Научная статья на тему 'Дипломатические заложники в контексте кабардино-русских отношений 1660-х годов'

Дипломатические заложники в контексте кабардино-русских отношений 1660-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
289
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЗАЛОЖНИК / АМАНАТ / КАБАРДА / ЧЕРКЕССКО-РУССКИЕ ОТНОШЕНИЯ / Э. ЧЕЛЕБИ / DIPLOMATIC HOSTAGE / AMANAT / KABARDA / CIRCASSIAN AND RUSSIAN RELATIONS / E. CHELEBI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Озова Фатима Анатольевна

Рассматривается ранее неисследованная проблема дипломатических отношений царя Алексея Михайловича и кабардинских Иналидов в 1662 г. Неизменным атрибутом кабардино-русских дипломатических отношений на протяжении второй половины XVI-XVII вв. являлся институт дипломатического заложничества или аманатства. Благодаря сведениям турецкого путешественника Эвлии Челеби, лично встречавшегося и общавшегося с кабардинскими аманатами в Терках в 1666 г., появляется уникальная возможность составить наглядное представление об их статусе в эту эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diplomatic Hostages in the Context of Relations between Kabarda and Russia in the 1660s

The most important outpost of Russia in Caucasus in the 17 th century was the fortress “Terskaya” that had been built as far back as 1558 on the territory belonged to Kanklich (Janklish) Idarov (one of the representatives of the grand-ducal house of Kabarda the Inalids) of the principality “Temenskaya” (“Tyumenskaya”). Since then it was under exterritorial government of tsar's voivodes (i.e.military commanders) and Kabardinian dukes been in Russian service and known in Russia as “Cherkasskiye”. It won't be an exaggeration to state that the presence of Russia in the Caucasus in the 17 th century was maintained exclusively due to the military potential of Astrahan and diplomatic talents of “Sunchaleevichi-Cherkasskiye”. It was Mutsal Sunchaleevich (1642-1661) as well as his younger brother, the Astrahan voivode (i.e. military commander) George (Sunchaley) Sunchaleevich (1660-s) and his son Kazbulat(1661-1681) Cherkassky who made a major contribution into the resumption of diplomatic relations between the tsar and the “Inalids” of Kabarda following their rupture that lasted 20s years. An invariable attribute of Kabardinian and Russian relations during the second half of the 16 th-17 th centuries was an institute of diplomatic hostage-making or amanatism. The resumption of Kabardinian and Russian diplomatic relations in 1662 meant that the Inalids'amanats (i.e. hostages) should stay in the “Terka” fortress as a garantee of faithfulness to those relations. Owing to the evidence of the Turkish traveller Evlii Chelebi who personally met and communicated with the Kabardinian amanats in “Terka” in 1666 we have a unique possibility to make a clear view of their status and role in the bilateral relations of that period. According to the evidence of E. Chelebi we may conclude that the level of Kabardinian and Russian diplomatic relations in was high enough in 1660s. The status of Kabardinian amanats corresponded to the level of those relations in 1660s i.e. they were not only as objects and garantors of commitments on oath of their fathers to the tsar but were also active subjects of political processes. Thus, it becomes quite clear that the role of amanats of Kabarda was much broader than the mission of agreement guarantors as usually is understood. They also carried out diplomatic duties that made it possible for them to take a certain place in the political life not only of “Terskaya” fortress and Kabarda but also of the whole Caucasus.

Текст научной работы на тему «Дипломатические заложники в контексте кабардино-русских отношений 1660-х годов»

17. Kavkazskie pis'ma A.P. Ermolova M.S. Voronts-ovu [Caucasian letters from A.P. Yermolov to M.S. Vorontsov]. Compilers Ya.A. Gordin, V.V. Lapin, G.G. Lisitsyna, B.P. Milovidov St. Petersburg, Zvezda, 2011, 376 p.

18. Kavkaz [Caucasus], 1848, no. 1, p. 1.

19. Arkhiv knyazya Vorontsova [Archive of Prince Vorontsov]. Book 35. Moscow, University printing house, 1889, 700 p., p. 15

20. Kavkaz. Vyderzhka iz pokhodnykh zapisok [The Caucasus. Excerpt from field notes]. Kavkaz, 1848, no. 41, pp. 166-167.

21. Dzerzhek G. Kavkaz, 1848, no. 26, pp. 101-103.

22. Remnev A.V. "Korotkiy" 19 vek Sibiri: sibirskoe vremya i prostranstvo ["Short" 19th century of Siberia: Siberian time and space]. In: Izobretenie veka. Problemy i modeli vremeni v Rossii i v Evrope 19 stoletiya [the Invention of the century. Problems and models of time in Russia and in Europe of the 19th century]. Eds. by E. BumœHKOBa, C^bh^kob. Moscow, UFO, 2013, pp. 229-250.

23. Klochek iz pokhodnoy zhizni [A scrap of camp life]. Kavkaz, 1849, no. 4, pp. 13-14.

24. Markelov N. Novoe vremya, 2000, no. 8, pp. 34-38.

25. Lermontov M.Yu. Sobranie sochineniy [Works]. In 4 vols. Vol. 4. Moscow, Pravda, 1969, pp. 336-339.

26. Norimatsu K. Problema granitsy "Rossii" v ka-vkazskikh tekstakh russkogo romantizma [The problem of the borders of Russia in the Caucasus texts of Russian romanticism]. In: Tam, vnutri. Praktiki vnutrenney kolonizatsii v kul'turnoy istorii Rossii [In There. Practice of internal colonization in the cultural history of Russia]. Eds. by A. Etkind, D. Uffel'man, I. Kukulin. Moscow, UFO, 2012, pp. 293-312.

27. Memuary grafa de Rosheshuara, ad"yutanta im-peratora Aleksandra I (Revolyutsiya, Restavratsiya, Imperiya) [Memoirs of the count de Rochechouart, aide-de-camp of the Emperor Alexander I (the Revolution, the Restoration, the Empire)]. In: Kavkazskaya voyna: istoki i nachalo. 1770-1820 gody [Caucasian war: the origins and early. 1770-1820]. St. Petersburg, Zvezda, 2002, pp. 340-348.

28. Slivitskiy I. Kavkaz, 1848, no. 41, pp. 165-166.

29. Savel'ev A.E. Garnizonnaya i pokhodnaya zhizn' ofitserov otdel'nogo Kavkazskogo korpusa [Garrison and camp life of the officers of the separate Caucasus corps]. In: Kavkazskiy sbornik [Caucasian collection]. Vol. 6 (38). Ed. by V.V. Degoev. Moscow, Russian panorama, 2010, pp. 116-142.

30. Volkonskiy N. Kavkazskiy sbornik, 1876, vol. 1, pp. 370-420.

31. Andreev V. Vospominaniya iz Kavkazskoy stariny [Memories of Caucasian antiquities]. In: Kavkazskiy sbornik, 1876, vol. 1, pp. 1-154.

32. Khamar-Dabanov E. Prodelki na Kavkaze [Tricks in the Caucasus]. Stavropol, Book Publishing house, 1986, 256 p.

33. Otdel rukopisey Rossiyskoy gosudarstvennoy bib-lioteki [The Department of manuscripts of the Russian state library]. F. 169. K. 19. Storage unit 7. L. 1-2.

34. Memuary generala Musa-pashi Kundukhova (1837-1865). Zvezda, 2001, no. 8, pp. 110-137.

35. Degoev V.V. Zvezda, 2003, no. 11, pp. 32-40.

36. Rossiyskiy gosudarstvennyy voenno-istoricheskiy arkhiv [The Russian state military-historical archive]. F. 14719. Op. 3. D 462. L. 2.

37. Volkonskiy N.A. Kavkazskiy sbornik, 1880, vol. 5, pp. 20-93.

11 ноября 2014 г.

УДК 94 (470.6)

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ЗАЛОЖНИКИ В КОНТЕКСТЕ КАБАРДИНО-РУССКИХ ОТНОШЕНИЙ 1660-х ГОДОВ

Ф.А. Озова

Наименее изученным периодом истории Черкесии не только в теоретическом, но даже в фактографическом плане является XVII век. Единичность специальных исследований [1-5] по этому периоду объясняется

Озова Фатима Анатольевна - кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Отдела истории и археологии народов КЧР Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований при правительстве КЧР, 369000, Карачаево-Черкесская Республика, r. Черкесск, ул. Горького, 1 "А", e-mail: [email protected], тел. 8(8782)261682.

как отсутствием в то время собственной письменной традиции, так и малочисленностью источников контрагентов Черкесии того периода, на которых преимущественно и зиждется реконструкция ее исторического прошлого.

Fatima Ozova - Karachai-Cherkess Institute of Humanitarian Studies at the Government of Karachai-Cherkess Republic, 1 "A", Gorky Street, Cherkessk, Rebublic of Karachai-Cherkess, 369000, e-mail: fo7799@ rambler.ru, tel. +7(8782)261682.

Вопрос о дипломатических заложниках кабардинских князей в кабардино-русских отношениях 1660-х годов специально никогда не исследовался. В данной статье он анализируется на основе сведений русских [6], османских [7-9] и европейских [10] источников. Эти материалы позволяют достаточно наглядно представить состояние черкесско-русских отношений того времени и место в них вопроса об аманатах. Уникальные данные Эв-лии Челеби дают рельефное представление о положение и роли аманатов в двусторонних отношениях.

Дипломатические успехи Черкасских в Кабарде. Русская дипломатия на протяжении XVII в. периодически терпела фиаско практически на всех кавказских направлениях: кабардинском, грузинском, кумыкском. Их восстановление в ту эпоху в значительной мере было заслугой Черкасских-кабардинских князей на русской службе. Не будет преувеличением сказать, что присутствие России на Кавказе в XVII в. сохранялось исключительно благодаря военному потенциалу Астрахани и дипломатическим талантам Черкасских. Ключевое место в этом отношении принадлежало князю над нерусским населением Терского города Муцалу Сунчалеевичу (1642-1661), а позднее - его младшему брату астраханскому воеводе Григорию (Сунча-лею) Сунчалеевичу (1660-е годы) и сыну Муцала Черкасского Казбулату (1661-1681). Все они были потомками племянника князя Темрюко Идарова Канклыча / Джанклиша (сын Желегота [6, с. 383]. Теменское / Тюменское княжество последнего стало протекторатом царя еще в 1588 г. Выстроенная на его территории Терская крепость и ее окрестности были провозглашены Терским воеводством под экстерриториальным управлением князей Сунчалее-вичей-Черкасских и царских воевод [11].

Как известно, после Малкинского сражения 12 июля 1641 г. кабардино-русские отношения, даже после их возобновления в 1643 г., стали носить в значительной мере формальный характер. Все княжеские кланы Кабарды, даже Идаровы, являвшиеся на протяжении почти века оплотом русского влияния в Кабарде, фактически разорвали отношения с царем [12, с. 166-205].

Кабардинские князья, несмотря на очень непростые отношения, сложившиеся между ними в результате событий 1641 г., вновь восстановили в полном объеме свое преро-

гативное право на осуществление внешней политики. Но если 100 лет назад, в середине XVI в. внешнюю политику Иналидов всей Черкесии отличала их консолидация, то в рассматриваемый период ее не было даже среди Иналидов Кабарды. Находясь в конфронтации, они при этом разделяли одни и те же принципы ведения своей внешней политики, важнейшим из которых был принцип нейтралитета в вооруженных конфликтах соседей. Крымский хан, как и русский царь, пытался вовлечь пщышхуэ (великого князя) Большой Кабарды Алегуко Шеганукова к участию в русско-турецком противоборстве, развернувшемся в регионе вокруг территории Украины. В 1652-1653 гг. ханом была предпринята попытка уничтожить Терский город, но отказ Алегуко от участия в таком предприятии предотвратил ее. Крымский царевич, несмотря на пребывание у границ Кабарды в Бесленее, предпочел вернуться ни с чем домой, вызвав тем самым гнев хана [6, с. 310]. Князьями Большой Кабарды были отклонены также и неоднократные приглашения царя об участии в антикрымских кампаниях (1647, 1654) [6, с. 319-320; 3, с. 264]. Н.А. Смирнов объяснял нейтралитет кабардинских князей присутствием в Терском городе аманата князя Алегуко [3]. Однако как раз в тот период после бегства предназначенного в аманаты сына князя Джамбулата (Джанбулата) Бекмурзы в 1652 г. в Терках не было аманата Кайтукиных до 1662 г. Позиция же пщышхуэ Алегуко на протяжении нескольких десятилетий отражала его осознанную и твердую позицию, демонстрируя его политическую мудрость и стратегическое мышление. С другой стороны, опыт 1641 г., когда он выступил против военной коалиции кланов Идаровых, Джиляхстановых, Талостановых, мурз Большого Ногая и эндереевского шамхала Айде-мира, отряда стрелецкого головы Артемия Шишмарева, объединенных под предводительством князя Кельмамета Куденетовича Идарова-Черкасского [12, с. 188-190], свидетельствовал, что наличие аманата в Терках не остановило бы Алегуко от реализации необходимых в интересах Кабарды решений.

В середине 1650-х годов позиции кабардинских князей на русской службе Сун-чалеевичей-Черкасских упрочились в регионе как никогда за счет союза с калмыцкими тайшами. Он был закреплен династическим браком дочери князя над нерусским населени-

ем Терского воеводства Муцала Казбулатови-ча Абайхан и сына калмыцкого тайши Монча-ка Аюки (первый калмыцкий хан (1673-1724). Это поставило калмыцких феодалов, обладавших значительными воинскими ресурсами, в обязательные отношения с московским царем. Именно по этой причине крымский двор, предлагавший тайшам за союз против русского царя Астрахань и Казань, а также ежегодные выплаты в размере 40 000 рублей, потерпел фиаско. В 1661 г. при посредничестве князя Казбулата Муцаловича царь и тайши заключили военный союз против крымского хана. (После заключения в 1654 и 1657 гг. шертных договоров между царем и предводителями калмыков Дайчином и Мончаком последние согласились выдавать русской стороне дипломатических заложников (аманатов) [14, с. 158, 159, 162; 15; 16]. С того времени долгие десятилетия силы форпостов России на Кавказе (Астрахань, Терки, позднее - крепость Святого Креста, Кизляр) были в значительной мере основаны на мобилизации калмыцких воинов. На протяжении двух десятилетий (1661-1681) во главе калмыков и казаков по поручению царя стоял князь над нерусским населением Терского города Казбулат Муцалович.В 1664 г. калмыкам было отправлено русское военное знамя, таким образом было признано, что они стали частью русской армии. Казбулат Муцалович был назначен особым представителем правительства России для связи со ставкой калмыцкого правителя [14, с. 162].

Астраханский воевода князь Григорий Сунчалеевич и его племянник Казбу-лат Муцалович сыграли значительную роль не только в привлечении калмыцких тайшей на русскую службу, но в восстановлении дипломатических отношений между царем, князьями Большой Кабарды и мурзами Малого Ногая. Эти события имели место после смерти пщышхуэ Алегуко Шегануко (1653 г. или 1654 г.). Следующим пщышхуэ был избран его двоюродный брат и верный соратник Хатокшоко-сын Казия (Гази) Пшеапшоко (1653/1654-1672) [17, с. 567*; 6, с. 319-320]. В мае 1662 г. по заданию московского двора и астраханского воеводы Г.С. Черкасского клан Казиевых в Пятигорье посетили князь над нерусским населением Терского города

* Благодарим Абазэ Ибрахьима за возможность воспользоваться переводом этой монографии с турецкого на черкесский язык.

Казбулат Муцалович, Семен Ищеин и аталык князя Муцала Черкасского окочанин Бикша Алеев. Посланники были приняты пщышхуэ Хатокшоко. На этом приеме присутствовали Джамбулат (Янбулат мурза) и Мисост (Му-сост мурза) Казиевы (Газиевы), Тенгизбей (Денгизбей) Алегуков ("Отписка в Посольский приказ из Астрахани воеводы князя Григория Черкасского о посылке им в Кабарду и в Малый Ногай к Араслану мурзе и к другим мурзам, кочующим под Терками Семена Ищеина и племянника своего Касбулата Муцаловича с дядькой Бикшею Алеевым для призыву их на прежние кочевья и для отвращения их от ссылок с крымским ханом") [18, л. 25; 2, с. 30]. Наконец, предпринятые в 1640-1660-х годах усилия российского правительства по возвращению политического центра Большой Кабарды ближе к Терскому городу увенчались успехом. На встрече было решено, что Кайтукины вернут свой политический центр на Баксан, отказавшись "от сношений с Крымом" и подпишут шертный договор с царем. В августе 1662 г. с ответным посольством из Пятигорья в Астрахань прибыли послы от 67 князей Большой Кабарды и от мурз Малого Ногая. Астраханскому воеводе было вручено пять грамот к русскому царю, в которых подтверждалось намерение возобновить дипломатические отношения и быть "во единачестве", т.е. в союзе с царем [18, л. 23-27; 2]. Это решение стало большой дипломатической победой астраханского воеводы Григория Сунчалеевича Черкасского и его племянника князя над нерусским населением Терской крепости Муцала Каз-булатовича. В 1662 г. кабардинские князья во главе с пщышхуэ Хатокшоко совершили обряд шертования [18, л. 25, 26; 2] и отправили в его подтверждение дипломатических заложников в крепость Терки. Побывавший в 1666 г. в Терках турецкий путешественник Э. Челеби оставил уникальные сведения о своих встречах с кабардинскими дипломатическими заложниками "беями Кабарды и Таустана" [8, с. 126; 6, с. 334].

Кабардинские аманаты в Терках в 1666 г. Интересно описание Э. Челеби своего прибытия в Терскую крепость: "Сойдя с корабля на седьмом часу плавания, мы направились к капитану крепости и вручили ему, а также находившимся в крепости заложниками беям Кабарды и Таустана послания падишаха Дагестана" [8, с. 126]. Таким

образом, согласно данным Э. Челеби, в Терках в 1666 г. находились два дипломатических заложника. Один из них представлял князей Кайтукиных, т.е. той части Кабарды, которая впоследствии стала известна как Большая Ка-барда (Кайтукой вкупе с Идарией), другой -Таустана, под которым, судя по очерченной турецким автором территории, следует понимать кабардинские княжения Талостаней и Джиляхстаней. Очевидно, что после нарушения традиции, согласно которой сан великого князя Кабарды занимал старший представитель одной из трех княжеских линий (Идаровых, Кайтукиных или Талостановых) в 20-30-е годы XVII в. [19, с. 218], произошла перегруппировка политических сил. Следствием междоусобных войн рубежа XVI-XVII вв. стал раскол правящей элиты, в итоге которого возникло два сана пщышхуэ - в Ка-барде (Кайтукое) и в Таустане (Талостаней и Джиляхстаней). Идаровы в этот период занимали сепаратистские позиции. Очевидно, что в Кабарде на этот сан могли претендовать только представители Кайтукиных, а в Таустане - представители как Талостановых, так и Джиляхстановых. (Возможно, именно с этого времени на сан пщышхуэ в пределах Таустана стали претендовать Джиляхстановы, Идаровы же так ослабли, что вообще были исключены из круга лиц могущих претендовать на этот сан [19, с. 218, 219]). Э. Челеби отмечал: "В настоящее время имена беев таковы: Кучур-бей-секбан и Джухан-бей-секбан" [9, с. 88], возможно, под вторым именем скрывается имя князей Джиляхстановых. Известно, что до 1661 г. в аманатах пребывали представители как Кайтукиных и Талостано-вых, так и Джиляхстановых. Однако в связи со значительным оскудением рода последних, их аманатов после 1661 г. не было в Терках до 30-х годов XVIII в. В 1661 г. из аманатов был отпущен в связи с кончиной отца сын владетельного князя Джиляхстанея Ахло Мударова, так как "владеть было тем владеньем, опричь ево, Минбулата, некому" [6, с. 334].

Соответственно, встреченные здесь Э. Челеби дипломатические заложники представляли княжеские кланы Кайтукиных и Талостановых. Аманатом Большой Кабарды в период правления здесь пщышхуэ Хатокшо-ко Казиева (1653-1672) согласно установившейся традиции должен был быть его сын. Родословная роспись Лобанова-Ростовского зафиксировала, что у Хатокшоко был один

сын и что он "был на Тереке в оманатех" [6, с. 386]. По другой, более поздней версии родословной у Хатокшоко было четыре сына: Адиль-Гирей, Мамат, Кургоко и Измаил [20]. Ш.Б. Ногмов перечислял их в другом порядке: Кургоко, Адилгирей, Мухамет, Смаил [21]. Очевидно, что согласно традиции сыновья Хатокшоко могли по очереди находиться в аманатах, начиная с 1662 г., когда князья Большой Кабарды переселились из Пятигорья на Баксан, до смерти этого пщышхуэ в 1671 или в 1672 г.

Записки Э. Челеби о своих встречах с кабардинскими аманатами дают уникальную возможность представить их положение и статус в Терской крепости [8, с. 127, 128]. Будучи тонким наблюдателем, Э. Челеби оставил нам неоценимые по своей значимости сведения об образе жизни и сфере деятельности дипломатических заложников Кабарды. Так, в одну из ночей его пребывания в Терской крепости один из крупных пригородных посадов (10 000 домов) был захвачен калмыками: 13 060 человек были уведены в плен. Находившийся в аманатах в Терской крепости калмыцкий аманат объяснил Челеби, что нападение на посад сделали калмыцкие кланы, не имевшие здесь своих дипломатических заложников [8, с. 128, 129]. Интересно, что после этого происшествия этот калмыцкий аманат был отправлен из Терков в Ка-барду, а оттуда тогда же прибыл еще один кабардинский аманат. Очевидно, что такие пертурбации были связаны с усилиями по решению вопроса об освобождении захваченных пленников. Челеби отмечал, что прибывший из Кабарды заложник ему "...оказал почет. С ним [и его людьми] я неоднократно вел задушевные беседы" [8, с. 129]. Когда пришла пора покинуть крепость, кабардинский аманат дал ему для предоставления "падишахам кал-мыков<...> а также к везирам и королю Москвы <...> особого рода знаки - кусочки дерева с насеченными метками <...>. Это весьма любопытные бирки: их совершенно нельзя скопировать; у них с одной стороны железная тамга, закаленная на огне, а с другой - такая штука, что по очертанию ничего похожего на нее не существует" [8, с. 131]. Смеем предположить, что это могла быть личная печать черкесского пщы (князя), являвшаяся символом суверенной власти Иналидов. Э. Че-леби предъявил ее по прибытии в Астрахань "капитану крепости" (губернатору) вместе

с посланиями "падишаха Дагестана" и верительной грамотой австрийского императора "тамгу от черкесского бея, пребывающего в заложниках" [8, с. 132].

На основе сведений Челеби можно дополнить наши представления и о свите аманатов. В нее помимо воспитателя-аталыка, "мамы" (близкой родственницы отца) и кормилицы, прислуги, входили и выполнявшие различные поручения принца уорки (уэркъ -рыцари, букв. благородные). Так, Э. Челеби с удовлетворением сообщал, что "бей Чер-кесии" предоставил ему при отъезде из крепости эскорт из 10 всадников на арабских полукровках. В то же время "капитан" крепости выставил для сопровождения гостей 20 всадников и сотни пехотинцев с ружьями [8, с.131].

Таким образом, из сведений Э. Челе-би можно заключить, что уровень кабар-дино-русских дипломатических отношений в 1660-е годы был достаточно высоким. Ему соответствовал и статус кабардинских аманатов в 1660-е годы - они были не просто объектами-гарантами шертных обязательств своих отцов перед царем, но и действовали как акторы политических процессов. Совершенно очевидно, что роль аманатов Кабарды была гораздо шире миссии гарантов договоренностей, как это обычно понимается. Они решали также и определенные дипломатические задачи, что позволяло им занимать определенное место в политической жизни не только Терской крепости и Кабарды, но и всего Кавказа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI в. -30-е годы XVII века. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 372 с.; Моков Б.М. Кабардино-русские отношения в XVII в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Нальчик, 1999. 27 с.;

2. Сокуров В.Н. О характере русско-кабардинских политических связей в 70-х годах XVII века // Сборник статей по истории Кабардино-Балкарии. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1976. Вып. X. С. 3-14; Он же. Кабардинские грамоты XVI-XVIII вв. // Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик: Кабардино-Балкарское кн. изд-во, 1981. С. 162-201; Он же. Канжальская битва и ее отражение в кабардинском фольклоре // Актуальные вопросы Кабардино-Балкарской фольклористики и литературоведения. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1986. С. 48-64; Он же.

Об изменении династической идеологии адыгских князей и возведение рода к Ною // Архивы и общество. 2007. № 1. С. 59-76.

3. Дзамихов К.Ф. Кабарда и Россия в политической истории Кавказа XVI-XVII вв. (исследования и материалы). Нальчик: Изд-во Кабардино-Балкарского ун-та, 2007. 327 с.

4. Хотко С.Х. Цивилизация Кабарды. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 540 с.

5. Озова Ф.А. Институт аманатства в Кабарде в конце 1580-х - середине 1620-х годов // Актуальные проблемы истории и этнографии народов Кавказа: Сб. ст., посвященных 60-летию В.Х. Ка-жарова. Нальчик, 2009. С. 58-87.

6. Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII вв. Документы и материалы: В 2 т. Т. 1. XVI-XVII вв. / Сост.: Н.Ф. Демидова, Е.Н. Кушева, А.М. Персов. Под ред. Т.Х. Кумыкова, Е.Н. Кушевой. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 479 с.

7. Брун Ф. Путешествие турецкого туриста вдоль по восточному берегу Черного моря // Записки императорского Одесского общества истории и древностей. 1875. Т. IX. С. 161-188.

8. Челеби Э. Книга путешествия (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Вып. II. Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. М.: Наука, 1979. 287 с.

9. Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.) / Пер. и комментарий Е.В. Бахревского. Симферополь: Крымское отделение Института востоковедения НАН Украины, 1999. 144 с.

10. Северный Кавказ в европейской литературе XIII-XVIII веков. Сб. материалов. Нальчик: ЭльФа, 2006. С. 45-139.

11. Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времен. Нальчик: ИЦ Эль-Фа, 2001. 526 с. С. 15.

12. Озова Ф.А. Очерки политической истории Чер-кесии. Пятигорск-Черкесск: РИА КМВ, 2013. 316 с.

13. Смирнов Н.А. Россия и Турция в XVI-XVII вв. // Ученые записки МГУ 1946. Вып. 94. Т. II. С. 50.

14. Мальбахов Б.К., Дзамихов К.Ф. Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством (середина XVI - конец XVIII в.). Нальчик: Эльбрус, 1996. 352 с.

15. Ахмадов Я.З. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI-XVII вв. Грозный: Чечено-Ингушское кн. изд-во, 1988. 175 с. С. 137.

16. Трепавлов В.В. "Белый царь": образ монарха и представления о подданстве у народов России XV-XVIII вв. М.: Вост. лит-ра, 2007. 255 с. С. 115.

17. SadikMufit Bilge. OsmanliQaginda. Kafkasya. 1454-1829. (Tarih - Toplum - Ekonomi). Istanbul: Kitabevi, 2012. 689 c.

18. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 127. Сношения России с ногайскими татарами, 1662. Оп. 1. Д. 1.

19. Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце

XVIII - первой половине XIX века. Нальчик: ЭльФа, 1994. 438 с.

20. Управление центрального государственного архива архивной службы Кабардино-Балкарской республики (УЦГА АС КБР). Ф. Р-1209. Оп.13. Д. 3. Л. 6.

21. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев / Вступительная статья и подготовка текста Т.Х. Кумыкова. Нальчик: Эльбрус. 1994. 232 с. С. 137.

REFERENCES

1. Kusheva E.N. Narody Severnogo Kavkaza i ikh svyazi s Rossiey. Vtoraya polovina 16 - 30-e gody 17 veka [The peoples of the Northern Caucasus and their relationship with Russia. The second half of the 16th -30s of the 17th century]. Moscow, USSR Academy of Science, 1963, 372 p.; Mokov B.M. Kabardino-russkie otnosheniya v XVII v.: Avtoref. dis.... kand. ist. nauk [Kabardino-Russian relations in the seventeenth century: A thesis submitted for the degree of Candidate of History]. Nalchik, 1999. 27 p.

2. Sokurov V.N. O kharaktere russko-kabardinskikh politicheskikh svyazey v 70-kh godakh XVII veka [On the nature of Russian-Kabardian political relations in the 70s of the 17th century]. In: Sbornik statey po istorii Kabardino-Balkarii [Collection of articles on the history of Kabardino-Balkaria]. Issue 10. Nalchik, Kabardino-Balkarian book house, 1976, pp. 3-14; Sokurov V.N. Kabardinskie gramoty XVI-XVIII vv [Kabardian ratification of the 16th -18th centuries]. In: Iz istorii feodal'noy Kabardy i Balkarii [From the feudal history of Kabarda and Balkaria]. Nalchik, Kabardino-Balkarian book house, 1981, pp. 162-201; Sokurov V.N. Kanzhal'skaya bitva i ee otrazhenie v kabardinskom fol'klore [Cangleska battle and its reflection in Kabardian folklore]. In: Aktual'nye voprosy Kabardino-Balkarskoy fol'kloristiki i literaturovedeniya [Current issues of Kabardino-Balkaria folklore studies and literary criticism]. Nalchik, Kabardino-Balkarian book house, 1986, pp. 48-64; Sokurov V.N. Arkhivy i obshchestvo, 2007, no. 1, pp. 59-76.

3. Dzamikhov K.F. Kabarda i Rossiya v politiches-koy istorii Kavkaza XVI-XVII vv. (issledovaniya i materialy) [Kabarda and Russia in the political history of the Caucasus 16th - 17th centuries (studies and materials)]. Nalchik, Kabardino-Balkarian State Univ. Press, 2007, 327 p.

4. Khotko S.Kh. Tsivilizatsiya Kabardy [Civilization of Kabarda]. St. Petersburg, St. Petersburg State Univ. Press, 2008, 540 p.

5. Ozova F. A Institut amanatstva v Kabarde v kontse 1580-kh - seredine 1620-kh gg. [Institute of amanatsu in Kabarda in the late of 1580's - the middle of 1620s]. In: Aktual'nye problemy istorii i etnografii narodov Kavkaza: Sbornik statey posvyashchennykh 60-letiyu V.Kh. Kazharova [Actual problems of history and Ethnography of the peoples of the Caucasus:

a Collection of articles devoted to the 60 anniversary of V.Kh. Kazharov]. Nalchik, 2009, pp. 58-87.

6. Kabardino-russkie otnosheniya v XVI-XVIII vv. Dokumenty i materialy [Kabardino-Russian relations in the 16th - 18th centuries. Documents and materials]. In 2 vols. Vol. 1. 16th-17th Centuries. Comp. N.F. Demidova, E.N. Kusheva, A.M. Persov. Eds. by T.Kh. Kumykov, E.N. Kusheva. Moscow, USSR Academy of Science, 1957, 479 p. Moscow, 1957, 479 p.

7. Brun F. Zapiski imperatorskogo Odesskogo ob-shchestva istorii i drevnostey, 1875, vol. 9, pp. 161-188.

8. Chelebi E. Kniga puteshestviya (Izvlecheniya iz sochineniya turetskogo puteshestvennika XVII veka). Vyp. 2. Zemli Severnogo Kavkaza, Povolzh 'ya i Podon'ya [Travel book (extracts from the writings of Turkish traveller of the seventeenth century). Issue. 2. The land of the Northern Caucasus, the Volga and the Don]. Moscow, Nauka, 287 p.

9. Kniga puteshestviya. Turetskiy avtor Evliya Chelebi

0 Kryme (1666-1667s) [Travel book. Turkish author Evliya Chelebi about Crimea (1666-1667)]. Transl. and comment. E.V. Bakhrevskiy. Simpheropol, the Crimean branch of the Institute of Oriental studies of NAS of Ukraine, 1999, 144 p.

10. Severnyy Kavkaz v evropeyskoy literature 13-18 vekov. Sbornik materialov [The North Caucasus in the European literature of the 13th -18th centuries. The collection of materials]. Nalchik, El'-Fa, 2006, pp. 45-139.

11. Popko I.D. Terskie kazaki so starodavnikh vremen [Terek Cossacks since old times]. Nalchik, El'-Fa, 2001, 526 p.

12. Ozova F. A. Ocherki politicheskoy istorii Cher-kesii [Essays on the political history of Circassia]. Pyatigorsk-Cherkessk, RIA CMW, 2013, pp. 166-205.

13. Smirnov N.A. Uchenye zapiski MGU, 1946, Issue 94, vol. 2, p. 50.

14. Mal'bakhov B. K., Dzamikhov K. F. Kabarda vo vzaimootnosheniyakh Rossii s Kavkazom, Povolzh 'em

1 Krymskim khanstvom (seredina XVI - konets XVIII v.) [Kabarda in relations between Russia to the Caucasus, the Volga region and the Crimean khanate (the middle of the 16th - 18th )]. Nalchik, Эльбрус, 1996, 352 p.

15. Akhmadov Ya.Z. Ocherki politicheskoy istorii narodov Severnogo Kavkaza v XVI-XVII vv. [Essays on the political history of the peoples of the North Caucasus in the 16th - 17th centuries] Grozny, Chechen-Ingush book house, 1988, 175 p.

16. Trepavlov V.V "Belyy tsar'": obraz monarkha i predstavleniya o poddanstve u narodov Rossii XV-XVIII vv. ["White king": the image of the monarch and understanding of citizenship among the peoples of Russia 15th - 18th centuries]. Moscow, Eastern literature, 2007, 255 p.

17. SadikMufit Bilge. OsmanliQagi'nda. Kafkasya. 1454-1829. (Tarih - Toplum - Ekonomi). Istanbul, Kitabevi, 2012, 689 p.

18. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv drevnikh aktov [Russian state archive of ancient acts]. F.127.

Snosheniya Rossii s nogayskimi tatarami [Relations of Russia with the Nogai Tatars], 1662. Op. 1. D. 1.

19. Kazharov V.Kh. Traditsionnye obshchestvennye instituty kabardintsev i ikh krizis v kontse XVIII -pervoy polovine XIX veka [Traditional institutions of the Kabardins and the crisis in the end of 18th - first half of 19th century]. Nalchik, El'-Fa, 1994, 438 p.

20. Upravlenie tsentral'nogo gosudarstvennogo arkhiva arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy

respubliki [Management of the Central state archives archival service of the Kabardino-Balkar Republic]. F. Р-1209. Op.13. D. 3. L. 6.

21. Nogmov Sh.B. Istoriya adygeyskogo naroda, sos-tavlennaya po predaniyam kabardintsev [History of the Adyghe people, compiled according to the legends of the Kabardins]. Nalchik, Elbrus, 1994, 232 p.

2 октября 2014 г.

УДК 316.4

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ВНЕШНИХ ВЫЗОВОВ (по итогам этнологического мониторинга)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г.С. Денисова

Южный федеральный округ (ЮФО) был учрежден в январе 2010 г. в составе шести субъектов федерации: Краснодарского края, трех областей (Астраханской, Волгоградской, Ростовской) и двух республик - Адыгеи и Калмыкии. При всем этническом разнообразии населения ЮФО, доминирующей этнической группой согласно данным Переписи 2010 г. в его пределах являются русские -11 602 452 чел. (83,7 %), вторая по численности группа - армяне (3,2 % жителей ЮФО), расселены дисперсно, при этом максимально концентрируясь в Краснодарском крае, Адыгее и Ростовской области. Титульные этнические сообщества Адыгеи и Калмыкии составляют в населении округа только адыгейцы (0,9 %) и калмыки (1,2 %) [1].

Анализ существующих демографических характеристик населения, основных трендов естественной динамики и миграционной активности в первом-втором десятилетиях XXI в. позволяют специалистам утверждать, что сколько-нибудь серьезное изменение этнической структуры населения в ближайшие десятилетия не предвидится [2]. Однако при сохранении отчетливой русской доминан-

Денисова Галина Сергеевна - доктор социологических наук, профессор Института истории и Международных отношений Южного федерального университета, заведующая кафедрой социальных коммуникаций и технологий, 344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 33, e-mail: [email protected], т. (863)2184005.

ты в региональном формате некоторые местные территориальные сообщества (отдельные населенные пункты или группы поселений) в течении первой трети XXI в. могут пройти через кардинальную этнодемографическую трансформацию, чреватую ростом межнациональной конфликтности. Достаточно высокая степень этнической и конфессиональной однородности населения округа не исключает известной пространственной мозаичности этнокультурного ландшафта ЮФО и, соответственно, не является гарантией от роста межнациональной напряженности, чреватой подчас весьма острыми конфликтами. Эти проблемы находятся в постоянном внимании ученых, анализирующих как общефедеральные процессы [3-6], так и характер межэтнических отношений на региональном уровне [7-11].

Анализ состояния межэтнических отношений в ЮФО проводится постоянно действующим экспертным советом, в который вошли ученые Ростова-на-Дону, Краснодара, Астрахани, Волгограда, Республики Калмыкия, и Адегеи. Соответствующая аналитическая работа была проведена в 2013 г. [1] и продолжена в рамках этнологического мониторинга в регионах Южного федерального

Galina Denisova - Southern Federal University, 33, Bolshaya Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2184005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.