УДК 377
Полянская Анна Вячеславовна
соискатель кафедры социальной и педагогической информации Российского государственного социального университета [email protected]
КОГНИТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОМПЬЮТЕРНОЙ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ЭКОЛОГОВ
Polyanskaya Anna Vyacheslavovna
PhD applicant of the Social and Educational Information Department, Russian State Social University [email protected]
COGNITIVE EDUCATIONAL POTENTIAL OF TRAINING INFORMATION’S COMPUTER VISUALIZATION IN VOCATIONAL ECOLOGICAL EDUCATION
Аннотация:
Статья посвящена проблемам развития и совершенствования отечественной системы профессионального экологического образования. Автором обосновывается необходимость актуализации в профессиональной подготовке специалистов в области природоохранной деятельности компьютерной визуализации учебной информации. Раскрывается когнитивно-образовательный потенциал рассматриваемого феномена в формировании ключевых и профессиональных компетенций эколога.
Ключевые слова:
профессиональное экологическое образование, визуальные компетенции эколога, визуальная культура эколога, компьютерная визуализация учебной информации, технологии и средства компьютерной визуализации, когнитивнообразовательный потенциал компьютерной визуализации, учебный курс информатики, визуальная учебная среда.
Summary:
This article is devoted to problems of development and improvement of the national system of vocational ecological education. The author substantiates the timeliness of computer visualization of educational information using in training nature protection specialists. The article emphasizes cognitive educational potential of the phenomenon under consideration in the formation of basic and professional competences of ecologists.
Keywords:
vocational ecological education, visual competences of ecologist, visual culture of ecologist, computer visualization of training information, technologies and means of computer visualization, cognitive educational potential of computer visualization, computer science course, visual training environment.
Актуальная профессиональная деятельность в области охраны окружающей среды и рационального природопользования требует от эколога умения целенаправленно работать с отраслевой информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи современные технико-технологические средства и методы. При этом арсенал методов и средств экологической деятельности включает в себя наряду с традиционными инструментами специалистов-естественников новейшие разработки, действующие на основе микроэлектроники и функционирующие в различных временных режимах.
Особое место в инструментарии специалиста экологического профиля отводится методам и средствам, реализующим возможности визуализации профессиональной информации, в связи с тем, что его исследовательский мир предполагает постоянное взаимодействие с визуализированными данными. Подтверждением тому является актуализация в деятельности эколога различных режимов зрительного восприятия, наглядных баз данных и аналитических моделей; представление с использованием визуальных репрезентаций результатов научных изысканий; постоянное взаимодействие с обновляющимися технологиями обработки изображения и др. Современная же техника и технологии, являющиеся непременными атрибутами актуальной профессиональной экологической практики, открывают новые возможности и перспективы проявления и совершенствования визуальных компетенций эколога (и тем самым наполняют инновационным содержанием понятие визуальной культуры эколога).
Учитывая авторитетный статус визуализации в природоохранной деятельности, можно утверждать, что экологическое профессиональное образовании должно основывается на особой значимости для обучаемого визуального восприятия в процессах познания и осознании все более необходимой подготовки будущего эколога к условиям визуализирующейся отраслевой сферы и увеличения информационной нагрузки [1, с. 140].
Одним из ключевых средств организации и осуществления инновационной подготовки эколога представляется компьютерная визуализация учебной информации, обладающая дидактическими возможностями и богатым когнитивно-образовательным потенциалом в формировании востребованных ключевых и профессиональных компетенций будущего специалиста в области природоохранной деятельности.
В контексте разворачивающегося процесса информатизации образовательной сферы, являющегося закономерным отражением тенденций общественного развития, компьютерная визуализация рассматривается в качестве удачного обобщения разных способов подачи учебной информации главным образом в неразрывной связи с информационными и коммуникационными технологиями, позволяющими более точно отразить сущность рассматриваемого феномена, заключающуюся в углублении общепринятых представлений о наглядном восприятии как обязательно зримом процессе, который может альтернативно строиться на основе слуховых, осязательных и других ощущений. Согласно Н.Н. Манько, данные ощущения трансформируются в мыслеобразы внутреннего плана деятельности, которые, в свою очередь, могут выноситься во внешний план в виде структурированных образно-смысловых конструкций [2, с. 25].
Очевидно, конкретные пути использования современных технологий и средств визуализации в качестве необходимого инструментария образовательной практики системы профессионального экологического образования определяются, прежде всего, универсальными и уникальными дидактическими свойствами и функциями этих средств. Ведь, «делая значение видимым», визуализация обеспечивает мобилизацию ресурсов образного, логического, комплексного мышления обучаемого, а также эстетического, культурного, художественного потенциала и других важных свойств и качеств его личности.
При этом в условиях широкого распространения когнитивных моделей и методологических подходов в науке в целом и их востребованности в педагогической деятельности в частности особенно актуально звучит вопрос изучения когнитивного потенциала компьютерной визуализации в сфере профессионального образования и выявления новых свойств дидактических визуальных средств, активизирующих личностный потенциал обучаемых.
Воплощение в педагогической практике когнитивной составляющей компьютерной визуализации учебной информации определяет оптимизацию образовательного процесса, сопровождая информационное взаимодействие его субъектов, оценку результатов обучения, поддержание высоких темпов обучения, запоминание и осмысление знаний; позволяет реализовать целостное восприятие учебного материала воображением; помогает глубже понять связи между явлениями; обеспечивает лучшее понимание и способствует порождению новых знаний, а также развитию таких важных для специалиста качеств, как интуиция целостного «схватывания» ситуации, профессиональное «чутье», образное мышление и др. Благодаря же компьютерной поддержке и сопровождению системой технологических способов и приемов отображения и анализа знаний в визуальной форме учебный процесс становится более управляемым, программируемым, произвольным, инструментализованным, проективно-модельным, а следовательно, объективированным, прогнозируемым, обеспечивающим программируемые и устойчивые результаты обучения [3, с. 25].
В то же время в связи с тем, что неотъемлемой составляющей квалификационных требований специалиста экологического профиля является умелое, специализированное видение, именуемое «опытным взглядом» или «профессиональным зрением», технологии и средства визуализации, обеспечивающие оптимальное и эффективное восприятие, усвоение и использование учебной информации, используются в качестве эффективных инструментов решения учебновоспитательных задач именно системы профессионального экологического образования, среди которых: формирование и развитие у обучаемых критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний, учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышение их визуальной грамотности и визуальной культуры и другие [4].
Эффективное решение этих задач осуществляется в рамках преподавания различных учебных дисциплин образовательных программ в соответствии с их содержанием, целями, принятыми методами, средствами обучения. Однако особого внимания заслуживает курс информатики, ориентированный на интенсивное и многоаспектное взаимодействие с феноменом компьютерной визуализации учебной информации.
Данная учебная дисциплина представляет безграничные возможности для раскрытия когнитивно-образовательного потенциала исследуемого феномена в воспитании квалифицированных кадров экологической сферы. Интегративный подход, положенный в основу преподавания рассматриваемого курса, позволяет находить для этого соответствующие формы и методы обучения, актуальные на современном этапе общественного развития.
Инновационная визуальная учебная среда, сопровождающая при этом учебнопознавательную деятельность студентов, представляет совокупность условий обучения, в которых акцентируется использование резервов визуального мышления будущих экологов. Эти условия предполагают наличие современных средств и приемов, позволяющих активизировать развитие у будущих специалистов умения видеть, за которым скрывается понимание, приближение к истине, осознание соответствия имеющегося знания объективной действительности. Речь идет об умении созерцать не только непосредственно глазами, но и «умственным взором» [5, с. 70].
Формируемые в описываемой среде визуальные компетенции обучаемых определяют актуальный уровень их визуальной культуры (ее основ), которая в результате дальнейшей профессиональной подготовки и деятельности должна превратиться в многоуровневую информационную систему культуры зрительного восприятия, переработки и отображения визуальной экологической информации специалистов экологической сферы [6, кн. 2, с. 6] и стать неотъемлемой частью их профессиональной культуры.
Вышесказанное позволяет утверждать, что оптимальное и сбалансированное использование потенциала учебной дисциплины «Информатика», иных дисциплин и современных образовательных технологий, средств и ресурсов наряду с высокоэффективными методами развития интеллектуально-творческих способностей воспитываемых специалистов-естественников способствует достижению синергетического образовательного эффекта в подготовке квалифицированного эколога.
К сожалению, в отечественной системе профессионального экологического образования преобладает стихийное обращение к возможностям компьютерной визуализации учебной информации, как правило, в иллюстративных целях, и применение в качестве дидактических технических средств исключительно иллюстративных форм наглядности, задающих извне готовый образ знания об изучаемом объекте, а не конструируемый мыслеобраз, выносимый из внутреннего плана деятельности обучаемых во внешний. При этом процесс формирования и развития визуальных компетенций студентов, если он и имеет место в образовательном процессе, также носит спонтанный, неуправляемый характер, основанный на методе проб и ошибок.
Складывающаяся в педагогической практике ситуация свидетельствует о том, что современная профессиональная подготовка экологов не только не отражает актуальных социокультурных и отраслевых реалий, но и не имеет обоснованной и четко определенной стратегии развития и изменения.
В результате на информационном этапе общественного развития в условиях востребованности специалистов в области природоохранной деятельности наблюдается дисбаланс удовлетворения кадровых потребностей экологической сферы действующей системой профессионального образования и значительное отставание последней.
Преодолеть дисгармоничный характер профессионализации в экологической сфере в контексте рассмотренной проблемы позволит реализация следующих перспективных направлений исследования:
- совершенствование механизма и технологического обеспечения актуализации в системе профессионального экологического образования информационных и социокультурных реалий, а также разработанных с учетом особенностей отраслевой сферы социальнопрогностических технологий ее развития;
- разработка категориального аппарата в области компьютерной визуализации учебной информации в системе профессионального экологического образования;
- раскрытие содержания понятия визуальных компетенций и визуальной культуры (ее основ) в контексте современной профессиональной подготовки специалистов в области природоохранной деятельности;
- определение и осознание мер, границ применимости, методологических и методических особенностей применения компьютерной визуализации учебной информации в ходе профессиональной подготовки экологов;
- диверсификация форм, методов, средств обучения общеобразовательным и профильным дисциплинам, выбор таких их сочетаний, которые стимулируют формирование общих и профессиональных компетенций, составляющих актуальные профессиограммы специалистов-естественников;
- формирование теоретико-методологических и методических основ преподавания курса информатики, ориентированного на формирование и развитие критического и визуального мышления будущих экологов, повышение их визуальной грамотности и визуальной культуры при обязательном овладении практическими навыками в области работы с визуальной информацией.
Реализация перечисленных направлений совершенствования профессиональной подготовки специалистов в области природоохранной деятельности, отражающих проблематику ин-
новационного характера развития системы профессионального экологического образования в педагогической практике, внесет достойный вклад в воспитание высококвалифицированных кадровых ресурсов, способных достичь высшей самореализации в современном мире.
Ссылки:
1. Рапуто А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. 2010. № 5. С. 138-141.
2. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. 2009. № 8 (65). С. 10-31.
3. Там же.
4. Четина В.В. Роль методов визуализации учебной информации в обучении. URL: http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/ optimi-zacija_obrazovatelnogo_processa/rol_metodov_vizualizacii_uchebnoj_informacii_v_obuchenii/14-1 -0-147 (дата обращения: 11.05.2012).
5. Нефедова Л.К. Категориальный смысл визуальности // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии / Материалы IX Международной научно-практической конференции. Омск, 2010. С. 70-71.
6. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры. Кн. 2: Формирование визуальной культуры младших школьников в условиях нормального и нарушенного зрения. Глазов, 2008.
References (transliterated):
1. Raputo A.G. Vizualizatsiya kak neot"emlemaya sostavlyayushchaya protsessa obucheniya prepodavateley // Mezhdu-narodniy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010. № 5. P. 138-141.
2. Man'ko N.N. Kognitivnaya vizualizatsiya pedagogicheskikh ob"ektov v sovremennykh tekhnologiyakh obucheniya // Obra-
zovanie i nauka: Izvestiya Ural'skogo otdeleniya RAO. 2009. № 8 (65). P. 10-31.
3. Ibid.
4. Chetina V.V. Rol' metodov vizualizatsii uchebnoy informatsii v obuchenii. URL: http://ntfmfkonf.ucoz.ru/publ/ optimizaci-ja_obrazovatelnogo_processa/rol_metodov_vizualizacii_uchebnoj_informacii_v_obuchenii/14-1 -0-147 (date of access: 11.05.2012).
5. Nefedova L.K. Kategorial'niy smysl vizual'nosti // Vizual'naya kul'tura: dizayn, reklama, informatsionnye tekhnologii / Mate-
rialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Omsk, 2010. P. 70-71.
6. Zorin S.S. Formirovanie vizual'noy kul'tury. Book 2: Formirovanie vizual'noy kul'tury mladshikh shkol'nikov v usloviyakh normal'nogo i narushennogo zreniya. Glazov, 2008.