Научная статья на тему 'Использование интерактивных тестов для проверки осознанности чтения литературных произведений в начальных классах'

Использование интерактивных тестов для проверки осознанности чтения литературных произведений в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
356
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Софронова Светлана Витальевна, Акпулатова Светлана Александровна

В статье представлен опыт применения интеракивных тестов для проверки осознанности чтения литературных произведений в начальных классах образовательной системы «Школа 2100».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных тестов для проверки осознанности чтения литературных произведений в начальных классах»

Использование интерактивных тестов для проверки осознанности

ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Софронова Светлана Витальевна (swetasov@rambler.ru), Акпулатова Светлана Александровна (cwetoshek271160@rambler.ru)

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 п. Советский», РМЭ

Аннотация

В статье представлен опыт применения интеракивных тестов для проверки осознанности чтения литературных произведений в начальных классах образовательной системы «Школа 2100».

Учитель должен знать чему научил, учащийся чему научился.

Е.Н. Ильин

«Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе - научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного». (Образовательная программа «Школа 2100» (дошкольное, начальное, среднее образование) Программа «Чтение и начальное литературное образование» (для четырехлетней начальной школы)).

Существует множество различных способов и средств формирования навыка осознанного чтения. Одним из них является тестирование. В последнее время в наших школах широкое распространение получают интерактивные диагностические тесты успеваемости. Форма у них различная:

- заполнение пропусков, дописывание букв, цифр, слов, частей формул;

- выбор правильного ответа из нескольких предлагаемых, каждый из которых выглядит правдоподобно, и т. п.

Чем же привлекли интерактивные тесты внимание учителей? В первую очередь тем, что они позволяют существенно сэкономить время, которое учитель тратит на рутинную работу при проверке тестирования - с помощью программного обеспечения результаты обрабатываются автоматически, сразу же по завершении тестирования учитель может посмотреть результаты - краткий отчет, в котором отображаются только набранные каждым учащимся баллы или подробные детализированные отчеты. Вопросы теста можно иллюстрировать рисунками, схемами, видео- и аудиофайлами. Если важно быстро оценить ситуацию в классе, учитель может создавать тесты прямо во время урока, просто написав вопрос на интерактивной доске или планшете и активировав программу тестирования.

Для организации тестирования можно использовать:

TestMan - программа-оболочка для тестов, предназначенная для проверки знаний по любым учебным дисциплинам, при условии, что у Вас имеются соответствующие тесты.

Система «МастерТест» предназначена для проведения компьютерного тестирования. Программа «МастерТест» имеет удобный графический Windows-интерфейс с пятью различными типами ответов, мощные возможности по настройке тестов и обработке результатов.

Knowing. Эта программа предназначена для компьютерного тестирования. Программа позволяет создавать и изменять тесты, а также автоматически оценивать результаты тестирования. Все настройки и сами тесты хранятся в зашифрованном виде, и доступ к ним осуществляется при помощи пароля. Эта программа хорошо подходит для учебных заведений, имеющих в своем распоряжении компьютерные залы.

UniTest System - это полноценный, простой в использовании пакет программ для автоматизации всего процесса проведения тестирований. Используя UniTest System, можно создавать собственные тесты за считанные минуты, просто, используя, любимый текстовый, графический редактор или специализированные программы (например, AutoCAD).

186

ИТО Марий Эл -2010

Ivish Tester. Программа для быстрого создания тестов. Очень полезна для школ и просто для себя.

Cosmix Test 2.4. Программа для тестирования знаний школьников.

CyberTest. Комплекс программ, предназначеный для создания тестов и проведения компьютерного тестирования (автономного или сетевого). Имеет много разных функций, может применяться как для самоконтроля, так и для итогового тестирования. Комплекс позволяет: создавать тесты, автоматически проверять правописание при создании тестов, проводить компьютерное тестирование, генерировать уникальные варианты тестов для каждого тестируемого, проводить тестирование в режиме обучения, создавать отчет о выполнении теста, создавать тесты в печатном виде с автоматической генерацией нужного количества уникальных вариантов и многое другое.

Программа «Self Test Office» предназначена для проведения экзаменов, контрольных, тестовых работ и т. д. в любых учебных заведениях и дома. Имеет возможность заполнения данными по любым изучаемым предметам. Возможности: составление (редактирование) тестов, поддержка неограниченного количества вопросов и вариантов ответов, различные варианты вопросов, защита тестов паролем. Общая и категорийная оценка по балльной и процентной системам. Вставка графики, звукового и видеосопровождения и т. д. Использование тэгов HTML. Навигация по вопросам, возможность создания простых и адаптивных тестов.

TestMaker Ekz. Программа состоит из двух частей - Создатель (для создания электронного теста) и Экзаменатор (для проведения тестирования. После прохождения теста программа указывает процентное соотношение правильных ответов. Возможность подсмотреть ответы исключается. Присутствует возможность давать несколько ответов на один вопрос.

Усатик. Комплекс программ позволяет разрабатывать научно обоснованные тесты по всем правилам тестовой теории. Кроме того, комплекс обладает интуитивно-понятным интерфейсом, мощной системой интерактивной помощи, и позволяет в кратчайшие сроки разрабатывать эффективные тесты. Разработка тестов ведется по принципу WYSIWYG (что видишь, то и получаешь). Программный пакет «Усатик» предназначен для: контроля и оценки знаний учащихся школ, лицеев, студентов вузов; контроля и оценки знаний слушателей курсов повышения квалификации; оценки профессиональных знаний работников организаций; осуществления профотбора среди новых сотрудников, претендующих на рабочее место.

Экзамен. Программа предназначена для проверки и тренировки знаний учащихся. Поддерживается тестовая система с вопросами на ввод значения. Есть два режима сдачи: тренировка и экзамен. В режиме тренировки показываются правильные ответы, а также можно просмотреть правила, поясняющие ответ. В режиме экзамена учащиеся только отвечают и не могут просмотреть правиль -ные ответы.

TestCreator. Программа для создания тестов, при этом не требуется даже начальное знание языков программирования.

SW-Learn. Универсальная программа для создания и проведения любых (обучающих, психоло-логических и т. д.) тестов методики «Выбери 1 из N».

Tester85 - лучшая, на сегодняшний день, система создания тестов, среди бесплатных программ, а в чем-то даже лучше платных. Проста в использовании, универсальна.

Батисфера - это программа для создания тестов, электронных учебных уроков (курсов) и проверки уровня знаний.

На уроках литературного чтения мы используем:

1. Готовые программы.

2. Тесты, выполненные самостоятельно или другими авторами в программах Excel или PowerPoint.

Для проверки осознанности чтения произведений нами созданы интерактивные тесты по всему курсу литературного чтения «Школа 2100» на основе шаблона Д. Иванова - http://www.nachalka.com/test_shablon. Шаблон, предложенный Д. Ивановым, комбинированный. Обучаемому предлагается выбор правильного ответа из трех-четырех возможных. В конце теста выдается результат.

Для проведения теста нужно включить макросы. В версии Word-2003 для этого надо открыть презентацию, зайти в меню «Сервис - Макрос - Безопасность - Уровень безопасности», поставить

«средняя защита». Затем сохранить изменения, закрыть презентацию и снова открыть. Теперь тест будет работать правильно. Второй раз параметры менять не надо.

В версии Word-2007 перед включением презентации-теста появляется предупреждение системы безопасности: «Ссылки на внешние рисунки заблокированы». Щелкаем на окошке со словом «Параметры».

Открывается окно «Оповещение системы безопасности - макрос». Предлагаются две команды: установить защиту от неизвестного содержимого или включить это содержимое. Выбираем вторую команду: включить это содержимое.

Компьютерное тестирование - это один из вариантов использования ПК в начальных классах. Если занятие проводится в кабинете начальных классов, то для выполнения заданий теста ученики выходят к компьютеру поочередно. Обычно на уроке можно опросить таким образом не менее четырех человек, учитывая, что для тестирования не используется этап объяснения нового материала. Если занятие проводится в кабинете информатики, то у учителя появляется возможность протестировать всех учащихся одновременно, сократив при этом время опроса.

Интерактивное тестирование нравится детям, и они стремятся читать произведения как можно внимательнее, чтобы потом ответить на вопросы теста без ошибок. Ребята тонко чувствуют юмор, заложенный в некоторых высказываниях, охотно реагируют на них. Это помогает даже слабым ученикам приподнять дух, поверить в свои силы, в то, что все у них получится, а также снять напряжение, которое иногда появляется на уроке, привлечь к работе всех детей.

Конечно же, не все необходимые характеристики можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений и навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки.

=10- Литература

1. Лак Н.И., Симонова А.Л. Компьютерная диагностика знаний в системах дистанционного образования // Дистанционное образование. 2000. № 2.

2. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (для четырехлетней начальной школы)/ Образовательная программа «Школа 2100» (дошкольное, начальное, среднее образование).

3. ПолуяновЮ.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // Начальная школа. 1999. № 7.

4. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. М., 2000.

Роль компьютерных обучающих курсов

ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА

Токтарова Вера Ивановна (toktarova@yandex.ru)

ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола

Аннотация

В статье рассмотрена роль компьютерных обучающих курсов в процессе профессиональной подготовки современного программиста.

Актуальной задачей высшей школы является подготовка программистов в различных областях информационных технологий, обладающих высоким уровнем знаний и умений, способных в полной мере использовать полученные навыки в профессиональной деятельности.

Использование компьютерных средств обучения в подготовке студентов предоставляет новые способы и возможности ведения образовательной деятельности, приводит к существенной перестройке учебного процесса. Практическое применение находят специализированные средства, разработанные для использования в конкретных предметных областях, например, компьютерные обучающие курсы (КОК) по языкам программирования [1].

Для профессиональной подготовки программистов важно учитывать следующие аспекты. Во-первых, основное внимание необходимо уделять выработке логико-знакового мышления студентов. Компьютерные обучающие курсы (КОК) предоставляют большие возможности для динамического построения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.