УДК 378.4 КАРАПУЗИКОВ А.А.
Преподаватель, кафедра пожаротушения и аварийно-спасательных работ, Уральский институт ГПС МЧС России
E-mail: [email protected] ГАЙНУЛЛИН Т.Ф.
Начальник 3 пожарно-спасательной части 60 ПСО ФПС ГПС Главного управления МЧС России по Свердловской области E-mail: [email protected] КУЗЬМЕНКО А. А.
Начальник караула 11 пожарно-спасательной части 1 АСО ФПС Главного управления МЧС России по Курганской области E-mail: [email protected] НИЗЯКОВ А.Д.
Курсант факультета пожарной и техносферной безопасности, Уральский институт ГПС МЧС России E-mail: [email protected]
UDC 378.4
KARAPUZIKOV A.A.
Teacher, Fire Extinguishing and Rescue Work Department, Ural Institute of State Fire Service of the Russian Ministry
of Emergency Situations E-mail: [email protected] GAINULLIN T.F.
Head of the 3rd Fire and Rescue Unit 60 PSO FPS GPS of the Main Department of the EMERCOM of Russia in the
Sverdlovsk region E-mail: [email protected] KUZMENKO A.A.
Head of the Guard 11 of the Fire and rescue Unit 1 of the ASO FPS of the Main Department of the EMERCOM of
Russia in the Kurgan region E-mail: [email protected] NIZYAKOV A.D.
Cadet of the Faculty of Fire and Technosphere safety, Ural Institute of GPS of the Ministry of Emergency Situations of
Russia
E-mail: [email protected]
РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДОВ В ПОВЫШЕНИИ МОТИВАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ВУЗОВ МЧС РОССИИ
ROLE OF COMPETENCY-BASED AND CONTEXTUAL APPROACHES IN MOTIVATION INCREASING IN STUDYING SPECIAL SUBJECTS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF EMERCOM OF RUSSIA
В данной статье рассмотрена подготовка курсантов вузов МЧС России при изучении специальных дисциплин в ходе которых реализуются компетентностный и контекстный подходы. Представлены формируемые компетенции при изучении дисциплины «Пожарная тактика», а также приведены аспекты, повышающие мотивацию курсантов в процессе обучения в вузе МЧС России.
Ключевые слова: Мотивация, процесс обучения, подход, компетенция, метод.
This article considers the training of cadets in educational institutions of EMERCOM of Russia studying special subjects where competent-based and contextual approaches are implemented. The formed competencies in the studying of subject "Firefighting Tactics" are presented as well as aspects that increase the cadets' motivation in the training process at higher educational institutions of EMERCOM of Russia.
Keywords: Motivation, learning process, approach, competence, method.
Современная система образования с учетом требований новых образовательных стандартов на сегодняшний день требует серьёзную модернизацию учебного процесса вузов с обновлением подходов обучения, которые направлены на формирование профессиональных компетенций специалистов высших учебных заведений. Это связано с мало эффективностью традиционного процесса обучения, где появляется необходимость поиска более качественного подхода в формировании профессиональных компетенций, поэтому в процессе обучения пожарных специалистовнеобходимо усилить связь полученных теоретических знаний с последующей практической деятельностью выпускников, на которых сразу после окончания учебных заведений возлагается серьезная
задача принимать ответственные решения, напрямую зависящие на судьбы людей и их благосостояние. Деятельность пожарных в ходе выполнения особо важных задач нередко связана с риском для жизни самих сотрудников, а также от правильности принятия абсолютно верного решения будет зависеть исход тушения пожара и обеспечению безопасности спасенных материальных ценностей.
Особоважную роль в процессе подготовки специалистов пожарной безопасности для дальнейшей реализации профессиональных компетенций при использовании их в дальнейшей практической деятельности, играет изучение специальных дисциплин, которые напрямую связаны с дальнейшей службой выпускников.
© Карапузиков А.А., Гайнуллин Т.Ф., Кузьменко А.А., Низяков А.Д. © Karapuzikov A.A., Gainullin T.F., Kuzmenko A.A., Nizyakov A.D.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
Многие курсанты поступают в пожарный вуз, не осознавая, что их ждет в будущем, практически с минусовым отношением к профессиональной деятельности, причем данное отношение может сохраниться у них до окончания учебного заведения, поэтому для положительного отношения к дальнейшей профессии содержание и процесс их обучения должны быть направлены на развитие профессиональной мотивации будущих специалистов пожарной безопасности.
Решающую роль в подготовке курсантов Уральского института государственной противопожарной службы играет профилирующая дисциплина «Пожарная тактика», которая дает возможность сориентировать подготовку курсантов посредством использования системного профессионального контекста насыщенным в процессе образования элементами профессиональной деятельности.
В основе подготовки специалистов пожарного дела лежит большое число различных подходов, основными являются: системный (И.В. Блауберг, А.И. Уемов, Э.Г. Юдин и др.), личностно-ориентированный (Л.С. Выготский, В.В. Сериков, С.Л. Рубинштейн и др.), деятельностный (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.В. Котряхови др.), ситуационный (А.В., Иванова, М.М. Кашапов, Т.В. Клеветова и др.), контекстный (О.В. Дехтяренко, О.И. Щербакова, И.Г. Яковлева и др.), причем многие авторы научных трудов считают, что контекстный подход является наиболее популярным и сильно влияет на процесс модернизации [1].
Компетентностный подход в системе обучения специального вуза направлен на проектирование и реализацию технологий обучения, которые создают различные ситуации для курсантов на разные виды деятельности и сориентированы на видение целей, обработки результатов и принятию решений. Оценка их подготовленностипроисходит не по показателям успешности освоения знаний по специальным дисциплинам, а по степени подготовленности их к успешной профессиональной деятельности после окончания учебного заведения и фиксируется в виде набора полученных компетенций, а в итоге
в компетентности [2]. Т.К. Кожанова считает компетентностный подход как усиление прикладного и практического характера образования в результате которого происходит формирование функциональной грамотности, с возможностью принятия решений как в типичных, так и в нестандартных ситуациях [3].
В Уральском институте ГПС МЧС России в процессе обучения по дисциплине «Пожарная тактика» используется компетентностный подход обучения, который продуктивно влияет на качество подготовки специалистов и основным компонентом образовательного процесса является решение практико-ориентированных задач, по результатам которых за счет ключевых квалификаций имеющих практико-ориентированный и действенный характер, включают в себя когнетивную и операционально -технологическую составляющую [4, 5]. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом [6] в данном процессе по рассматриваемой дисциплине формируются общепрофессиональные и профессиональные компетенции (рис.1) позволяющие будущему специалисту в области пожарной безопасности выполнять свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне.
Процесс обучения с применением компетентностного подхода в системе профессиональной подготовке курсантов специального вуза, в качестве средств достижения соответствующего уровня компетентностиможно выделить три основные формы деятельности:
- учебная, где основой являются лекции и семинарские занятия;
- квазипрофессиональная, которая воплощается в ходе практических занятий;
- учебно-профессиональная, осуществляется в различных научно-исследовательских работах курсантов, в учебных практиках и стажировках на различных должностях, при решении практико-ориентированных задач,а также при выполнении курсовых и дипломных проектов.
Компетентностный подход в образовательном процессе за счет принципов, заложенных в нем,
ОПК 2
t
Общепроф е сси ональные компетенции
I
ОПК 9
Дисциплина «Пожарная тактика»
t I
Профессиональные компетенции
ПК 10
I
ПК 12
Рис. 1. Формируемые компетенции в результате обучения по дисциплине «Пожарная тактика».
позволяет формировать самостоятельную личность, способную реализовывать себя и раскрывать свои профессиональные способности [7, 8].
Контекстный подход определяет особенности организации процесса обучения в целом и влияет на повышение мотивации у курсантов, где развивается ихпознавательская деятельность, стремление ставить перед собой и самостоятельно решать задачи, а работа в коллективе дает возможность решать общую задачу по отдельности. Каждое отдельное решение будетявляться частью общей задачи, что для профессиональной деятельности является немаловажным этапом.
Для повышения мотивации к обучению курсантов большое значение имеют методы активного обучения, которые в наше время имеют высокую актуальность [9]. Данные методы в процессе обучения развивают у обучаемых способность самостоятельно получать знания и формируют активность творчества личности за счет выполнения разно уровневых практико-ориентированных задач в процессе обучения.
Основой мотивации в процессе обучения является побуждение курсантов к активности для достижения поставленных целей и для ее развития требуется создание соответствующих условий для динамического движения, обучаемого к профессиональной деятельности [10].
Также следует отметить, что в процессе подготовки специалистов пожарной безопасности и для их успешности в дальнейшей профессиональной деятельности являются методы мотивации такие как:
- проблемно-поисковая мотивация, отражает в учебном процессе самостоятельную работу, при наличии необходимых умений и навыков для успешного выполнения;
- метод стимулирования, включает в процесс обучения занимательные примеры, жизненный опыт, парадоксальные факты, которые вызывают у курсантов отклик;
- метод занимательных аналогий, в котором обучающиеся испытывают эмоциональное переживание, за счет создания аффекта удивления;
- метод создания ситуаций новизны, где осуществляется приближение содержания к самым важным открытиям;
- метод деловых игр, позволяет создавать в учебном процессе «игровые ситуации», дающие возможность создавать спор, который и будет вызывать повышенный интерес к изучаемой теме;
- метод ситуации успеха, осуществляется за счет создания в учебном процессе ситуаций успеха у курсантов, которые испытывают определенные затруднения в учебе;
- мотивы долга и ответственности, обеспечивают в процессе чувства долга и ответственности и способствуют продолжение усилению по овладении соответствующими компетенциями, несмотря на отсутствие интереса к данному заданию.
Повышении мотивации в процессе изучения специальных дисциплин в пожарном вузе с использованием контекстного подхода является одним из основных факторов в образовательном процессе, по результатам которого выйдет эффективный, конкурентоспособный, компетентный специалист в области пожарной безопасности, готовым приступить к выполнению различного рода задач, возложенных на сотрудников противопожарной службы МЧС России по спасению людей, тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Библиографический список
1. Гудименко О.С., Горожанкина Л.И., Сергеев А.А. Реализация компетентностного подхода в дошкольном образовательном учреждении//Модернизация образования на компетентностной основе: опыт и результаты внедрения образовательных стандартов нового поколения: материалы регион. науч.-практ. конф. 24 янв.2012г., в 3 ч. Волгоград: Колледж,2012.
2. Градусова Т.К., Лабикова Н.М. Компетентностный подход в профессиональном образовании. Электронный ресурс. // tara. omgpu.ru >documents/konfi. .fak/gradusova.doc.
3. Кожанова К. Т. Компетентностный подход в образовании как основа функциональной грамотности школьников // Вестник «врлеу» - kst». 2014. № 4 (6). С.139 -143.
4. Гузанов Б.Н., Карапузиков А.А. Формирование профессионального опыта будущих инженеров пожарной безопасности при решении практико-ориентированных задач//Новые технологии как инструмент реализации стратегии развития и модернизации в педагогике и др: материалы международной научно -практической конференции. -Сп-б.: Изд-во «КультИнформПресс», 2014. С. 39-41.
5. Наренова С.М., Милова Е.В., Алданазар Д.Н. Компетентностный подход в системе высшего педагогического образования: состояние, пути развития // Гуманитарные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014. №12-3. С. 180-183.
6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 25 мая 2020 г. № 679. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/200501_C_3_21072020.pdf.
7. Зеер Э.Ф., Сьманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования//Высшее образование в России, 2005, № 4, C. 23-29.
8. Карапузиков А.А. К вопросу о разработке модели формирования готовности курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях // SpiritTime. 2019. № 3 (15). С. 24-25.
9. Шкинева Л.А. Повышение мотивации к изучению истории в условиях концентрированного обучения// Актуальные вопросы современного образования в условиях перехода на новые стандарты: материалы регион.науч.-практ. конф. 23-31 марта 2012г. Тулун. Изд-во Иркутск: Байкальского государственного университета экономики и права, 2012. C. 132-134.
10. Карама Е.А., Карапузиков А.А.Активизация самостоятельной работы курсантов вузов МЧС в процессе обучения специальным дисциплинам // Техносферная безопасность. 2014.№ 4 (5). С. 58-62.
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
References
1. Gudimenko O.S., Gorozhankina L.I., SergeevA.A. Implementation of the competence approach in preschool educational institutions // Modernization of education on a competence-based basis: experience and results of the implementation of educational standards of the new generation: materials region. scientific and practical conference on January 24, 2012, at 3 o'clock-Volgograd: College, 2012.
2. Gradusova T.K., LabikovaN M. Competence approach in professional education. Electronic resource. // tara.omgpu.ru > documents/ konfi. .fak/gradusova.doc.
3. KozhanovaK.T. Competence approach in education as the basis of functional literacy of schoolchildren // Bulletin of "Orleu" - kst". 2014. № 4 (6). Pp. 139-143.
4. Guzanov B.N., Karapuzikov A.A. Formation of professional experience of future fire safety engineers in solving practice-oriented tasks // New technologies as a tool for implementing the strategy of development and modernization in pedagogy and others: materials of the international scientific and practical conference. Sp-b.: Publishing house "Kultinformpress", 2014.Pp. 39-41.
5. Narenova S.M., E.V. Milov, AlcanzarD.N. Competence approach in the system of higher pedagogical education: state and ways of development // Humanitarian problems of humanitarian and natural Sciences, 2014. No. 12-3. Pp. 180-183.
6. On the approval of the federal State educational standard of higher education-specialty in the specialty 20.05.01 Fire safety [Electronic resource]: order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 679 of May 25, 2020. - Access mode:http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Spec/200501_C_3_21072020. pdf.
7. ZeerE.F., Simanyuk E.E. Competence-based approach to the modernization of vocational education // Higher Education in Russia, 2005, no. 4, Pp. 23-29.
8. Karapuzikov A.A. On the issue of developing a model for the formation of readiness of cadets of a special university for activities in extreme situations // Spirit Time. 2019. № 3 (15). Pp. 24-25.
9. Scinawa L.A. The Increase in motivation to the study of history in terms of concentrated training // Actual issues of modern education in the conditions of transition to new standards: materials of the regional scientific and Practical Conference 23-31 March 2012, Tulun. Irkutsk: Baikal State University of Economics and Law, 2012, Pp. 132-134.
10. Karama E.A., Karapuzikov A.A. Activization of independent work of cadets of universities of the Ministry of Emergency Situations in the process of training in special disciplines // Technosphere safety. 2014. No. 4 (5). Pp. 58-62.