Научная статья на тему 'Роль коммуникативных упражнений в формировании эмпатии средствами иностранного языка'

Роль коммуникативных упражнений в формировании эмпатии средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМПАТИИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Е. А., Ежова Ю. М., Варшавер Н. В.

В статье рассматривается коммуникативный аспект профессиональной деятельности врача, обосновывается необходимость формирования эмпатийных способностей в период обучения в медицинском вузе. Представлен комплекс коммуникативных упражнений, направленных на повышение уровня эмпатии в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль коммуникативных упражнений в формировании эмпатии средствами иностранного языка»

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМПАТИИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© Волкова Е.А.1, Ежова Ю.М.2, Варшавер Н.В.3

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Нижний Новгород

В статье рассматривается коммуникативный аспект профессиональной деятельности врача, обосновывается необходимость формирования эмпатийных способностей в период обучения в медицинском вузе. Представлен комплекс коммуникативных упражнений, направленных на повышение уровня эмпатии в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова коммуникативные упражнения в формировании эмпатии средствами иностранного языка.

Для успешной реализации профессиональных задач врач должен быть заинтересован в сотрудничестве с пациентом. Для этого ему нужно выстраивать диагностический процесс таким образом, чтобы в ходе общения с больным оказывать положительное влияние на его поведение, адаптировать к ситуации общения. Причины существующих конфликтов между врачом и больным могут лежать в неправильно построенном коммуникативном процессе, в неудачной попытке реализовать стратегию содружества. Одно из исследований пациентов показало, что 85 % больных в период за 5 лет сменили или собираются сменить своего лечащего врача из-за неудовлетворённости в общении, отсутствия должного взаимопонимания [1]. Причина кроется в том, что многие врачи так и не научились владеть необходимыми эм-

1 Заведующий кафедрой Иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент.

2 Доцент кафедры Иностранных языков, кандидат педагогических наук.

3 Старший преподаватель кафедры Иностранных языков.

патийными средствами. Врачи, которые развивают чувство эмпатии, культивируют её, не имеют проблем в коммуникации с пациентами [2]. В отечественной литературе также есть данные о деперсонализации пациентов, в связи с чем поднимается вопрос о необходимости изучения факторов, обеспечивающих успешное, профессиональное взаимодействие [3, 4, 5].

Мы рассматриваем три уровня эмпатии: когнитивный (понимание эмоционального состояния другого), аффективный (сопереживание или сочувствие) и поведенческий уровни (помогающее поведение). Эффективность каждого отдельного компонента обеспечивается поведенческим компонентом, который воплощается в «поддерживающей коммуникации». Здесь речь идет об умениях проявлять эмпатию в речи и невербальных реакциях с целью оказания активной поддержки и помощи. Обучение средствам выражения эмпатии является важным фактором формирования профессиональной установки врача на эмпатийный способ взаимодействия с пациентом.

В процессе обучения иностранному языку вполне возможно формировать у студентов качества личности, являющиеся профессионально значимыми, обучать их технологиям эффективного сотрудничества с пациентом для обеспечения действенного лечения. Студенты должны сделать вывод о том, что результатом коммуникации может быть либо успешное взаимодействие, либо нарушение взаимопонимания и, как следствие, блокада диалога и фрустрация пациента из-за неадекватного выбора средств воздействия. Понять чувство пациента, систему его личностных ценностей и выстроить доверительные отношения не менее важно для профессиональной деятельности врача, чем приобретённые им знания по специальности.

На доклиническом этапе студенты ещё не могут в полной мере ориентироваться в ситуации профессионального общения. Их нужно постепенно приучать к использованию этикетных формул, типичных для устной коммуникации, ознакомить их с основными структурными особенностями устной диалогической речи (импликация, экспликация, экспрессивность выражения), с особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения, основными способами реализации различных коммуникативных целей общения. Различные виды межличностного общения можно начинать тренировать с так называемого «контакта масок» (маска внима-

ния, вежливости, сочувствия, убеждения, поощрения, побуждения к действию, эмоциональной поддержки и т.д.). Включаясь в формально-ролевое общение, студенты овладевают знанием определённых социальных ролей. Подготовкой к профессиональному общению может служить «деловое общение», в процессе которого происходит обмен информацией для достижения определённого результата. Важно научить студентов формулировать различные виды высказываний, подлежащих активному усвоению: вопрос, ответ, сообщение, мнение, рекомендация, совет, критическое замечание, вывод и т.д. Развитию профессиональных компетенций предшествуют разнообразные умения в сфере личностных, методических и социальных компетенций. Учитывая, что это общение прежде всего строится на диалоге, необходимым структурным элементом которого является вопрос, важно обучить студентов грамотно строить различные виды вопросительных предложений тактического и стратегического характера (общие, открытые, закрытые, альтернативные, уточняющие и т.д.):

- открытые вопросы: Was haben Sie für Beschwerden? Wie können wir Ihnen helfen?

- уточняющие вопросы: Erzählen Sie mir mehr über Ihre Krankheiten! Wie war das mit den Herzschmerzen?

- закрытые вопросы: Wann traten Ihre Schmerzen zum ersten Mal auf? Haben Sie auch in der Nacht Durchfall?

- обобщающие фразы: Wenn ich Sie richtig verstanden habe, haben Sie Ihre Magenschmerzen seit ...

- обзорные вопросы: Haben wir etwas vergessen? Was haben wir nicht erwähnt?

При этом необходимо продемонстрировать, как ситуация общения влияет на порождение вопросительного высказывания [6, с. 75].

В процессе развития коммуникативных умений первостепенную роль играют разъяснительная работа со стороны преподавателя и продуманная система упражнений, шаг за шагом развивающая языковую компетенцию студентов. К ключевым компетенциям врача относится способность работать в команде. Важно, чтобы студенты в игровой форме изучили основы ролевых действий и использовали их для организации эффективной работы

в группе. Для работы в команде необходимо разработать правила речевого взаимодействия (говорить полными предложениями, внимательно слушать собеседника, аргументировать чётко и кратко, не отклоняться от темы, ссылаться на предыдущего оратора, смотреть на партнёра и т.д.).

Весьма полезным для закрепления этих правил является использование контролируемого диалога, в процессе которого можно научиться внимательно слушать собеседника, принимать к сведению его мысли и тезисы, прежде чем высказать собственные размышления. Сначала избираются темы диалога. Студенты делятся на группы по 3 человека, выбирают тему, два студента ведут диалог по принятым правилам, а третий выступает в роли наблюдателя, следит за соблюдением правил и регистрирует ход беседы. Участники диалога обмениваются мыслями, внимательно слушают собеседника, принимают к сведению его тезисы, положения, а затем обобщают своими словами содержание услышанного (приёмы «Эхо», «Парафраз», «Переспрос», «Резюме»). При этом партнёры могут тактично поправлять друг друга или осведомляться о том, насколько верно они поняли друг друга. В заключение все пары по очереди сообщают о том, что они выяснили по теме, а наблюдатели рассказывают о своих впечатлениях, подтверждают, насколько соблюдались правила в процессе дискуссии.

Развитая способность к ведению диалога предполагает, что собеседники в своих высказываниях соотносятся друг с другом, продолжая мысль, высказанную партнёром. Эту способность подключаться к диалогу можно тренировать в малых группах (триадах). Преподаватель предлагает студентам варианты тем для обсуждения. Каждая группа получает три ролевых карточки. Один из участников формулирует тезис. Оба партнёра должны подключиться к обсуждению, используя различные варианты развития темы:

- выразить согласие, аргументировать;

- привести примеры;

- поставить под сомнение;

Тезис - описать возможные последствия;

- сформулировать анти-тезис;

- поставить встречные вопросы;

- подвести итог и т.д.

Участники получают на карточках варианты «подсказок», которые они могут сами дополнять и развивать. После выполнения этого задания можно предложить для дискуссии вопрос, насколько и почему было сложно включиться в диалог.

Формированию эмпатии способствуют задания, содержащие проблемные ситуации. Студенты должны воплотиться в персонаж, стоящего перед выбором (необходимостью решения какой-либо проблемы). Образуется группа из 6 студентов. Один из них берёт на себя роль главного действующего лица, трое - роль родственников или близких друзей. Два студента являются наблюдателями, фиксирующими все аргументы, высказываемые действующими лицами. Главное действующее лицо объявляет о своём решении и объясняет наблюдателям мотивы своего поведения. «Близкие» люди вживаются в ситуацию главного действующего лица отдельно друг от друга и с точки зрения своей роли продумывают, какие аргументы может привести главный герой в пользу своего решения. Затем все члены группы встречаются вместе. «Близкие» люди формулируют предполагаемые ими аргументы. Наблюдатели проверяют соответствие их высказываний аргументам главного персонажа и могут выставить баллы от 0 до 5 (в зависимости от соответствия). Это задание может включать в себя помощь главному персонажу в принятии правильного решения. При этом необходимо проявить предупредительность, деликатность, уважение мнения партнёра, критика должна быть конструктивной, конкретной и относиться не к человеку, а определённому поступку.

Предъявление студентам текстов, аудио- и видеодиалогов по теме «На приёме у врача» ориентирует их на осознание проблем во взаимоотношениях врача и пациента, позволяет создавать стереотипы положительного отношения к коммуниканту и развивать способность к эмпатии. Особенно важен последующий комментарий, а также разбор структуры диалога и поведения действующих лиц: оценка свойств речи, поведения и невербальных средств коммуникации (содержательность, понятность речи, логика рассуждения; способность влиять на партнёра и его поведение, оказание / неоказание моральной поддержки: умение оценить психологический портрет пациента, стиль взаимодействия, а также тип задаваемых вопросов, обратная связь и т.д.).

Задачей преподавателя является составление микродиалогов для их воспроизведения, разыгрывания в виде сценки; составление ситуативных упражнений, предлагающих воспроизвести обстановку естественного коммуникативно-речевого акта и попытаться реализовать себя в ней. Затем студенты получают задания:

- «сухой» учебный диалог сделать «живым», обращенным к пациенту;

- составить самим диалоги по определенной тематике на основе пройденных тем в соответствии с изученными правилами;

- составить диалоги: с грустным пациентом, ощущающим психологический дискомфорт; с информированным, «псевдознающим» пациентом; с негативно настроенным пациентом, не склонным к сотрудничеству («Не люблю я ходить по врачам!», «От лекарств один вред!») и другими трудными пациентами.

Интересными могут быть диалоги двух студентов - стажеров, студента-врача, пациента с авторитарным / толерантным / фамильярным врачом, безответственным врачом («Работа не волк, в лес не убежит», «Пациентов много, а я один»), пациента и медсестры, а также «неправильные» диалоги, составленные с нарушением всех правил и последующим разбором ошибок. Здесь в помощь студентам также раздаются необходимые стереотипные фразы:

Der Patient:

Was soll ich denn da machen?

Ich möchte mich darüber beschweren, dass ...

Das will ich auf keinen Fall.

Mal sehen, ich muss überlegen, ob das geht.

Ich bin ratlos.

Warum ist die Magenspiegelung wieder ausgefallen? Ich habe die Schnauze voll. Ich packe meine Sachen und gehe nach Hause.

Wahrscheinlich liegt das an meinen Nerven!...

Der Arzt:

Sie sehen sehr traurig aus. Was bedrückt Sie? Sie scheinen Angst vor der Untersuchung zu haben? Sie sind skeptisch, ob das funktioniert?

Es ist ja nicht so schlimm. Ist ja schon gut.

Ich kann gut verstehen, dass ...

Seien Sie ganz ruhig, das wird schon klappen.

Ich hätte einen anderen Vorschlag ...

An Ihrer Stelle würde ich ...

Wie wäre es, wenn .?

В комплекс коммуникативных упражнений, развивающих эмпатию и способность к аргументации, могут быть включены задания типа:

- описать врачебный обход глазами тяжелобольного пациента;

- написать письмо из больницы от лица пациента с оценкой общей обстановки, действий и отношения к пациентам медицинского персонала;

- оценить психологический тип пациента и убедить больного в необходимости лечения (1 - больной не испытывает доверия к врачу, имея негативный прошлый опыт; 2 - больной не уверен в результате лечения);

- убедить пациента сменить препарат, принимаемый им по совету знакомых;

- успокоить очередь перед кабинетом врача;

- успокоить пациента, утверждающего, что используемый препарат / метод лечения «не работает»;

- убедить пациента сменить профессию, т.к. работа в ночную смену / связанная с химическими интоксикациями, которые могут вызвать специфические заболевания (гепатит, контактный дерматит).

Цель задания состоит в тренировке общения в профессионально маркированных ситуациях на иностранном языке, развить умение слушать, умение понять, умение высказать свои мысли, донести до пациента своё видение.

Арсенал средств и методов вовлечения студентов в осознанное использование иностранного языка с целью развития профессиональных компетенций может быть значительно расширен при условии тщательного отбора учебного материала и рационального использования учебного времени и времени, отведённого на самостоятельную работу студентов.

Список литературы:

1. Naftulin D.H., Ware J.E., Jr., & Donnelly F.A. The Doctor Fox lecture: A paradigm of educational seduction // Journal of Medical Education. - 1973. -№ 48 - Р. 630-635.

2. Hermann S. Füeßl, Martin Middeke. Anamnese und Klinische Untersuchung. 3., aktualisierte Auflage. Duale Reihe, Thieme Verlag KG, Stuttgart, 2005, ISBN 3-13-126883-2, 552 Seiten.

3. Торубарова И.И. Развитие способности к эмпатии в процессе обучения иностранному языку в медицинском вузе II Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2013. - № 2. - С. 224-227.

4. Соловьева С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача I С.Л. Соловьева. - СПб.: ГОУВПО СПбГМА им. И.И. Мечникова, МЗ РФ, 2001. - 110 с.

5. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология I Ю.Г. Тюльпин. - М.: Медицина, 2004. - 320 с.

6. Волкова Е.А., Ежова Ю.М., Варшавер Н.В. Эмпатия как один из факторов успешной врачебной деятельности II Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 48. - С. 69-76.

ДИСКУССИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

l2 © Волкова Е.А. , Широкогорова Т.Г.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Нижний Новгород

В настоящее время не вызывает сомнения необходимость развития навыка ведения дискуссии у студентов высших учебных заведений. В

1 Заведующий кафедрой Иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент.

2 Доцент кафедры Иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.