«средняя защита». Затем сохранить изменения, закрыть презентацию и снова открыть. Теперь тест будет работать правильно. Второй раз параметры менять не надо.
В версии Word-2007 перед включением презентации-теста появляется предупреждение системы безопасности: «Ссылки на внешние рисунки заблокированы». Щелкаем на окошке со словом «Параметры».
Открывается окно «Оповещение системы безопасности - макрос». Предлагаются две команды: установить защиту от неизвестного содержимого или включить это содержимое. Выбираем вторую команду: включить это содержимое.
Компьютерное тестирование - это один из вариантов использования ПК в начальных классах. Если занятие проводится в кабинете начальных классов, то для выполнения заданий теста ученики выходят к компьютеру поочередно. Обычно на уроке можно опросить таким образом не менее четырех человек, учитывая, что для тестирования не используется этап объяснения нового материала. Если занятие проводится в кабинете информатики, то у учителя появляется возможность протестировать всех учащихся одновременно, сократив при этом время опроса.
Интерактивное тестирование нравится детям, и они стремятся читать произведения как можно внимательнее, чтобы потом ответить на вопросы теста без ошибок. Ребята тонко чувствуют юмор, заложенный в некоторых высказываниях, охотно реагируют на них. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.
Конечно же, не все необходимые характеристики можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений и навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки.
=10- Литература
1. Лак Н.И., Симонова А.Л. Компьютерная диагностика знаний в системах дистанционного образования // Дистанционное образование. 2000. № 2.
2. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (для четырехлетней начальной школы)/ Образовательная программа «Школа 2100» (дошкольное, начальное, среднее образование).
3. ПолуяновЮ.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Начальная школа. 1999. № 7.
4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.
Роль компьютерных обучающих курсов
ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА
Токтарова Вера Ивановна ([email protected])
ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
Аннотация
В статье рассмотрена роль компьютерных обучающих курсов в процессе профессиональной подготовки современного программиста.
Актуальной задачей высшей школы является подготовка программистов в различных областях информационных технологий, обладающих высоким уровнем знаний и умений, способных в полной мере использовать полученные навыки в профессиональной деятельности.
Использование компьютерных средств обучения в подготовке студентов предоставляет новые способы и возможности ведения образовательной деятельности, приводит к существенной перестройке учебного процесса. Практическое применение находят специализированные средства, разработанные для использования в конкретных предметных областях, например, компьютерные обучающие курсы (КОК) по языкам программирования [1].
Для профессиональной подготовки программистов важно учитывать следующие аспекты. Во-первых, основное внимание необходимо уделять выработке логико-знакового мышления студентов. Компьютерные обучающие курсы (КОК) предоставляют большие возможности для динамического построения
188
ИТО Марий Эл -2010
алгоритмов, составления программ благодаря существующим средствам визуализации информации; повышают наглядность представления материала, например, блок-схем программы, упрощают понимание сложных конструкций. Во-вторых, их применение позволяет приобретать теоретические знания и практические навыки без отрыва во времени. В-третьих, упрощается поиск нужной информации, т. к., в отличие от обычных печатных изданий, в КОК реализуется среда с возможностью быстрого перехода на нужную страницу учебного материала.
По существу, компьютерный обучающий курс - это комплекс логически связанных структурированных дидактических единиц, представленных в цифровой или аналоговой форме, содержащий все компоненты учебного процесса. КОК является средством комплексного воздействия на обучающегося путем сочетания концептуальной, иллюстративной, справочной, тренажерной и контролирующей частей. Структура и пользовательский интерфейс этих частей курса должны обеспечить эффективную помощь при изучении материала.
В связи с необходимостью подготовки современных компетентных специалистов в области информационных технологий остро стоит вопрос о выборе языков программирования, применяемых для разработки программных продуктов. Одним из таких быстро развивающихся и активно используемых объектно-ориентированных языков программирования является Java, который изначально создавался для реализации приложений для Интернета, но со временем развился как универсальная платформа для разработки программного обеспечения, которое работает буквально везде - от мобильных устройств до мощных серверов.
С учетом вышеизложенного, на кафедре прикладной математики и информатики Марийского государственного университета был спроектирован и разработан компьютерный обучающий курс по язы -ку программирования Java [2], который внедрен в учебный процесс по дисциплине специализации «Java» для студентов физико-математического факультета специальности 010501.65 - Прикладная математика и информатика.
Реализованный компьютерный обучающий курс позволяет эффективно решать следующие учебно-педагогические проблемы:
- изложение теоретических основ языка Java, базирующегося на принципах объектно-ориентированного программирования;
- формирование умений и практических навыков профессионального уровня, необходимых программисту для разработки приложений на основе языка Java;
- контроль и самоконтроль приобретенных знаний, умений и навыков.
Фрагмент компьютерного обучающего курса по языку программирования Java
Для решения поставленных проблем были разработаны следующие основные функциональные компоненты компьютерного курса.
Компьютерный учебник содержит базовый объем изучаемого материала, составленного в соответствии с методическими и дидактическими подходами, предоставляемого обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров. Гипертекстовая структура позволяет студенту определить не только оптимальную траекторию изучения, но и удобный темп работы, а также способ обучения, соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия.
Компьютерный лабораторный практикум содержит набор лабораторных работ по темам модулей обучающего курса, каждая из которых предполагает выполнение определенных заданий по пройденному материалу. Практикум позволяет приобрести первоначальный опыт и навыки программирования, а также расширяет рамки теоретической части курса приведением примеров практического использования.
Компьютерная система контроля знаний обеспечивает, с одной стороны, возможность самокон-троля для обучаемого, а с другой - принимает на себя часть текущего или итогового контроля. Эта система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную электронную оболочку, наполнение которой возлагается на преподавателя.
Проведенный нами анализ использования компьютерных курсов показывает, что более высокую педагогическую эффективность имеют те из них, учебный материал в которых изложен с учетом принципов как линейного его структурирования, так и концентрического. Разработанный обучающий курс по языку программирования Java на первом уровне включает в себя основной теоретический материал, полностью отвечающий требованиям государственного стандарта; системы упражнений и задач, позволяющие выработать соответствующие практические умения и навыки; средства управления процессом обучения и методы итоговой оценки уровня усвоения базовых знаний. Второй уровень составляют дополнительный теоретический материал, к которому студент может обратиться для углубленного изучения тем; разделы курса, удовлетворяющие его профессиональным и творческим запросам.
Полученные нами результаты внедрения позволяют сделать вывод об эффективности реализации компьютерного обучающего курса в совершенствовании профессиональной подготовки студентов -программистов. Его использование в учебном процессе не только помогло обучаемым систематизировать и контролировать свои знания, но и позволило самостоятельно совершенствовать и углублять их, что, в свою очередь, способствовало развитию интереса к этому предмету, к применению полученных знаний при изучении других дисциплин, связанных с программированием.
=10- Литература
1. Башмаков, А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А.И. Башмаков, И.А. Башмаков. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. 616 с.
2. Компьютерный обучающий курс по языку программирования Java [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.И. Ток-тарова. Йошкар-Ола, 2009. 174 с. Режим доступа: http://fmf.marsu.ru/java/index.html ограниченный.
Проблема прочности знаний выпускников высшей школы
Тунаков Алексей Павлович ([email protected])
Научно-исследовательский университет. Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, г. Казань
Аннотация
Анализируются причины недостаточной прочности знаний выпускников высшей школы. Влияние на них современных информационных технологий. Предлагаются некоторые методы для повышения прочности знаний и компетенций.
Современные информационные технологии в корне изменили учебный процесс в высшей школе. Это произошло при активном участии большинства ныне функционирующих преподавателей. Все помнят, как повышалась зрелищность лекций и других занятий, насколько они становились более наглядными и доходчивыми. В большинстве случаев улучшался уровень знаний на экзаменах и зачетах.
Однако не все уловили, что знания стали менее долговечными. Большая часть их через какой-то период времени после экзаменов забывалась, и быстрее, чем в прошлые годы. Молодые специалисты уже не могли их использовать.