Научная статья на тему 'Использование технологии компьютерного тестирования в учебном процессе'

Использование технологии компьютерного тестирования в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1047
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карасева И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технологии компьютерного тестирования в учебном процессе»

УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В

УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Карасева И.Н., 2017 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 598 с углубленным изучением математики, химии и биологии

учитель, Санкт-Петербург

Реализация современных Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения привела к активному внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Сфера применения современных ИКТ на уроках в школе очень разнообразна:

• использование мультимедийных средств на уроке в качестве средства визуализации материалов урока (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и

др.);

• изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);

• организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, развития презентационных умений и навыков;

• использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;

• формирование навыков информационно-поисковой деятельности;

• осуществление объективного и оперативного оценивания и др. Эффективное использование всех форм ИКТ в рамках урока расширяет информационное

пространство, повышает мотивацию и познавательную активность, развивает самостоятельную работу учащихся. Рациональное использование компьютера зависит не только от аппаратного и программного оснащения учебного класса, но и от мастерства педагога. В школах, где есть несколько компьютерных классов или необходимое количество переносных ноутбуков, появляется возможность регулярно работать с каждым учеником индивидуально.

Компьютер, кроме подготовки к уроку, можно использовать на любом этапе урока (при повторении материала, открытии новой информации, закреплении, контроле предметных и мета предметных умений). При этом компьютер является и источником знаний, и наглядным пособием, и тренажером, и средством диагностики и контроля. Для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заметить возникшие трудности и скорректировать их. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю быстро получить объективную картину качества усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста он получает объективный результат с указанием ошибок. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика. Несомненным плюсом тестирования является возможность раскрепостить учеников при ответе на вопросы, потому что при работе за компьютером, детям никто не делает замечание, никто не смеется над их неверным ответом. Тесты можно использовать как при проверке домашнего задания, усвоение нового материала, так и при повторении ранее изученного. А выставление отметки не зависит от личных отношений учителя к ученику и всегда объективно.

Применение тестовых заданий дают уникальную возможность для самостоятельной творческой и практической деятельности учащихся, что способствует осознанию учащимися процесса обучения, достижению наивысшего результата в общем развитии учеников разных уровней, развитию познавательной активности детей. Достоинством компьютерного теста является возможность его использования не только непосредственно на уроке, но и, например, при дистанционном обучении или самостоятельной работе учащихся, что, безусловно, стимулирует их творческую активность. Кроме уже перечисленных достоинств компьютерного тестирования можно добавить, что применение его в учебном процессе способствует хорошему накапливанию отметок учеников, а также уменьшает объём бумажной работы и ускоряет подсчёт результатов. Но есть и недостатки, например такие:

• вероятность выбора ответа наугад;

• проверка лишь результатов действий и невозможность проследить логику

рассуждений учащихся, грамотность математической речи;

• категоричность оценки выполнения задания.

Поэтому тесты не могут служить единственной формой контроля качества знаний учащихся и необходимо учитывать следующие требования к тестовым заданиям:

• тестовые задания должны легко читаться;

• задания не должны повторять формулировки, данные в учебнике;

• формулировка задания не должна содержать двусмысленности;

• тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;

• постановка вопроса, и предлагаемые варианты ответов должны максимально

исключать возможность угадывания ответа.

Среди огромного выбора уже готовых тестовых программ эффективным является составление собственных тестов, при разработке которых вы сами определяете назначение теста, составляете задания, выбираете форму и прогнозируете результат. Варианты ответов лучше подбирать таким образом, чтобы каждый ответ отражал одну из типичных ошибок. Далее особую актуальность для преподавателей приобретают программы для создания компьютерных тестов - тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество: MultiTester, UniTest System, RichTest, PikaTest, My Test.

Среди множества средств, позволяющих провести контроль знаний, можно выделить свободно распространяемую систему программ тестирования учащихся My Test, автором которой является -Башлаков А.С.

Программа My Test позволяет делать следующее:

легко вносить и менять вопросы и варианты ответов, предусмотрена возможность варьировать количество правильных ответов, количество вопросов в модуле Редактор тестов;

Модуль тестирования позволяет открыть или получить по сети файл с тестом и пройти тестирование;

модуль Журнал тестирования раздавать тесты посредством компьютерной сети и в виде таблицы результатов позволяет централизованно принимать и обрабатывать результаты тестирования. Это дает возможность учителю быстро проанализировать результаты и сразу же провести работу над ошибками.

Программа My Test работает со следующими типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод чисел, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв, заполнение пропусков. К каждому заданию можно задать сложность,

прикрепить подсказку и объяснение верного ответа. В MyTestX можно использовать любые удобные системы оценивания.

Учитывая все параметры данной программы, можно разрабатывать контрольные, обучающие, диагностирующие тесты по всем предметам начиная с младших классов и заканчивая старшеклассниками при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Использование в учебном процессе технологии компьютерного тестирования даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками. При компьютерном тестировании учащийся видит свой результат сразу после выполнения задания, а не спустя какое-то время, когда для него отметка теряет свою актуальность. При правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Таким образом, позволяя испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации.

Информационно-коммуникационные технологии естественно вписываются в нашу жизнь и являются еще одним эффективным средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. А использование технологии компьютерного тестирования рано или поздно в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.

Список литературы:

1. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. М.: Логос, 2003.

2. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. - Волгоград.: Учитель, 2007.

3. http://mytest.klyaksa.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.