3. Миллер А. Россия: власть и история // Pro et Contra. 2009. № 3-4. С. 6.
4. Глушко В.С., Сериков А.В. Социальная стабилизация в российском обществе: роль регулирования миграционных процессов // Научная мысль Кавказа. 2010. № 4. С. 12.
5. Patrakova V.F., Chernous V.V. The Caucasian War and the Circassian problem in the historical memory and historiographical myths // Olympic games and information warfare. Rostov-on-Don, 2012. Р. 9-10.
5 ноября 2013 г.
УДК 37(470.6)
РОЛЬ КАВКАЗСКОЙ ЭЛИТЫ В СТАНОВЛЕНИИ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
П.А. Кузьминов, М.С. Тамазов
Напрашиваются сразу два уточнения. Первое - история и культура России, кто бы и как бы к этому не относился, творились и творятся множеством российских народов. Наш небольшой дискурс будет касаться фактов истории и культуры, иллюстрирующих этот тезис. И второе уточнение - речь будет идти, главным образом, об адыгах, поскольку "ни счесть всех" выдающихся кавказцев, причастных в самом добром смысле слова к истории и культуре России, начиная с древнейших времен.
Россия - с момента первых шагов становления - полинациональное государство. Оно формировалось на протяжении столетий с помощью соглашений, завоеваний или поиска "земли за горизонтом", включая в свой состав близлежащие территории Восточной Европы, Прибалтики, Крыма, Кавказа, Азии. Характерной чертой становления и развития государственности было комплиментарное отношение к элитам присоединенных народов, что давало возможность, во-первых, приглашать на службу наиболее выдающихся представителей этих народов, укрепляя тем самым свой военный потенциал, и, одновременно, ослабляя сопредельные общества;
Кузьминов Петр Абрамович - доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербе-кова, 360004, Республика Кабардино-Балкария, г Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: [email protected];
Тамазов Муслим Султанович - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360004, Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173, e-mail: [email protected].
во-вторых, пополнять количественно и качественно сословие дворян-бояр, в-третьих, развивать традиции полиэтничного симбиоза, восходящие к эпохе расширения Московского великого княжества, которое принимало на службу всех, кто умел держать меч, щит, копье [1, с. 250]. Ведь полиэтничность является постоянной константой российской истории с XVI века [2].
Типичной для российской государственности была кооперация с княжеско-дворян-скими этническими общностями, которые по своему социально-политическому положению соответствовали русскому дворянству, т.е. представляли собой оседлое, владеющее землей военное сословие. Они легко входили в состав российского наследственного дворянства [3].
Такая политика привела к тому, что в первой половине XIX в. среди потомственных дворян России нерусских было значительно больше, чем русских*. Интересы Его Величества и лояльность новых поддан* Эта тенденция начала формироваться еще в XVI в. По подсчетам Д.А. Валуева - известного историка-славянофила - в Разрядной книге XVII в. указывалось, что "на 36 непришлых дворянских родов приходится 551 выехавших в Россию со всех концов света" [4].
Petr Kuzminov - Doctor of History, professor of the Department of History of Russia at the Kabardino-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov, 173, Chernishevskiy Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: [email protected]
Muslim Tamazov - Ph.D. in History, Head of the Department of General History at the Kabardino-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov, 173, Chernishevskiy Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: [email protected]
ных имели абсолютный приоритет в процессе их кооптации.
Многообразие форм интеграции народов, областей и государств в состав России обусловили сильную гетерогенность, которая не поддается определению с помощью штампов-ярлыков: "российское унитарное государство", "православная империя" или "колониальная держава". Эта этническая, религиозная и социально-политическая полифония России бросалась в глаза, как современникам, так и последующим исследователям. Многонациональный состав знати, формируемой на протяжении веков, прекрасно выполнил задачу централизации государства, его укрепления и расширения. Вместе с тем новые подданные сталкивались с необходимостью осмыслить свое новое положение, адаптироваться к статусу подданных русского царя, определиться в отношении к России - могущественной государственной системе, частью которой им довелось стать в силу сложившихся исторических обстоятельств [5].
Контакты России и адыгских народов летописи относят к XI столетию, когда после поражения касожского вождя Редеди (к которому восходит этническая и культуро-гене-тическая история современных кабардинцев, черкес и адыгейцев) в борьбе с Мстиславом Храбрым, его семья была взята древнерусским князем под опеку. Как свидетельствует история, именно от рода Редеди, т.е. от "лица кавказской национальности", берут начало известные русские фамилии: Белеутовы, До-брынские, Лопухины, Ушаковы [6].
Кавказ в мировой геополитике всегда занимал особое место. Персия и Турция, Англия и Франция, Россия стремились взять регион под контроль. Сложную многовековую борьбу с достойными соперниками выиграл северный сосед, в первую очередь потому, что еще в эпоху позднего средневековья верно определил тональность отношений с народами Кавказа. Феодальная Кабарда, доминировавшая в Центральном Предкавказье в XVI-XVIII вв., в противостоянии с турецкой и крымской агрессией нашла естественного союзника в лице Московии.
В XVI в. в узкий состав российской боярской знати вошел род князей Черкасских, сыгравший особую роль в истории страны. Французский историк Жак Ферран в своем труде "Княжеские фамилии старой Российской империи (в эмиграции)" отмечает: "Кня-
зья Черкасские происходят от Аль-Ашрафа Сайф-ад-дина Инала (умер в 1453 году), который был одним из мамлюкских султанов, правивших в Египте с 1254-го по 1517 год. Свергнутый с престола Инал эмигрировал на Северный Кавказ, где на территории Ка-барды основал независимое государство" [7].
Известны три родственные ветви князей Черкасских, ведущие свое происхождение от старшего князя Кабарды второй половины XVI века Темрюка и его родных братьев Кам-булата и Желегота. Все трое, представлявшие пятое колено рода, были сыновьями Идара-мурзы, правнука основателя рода Инала. Полная поколенная роспись рода князей Черкасских вплоть до второй половины XIX в. приведена во второй части "Российской родословной книги" П.В. Долгорукова, вышедшей в 1855 г. [8].
В средние века выезды на королевскую службу (сотйа) были характерным явлением в жизни многих стран и народов. В этом плане наиболее активными среди народов Кавказа были адыгские князья [9]. Причин для этого было много: военно-аристократический образ жизни, целиком посвященный воспитанию военного духа; неразвитость государственных институтов и соперничество ведущих княжеских родов за верховное княжение; возможность найти больший простор для карьерного роста [10]. Традиция выезда на службу у адыгов приобрела законченную форму и оформилась как постоянно действующий институт именно в средние века [11, с. 33].
Выезд на царскую службу в Москву проходил в соответствии со сложившимися правилами. Решение об отправке принимал высший законосовещательный орган Кабарды - Хасэ. Кандидатура отбиралась из числа молодых княжичей 16-20 лет. Отъезжанта сопровождала свита в составе ближнего узденя (къуэдз), воспитателя (быфыкъуэадэ), телохранителей (пшэрыхъ). Их также ставили на казенное содержание, оберегали, обращались с ними подчеркнуто строго, вежливо, как с послами.
На первой аудиенции у царя княжича представлял ответственный чин Посольского приказа и один из ближних родственников: отец, дядя, брат. Царь рассматривал прошение выезжающего и определял его в один из монастырей сроком на шесть недель, во время которого его готовили к крещению: обучали языку, знакомили с основами православия,
традициями, этикетом двора. После крещения ему выдавали боярскую одежду, полное военное снаряжение, коня из царской конюшни, определялся чин с соответствующим поместным и денежным окладом, строился дом [10].
По российским законам после выезда и крещения путь на родину был отрезан навсегда. Селили Черкасских, как правило, в черте Белого города Москвы, между улицами Арбатской и Никитской, т.е. в самом центре.
История г. Москвы запечатлела немало памятников архитектуры и названий, отражающих жизнедеятельность рода Черкасских. На протяжении почти двухсот лет на территории Кремля существовал черкесский двор или "Черкасский дом", как его называли москвичи, недалеко от Спасской башни, на Спасской улице между Кирилловским и Крутицким подворьями. Мерзляковский переулок - это бывший Мамстрюков переулок. Укоренившееся название произошло от искаженного отчества одного из домовладельцев -князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского, попавшего в Москву в канун опалы Романовых, организованной Борисом Годуновым. Черкасский Большой переулок, бывший Гра-мотин переулок, носит укоренившееся старомосковское название по домовладению князей Черкасских. В 1679 г. князю и боярину Михаилу Алегуковичу был пожалован бывший дом "печатника" дьяка Посольского приказа Ивана Грамотина на Посольской улице, после чего и закрепилось это название. Черкасский Малый переулок назван, как утверждают топонимики, по Большому Черкасскому переулку, к которому он примыкает [12].
Черкасские, войдя в среду российской высшей знати, занимали видные посты в центральном и местном государственном управлении, а также высшие должности в армии. Их привилегированное положение состояло в том, что в бояре они выходили, минуя чин окольничего. Черкасские были ближними боярами и в отсутствие царя нередко его замещали в столице, руководили приказами. При всех царях - от Ивана Грозного до Петра Великого - в Боярскую думу входили по два представителя от рода Черкасских. Из 34 родов, представители которых входили в Боярскую думу, князья Черкасские в 1700 г. владели наибольшим количеством зависимых крестьянских дворов 12 032 [13].
Высшие должности в Российском государстве они получали не только за свои
природные военные дарования, но и действующему принципу местничества. Эту черту справедливо подметил А.И. Маркевич, который утверждал, что установление местнической чести выезжих лиц во многом зависело от правительства, которое сообразовывалось с честью лица в той земле, откуда оно выезжало [14].
Карьерному росту способствовали и родственные связи с виднейшими родами России: Рюриковичами, Гедеминовичами, Романовыми, Шереметьевыми, Нарышкиными и др. Черкасские вполне стали "своими среди своих" на военной и государственной службе. Вместе с тем политическая, идеологическая и социокультурная интеграция кабардинских князей с российским бомондом, тесные личные и матримониальные отношения и унифицирующее воздействие христианства, справедливо подметил К.Ф. Дзамихов, быстро ослабляли и размывали традиционное самосознание выезжей знати [11, с. 149].
Северный вектор выезда на военную службу адыгских князей был обусловлен резким ухудшением геополитической ситуации в регионе. Установление протектората Турции над Крымом, военные набеги крымского хана Сагиб Гирея (1532-1547), который "наложил дань на кабардинских черкес" [15], остро поставили вопрос о суверенитете Кабарды. Нужен был сильный союзник, который помог бы в сложившейся критической ситуации. Посольства черкесской знати в 1552, 1555 и 1557 гг., завершившиеся подписанием военно-политического союза Кабарды и России, оформили отношения субъектов международного права, в результате чего появились правовые основания для выезда на службу в Москву. Мотивы к возникновению этого союза просты и очевидны - Кабарда (Черкессия) в ту пору была доминирующей военной силой на Северном Кавказе. Свадьба Ивана Грозного 21 августа 1561 г. на дочери старшего князя Кабарды Темрюка Идарова Кученей (Гуа-щэней), названной после крещения Марией, только усилила тенденцию к сближению.
Как показали дальнейшие события, обе стороны, взявшие курс на сближение, не ошиблись. В период с 1558 по 1567 гг. в Кабарде шесть раз принимали русских послов в ответ на посольства Темрюка Идарова. Четырежды русские войска помогали кабардинцам в борьбе против внешних врагов [16].
В выездах ко двору государя в Москву была заинтересована сформировавшаяся к се-
редине XVI в. русская "партия" в Кабарде (Идаровы, Жансоховы, Клахстановы, Бекмур-зины). Князья Черкасские в ранге служилых князей [17] влились в состав правящего класса Московского государства.
Внук Темрюка, князь Симеон Бекбу-латович в 1573 г. взял в жены Анастасию Мстиславскую, дочь князя Ивана Федоровича Мстиславского, бывшего главы "земщины" (Земского собора), а в 1575 г. был провозглашен Иваном Грозным "Великим князем всея Руси", т.е. русским царем. Правда, всего на два года (1575-1576). Позже он был жалован великим тверским княжеством [6].
Выходцы из рода Черкасских длительное время занимали ключевые государственные посты России: возглавляли центральные органы власти, входили в состав Боярской Думы, были видными военными и политическими деятелями [18, с. 85].
Так, Дмитрий Мамстрюкович Черкасский - один из виднейших государственных деятелей России периода Смутного времени, член Земского собора, выдвигался (в 1613 г.) кандидатом на царский престол от земщины. А в последующем, после избрания на царство Михаила Романова, Дмитрий Черкасский вместе с Михаилом Бутурлиным освобождал Калугу, Вязьму, Дорогобуж, Белую от противников власти Романовых.
О характере отношений Черкасских с царской династией Романовых красноречиво говорят следующие факты. Князь Михаил Темрюкович Черкасский был братом Марии Темрюковны, шурином Ивана Грозного. Сам Михаил был женат на дочери боярина В.М. Захарьина-Юрьева, а князь Борис Кам-булатович Черкасский - на Марфе Никитичне Романовой, тете первого царя из новой династии Романовых (на "тете царя Михаила"). После смерти патриарха Филарета в 1633 г. сын Бориса Черкасского, Иван, становится фактическим главой Российского правительства [19].
Династические связи Черкасских с Романовыми не прерывались и в последующие столетия: князь Алексей Михайлович Черкасский (обер-комиссар Санкт-Петербурга и сенатор) был женат на двоюродной сестре Петра Великого - Агриппине Нарышкиной. Алексей Черкасский известен в российской истории еще и тем, что в 1730 г. поддержал "дворянскую партию" Анны Иоанновны в борьбе против "верховников", а в 1741 г. стал вели-
ким канцлером. В этом смысле ему удалось достичь самых высоких ступеней власти в Российской империи. Он же был автором манифеста о вступлении на престол дочери Петра Великого Елизаветы Петровны и текста ее присяги [20]. Первым генералиссимусом России был избран представитель рода Черкасских - Михаил Алегукович Черкасский. Уже из этого круга фактов (а он может быть расширен) видно, что "лица кавказской национальности" только одной этнической общности сыграли в становлении и укреплении молодой России выдающуюся роль.
Особенно много сделал для сплетения истории и культуры России и Кавказа Александр Бекович-Черкасский. Он получил образование в Голландии и Франции, был женат на княжне Марии Борисовне Голицыной. Будучи активным сподвижником Петра I, в 1711 г. вовлекает Кабарду и Дагестан в защиту интересов России: охранять побережья Каспийского и Черного морей от вторжения Турецкой империи.
В 1717 г. он возглавил русскую военно-дипломатическую и научную экспедицию, проложившую путь в Среднюю Азию, которая для него станет роковой - он погиб в ходе этой экспедиции. В его честь заливы у Ман-гышлакского полуострова и Красноводска названы Александр-Бай и Бухта Бековича, а в 1819 г. там ему поставлен памятник.
Род Черкасских в России веками способствовал расширению и укреплению русско-кавказских отношений. Со временем они обретут самые различные формы. Так, в 1828 г. в Санкт-Петербурге был специально сформирован лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон, предназначавшийся для конвойной службы при дворе императора, а фактически - для охраны царя России. Позже он был переименован в Собственный Его Императорского величества Конвой.
По имеющимся историческим сведениям, с 1828 г. (момента формирования) до 1882 г. в этом эскадроне прослужили более 700 офицеров из знатных сословий народов Северного Кавказа, которые участвовали во всех сражениях русской армии, став неотъемлемой частью славы русской армии и русского оружия [21].
Всему миру известна Кавказская конная дивизия, принимавшая участие в первой мировой войне, наводившая ужас на противника и оставшаяся, до дня своего расформирования
большевиками, верной присяге российскому царю и отечеству [22].
Можно по-разному относиться к советской поре нашей истории. Но именно советский период ознаменовался активным диалогом всех российских культур - обретением российской поликультурности, которую трудно себе представить без поэзии Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Давида Кугуль-тинова, Алима Кешокова, без музыки Арама Хачатуряна и Мурада Кажлаева, без картин Сарьяна или дирижерского искусства Юрия Темирканова и Валерия Гергиева. Есть и такой необычный пласт в сплетениях культурных миров России и Кавказа, как фигуры М. Шемякина и А. Сокурова - они, будучи художниками российской и мировой величины, относят себя к кавказцам (кабардинцам) и к их культурно-эстетическому миру.
Вероятно, неоднозначные итоги либеральных реформ 90-х XX в. еще долго и противоречиво будут сказываться на истории России, на наше повседневное бытие. Особенно драматично они отозвались в сфере межнациональных отношений, поразив их вооруженными конфликтами, политическим и культурным сепаратизмом, этническим эгоизмом и шовинизмом. Но исторический экскурс показывает - у народов России накоплен огромный опыт совместного строительства государственности. Россия как государство и тип цивилизации создана общими усилиями населяющих ее народов. Вероятно, необходимо широкое осознание этого факта, тогда отпадут и те барьеры на пути к формированию российской национальной идентичности, которые сегодня заявляют о себе в самых разных формах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьминов П.А. Национальные элиты в повседневности Российского государства XVI-XVП в. (на примере рода князей Черкасских) // Материалы Международного научного конгресса "История семьи - история народа", состоявшегося в рамках Перекрестного года "Россия Испания - 2011" (г. Сантьяго-де-Компостела 23-25 ноября 2011 г.) Сантьяго-де-Компостела - М. - Рязань: Издатель П.А. Трибунский, 2012. 318 с. С. 250.
2. Дзамихов К.Ф. Адыги и Россия (формы исторического взаимодействия). Нальчик: Книга, 2000. 288 с. С. 188.
3. Каппелер А. Россия - многонациональная империя. М.: "Традиция" - "Прогресс-Традиция", 2000. 344 с. С. 47.
4. Валуев Д.А. Сибирский сборник. М., 1844. 184 с. С. 51.
5. Трепавлов В.В. Русско-кавказские отношения в XVI-XVIII вв.: историческая реальность и историографические схемы // Россия и Кавказ: история и современность: Материалы научной конференции (г. Владикавказ, 11-12 ноября 2004 г.) / Сост. В.Д. Дзидзоев. Владикавказ: ИПП им. В.А. Гасси-ева, 2005. 324 с. С. 265.
6. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон: Биографии: В 41 т. СПб: Брокгауз-Ефрон, 18911902 // Библиотекарь.ру. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/brok.htm.
7. Цит. по: Черкасский Б. О роде князей Черкасских // Эльбрус. 1999. 294 с. С. 87.
8. Долгоруков Петр. Российская родословная книга: В 4 т. Т. 2. СПб: Типография Карла Вингебера, 1855. 328 с.
9. Сокуров В.Н. О роде князей Черкасских // Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования: Тезисы докладов и сообщений межвузовской научной конференции. (г. Москва. 31 января - 3 февраля 1989 г.). М., 1989. 176 с. С. 29.
10. См.: Сокуров В.Н. Институт выезда на службу у черкесов // Эльбрус. 1999. С. 97; Казаков А.В. Адыги (черкесы) на российской военной службе. Воеводы и офицеры. Середина XVI-XX в. Биографический справочник. Нальчик: Эль-Фа, 2006. 406 с.; Кушхабиев А.В. Очерки истории зарубежной черкесской диаспоры. Нальчик: Эль-Фа, 2007. 352 с. С. 20; и др.
11. Дзамихов К.Ф. Адыги в политике России на Кавказе (1550-е - начало 1770-х гг.). Нальчик: Эль-Фа: 2001. 412 с.
12. Имена московских улиц. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.М. Пегова. М.: Московский рабочий, 1975. 536 с. С. 454.
13. Щепетов К.Н. Помещичье предпринимательство в XVII в. (По материалам хозяйства князей Черкасских) // Русское государство в XVII веке: Новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни: Сборник статей. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 454 с. С. 23; Водар-ский Я.Е. Правящая группа светских феодалов в России в XVII в. // Дворянство и крепостной строй России XVI-XVIII вв. М.: Наука, 1975. 341 с. С. 107.
14. Маркевич А.И. История местничества в Московском государстве в XV-XVII вв. Одесса, 1888. 494 с. С. 444.
15. Карданов Ч.Э. У истоков дружбы. Нальчик: Эльбрус, 1982. С. 62.
16. Полное собрание русских летописей. Т. 13. Ч. 2. М.-Л.: Наука, 1954. 592 с.
17. Бычкова М.Е. Состав класса феодалов России в XVI в. М.: Наука, 1986. 282 с. С. 73.
18. Дзамихов К.Ф. Кабарда и Россия в политической истории Кавказа XVI-XVII вв. Нальчик: Эль-Фа, 2007. 252 с. С. 84-85.
19. Бенешевич В. Черкасский, князь Борис Канбу-латович // Академик. [Электронный ресурс]. URL: http://adhist.kbsu.rU/book/4/4_2_1.htm.
20. Кабардино-Балкария: к России, с Россией, в России. Фотоальбом. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых (Полиграфсервис и Т), 2007. 438 с. С. 29.
21. Лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон. Страницы истории / Сост. Р.К. Кармов, М.И. Ай-даболова. Нальчик, 2002. 78 с.
22. Опрышко О. Л. Кавказская конная дивизия. 1914-1917: Возвращение из забвенья... Нальчик: Эль-Фа, 2007. 512 с.
21 октября 2013 г.
УДК 32.019.5 (470.6)
ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ ЭЛИТЫ ДЛЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ НА КАВКАЗЕ ИЗ ЧИСЛА ГОРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Г.Н. Малахова, В.Н. Чегарнова
Реформирование системы высшего профессионального образования (ВПО) в современной России призвано решить целый ряд проблем, ключевой из которых является повышение качества предоставляемых образовательных услуг, их соответствие мировому уровню. Особенно остро проблема высококачественной подготовки студентов в силу объективных и субъективных причин (финансы, кадры, уровень выпускников региональных школ) стоит в регионах. С одной стороны, идет процесс превращения элитной высшей школы в массовую, и эта мировая тенденция, по мнению ряда исследователей, начала проявляться в СКФО еще в 2008 году [1]. С другой стороны, на фоне массового образования растет потребность в элитном, высококачественном ВПО. Подготовка элиты для государственной службы на местном, региональном уровне имеет огромное значение для развития округа и обусловлена исторически. Начиная с середины XIX века, верховная российская
Малахова Галина Николаевна - доктор исторических наук, профессор, директор Северо-Кавказского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Февральская, 54, e-mail: [email protected], т. 8(8793)989945;
Чегарнова Вера Николаевна - преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, помощник руководителя Северо-Кавказского института-филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, ул. Февральская, 54, e-mail: [email protected], т. 8(8793)989945.
власть четко понимала, что сугубо военными методами покорение Кавказа невозможно и необходимы такие условия, как "развитие экономики, и конечно, образования" [2, с. 551]. Эти идеи были поддержаны целым рядом крупнейших государственных деятелей того времени. Одним из первых "принцип постепенности" и идею "перемены нравов" высказал в 1805 г. Главноначальствующий в Грузии П.Д. Цицианов. Сущность ее состояла в "перемене воспитания горцев". При этом он подчеркивал: "Перемены нравов и обычаев азиатских можно было ожидать с переменою нескольких поколений" [3]. Формула интеграции Кавказа в общероссийскую систему, по П.Д. Цицианову, такова: если удастся воспитать несколько поколений горцев, осознающих прогрессивную роль России, то процесс интеграции пройдет гораздо эффективнее и безболезненнее.
Значимость развития образования горцев в решении проблемы вхождения Кавказа в общероссийскую систему нашла понимание
Galina Malakhova - Doctor of History, professor, the Director of the North Caucasian Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 54, Fevralskaya Street, Pyatigorsk, Stavropol region, 357500, e-mail: [email protected], tel. +7(8793)989945;
Vera Chegarnova - a teaching assistant, an assistant director of the North Caucasian Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 54, Fevralskaya Street, Pyatigorsk, Stavropol region, 357500, e-mail: [email protected], tel. +7(8793)989945.