Научная статья на тему 'Стратегический конкурентный анализ: временные горизонты и долговременные цели развития'

Стратегический конкурентный анализ: временные горизонты и долговременные цели развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
894
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Селевич Т. С.

Рассматриваются вопросы идентификации и использования стратегического конкурентного анализа как мощного инструмента прогнозирования турбулентной конкурентной среды не только конкретных предприятий, но целых секторов экономик различных государств, что позволяет разработать эффективную стратегию развития и одержать победу в конкурентной борьбе. Особое внимание уделено выявлению ограничителей текущего конкурентного анализа и временных горизонтов стратегического конкурентного анализа. Сформулированы долговременные цели развития и новые требования к конкурентному анализу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGICAL COMPETITIVE ANALYSIS: TIME HORIZONS AND LONG-TERM AIMS OF DEVELOPMENT

Questions of identification and use of strategical competitive analysis as a powerful tool of predicting turbulent competitive medium not only of concrete enterprises but of the whole sectors of economy of various states have been considered that allows developing efficient development strategy and overthrowing in competitive activity. Special attention was paid to revealing limiters of current competitive analysis and time horizons of strategical competitive analysis. Long-term aims of development and new requirements to competitive analysis were stated.

Текст научной работы на тему «Стратегический конкурентный анализ: временные горизонты и долговременные цели развития»

УДК 39.13

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ: ВРЕМЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ И ДОЛГОВРЕМЕННЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ

Т.С. Селевич

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Рассматриваются вопросы идентификации и использования стратегического конкурентного анализа как мощного инструмента прогнозирования турбулентной конкурентной средыi не только конкретны/х предприятий, но целых секторов экономик различных государств, что позволяет разработать эффективную стратегию развития и одержать победу в конкурентной борьбе. Особое внимание уделено выявлению ограничителей текущего конкурентного анализа и временных горизонтов стратегического конкурентного анализа. Сформулированыi долговременные цели развития и новые требования к конкурентному анализу.

Ключевые слова:

Конкуренция, геоэкономическое соперничество, конкурентные преимущества, конкурентный анализ.

В специальной литературе фактически не применяется (во всяком не дается определение) понятия «текущий конкурентный анализ», но все чаще используется термин «конкурентный анализ» - в том или ином сочетании с термином «стратегический анализ». Так, К. Фляйшер и Б. Бенсуссан рассматривают стратегический и конкурентный анализ по существу параллельно [1]. В главе по отраслевому анализу эти авторы показывают в качестве сопутствующих инструментов как анализ конкурентов, так и стратегический анализ (анализ стратегических групп и SWOT-анализ).

Между тем большинство авторов специальных научных изданий и учебной литературы по теории экономического анализа подразделяют анализ на тактический (текущий) и перспективный, который может быть также назван стратегическим. Кроме того, разные авторы, занимающиеся стратегическим менеджментом, тем или иным способом классифицируют стратегии по временному горизонту. К примеру, А. Гершман, директор Центра стратегических технологий компании ЛссепШге, отмечает, что еще сравнительно недавно временной горизонт стратегического планирования составлял около десяти лет, а в 2000-е гг. некоторые аналитики опустили эту планку до полутора-двух лет [2].

Ю. Уваев полагает, что в настоящее время средний горизонт, например, ИТ-стратегий составляет 2-3 года [3]. М.А. Вахрушина еще более «ужесточает» нижнюю границу временного горизонта стратегического планирования и анализа, опуская ее до одного года [4].

В этом дискуссионном вопросе можно согласиться с тем же А. Гершманом, который считает, что хотя темп инновационных изменений в целом ускоряется, но оценки масштабов этого ускорения слишком часто распространяются на все виды стратегического анализа и планирования, то есть неоправданно широко. Добавим, что под предлогом тотального ускорения всего и вся не следует, тем не менее, спешить стирать грань между текущим и действительно стратегическим видами кон-

курентного анализа, в необходимых случаях предусматривая также и иные, переходные их виды. В конце концов, такие основополагающие воспроизводственные процессы, как смена технологических укладов, возрастных поколений работников и др. имеют продолжительность 15-20 лет и более.

На наш взгляд, периоды упреждения для разных видов конкурентного анализа в специфических условиях XXI в. - века «фундаментализации» наиболее важных факторов дальнейшего социально-экономического и научно-технического развития - могут составить следующие величины для анализа:

• текущего - 1-2 года;

• краткосрочного стратегического - 3-5 лет;

• среднесрочного стратегического - до 10 лет;

• долгосрочного стратегического - до 15 лет;

• дальнесрочного стратегического - до 25 лет и более.

К числу фундаментальных факторов развития следует отнести:

• ужесточающуюся конкуренцию между странами за минерально-сырьевые ресурсы будущего (углеводороды Северного Ледовитого океана и Антарктиды, редкоземельные и драгоценные металлы ближайших небесных тел);

• увеличение сроков достижения конкурентных преимуществ в инновационных областях науки, техники и производства (нанотехнологии, генная инженерия, биотехнологии, кардинальная инновационная модернизация российского машиностроительного комплекса и др.);

• актуализация проблемы обеспечения расширенного воспроизводства человеческого капитала в малозаселенных странах и территориях, далеко не исчерпавших потенциала своего хозяйственного развития;

• обострение тотального геоэкономического соперничества между промышленно развитыми, новыми индустриальными странами и государствами с бурно развивающимися экономиками.

Представляется достаточно очевидным, что фундаментальные факторы все в большей степени становятся естественными ограничителями «сферы присутствия» текущего конкурентного анализа, рассмотрению теоретико-методологических и прикладных вопросов которого была посвящена монография [5]. Вместе с тем, текущий конкурентный анализ продолжает оставаться чрезвычайно востребованным в повседневной деятельности малых и средних фирм - особенно с учетом того обстоятельства, что их количество и доля в отечественной экономике будут постоянно возрастать.

На фоне происходящей в мире рецессии становится все более понятным, что к естественным ограничителям текущего конкурентного анализа необходимо также отнести и выявившуюся с течением времени его недостаточную эффективность.

Как говорится в апрельском 2008 г. отчете Global Economic Outlook международного агентства Fitch Ratings [6], темпы роста глобальной экономики в 2008 г. обещают стать самыми низкими за последнее пятилетие, несмотря на существенный рост стран с развивающимися экономиками (emerging markets), а ближайшие 18 мес. будут для глобальной экономики наиболее тяжелыми временами. Особо подчеркивается, что сокращение темпов роста мировой экономики проходит на фоне спада в жилищном и потребительском секторах стран именно с развитой экономикой. По прогнозам Fitch Ratings, рост ВВП в 2008 г. составит 1 % в США, 1,3 % - в Японии, 1,4 % - в Великобритании и 1,7 % - в Еврозоне [6].

Международные аналитики прогнозируют, что мировая экономика будет переживать тяжелые времена до конца 2009 г. В условиях движения в сторону рецессии американской экономики в 2008 г. Fitch предсказывает рост ВВП на уровне 1,3 % именно в ведущих западных странах с, казалось бы, хорошо развитыми механизмами рыночного регулирования экономического развития (в их число входят США, страны еврозоны, Япония и Великобритания). Столь вялая динамика не превышает показатели 2001 г. - года спада в темпах развития крупнейших экономик мира.

В Fitch отмечают, что 2001 г. был особенно слабым годом для ведущих стран со зрелой рыночной экономикой, когда, образно говоря, лопнул технологический пузырь и наблюдалась стагнация в Японии, а кульминацией стал исключительно синхронный спад в промышленно развитых и новых индустриальных странах.

Как показал опыт мирового экономического развития 2000-х гг., методы и инструменты текущего и краткосрочного стратегического конкурентного анализа, которые, казалось бы, достаточно хорошо разработаны, постоянно совершенствуются и успешно применяются специалистами стран с высоким уровнем представленности рыночных свобод вообще и свободы конкуренции, в особенности, не срабатывают при переходе от эволюцион-

ного характера развития их экономик к условиях нестабильности.

Несрабатываемость обычных методов конкурентной борьбы при резком изменении экономической конъюнктуры можно было бы списать на форс-мажорные обстоятельства, если бы не одно весьма веское соображение. Дело в том, что волновой характер экодинамики представляет собой общую закономерность развития для всех экономических объектов - от экономики страны до отдельного предприятия и товара с его жизненным циклом. Следовательно, смена повышательной волны экономической конъюнктуры понижательной волной - это не «форс-мажорные обстоятельства», которые невозможно предвидеть, а закономерность волновой экономики, подлежащая выявлению, изучению и предвидению ее наступления.

Чрезмерный же акцент на методы и инструменты текущего конкурентного анализа, стремление придать им универсальный характер порождают ситуацию сегодняшнего дня: высокоразвитые в экономическом отношении страны, широко применяющие методы конкурентного анализа, стагни-руют, а Россия, Китай, Индия и Бразилия, для которых характерен значительно меньший размах использования методов текущего конкурентного анализа, уверенно демонстрируют миру экономическую устойчивость.

По нашему убеждению, в условиях высокого динамизма, мегаконкуренции и турбулентности экономического развития целесообразен дифференцированный подход к разработке и использованию методов конкурентного анализа: наряду с методами, претендующими на универсальный характер все возрастающее применение должны находить специфические методы, адекватные особенностям протекания отдельных фаз общего цикла экономической конъюнктуры - фаз зарождения (I), роста (II), стабилизации (III) и спада (IV).

В настоящее время наиболее разработанным является инструментарий конкурентного анализа для фаз роста и стабилизации (II и III фазы цикла), на которых развитие фирмы приобретает детерминированный, относительно устойчивый характер. Понятно, что описываемая ситуация благоприятствует полному и глубокому изучению особенностей конкурентной борьбы, моделированию происходящих при этом процессов, прогнозированию рыночного поведения фирмы на ближайшее будущее.

Вхождение же новой фирмы (нового товара) на рынок, как и неблагоприятные изменения конъюнктуры, приводящие к спаду производства (I и IV фазы цикла), носят стохастический, неустойчивый характер. Естественно, что рассматриваемая ситуация не способствует полному и глубокому познанию специфики механизма конкуренции, построению адекватных многофакторных моделей, прогнозированию изменения положения фирмы даже в краткосрочной перспективе.

В силу вышеизложенного, именно разработка, апробация и широкое внедрение в управленческую практику методов (инструментов) стратегического конкурентного анализа - среднесрочного, долгосрочного и дальнесрочного - является в современных условиях наиболее актуальной научно-практической задачей. Создание такого рода аналитических методов обеспечивает возможность проведения комплексного стратегического конкурентного анализа на всех фазах любого воспроизводственного цикла.

«Привязка» методов (инструментов) конкурентного стратегического анализа к фазам циклов разной продолжительности (от трех-четырехлетне-го цикла Дж. Китчина до двадцатилетнего цикла С. Кузнеца и пятидесятилетнего цикла Н. Кондратьева) обусловлена значительным прогрессом в создании и развитии теории циклично-генетической динамики. Известно, например, что идея промышленных циклов сформировалась у французского ученого К. Жюгляра еще в середине Х1Х в. До этого внимание экономистов привлекали не сами циклы, а кризисы. Последние рассматривались не в виде составляющих частей циклического развития хозяйства, а как признаки социально-экономического катаклизма.

Первые воспроизводственные циклы, связанные с возобновлением активной части основного капитала, открыл К. Жюгляр, определивший их длину в 7-11 лет. Именно такой интервал наблюдался после 1970 г. в среднесрочных циклах производства мировых объемов валового продукта, минимальные темпы роста которого приходились на кризисные годы - 1973, 1982, 1991 гг. [7]. К этому следует добавить, что 7 лет спустя наступил финансово-экономический кризис в России, а 10 лет спустя - экономический спад в промышленно развитых странах мира. В 2008 г. (т. е. через 7 лет) начался спад в США, Японии и странах ЕЭС.

Совокупность принципов проведения, т. е. требований к стратегическому конкурентному анализу, определяется долговременными целями развития экономики предприятия, региона, страны в целом. Охарактеризуем эти цели, исходя из основных ориентиров и приоритетов государственной политики, сформулированных в проекте Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года (долгосрочная стратегия) и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 (даль-несрочная стратегия).

В качестве ориентиров долгосрочного социально-экономического развития в проекте Стратегии выделены:

1) возвращение России в число мировых технологических лидеров;

2) четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики;

3) увеличение доли среднего класса до 60...70 %

населения;

4) сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет.

Кроме того, предусмотрены следующие приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения; построение национальной инновационной системы; развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики; развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологических сферах экономики знаний; реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.

В свою очередь, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. сформулирована многоцелевая установка демографического развития [8]: стабилизация численности населения к 2015 г. на уровне 142-143 млн человек и создание условий для ее роста к 2025 г. до 145 млн человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой усредненной продолжительности жизни к 2015 г. до 70 лет, к 2025 г. - до 75 лет.

Вышеперечисленные цели, ориентиры и приоритеты достаточно необычны для управленческой практики недавнего прошлого, что объективно порождает необходимость в максимально тщательной проработке совокупности теоретико-методологических и прикладных вопросов информационно-аналитического обеспечения соответствующих долговременных стратегий и их комбинаций: инновационной, энергосырьевой, социально-ориентированной, репродукционной, институциональной.

Правомерность же употребления термина «стратегический конкурентный анализ» применительно к информационно-аналитическому обеспечению социально-ориентированной и репродукционной стратегий порождает необходимость в некоторых пояснениях. На первый взгляд, достижение значимых социальных целей (высокого уровня благосостояния, качественного и доступного образования, медицины, свободного доступа к культурным и историческим ценностям и др.) не требует поиска и сопоставления между собой разнообразных видов конкурентных стратегий.

Однако, во-первых, объективно существуют альтернативные способы решения социальных проблем - например, того или иного сочетания государственных, муниципальных и частных учебных заведений, дошкольных образовательных, медицинских и культурных учреждений. Во-вторых, возможно также сочетание разнообразных источников финансирования их деятельности (бюджеты всех уровней, предпринимательский капитал, благотворительность). В-третьих, проведение эффективной социальной политики государства является средством укрепления стабильности в обществе,

что отражается на геополитическом состоянии страны, усиливая ее конкурентные преимущества.

Та или иная репродукционная стратегия, активная демографическая политика, обеспечение высокого уровня заселенности и хозяйственного освоения отдаленных территорий также создают дополнительные конкурентные преимущества для страны и ее регионов (быстрое приращение человеческого капитала, активизация человеческого фактора, достижение высокой производительности и качества труда).

Тем не менее, к стратегическому конкурентному анализу столь нетрадиционных объектов предъявляются как универсальные требования, характерные для всех видов экономического и управленческого анализа, так и достаточно специфические требования, обусловленные особенностями объектов стратегического управленческого анализа.

Универсальными требованиями, предъявляемыми к конкурентному стратегическому анализу, являются следующие (подробно охарактеризованные в [5]) требования: объективности, целенаправленности, системности, комплексности, иерархичности, динамизма, экономичности, неопределенности, безопасности.

К специфическим требованиям, свойственным, в первую очередь, всем видам конкурентного стратегического анализа - вне зависимости от периода упреждения - относятся следующие требования:

• национально-ориентированного подхода;

• широкого применения неформализованных методов и оценок;

• междисциплинарного подхода при идентификации факторов развития;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 541 с.

2. Гершман А. Технология нового тысячелетия, в журнале ИТ-руководителя «Директор». Режим доступа: http://www.osp.ru/cio/ 2001/01/171089.

3. Уваев Ю. Актуальные бизнес-задачи машиностроения, БДО ЮНИКОН. Режим доступа: http://www.bdo.ru/press_centre/bul-letin/?form=print&id=2799.

4. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. - 2-е изд. - М.: Оме-га-Л, 2005. - 576 с.

5. Илышев А.М., Илышева Н.Н., Селевич Т.С. Текущий конкурентный анализ в транзитивной экономике. - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. техн. ун-та - УПИ, 2007. - 336 с.

• комбинированного использования методов разных наук (экономических, гуманитарных, социальных и естественных). Требование национально-ориентированного подхода отвечает условиям резкого усиления конкурентной борьбы в глобальных масштабах, которая приобретает черты международной экономической конфронтации.

Необходимость следовать этому принципу обусловлена ситуацией, в которой находится наша страна - ситуации возрождения и быстрого развития российской экономики, при которой усиливается как внутренняя конкуренция, так и, в особенности, геоэкономическая конкуренция [9, 10], нередко переходящая в прямую экономическую конфронтацию на мировой арене. Поэтому при аналитическом обеспечении разработки стратегии развития ключевых сфер национальной жизни следует учитывать не только возможности и угрозы со стороны отечественных и зарубежных организаций-соперников, но и обострение конкурентной борьбы между странами. Таким образом, принцип национально-ориентированного подхода настоятельно необходимо включать в число принципов современного конкурентного анализа и неукоснительно придерживаться его.

Требование широкого применения неформализованных методов и оценок вызвано тем, что период упреждения в 10-25 лет, типичный для стратегического конкурентного анализа, исключает получение точных количественных оценок. Приходится прибегать к неформализованным методам и приближенным оценкам - менее точным, но более разнообразным и, нередко, единственно возможным.

6. Портал новостей «NewsMark». Режим доступа: http://www.newsmark.ru/all/default/1/fitch.

7. Илышев А.М., Лаврентьева И.В. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России. - М.: Издательский дом «Финансы и кредит», 2005. - С. 186-187.

8. Официальный сайт Президента России. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/text/docs/2007/10/147925.shtml.

9. Логинов Е.Л. Стратегии экономической войны. Конфронтация геоэкономических конкурентов с СССР и Россией. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 223 с.

10. Логинов Е.Л. Криминальные операции в российских и зарубежных корпорациях. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 303 с.

Поступила 20.05.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.