Научная статья на тему 'РОЛЬ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

РОЛЬ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА / COGNITIVE METAPHOR / КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА / CONCEPT / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / LITERARY SPACE / ПРОСТРАНСТВО МНОЖЕСТВ / SPACE OF SETS / SPHERE OF CONCEPTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Семенова Полина Викторовна

В современной лингвистике наблюдается интенсивное развитие учения о метафоре в рамках концепта «Пространство». Определяемые сознанием человека пространственные признаки могут переосмысливаться и подвергаться метафоризации, которую следует признать доминирующей в процессе преобразования пространственной семантики языковых форм. В статье особый акцент делается на теорию когнитивной метафоры и формирование с ее помощью художественного пространства. Создание художественного пространства героев и произведения в целом может происходить благодаря процессу метафоризации в рамках пространственной концептосферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COGNITIVE METAPHOR IN CREATING THE LITERARY SPACE OF A WORK: DIDACTIC ASPECT

In modern linguistics we observe the evolution of the metaphor theory within the concept of "Space". The spatial components distinguished by the human mind can be reconsidered, or can undergo the process of metaphorization. The latter should be recognized as dominant in the process of transforming the spatial semantics of linguistic forms. In the article we draw attention to the theory of cognitive metaphor and the formation of literary space. The creation of the literary space of the characters and the work as a whole can occur thanks to the process of metaphorization within the sphere of space concepts.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

П.В. Семенова

РОЛЬ КОГНИТИВНОЙ МЕТАФОРЫ В СОЗДАНИИ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: когнитивная метафора, концепт, концептосфера, художественное пространство, пространство множеств.

Аннотация: В современной лингвистике наблюдается интенсивное развитие учения о метафоре в рамках концепта «Пространство». Определяемые сознанием человека пространственные признаки могут переосмысливаться и подвергаться метафоризации, которую следует признать доминирующей в процессе преобразования пространственной семантики языковых форм. В статье особый акцент делается на теорию когнитивной метафоры и формирование с ее помощью художественного пространства. Создание художественного пространства героев и произведения в целом может происходить благодаря процессу метафоризации в рамках пространственной концептосферы.

В повседневной жизни для человека характерно осмысление идей об окружающем мире. Однако все чаще возникает вопрос о том, как рассказать о вещах, которые нельзя увидеть или потрогать. Ответ на данный вопрос заключается в глубоко укоренившемся в языке ощущении пространства. Нематериальные понятия подсознательно наделяются атрибутами привычного нам трехмерного пространства, тем самым мы «овеществляем» понятия свойственными предметам признаками: формой, размером, текстурой. Предметы могут двигаться, иметь скорость и местоположение. Данные пространственные характеристики предметов переносятся на различные непространственные явления, например, на общественно-политическую жизнь, ход исторических событий, психоэмоциональное состояние человека и т. д.

Пространство является одной из базисных категорий человеческого миропознания и восприятия. Устанавливая физические границы, в которых происходит человеческая жизнь, пространство также входит в число тех фундаментальных понятий, при помощи которых люди воспринимают, осмысливают, творят мир, и которые представлены практически во всех языках мира. Для трансформации человеческого опыта о физическом пространстве (сфера-источник) в языковой номинативной деятельности широко используется процесс метафоризации на основе переосмысления восприятия пространства. Основой метафорической транспозиции выступают фреймы пространственного характера (сфера-мишени), с помощью которых человек ориентируется не только в реальном пространстве, но и в пространстве множеств [4].

По мнению В.Н. Телия существуют определенные принципы, согласно которым сознание человека, антропоцентрическое по своей природе, формирует непредметную действительность по аналогии с реальным временем и пространством. Пространственные координаты осмысляются как высокое или низкое в человеке, то, что впереди, воспринимается как будущее, а оставшееся позади - как прошлое: проявление благородного начала обозначается посредством прилагательного высокий (высокие чувства - lofty sentiments, стремление - longing), недобрые замыслы обозначаются как низкие и низменные (низкий поступок - low bow); ориентация верх воспринимается как кульминация некоторого (обычно приятного) состояния (быть на верху блаженства / на седьмом небе - be over the moon), а низ -как символическое пространство «грехопадения» (готовность провалиться от стыда, сквозь землю - sink through the floor, упасть в глазах - fall in somebody's esteem). Физическая ориентация человека в мире служит основой для того описания мира, которое закреплено в языке. Пространство «одушевляется» человеческим присутствием, оно трактуется, прочитывается человеком [7]. Собственно же человеческая деятельность формирует его жизненный мир (множество картин мира, множество пространств) как основу человеческого существования. Термин пространство множеств является основополагающим в трактовке языковой категории пространства в ряде работ (О.Н. Селиверстова, О.А. Сулейманова, Т.Н. Маляр, Р.Я. Дмитриева). Пространство множеств - это выход за рамки узкого понимания физического понятия пространства. Это своего рода осмысление и дифференциация

ПШОЯГОГНЧвСИИЙ ЖЧРНПЛ СПШМОГТОСТПНЯ M 5(7Я), шоп

ПеППГОГИЧССНИЙ ЖУРНПЛ СЛШМОРТОСТПНП N 5(72). <017 э১э§е

пространства на основе разграничения видов деятельности человека - разные виды деятельности человека формируют свои пространства, поэтому выделяются следующие типы пространства: пространство языка, пространство города, пространство производства, пространство взаимоотношений, пространство ситуации и т. д. [6].

Категория пространство множеств рассматривается как основная категория для раскрытия понятия художественного пространства. Художественное пространство состоит из совокупности разного вида пространств как различных сфер деятельности человека и в то же время одушевляется индивидуальным видением авторского представления пространства, реализуемого в индивидуальных пространствах героев произведения и в тех образах пространства, которые возникают у реципиента (читателя, исследователя). Отсюда художественное пространство текста - это многослойная структура когнитивных метафор, опирающихся не только на физическую характеристику пространства и пространство множеств, но и на образную интерпретацию этих базовых категорий в авторском видении и в ракурсе осмысления читателя.

Мнение Ю.М. Лотмана о художественном пространстве можно рассматривать как часть предлагаемой модели художественного пространства: «это континуум, в котором размещаются персонажи и совершается действие; в то же время это модель мира автора произведения, его ракурс созерцания, выраженный на языке его пространственных представлений» [2; 76]. Персонажи и действия в художественном произведении существуют в реальных пространственных координатах, определяемых категорией пространство множеств, и вместе с тем они являются художественными феноменами, а не просто физической реальностью. Они отражают реальные физические пространства, а также проинтерпретированы человеческим восприятием, созерцательным ракурсом автора произведения и индивидуальным осмыслением реципиента. Поэтому художественное пространство произведения, будучи авторским феноменом, связано с реальным физическим пространством, как модель объекта с самим объектом [8].

Обладая свойством «навязывать» автором произведения свой, специфичный взгляд на мир, метафорические обозначения, «вплетаясь» в концептуальную систему отражения мира, «окрашивают» ее в соответствии с национально-культурными традициями и самой способностью языка называть невидимый мир тем или иным способом. Таким образом, предметом анализа исследования являются выразительные языковые средства художественного произведения, используемые автором для создания пространственных координат героев произведения и всего произведения в целом. Основная цель данной статьи - раскрытие роли когнитивной метафоры как одного из наиболее продуктивных механизмов формирования пространства ряда героев в создании общей картины художественного пространства.

В любом художественном произведении когнитивная метафора связана с определенной концептосферой. Концептосфера пространства представляет собой ассоциативно связанные между собой художественные концепты разного плана. Когнитивная метафора как один из системообразующих факторов концептосферы является уникальным мыслительным механизмом переработки базовых знаний человека и позволяет моделировать пространство автора и пространство героев. Ассоциативные связи, доминирующие при возникновении когнитивной метафоры, обеспечивают континуальность концептосферы всего текста, так как метафора связывает концепты в единое ассоциативно-смысловое поле художественного текста, порождающее художественное пространство всего произведения. Семантическая интерпретация той или иной метафоры возможна только в рамках определенной ситуации, что может являться основой формирования пространства героев и их взаимоотношений [5].

Когнитивная метафора как ассоциативно-образный слой концептосферы художественного произведения участвует в создании художественного пространства произведения,

П€/1Пготический ЖУРНПЛ СПШНОРГОСТПНП M 5(72). Я017 SSSsSSô

формируя мощное ассоциативное поле. Именно в его рамках происходит смысловое обогащение пространственного концепта: знания о сфере-источнике метафорического образа определяет восприятие сферы-мишени. Ассоциативное поле концептосферы формируется не только за счет ярко выраженной когнитивной метафоры, но и массой других номинативных элементов (мелких концептов), которые образуют мотивированную основу единства этих элементов, что позволяет выделить наиболее существенные характеристики мирови-дения писателя.

Когнитивная метафора выступает в роли кода как способа раскрытия механизма порождения смысла текста, что обусловлено когнитивным стилем автора. Генерируя смысловое напряжение, актуализируя концептуально значимые художественные смыслы, структурируя креативное знание о мире, метафора в художественном дискурсе творит новую реальность, находящую свою репрезентацию в художественной картине мира автора, где функция метафоры обозначена в функционально обусловленном представлении информации путем особого отбора и комбинации языковых знаков [3].

Рассмотрим ряд когнитивных метафор в формировании художественного пространства произведения Иена Макьюэна «Atonement». Как уже было отмечено выше, когнитивные метафоры, создающие художественное пространство текста, основываются, в свою очередь, на ряде концептов. В данном романе прослеживаются несколько основных концептов, на основе которых формируются личные пространства героев и пространство всего произведения в целом: концепт любви и ненависти, концепт порядка и хаоса, концепт дома и чужбины, концепт ужасов войны и благость мира, концепт идеальных семейных отношений и предательства, концепт пути и заточения.

В романе Макьюэна прямые авторские портретные характеристики, раскрывающие образы героев и психологию взаимоотношений между персонажами, почти отсутствуют, поэтому читателю автор предлагает взглянуть на героя произведения глазами другого персонажа или же попытаться воссоздать его образ через взаимодействие с другими действующими лицами, их личными пространствами, художественным пространством всего произведения в целом, то есть косвенно.

В произведении автор часто обращается к метафорам, конструирующим линеарное пространство как жизненный путь одного из главных героев. Линеарное пространство -это своего рода удобный художественный язык для моделирования темпоральных категорий «жизненный путь», «дорога» как средство характеристики героя во времени [1]. В общем понимании путь ассоциируется у читателя с динамикой, со стремлением достичь некой цели. Образование когнитивной метафоры «жизненный путь» представляет собой механизм трансформации сферы-источника (общее понимание дороги как динамики во времени) в сферу-мишени (путь человека, его судьба).

Автор романа при характеристике одного из главных героев, Робби, использует когнитивную метафору пути. При этом он употребляет такие слова как: route, path, road, track. Their route swung to the west as they rose out of the valley, still between the ancient walls. (По другую сторону долины дорога, снова зажатая между старинными каменными стенами, свернула на запад и пошла вверх). В данном примере, как и во многих других примерах, используется конкретное описание пути как естественный опыт жизненных ситуаций человека. Но каждое из этих предложений употреблено для выражения более сложных смыслов: его долгий путь к любимой, очищение израненной души, возвращение своего доброго имени.

Конкретное описание зоны пространства, в которой присутствует одна из главных героинь, Сесилия, является сферой-источником для характеристики сложного психологического образа точечного пространства персонажа. Автор описывает Сесилию, используя замкнутое пространство: ее комнату, гостиную, поместье, чтобы подчеркнуть привязанность героини к дому, членам семьи и нежелание начать самостоятельную жизнь: Whereas her big

пеппгогичесний ЖУРНПЛ СЛШМОРТОСТПНП N 5(72). <017 sSSSsSs

sister's (Cecilia's) room was a stew of unclosed books, unfolded clothes, unmade bed, un-emptied ashtrays... (Если комната ее старшей сестры (Сесилии) представляла собой сущий бедлам, где были беспорядочно навалены неразрезанные книги, нераспакованные вещи, постель никогда не заправлялась, а окурки из пепельниц не выбрасывались...). В данном примере прослеживаются концепты статичности (unclosed books, unfolded clothes) и хаоса (unmade bed, unemptied ashtrays). Концепт статичности символизирует состояние пассивности (ожидание героиней перемен, справедливости в решении судьбы Робби). Концепт хаоса символизирует сложную мятущуюся душу Сесилии, объясняющую ее пассивность.

Как и в случае с Сесилией, на Робби замкнутое пространство также действует удручающе. Например: He didn't know how he survived the daily stupidity of it. The stupidity and claustrophobia. The hand squeezing on his throat. Being here, sheltering in a barn, with an army in rout, where a child's limb in a tree was something that ordinary men could ignore, where a whole country, a whole civilization was about to fall, was better than being there, on a narrow bed under a dim electric light, waiting for nothing. (Теперь трудно даже представить, как он смог выжить и вынести весь этот идиотизм. Идиотизм и клаустрофобию. Его горло словно постоянно сжимала чья-то рука. Даже находиться здесь, в амбаре, в хвосте отступающей армии, в ситуации, когда детскую ногу, повисшую на дереве, обычные люди позволяли себе не замечать, когда целая страна, целая цивилизация готова была рухнуть, даже это было лучше, чем лежать там, на узких нарах, под тусклой электрической лампочкой, не ожидая ничего). Личное пространство Робби, замкнутость пространства тюремной камеры, характеризуется рядом выразительных номинативных средств: sheltering in a barn, dim electric light, narrow bed; невозможностью быть даже в пространстве войны: with an army in rout, a child's limb in a tree. Характеристика пространственных координат Робби, где доминируют такие слова, как: grief, dismay, fright, nightmare, harassment, claustrophobia, является ключом к пониманию его отчаянного состояния. Используемые языковые средства, номинирующие пространственные координаты героя, способны ярко выразить безысходность бытия персонажа в заточении. Чем ярче выражена физическая ограниченность пространства, тем интенсивнее становится переживание героя о его безвыходном положении. Использование автором метонимической конструкции в форме Absolute Nominative Participial Construction (The hand squeezing on his throat), которая является очень сильным синтаксическим выразительным средством в силу своего номинативного характера, дает яркую картину личного пространства Робби, которая в свою очередь метафорически соотносится со смертью, с убийцей, лишающим его кислорода, от чего невозможно дышать, невозможно продолжать жить так дальше.

В характеристике личного пространства главной героини романа, Брайони, читатель может проследить противопоставление пространства простого, упорядоченного детского мира миру хаотичности взрослого. Эта оппозиция прослеживается в описании комнат сестер. Хаотичность личного пространства старшей сестры просматривается в следующем примере: When she (Cecilia) dropped them in they once again refused to fall into the artful disorder she preferred, and instead swung round in the water into a willful neatness, with the taller stalks evenly distributed around the rim. (Когда она сунула их в вазу, букет снова отказался принять форму естественного беспорядка, какого она добивалась, а вместо этого образовал аккуратный круг: высокие стебли ровно распределились по краям.) Метафоричная фраза once again refused to fall into the artful disorder she preferred, содержащая пространственную характеристику предпочтений героини, указывает на отсутствие в ее характере стремления к порядку.

Упорядоченность личного пространства Брайони представлена в следующем примере: She was one of those children possessed by a desire to have the world just so... Briony's was a shrine to her controlling demon: the model farm spread across a deep window ledge consist-

П€ППготический ЖУРНПЛ СПШКОРТОСТПНП N 5(72), Я017 SSS6SS6

ed of the usual animals, but all facing one way - toward their owner - as if about to break into song, and even the farmyard hens were neatly corralled. (Брайони была из тех детей, что одержимы желанием видеть мир упорядоченным... комната Брайони являлась храмом божества порядка: на игрушечной ферме, расположившейся на широком подоконнике глубоко утопленного в стене окна, было множество обычных животных, но все фигурки смотрели в одну сторону - на свою хозяйку, словно готовились по ее знаку дружно грянуть песню, и даже куры находились в аккуратном загончике.) Языковая номинация порядка представлена набором языковых средств (all facing one way - toward their owner, neatly corralled), рядом выразительных средств: метафорой (a shrine to her controlling demon), развернутым эпитетом (possessed by a desire to have the world just so). Созданное автором личное пространство Брайони - это художественное средство, описание ее характера, ее ясное представление о нормах поведения и устоях общества, это четкое разграничение добра и зла, упорядоченности и хаоса.

Художественное пространство произведения не может обойтись без анализа одного из составляющих личного пространства Брайони - пространство Брайони на разных этапах ее становления как писателя. На начальном этапе оно конструируется Макьюэном с помощью наивного представления Брайони о добре и зле. Например: The reckless passion of the heroine, Arabella, for a wicked foreign count is punished by ill fortune when she contracts cholera during an impetuous dash toward a seaside town with her intended. (За свою безрассудную страсть к нечестивому графу-иностранцу героиня, Арабелла, расплачивается тем, что во время поспешного бегства со своим избранником в некий городок у моря заражается холерой.) Брайони помещает героиню своего романа в пространство экстремальной ситуации (she contracts cholera during an impetuous dash toward a seaside town), то есть дается пространственное описание места события и отношения героини с окружающим миром. Образ личного пространства героини (Arabella) дополняется характеристикой ее отношения к происходящим событиям (The reckless passion of the heroine, a wicked foreign count, punished by ill fortune). Высокопарная лексика героини (Arabella) создает определенный иронический эффект и подчеркивает максималистичность нрава начинающей писательницы и ее безграничное стремление казаться и стать настоящим писателем, владеющим словом и чувствами читателей.

Личное пространство Брайони дополняется информацией о ее взаимоотношениях с окружающим миром, с близкими людьми: Briony was lost to her writing fantasies - what had seemed a passing fad was now an enveloping obsession. (Брайони была потеряна для общения, так как полностью погрузилась в свои писательские фантазии - то, что поначалу казалось временной причудой, превратилось в настоящую одержимость.) В метафорическом выражении was lost to her writing fantasies дается характеристика взаимоотношения главной героини с ее писательским трудом. Благодаря данной метафоре, читателю представляется возможность воссоздать ее психологическое пространство, пространство ее идей и фантазий, на которых она сосредоточена.

Таким образом, из анализа примеров следует, что художественное пространство произведения создается совокупностью как минимум из личных пространств героев произведения. Личные пространства героев произведения создаются языковыми средствами, входящими в категорию пространственной концептосферы и могут представлять собой набор языковых средств для номинации пространственных координат, языковых выразительных средств лексического и синтаксического характера, когнитивных метафор, метонимий. Понятие художественного пространства произведения опирается в качестве сферы-источника на понятие физического пространства и типологию пространства множеств. Восприятие реципиентом созданного автором художественного пространства зависит от степени сопряжения когнитивного пространства читателя и автора произведения: имеет значение адекватность восприятия автором и читателем характера и видения параметров объектов, за-

пеппГОГИЧССНИЙ ЖУРНПЛ СЛШНОРТОСТПНП N 5(72). 2017 э১э§е

полняющих пространство описываемой ситуации. Оно может быть замкнутым, ограниченным телом объекта или ближайшими границами (дом, комната и т. п.), а может быть открытым, протяженным, панорамным. Оно может быть также сжатым, суженным и расширенным, увеличенным. Большую роль в формировании художественного пространства произведения играет когнитивная метафора, способная создать у читателя полную картину художественных образов героев произведения, задуманных автором. Когнитивная метафора позволяет приблизить восприятие читателем всего произведения к авторскому замыслу.

1. Кубрякова, Е.С. Язык пространства и пространство языка [Текст] / Е.С. Кубрякова // Известия РАН. Сер. лит. и яз., 1997. С. 22-31.

2. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь [Текст] : кн. для учителя / Ю.М. Лотман. - Москва : Просвещение, 1988. - 352 с.

3. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв [Текст] / Ю.М. Лотман. Москва : Гнозис, 1992. 270 с.

4. Мельник, О.Г. Метафорическое переосмысление пространства [Текст] // Известия ЮФУ. Технические науки, 2012. №10. С. 22-28.

5. Сахарова, Е.А. Когнитивная метафора как текстообразующая категория [Текст] / Е.А. Сахарова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2012. №2. С. 392-396.

6. Селиверстова, О.Н. Труды по семантике [Текст] / О.Н. Селиверстова. Москва : Языки славянской культуры, 2004. - 960 с.

7. Телия, В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира [Текст] // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. Москва, 1988. С. 173-203.

8. Топоров, В.Н. Пространство и текст [Текст] // Текст: семантика и структура. Москва, 1983. - С. 227-284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.