Научная статья на тему 'Роль кафедры в перестройке учебного процесса'

Роль кафедры в перестройке учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль кафедры в перестройке учебного процесса»

ческого факультета): Нужно более четко определить стоимость обучения специалистов. Мы резко перешли на оплату с 3 тыс. на 15 тыс. рублей, а

специалисты МЭИ определяют эту

стоимость в 6 тыс. рублей. Что касается договоров с первокурсниками, то необходим весь первый семестр, чтобы решить эти вопросы, а приемной комиссии нельзя связывать руки этими документами.

А. И. Сухарев: Мы сошлись в одном:

ч

проведи мы такое совещание в апреле, и пяти процентов мыслей, которые сегодня звучали, не было бы высказано. Был бы абстрактный, лозунговый, призывный разговор. Сегодня мы достигла высокого уровня компетентности в вопросе, имеющем историческое значение для университета.

Что здесь вырисовывается как согласие? Что рынок резко повышает требование к качеству и базируется на продукции, конвертируемой по качеству и оптимизированной по количеству. Что, кроме рынка, может отрегулировать количество? Здесь звучали ссылки на Госплан. Сегодня полагать, что Министерство народного образования даст точные данные, сколько учителей в какой район ему понадобится на такой-то год, — это абсурд. На Госплан полагаться не нужно. Перспективное регулирование мы должны взять в собственные руки. Само дело будет строиться на прямых трехсторонних договорах, альтернативы которым нет. Без самостоятельной экономики автономии университета быть не может. Если мы станем экономически не-

зависимыми, обеспеченными, тогда мы сможем претендовать на высокий престиж. Это' вопрос перестройки университета. Я разделяю критические замечания в разных аспектах, но иным путем нам Рубикон не перейти.

По срокам завершения договорной кампании мне хотелось бы призвать вас не выходить за пределы декабря. И вот почему. Чтобы вступить в 1991 год, нам необходимо время для состав лен И(Я с к о о р д и ни ров а нн ого плана. Давайте постараемся составить графики до начала декабря. Мы пойдем по полймодельной линии: будем исходить из того, где удобен отраслевой принцип, где территориальный.

К вопросу о стопроцентном заключении договоров. Не расслабляйте себя и коллег, давайте ориентироваться на то, что мы постоянные спонсоры каждого студента. Не все осознали, что

это трехсторонний договор, где все

стороны равные. Главное — человек,, его потенциал.

По плану приема1? Я беру на себя полную ответственность заявить, что у нас нет плана приема. Мы принимаем ровно столько студентов, сколько надо и сколько мы способны качественно подготовить. Давайте формировать новый взгляд. Что касается приема на вечернее и заочное отделения, то нужно его откорректировать, чтобы к вступительным экзаменам план был.

У меня остается глубокое удовлет^ ворение высоким профессионализмом и * гражданской ответственностью, с какими шло обсуждение этого важного для жизни университета вопроса.

КАФЕДРА-ОСНОВА УНИВЕРСИТЕТА

РОЛЬ [КАФЕДРЫ В ПЕРЕСТРОЙКЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Профессор Н. И. АТЯСОВ

В последнее время все громче звучат голоса о неблагополучном положении в системе образования как одной

из причин социальных и экономических трудностей в стране. Уровень подготовки специалистов не соответствует но-

стоянно возрастающим требованиям к их квалификации. Полузнания, как справедливо указывает академик Ю. А. Рыжов, обходятся дороже невежества, особенно когда недоучка облекается доверием и властью.

Причина создавшегося положения прежде всего заключается в том, что структура и содержание преподавания не менялись длительное время, что способствовало отставанию науки, которая, будучи строго централизованной, имела крайне ограниченные возможности для удовлетворения творческих интересов студентов. Кроме того, подготовку специалистов серьезно тормозят слабая материально-техническая база, отсутствие или недостаток полноценных учебников, низкий уровень учебной и методической литературы, порой недостаточно высокая профессиональная подготовка преподавателей и др.

Как показывает реальная жизнь, другая причина состоит в том, что сегодня, к сожалению, нет объективных условий, побуждающих студента к целенаправленному, интенсивному труду, по существу, нет необходимости хорошо учиться, так как вознаграждение за труд специалиста не зависит от качества его работы и компетентности.

Один из выходов из тупика видится в кардинальном изменении содержания и организации учебного процесса, который призван не только давать целостное образование и прочные, разносторонние знания, но и оказывать нравственное и воспитательное воздействие на умы и сердца студенческой молодежи.

Это относится и к сфере высшего медицинского образования. Во всех звеньях обучения стало настоятельно необходимым в первую очередь дать студенту основательную общую и профессиональную подготовку и, что не менее важно, необходимую базу для постоянного совершенствования в течение всей трудовой деятельности.

Не касаясь экономических аспектов проблемы обучения, являющихся предметом с±1ециального исследования, остановимся на вопросах кардинального

улучшения подготовки студентов н^ кафедре общей хирургии.

Задачи, стоящие перед кафедрой по* повышению качества подготовки специалистов, позволяет решать наличие в ней таких структурных подразделений, как аспирантура, экспериментальная: лаборатория, клиники основной базы и филиал кафедры — республиканский ожоговый центр.

Наряду с психолого-педагогической подготовкой преподавателей, повышением их эрудиции и культурного уровня на заседаниях кафедры стали более заинтересованно и конструктивно обсуждать проблемы методологии преподавания, чаще практиковать открытые занятия, приглашать на них представителей деканата, других хирургических кафедр и курсов.

Известно, что наиболее полноценна и продуктивно осуществляют процесс обучения преподаватели, активно занимающиеся научной работой. Только они, знающие цену исследовательскому поиску, могут дать студентам необходимые знания, привить интерес к творчеству и открытиям. Кроме того, широкое развитие научных исследований на кафедре с участием аспирантов и сту-» дентов позволяет постоянно совершен-ствовать учебную работу, модернизиро^ вать лекционный процесс и практические занятия, не только в тематических: учебных комнатах, но и у постели больных.

Поэтому все наши сотрудники ведут научные исследования по тематике кафедры. Начав их еще в студенческие годы, они выросли до кандидатов наукг а в настоящее время работают над докторскими диссертациями. Это же можно сказать и о 18 работающих в Саранске наших учениках, защитивших диссертации, пятеро из которых заведуют кафедрами (профессора П. И. Шеле-стюк и И. Н. Пиксин, доценты Н. К. Аношкин, В. М. Мамыкина й В.И. Махров).

Как известно, перестройка на клинической кафедре — сложный и многогранный процесс, от успешного развития которого зависит качество подго-

ЧГ ОВ КII

врача и во многом будущее клинической медицины. . '

..Кафедра общей хирургии располагается на базе республиканской клинической больницы, является структурно-функциональной единицей медицинского факультета. Ее коллектив трудится в тесном сотрудничестве с органами практического здравоохранения.

Учитывая, что учебники по хирургии значительно устарели, а информация о ее достижениях, как и в других областях науки, через каждые несколько лет удваивается, мы считаем очень важным, что по большинству разделов учебной программы кафедра имеет свои признанные, в том числе и за рубежом, научные концепции. Они явились результатом многолетних клини-ко-энспериментальных исследований, легших в основу двух научных направлений: в области комбустиологии (учения об ожогах) и анестезиологии, реаниматологии и трансфузиологии.

Кроме того, основные материалы научных работ, которые подробнее бу-.дут рассмотрены ниже, изложены в

18 монографиях и учебных пособиях,

19 методических письмах и рекомендациях, 14 авторских свидетельствах,

12 изданных с целью внедрения методов лечения в практику сборниках научных трудов по материалам проведенных по инициативе кафедры научно-практических конференций, 55 защищенных под нашим руководством диссертациях (из них 10 докторских), многих журнальных статьях, в том числе опубликованных в 16 зарубежных изданиях, в выступлениях с докладами на научных форумах. Активно ведется

рецензирование специальной литературы, изданной центральными издатель-

• ствами, а также медицинскими факультетами и институтами страны."

В учебном процессе используются 26 цветных озвученных кинофильмов, 17 тематических стендов, таблицы, слайды, арсенал которых постоянно пополняется, а также различные хирургические аппараты и ■ инструменты,

13 из которых, созданные сотрудника-

• ми кафедры, экспонировались'на юбилейных выставках Мордовского уни-

верситета и в Киеве (1989 г.). Этот материал с интересом воспринимается студенческой аудиторией.

.Остановимся на некоторых разработанных на кафедре концепциях, излагаемых на лекциях и практических занятиях по разделам учебной программы ' в дополнение 'к материалу учебника по общей хирургии.

В разделе программы «Антисептика и асептика» мы используем учебное пособие доцента В. М. Мамыкиной «Стафилококковая госпитальная инфекция» (1982 г.) и материалы ее исследований по патогенным и иммуно^енным свойствам эпидермальных стафилококков.

'•Раздел «Местное обезболивание» дополнен сведениями о разработанной нами внутрикостной новокаиновой анестезии, изложенной в ' монографиях «Внутрикостная анестезия в амбулаторной практике» (1958 г.) и «Внутри-костное обезболивание в амбулаторной хирургии» (1962 г.): Знакомим студентов с методом проводниково-футлярной 'анестезии, разработанным С. А. Аксеновым при выполнении кандидатской диссертации (1988 г.).

При анализе темы «Общее обезболивание» изучаем методй ускорения восстановления самостоятельного дыхания у оперированных под масочным наркозом с помощью переливания перед началом анестезии свежецитратной крови, исследованные в кандидатской диссертации К. П. Бугробой (1970 г.). В теме «Эндотрахеальный наркоз» изучаем метод инъекции мышечных релаксантов в венозное русло костей во время интубации трахеи/ когда невозможны внутривенные вливания (по материалам кандидатской диссертации М. С. Акулова, защищенной в 1981 г.).

В разделе «Кровотечение и крово-потеря» даются дополнительные сведения из кандидатской диссертации К. П. Минеева (1986 г.) по анатомо-хи-рургическому' обоснованию массивного кровотечения при травме таза и некоторых лечебно-Диагностических мероприятиях в связи с этим. Здесь же сообщается' о переливании фибринолиз-,ной (трупной) крови (исследование В." М. Денисова — 1968 г.) и об особен-

ностях переливания крови у детей, описанных в кандидатской диссертации Л. Ф. Тарасовой (1970 г.). Рекомендуется наше совместно с Н. А. Кры-жановекой учебное пособие «Изменения периферической крови и костномозгового кроветворения под влиянием интенсивной .трансфузионной терапии»

(1972 г.).

Излагая тему «Переливание крови», одно из практических занятий по которой проводим на станции переливания крови, знакомим студентов с материалами докторской диссертации И. Н. Пикрина «Аутогемотрансфузия в плановой хирургии» (1983 г.) и кандидатской диссертации В. А. Лазарева (1988 г.), посвященной новому методу переливания крови непосредственно в сосуды печени, исключающему эмболии микросгустками. Рекомендуем познакомиться также с нашей монографией (1959 г.) о методе, безболезненных струйных внутрикостных вливаний, а также с материалами о трансфу-зионных средах, представленными на учебном стенде.

Особое внимание уделяем разрабатываемому учеными университета высокоэффективному методу переливаний крови при различных заболеваниях после воздействия ультрафиолетовыми лучами.

В разделе «Хирургическая операция» анализируются преимущества разработанного нами метода предупреждения операционного шока превентивным дробным нагнетанием кровезаменителей в наиболее травматичные моменты операции на фоне обычной. капельной инфузии. Этот метод подробно описан в учебном пособии (1983 г.). Здесь же изучаются вопросы лечения функциональных расстройств сердца, которым также посвящено

учебное пособие (1986 г.).

В темах «Повреждения» и «Десмургия» используем наше совместно с Н. И. Реутом учебное пособие «Техника десмургии при повреждениях мягких тканей и переломах костей» (1977 г.), рекомендуем студентам материалы кандидатских диссертаций Э. М. Авербуха о послеампутационных

болях (1974 г.) и И. С. Капитанского о лечении повреждений дистального отдела голени и стопы (1988 г.), предлагаем познакомиться с докторскими диссертациями В. В. Азолова (1977 г.) и Г. И. Дмитриева (1980 г.), посвященными реконструктивно-восстановитель-ным операциям на конечностях при па-следствиях травм.

В разделе «Общие вопросы терминальных состояний и клинической смерти» обращаем особое внимание студентов на то, что в результате многолетних исследований венозного русла костей был пересмотрен пессимистический взгляд на него как «на путь от отчаяния» и значительно расширены показания к его применению при невозможности внутривенных вливаний. Этой проблеме посвящены наша монография «Внутрикостный путь введений в хирургической, анестезиологической и реаниматологической практике» (1970 г.) и учебный стенд. Использование внутрикостного пути для инъекций стимуляторов сердечной и дыхательной деятельности по экстренным показаниям и с принципиально новой целью—для нагнетания лекарственных средств при терминальных состояниях и клинической смерти расширило возможности современной реаниматологии, особенно на догоспитальном этапе, о чем свидетельствуют результаты исследований наших учеников В. К. Ка-мерина (1971 г.), С. П. Перетягина (1975 г.), Л. Н. Артюховой (1982 г.), Е. И. Яковлевой (1984 г.) и Ю. Г. Шарова (1986 г.). Они получили высокую оценку на международных съездах в Гаване (1974 г.), Софии (1988 г.), Праге (1989 г.) и Москве (1989 г.). •

Об эффективности метода при массовых травмах и стихийных бедствиях нами был сделан доклад на международной конференции «Медицина катастроф», проходившей в 1990 г. в Москве, материалом для которого послужили результаты успешного его применения в Челябинском ожоговом центре при лечении пострадавших в железнодорожной катастрофе в Башкирии в июне 1989 г. На этом основании Прези-

двум ученого совета МЗ РСФСР рекомендовал организовать в Саранске" региональный центр медицины катастроф.

В настоящее время студенты-круж-коацы вместе с сотрудниками кафедры участвуют в проведении экспериментальных исследований указанного метода при комбинированных поражениях (ожог на фоне обескровливания), включенных в ряд общесоюзных программ и в курируемую университетом КНТП «Человек и свет». Фрагменты исследований по данной проблеме вошли в диссертации наших учеников Н. В. Немечкина (1977 г.), М. Д. Романова (1978 г.), А. Н. Беляева (1978 г.), С. А, Козлова (1982 г.), В. Д. Пивкина (1982 г.), Н. А. Окунева (1985 г.), В. И. Махрова (1986' г.), И. В. Бегоулова, (1986 г.), И. С. Котло-ва 0986 г.), И. И. Черняева (1989 г.).

Проблемам ожогов кафедра уделя-• ет особое внимание, увеличивая коли-

чество часов за счет других ; разделов, так как ни на одной1 кафедре эта тема больше не изучается. Прежде всего основательно знакомим студентов с разработанной коллективом кафедры системой активного хирургического лечения тяжелообожженных, ставшей основным методом лечения в ожоговых, центрах страны и за рубежом. Следует отметить, что доклады по данной проблеме сделаны нами на международных съездах в Софии (1980, 1984, 1988 гг.), Праге (1989 г.), включены в программы международных конгрессов в Тель-Авиве (1990 г.) и Будапеште (1990 г.).

. Указанный метод позволяет восстановить кожный покров на обширной площади ран в предельно сжатые сроки, до развития необратимых изменений в организме, и приводит к выздоровлению многих крайне тяжелых больных, ранее считавшихся обреченными. Для углубленного его изучения рекомендуем студентам нашу монографию «Система активного хирургического лечения тяжелообожженных» (1972 г.), методические.указания «Как оказать первую помощь при ожоге» (1982 г.), а также знакомим с фрагментами выполненных диссертаций — докторских: В. А. Гузеева (1971 г.), С. П. Пахомова

(1971 г.), Т. А. Аралбаева (1986 г.) и кандидатских: Н. А. Пономаревой (1968 г.), Э. Р. Сово (1969 г.), С. И. Киселева (1971 г.), А. А. Карпушина (1971 г.), Г. А. Шифриной (1974 г.), Ю: Д. Ждакова (1974 г.), С. Я. Якушева* (1974 г.), Е. Н. Матчина (1975 г.), Г. Н. Галустова (1976 г.), В. А. Оголь-цовой (1982 г.), Т. М. Клевцовой

(1989 г.).

При изучении темы «Электротравма» студенты пользуются методическими указайиями «Как оказать Rпервую помощь при поражении электрическим

током» (1986 г.).

В разделе «Отморожения» сообщаем о разработанном нами принципиально новом методе «внутреннего оттаивания» конечностей с одновременной внешней термоизоляцией пораженных холодом тканйй ватно-марлевым и другими повязками, позволяющими ограничить зону омертвения или предупредить его возникновение.

Излагая тему «Раны», останавливаем внимание на новых методах их лечения, описанных в кандидатской диссертации С. И. Киселева (1971г.), в учебных пособиях «Лечение'ожоговых ран» (1978 г.), «Аэрозольтерапия ран антибактериальными препаратами» i (1980 г.), «Лечение ран донорских участков» (1989 г.), а также в методических указаниях «Лечение ран 15 % про-полисоврй мазью» (1964г.), «Использование детергента «Новость» в борьбе с инфекцией при местной подготовке ран» (1972 г.). Касаясь оперативного лечения ран,- рекомендуем изучить методы их закрытия сетчатыми кожными трансплантатами, подробно изложенные в нашей совместно с Е. Н. Матчи-ным монографии «Восстановление кожного покрова тяжелообожженных сет-¡чатыми трансплантатами», изданной в

1989 г.

При изучении темы «Острая гнойная инфекция» знакомим студентов с разработанным нами методом лечения гнойных заболеваний, конечностей созданием высокой концентрации, вводимых в венозноеfрусло костей антибиотиков, сообщаем сведения, полученные профессором П. И. Шелестюком в процессе разработки проблемы лечения

гнойного перитонита (1981 г.), данные кандидатской диссертации А. М. Брло-

шгчева (1990 г.) о лечении гнойно-воспалительных заболеваний легких с прогнозированием их исходов.

В разделе «Хирургический туберкулез» даются сведения из кандидатской диссертации В. Н. Гурьянова «Результаты хирургических вмешательств у больных туберкулезом легких при своевременном и несвоевременном выполнении операций» (1979 г.).

На занятиях в соответствующих разделах программы студентам даются сведения о впервые примененных нами в Мордовии современных методах де-токсикации организма (вливаниях в печеночное и лимфатическое русло, ге-молимфосорбции, АУФОК-терапии).

Ряд занятий проводим в экспериментальной лаборатории кафедры, где .знакомим студентов с необходимыми в практической и научной работе сложными методами кардиоспироэнцефало-ррафии, инструментальными и клинико-биохимическими исследованиями, а

J

также реанимационными мероприятиями. Наиболее- активные из них получают самостоятельные темы, участвуют

в опытах т-га животных, результаты 'Которых докладыйают на Огаревских: чтениях, научных .конференциях, публикуют в печати (более 20 работ), используют в дипломных и даже диссертационных работах. С 1982 г. на кафедре работает студенческий научно-

исследовательский внедренческий отряд.

Повышению интереса к учебе во многом способствует выполнение на кафедре приоритетных, опережающих время комплексных экспериментально-клинических научных исследований, включенных в ряд общесоюзных научных программ.

Серьезным недостатком, затрудняющим педагогический процесс, является слабая материальная баш; перегруженность ассистентов учебной работой, что препятствует их профессиональному росту, гуманизации учебно-восйята-телъного процесса, постижению мирового педагогического опыта.

Коллектив кафедры не останавливается на достигнутом, продолжая ак^ тивно совершенствовать учебный, научный, воспитательный процесс и клиническую деятельность.

КАКОЙ ИНЖЕНЕР НУЖЕН СЕЛУ

Профессор П. П. ЛЕЗИН

Обеспечение страны продовольствием является наиболее острой проблемой, от которой зависят судьба перестройки, ее скорость и даже направленность. Быстрое продвижение в этом направлении в значительной мере облегчит консолидацию всех перестроечных сил, обеспечит стабильность развития процесса перестройки.

Перестройка социально-экономических отношений на селе, внедрение новых форм организации сельскохозяйственного производства резко повышают роль" и ответственность специалиста. Его квалификация и отношение к "делу являются определяющими в увеличении производства сельскохо-

зяйственной продукции и в конечном с тете — в успешной реализации продовольственной программы. От; . него зависит не только эффективность использования материальных ресурсов, прогрессивных технологий в растениеводстве и животноводстве, но и внедрение новых социально-экономических отношений на селе.

Не секрет, что нередко именно специалисты, которые обязаны вести работу по внедрению новых форм хозяйствования, являются тормозом в этой работе. В чем же дело? С одной стороны, это несовершенство экономических отношений в аграрном ..секторе, заключающееся в недостаточной -заяк-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.