Кошкин А. А., Кузнецова И. Л., Виссаров А. В.
УДК 35.08
РОЛЬ КОМИССИИ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
Кошкин Александр Алексеевич,
Кузнецова Ирина Леонидовна,
магистранты Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
Научный руководитель:
Виссаров Анатолий Васильевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
E-mail: [email protected]
На основе анализа материалов деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов и соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих авторы статьи вносят предложения по корректировке существующих правовых норм в сфере борьбы с коррупцией.
Ключевые слова: коррупция, конфликт интересов, урегулированию конфликтов, служебное поведение.
Четкая проработка механизма предотвращения и урегулирования конфликта интересов требует выделения и всесторонней научной проработки предотвращения и урегулирования конфликта интересов как самостоятельного института в системе профилактики (элемента противодействия) коррупции.
Повлиять на ситуацию потенциального конфликта интересов, предупредив его возникновение, возможно, воздействуя системно как на причины, так и на условия его возникновения. Как правило, на практике воздействовать на условия, способствующие возникновению конфликта интересов, и тем самым блокировать действия причин практически легче и доступнее, чем устранить причины образовавшейся конфликтной ситуации.
В ст. 11 Закона о противодействии коррупции определен порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
В развитие положений Федеральных законов о государственной гражданской службе РФ и о муниципальной службе в РФ, а также Общих принципов поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885, в ч. 1 и 2 ст. 11 Закона о противодействии коррупции закреплены обязанности государственных и муниципальных служащих:
принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов [3];
в письменной форме уведомлять своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно [3].
В свою очередь, ч. 3 ст. 11 указанного Закона возлагает на представителя нанимателя в случае, если ему стало известно о возникновении у государствен-
государственные гражданские служащие, комиссии по
ного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязанность принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Данная обязанность, как указано ранее, закреплена и в ФЗ о государственной гражданской службе РФ, согласно ч. 4 ст. 19 которого представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном названным Законом.
Частью 5.1 ст. 11 Закона о противодействии коррупции предусмотрены последствия непринятия государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов: данное бездействие определено в качестве правонарушения, влекущего увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы. Частью 5.1 ст. 11 Закона о противодействии коррупции предусмотрены последствия непринятия государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов: данное бездействие определено в качестве правонарушения, влекущего увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы.
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015
119
Государственное и муниципальное управление
В части 5 ст. 19 ФЗ о государственной гражданской службе РФ установлено, что для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта РФ по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
Нельзя не учитывать, что Российская Федерация в соответствии с ч. 1 ст. 1 ее Конституции провозглашена правовым государством. Следовательно, комиссия по урегулированию конфликта интересов может принять решение об отказе только на основании соответствующих положений нормативно-правовых актов, вступивших в законную силу[5]. Однако в настоящее время приходится констатировать отсутствие законодательных или подзаконных актов, устанавливающих закрытый перечень оснований, по которым может быть установлен факт возможности возникновения конфликта интересов.
Таким образом, с одной стороны, возникает возможность для злоупотреблений со стороны членов комиссии по соблюдению требований к урегулированию конфликта интересов. С другой стороны, у государственного служащего появляется потенциальная возможность добиться отмены в судебном порядке соответствующего решения.
Как следствие, целесообразно рассмотреть вопрос об оптимизации законодательства, регулирующего порядок деятельности комиссии по урегулированию конфликта интересов, в частности, утвердить закрытый перечень критериев, позволяющих судить о наличии конфликта интересов или угрозе его возникновения.
Литература
1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
3. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
4. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: указ Президента РФ от 12 авг. 2002 г. № 885 (ред. от 16.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.
5. Дементьев А. Н., Качушкин С. В. Институт конфликта
интересов и предотвращение коррупции на государственной гражданской службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 2; [Элетронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/psyanal/Konflikt-110.html (дата
обращения: 20.09.2015).
A. A. Koshkin, I. L. Kuznetsova, А. V. Vissarov
the role of the commission to resolve the conflict of interest in the prevention of conflict of interest in public service
Authors propose to amend existing law in the fight against corruption on the base of materials' analysis of the commissions to resolve the conflict of interest and compliance conduct of civil servants with the requirements to official.
Key words: corruption, conflict of interest, civil servants, the commission for the settlement of conflicts, official behavior.
KOSHKIN Aleksandr Alekseevich, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
Kuznetsova Irina Leonidovna, - Master students, the Mari State University,
Scientific advisor: VISSAROV Anatoly Vasilievich - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, The Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
120
Марийский юридический вестник • № 4(15)/2015