Научная статья на тему 'Роль когнитивно-изобразительных средств в передаче учебного содержания в условиях дистанционного образования'

Роль когнитивно-изобразительных средств в передаче учебного содержания в условиях дистанционного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / КОГНИТИВНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДАЧИ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ / DISTANCE EDUCATION / VISUALIZATION / COGNITIVE-FIGURATIVE MEANS OF PASSING OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко Ольга Анатольевна

В специфических условиях дистанционного образования актуализируется проблема когнитивно-изобразительных средств передачи учебного содержания. Предлагается определение понятия «когнитивно-изобразительные средства», под которыми понимаем все средства обучения и воспитания, представленные в изобразительной форме, характер которой обусловлен специфическими особенностями дистанционного образования. Акцентируется внимание на широте смыслового содержания термина «изобразительный», принципиальной несводимости его только к художественной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COGNITIVE-FIGURATIVE MEANS IN PASSING OF TRAINING IN A DISTANCE EDUCATION

In distance education the problem of cognitive-visual means of educational content is actualized. The definition of «cognitive-visual tools» is proposed. The cognitive-visual tools are all the means of education and training, presented in graphic form, which is due to the nature of the specific features of distance education. Attention is drawn to the breadth of meaning of the term «iconic» principled irreducibility it only to the artistic sphere.

Текст научной работы на тему «Роль когнитивно-изобразительных средств в передаче учебного содержания в условиях дистанционного образования»

УДК 371.015:151.8 РОЛЬ КОГНИТИВНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ПЕРЕДАЧЕ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кондратенко О.А.

В специфических условиях дистанционного образования актуализируется проблема когнитивно-изобразительных средств передачи учебного содержания. Предлагается определение понятия «когнитивно-изобразительные средства», под которыми понимаем все средства обучения и воспитания, представленные в изобразительной форме, характер которой обусловлен специфическими особенностями дистанционного образования. Акцентируется внимание на широте смыслового содержания термина «изобразительный», принципиальной несводимости его только к художественной сфере.

Ключевые слова: дистанционное образование, визуализация, когнитивно-изобразительные средства передачи учебного содержания.

THE ROLE OF COGNITIVE-FIGURATIVE MEANS IN PASSING OF TRAINING IN A DISTANCE EDUCATION

Kondratenko O.A.

In distance education the problem of cognitive-visual means of educational content is actualized. The definition of «cognitive-visual tools» is proposed. The cognitive-visual tools are all the means of education and training, presented in graphic form, which is due to the nature of the specific features of distance educa-

tion. Attention is drawn to the breadth of meaning of the term «iconic» principled irreducibility it only to the artistic sphere.

Keywords: distance education, visualization, cognitive-figurative means of passing of training.

В XXI веке для нашей страны и мира в целом становятся характерными следующие тенденции: ускорение темпа жизни, переход от индустриального общества к информационному, рост мобильности населения, бурное развитие телекоммуникационных систем, появление новых профессий. Указанные факторы обусловили потребность в новых формах получения образования, более гибких и мобильных, чем традиционная, классно-урочная. В немалой степени этому способствуют информационно-коммуникационные технологии, которые, совершенствуясь год от года, позволяют изменить привычный взгляд на процесс получения знаний. В настоящее время вследствие развития информационных и телекоммуникаций все больше получает распространение такая новая форма образования, как дистанционное образование. Под дистанционным образованием понимается «комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии» [8, с. 20]. Как следует из определения, существенными сторонами дистанционного образования являются следующие: 1) образовательный процесс осуществляется без непосредственной близости педагога и учащихся; 2) передача всей необходимой учебной информации передается с помощью электронных средств. Анализ литературы и электронных источников, посвященных психологическим проблемам дистанционного образования, показал, что указанные специфические особенности его таковы, что они же и обусловливают трудности, препятствующие реализации технологий дистанционного образования. Во-первых, «задача дистанционного обучения - учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемыми» [8, с. 10]. Во-вторых, вследст-

вие дистанцирования обучающего и обучаемого, образовательная коммуникация между ними носит характер, опосредованный компьютером (Л.В. Беляев,

В.М. Вымятнин, А.В. Густырь, В.И. Овсянников, Т.В. Хомченко и др.). Таким образом, субъекты дистанционного образования нуждаются в образовательных средствах, пригодных для условий затрудненного оперативного взаимодействия. Необходимость учитывать специфические особенности дистанционного образования - удаленность и опосредованность - актуализируют проблему когнитивно-изобразительных средств передачи учебного содержания.

Обратимся к анализу понятия «когнитивно-изобразительные средства». Попытка теоретически обосновать данный термин привела к отдельному рассмотрению таких слов как «когнитивный» и «изобразительный». В электронных справочных источниках [4] приводятся значения слов «изображение», «изобразительный». В поисковой системе находим значение слова «изображение». Итак, изображение (от ст.-слав. «образъ»; праслав. оЬ- и razъ - «резать, проводить черту») - это «способ, процесс и результат материализации зрительного образа какого-либо явления действительности». Термин «изобразительный» традиционно связывают с понятием «изобразительное искусство». Согласно электронному словарю, изобразительное искусство - это «любая искусная деятельность (необязательно художественная) по созданию зримых образов в любых формах и разнообразными средствами: графическими, живописными, скульптурными, архитектоническими. Именно такая широкая дефиниция позволяет включить в область изобразительного искусства, помимо живописи, графики, скульптуры, также архитектуру и декоративноприкладное искусство, что снимает многие противоречия» [4]. Как следует из данного определения, содержание понятия «изобразительный» довольно широко. Оно вмещает в себя разнообразные формы создания зрительных образов, не только плоскостных (графика), но и объемных (макеты, рельеф, скульптуры). Понятие «изобразительный» означает обращение к зрительному восприятию предметов и явлений. Изобразительная форма представления ин-

формации направлена на зрительное восприятие, которое, как известно из психологии, является одним из психических познавательных процессов. Таким образом, слово «изобразительный» указывает на познавательный потенциал изобразительных средств, а приставка «когнитивно-» лишь усиливает познавательный аспект данного понятия. Таким образом, под когнитивноизобразительными средствами передачи учебной информации в дистанционном образовании мы понимаем все средства обучения и воспитания, представленные в изобразительной (плоскостной, графической и объемной, макетно-архитектонической) форме, характер которой обусловлен специфическими условиями дистанционного образования.

Для психологии и педагогики проблема исследования изобразительной деятельности и изобразительного творчества является популярным объектом научных изысканий и имеет давнюю историю. Вместе с тем зачастую её изучение ограничивают периодом детства, в основном, дошкольного возраста, когда она достигает своего расцвета. В дальнейшем изобразительная деятельность как предмет научного анализа полностью перемещается в область изучения художественных способностей. Изобразительную деятельность начинают рассматривать в отрыве от её значения для общепсихологического развития человека. Таким образом, изобразительная деятельность в онтогенезе перестает представлять интерес для исследователей. Согласимся с теми авторами [7], которые считают данный факт несправедливым. Полагаем, что в условиях развития дистанционного образования необходимо использовать все ресурсы человеческой деятельности, причем на каждом возрастном этапе. Особенно не следует пренебрегать возможностями изобразительной деятельности, познавательный потенциал которой очевиден. Изобразительная деятельность напрямую связана, тесно слита с когнитивными процессами. Попытки зафиксировать информацию в рисунке или других графических и изобразительных формах ведут к более глубокому осмыслению и обобщению данной информации [1; 9]. Проблема сочетания когнитивного и изобрази-

тельного компонентов учебного содержания рассматривается в контексте: а) совмещения двух функций мультимедиа, когнитивной и иллюстративной (А.В. Соловов); б) когнитивной визуализации элементов учебной информации (А.Г. Рапуто); в) использования изобразительных приемов при демонстрации научных явлений в учебном процессе [1] др. Вместе с тем, психологопедагогические аспекты когнитивно-изобразительных средств передачи учебного содержания в условиях дистанционного образования еще не рассматривались.

Сферы применения изобразительности весьма широки. На это указывают научные публикации, в которых обосновывается идея использования изобразительности, например, в научном познании. Показано, что изобразительные средства могут быть эффективными средствами научной аргументации. Их используют при обосновании новых научных утверждений. Изобразительные приемы аргументации усиливают когнитивные возможности вербальной аргументации. Обладая такими свойствами, как выразительность, метафоричность, метонимичность и др., они способствуют более эффективному восприятию информации читателем (Ю.М. Шилков, В.М. Розин, Е.Н. Князева). В условиях интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий для изобразительной научной аргументации открываются новые возможности, которые находят применение в учебном процессе. Так, в ходе познания научных понятий и явлений широко используются средства когнитивной визуализации (С.А. Герасимова, М.М. Манько, Е.В. Петрова, А.Ф. Пухов). Удобство и доступность когнитивной визуализации в представлении учебной информации раскрыты в работах многих авторов (С.В. Арюткина,

О.А. Климанова, В.П. Кузовлев, И.Л. Марголина, А.Г. Рапуто, С.В. Селеменев, С.И. Сергеев, В.В. Четина, Д.Н. Шеховцова и др.). Под когнитивной визуализацией понимают совокупность приемов и методов визуального представления учебной информации, для описания которой текстовых возможностей не существует, либо их недостаточно (Н.Н. Манько,

Д.А. Поспелов, А.Г. Рапуто и др.). Показана роль когнитивной визуализации дидактических объектов в поддержке психических процессов обучающегося в ходе выполнения учебных действий. Её преимущества заключаются в том, что она способствует решению ряда образовательных задач. Во-первых, в результате применения визуальных форм активизируются эмоционально-образные компоненты мышления; обеспечивается когнитивное структурирование содержания знаний, когнитивное моделирование элементов структуры деятельности и процессов взаимодействия объектов. Во-вторых, осуществляется конструирование новых мыслеобразов и новых визуальных форм, необходимых для изучения и понимания окружающей действительности и общечеловеческих ценностей [6].

В научном и житейском познании и общении людей издавна используются разнообразные изобразительные средства, такие как: символы, знаки, иконки, рисунки, схемы и т.д. Они выполняют для человека функцию информационных, пространственных, временных ориентиров. Однако в последнее время изобразительные средства познания и общения не только применяются в науке, но и все чаще сами становятся предметом научного исследования. Язык визуального образа прочно входит в науку и культуру (Р.Ю. Порозов, Т.Е. Савицкая, Т.Ю. Серикова). Совершенствование информационных возможностей современных компьютеров в области создания и передачи разнообразной информации позволяет говорить не просто об изобразительных средствах, а об «изобразительных технологиях» [7].

Обращение к проблеме когнитивно-изобразительных средств как одного из эффективных условий дистанционного образования не случайно. Как уже отмечалось ранее, особенности дистанционного обучения таковы, что субъекты образовательного процесса находятся на значительном удалении друг от друга. В этих условиях отсутствует моментальная обратная связь. Следовательно, возникают затруднения в восприятии знаний, их переработки и применения. Увеличивается доля самостоятельного овладения учебным материа-

лом. При самостоятельном ознакомлении обучающегося субъекта с образовательным контентом возрастает роль зрительного восприятия учебной информации, которое для восприятия все же первично по сравнению, например, со слуховым. Узнавание, восприятие, осмысление и запоминание учебной информации обеспечивается яркостью и изобразительностью содержания, необходимого для усвоения. В этом помогает современный компьютер, который способен обрабатывать различной сложности черно-белые и цветные статические и динамические изображения. Из психологии и психофизиологии известно, что зрительные анализаторы в отношении большинства параметров получаемой информации более эффективны, чем слуховые. Особенно это касается таких важных параметров информации как: количественные (величина), органолептические (цвет, форма, прозрачность) и пространственные. Зрительный анализатор обладает многими преимуществами перед слуховым, например, в тех видах деятельности, которые требуют точности приема и обработки информации. Это достигается за счет таких свойств зрительного восприятия, как константность, трансформация, аккомодация и др. По-прежнему верна давняя истина, означающая большую достоверность увиденного: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Информация, полученная зрительно, воспринимается целостно, а не по частям, как, например, при чтении текста. При разработке курса необходимо учитывать разные когнитивные стили учащихся, так как они детерминируют познавательные стратегии понимания, восприятия и запоминания информации. Когнитивно-изобразительные средства заметно облегчают восприятие и понимание вербальных и текстовых элементов учебной информации. Их использование необходимо обучающимся, для когнитивного стиля которых характерно преобладание образных компонентов мышления. В настоящее время активно ведутся поиски способов представления информации в обучающих курсах с учетом когнитивных стилей обучаемых (Т.А. Гаврилова, Е.Е. Котова, А.С. Писарев, Т.В. Черниговская).

К помощи изобразительных средств обращаются в том случае, когда между участниками общения возникает языковой барьер. Об этом свидетельствует исторический факт. Так, французский мореплаватель Ж. -Б. Ла Перуз не владея языком местных жителей, тем не менее, получил от них доказательства, что Сахалин и Татария не разделяются проливом. В историческом источнике [5] говорится: «Известия, полученные Лаперузом во время его бытности в заливе Кастрье, хотя и долженствовали быть недостаточны по незнанию языка; однако подтверждают то, впрочем, довольно сильно. Когда Лаперуз начертил карандашом на бумаге Сахалин и противолежащий берег Татарии, оставив между оными пролив, и показал то обитающим у вышеупомянутого залива; тогда один из них, взяв у него вдруг из руки карандаш, провел черту чрез означение пролива и дал уразуметь чрез то, что Сахалин соединяется с Татариею узким перешейком, на котором растет якобы и трава, и чрез которую будто бы перетаскивают они иногда свои лодки». Способ коммуникации, выбранный местным жителем побудил Лаперуза сделать весьма справедливое заключение, что Сахалин, или соединяется с Татарией перешейком, или канал, разделяющий обе земли, настолько узок, что «глубина должна быть не более нескольких футов». Таким образом, язык графических средств помог путешественнику не только достичь понимания с местным населением, но и сделать географическое открытие!

В настоящее время многие сферы жизни пронизаны инновациями [2; 3]. На наш взгляд, инновационным является также взгляд на необходимость овладения когнитивно-изобразительными средствами передачи учебной информации всеми участниками дистанционного образования, и преподавателями, и обучающимися. В условиях бурного развития обучающих электронных средств, владение когнитивно-изобразительными средствами может рассматриваться как показатель инновационной культуры специалиста, что соответствует общей тенденции развития инноваций в сфере образования.

Резюме. Дистанционное образование характеризуется пространственной отдаленностью обучающего и обучаемых и опосредованностью их взаимодействия. Данные особенности необходимо учитывать при выборе обучающих средств. Без непосредственного очного контакта студента и преподавателя возрастает роль когнитивно-изобразительных средств представления учебного содержания. Под когнитивно-изобразительными средствами передачи учебной информации в дистанционном образовании мы понимаем все средства обучения и воспитания, представленные в изобразительной (плоскостной, графической и объемной, макетно-архитектонической) форме, характер которой обусловлен удаленностью друг от друга субъектов образовательного процесса. Психолого-педагогический потенциал когнитивно-изобразительных средств в представлении учебного содержания в настоящее время глубоко не изучен. Его углубленное исследование востребовано в новых условиях дистанционного образования.

Список литературы

1. Герасимова И. А. Рисуем время. О роли визуализации в учебном процессе // Эпистемология. Философия науки. 2007. Т. XIV. № 4. С. 216-231.

2. Долгова В. И. Инновационная культура: сущность и составляющие // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2001. № 2. С. 12-24.

3. Долгова В.И., Шумакова ОА. Инновационные технологии в общепрофессиональной и специальной подготовке. СПб.: Книжный дом, 2007. С. 228232.

4. Яндекс. Словари: Изображение. Словарь изобразительного искусства: ЦКЬ:

http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Из ображение/ (дата обращения: 15.08.2012)

5. История в историях: Путешествие вокруг света: Иван Федорович Крузенштерн. URL: http://wordweb.ru/krusen2/index.htm (дата обращения)

6. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения // Образование и наука. Известия уральского отделения российской академии образования. Сентябрь. 2009. № 8 (65).

С. 10-30.

7. Порфирьева Н.М. Использование потенциала изобразительной деятельности в системе непрерывного образования // Современные приоритетные направления развития системы непрерывного образования: сб. научнометодических статей / отв. ред. С.Г. Григорьева, З.М. Беляева. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т. 2008. С. 110-114.

8. Средства дистанционного обучения: методика, технология, инструментарий / С.В. Агапонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман и др.: ред. З.О. Джалиашвили. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. 331 с.

9. Шилков Ю.М. Об изобразительных возможностях научной аргументации // Мысль: Журнал Петербургского философского общества. 2006. Т. 6. № 1. С. 200-215.

References

1. Gerasimova I.A. Epistemologiya. Filosofiya nauki XIV, no. 4 (2007): 216-231.

2. Dolgova V.I. Vestnik Chelyabinskogo Gosudarstvennogo Universiteta, no. 2 (2001): 12-24

3. Dolgova V.I., Shumakova O.A. Innovacionnye tehnologii v obshcheprofessional'noy i special'noy podgotovke [Innovational technologies in general professional training]. SPb.: Knizhnyj dom, 2007. pp. 228-232.

4. Yandeks. Slovari: Izobrazheniye. Slovary isobrazite'lnogo iskusstva. http://slovari.yandex.m/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Из ображение/ (accessed 15.08.2012)

5. Istoriya v istoriyah: Puteshestviye vokrug sveta: Ivan Fedorovich Kruzenshtern. http://wordweb.ru/krusen2/93.htm (accessed 15.08.2012)

6. Man'ko N.N. Obrasovaniye i nauka. Isvestiya ural'skogo otdeleniya rossijskoj akademii obrazovaniya 65, no. 8 (2009): 10-30.

7. Porfiryeva N.M. Sovremennye prioritetnye napravleniya rasvitiya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: sb. nauchno-metodicheskikh statej. Cheboksary: Chuvash. gos. ped. un-t, 2008. pp. 110-114.

8. Agaponov S.V., Dzhaliashvili Z.O., Krechman D.L. et al. Sredstva distantsionnogo obucheniya: metodika, tekhnologiya, instrumentarij. SPb.: BHV-Peterburg, 2003. 331 p.

9. Shilkov U.M. Mysl': Gurnal Peterburgskogo filosofskogo obshhestva 6, no. 1 (2006): 200-215.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кондратенко Ольга Анатольевна, доцент кафедры психологии, кандидат педагогических наук, доцент

Челябинский государственный педагогический университет Ленина пр., 69, г. Челябинск, 454080, Россия e-mail: [email protected] DATA ABOUT THE AUTHOR

Kondratenko Olga Anatolevna, Associate Professor of Department of Psychology, PhD in Pedagogical Science, Associate Professor

Chelyabinsk State Pedagogical University

69, Lenina Prospect, Chelyabinsk, 454080, Russia

e-mail: [email protected]

Рецензент:

Шумакова Ольга Алексеевна, доктор психологических наук, профессор Челябинского государственного педагогического университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.