриваются цели стратегического конкурентного анализа, его принципы, переход к инновационной экономике. Также анализируются основные черты стратегического конкурентного и геоэкономического анализа, их информационные источники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегический конкурентный и геоэкономический анализ в условиях турбулентности и мегаконкуренции»

11 (44) - 2009

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

СТРАТЕГИЧЕСКИМ КОНКУРЕНТНЫЙ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ И МЕГАКОНКУРЕНЦИИ*

А.М. ИЛЫШЕВ,

доктор экономических наук, профессор

Уральский государственный технический университет - УПИ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Т.С. СЕЛЕВИЧ,

кандидат экономических наук, доцент Томский политехнический университет

В статье исследуются обострение конкуренции и кардинальное изменение подходов к разработке стратегии развития экономики. Рассматриваются цели стратегического конкурентного анализа, его принципы, переход к инновационной экономике. Также анализируются основные черты стратегического конкурентного и геоэкономического анализа, их информационные источники.

Ключевые слова: конкуренция, стратегия, анализ, геоэкономика, турбулентность, инновация, экономика, принцип, информация, разведка.

Как показывают уроки мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., классические инструменты и механизмы финансового менеджмента и анализа, создатели которых неоднократно увенчаны нобелевскими премиями, достигли определенных пределов своего применения. Безусловно, нельзя относить только на их счет явные ошибки и крупные просчеты в деятельности многих компаний и в функционировании экономик целых стран — ошибки и просчеты, которые, постепенно накапливаясь, породили мощный отрицательный суммарный эффект и привели, в конце концов, к столь масштабному мировом кризису.

Однако необходимо реально учитывать то, что сейчас мир вступает в новую эпоху, характеризующуюся решительным пересмотром взглядов на едва ли не божественную силу рыночного саморегулиро-

* Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит».

вания. Теперь главным регулятором экономического развития становится межстрановая конкуренция, движимая политико-экономическими интересами государств и их групп. Даже столь мощные корпорации, как Газпром или гиганты американского автопрома не в состоянии самостоятельно (без участия своих правительств) принимать решения о дальнейшей судьбе структурообразующих отраслей и продолжать на свой страх и риск «свободно» конкурировать на мировом рынке.

Глобальный экономический кризис свидетельствует не только о провале сложившейся мировой финансовой системы, но и об очевидном фиаско теорий и практики саморегулирования рыночного хозяйства. Кризис также означает чувствительное поражение прикладной экономической науки, сконцентрировавшей едва ли не все свое внимание на проблеме обеспечения высокого уровня конкурентоспособности отдельно взятой фирмы. Между тем явно недооценено мощное воздействие на экономику стремительного развития новых процессов, проявивших себя на национальном и международном уровнях: мегаконкуренции (международной конкуренции, которая характеризует собой высшую ступень конкурентной борьбы, заключающуюся в глобальном соперничестве между всеми субъектами мирового рынка), турбулентности (в данном случае — бурном, неупорядоченном развитии экономических процессов) и геоэкономическом соперничестве (т. е. экономических аспектов геополитической борьбы).

- 19

Большинство российских фирм воспринимает высокую конкуренцию как отрицательный фактор, препятствующий ведению деятельности на рынке. Такому восприятию способствует то, что в последние десятилетия произошло существенное изменение условий бизнеса: наблюдается размывание границ рынков и их фрагментирование, быстрое изменение потребительского поведения, рост критичности потребителей. Но хотя значительная часть российских фирм и реагируют на конкуренцию негативно, объективно именно она является неотъемлемой частью рыночных отношений, несущей определенный положительный эффект как для отрасли, рынка, так и для общества в целом, стимулируя экономику к прогрессу и повышая уровень и качество жизни социума.

К сожалению, российские производители оказались слабы в области завоевания и удержания собственного конкурентного преимущества, уступив это право более маневренным и опытным западным конкурентам, а также адаптивным азиатским экономикам.

Конкурентное же преимущество можно удержать лишь путем постоянных улучшений. Необходимость изменений часто противоречит установившимся на фирме нормам поведения. Фирмы редко меняются сами, к этому их подталкивает внешняя среда. Для сохранения конкурентного преимущества надо, чтобы фирма практиковала «творческое саморазрушение». Нужно уничтожать старые преимущества, чтобы создать новые. Но это саморазрушение должно быть подчинено четкому плану действий, базирующемуся на понимании источников опасности, в том числе и со стороны конкурентов. Мало знать нынешних конкурентов и их деятельность на рынке. Надо видеть перспективы развития своего и смежных рынков, знать источники угроз на внутреннем и международном рынках, владеть планами реагирования на конкурентные угрозы.

Однако даже для крупных российских компаний столь детальный и глубокий управленческий анализ пока, скорее, исключение, чем правило. Между тем необходимо особо выделить проблему разработки научно обоснованной средне- и долгосрочной стратегии развития и успешной ее реализации, которая стоит перед большинством российских менеджеров, аналитиков, маркетологов и бизнес-разведчиков. Для этого следует уметь предугадывать изменения ситуации через год—два, через целый ряд лет на мезо- и макроуровнях.

Необходимо расширить рамки анализа конкуренции, перейти с отраслевого уровня рассмотре-

20 -

ния (крупная компания и ее прямые конкуренты в отрасли) до межнационального, т. е. геоэкономического уровня, когда под стратегическими конкурентами понимаются уже не отдельные компании, а целые сектора национальных и региональных экономик различных стран в противоречивых условиях: с одной стороны, дальнейшей глобализации мирохозяйственных связей, с другой стороны — усиливающейся конфронтации экономик различных стран.

Кардинальному изменению подходов мешает то, что сегодня на практике все еще доминирует текущий конкурентный анализ, который сводится к исследованию только имеющихся конкурентов, причем анализ обычно ограничивают (в силу недостаточности бюджета, времени или персонала) лишь анализом приоритетных конкурентов. Такой подход чреват безвозвратно потерянным конкурентным преимуществом на своем рынке, если туда стремительно ворвется зарубежный соперник, в свое время выпавший из поля зрения менеджеров, маркетологов и бизнес-разведчиков.

Но и столь нужный стратегический анализ конкурентов нередко понимается прежде всего как процесс выявления индивидуальных характеристик крупных компаний, оценка их целей, стратегий, сильных и слабых сторон, спектра вероятных действий для базового отечественного предприятия и выбор им конкурентов (имеющихся и потенциальных), которых надо атаковать или избегать. Иными словами, он практически не выходит за рамки компаний. Между тем инспирированный и дирижируемый антироссийскими силами транзитный демарш Украины ясно показал, что даже крупнейшие российские компании не являются (да и не могут являться) главными «фигурантами» острейшей межстрановой конфронтации.

Для осуществления процедур стратегического конкурентного анализа на макроуровне следует использовать весь арсенал методик стратегического, маркетингового и конкурентного анализа — от традиционных (параметрических, рейтинговых) до специфических, к которым в первую очередь относят конкурентную разведку (электронную, а также проводимую более традиционными способами). Такого рода разведка основывается на информации о намеченных национальных приоритетах и стратегиях развития, а также на независимых оценках (прогнозах) перспектив экономического роста той либо иной страны (региона). Должна также оцениваться надежность основных источников информации: официальных прогнозов, концепций развития, аналитических докладов спецслужб разных стран,

агентурных сведений собственных спецслужб. Все это — лучший источник данных для проведения стратегического конкурентного анализа.

Все перечисленные направления, связанные с ведением конкурентной борьбы — объект пристального внимания участников рыночного процесса и государства, обеспечивающего поддержку развития добросовестной конкуренции.

Таким образом, действительно адекватными средствами для успешной адаптации экономики России и всех ее звеньев к принципиально новой ситуации являются средне- и долгосрочные высококонкурентные стратегии. Научное обоснование этих стратегий призваны обеспечивать такие новые виды управленческого анализа, как стратегический конкурентный и геоэкономический анализы. Рассмотрим особенности первого из них.

Ограничители текущего и временные горизонты стратегического конкурентного анализа. Конкурентный анализ был введен в повседневную практику экономической работы большинства фирм и корпораций в конце XX в. и вполне доказал свою эффективность. В его теоретическое развитие внесли достойный вклад такие известнейшие ученые, как М. Портер, К. Фляйшер и Б. Бенсуссан, А. Ю. Юданов, Е. Л. Ющук, В. И. Ярочкин и Я. В. Бузанова и многие другие. Под конкурентным анализом они чаще всего подразумевают исследование конкурентного окружения фирмы с помощью оценки индивидуальных характеристик и тактики соперников, т. е. такой анализ проводится для решения текущих вопросов фирмы [6].

При этом известно, что авторы научных изданий и учебной литературы по теории экономического анализа делят анализ на тактический (текущий) и перспективный, называемый также стратегическим. Кроме того, разные авторы, занимающиеся стратегическим менеджментом, тем или иным способом классифицируют стратегии по временному горизонту. Так, А. Гершман, директор Центра стратегических технологий компании АссепШге, отмечает, что еще сравнительно недавно временной горизонт стратегического планирования составлял около десяти лет, а в 2000-е гг. некоторые аналитики опустили эту планку до полутора—двух лет [2]. Ю. А. Уваев полагает, что сейчас средний горизонт, например, ИТ-стратегий составляет два—три года [13]. Еще более «ужесточает» нижнюю границу временного горизонта стратегического планирования и анализа М. А. Вахрушина, опуская ее до одного года [1].

На наш взгляд, периоды упреждения для разных видов конкурентного анализа в специфических ус-

ловиях XXI в. — условиях бурного роста мегакон-куренции, турбулентности и геоэкономического соперничества — могут находиться в следующих диапазонах:

• для текущего анализа — 1—2 года;

• краткосрочного стратегического анализа — 3—5 лет;

• среднесрочного стратегического анализа — до 10 лет;

• долгосрочного стратегического анализа — до 15 лет;

• дальнесрочного стратегического анализа — до 25 лет и много более.

К числу же фундаментальных факторов развития мировой экономики следует отнести:

• ужесточающуюся межстрановую конкуренцию за минерально-сырьевые ресурсы будущего;

• увеличение сроков достижения конкурентных преимуществ в инновационных областях науки, техники и производства;

• актуализацию проблемы обеспечения расширенного воспроизводства человеческого капитала в малозаселенных странах и территориях, которые далеко не исчерпали потенциала своего хозяйственного развития;

• обострение тотального геоэкономического соперничества между промышленно развитыми, новыми индустриальными странами и государствами с бурно развивающимися экономиками.

Эти фундаментальные факторы все больше становятся естественными ограничителями «сферы присутствия» текущего конкурентного анализа. Вместе с тем он продолжает оставаться востребованным в повседневной деятельности малых и средних фирм. Однако есть сомнения в его эффективности в современных условиях, особенно для нужд стратегического планирования.

Опыт мирового экономического развития 2000 гг. показал, что методы и инструменты текущего конкурентного анализа, которые, казалось бы, достаточно хорошо разработаны, постоянно совершенствуются и успешно применяются специалистами стран с высоким уровнем представленности рыночных свобод вообще и свободы конкуренции в частности, не срабатывают при переходе от эволюционного характера развития их экономик к условиям нестабильности. Вероятно, существует соблазн списать это на форс-мажорные обстоятельства, если бы не одно весьма веское соображение. Дело в том, что волновой характер экодинамики представляет собой общую закономерность развития для всех экономических

- 21

объектов — от национального хозяйства страны до отдельной фирмы и товара с его жизненным циклом. Следовательно, смена повышательной волны экономической конъюнктуры понижательной волной — это не «форс-мажорные обстоятельства», которые невозможно предвидеть, а закономерность волновой экодинамики, подлежащая выявлению, изучению и предвидению ее наступления.

Сейчас активно развивается теория циклично-генетической динамики. Известно, что идея промышленных циклов сформировалась у французского ученого К. Жюгляра еще в середине Х1Хв. До этого внимание ученых привлекали не сами циклы, а кризисы. Последние рассматривались не в виде составляющих частей циклического развития хозяйства, а как признаки некоего социально-экономического катаклизма, который надвигается неотвратимо подобно волнам цунами, масштабы негативных последствий от воздействия которых неизвестны.

Длина первых воспроизводственных циклов, связанных с обновлением активной части основного капитала (открыты К. Жюгляром) составляла 7—11 лет. Именно такой интервал наблюдался после 1970г. в среднесрочных циклах производства мировых объемов ВВП, минимальные темпы роста которого приходились на кризисные годы — 1973, 1982, 1991 [4]. К этому надо добавить, что семь лет спустя наступил финансово-экономический кризис в России, а еще десять лет спустя — экономический спад в промышленноразвитых странах мира. В конце 2008г. (т. е. через семь лет) начался экономический кризис в большинстве стран мира.

Чрезмерный акцент на методы и инструменты текущего конкурентного анализа, стремление придать им универсальный характер порождают ситуацию сегодняшнего дня: высокоразвитые в экономическом отношении страны, широко применяющие методы конкурентного анализа, стагни-руют и погружаются в кризис, а Китай, Индия и Бразилия, для которых характерен значительно меньший размах использования методов текущего конкурентного анализа, довольно уверенно демонстрируют миру большую экономическую устойчивость.

По нашему убеждению, в условиях высокого динамизма, мегаконкуренции и турбулентности экономического развития целесообразен дифференцированный подход к разработке и использованию методов конкурентного анализа: наряду с методами, претендующими на универсальный характер, все возрастающее применение должны находить специфические методы, адекватные особенностям протекания отдельных фаз общего цик-

22

ла экономической конъюнктуры — фаз зарождения (I), роста (II), стабилизации (III) и спада (IV).

В настоящее время наиболее разработанным является инструментарий конкурентного анализа, ориентированный на фазы роста и стабилизации (II и III фазы цикла), где развитие фирмы и страны более устойчиво. Понятно, что данная ситуация благоприятствует полному и глубокому изучению особенностей конкурентной борьбы, моделированию происходящих при этом процессов, прогнозированию рыночного поведения фирмы в ближайшем будущем.

Противоречивый же процесс вхождения новой фирмы либо товара на рынок (I фаза цикла), как и неблагоприятные изменения конъюнктуры, приводящие к спаду производства (IV фаза цикла), носят неустойчивый характер. Естественно, что рассматриваемая ситуация отнюдь не способствует максимально полному и глубокому познанию специфики механизма конкуренции, построению адекватных многофакторных аналитических моделей, прогнозированию изменения положения фирмы даже в краткосрочной перспективе.

В силу изложенного, именно разработка, апробация и широкое внедрение в управленческую практику методов (инструментов) стратегического конкурентного анализа — среднесрочного, долгосрочного и дальнесрочного — являются в современных условиях весьма актуальной научно-практической задачей. Создание такого рода аналитических методов обеспечивает возможность проведения комплексного анализа в любой фазе воспроизводственного цикла.

Цели стратегического конкурентного анализа, его принципы. Стратегический конкурентный анализ (СКА) — это самостоятельный вид управленческого анализа, к объектам которого относятся предприятия (прежде всего, крупные компании), отрасли, сферы деятельности, экономика страны либо региона внутри страны, а к субъектам — менеджмент и собственники компаний, органы управления отраслями, сферами деятельности, страной и ее регионами. Предмет СКА составляют процессы производственно-хозяйственной деятельности изучаемого объекта и (в меньшей степени) социально-трудовые, общественно-политические и репродуктивно-гендерные отношения.

При проведении СКА в качестве конкурентов базовой фирмы, инициирующей проведение СКА, берутся не отдельные фирмы, а целые сектора национальных и региональных экономик, структурные единицы которых в будущем при некоторых условиях могут составить конкуренцию нашей

фирме. Информационной базой для выполнения анализа являются данные конкурентной разведки, основывающиеся на сведениях о намеченных общенациональных стратегиях развития и выработанных национальных приоритетах и, кроме того, на оценках и прогнозах перспектив экономического развития той или иной страны либо целых регионов мира, выполненных независимыми организациями. Стратегический конкурентный анализ ориентируется в первую очередь на разработку среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития определенных секторов экономики.

Вместе со стратегическим менеджментом СКА обеспечивает реализацию ряда целей:

• сбалансированное развитие и всестороннее процветание анализируемого объекта;

• высокий уровень его конкурентоспособности;

• гармонизацию социально-трудовых отношений и т. д.

Процедурные задачи СКА — выполнение набора аналитических операций по оценке, диагностике и прогнозированию изменения индивидуальных характеристик (конкурентных позиций) реальных и потенциальных конкурентов в средне- и долгосрочной перспективе (на период 3—20 лет) для выработки альтернативных стратегий развития базовой фирмы (или страны).

Можно охарактеризовать цели СКА для России, исходя из основных приоритетов ее государственной политики, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития до 2020 года (долгосрочная стратегия) [10]. В качестве ориентиров долгосрочного социально-экономического развития здесь выделены:

1) возвращение России в число мировых технологических лидеров;

2) четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики;

3) увеличение доли среднего класса до 70 % населения;

4) сокращение смертности в 1,5 раза, увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет.

Кроме того, предусмотрены следующие приоритеты государственной политики:

• инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения;

• построение национальной инновационной системы;

• развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики;

• развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах;

• реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

Такие приоритеты достаточно необычны для управленческой практики недавнего прошлого, что объективно порождает необходимость в тщательной проработке вопросов информационно-аналитического обеспечения реализации этих долговременных целей.

К стратегическому конкурентному анализу — обоснованию путей достижения столь масштабных долговременных целей предъявляются как универсальные требования, характерные для всех видов управленческого анализа, так и достаточно специфические требования, которые обусловлены особенностями целей и объектов СКА. К универсальным принципам (требованиям), предъявляемым к СКА, относятся следующие требования: объективности, системности, целенаправленности, иерархичности, неопределенности, экономичности, динамизма, безопасности.

В состав специфических требований, свойственных всем видам стратегического конкурентного анализа—вне зависимости от периода упреждения — входит ряд требований, показанных на рисунке.

Особое место в этой совокупности занимают именно специфические требования:

• национально-ориентированного подхода;

• широкого применения неформализованных методов и оценок;

• междисциплинарного подхода при идентификации факторов развития;

• комбинированного использования методов разных наук (экономических, гуманитарных, социальных и естественных). Требование национально-ориентированного

подхода в полной мере отвечает условиям резкого обострения конкурентной борьбы в мире, которая нередко приобретает зримые черты международной экономической конфронтации. Необходимость следования этому принципу обусловлена ситуацией, в которой находится наша страна — ситуации возрождения российского общества и национального хозяйства, в которой усиливается как внутренняя конкуренция, так и, в особенности, геоэкономическая конкуренция. Последняя нередко переходит в прямое межстрановое противостояние на мировой арене. Поэтому в процессе проведения стратегического конкурентного анализа целесообразно в максимальной мере учитывать обострение межстрановой конкурентной борьбы.

- 23

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АНАЛИЗУ

Совокупность требований к стратегическому конкурентному анализу

Требование широкого применения неформализованных методов и оценок обусловлено тем, что период упреждения в 10—25 лет, типичный для стратегического конкурентного анализа, исключает получение одних лишь точных количественных оценок. Приходится сплошь и рядом прибегать к неформализованным методам и приближенным оценкам — менее точным, но более разнообразным и, нередко, единственно возможным.

Неформализованные методы (и в этом состоит их кардинальное отличие от формализованных, нацеленных на массовый сбор однотипных первичных данных и количественную их обработку) ориентированы на достижение углубленного понимания исследуемых экономических объектов. Отсутствие формализации делает невозможным массовый охват исследуемых объектов, в результате чего число единиц обследования существенно снижается. Отказ от широты охвата компенсируется глубиной исследования, детальным изучением экономического явления в его целостности и взаимосвязи с другими явлениями.

Набор исследуемых переменных при использовании неформализованных методов заранее жестко не определен, поэтому переменными можно варьировать — и по числу, и по набору. К неформализованным методам относятся:

• прямое («невооруженное») наблюдение, не преследующее цели измерения;

• свободное интервью и публицистические материалы;

24 -

• факты и качественные оценки, почерпнутые из СМИ и Интернета;

• экспертные оценки специалистов; индивидуальные характеристики конкурентов. Неформализованные методы открывают перед

исследователем (аналитиком) новые горизонты и возможности познания действительности.

Традиция совместного проведения количественных и качественных исследований в социально-экономических науках существует уже давно. Полученные и обработанные результаты либо дополняют друг друга и относительно мирно сосуществуют, либо (частично) находятся в состоянии «теоретического конфликта». Сравнительная популярность и научная значимость указанных методов со времени их возникновения не были постоянными, скорее они были подвержены колебаниям подобно маятнику.

В отечественном управленческом анализе сложился определенный дисбаланс (крен) в сторону количественных методов, что снижает эффективность познания сущности, под которой в рассматриваемом случае понимается глубина и адекватность формируемых СКА представлений об изучаемых проблемах. Причем источником данного дисбаланса является не столько сама аналитическая деятельность, в которой неформализованная информация стихийно все же используется, и даже весьма широко, а скорее сфера российского профессионального образования. В этой последней отсутствуют методические, методологические и прикладные дисциплины, которые помогли бы

будущим аналитикам более широко использовать качественные методы измерения и анализа на некой общей системной основе.

Вообще возможности применения количественных методов в анализе ограничены «зоной измеримости», образованной сферой отработанных понятий и измерительных процедур. При этом данные процедуры должны быть не только реализуемыми, но и требовать разумного (в сопоставлении с ожидаемым познавательным эффектом) расхода исследовательских ресурсов. За пределами этой зоны аналитик-эмпирик должен опираться на качественные методы. Результатом их использования может быть как расширение зоны измеримости, так и формирование концептуальных представлений, основанных на неколичественных данных.

В числе важных проблем, где «зона измеримости» явно мала, и где ограниченные возможности аналитико-статистического исследования должны быть компенсированы углубленным использованием качественных методов, могут быть названы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• изучение научно-технического прогресса и его последствий;

• проблемы, связанные с качеством человеческих ресурсов;

• проблемы воспроизводства квалифицированного труда;

• трудовые отношения и трудовые конфликты;

• теневая и криминальная экономика и т. д. Приведенный список проблем легко может быть

увеличен до нескольких десятков позиций. Явно располагают к этому перечисленные ранее долговременные цели развития, информационное обеспечение реализации которых должен обеспечить СКА.

Требование междисциплинарного подхода при идентификации факторов развития можно объяснить достаточно просто. К примеру, детерминанты столь необходимого для российской экономики на период до 2020 г. четырехкратного роста производительности труда — это поддержание на должном уровне инновационной и предпринимательской активности, высококачественные человеческие активы (менеджеров, исследователей и специалистов), современная организация труда, производства и управления. Оценки инновационного уровня («выше мирового», «на мировом уровне», «впервые в стране», «впервые на предприятии») представляют собой качественные оценки. То же можно сказать об оценках опыта, степени подготовленности и креативности исследователей, специалистов и менеджеров. Уровень организации труда, производства и управления также устанавливается на основе качественных оценок.

Однако категорию «инновационная активность» нельзя интерпретировать без знания теории решения изобретательских задач, природу и механизм предпринимательской активности описывает институциональная теория, системы стимулирования высокой эффективности творческого труда разрабатываются в теории экономики труда, а для топ-менеджеров — на основе базовых концепций финансового менеджмента (в частности, концепции агентских издержек).

Подобные примеры можно продолжить. Однако уже из сказанного вытекает однозначный вывод: в стратегическом конкурентном анализе для идентификации и продуктивного использования новых явлений и процессов объективно необходим междисциплинарный подход. В противном случае одна часть факторов окажется неучтенной вообще, а раскрытие механизма действия другой их части будет недостаточно полным.

Комбинированное применение методов разных наук (экономических, гуманитарных, социальных и естественных) — ключ к познанию сложнейшей, многоплановой и многоаспектной реальности XXI в. Только обеспечив выполнение перечисленных требований, можно добиться максимального эффекта от использования совокупности инструментов СКА.

Переход к инновационной экономике и роль стратегического конкурентного анализа. В последние годы в системе государственного управления социально-экономическим развитием России особую популярность приобрела такая форма долгосрочного планирования, как национальный проект. К настоящему времени разработаны и реализуются следующие приоритетные национальные проекты: «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК». Систему мер по улучшению демографической ситуации также нередко называют новым национальным проектом. Как заявил Д. А. Медведев, этот список может быть дополнен проектами в области науки и культуры. Для информационного обоснования национальных проектов используются довольно обычные инструменты социально-экономического анализа, позволяющие выполнить стандартные аналитические расчеты (оценка общей величины затрат, предполагаемых результатов, сроков достижения поставленных целей, ответственных исполнителей и др.).

Целесообразно ли, чтобы намеченный переход страны, ее регионов, отраслей и предприятий на инновационный путь развития стал еще одним национальным проектом, на реализацию которого выделены определенные средства, установлены

- 25

сроки перехода, дифференцированы основные результативные показатели? На наш взгляд, такого рода подход дискредитировал бы саму идею перехода к инновационной экономике.

Инновационная экономика, или экономика знаний — это качественно новый, более высокий уровень развития всех составляющих производительных сил и производственных отношений, которые находятся в постоянно поддерживаемом динамическом равновесии. Переход к экономике знаний осуществляется посредством последовательно и целеустремленно проводимой в жизнь инновационной политики.

Естественно, что совокупность признаков, по которым целесообразно идентифицировать инновационную экономику, позволяет однозначно определить соответствующий продукт стратегического конкурентного анализа. Им служит долговременная стратегия конкурентной борьбы в научно-инновационной сфере, а не «национальный инновационный проект», предполагающий возможность обеспечить перевод экономики страны и ее регионов на инновационные рельсы развития ординарным «бесконкурентным» способом.

Если России все же из-за необходимости преодоления затягивающегося экономического кризиса придется еще какое-то время продолжать энергосырьевой путь развития, характер продукта СКА принципиально не изменится. Им останется долговременная стратегия конкурентной борьбы за ресурсы (минерально-сырьевые, углеводороды, вода). Естественно, что этот продукт, представляющий собой сложную систему, может быть подвергнут декомпозиции, а по выделенным частям разработаны и осуществлены такие национальные проекты, как, к примеру, «Освоение месторождений углеводородов Баренцева моря и Северного Ледовитого океана», «Организация добычи и комплексной переработки медной руды на Удо-канском месторождении в Читинской области» и др. Появление подобных проектов влечет за собой укрепление конкурентных позиций России на мировой арене.

Однако неизбежно возникает вопрос: какой из ныне применяемых методов управленческого анализа обеспечит основу для таких проектов? Поставленные в Стратегии развития РФ до 2020 года амбициозные (но реально достижимые) цели ясно показывают вектор нашего дальнейшего развития. Перефразируя известные слова великого реформатора П. Столыпина, можно сказать, что в ближайшие десятилетия России нужны не великие потрясения (на мировой арене и внутри страны),

26 -

а великий инновационный прорыв в интеллектуальную экономику.

Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30 % от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7 % от ВВП, здравоохранения — 6, науки — 3 %. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.

Укрепление государственной власти и экономический подъем нашей страны в 2001—2007 гг., а также нынешнее нелегкое время порождают новые представления о характере трансформационных процессов в стране. Насущно необходима и модернизация наших представлений о содержании управленческого анализа, который уже сегодня, а тем более завтра, призван обеспечивать реальные нужды эффективного стратегического управления социально-экономическим развитием современной России. Использование результатов такого анализа должно помочь созданию долговременных конкурентных преимуществ нашей страны на мировой арене. Отвечает ли этим требованиям доминирующий в настоящее время финансовый анализ? На наш взгляд, он переживает «кризис жанра», что может быть доказано следующим.

Во-первых, обращает на себя внимание безосновательный фатализм разного рода международных экспертов, которые считают аксиомой грядущее финансовое банкротство России. Различия между возможными сценариями состоят лишь в сроках банкротства: оно «назначено» либо на 2040 г., либо на 2025 г., либо на 2018 г., либо уже на 2009 г.

Во-вторых, удивляет ограниченность взглядов ведущих финансовых аналитиков: грядущую (конечно же, незавидную) судьбу России они полностью связывают с ценами на нефть и уровнем бюджетных расходов государства. При этом сценарий инновационного прорыва России к экономике с доминирующей интеллектуальной составляющей не фигурирует вообще.

В-третьих, не могут не удивлять также прогностические способности финансовых аналитиков, которые, не приводя апробированных расчетов и убедительных аргументов, тем не менее, утверждают, что в отличие от ситуации 1998 г., новый спад в экономике может продлиться ряд лет подряд. Ответа на вполне резонный вопрос «Почему?» найти невозможно.

И хотя многое из сказанного ранее действи-

тельно наблюдается в российской экономике, все же такие прогнозы носят скорее интуитивный, гадательный, а не строго научный характер. Не случайно большинство ведущих мировых специалистов в области экономики и финансового анализа признавались, что мировой кризис пришел и для них совершенно неожиданно.

Таким образом, СКА должен иметь серьезную теоретико-методологическую базу:

• четко сформулированные цели применения;

• современные прогрессивные методы оценки, диагностики и прогнозирования;

• хорошо структурированные взаимосвязи с другими видами управленческого анализа;

• выявленные основные черты и особенности различных стадий проведения СКА;

• совокупность определенных информационных источников.

Какой же вид анализа представляется адекватным требованиям информационного обеспечения инновационного прорыва нашей страны, столь желанного для ее более уверенного позиционирования на мировой арене? Возможно, это — СКА как средство информационно-аналитического обеспечения принятия эффективных управленческих решений по ускорению перехода экономики современной России на инновационный путь развития в условиях обострения глобальной конкуренции. При этом СКА наиболее тесно взаимодействует с такими видами управленческого анализа, как инновационный и геоэкономический...

(Окончание следует)

Реклама в журналах Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Мы гарантируем Вам:

s Оперативное размещение s Гибкую систему скидок s Индивидуальный подход s Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: s Самые низкие цены

s Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ s Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки s Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 721-85-75, http: www.fin-izdat.ru

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.